Конспект экологического досуга для старшей группы "чудесное природы пробужденье". Спортивно-экологическое развлечение в старшей группе в детском саду с презентацией
Цель : пропаганда экологических знаний, воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья.
- Формирование двигательных навыков в соответствии с программой по физическому воспитанию.
- Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
Оснащение: экознаки, атрибуты для эстафет, фонограммы.
ХОД УРОКА
Дети входят в зал, садятся.
Ведущий: Ребята, посмотрите, паучок спускается на своей паутинке, а в лапках его листочек. Да здесь что-то написано… (читает):
“Дорогие ребята, я жил в друзьями в лесу. Но случилась беда! Люди, которые приходили за грибами и ягодами оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Произошла экологическая катастрофа: все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!”
Ну что, ребята, вы дружные? – Дружные.
Вы смелые? – Смелые.
И веселые? – Веселые.
Тогда отправляемся выручать лес из беды! Надевайте пилотки! Наш экологический десант готов отправиться в путь!
I. Ходьба с препятствиями.
Ведущий: По тропинке шли, по кочкам через болото прыгали, по бревну прошли, под ветками проползли и очутились в лесу.
II. Составление плана совместно с детьми “Помощь лесу”:
“Затуши костёр” - командная эстафета (дети с лейкой бегут к “костру”. Чья команда быстрее пробежит).
“Собери мусор” - командная эстафета по уборке мусора (в обручах мусорные кучи – чья команда быстрее соберёт мусор в урны).
Акция “Помоги дереву” - уход за деревьями (по 2 человека от команды: кто быстрее “побелит” ствол /имитация дерева/ и белая гуашь).
Соревнование “Посади цветы” - посадить цветы (чья команда быстрее и оригинальнее посадит цветы на клумбу).
Викторина “Кто, где живёт?” - помочь животным (фигурки животных вернуть в места обитания, можно добавить животных жарких стран, нереальных персонажей – проверка знаний детей).
Командная эстафета “Помоги животным”.
III. Реализация плана.
Командная эстафета “Затуши костер”. Участвуют две команды: “Ромашка” и “Колокольчик”. Подведение итогов.
“Экознаки” ): Не разжигай в лесу костер! Помни: на земле, после костра пять лет не сможет расти трава!
Командная эстафета “Собери мусор”. Подведение итогов
Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки” ): Не оставляй мусор в лесу! Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто!
Акция “Помоги дереву”. По два участника из каждой команды “лечат” дерево.
Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки” ): Не ломай ветки у деревьев! Помни: чем больше деревьев, тем чище воздух!
<Рисунок 1>
Ведущий: Молодцы, ребята! Успешно справились с заданиями, лес стал чистым, и в нем снова могут расти растения.
Командная эстафета-соревнование “Посади цветы”. Подведение итогов.
Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки” ): Не рви цветы в лесу, на лугу. Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дадут семян, не будет семян – не будет цветущих растений.
<Рисунок 2>
Экологическая викторина “Кто, где живет?”. Педагог называет животное, ребенок – место обитания.
Командная эстафета “Помоги животным”. Подведение итогов.
Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки” ): Не лови в лесу животных! Помни: это лесные жители, им будет плохо в квартире рядом с человеком. А лес – их родной дом!
<Рисунок 3>
Сегодня мы совершили много добрых дел для матушки - природы? И она отплатит нам тем же. Мы будем дышать чистым воздухом, собирать грибы и ягоды и слушать пение птиц….
Звучит фонограмма “Звуки леса”.
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы собирая,
Что Землю нужно тоже охранять.
Она, как мы, такая же - живая!
Спортивно – экологическое развлечение «Ушастые животные»
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект спортивно-экологического развлечения для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ на тему: «Эти ушастые животные». Материал будет полезен не только инструкторам по физическому воспитанию, также его могут использовать воспитатели и педагогу дополнительного образования по экологическому воспитанию. Данный конспект поможет легко и непринужденно дать детям элементарные представления о животных чередуя их с подвижными играми и эстафетами.Цель : формирование элементарных представлений о роли органов слуха в жизни животных, насекомых; птиц.
Задачи:
1. Расширить представления о животном мире нашей планеты.
2. Развивать любознательность.
3. Воспитывать чувство восхищения миром Земли и разнообразным животным миром.
Оборудование: мультимедиа, презентация с изображением зверей – слона, зайца-беляка и русака, ушастого ежика, бабочки, щуки, вороны; 2 больших мяча, изображение на большом листе кролик с открытым ртом, 2 моркови, бабочки на шнурке, 2 палочки, закрепленные с двух концов веревке, в середине которой привязана щука, аудиозапись голоса птиц.
Ведущий. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Мне пришло интересное письмо. Свои портреты нам прислали самые ушастые животные. Хотите посмотреть? Но чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Готовы? (Ответы детей).
Отгадай, кто он такой
Очень сильный и большой.
У него предлинный нос
И короткий тонкий хвост.
Бивнями зовут клыки,
Уши очень широки. (Слон) (слайд 2)
(Слайд 3) На экране изображение африканского слона. Уши у слона очень большие, длина достигает полутора метра. А также слоны очень помогают людям. Они перевозят на большие расстояние разные тяжести. Сейчас и мы с вами побудем в роли слонов.
Эстафета «Кто быстрее»
Участвуют 2 команды по 5 человек. У первых играющих по большому мячу. По сигналу дети встают на четвереньки и двигаются, подталкивая лбом мяч до ориентира, возвращаются обратно бегом, передавая эстафету следующему участнику.
Ведущий: слушайте следующую загадку. (слайд 4)
Серый Столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки -
Бегом без оглядки (Заяц)
(Слайд 5). Посмотрите на экран это портреты двух зайцев, двух друзей. Один русак, другой беляк. Внимательно посмотрите и скажите, чем отличаются они друг от друга? Конечно ушами. Если загнуть уши вперед у русака, они будут длиннее носа. А у зайца-беляка не дотянуться даже до носа.
Эстафета «Кто быстрее прыгает»
Дети делятся на две команды – русаки и беляки. Дети поочередно прыгают на двух ногах до стула и обратно. Побеждает та команда, которая пропрыгает быстрее.
Ведущий: Еще одна загадка, слушайте. (слайд 6)
Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живёт пушистый (Кролик)
Ведущий: (Слайд 7) Вы знаете чем отличаются кролики от зайцев? (Ответы детей). Кролики животные социальные, то есть в дикой природе они живут группами, а зайцы больше склоняются к одиночеству.
Игра «Накорми кролика»
Ребенку завязывают глаза и ставят на некотором расстоянии от портрета кролика. Участник должен постараться «накормить кролика» – попасть морковкой ему в рот.
Слайд (8)
Бежит между елками
Живой клубок с иголками
Вдруг, волк навстречу появился
Клубочек вмиг остановился. (Ежик)
Ведущий
: (Слайд 9). Посмотрите, какой ушастый ежик. Ушастый еж отличается от обыкновенно большими ушами (3-5 см). Но не только. Еще ушастые ежики быстрее бегает чем обыкновенный ежик и при опасности сворачивается в клубок неохотно, а чаще пытается убежать от опасности, при этом шипя и подпрыгивая. И он отличный охотник.
Игра «Еж и мышка»
Дети встают в круг, взявшись за руки. В кругу – мышка, ежик – за кругом. Дети идут по кругу и поют:
«Эй, веселый народ!
Становись в хоровод!
Будем весело играть,
Нашу мышку выручать».
Дети поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца, через которые пробегает мышка и старающийся ее поймать еж. Нельзя пропускать ни одного воротца.
Ведущий:
(Слайд 10) Итак, мы с вами рассматривали картинки зверей, у которых наружные уши, или, как их называют, ушные раковины, необычны. А теперь посмотрим на изображение насекомого, которое носит барабанные перепонки между грудью и брюшком. Это загадка про него.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка) (Слайд 11)
Эстафета «Поймай бабочку»
Дети делятся на две команды. На противоположной стороне натянута веревка на которой прицеплены бабочки. Участники по очереди добегают делают один прыжок и стараются достать бабочку. Возвращаются к команде передают эстафету следующему. Выигрывает та команда, которая больше поймала бабочек.
Ведущий: (Слайд 12)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка!
Конечно, это… (Щука) (Слайд 13)
Рыбы держать свой орган слуха в животе. Чувствительные клетки на боку служит наружным ухом у них, а плавательный пузырь - барабанной перепонкой.
Конкурс «Кто скорее поймает щуку»
Два участника конкурса наматывают веревочку на палочку, стараясь быстрее поймать рыбку на удочку, которая привязана к веревке.
Ведущий:
(Слайд 14) Вот мы и дошли до последнего портрета. Это портрет птицы. А вот что за птица отгадайте? (Слайд 15) Но что-то не вижу я у нее ушей. А между прочим очень прекрасно все слышат. Роль наружного уха у них выполняют перья, которые расположены особым образом.
Черная птица меня не боится,
Моргнет удивлено и каркнет. (Ворона)
Игра «Воронушка»
Играющие размещаются небольшими подгруппами в четырех углах зала. Ведущий в середине. Сначала он идет к одному из углов и, взяв за руки участников игры, образуя кружок. Последний в кружке становиться воронушкой и встает в середине кружка.
Утром пряжи напряду,
К речке - реченьке пойду.
На сухой сосенушке
Сплету гнездо ворорнушке.
С повторением стихотворения ведущий, направляясь к другой подгруппе детей, «вьет гнездо». Последняя строка произноситься теперь: «сплету гнездо соловушке». Соловушка становиться тоже в середину. В третьем углу образуется гнездо для скворушки, а в четвертом – для совушки. Под звуки музыки играющие-птицы разбегаются по всему залу и с прекращением звучания останавливаются. По сигналу все играющие должны быстро собраться около своей птицы. Выигрывает та подгруппа, которая сделала это первой.
Вот какие у нас замечательные ушастые животные.
Подведение итогов. (Слайд 16)
Презентация на тему: Спортивно – экологическое развлечение «Ушастые животные»
1. Образовательные задачи:
— расширять знания о лесе и его обитателях;
— закреплять правила поведения на природе.
2. Развивающие задачи:
— развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
— развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
— воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
— картины с изображением птиц, зверей, деревьев, насекомых, контуры цветов, поляна-ватман;
— картинки с изображением листьев деревьев;
— аудиозапись голосов птиц;
— карточки с изображением следов животных;
— «чудесный мешочек»;
— обруч гимнастический.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)
II. Основная часть.
1. Правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Мы в лесу. Повторим правила поведения в лесу.
Дети рассказывают:
1. Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.
2. Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.
3. Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.
4. Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
2. Деревья в лесу.
Воспитатель:
Лес наш необычный, он волшебный — в нем растут загадки, а это еще интересней. Как вы думаете, что такое лес?
Дети отвечают.
Воспитатель: С помощью загадок мы выясним, какие деревья растут в нашем лесу.
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
(Ели)
Не береза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зеленой.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей.
(Дуб)
Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»
Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.
3. Поговорим о птицах.
Воспитатель:
Каких птиц вы услышали? Какие бывают птицы? А что значит – перелетные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю вам загадки о птицах.
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут… (кукушки)
Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета,
Песнь красива ее и долга –
Флейтой свищет в лесу… (иволга)
Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза – пятачком,
Ушастая голова, это… (сова)
Воспитатель: Отгадали все загадки. Умеете по голосу узнать птицу. Предлагаю игру «Совушка».
Ход игры. Обруч лежит на полу. Это «гнездо совы». В него становится ребенок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».
Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.
На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.
На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в свое «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.
4. Зверей узнаем по следам.
Воспитатель:
Не только птицы живут в нашем лесу. А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»
Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением следов животного и отвечают, кому они принадлежат. (Заяц, белка, ёж, лось)
Воспитатель:
Вспомните загадки о том животном, чей след угадали.
Дети рассказывают загадки.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)
На спине его иголки
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (ёж)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)
Воспитатель: По следам отгадали животных. Загадки о них знаете. Пусть звери спокойно живут в лесу.
5. Цветочная поляна.
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку ребенок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)
В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)
В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их
Без всякой подсказки.
(Ромашки)
С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.
Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу?
6. Шестиногие малыши.
Воспитатель:
Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
III. Заключительная часть.
1. Главный человек в лесу.
Воспитатель:
Кто следит за порядком в лесу, а если нужно, помогает всем его обитателям?
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет — кто? (Лесничий)
Воспитатель:
Да, ребята, лесничий (егерь)
– главный человек в лесу. В чем заключается работа лесничего?
Дети отвечают.
Воспитатель обобщает ответы детей:
— Лесничий руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес поделён на участки. За каждый участок отвечает лесничий.
2. Подведение итогов.
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Кого вы встретили, путешествуя по лесу?
Дети отвечают.
Воспитател ь:
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 города Ельца»
для детей старшей группы "Мы –
гости в лесу"
Елец – 2017 г.
Цель : Экологическое воспитание детей.
Задачи : Совершенствовать экологические знания.
Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.
Доставить детям радость от участия в празднике.
Оборудование : косынки зеленого и голубого цвета (повязать заранее в группе), канат, мешки для мусора, "мусор" (ветки, бумага, пластиковые бутылки), 4 корзины с наклеенным изображением бумаги и пластиковых бутылок, мячи синего и желтого цвета, 2 обруча, шишки, подарки-карандаши.
Ход:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Чтобы очутиться там, давайте закроем глаза и представим - птички щебечут, песенки поют, ветер ласкает ваше лицо, играет вашими волосами, деревья шумят листвой. (В это время разбрасывается мусор и появляется Леший)
Вокруг себя обернись и в лесу окажись!!!
Леший сидит на пеньке и плачет.
Воспитатель : Ой, почему вы плачете, кто вы?
Леший : Я Леший, хранитель леса. Сегодня снова приходили люди, посмотрите во что они превратили мои владения…Кругом мусор, бутылки, сломанные ветки, гнезда разорили…
А вы с чем пожаловали? Тоже пришли губить лес?
Воспитатель: Нет, мы пришли погулять в лесу, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом.
Дети знают как вести себя на природе.
Леший : Правда? Не верится мне. Ведь очень многие люди вытворяют вот такое. Интересно послушать, что же вы знаете о правилах поведения.
(Ответы детей)
Воспитатель : Ты не переживай, дети лес не обидят. Они готовы помочь убраться и привести тут все в порядок.
Леший : Они же маленькие, и, наверное, слабые. Работы то тут много.
Воспитатель : А мы покажем, как дети канат перетягивают.
Игра "Перетяни канат"
Дети делятся на 2 команды по цвету косынок и по сигналу воспитателя перетягивают канат
Леший : Вижу, что сильные, и правила поведения в лесу знаете. Думаю, можно вас взять в помощники. Будем убирать мусор. Держите мешки и осторожно соберем все, приведем в порядок полянку.
А знаете ли вы, что мусор принято сортировать перед тем, как выкинуть? Бумагу, пластик, пищевые отходы, все выкидывают раздельно. Как думаете, для чего так делают?
(Ответы детей)
Воспитатель : Давайте поиграем в игру, которая называется "Рассортируй мусор "
Делимся на 2 команды по цвету косынок. Перед каждой командой стоят 2 корзины. На одной изображена бумага, на другой - пластиковая бутылка. Команда выстраивается за черту, участник берет по синему и желтому мячу, синим пытается попасть в корзину с бумагой, желтым - в корзину с пластиком. Победитель выявляется путем подсчета правильно рассортированных мячей в корзине.
Леший : С заданием справились хорошо. Не забывайте для чего нужно сортировать мусор.
Воспитатель : Ой, посмотрите, у некоторых деревьев коры нет…
Леший : Эххх… Теперь зачахнет дерево, заболеет.
Воспитатель : А как думаете, нужны ли нам деревья?
Леший : Давайте-ка я вам вопросы задам, а вы ответьте мне. Посмотрим что вы знаете о лесе.
Для чего нужен лес? (чистый воздух, бумага, строительные материалы)
Деревья живые или нет? Почему? (дышат, растут)
Какие деревья нужно спиливать в лесу? (больные)
Отчего деревья болеют? (поселились вредные насекомые)
Кто лечит деревья? (Дятел)
Как можно помочь птицам? (повесить кормушки, скворечники)
Воспитатель : А как думаете, чем питаются звери зимой? (делают припасы осенью)
Давайте поиграем в игру "Соберем припасы"
Делимся на 2 команды. Перед каждой командой лежит обруч, кругом разбросаны шишки. Вам нужно собрать шишки внутрь обруча. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество шишек.
Леший : Молодцы ребята! Мне пора идти, работы в лесу много. Рад был с вами познакомиться.
Спасибо что помогли убраться в моем доме. Никогда не забывайте правила поведения на природе, берегите лес и помните – ЗДЕСЬ, В ЛЕСУ, ВЫ ГОСТИ!!!
А это вам подарки на память - карандаши. Рисуйте и не забывайте, из чего они сделаны!
До свидания!!!
Воспитатель : До свидания, Леший. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Задачи:
— систематизировать и углубить представления о явлениях и объектах живой и неживой природы как факторах экологического благополучия;
— обобщить знания природоведческого и природоохранного характера, формировать основы планетарного экологического сознания;
— дать представления о стихиях: огне, воде, воздухе, земле;
— закрепить знания о среде обитания животных и птиц нашей планеты;
— умение находить место звука в слове;
— развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
— воспитывать любовь, доброту и чуткое отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
— ознакомление с произведениями о природе (Е. Чарушин, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Г. Снегирёв, А. Онегов, А. Тумбасов, И. Бунин);
— наблюдения за природой и погодой, птицами и насекомыми города;
— использование картин о животных;
— ознакомление с глобусом;
— художественный труд (поделки — оригами);
— заучивание стихотворений (А. Плещеев, Е. Трутнев, И. Суриков, С. Маршак, Я. Аким, И. Петросян);
— проведение занятий на темы «Планета — наш дом», «Неживая природа».
Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети с воспитателем встают в круг. В руках у воспитателя мяч, его передают друг другу. При этом произносят слова из стихотворения И. Петросяна «Наш дом родной, наш общий дом».
Наш дом родной, наш общий дом —
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг!
Тут — речка, там — зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь.
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой...
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря,
Все называется — Земля.
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой —
Любимую планету!
Воспитатель . Ребята, о чем это стихотворение?
Дети отвечают.
Правильно, о мире, который нас окружает. Загадывает загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус.)
Если дети затрудняются, воспитатель показывает отгадку.
Какие цвета вы видите на глобусе?
Дети . Голубой, коричневый, желтый.
Воспитатель . А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети . Голубого.
Воспитатель. А как вы думаете, что обозначает голубой цвет на глобусе?
Дети . Этим цветом обозначены океаны, моря, реки, озера. Воспитатель. Правильно, можно сказать, это все — вода. Поднимите руку те, кто из вас был на море? Опустите. Какая в море вода на вкус? А в реке?
Дети отвечают.
А еще можно сказать, что она пресная.
Какой воды на Земле больше: пресной или соленой? (Показывает на глобусе моря, реки, озера.)
Дети . На Земле больше соленой воды.
Воспитатель . А что обозначено на глобусе коричневым или желтым цветом?
Дети. Земля, пустыни, горы.
Воспитатель . Да, это суша, т.е. твердая поверхность. Что обозначает на глобусе зеленый цвет?
Дети . Зеленый цвет обозначает лес.
Дети вместе с воспитателем подходят к панораме, которую сделали заранее.
Воспитатель. Кто из вас покажет небо? Почему это небо?
Дети. Летят облака, они находятся наверху, и небо прозрачное.
Воспитатель. Кто покажет землю? Почему ты решил(а), что это земля?
1-й ребенок. Она желтая, коричневая, зеленая; на ней растут деревья и т.д.
Воспитатель. Кто покажет воду? Почему это вода?
2-й ребенок . Она голубая.
Воспитатель . Кто покажет огонь?
Молодец, правильно. А как ты догадался?
3-й ребенок . Внутри вулкана есть раскаленная лава.
Воспитатель . Ребята, на нашей панораме хорошо видны четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля.
Проводится игра «Найди свою стихию».
У воспитателя четыре картины по стихиям (Земля — поле, воздух — небо в облаках; вода — море; огонь — солнце). Эти картины следует показать детям и спросить, какая стихия изображена на картине. Их раскладывают на четыре стола (по стихиям).
На отдельном столе, рисунком вниз, лежат маленькие картинки, принадлежащие четырем стихиям (горы, небо, пруд, луг, фонтан, лес, пустыня, летящие птицы, море, свеча, дым, вулкан, молния). Воспитатель называет звуки, если в имени ребенка есть этот звук, он берет одну картинку, рассматривает ее и кладет на стол с нужной стихией.
Игра заканчивается, когда все дети нашли свою стихию. Затем идут на экскурсию и проверяют, правильно ли лежат картинки.
В группу заносят посылку. Она с Северного полюса.
Ребята, хотите посмотреть, что в посылке?
Дети отвечают. Воспитатель смотрит внутрь и говорит, что там лежат фигурки — оригами и письмо от белых медведей. (Читает его.) «Здравствуйте, дорогие дети! Наши друзья, птицы, рассказывали нам, что вы любите Землю, много знаете о природе. Хотим попросить вас выполнить одну нашу просьбу: расселите, пожалуйста, наших друзей по тем стихиям, в которых они живут на воле. Мы знаем, что у вас в группе найдется подходящее место. Но у нас есть условие: делать это самостоятельно, не разговаривая и не давая советов.
Дети вынимают из ящика по одной фигурке — оригами животных, рыб и закрепляют их на панораме Земли.
Перед выполнением задания воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какую фигурку он достал. Затем напоминает об условиях игры. Игра заканчивается, когда все животные окажутся на соответствующих местах.
А какая стихия не имеет своих жильцов?
Дети . Огонь не имеет своих жильцов.
Воспитатель. Как вы думаете, почему?
Дети. Можно сгореть.
Воспитатель . Правильно, в огне нет жизни. Какая стихия оказалась самой заселенной?
Дети . Океаны и моря.
Воспитатель. А где живет человек?
Дети. На земле.
Воспитатель . Какие животные селятся ближе к человеку?
Дети. Собака, кошка.
Воспитатель . Почему?
Дети. Они домашние, нуждаются в заботе.
Воспитатель . Какие животные избегают встреч с человеком?
Дети . Дикие.
Воспитатель. Как вы думаете, кто отвечает за жизнь на Земле?
Дети . Человек.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он имеет ум, у него самые большие возможности.
Воспитатель . Правильно, человек может спорить с природой и даже выводить новые сорта растений и породы животных.
Ему дано все: свет, тепло, огонь, полезные ископаемые. Однако нельзя пользоваться этим бездумно. Нужно заботиться о том, чтобы в природе сохранились равновесие и гармония, мир между ее обитателями. Как вы думаете, чем человек может отблагодарить природу за дары, которыми он пользуется?
Дети отвечают.
Правильно, а еще мы можем украсить мир и Землю. Украсим ее цветами из бумаги.
Дети выполняют работу самостоятельно, по схеме.
Вы молодцы, очень постарались. Посмотрите, какая красивая стала наша Земля. Какие чудесные распустились цветы.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету,
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты