Семинары курсы по гендерному воспитанию в доу. Семинар - практикум для воспитателей "гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода…
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Учитель – логопед: Н.А.Федосеева Семинар – практикум для воспитателей « Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе полоролевого развития детей дошкольного возраста. - Повысить их компетентность в вопросах гендерного воспитания, его содержании, методах и приемах.
Общие определения Половое воспитание является широким понятием, которое используется чаще всего в медицине, и предполагает: 1 . Знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, его анатомо-физиологическими различиями. 2. Привитие ребенку гигиенических навыков. Ребенок рождается с определенным биологическим полом. В чем различие понятий « половое» и « гендерное» воспитание?
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения.
Участники гендерного воспитания и их роль Окружение ребенка Медицинские работники Педагогические работники ДОО Семья
Различия между мальчиками и девочками Различия на психическом уровне Девочки Мальчики более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма; имеют преимущественно долговременную память; развито наглядно-образное мышление; адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы; легче переносят эмоциональный стресс; субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания; более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов; имеют преимущественно кратковременную память; обладают абстрактным мышлением; лёгкая адаптация к окружающей среде; с трудом переносят стресс; объективная самооценка;
они отвечают по-разному на занятиях: девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа; у девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения; мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского - рождение жизни и ее сохранение. мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ; мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды; цель мужского пола - это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют. Различия на физическом уровне девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года; мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев;
Различия на поведенческом уровне скрытны, послушнее, приветливее; раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие; высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи. более оптимистичны, открыты; показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; более чётко визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать. мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы и неуверены в себе. Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.
меньше масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; быстрее развивают точность и координацию движений; девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают; у них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы; игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают свои игрушки возле себя; визуальное восприятие информации происходит по горизонтали. большая масса тела и физическая сила; менее развита точность и координация движений; до 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память - надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек; игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку; доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали.
Викторина «Мальчики и девочки» 1 . Девочки более послушны, чем мальчики. 2. Девочки лучше относятся к природе. 3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически. 4. Мальчики испытывают большее желание отличиться. 5. Мальчики больше одарены в математике. 6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание. 7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли. 8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая. 9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве. 10. Мальчики агрессивные. Викторина «Мальчики и девочки»
11. Девочки менее активны. 12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей. 13. Девочки более ласковы. 14. Девочки легче подпадают под чужое влияние. 15. Мальчики более предприимчивы. 16. Девочки более трусливы. 17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. 18. Девочки реже соперничают между собой. 19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. 20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Разбор ситуаций «Ваши действия» Ситуация № 1. Мать: - Сынок, собирай игрушки, пора спать. (Сын не реагирует). Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына. Отец: А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал. Мать (обращаясь к сыну) : Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец! Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником. Вопросы: Кто должен заниматься гендерным воспитанием? 2 . Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?
Ситуация №2 Мать с ребенком встречаются с воспитателем. «Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посудка … Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками?» Ситуация № 3 Мальчик просит купить ему куклу. - Мама, купи мне, пожалуйста, куклу! - Куклу? Зачем тебе кукла? У тебя уже много игрушек. («Мама» говорит недовольным голосом, она явно раздражена, ей неприятно желание мальчика). - Я хочу играть «в дом», а ребенка-то нет. - Ты же мальчик, будущий мужчина, только девочки в куклы играют. Давай-ка лучше купим робота. (« Мама» говорит назидательно, не оставляя для ребенка возможности изменить ситуацию, она считает свою позицию единственно верной).
Ситуация № 4 Мальчик 4 лет взял поиграть куклу. Увидев это, педагог отняла ее и сказала малышу: «Ты что девочка!? В куклы только девчонки играют!» Малыш недоуменно посмотрел на воспитателя и взял машинку для игры. Вопросы: Согласны ли Вы с действиями и позицией педагога? Почему? Объясните. Как бы в данной ситуации поступили Вы? Ситуация № 5 Отец купил своей дочери, которой 5 лет, много разных игрушек. Среди них: различные куклы, пазлы, кубики, машинки и т.д. Девочка обрадовалась и принялась их рассматривать. Из всех она выбрала 2 машинки и стала ими играть. Отец был доволен выбором дочери и стал играть вместе с ней. Увидев это, мама рассказала об этом случае педагогу. Вопросы: Какие Ваши дальнейшие действия по работе с семьей? Сформулируйте несколько рекомендаций для родителей.
Ситуация № 6 Девочка 3-х лет спрашивает у педагога: «Как я появилась на свет?». Воспитатель ответила ей, что мама и папа нашли ее в капусте и сразу поняли, что это их дочь. Девочка улыбнулась и с довольным видом пошла играть. Ситуация № 7 Мальчик внимательно изучает девочку и наконец задает вопрос: - Он у тебя оторвался? -Нет, не оторвался. -Тебе делали операцию? - Нет, у меня вообще не было… -Интересное у тебя устройство… Тут входит воспитатель. .. Ситуация № 8 Мальчик 6 лет, уже в который раз спрашивает у родителей: «Откуда я появился на свет?». Родители, как и прежде, были взволнованы его вопросом, с недовольством ответили: «Хватит задавать глупые вопросы! Вырастешь – все узнаешь! Иди-ка лучше английским займись». Мальчик с грустным видом пошел учить английский язык.
Тест «Мужской или женский характер» Если вы хотите лучше разобраться в своем характере, попробуйте ответить на предлагаемые вопросы ("да", "нет" или "не знаю"). 1. Если представится случай, люблю играть первую скрипку в обществе. 2. В трудном или спорном положении жду поддержки у самого близкого человека. 3. В любом деле умею с легкостью принимать решения. 4. Отличаюсь впечатлительностью, во мне легко вызвать сострадание. 5. Умею постоять за свой авторитет. 6. Забочусь о своей внешности, и это доставляет мне удовольствие. 7. Обычно стараюсь приспособиться к обстоятельствам, а не действовать по первому побуждению. 8. Иногда кокетничаю с представителями противоположного пола. 9. Обладаю большой психической силой и независимостью в действиях.
12. Не отличаюсь выдержкой и не умею оставаться хладнокровным в любом положении. 13. Считаю, что любовь - это сокровенное переживание, не нуждающееся в непременном внешнем проявлении. 14. Я романтичен. 15. Мой характер схож с характером моего отца. Подсчет результатов: за каждое «да» на нечетные вопросы и «нет» на четные вы получаете по 10 очков. За каждый вопросительный знак - 5 очков. 100-150 очков. Психически - вы мужчина на все 100 процентов. Решительность, самостоятельность, независимость - вот ваши сильные стороны. Умеете быть опорой для другого человека и знаете, зачем живете на этом свете. Ваши жизненные принципы могут вызывать уважение многих людей. Если вы мужчина, ваши ответы наводят на мысль о некоторой схематичности и стереотипности понимания вопросов пола и собственной мужественности. Но если вы женщина - довольны ли вы собою?
50-99 очков. В зависимости от необходимости вы обнаруживаете как типично мужские, так и классически женские черты, умея сочетать мягкость с решительностью и впечатлительность с благоразумием. Может быть, иногда жизненные обстоятельства потребуют от вас поступков, которые вы считаете более свойственными противоположному полу, тем не менее умение приспосабливаться и большая психическая гибкость будут вашими союзниками в любых обстоятельствах. О-49 очков. Психически - вы стопроцентная женщина. Сегодня это редко встречаемый тип человека. Если вы любите готовить, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, если вы мягки и покорны - вы имеете все задатки, чтобы стать воплощением мужского идеала. Настоящий мужчина примет вас такой, какая вы есть, достаточно, что он вас полюбит. Если же вы мужчина - ваше положение незавидно.
Викторина «Мальчики и девочки» Заключение Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит, с одной стороны, от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери. С другой стороны, поло-ролевое воспитание должно осуществляться в дошкольном образовательном учреждении под руководством высококвалифицированных педагогов.
Разделы: Работа с дошкольниками
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.
Таким образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)
Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.
Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Рассмотрим этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:
Этапы работы | Дети | Педагоги | Родители |
1.Диагностический | Интервьюирование |
Анкетирование Цель: определение уровня знаний в области гендера |
Анкетирование Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера |
2.Формирующий | На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия; индивидуальные беседы. | Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум | Общее установочное собрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов и газеты детского сада «Здравствуйте» с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации |
3.Заключительный | Интервьюирование | Анкетирование | Анкетирование |
Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации. |
Собрав и проанализировав данные интервьюирования детей и анкетирования педагогов и родителей, составляется план работы на учебный год. Затем приступаем к реализации запланированных мероприятий, т.е. к выполнению поставленных целей и задач формирующего этапа работы.
Цель формирующего этапа работы : сформированная устойчивость гендера у детей
Задачи формирующего этапа работы:
- Работа с детьми
- Формирование начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек, способствующих развитию гендерного самосознания, осознанию образа «Я» мальчика/девочки (в настоящее время, в будущем) и его устойчивости, неизменности;
- Формирование положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины, женщины, мамы, папы и т.д.). - Работа с педагогами и родителями
- Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования гендерной идентичности у детей.
Работа с детьми осуществлялась на музыкальных, физкультурных занятиях, а так же на занятиях дополнительного образования (LEGO- конструирование, творческая мастерская, компьютерно-игровой комплекс, литературно-драматический кружок, музыкально-ритмическая гимнастика, фольклорно-музыкальный кружок).
В структуру каждого занятия включались следующие элементы:
- Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)
- Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет» и др.)
На занятиях LEGO- конструирования в старших группах используется один раз в месяц металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР», различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т.д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.
На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в купальниках, а мальчики в велосипедках. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным. Кроме того, к каждому празднику в детском саду педагог готовит с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки» и др. Движения, разучиваемые на занятиях ритмикой, учат девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели.
На занятиях литературно-драматического кружка мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите». Три раза в год педагог вместе с детьми проводит открытые мероприятия («Есенинские осенины», «Пушкинский бал» и др.), где декорации, внешний вид детей – все соответствует эпохе того времени, которое обыгрывают дети. Это и бальные наряды девочек и фраки с цилиндрами у мальчиков. Отрабатывается походка, стиль общения и т.д.
На занятиях фольклорно-музыкального кружка дети знакомятся с национальным русским мужским и женским костюмом, традициями, русскими народными играми и др. В колыбельных песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке, мальчику. Занятия в музее детского сада «Русская изба» способствуют не просто формированию гендерной идентичности, но и помогают сформировать у детей нравственно-патриотические качества, учат уважать старших. На посиделках в «Русской избе» девочки плетут бусики, а мальчики учатся топить печку и т.д. Участвуя в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.
На занятиях в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаются условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности), отражают принадлежность к определенной профессии. Педагог привлекает мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организует выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.
На занятиях в Компьютерно-игровом комплексе ребята имеют возможность играть и выполнять задания с учётом индивидуальных особенностей: выбирать уровень сложности игры (мальчики часто выбирают сразу более высокий уровень сложности, а девочки начинают с самого лёгкого), создавать рисунки (дети сами выбирают темы: мальчики чаще рисуют машины, роботов, а девочки - домики, зверят) и моделировать костюмы, машины, карнавальные маски в соответствии со своими предпочтениями. Есть программы, закрепляющие знания детей о гендере. На таких занятиях дети сначала наряжают персонажей разного пола, выбирают для них профессии в компьютерной программе, а затем то же - в дидактических играх.
Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.
Вечера досуга, с привлечением мам и пап – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т.к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек. Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», КВН «А ну-ка, девочки», различные выставки «Мир глазами девочек (мальчиков)», «Лего-проекты наших девочек и мальчиков» и др. мероприятия, акцентирующие гендер.
Работа с педагогами заключается в повышении их компетентности по вопросам формирования гендерной идентичности детей, а также по вопросам сотрудничества с родителями по данному направлению. Это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной литературой – как средство формирования начал мужественности и женственности у детей», «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей» и др.
Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.
Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».
Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.
Литература
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира.-Москва, 1998.
- Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. №6
- Сказки для мальчиков и девочек // Обруч, 2006г. № 6
- Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. №5
- Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать // журнал «Психолог в детском саду», 2005г. №4
- М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
- Т.Н.Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 154 "Почемучка"
с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников" города Невинномысска
Конспект
(в рамках реализации годовой задачи «Продолжать работу по социальному развитию детей через формирование гендерной принадлежности»)
Дата проведения – с 17. 09. 2015 уч. год
Место проведения – МБДОУ № 154
Воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Дмитренко Светлана Николаевна
2014 - 2015 уч. год
Конспект
Семинара – практикума для воспитателей
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ.
Задачи: повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросам возможности применения гендерного подхода и гендерных технологий в различных областях педагогической деятельности, связанных с обучением и воспитанием мальчиков и девочек. Повышение уровня психолого - педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.
Участники: педагоги и специалисты ДОУ.
Материал: слайдоваяпрезентация «Способности мужские и женские», «Различие мальчиков и девочек».
Ход семинара – практикума:
1.Вступление. Ведущая: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблеме современной науки и психологии, и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Нашу встречу хочу начать со слов из восточной легенды: «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…».
2.Теоретическая часть. «Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?», «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста».
Ведущая: Первый вопрос, который мы с Вами рассмотрим «Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?»
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Программно - методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, т.к. у нее другой тип мышления. Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Ведущая: Второй вопрос нашей встречи «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки - матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам - кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие - в такую же связь с женским.
Игры мальчиков более предметны, у девочек более словесные, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек.
Ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком - либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями. Игра содержит элементы экспрессивно - телесной коммуникации. Ограничение или блокирование этой специфической стороны психосексуального развития проявляется и в детском, и во взрослом возрасте сексуальными дисгармониями и нарушениями поло - и сексуально-ролевого репертуара поведения. В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям - это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
3.Деловая игра. «Распределить способности мужские и женские»
Педагогам предлагается на карточках слова, определяющие мужские и женские способности, им необходимо их распределить. Затем на экране появляется слайд с правильным ответом.
Женские способности: гуманитарные, больше межполушарных связей (левое), эмоциональность, спокойствие, вербальные навыки, интуиция, моторика, коммуникативные навыки.
Мужские способности: технические, естественно – научные, пространственность мышления (правое), агрессивность, состязательность (бороться или убегать), физические реакции.
4. Практическое задание «Мальчики и девочки»
Ведущая: Какие же существуют различия между мальчиками и девочками?
(Даны характеристики, вам нужно определить к кому они относятся к мальчикам или к девочкам). Проверка выполнения задания на слайде.
5. Практическое задание: «Участники гендерного воспитания»
Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? Какую роль выполняют в гендерном воспитании? Расположить участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности? (по группам раздать: семья, педагоги, врач, окружение ребенка).
Выполнение задания. Обмен мнениями.
Обобщение: чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих педагогических воздействий.
6. Практическое задание. Игра «Кто знает, дальше продолжает»
Ведущая: Предлагаю Вам, игру «Кто знает, дальше продолжает». Вы должны разделиться на команды, первая команда называет мир игровых предметов для мальчиков, вторая команда мир игровых предметов для девочек, третья команда средства и игры для создания жизненно - образовательного поля для девочек, четвертая – для мальчиков. Правила игры: если участник команды не знает ответа, ответ переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая дала больше ответов. Подведение итогов игры. Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение: мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира.
7. Заключительная часть:
Обобщение: обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума.
Список используемой литературы:
1. Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду»: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М: Линка-Пресс, 2009.
2. Татаринцева Н. Е. «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы». Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Формирование гендерной идентичности». Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
4. Баранникова Н. А. «Мальчишках и девчонках, а также их родителях». Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012
Обобщение старшего воспитателя.(слайд)
Итак, при организации работы с детьми по данному вопросу надо знать следующие моменты:
по показателю роста наблюдается преимущество мальчиков, но более раннее созревание - у девочек;
существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обучения, но при этом не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой;
в раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, а
в возрасте 3-4 и 5-9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способностях;
в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании;
в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек;
девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;
мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии;
самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;
стремление отделиться от противоположенного пола (половая сегрегация) появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков - на четвертом.
Задание аудитории: разделится на 2 команды: первая – подбирает женские сказки, а вторая – мужские.
Женские: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы. Царевна – лягушка Спящая красавица Катаев В. П. Дудочка и кувшинчик. «Крошечка-Хаврошечка» «Рукодельница и ленивица» сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» С. Аксаков «Аленький цветочек»
Мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил». Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой…» А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»,
Существует много методик, изучающих полоролевую идентификацию. Мы познакомим с некоторыми из них, наиболее доступными в дошкольном возрасте
Выступление воспитателя и презентация Загадкиной Ю.А. «Диагностика полоролевого развития ребенка»
Таким образом, проведение диагностических исследований необходимы для целенаправленной педагогической работы с целью выявления изменений в уровне развития полоролевой идентичности и вовремя скорректировать воспитательно – образовательный процесс.
Старший воспитатель : Так было сказано раннее, пристальное внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире информационный и социокультурный фон меняет стериотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной утрате истинно мужских качеств у мальчиков и женских у девочек.
Дети очень ярко и эмоционально откликаются на музыкальные произведения. Этот факт можно использовать в работе по музыкальному воспитанию. Как сформировать мужественность у мальчиков и женственность у девочек посредством музыкальной деятельность тема следующего выступления.
Выступление музыкального руководителя Охлестиной Н.В. «Методические рекомендации по формированию мужественности и женственности в музыкальной деятельности»
Обобщение старшего воспитателя.
Многие исследователи в качестве основных методов полоролевого воспитания признают словесные методы, формами их реализации – беседы. Однако для формирования у детей способов социально принятого полоролевого поведения этого не достаточно, необходимо использовать все виды детской деятельности, которые позволили бы ребенку переживать отношение к своим полоролевым функциям и способам поведения и закреплять их в игре, познавательно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Задание аудитории
: назвать пословицы, поговорки, формирующие гендерную идентификацию у детей дошкольного возраста
Курица не птица, баба не человек.
Муж пашет, жена пляшет.
Муж в поле пахать, а жена руками махать.
Муж в двери ногою, а жена в окно, и с головою.
Вопрос педагогам: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? (семья, педагогический коллектив, социум)
Обобщение:
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
1. Семья.
Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
3. Окружение ребенка.
Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д.
Старший воспитатель
Мы неслучайно поставили семью на первое место, так как одно из важнейших условий эффективного решения задач формирования позитивной полоролевой идентичности у дошкольников – организация работы с родителями. Родители – это фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка. Модель родительского поведения, их отношений и взаимоотношений – основа развития ребенка, формирования полоролевой идентичности. Взаимодействие ДОУ с семьей – необходимое условие успешного решения задач полоролевого воспитания детей. Однако не требует доказательства тот факт, что родители не всегда компетентны в вопросах гендерного воспитания своих сыновей и дочерей
О формах работы с родителями по воспитанию мальчиков и девочек следующее наше выступление.
Выступление и презентация воспитателя Кокиной Г.С. «Воспитание мальчиков и девочек в семье»
Обобщение
Ребенок дошкольного возраста эмоциональное существо. Он воспринимает мир и себя прежде всего на уровне чувств, переживаний, эмоций и оценок. Занимаясь формированием позитивной полоролевой идентичности, особое внимание следует уделять развитию у ребенка эмоционально – ценностного отношения к себе как к мальчику или девочке, положительному принятию своей половой роли. Я надеюсь, что вопросы, которые сегодня рассматривались на семинаре помогут педагогам создать позитивно окрашенный образ мальчика у мальчика и образ девочки у девочки.
Старший воспитатель
Воспитатели должно четко знать и понимать, что любая нестандартная ситуация требует от педагога компетентности по данной проблеме, от правильно найденного решения зависит успешное решение задач по формированию позитивное полоролевой идентичности у дошкольников. Попробуем приобрести маленькую часть такой компетентности.
Решение проблемных ситуаций:
1. Ребенок уединился и удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, вы застаете его за этим интересным для него занятием. Ваши действия.
2. В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые органы. Вы это заметили. Ваши действия.
Обобщение
Игрушки для мальчиков и для девочек:
Игра-соревнование для педагогов: Педагоги объединяются в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.
Вопрос педагогам:
Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение:
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
В заключение семинара я предлагаю посмотреть видеоролик на тему «Что думают дети о себе»
Заключительная часть:
(слайд)
Блиц-опрос:
1. Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка?
2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это… ?
3. Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании?
4. В каких видах деятельности формируется и развивается половой опыт детей?
Обобщение:
Наше мероприятие подошло к концу. Мы постарались кратко рассмотреть важные вопросы воспитания у детей дошкольного возраста позитивной полоролевой идентификации. Надеемся что материал, который мы вам рассказали и показали, поможет вам в дальнейшей работе. Спасибо высеем за работу.
Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума, рефлексия
Семинар – практикум
Дата проведения 14.11.2014 г.
Тема : «Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»
Цель: Определение характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях ДОУ.
Задачи:
расширить представления педагогов об особенностях гендерного воспитания;
уточнить представления о современных методах работы по вопросам гендерного развития;
систематизировать знания педагогов по дифференцированному обучению по гендерному признаку;
определять стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода.
Форма проведения: дискуссионные качели
План проведения семинара:
Уточнение понятий гендерное, половое, полоролевое воспитание (практическое задание);
Типология мужской и женской силы (дискуссионная прогулка);
Игра «Лучшие качества»;
Формирование качеств личности;
Практическое задание «Мальчики или девочки?»;
Формы работы с детьми дошкольного возраста (игры с педагогами, Юсупова А. М.);
Сотрудничество с родителями;
Рефлексия.
Литература для подготовки :
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка-пресс, 1998 г.
Елжова Н.В. Тематические педсоветы а ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г.
Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
Ход семинара
1 слайд
Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения?
1. Понятия «пол», «гендер», «воспитание».
Давайте разбираться в терминах.
Работа в группах. Создание проблемной ситуации: со всеми согласны определениями или нет?
Определения на столах у педагогов:
Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.
2 слайд.
Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический. (биологические особенности, фундамент)
3 слайд.
В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).
«Гендер» по одним источникам – «род» (англ) по другим «представление, презентация».
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
4 слайд.
«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.
Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.
5 слайд.
В литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание»
Исходное понятие – «половая роль» По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель мужского или женского поведения.
Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
В какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)
Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
6 слайд.
Практическое задание. Работа в группах с программами.
Задание: выделить задачи гендерного воспитания.
Подведение итога. Показ слайдов 7, 8, 9, 10, 11.
12 слайд.
2. Типология женской и мужской силы
- Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.
В восточной философии существует пара Инь и Ян. Инь и ян – это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. (Обратить внимание на рождение точек).
Инь - его топологическое изображение на плоскости – кольцо с точкой в центре. Топологическое отображение мужского начала – вектор, имеющий начало, направление и импульс движения – Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив. Движение мужчины – это векторное движение во всех направлениях.
Дискуссионная прогулка.
Взгляд на одну и ту же проблему мужчины и женщины.
Вернёмся к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели находятся в равновесии.
Слайд 13. Ситуация 1.
Ужин. Возвращение с работы.
Ж. – спросит «Вы кушали?» М.- скажет «Я хочу есть!»
Слайд 14. Ситуация 2.
Уборка квартиры.
Ж. – Во-первых приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.
Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.
М.- Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.
Слайд 15. Ситуация 3.
Ребёнка нет поздно дома
Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.
М. – быстро сделает ребёнку внушение, или даст ремня и вскоре об этом забудет.
Слайд 16. Ситуация 4.
Муж задержался на работе
Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п пошёл к друзьям и т.д.
М. – Много работы, вот и задержался.
Вывод: качели качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.
3. Игра «Лучшие качества»
Участникам необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.
Слайд 17. Женские качества: любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.
Слайд 18. Мужские качества: Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.
Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип (мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип – не привязаны к традиционным нормам и недефференцированный – отвергают и женский и мужской стили поведения)
4.Формирование качеств личности.
- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?
Слайд 19.
В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных периода:
понимание половых различий; (к 2-м годам, например по одежде, обнажённых людей не различит)
осознание своего пола; (к 4-5 годам, рассмеётся, если ему скажут, что он превратится в девочку)
гендерная идентификация (к 7 годам и в теч. всей жизни.Это представление о самом себе как о представителе мужской или женской группы)
А через что мы воспитываем эти качества у детей в детском саду? (Игрушки)
Слайд 20.
Через игрушки;
Дифференцированный подход;
Игры;
Работу с родителями.
Слайд 21. Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
По возрастному составу;
По полу;
По области интересов;
По уровню развития детей;
По личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления);
По уровню здоровья детей.
Слайд 22.
5. Практическое задание «Мальчики или девочки?»
Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.
ДЕВОЧКИ
МАЛЬЧИКИ
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели
Начинают ходить на 2-3 месяца позже
Чувствительны к шуму
Начинают говорить на 4-6 месяцев позже
Больше развита чувствительность кожи
Более подвижны
Опираются на ближнее зрение
Трудновоспитуемы
Раскладывают игрушки возле себя
До 8 лет острота слуха выше
Смотрит при ответе на вопрос в глаза
Игры опираются на дальнее зрение
Вопросы задаются для установления контактов
При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает
Всё надо объяснять конкретно
Вопросы задаются конкретно, для получения информации
Лучше развиты беглость речи и скорость чтения
Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний
Мозг готов к ответу на любую неприятность
Лучше решают задачи
Лучше отгадывают кроссворды
Более раздражительны
Более возбудимы
Более нетерпимы
Данные из книги В.Д. Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики – два разных мира»
Слайд 23.
6. Формы работы с детьми дошкольного возраста.
специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;
беседы;
чтение художественной литературы;
дидактические игры;
сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;
подвижные игры;
проектная деятельность;
конкурсы;
встречи с интересными людьми;
экскурсии, целевые прогулки;
просмотр диа- и видеофильмов;
тематические вечера и досуги;
творческая деятельность детей;
составление рассказов детей.
Проведение игр с педагогами «Подарок», «Комплименты». (Юсупова Анастасия Михайловна).
Слайд 24.
Сотрудничество с родителями
мониторинг;
анкетирование;
проведение месячников к знаменательным датам;
проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;
беседы;
консультации;
тематические вечера;
досуги;
организация различных выставок;
творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);
совместные субботники по благоустройству территории детского сада;
проведение Дня открытых дверей;
просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;
вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты