Как избавиться от бурундуков в доме. Как избавиться от бурундуков? Как защититься от бурундуков
Как победить косолапость
Проблемой косолапости у детей я заинтересовался давно. О ее актуальности говорит тот факт, что чуть ли не у каждого третьего ребенка или неправильная осанка, или неправильная походка. Хотя с косолапостью у новорожденного справиться проще, тем не менее и в 7–15 лет можно добиться хороших результатов. Но это серьезный труд, и в первую очередь для родителей. Вам предстоит сотворить чудо, только ваше искреннее желание и упорство сможет помочь вашему ребенку. Готовьтесь к тому, что заниматься с ребенком предстоит не один месяц. Возраст, о котором я пишу (от 7 до 15 лет) имеет ряд преимуществ. В это время дети уже сознательные личности, способные мыслить и рассуждать, понимать, что справиться с косолапостью нужно в первую очередь им самим. Основная сложность – это уже сложившаяся привычка ставить ноги неправильно. С этой привычкой мы и будем бороться
Как увидеть проблему?
Проще всего посмотреть на следы, которые оставляет ваш ребенок на неглубоком снегу. У ребенка, не страдающего косолапостью, следы будут параллельны друг другу, лишь слегка разведены мыски ног.
Обратите внимание, как по утрам ваш полусонный ребенок «шлепает» в ванную комнату, как стоит, когда чистит зубы. В это время он совершенно расслаблен и не следит за собой.
Внимательно присмотритесь к нему в игре, когда он увлечен и естествен. Например, во время игры он бежал, а потом резко остановился. Как стоят его ноги?
Что нужно знать?
1.
Если ребенок при ходьбе «загребает» ногой (одна из стоп повернута в сторону другой стопы) или стоит, как косолапый мишка, – это не только проблема голеностопа. Проблема может заключаться в шейном отделе позвоночника (сколиоз) и даже в ухудшении зрения.
2.
Позвоночник и суставы – это шарниры, приводимые в движение мышцами. Как правило, при наличии косолапости мышцы развиваются неправильно, асимметрично, неравномерно. Некоторые мышцы перенапряжены и зажаты, их необходимо расслаблять (между прочим, в результате может уйти масса проблем: головные боли, плохой сон и т.п.), а плохо развитые мышцы нужно подкачать, потренировать, заставить работать правильно. В 7–15 лет организм еще продолжает расти, формируются костяк и суставы, а деформации и искривления происходят там, где нет сопротивления мышц или они сокращаются неравномерно.
3.
Косолапые дети часто при ходьбе не только неправильно ставят стопу, но и делают неправильный посыл ноги от бедра. В результате колено «смотрит» во внутреннюю сторону, и кажется, что при ходьбе ноги «иксят».
Помните, что косолапость, плоскостопие, сколиоз – это все звенья одной цепи.
Что делать?
Вы увидели проблему и поняли, что ее надо решать.
1. Обсудите проблему в кругу семьи. Попытайтесь придумать игру, которая поможет ребенку обращать внимание на постановку ног.
2.
Поговорите с ребенком, разъясните и покажите его ошибки. Желательно, чтобы это сделал человек, которого ребенок уважает, к чьему мнению прислушивается.
3.
Теперь попытайтесь прочувствовать проблему. Попробуйте пройтись так, как ходит ваш ребенок, почувствуйте то ощущение, которое он испытывает при ходьбе.
4.
Определите мышцы, которые заставляют ребенка косолапить. Для этого нужно лечь на живот так, чтобы ноги выступали за пределы кровати до середины голени. Сделайте движения мыском ноги от правильной постановки ноги к неправильной. В положении лежа все ваше тело расслаблено, меняя положение стопы, вы почувствуете, какие мышцы работают особенно сильно. Эти мышцы вам следует найти у ребенка и начать расслаблять их. Из своей практики могу сказать, что чаще всего это мышцы спины в поясничном отделе. У нетренированных детей проблемные мышцы особенно напряжены, и вы их без труда нащупаете.
5.
И главное – проконсультируйтесь с врачом-ортопедом. Косолапость может быть врожденной или приобретенной. С врожденной косолапостью может справиться массажист, а бороться с приобретенной косолапостью нужно комплексно, используя труд массажиста, тренера, психолога. Но главными в этой борьбе останетесь вы, родители.
Примеры для понимания
Допустим, у ребенка близорукость, из-за этого у него появляется целый ряд бессознательных привычек. Приглядываясь, ребенок вытягивает шею вперед. Теперь попробуйте стать ровно, выпрямить спину и повторить действия близорукого человека, а именно: вытяните шею чуть вперед. При нормальной стойке вы начнете терять равновесие и падать. А чтобы не потерять равновесие, вы будете вынуждены поменять положение ног – повернете мысок стопы внутрь. Это и есть классическая стойка косолапого человека.
То же касается сколиоза и прочих искривлений. Дело не в том, что ребенок не хочет ставить ногу правильно, ровно держать спину, – он просто не может это сделать. Ведь в силу целого ряда причин его мышцы уже развиты так, что не дают ему возможности сидеть, стоять и ходить по-другому.
Даже если ребенок с вашей помощью или самостоятельно следит за ногами и исправляет их положение, этого недостаточно. Как только он отвлечется, задумается, его мышечная память сразу уничтожит все ваши усилия. Но это не значит, что вы проиграли, отнюдь. Нужен очень сильный мотив, стимул. Вылечить косолапого ребенка – как выиграть бой с неравным противником и выиграть красиво, хитро. Давайте же начнем хитрить! Обманем привычки и вместе выработаем новые, а мышцы разовьем и потренируем.
Игра на внимательность
Ребенок должен обязательно включиться в процесс увлечения. Он должен понимать, что в первую очередь ему нужно быть здоровым и красивым, а для этого он должен сам следить за своей походкой. Я предлагаю ребенку игру на внимательность, например, как только он видит красную машину, то сразу же смотрит на ноги. Если в этот момент он идет или стоит неправильно, положение ног надо поменять на правильное. И вы включайтесь в эту игру. Ребенок будет знать, что вы тоже следите за машинами, а следовательно, и за его ногами, это его дисциплинирует.
Ошибся – изволь отжаться!
Вы объясняете ребенку, что будете помогать ему следить за правильностью выполнения упражнений. Как только ребенок допустит ошибку, вы хлопаете в ладоши, и он должен, например, пять раз отжаться. Но, если он сам заметил ошибку и хлопнул, отжимания отменяются. Таким нехитрым способом можно отучить ребенка и чавкать, хлюпать, говорить слово «блин»...
Прием очень действенный, только не давайте слабину. Уговор дороже денег. Объясните ребенку, что отжимания – это не наказание, а дополнительные упражнения, которые помогут ему стать сильнее, но выполняет их ребенок только за невнимательность.
Мечта – серьезный мотив
В детстве я тоже косолапил и помню, как за меня взялись родители. Как и многие мальчишки, я хотел служить в армии. У меня была каска со звездой и автомат отечественной фабрики игрушек. Я гордился всем этим и потешал взрослых, косолапо маршируя по комнате. Я полностью игнорировал замечания родителей и упрямо ставил ноги как хотел. И тогда отец серьезно заявил, что я могу сдать свой автомат, потому что косолапых в армию не берут. У меня появилась серьезная мотивация исправить походку, и уже через несколько месяцев я ходил правильно. Я хотел быть солдатом, и какая-то косолапость не могла встать на моем пути.
Массаж
Желательно перед началом домашних упражнений или тренировки в спортзале расслабить проблемные мышцы, которые вы уже научились находить.
Купив литературу по массажу, вы ознакомитесь с приемами и правильностью их выполнения. Меня 15 лет назад учили по В.И. Васичкину. Я делаю массаж спины и ног детей, акцентируя внимание на расслаблении проблемных мышц. Вам также помогут книги Ирины Красиковой «Детский массаж», «Плоскостопие», где вы найдете не только приемы массажа, но и ряд упражнений.
Упражнения
Хорошо, если у вас есть возможность заниматься в спортзале, но это не обязательное условие. Можно заниматься на улице, в лесу, на даче и, конечно, дома. Вы должны разработать упражнения, систематизировать их и постепенно увеличивать нагрузку. Можно поговорить с учителем физкультуры в школе, и он подскажет некоторые упражнения для ребенка.
Когда вы поняли, что нужно делать, и разъяснили это ребенку, начинайте делать упражнения вместе с ним. На второе занятие возьмите видеокамеру и снимите неловкие движения вашего ребенка.
Через 5–7 занятий вы получите первые результаты. Покажите ребенку видеозапись занятий. Обычно детям нравятся их успехи, они гордятся собой и с большим рвением стремятся вперед. Но не обольщайтесь, вы только в начале пути. Не забывайте хвалить и стимулировать ребенка.
Итак, вы начали заниматься. Желательно, чтобы ребенок был максимально сосредоточен на том, что он делает. Сначала пробежим несколько кругов, это разогреет мышцы, а главное – поможет увидеть проблему еще раз, особенно на поворотах. С этого дня ваш ребенок больше не будет бегать, как ему удобно. Теперь он будет учиться бегать и ходить по-новому.
При беге не нужна скорость, главное – правильно ставить ноги. На следующем занятии вы вводите систему «дополнительных упражнений» за невнимательность и неправильную постановку ног (помните те самые хлопки и отжимания). Первые несколько недель вам предстоит внимательно наблюдать за тем, что делает ребенок, потирая ладони от готовности хлопнуть в них.
Когда вы заметили, что ошибок стало меньше, предлагайте ребенку следующее упражнение: поднять руки к груди, сжать кулаки и во время бега покрутить кулаки перед собой. Для начала крутить кулаки можно только в одну сторону, например, на себя, а через несколько занятий упражнения усложняются и чередуются – 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую. При этом вы увидите, что все предыдущие успехи, достигнутые в борьбе с косолапостью, канули в Лету. Не беда, несколько занятий – и ваш ребенок справится с поставленной перед ним задачей – отжиматься-то неохота.
Бег, ходьбу по залу вы разбавляете прыжками на мысочках. Постановка ног при этом должна быть в стиле Чаплина. В таком положении ноги должны отрываться от пола и в таком же положении приземляться. Хорошо такой походкой подниматься по лестнице, желательно повыше и регулярно. Добавьте к упражнениям ходьбу «гусиным шагом», прыжки из положения «сидя на корточках» и тому подобное. Или предложите ребенку представить, что он несет большой и тяжелый арбуз. Арбуз настолько тяжелый и большой, что ребенок вынужден идти, что называется, «на полусогнутых», а до конца зала ему надо донести арбуз побыстрее, но не бежать.
Включите упражнения по вращению стопы кнаружи в любых вариантах. Отличная корригирующая поза – «сидя между пятками». Ребенок стоит на коленях, стопы разведены в стороны носками врозь. Надо медленно опуститься и сесть между пятками.
Необходимо включить упражнения на растяжку, а также статические упражнения, например, такие, как «стойка всадника»: ноги ставят чуть больше чем на ширину плеч, и при ровной, прямой спине ребенок опускается в положение полусидя, руки можно вытянуть вперед, а стопы должны быть параллельны друг другу. Продолжительность упражнения: 15 секунд – замираем в позе всадника, 5 секунд – отдых. Повторяем пять раз. Любой из ваших знакомых, занимавшийся карате или другими единоборствами, покажет вам это упражнение и упражнения на растяжку.
Будет совсем не лишним включить упражнения на вытягивание позвоночника, тем самым мы разгрузим спину. Встаньте, пятки вместе, носки врозь, спина прямая. Руки опустите вниз, скрестите пальцы и переверните кисти так, чтобы ладони смотрели вниз. Не разжимая пальцев, поднимите руки вверх. Теперь представьте, что вы – растение, которое стремится к солнцу, и, чуть раскачиваясь, не отрывая пяток, начинайте тянуться вверх. Тянитесь, насколько это возможно. Затем потихоньку начинайте отрывать пятки от пола и тянитесь дальше. Достигнув предела, поочередно опускайте пятки, при этом руки продолжают тянуться вверх. Все это делаем неторопливо, медленно. Попробуйте сами и включите это упражнение в ваши занятия с ребенком.
Открою вам свой фирменный секрет. К раме велосипеда ребенка привяжите пластиковую бутылку так, чтобы она была на уровне колен. Тогда при кручении педалей бутылка будет мешать ему сводить ноги. Просто и эффективно.
Обратите внимание на обувь, в которой ходит ребенок, часто именно она заставляет ставить ноги неправильно.
Если у вас есть возможность, увлеките ребенка скейтбордом или сноубордом. Эти виды спорта не дадут шансов косолапости.
Итак, вы добились успехов. Теперь отведите ребенка в спортивную секцию или танцевальный кружок. Любой результат нужно закрепить.
Обращение к родителям
Моя формула решения такова: вы заметили проблему, проконсультировались с врачом, тренером, массажистом, начали вырабатывать новые привычки, расслабили напряженные мышцы и нагрузили мышцы-антагонисты, заставили ребенка поверить, что у него все получается отлично. Теперь вы открыли вашему чаду дорогу в спорт и здоровую жизнь.
Пусть ваши дети будут всегда здоровы, красивы, сильны!
Обычно родители задумываются, а все ли нормально с ножками ребенка, лишь когда он начинает делать первые шаги. А вот доктора советуют внимательнее относится к этому вопросу с самых первых дней жизни малыша.
Малыш большую часть жизни до своего рождения проводит в довольно неудобном положении: ручки и ножки прижаты к туловищу, суставы сжаты и сдавлены. Такое ограниченное пространство может стать еще более неудобным, если в матке мамы маловато околоплодных вод или ребенок лежит ножками или ягодицами вверх и его суставы испытывают на себе сильное давление.
На правильный процесс развития и роста ребенка влияет экология, наследственные заболевания родителей.
Первые признаки неполадок
Еще в роддоме можно заметить первые симптомы заболеваний опорно-двигательного аппарата – это дисплазия тазобедренного сустава, косолапость, врожденное укорочение ног и голени.
Дисплазия является самым распространенным детским заболеванием. Появляется болезнь вследствие неправильного срастания бедренной кости, суставов и мышц: размер вертлужной впадины бывает меньше нормы, а мышцы и связки слабыми, отчего происходит частое выпадение головки сустава. Это состояние называется предвывихом. Если вы вовремя не начнете проводить лечение, будет развиваться подвывих, когда головка частично выходит за пределы впадины. Следующая стадия болезни – уже сам вывих.
Пока ребенок ведет лежачий образ жизни, эти симптомы не заметны, но стоит ему стать на ноги, и вы сразу увидите нарушения в движениях.
Понять, что ребенок болен, можно и самостоятельно, главное – внимательно относитесь к ребенку.
Когда малыш лежит на спине и вы пытаетесь развести его ножки в стороны, вы не можете выполнить это действие. Данный симптом возникает не только при дисплазии, он характерен и для повышенного мышечного тонуса. Лечение последнего проводит невролог.
Складки на ягодицах и бедрах ребенка несимметричны. Та сторона, где асимметрия видна очень сильно, является пораженной болезнью.
Заметна разница в длине ног ребенка. При лежачем положении это не всегда видно, но если вы сведете ножки вместе и согнете их, вы увидите, что колени находятся на разной высоте.
Бедра ребенка очень легко расходятся в стороны, но вы слышите щелчки. В данном случае – налицо вывих тазобедренного сустава.
Профилактика и лечение
Как только вы заметили симптомы проблем с опорно-двигательным аппаратом, сразу обращайтесь к доктору, который направит вас на УЗИ. Эта процедура рекомендована и здоровым детям в возрасте 1 месяца – именно УЗИ поможет выявить пока скрытые проблемы с суставами.
Особенно важно следить за здоровьем девочек – у них дисплазия встречается чаще, чем у мальчиков.
Очень важно провести лечение до возраста 6 месяцев: к этому периоду заканчивается окостенение головки бедренной кости. Более поздние меры и лечение болезни проводится труднее и сложнее.
При врожденной косолапости необходимо оперативно лечить детей, не затягивая – это очень серьезная болезнь, исправить которую намного сложнее, чем дисплазию.
Признак косолапости увидеть просто: голеностопы ребенка неестественно повернуты внутрь и стопа вывернута почти на 90 градусов.
Лечение в этом случае назначают в возрасте двух недель и в течение полугода можно все исправить. Если у ребенка легкая форма заболевания – лечение заключается в простом бинтовании, при серьезной форме – гипс, специальные сапожки, операция.
Врожденное укорачивание сустава также диагностируется рано – буквально в первые дни после родов и успешно лечится. Иногда лечение проводится с помощью операции, которую назначают в том случае, если разница в длине ног превышает 4 см. Остальные проявления заболевания лечатся специальными ортопедическими сапожками и приспособлениями.
Куда «глядят» коленки
Когда ребенок пошел, нарушения в двигательном аппарате становятся заметнее, но не всегда являются признаками серьезных проблем. Если вы видите, что колени и стопы смотрят «внутрь», не стоит сразу думать о косолапости. Ортопеды говорят, что при этой врожденной болезни таких симптомов нет. Это положение ног ребенка считается естественным для столь маленького возраста. Постепенно мышцы станут более крепкими и ножки примут правильное положение. Как правило, это происходит в возрасте двух лет (в некоторых случаях – до четырех лет). В качестве профилактики возможного заболевания, доктора рекомендуют лечебную физкультуру, массаж.
Бывают случаи, при которых форма ног ребенка напоминает букву Х или О. Этот визуальный дефект появляется из-за неравномерного роста костей ребенка. Это естественно, но для собственного спокойствия и предупреждения болезней, обратитесь к врачу за консультацией.
Беспокоиться следует в том случае, когда угол между голенью и бедрами составляет выше 6 градусов. При таких симптомах доктор назначит лечение, специальную обувь, профилактический массаж. Причинами этого заболевания могут быть врожденные дефекты, рахит, снижение тонуса мышц.
Стопы ребенка
К двум годам стопы ребенка становятся плоскими, связки и мышцы уже могут служить амортизаторами при ходьбе. При правильном развитии ребенка, стопы приобретают свою нормальную форму и готовы выполнять основные задачи – служить опорой.
Плоскостопие диагностируется в возрасте пяти лет: стопа заметно вывернута при ходьбе вовнутрь или наружу и ребенок не опирается на всю поверхность стопы, что ведет к искривлению позвоночника. Причинами заболевания бывают наследственные слабые мышцы родителей, осложнения после рахита и прочих болезней, а также в том случае, если родители начали слишком рано учить ребенка ходить.
Как формировать ножки ребенка
Запомните, что первые башмачки ребенку одеваются только тогда, когда он начинает учиться ходить. В них ребенок должен быть постоянно до двух лет, разуваясь только для сна и отдыха. Приучать к ходьбе босиком не стоит, особенно по ровной поверхности.
При покупке обуви для ребенка, выбирайте те модели, у которых жесткий задник, фиксирующая часть голеностопного сустава, есть подушечка-супинатор, необходимая для правильного формирования свода и просторный носок, не сдавливающий пальцы. Ортопеды не рекомендуют до двухлетнего возраста использовать мягкие детские тапочки, открытые сандалии и туфли с узкими мысками – это приводит к искривлению пальцев.
Обувь не должна быть длиннее стопы более чем на 0.5 см.
Не практикуйте донашивание обуви младшими детьми за старшими, даже если она хорошо сохранилась.
Многие серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата начинаются внезапно, а процесс выздоровления будет зависеть от того, насколько быстро вы приняли меры и начали лечение.
Срочно обращайтесь к доктору, если видите, что ребенок хромает, подволакивает ногу, принимает несвойственные позы во время сидения или лежания. Заметив, что сустав приносит боль ребенку, припухлый и горячий на ощупь, повысилась температура – вызывайте «скорую помощь» для госпитализации и диагностирования болезни.
Девчонки нашла на одном из форумов пост девушки о выборе детской обуви. Но интересен не сам пост, а комментарий
протезиста-ортопеда к нему. Знаю, что многие из нас переживают о ножках наших детишек. Очень рекомендую к прочтению.
Комментарий
протезиста-ортопеда в конце!!!
Хирурги-ортопеды и педиатры рекомендуют родителям начинающих ходить малышей приобретать на «первые шаги» ортопедическую обувь.
Ортопедическая детская обувь способствует правильному формированию детской стопы, правильной походке и осанке.
Специалисты поясняют, что правильно подобранная детская обувь в значительной степени способствует профилактике плоскостопия и предотвращает другие заболевания ног.
Плоскосто́пие
- изменение формы стопы
, характеризующееся опущением её продольного или поперечного сводов (это две формы плоскостопия, они могут сочетаться). У всех малышей до 2-3 лет продольный свод стопы плоский и это абсолютно нормально,
т.к. стопа малыша только начинает формироваться и приобретает «нормальные» очертания и контуры примерно к 3 годам. У взрослого человека в норме своды (арки) стопы вогнуты и упруги, у маленького ребенка на месте свода жировая подушечка, дающая очертания плоской стопы.
Стопа формируется и приобретает классический вид к 5-6-7-8 годам, иногда позже.
До 5-7 летнего возраста, пока у ребенка формируются кости стопы, диагноз «плоскостопие» не ставится.
Малышу может быть поставлен диагноз плоско-вальгусная установка стоп (один из самых распространенных диагнозов у детей до 5 лет) и варусная установка стоп. Можно сказать, что эти диагнозы говорят о предрасположенности к плоскостопию.
Плоско-вальгусная (х-образная) установка стоп
– пятка отклонена наружу, стопа наклонена внутрь. Внутренний край обуви при такой деформации стирается.Варусная установка стоп (о-образная),
когда стопа наоборот завалена наружу (похоже на косолапость). Внешний край обуви при такой деформации стирается. Подобные заболевания чаще встречаются у физически ослабленных, часто болеющих детей, поэтому в первую очередь родителям стоит заняться общим укреплением здоровья и закаливанием.
Если ребенок физически активный, не жалуется на боль в ногах, обувь малыша с внутренней или внешней стороны сильно не стирается, то не стоит чрезмерно и заранее волноваться по поводу плоскостопия.
Во многих других странах подобные диагнозы вообще не рассматриваются как серьезные.
Помимо специальной ортопедической (профилактической и лечебной) обуви и стелек, отличной профилактикой плоскостопия являются:
- хождение босиком по ковру с жестким ворсом, летом по песку, мелким камушкам, травке и другой неровной и негладкой поверхности;
- массажные дорожки (коврики);
- катание на велосипеде (по возможности босиком или в носочках);
- лазание по шведской лестнице;
- массаж и специальные упражнения.
Неважно, какую обувь вы выберете для своего ребенка, ортопедическую или анатомическую, для правильного развития детской ножки ВАЖНО, чтобы обувь была достаточно легкой, удобной и хорошо фиксировала ногу.
Для здоровья детских ножек главное правильно подобрать обувь.
1. Новая обувь должна быть на 0,5-1 см длиннее стопы
(зимняя с учетом теплого носка).
2. Обувь должна хорошо облегать стопу с учетом анатомических особенностей, это позволяют добиться застежки-липучки и шнурки
. Да и малыши быстрее учатся самостоятельно расстегивать, а позднее застегивать такие застежки. Липучки значительнее удобнее классических пряжек и молний для ребенка.
3. Наличие формованного жесткого задника
, он должен представлять собой единую часть без швов и складок. Для самых маленьких задник должен быть достаточно высокий
– это обеспечивает хорошую фиксацию стопы.
При наличии такого задника и застежек носовая часть (мысок) на детских сандаликах может быть открытой.
Но туфельки «для первых шагов» желательно все-таки приобрести с закрытым носом (круглой формы!), т.к. малыши часто цепляются, спотыкаются, стукаются о предметы ножками.
4. Обувь должна облегать ногу, но не быть слишком узкой, это может привести к деформации стопы, пальцы ног должны свободно двигаться.
5.Подошва должна быть нескользящая, с небольшим каблуком-подъемом
(для малышей высота каблука рекомендуется 5-7 мм, для детей старше двух лет 1-1,5 см), подъем должен занимать по длине подошвы не менее 1/3. В таких туфельках малыш не будет шаркать, заваливаться, такой подъем пятки способствует равномерному распределению веса по всей стопе.
6. Материал подошвы должен быть достаточно плотный, но гибкий в тех местах, где сгибается ступня. То есть, подошва должна быть жесткая в задней части и податливая в носовой, НО не гнуться пополам!
На подошве детской обуви не должно быть глубоких рельефов (рисунков).
7. Натуральная кожа – идеальный материал для детской обуви.
В качестве альтернативы – обувь с текстильным верхом и кожаная внутри. Кожзаменитель, резина – очень плохо пропускают воздух.
8. Любопытное наблюдение - обувь из красной кожи и замши даже известных производителей часто пачкает, когда влажная.
Поэтому для малышей, которые могут «упустить» в штанишки обувь ярко-красного цвета не рекомендую. Краситель может пачкать носки, колготки и одежду, если малыш присядет на корточки.
Если все-таки остановили свой выбор на красных ботиночках и туфельках, хорошенько потрите кожу влажной салфеткой (носовым платком), если на ней останется след значит, обувь будет пачкать.
Большинство родителей (и я когда-то относилась к их числу) считают, что главное в ортопедической детской обуви это
супинатор
(иногда неправильно называют ступинатором). Во-первых, этот холмик на подошве (стельке) правильно называется подсводник.
Во-вторых, настоящий твердый подсводник бывает только в корректирующей ортопедической обуви (подбирается по назначению врача-ортопеда). Кстати, если в обуви твердый подсводник и он находится не на месте (например, обувь велика) – это очень плохо и может серьезно сказаться на формировании стопы. В-третьих, подсводник (подушечка-супинатор) в условно-ортопедический обуви легко проминается нажатием и в большинстве случаев совсем не большой, поэтому имеет легкий профилактический эффект.
Кроме того, существует мнение, что большой супинатор (высокий и твердый подсводник) может мешать нормальному формированию стопы. У малышей вместо супинатора функцию амортизатора выполняет жировая подушечка расположенная на месте свода (арки) стопы. Подсводник должен быть мягким и гибким, чтобы сжимался и распрямлялся под давлением ноги.
Стопа должна сама работать и у нее должен быть стимул для правильного формирования.
Если не брать в расчет подсводник, большинство ортопедической обуви фактически можно назвать анатомической.
Поэтому, выбирая ребенку обувь, надо в совокупности смотреть на вышеперечисленные моменты: правильный изгиб подошвы, формованный жесткий задник, хорошую фиксацию. Стелька может быть съемная, иметь многослойную дышащую структуру, но в любом случае она (внутренняя поверхность обуви) должна быть практически плоской, не считая подсводника, иногда имеется подъем по внешней окантовке стельки. Стелька может иметь изгибы, но не должна быть сильно изогнутой.
Селеверстова Елена Александровна, член Всероссийской Гильдии протезистов-ортопедов
(13.12.2010)
Уважаемая Анна! Хочу, в качестве протезиста-ортопеда, последовательно прокомментировать Ваши материалы по поводу правильного подбора родителями детской обуви.
1. Хирурги и ортопеды должны рекомендовать детям ортопедическую обувь только в случае обнаруженных ортопедических проблем. В остальных случаях дети нуждаются в обуви обычной, но имеющей элементы конструкции, предохраняющие детские стопы от развития патологий.
2. По поводу Вашего описания обуви для здоровых ножек у меня, в основном, нет вопросов. Затрону 2 момента: а) задники - это жесткие детали, вставляемые между верхом и подкладкой в задней (пяточной) части обуви. В обычной детской обуви берцы могут быть любой высоты, но задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких детей. Задники должны хорошо охватывать пятки, но не должны быть высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе. Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов; если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, как при ДЦП, т.е., если необходимо нормализовать стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала 1-го пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
3. Следующее замечание, пожалуй, наиболее существенное. Оно относится к супинаторам в детской обуви, так полюбившимся родителям и некоторым ортопедам. Кстати, в формальной терминологии нет понятия «условно-ортопедическая» обувь. Обувь может быть или ортопедической, или обычной, т.е. не ортопедической. Обычная обувь по своей конструкции может быть более правильной (выбирайте на Ваш вкус варианты: рациональной, профилактической, анатомической) или менее правильной, что зависит от уровня профессионализма и уровня совестливости производителя обуви. Ортопедическая обувь делится на малосложную и сложную обувь. До начала развития капитализма в России любая ортопедическая обувь изготавливалась по заказам пациентов. И это было правильно. Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности проявления этих проблем многообразны и отличаются у каждого пациента. Как нельзя лечить все болезни одной касторкой, так нельзя всем детям рекомендовать одинаковую ортопедическую обувь. Вы верно отметили, что здоровому ребенку, в принципе, супинаторы внутреннего продольного свода в обуви не нужны. А если они есть, то должны быть совсем невысокими и упруго-мягкими. От таких супинаторов не будет вреда, но и особой пользы. Но далее Вы говорите о высоких и жестких супинаторах, которые имеются в большинстве моделей массовой малосложной ортопедической обуви. Вы озабочены тем, что эти супинаторы не всегда располагаются в правильном месте. Хочу Вас спросить: «А как это, по Вашему мнению „подсводник в правильном месте?“. Предлагаю Вам и родителям ответ на этот вопрос. Вы верно, Анна, сказали, что наиболее частая ортопедическая проблема у детей - плоско-вальгусные стопы. Вы наблюдаете у ребенка отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Открою секрет: в состоянии опоры (при стоянии и ходьбе) стопы валятся внутрь в области сочленения пяточной, таранной и ладьевидной костей, т.е. анатомически - в задней!!! трети стоп. Это значит, что успешная коррекция проблемы и эффект реабилитации может быть достигнут только, если приподнимать и поддерживать стопу в задней её трети - супинатором заднего!!! отдела стопы. А под внутренним продольным сводом, особенно ближе к пальцам, не должно быть высокой и жесткой подпорки. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела. Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта - развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз „плоскостопие“ врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе наблюдаются более динамичные проявления патологических состояний стоп. Наблюдаются: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и др. Все эти признаки наблюдаются у детей в разных вариантах и количестве. Поведение и положения правой стопы также может отличаться от поведения и положений стопы левой. Если у Вас имеются сомнения по поводу ортопедического благополучия Вашего ребенка, обязательно обратитесь к ортопеду, найдите грамотного специалиста. По моему опыту, наибольшего эффекта можно достичь, применяя в любой правильной обуви (обычной или малосложной ортопедической) стельки ортопедические индивидуальные, изготовленные с учетом конкретных проблем пациентов.
Анна, названные Вами марки обуви не вызывают нареканий, хотя повторю: »Следует выбирать не марку, а конкретную модель обуви». Кстати, на Вашем фото ножки ребенка в не совсем правильных сандаликах. Известно, что маленькие дети ходят, имея большой упор на первый палец (посмотрите, в каком месте больше всего затёрты и запачканы стельки в детской обуви). Структуры передних отделов у малышей несовершенные и работают в избыточно активном движении. Было бы гораздо более правильным надеть малышу сандалики, в которых, помимо застежки через голеностопный сустав, была бы застежка в один, а лучше в два ремешка по тылу стопы. Фиксируя передний отдел стопы, можно существенно помочь ребенку в освоении процесса ходьбы и способствовать правильному развитию ребенка.
Анна! На этом заканчиваю обзор Вашей статьи. Надеюсь, что Вам и родителям она покажется не бесполезный. Готова отвечать на другие вопросы по теме.
ВАШ РЕБЕНОК ЗАБАВНО ХОДИТ?
Манера ходить детей в 1,5-2 года отличается таким же разнообразием, как и их личности. Большинство детей начинают ходить, расставляя носки в стороны - это способствует сохранению равновесия. Едва вы начинаете волноваться по поводу такой походки, как ребенок принимается ходить, разворачивая ступни вовнутрь. И вновь не торопитесь последовать совету бабушки, уверенной, что малыша нужно показать врачу-ортопеду. В большинстве случаев походка становится совершенно нормальной к 3 годам.
Пальцы ног, обращенные вовнутрь. Этим в первые 2 года жизни страдают почти все детишки. Такая постановка стопы возникает по двум причинам:
- Согнутые ножки (и это нормально!) достаются в наследство от эмбриональной позы, в которой ребенок пребывал в материнском чреве.
- Нормальное плоскостопие. Очень редко у малышей появляется прогиб на ступне в возрасте до 3 лет.
Чтобы компенсировать этот недостаток, дети при ходьбе разворачивают ступни вовнутрь, добиваясь подобия такого прогиба, что позволяет им более равномерно распределить свой вес.
Нормальный порядок развития ног ребенка таков:
- согнутые ножки с рождения до 3 лет
- расставленные в стороны носки ног (поза балерины), когда малыш начинает ходить
- пальцы ног, обращенные вовнутрь, - с 18 мес. до 2-3 лет
- ходьба на выпрямленных ножках, начиная с 3 лет
- вывернутые внутрь коленки с 3 лет до подросткового возраста
Если ваш ребенок бегает, не спотыкаясь, не стоит беспокоиться по поводу его скосолапленных вовнутрь ступней - это исправится само собой. Однако если малыш спотыкается, причем все больше и больше, вам может понадобиться лечение у ортопеда. Его начинают приблизительно между 18 месяцами и 2 годами. (Как правило, лечение заключается в применении распорок между специальными ботиночками - это позволяет держать ступни развернутыми. Когда ребенок ложится спать, распорки снимают.)
Такое положение стопы, при котором пальцы ног обращены вовнутрь, может возникать при искривлении большеберцовой кости (внизу) или внутренней части бедра (верхней кости ноги). Как различить две эти формы искривлений? Поставьте ребенка прямо. Если его коленные чашечки повернуты вперед, здесь, скорее всего, искривление большеберцовой кости, а если они повернуты друг к другу ("целующиеся" коленки), то это - искривление внутренней части бедра.
Правильное положение во время сна и когда ребенок сидит может в значительной мере уменьшить оба этих недостатка.
- Иногда говорят: "Как ветка гнется, так и дерево растет", это справедливо и в отношении ножек ребенка. Старайтесь препятствовать тому, чтобы малыш спал в эмбриональной позе. Если он упорствует и продолжает спать именно так, сшейте вместе брючины его пижамки.
- Старайтесь не давать ребенку поджимать под себя ноги и сидеть на них - это усугубляет искривление большеберцовой кости.
- Чтобы уменьшить искривление внутренней части бедра, не разрешайте малышу сидеть в позе, напоминающей букву ЛУ, ему полезно почаще сидеть, скрестив ноги или вытянув их в стороны.
Плоскостопие. Скорее всего, плоские ступни не останутся у ребенка надолго - обычно к 3 годам на ступне появляется выемка. Для исправления плоскостопия, сохраняющегося после 3 лет, могут понадобиться супинаторы. Как определить, является ли плоскостопие действительно проблемой для вашего ребенка? Посмотрите внимательно сзади на малыша, когда он без обуви стоит на жесткой поверхности. Проведите линию или приставьте линейку вдоль ахиллесова сухожилия и до пола. Если эта линия окажется прямой, плоскостопие вряд ли будет беспокоить вашего ребенка, поэтому никакого лечения не нужно. Если же эта линия наклоняется вовнутрь, малышу могут помочь особые пластиковые вставки, которые помещают в обычную обувь. Это устройство поддерживает выемку на ступне и пятку, способствуя выпрямлению костей лодыжки и ноги. Большинство ортопедов считают, что лечение ребенка с сильным плоскостопием с помощью этих вставок надо начинать приблизительно в 3 года и продолжать лет до 7, что позволит свести к минимуму болезненность ног и опасность последующих деформаций костей и суставов.
Хождение на цыпочках. Большинство детей в своем развитии проходят через такую стадию, когда передвигаются на цыпочках, и никто не знает, почему они это делают - то ли это привычка, то ли просто обезьяничание. Если такая манера ходьбы сохраняется длительное время, попросите врача осмотреть мышцы на икрах ребенка и проверить плотность ахиллесова сухожилия.
Хромота и необычная походка. Очень важно вовремя обратить внимание на странную походку ребенка и сообщить об этом доктору. Хромоту всегда нужно воспринимать всерьез, если она появляется у маленьких детей, и спешить на медицинскую консультацию. Если ваш малыш стал ходить каким-нибудь необычным образом (например, как утенок или вразвалку), обязательно расскажите о своих наблюдениях врачу.
Отказ от ходьбы. Если малыш, который совсем недавно нормально ходил, вдруг совершенно неожиданно отказывается делать это, обязательно посоветуйтесь с врачом. Припомните, что могло произойти:
- Возможно, малыш сильно испугался во время последнего падения и потому не хочет ходить? Постарайтесь вспомнить и записать подробности того дня, когда началась эта пешеходная забастовка.
- Попробуйте осмотреть ребенка. Разденьте его, ощупайте и осмотрите его ножки и ступни - нет ли на них синяков, покраснения, вспуханий или уплотнений, не больно ли, когда вы нажимаете на кости бедра и лодыжки. Сравните одну ногу с другой: подвигайте бедренный и коленный суставы, ступню. Не вздрагивает ли ребенок в этот момент от боли? Осмотрите подошвы ног и слегка постучите по ним, чтобы проверить, не больно ли малышу (возможно, в коже застряла заноза или кусочек стекла).
- Не болен ли ребенок? Может быть, у него повысилась температура, его лихорадит?
- Не было ли за последнее время каких-нибудь неприятных, эмоционально травмирующих событий?
Возьмите малыша, свои записи и сходите на прием к врачу, чтобы провести более тщательный осмотр.
Боль роста. Рост не болезнен, по крайней мере физически. Большинство ортопедов считают появление болей роста мифом. Боли, о которых идет речь, появляются по ночам и будят ребенка, он начинает жаловаться: "У меня болят ножки". Если помассировать ножки, наступает облегчение. Постепенно ребенок просто перерастет этот период. Я считаю, что причина таких болей вполне может быть связана с мышцами, уставшими от прыганья и скаканья весь день напролет. Кроме того, у некоторых детей такие боли проходили, когда им в ботиночки вкладывали вставки, поднимающие выемку на ступне. В результате более правильно перераспределялась нагрузка на мышцы при вставании и ходьбе, что особенно важно при плоскостопии.
ОТ 18 ДО 24 МЕСЯЦЕВ: БОЛЬШИЕ МЫСЛИ
Теперь малыш гораздо больше осведомлен о том, кто он такой, где находится, что он может и, к великому своему огорчению, чего не может делать - пока не может. Основой такой существенно возросшей осведомленности является быстрое развитие способности думать и рассуждать, т.е. умственное развитие ребенка. (С этой точки зрения для данного раздела совсем не подходит отрицательный смысл, вкладываемый в выражение: "Рассуждаешь, как младенец".)
Около 18 месяцев все способности ребенка - двигательные, речевые, умственные - получают существенное развитие. Он бегает быстрее, говорит более отчетливо, соображает лучше. Главным достижением в этом возрасте, которое к тому же помогает ребенку лучше использовать свои возросшие возможности двигаться, говорить, общаться, является умственное развитие. Теперь ребенок представляет себе слова и понятия еще до того, как произнесет их вслух, или что-то сделает. Благодаря этой способности малыш становится еще более забавной личностью, с которой интересно общаться.
Двигательные навыки: бег, карабканье, прыжки
Переход от медленной ходьбы к бегу - важнейшая характеристика двигательного развития на этом этапе. Кажется, что кто-то поставил более мощный мотор и колеса на эту маленькую машинку, и ребенок использует свои новые возможности на полную мощность.
Аккуратнее с локтями
Вы находитесь в магазине, и вдруг ваш малыш убегает от вас. Вы успеваете схватить его за запястье. Он упирается и тянет вас в свою сторону, а вы его - в свою. В результате слабый сустав может сместиться и произойдет подвывих локтевого сустава. Не волнуйтесь, ваш врач или врач из травмопункта безболезненно вправит локоть на место. Поэтому впредь, если вам надо успеть поймать малыша, старайтесь удержать его за руку выше локтя.
Гонки с преследованием
Приготовьтесь к такой сцене. Вы собираетесь с ребенком на прогулку. Открываете дверь, делаете шаг за порог - и тут, подобно ракете, малыш проносится мимо вас и удирает. Вы пускаетесь вдогонку. Так мирно начинавшаяся прогулка превратилась в гонки. Малыш наслаждается преследованием, хотя иногда и падает, когда, улепетывая, оглядывается на вас и теряет равновесие. Начинающий любитель бега с препятствиями очень любит широкие проходы и длинные коридоры (в магазине, театре, церкви). Это его дороги, и ему предопределено их открывать. Может, поэтому 2-летние малыши (а с ними и родители в этот период) существенно худеют?
Помимо того, что у ребенка теперь есть "скоростные колеса", еще и другая причина толкает его убегать от родителей - а это время постепенно исчезает боязнь остаться одному и к 18 месяцам жизни этот страх иногда полностью покидает малыша. Если вы слишком утомились от преследования, а ваш бегун по-прежнему не дается в руки, попробуйте сделать так. Пока он находится еще на таком расстоянии, что может вас слышать, прокричите ему: "До свиданья, Боб!" и поверните обратно. Это очень часто заставляет малыша остановиться и еще раз взвесить, хочется ли ему заблудиться так далеко от дома. Поскольку его "домашняя база" отправилась в другую сторону, он тоже может вернуться.
Интересно, что сейчас ребенок бегает не только быстрее, но и осторожнее, чем на предыдущей стадии развития, когда ему нужно было поднимать головку вверх, чтобы лучше сохранять равновесие. Теперь он смотрит вниз, на свои летящие ножки и довольно ловко увертывается от предметов, которые ему попадаются на бегу.
Карабканье
По лестнице - вверх и вниз. Ближе к своему второму дню рождения малыш уже умеет подниматься по лестнице без поддержки, однако по-прежнему встает двумя ножками на каждую ступеньку. Спускаясь вниз, он еще нуждается в поддержке.
Хлопоты, связанные с детской кроваткой. Ваш верхолаз-любитель может попробовать (и не без успеха) вскарабкаться по своей кроватке. Если такие упражнения у него получаются и при опущенном в самое низкое положение матрасе, это означает, что детская кроватка уже небезопасна и нельзя оставлять в ней малыша одного. Теперь он уже дорос до настоящей, взрослой кровати.
Прыжки от избытка радости
Овладев таким множеством двигательных навыков, малыши начинают отовсюду прыгать. Теперь ребенок может несколько секунд простоять на одной ноге, опираясь на что-нибудь, но иногда достигает такого совершенства, что уже ни на что не опирается. Прыжки и огромное удовольствие от только что освоенных новых видов шагов естественным образом ведут к освоению ритмичных движений. Переключайтесь на танцевальную музыку - спектакль начинается. Малыш вертится по кругу, поднимает ножки и топает ими, с удовольствием наблюдает за собственными шажками. Все эти движения сопровождаются немыслимыми ужимками. Большое удовольствие получают дети, если они могут покачаться, сидя у вас на ноге, или подпрыгивать на ваших коленях ("вниз-вверх"). Кроме того, малыши в этом возрасте очень любят повторять одни и те же движения снова и снова, выполняя их все лучше, например, спрыгивать с возвышения. При этом они стараются поудачнее приземлиться и сделать это "еще разок", к раздражению ждущих родителей, которые вечно куда-нибудь опаздывают.
- БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Производимые малышом перестановки могут создать весьма небезопасную ситуацию. Например, он может пододвинуть стул к окну или свое креслице к балкону. Поскольку вы не захотите прибивать гвоздями к полу свою мебель, постарайтесь убрать предметы, которые он может поднять, подальше. А главное, постоянно держите в поде зрения самого любителя перестановок.
Родители радуются, когда ребенок делает первые шаги. Но иногда дети начинают заворачивать стопу вовнутрь или подворачивать наружу при ходьбе. Это может свидетельствовать о различных заболеваниях, хотя папы и мамы полагают, что малышу удобно так передвигаться. Если ребенку год или два, то косолапость в этом возрасте проходит. В противном случае необходимо отвести малыша к ортопеду, дабы выяснить причину неправильной детской походки.
Первые признаки патологии
Часто маленькие дети «кривят» лишь на одну ножку, а на другую ступают полной стопой, не выворачивая ее внутрь или наружу.
Патология развивается из-за неправильного положения ступней.
Родителям надо обратить внимание на следующие признаки деформации детских стоп:
- ребенок заворачивает их внутрь — проблему связывают с искривлением ступни, ненормальным положением шейки бедренной кости. Малыш часто спотыкается во время передвижения, падает. Патология в 95% случаях проходит по истечении короткого промежутка времени. Но к детскому ортопеду обратиться стоит, чтобы предупредить осложнения;
- малыш ходит с вывороченными наружу стопами — подобная походка характерна для всех детей, которые делают первые шаги. Тревогу детская ходьба с вывернутыми наружу стопами вызывать не должна, но если голень ребенка выкручена во внешнюю сторону, то у него может развиться плоскостопие.
Когда малыш долгое время косолапит, особенно на одну ногу, рекомендуется обратиться к медику. Врач укажет, как эффективно избавиться от патологии с учетом возраста и общего состояния здоровья маленького пациента.
Возможные заболевания
Неправильная походка появляется, когда карапуз только учится ходьбе. К заболеваниям, которые ведут к рассматриваемой проблеме, относятся:
- легкая форма рахита — приводит к деформации голени, потому малыш испытывает небольшие трудности во время ходьбы;
- дисплазия ТБС — даже незначительные изменения в структуре тазобедренной кости доставляет ребенку много неудобств, он испытывает боли в стопе, потому ему становится тяжело ходить;
- плоскостопие — болезнь опорно-двигательного аппарата, при которой подошва ноги не имеет характерного изгиба, потому полностью соприкасается с поверхностью во время ходьбы. Небольшое плоскостопие наблюдается почти у всех детей в возрасте до 5-6 лет, затем ступня приобретает рациональное очертание;
- врожденные патологии — искривление ног у малыша может быть связано с наследственностью. Если у одного или обоих родителей в детстве имело место нарушение походки, то и ребенок будет выворачивать ступни внутрь при движении;
- неврологические заболевания — признаком детской невралгии является односторонняя косолапость, которая позволит судить о серьезных нарушениях в работе нервной системы малыша;
- паралич спинного мозга (полиомиелит).
Во время вынашивания плода женщинам необходимо тщательно следить за своим здоровьем. Плохое питание и различные инфекционные болезни отразятся на будущем ребенке, могут стать причиной искривления коленей, стоп.
Диагностика
Выявить варусную постановку стопы, или косолапость, для опытного медика не составляет труда. Детский ортопед обычно ограничивается внешним осмотром малыша, но чтобы определить причины кривой походки, врач может порекомендовать следующие диагностические процедуры:
- рентгенографическое исследование ног малыша;
- УЗ-обследование;
- Компьютерная томография.
Когда причиной косолапости являются неврологические расстройства, дополнительно понадобится консультация невропатолога.
Лечение
По статистике, косолапость выявляется у 1 ребенка из 1000. Чтобы устранить изъян, доктор подберет индивидуальный курс терапии в зависимости от состояния здоровья ребенка, степени запущенности патологии и с учетом причин, способствовавших ее появлению.
Оздоровительные мероприятия в ситуации, когда ребенок при ходьбе выворачивает стопу наружу, включают лечебную гимнастику, массаж, ношение специальной обуви. В особо тяжелых ситуациях необходимо комплексное лечение с использованием всех перечисленных способов оздоровления детского организма либо оперативное вмешательство.
Гимнастические упражнения
Лечебная физкультура применяется при легкой форме детской косолапости, но не стоит пренебрегать ею и на запущенных этапах патологии. Упражнения выполняются каждый день по 2-3 раза, желательно под наблюдением опытного тренера, либо родители должны самостоятельно тренировать ребенка.
Целью ЛФК будет укрепление мышц и суставов нижних конечностей. К гимнастике приступают после врачебной консультации: только специалист может указать, какие мышцы необходимо укреплять.
Массаж
Массажные процедуры при детской косолапости проводят 2-3 раза в течение дня. Перед тем, как приступить к лечебному методу, важно посоветоваться с ортопедом. Массаж противопоказан детям в следующих ситуациях:
- у ребенка имеются кожные болезни, аллергические высыпания;
- косолапость тяжелой формы, при которой массирование повредит здоровью малыша;
- патологии опорно-двигательного аппарата;
- врожденные заболевания сердечно-сосудистой, нервной системы;
- хронические инфекционные болезни (гепатит, туберкулез и т.д.);
- при лихорадке, ознобе, повышенной температуре, слабом иммунитете делать массаж ребенку категорически запрещено.
Приемы массажа зависят от степени искривления детской ступни. При легкой и средней форме косолапости процедуру выполняют с помощью легких поглаживаний, растираний внутренней части ног, которые чередуются с хлопками по мышцам, стимулирующими обхватами конечностей.
Обувь
При любой форме варусной деформации стопы необходимо носить детскую ортопедическую обувь. Ортез покупается в специализированном магазине после рекомендаций доктора или делается на заказ. Ношение противоварусной обуви поможет устранить изъян за счет воздействия на наружную, внешнюю часть стопы ребенка, пяточную область.
Носить специальный ортез надо 2-3 часа в сутки не более 4-5 месяцев. Обувь не содержит синтетических и вызывающих аллергические реакции материалов.
Профилактика
Предупредительные мероприятия должны начинаться еще во время беременности. Будущей маме надо стараться избегать различных патологических процессов, вовремя их устранять. Следующие методы профилактики помогут предупредить отклонения от нормальной постановки стопы:
- занятия спортивными упражнениями (плавание, ЛФК, езда на велосипеде);
- ребенок должен ходить по песку, кататься на специальных роликах, бегать;
- укреплению мышц ног способствует проведение ванночек с морской солью и экстрактом хвои. Для приготовления надо 2-3 ложки хвойного экстракта и 1 ст. л. морской соли развести в сосуде, затем добавить в ванну с теплой водой и купать ребенка;
- профилактический массаж также благотворно влияет на укрепления ног.
Питание малыша должно быть сбалансированным, богатым на кальций, магний и другие необходимые растущему организму микроэлементы.
Обувь надо подбирать удобную, чтобы не зажимала стопу и пальцы на ногах (особенно большой). Учить ребенка ходить при помощи «ходунков» и прочих вспомогательных устройств не рекомендовано.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты