Экологические сказки для малышей. Экологические сказки
Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе и опираясь на схемы и мнемотаблицы. Вот, например, сказка, придуманная ребенком подготовительной группы.
Экологическая сказка «Мечтательный одуванчик».
На лесной полянке росло много цветов. Среди них был жёлтый одуванчик. Он мечтал путешествовать. А неподалёку от этой поляны жила фея. Однажды она узнала о мечте одуванчика. Фея взмахнула своей волшебной палочкой и превратила жёлтый одуванчик в белый пушистый шарик. Ветер дунул и с шарика полетело много пушистых зёрнышек, которые разлетелись в разные края.
Так сбылась мечта одуванчика. С тех пор жёлтые одуванчики превращаются в белые пушистые шарики и разлетаются с помощью ветра в разные края.
www.maam.ru
Экологическая сказка «Приключения Листопадничка» (Игровое занятие для детей среднего дошкольного возраста)
расширить первоначальное представление детей о диких животных (заяц, лиса, еж, медведь, отмечая характерные признаки их внешнего вида и образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к живому миру.
Атрибуты к игре:
1. Игрушки: «Заяц» (количество - 2 шт., «Ёж», «Лиса», «Медведь».
2."Осенние листья" - 20 шт.
3."Нора Лисы".
4."Берлога Медведя. "
5. Макет сосны.
6. Салфетки из ткани (количество - 2 шт. 1 м. на 1 м.)
7. Макет осеннего дерева.
Оборудование для игры.
Технические средства, имеющиеся в наличии.
(Дети сидят на ковре. Воспитатель предлагает послушать сказку про Зайчика.)
Осенью, в листве шуршащей,
Под осиной, в темной чаще,
Появился кроха - Зайчик,
Пушистый, словно одуванчик.
Мама малыша любила,
Молоком своим кормила,
От чужих глаз укрывала,
От зубов острых спасала.
Листопадничек - сынок
Говорить совсем не мог,
Но всегда он маму слушал.
Утром кушал, чистил уши,
А потом в листве лежал,
Тихо маму поджидал.
Вот подрос Зайчонок,
Стал выползать из - под куста.
Научился прыгать ловко -
Зарабатывал морковку.
И в лесу любил гулять,
Травку сочную щипать.
Мать кормиться уходила
И Зайчонку говорила:
"Далеко ходить нельзя,
В лесу не все тебе друзья. "
Был трусишкой наш мальчишка,
Лису боялся, соню - Мишку,
Боялся Белочку, Ежиху,
Волка серого, Лосиху,
Но все же мир хотел узнать,
Чтоб от взрослых не отстать.
Он отправился в дорогу,
По лесу пробежал немного
И вдруг, на бедного Зайчишку
Уронила Белка шишку.
Наш Зайчонок испугался,
Быстро с места он сорвался,
Наутек пустился, вскачь,
Не догнать его, хоть плачь.
По лесу петлял, плутал,
Домой дорогу потерял.
В детский сад к нам забежал,
Под березкою упал.
Чуть живой он, еле дышит,
Ничего вокруг не слышит.
Я нашла того Зайчишку,
Успокоила малышку.
Посмотрите он какой!
Пушистый, маленький, живой!
(В группу вносится игрушка - «Зайчик») .
Расскажите, ребятишки,
О лесном зверьке - Зайчишке.
(Дети описывают внешний вид животного, рассказывают о том, где он живет, чем питается; прыгают, как «Зайчики») .
Вопросы к детям:
1. Кто это?
2. Какой он?
3. Где живет заяц?
4. Заяц относиться к диким или домашним животным?
5. Чем питается заяц?
6. Как передвигается по земле?
7. Зайчик большой или маленький?
Нужно бедного спасти,
Маму Заиньке найти.
Собирайтесь, в лес пойдем
И Зайчишку отведем.
(Дети идут с воспитателем в «Лес») .
Вот и лес осенний близко,
Дерева склонились низко.
Впереди чья - то нора,
В ней огромная дыра.
Зайчик наш разволновался,
Ушки спрятал, испугался.
Быть трусливым очень плохо,
Перестань, дружище охать.
Если хочешь много знать,
Должен нос везде совать.
Только очень осторожно,
А то лишиться носа можно.
Тихо подойдем мы ближе,
Наклониться нужно ниже.
Вот какие чудеса!
Здесь в норе она - краса!
Расскажите Зайке, дети,
Как живет наш зверь на свете?
Чем питается, чем дышит?
Она крепко спит, не слышит.
(Дети рассказывают все, что знают о лисе) .
Вопросы к детям:
1. Кто это?
2. Опишите внешний вид лисы. 3. Дети, где живет лиса?
4. Почему мы говорим, что лиса дикое животное?
5. Чем питается лиса?
6. Покажите, как ходит лиса?
(Дети изображают движения лисы) .
Да, красавица - Лисица
Шубкой рыжею гордиться.
Она проснуться, детки, может,
Не будем хитрую тревожить,
А отправимся опять
Продолжаем мы свой путь,
В берлогу можно заглянуть?
Кто живет под елью здесь?
Я боюсь, он может съесть?
Вопросы к детям:
1. Кто это?
2. Какого цвета шуба у медведя?
3. Что вы еще можете о нем рассказать?
4. Чем питается мишка?
5. Почему его называют диким животным?
(Дети рассказывают о внешнем виде, образе жизни медведя, показывают, как он двигается) .
Любит он малину, мед?
Как дитя лапу сосет?
И в берлоге крепко спит,
На весь лес шумно храпит?
Мы пойдем своей дорогой,
Мишеньку не будем трогать.
(Путешествие продолжается, на пути встречается «Ёж») .
Посмотрите, это кто же
В иглах весь, от глаз до ножек!
Носик черный, глазки - бусы!
Страшно мне, а вы - не трусы?
Как фырчит! Какой серьезный,
Видно зверь сердитый, грозный!
Уберите - ка Зайчишку,
Он дрожит, как в норке Мышка.
Что вы знаете о нем,
О колючем о таком?
(Дети рассказывают о еже.)
Вопросы к детям:
1. Почему еж живет в лесу?
2. Чем любит лакомиться еж?
3. Как он спасается от врагов?
4. Где еж любит отдыхать?
Еж колючий молоко пьет,
Ест фрукты спелые?
Овощи, грибы несет
На иголках смело?
Вот так ежик! Молодец!
Он трудяга и храбрец!
(Дети приходят на «Полянку», где воспитатель предлагает им отдохнуть) .
Долго были мы в дороге,
Мишку видели в берлоге,
Рыжую Лисичку, Ёжика
И у нас устали ножки.
На полянке отдохнем,
Посидим, песню споем.
(Дети поют песню про мишку (заяц, лиса, еж, по выбору педагога или детей.
Воспитатель обращает внимание детей на легкий шорох за дверью.
В группу вносится игрушка- «Зайчиха») .
Кто же там листвой шуршит?
Мать - Зайчиха к нам спешит?
Ищет малыша - Зайчонка,
Плачет, бедная так громко!
Вот ребёнок твой, возьми
Сына крепко обними.
(Воспитатель сажает под дерево «Зайчиху и Зайку») .
Крошка - Зайка заблудился,
Навсегда с тобой простился.
Мы с детьми его спасли
Из детсада принесли.
(«Зайчиха» благодарит детей.)
Рады за Зайчонка мальчики,
Скачут они словно Зайчики,
Веселятся наши девочки,
Прыгают они, как Белочки.
(Дети прыгают вокруг игрушек, танцуют с ними (применяются технические средства) .
А теперь пора домой
В детский сад любимый свой.
Зайчихе – маме
«До свиданья! » -
Скажут дети на прощанье.
(Дети прощаются с «Зайчихой и Зайчиком») .
Друг - Зайчонок, не скучай,
Помни нас, не забывай,
Чтоб от страха не дрожать,
Не ходи один гулять.
Вот и сказке конец,
А кто слушал - молодец!
www.maam.ru
Экологическая сказка «Давайте сохраним природу» для детей среднего дошкольного возраста
Дыбенко А. Ю. Муз. руководитель.
Предисловие.
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.
Благодаря занятиям, праздникам, развлечениям экологической направленности, дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования музыкального репертуара;
Музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
Ход мероприятия:
Дети под музыку заходят в музыкальный зал, рассаживаются.
Ведущий: Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете:
Лягушка, журавль, попугай и лисица,
Волк, медведь, стрекоза и синица,
Бабочки, тигры, змеи, ежи,
Львы, носороги и муравьи.
Светлые рощи, лесные дубравы,
Реки, озера, деревья и травы,
Синее море, лесной ручеек –
Все доверяют тебе, человек!
Ты самый умный, а значит, в ответе
За все живое, что есть на планете.
Но часто сам человек по недомыслию и губит природу. Если он все уничтожит, то сам же не сможет жить без чистого воздуха, чистой воды, без растений и животных, без насекомых и рыб.
1ребёнок. Деревья, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься.
2ребёнок. Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Мы, люди, порой не храним, что имеем,
Не щадим, уничтожаем, не жалеем!
Для того чтобы знать исчезающие или редко встречающиеся виды животных и растений, и создана Красная книга.
Красная книга - это сигнал опасности. Многие животные, птицы, цветы занесены в Красную книгу. Это значит, что им грозит полное уничтожение.
Ведущий: А каких зверей в лесу вы знаете, про кого эти загадки - отгадаете?
1. Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -уши больше головы. (Заяц.)
2. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
3. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
4. Серый волк в густом лесу встретил рыжую. (Лису.)
5. Идет, иглы на себе несет, чуть кто подойдет - свернется в клубок, ни головы, ни ног. (Еж.)
6. Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь.)
Стук в дверь, под музыку выходит Медведь.
Медведь:
Я - зверь лесной, Мишка-медведь,
Я не злой и не буду реветь,
Девчонки и мальчишки - мои друзья,
Хочу поиграть с вами я!
ИГРА: «МЕДВЕДЬ И ДЕТИ».
Медведь: Звери к вам меня послали,
Жалобы свои передали.
Есть люди, которые нас обижают,
Жить в лесу всем мешают.
Ведущий: На помощь природе мы спешим,
Природу нашу защитим.
Ждут вас звери лесные,
Вдаль тропинка зовет.
Ребята, ну что отправимся дружно все мы в поход? А ты Мишенька покажешь нам дорогу.
ПЕСНЯ-ПЛЯСКА: «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ»
Звучит мелодия «Пение птиц»,
Ведущий: Вот мы с вами и в лесу.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои!
Слышите, как поют птицы в весеннем лесу?
Отгадайте, ребятки, про птиц загадки.
1. Серая пташка, на животе тельняшка,
В лесу живёт, гнезда не вьет, яйца бросает, матерью не бывает. (Кукушка.)
2. Враг личинок, друг полей,
Всех перелетных птиц черней,
Взад-вперед по пашне вскачь
Гордо ходит птица. (грач.)
3. А вот еще загадка для вас, ребятки.
Знакомая пташка,
В черной в крапинку рубашке,
В нам весной прилетает,
Сразу домик обживает. (Скворец.)
4. Кто в лесу стучит на заре,
Кто ест букашек на коре? (Дятел.)
5. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,
6. Угадайте, что за птица света яркого боится?
Клюв крючком, глаза - пятачком. (Сова.)
Звучит мелодия, вылетает Сорока.
Ведущий: Ой, а это что за птица?
Сорока: Я сорока белобока
Я живу в лису далёко
Меня бедную напугали
Из рогатки в меня стреляли.
Крыло мне повредил,
А дятла чуть наповал не убил.
Ведь птицы столько пользы приносят
Деревьям в лесу они помогают
Всех вредителей-жуков и гусениц уничтожают.
Ведущий: Птиц ребята, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Надо птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
А тебе сорока Белобока мы споём шуточную песенку и угостим вкусной конфеткой.
ПЕСНЯ «ПТИЧКА»
(Д. Тухманов - Ю. Энтин)
Сорока благодарит детей, улетает.
Звучит музыка выходит Зайчик, хромает.
Ведущий: Зайка, что случилось,
Что с тобою приключилось?
Зайчик:
Шел к ручью воды напиться,
Да наступил на что-то у водицы.
Лапу всю я изодрал,
Сколько крови потерял! У-у-у! (Плачет.)
Ведущий: Не печалься зайка, давай нам свою лапку, мы её полечим.
Перебинтовывают ему лапку, зайка скачет, благодарит детей.
Зайчик: Вот теперь другое дело
Можно в пляс пускаться смело.
Ведущий: Ну а чтоб было веселей, мы порадуем гостей.
Будет музыка играть, а мы с зайчиком плясать.
Веселей пляшите ножки, громче хлопайте ладошки.
ПЛЯСКА: «Весенняя полька»
(Т. Морозова)
Зайка прощается, уходит.
Звучит музыка выходит, напевая, Лиса.
Лиса: А я Лиска-Лиса,
Что за дивная краса,
Долгий нос, рыжий хвост!
Только болит мой нос
И опалился рыжий хвост.
Оставил кто-то костер в лесу –
Вот и загубили мою красу.
От горячих углей кострища
Болит мой хвост, распух носище.
Ведущая, говорит об опасности пожара для зверей.
Ведущий: Не плачь лисонька давай нам свой нос мы его, мы полечим.
Мажут ей носик. Лиса, благодарит детей.
Лиса. К вам, когда ребята шла,
Колокольчик я нашла.
Колокольчик вы берите.
Поиграйте, как хотите.
Раздаёт детям колокольчики
ИГРА: «ВЕСЁЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
(И. Дзержинская) .
Лиса прощается, уходит.
Ведущий: Да, действительно - беда!
Если не беречь природу - погибнет она тогда!
Много правил есть в природе,
Знать их надо наизусть.
Мы сейчас и вспомним некоторые из них: хотя они покажутся вам самыми простыми, но очень важные.
Первое. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей, которые вам встретятся. Помните: они здесь хозяева, а вы – гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
Второе. Не старайтесь спасать птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас. Летать не умеет, зато умеет спрятаться, чтобы не нашел ее хищник. А родители обязательно найдут своего птенца.
Третье. Не оставляйте после себя мусор на лужайке или у речки. Не оставляйте непогашенных костров. Все это грозит бедой для природы. Молодцы, ребята, эти правила не только надо знать, но и строго выполнять!
Ведущий. Природа - она как мать, как Родина, одна. Так пусть хранит ее человек везде.
www.maam.ru
Цель и формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Кислова Г. В.
Воспитатель МБДОУ № 38
Цель экологического воспитания :
Научить детей видеть взаимосвязь между растениями и животными, живой и неживой природой понимать, как человек влияет на их жизнь, что человек часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Формировать у детей умение видеть красоту во всем живом, независимо от того, то ли человек это или растение, животное. Постижение истины, что в природе не бывает полезных и вредных животных, что все они связаны друг с другом, друг другу нужны, а значит полезны.
Развивать у детей чувства: неравнодушия, умение чувствовать себя на месте цветка, растения и т.п.
Научить любить и охранять природу не на словах, а помогая цветам, деревьям, животным, птицам, всему живому. Учить укреплять здоровье в процессе общения с природой.
Пробудить у детей эмоциональный отклик на различные явления природы, зародить в них желание любоваться и наслаждаться ею и выражать свои чувства средствами художественного слова, изобразительного искусства.
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию :
Конспект экологического праздника для постановки детьми старшего дошкольного возраста Авторская экологическая музыкальная сказка - Конспект
И когда тебя втянет в простор этот синий,
И когда ты с рекою бессмертной, родной,
Только выдохнешь: - Волга!
Да умоешься вечно живою водой!
Н. Благов
Мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду. Что же для этого нужно сделать?
Одним из самых эффективных путей формирования экологического сознания является детский экологический театр – соединение экологического образования с творчеством и экологическое воспитание по обе стороны рампы – и для самих юных актеров и для почтеннейшей публики.
В детстве мы почти каждый день воображаем себя кем-нибудь, придумываем себе игры и роли в них. Но чтобы сыграть роль, необходимо почувствовать, как говорит, двигается, видит то или иное существо, чего оно боится, чему радуется и какими средствами это выражает.
Роли меняются, развивая способность быть другим и понимать другого. Ребенок готов и хочет наделить жизнью, характером и судьбой все в окружающем мире. Эту способность использует, развивает и направляет экологический театр.
Театр и экология не только вполне совместимы, но и обогащают и помогают друг другу.
Информация об актуальных экологических проблемах, поданная в театрализованной форме, не только запоминается, но и становится живой и насущной, «одушевленные» цифры, факты, процессы и термины легко и непринужденно проникают в умы и души зрителей. И, кстати, именно экологический театр дает прекрасную возможность объединения всех направлений экологического образования. Инсценирование экологической информации позволяет дошкольникам глубже понять и запомнить её суть, ведь она вызывает простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать.
Цели и задачи
Целью подготовки и проведения экологической музыкальной сказки является формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе родного края.
Задачи:
- формирование элементарных научных экологических знаний о проблемах Волжского бассейна;
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Игра и общение выступают основными содержательными компонентами, обеспечивая высокий уровень мотивации детей для участия в экологической музыкальной сказке.
Целесообразно использовать аудиозапись музыкальных произведений, соответствующих тематике.
Использовать соответствующее тематике оформление зала. Желательно пространство разделить на две зоны:
вид Волго-града, жители сидят за столами, встречая прибывших гостей;
вид природы, реки Волга, солнца…
В костюмах и декорациях использовать такой материал, который можно легко снять, удалить. Например, крылышки у бабочек сначала с черными «каплями», а затем чистые;
легко передвижные ширмы изображающие окружение Родника и т.д.
В заключении экологической музыкальной сказки целесообразно провести музыкально-игровую программу для зрителей с использованием игр, по тематике сказки: «Построй плотину», «Освободи рыбок», «Убери мусор» и т.д.
Мероприятие желательно закончить рефлексией
Подробней refdb.ru
"КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ" (Экологическая сказка)
Пришел Человек к Дереву.
И пришел Человек к Дереву.
Обрадовался Человек.
Человек, послушай меня…
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Доклад воспитателя МБДОУ «Детский сад № 20»
Воротниковой Людмилы Федоровны
На 1 Всероссийской научно-практической конференции
«Экология Камчатки и устойчивое развитие региона»
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет:
Интересен детям;
Понятен детям;
Доступен для запоминания и размышления над ним детьми.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождении бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.
Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Идея сказок не нова.
Известно, что еще в 20-х годах в СССР во время проведения массовых кампаний «День леса», работники лесного хозяйства сами сочиняли и читали малышам «лесные сказки», стараясь с помощью незамысловатого сюжета передать детям лесоохранные знания и экологическую культуру.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.
В чем особенность экологических сказок?
Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
Почему они интересны детям?
Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Какова их роль?
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Так почему мы их пишем?
На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Для привлечения внимания и развития интереса, для получения детьми достоверных знаний и запоминания их, для реализации полученных знаний на практике, мною были написаны экологические сказки различного содержания для детей старшего дошкольного возраста.
Это сказки о комнатных растениях: Как человек приручил растения, Как у росточка появилось имя, Бабушка Федора и Герань, Самый смелый цветок. О различных явлениях природы: Хмурая туча, Доброе облако, Все цвета радуги; сказки о животных и насекомых – Просто гусеница, Не будите медведя, Зачем зайцу белая шуба?
И др., а так же сказки о взаимодействии человека и природы. Такие как, Пропавшие цветы, Как не вернулись птицы, Дедушкин огород.
Сегодня я хочу представить Вам сказку «Дедушкин огород».
«ДЕДУШКИН ОГОРОД» (сказка сопровождается показом презентации)
Позвал дед бабку.
Что делать?
А где вы эту воду набирали?
Что звали меня, хозяева?
Прибежали и Кошка, и Мышка.
В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.
Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи.
Однако красной нитью, своеобразным лейтмотивом все должна проходить тема сохранения природы.
И на сегодняшний день специалисты (будь то ученые, писатели, педагоги, экологи или воспитатели) , по отношению к экологической сказке занимают разные позиции.
Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательно-образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей.
А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.
Но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.
СКАЗКИ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Проиллюстрированы следующие права детей: Каждый ребенок имеет право на жизнь (сказка о том, как Светик появилась на свет) ; Каждый ребёнок имеет право на индивидуальность - фамилию, имя (сказка о том, как Светик получила свою имя и фамилию) ; Каждый ребёнок имеет право на достойную счастливую жизнь (сказка о том, как Светик росла) ; Каждый ребёнок имеет право на дом и семью (сказка о том, как Светик нашла котёнка Рыжика)
Материал взят с сайта:http://skyclipart.ru/detsad/
СТРАНА СКАЗОК - Сайт воспитателя детского сада
Материал с сайта vorotnikova-lyudmila.jimdo.com
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Экологические сказки и рассказы для детей дошкольного возраста
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.
Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробней на сайте nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Сказки как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление. Она как бы противоположна действительности. В сказке возможно все, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения.
В природе же все взаимосвязано, ее характеризует течение и смена строго закономерных явлений, событий.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.
Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Экологические сказки учат:
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, даёт возможность стать членом интересного общества верных друзей (различных животных, растений) , научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой.
Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
Сказки способствуют более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
Работа с экологической сказкой имеет свою специфику. Она способствует становлению не только личностных качеств, но и развитию у детей высших чувств (дружба и любовь к живым существам) , которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы.
Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Именно поэтому специально по содержанию подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе.
Огромное значение в экологическом воспитании детей 4 – 5 лет приобретают народные сказки. Они во многом экологичны: в них нашло отражение осмысления человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.
В занятия по экологии необходимо включать сказки В. Бианки, которые являются самоучителем любви к природе. Воспитанный во внимательном отношении к природе, с детства приученный наблюдать за жизнью животных, вести дневник, Бианки создал прекрасные сказки о природе. Автор, используя форму сказок, дает детям знания о непростых явлениях приспособления животных к среде обитания, в занимательных сюжетах показывает назначения того или иного органа («Хвосты», «Чей нос лучше?») . Некоторые его сказки написаны в лучших народных традициях, их можно инсценировать, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
Для целей экологического воспитания следует отбирать те сказки, которые наиболее точны в определении ценностей. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца.
1. Чтение и обсуждение сказок.
Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому важно, чтобы дети имели возможность сразу же высказаться по поводу услышанного. Сказки Б. Заходера, В. Бианки, Н. Павловой, В.
Танасийчука, Л. Толстого, Г. Пришвинапомогают объяснить экологические и биологические понятия.
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки.
Дети 4-5 лет очень любят волшебные сказки. После выразительного чтения можно предложить детям выполнить рисунок.
- Использование фрагментов сказок.
Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации привести фрагменты сказок.
- Использование сказочных персонажей.
Подмечено, что дети среднего дошкольного возраста с гораздо большим интересом и внимание слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей.
Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы удастся при желании подобрать подходящих сказочных персонажей.
- «Сказочные» вопросы.
«Сказочные» вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов.
- Использование сказок для организации игр.
Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания.
- Сказки и театр.
Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. При работе с детьми 4 – 5 лет хороший результат дают кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь.
- Сказки и изобразительное искусство.
Дети среднего дошкольного возраста с большим удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны и серии рисунков. На экологических занятиях целесообразно использовать известные произведения художников на сказочные темы.
Экологические сказки
Жила-была красавицаОсень. Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.
Но все печальнее становиласьОсень. Знала она, что скоро придет сестра ее - Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собралаОсеньвсех зверей - птиц, рыб, насекомых - и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам - тем, кто боится холода да голода, - лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.
Все послушалисьОсени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.
«ДЕДУШКИН ОГОРОД»
Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.
Позвал дед бабку.
Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть?
Что делать?
Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо!
Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.
Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?
И я не знаю. Давай спросим у внучки.
Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.
Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?
Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?
А где вы эту воду набирали?
Так это…я в нашей реке воду набрал…
Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.
Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!
Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.
Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.
Что звали меня, хозяева?
Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!
Так может землю эту порыхлить надо?
Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…
Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!
Прибежали и Кошка, и Мышка.
Друзья, порсмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!
Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Пришли на помощь им и дети из детского сада. Собрали весь мусор!
Потом ребята из детского сада нарисовали запрещающие знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установили их на земле и возле реки.
А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!
Собрали бабка с дедкой урожай, сделали салат и угостили ребят из детского сада.
А ребята из детского сада рассказывали потом всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным.
КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ
Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.
Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.
Пошел Человек к дереву и попросил:
Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.
Бери, - ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?
Я-Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.
Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.
Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.
Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.
Пришел Человек к Дереву.
Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.
Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…
Эх ты, Человек… - вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.
Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.
Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.
Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.
Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.
И пришел Человек к Дереву.
Здравствуй, Человек, - сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?
Плохо. Помоги мне, Дерево, - взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?
Эх ты, Человек, - вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.
Спасибо тебе, Дерево, - воскликнул Человек и поспешил домой.
Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.
Обрадовался Человек.
Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.
Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.
Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?
Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:
Человек, послушай меня…
Кто это говорит? – удивился Человек.
Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.
Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.
Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.
Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!
Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.
Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.
Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю.
И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!
Литература
- Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. М.: Сфера, 2009.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс, 2002.
- Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Материал nsportal.ru
Организация: МДОУ детский сад «Малыш»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Солнечный
В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы.
Нехватка общения детей с природой, оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место занимаем мы, педагоги.
Посеяв зерно, может вырасти сорняк. Ведь за каждым культурным растением необходим уход, «питательная среда».
А мы на протяжении многих лет нашим детям, «нашим саженцам», даем понять, что всё для них, что любое явление природы - это все во благо человеку, все для человека и ничего взамен.
Это привело к тому, что, начиная с детского сада, дети знают, что лес - это древесина, а древесина – это бумага, материал для строительства.
Лес - это большой шкаф в виде одежды из меха.
Лес - это кладовая продуктов (мясо, грибы, ягоды, орехи).
Ребенок думает, что птицы нужны только для того, чтобы уничтожать насекомых, ему невдомек, что можно летним вечером, сидя под деревом в лесу, наслаждаться прохладой и прекрасными трелями заливающегося соловья.
И так во всем.
Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет.
Именно в дошкольном детстве, через добрую, поучительную сказку закладывается позитивное, бережное отношение к природе.
Информационная характеристика педагогического проекта
Название проекта |
«Экологическая сказка» |
|
Семенова Л.В., воспитатель МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Советского района Республики Марий Эл |
||
Вид проекта |
Внутриучрежденческий, исследовательско-творческий |
|
Направленность |
||
Образовательная программа, в рамках которого проводится проект, образовательные области |
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие |
|
Исполнители проекта |
Дети младшего и среднего дошкольного возраста, воспитатели ДОУ, ст. воспитатель. |
|
Заказчик проекта |
Администрация МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Советского района Республики Марий Эл |
|
База экспериментальной работы: |
Дети младшей и средней группы МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Советского района Республики Марий Эл |
|
Срок реализации проекта |
Июнь-июль 2015 года (1 месяц) |
Актуальность
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему. Именно экологическая сказка вызывает эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем. Результатом этого будет продуктивно-творческая работа, которая будет выражаться в рисунке, лепке, аппликации, а также в сочинении собственных сказок.
Цель: Формирование интереса детей к природе через экологические сказки.
Задачи
Образовательные:
- Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
- Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка 3 – 5 лет.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
- Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
- Осознание себя как части природы.
Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.
Этапы
I . Подготовительный (разработка проекта)
- Определение проблемы
- Постановка цели, задач
II .Основной
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами
- Выполнение проекта
III. Заключительный
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- Составление рекомендаций
- Придумывание сказок с детьми
- Изготовление книжек- самоделок
Характеристика деятельности участников в рамках проекта:
Изобразительная деятельность, беседы, целевые прогулки, наблюдения, исследование.
Технологии:
- Здоровьесберегающая
- Личностно-ориентированного обучения.
- Сказкотерапия
- Исследовательской деятельность
Методические приёмы:
- Наглядные
- Словесные
- Игровые
- Практические
- Наблюдение
- Экскурсии
- Рассматривание картин
- Рассматривание фотографий
- Обобщающая беседа.
Необходимое оборудование: Экологические сказки, природный материал, наглядно-методические пособия, мультфильмы, фотоальбомы.
Презентация итогов проекта: Создание книги – «Экологические сказки».
Предполагаемые итоговые продукты проекта:
Целевая прогулка совместно с родителями в парковую зону, на озеро, в лес- пополнение развивающей среды группы, выставка рисунков, защита сказки собственного сочинения, пополнение «Книги экологических сказок»
Ожидаемые результаты:
Повысится уровень активности детей, возрастёт самостоятельность в решении поставленных задач;
Изменится стиль поведения детей в природе;
Расширятся знания детей по экологии, через сочинение сказок
При условии реализации данного проекта, ожидаем следующие результаты по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
- сформируется стремление родителей и воспитанников к личному участию в природоохранной деятельности
- повысится культура общения в социуме
Познавательное развитие
- появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику материальных ценностей и культуры духовного общения с природой
Речевое развитие
- расширится словарный запас по теме проекта
- при инсценировке сказок отношение к героям будет эмоционально-ярко окрашено появится тяга к ритмически организованному складу речи
Художественно-эстетическое развитие
- при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности произойдет развитие творческих интересов художественно-эстетической направленности, способствующих развитию самоопределения с помощью различных видов искусства.
Физическое развитие
- повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье через подвижные игры, целевые прогулки
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Действия |
Ожидаемые результаты |
Участники |
||
Подготовительный этап |
||||
|
Расширение знаний по теме проекта |
Родители, педагоги |
||
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» |
||||
Беседа с родителями «Знакомство с проектом» |
||||
Консультации для родителей «Приемы обучения детей предсказыванию прочитанного произведения» |
Родители, педагоги |
|||
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач |
Разработка плана реализации проекта |
Педагоги |
||
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала (Плакаты, карточки по темам «Насекомые», «Растения», «Птицы», «Пресмыкающиеся» |
Пополнение. предметно-пространственной развивающей среды |
Родители, педагоги |
||
Выставка творчества Н.И. Сладкова, В. Бианки, Л.Н. Толстого, Б. Жидкова, К. Ушинского, М. Пришвина, С.Я. Маршака, К. И. Чуковского |
Книжная выставка книг |
I неделя проекта |
Родители, педагоги |
|
Основной этап |
||||
Формы работы |
Тема |
Сроки |
Участники |
|
Целевая прогулка |
Уголок леса (муравейник) Парковая зона |
2-3 неделя |
Дети, педагоги |
|
«Береги растения и животных» О насекомах О растениях |
Дети, педагоги |
|||
Наблюдения |
За насекомыми За воробьем За голубем За трясогузкой За сорокой За ласточкой Рассматривание растений: леса, луга |
Дети, педагоги |
||
Мультфильмы |
«Муравьишка хвастунишка» «Лесные путешественники» «На лесной тропе» «Живая игрушка» «Чьи в лесу шишки?» «Приключения муравьишки» |
Дети, педагоги |
||
Интегрированные занятия (изобразительная деятельность, экология) |
«Почему не нужно ловить бабочек?» «Где обедал воробей» «Откуда у божьей коровки точки?» |
|||
Знакомство со сказкой |
«Счастливый жучок» Г. Скребицкий «Шел я, шел и сказку нашел» А. Дитрих «Под кустом» Н.Павлова «Про всех на свете» Б.Заходер «Как ежик шубу менял» А Суконцев «Волк и собака» Л.Толстой «Ежинька и белочка» М.Рапов «Птичья кладовая» В Сухомлинский «Кто, о чем поет?» В.Бианки «Бюро услуг» Н.Сладков «Как медведь пень потерял» Н.Рыжова «Чей дом лучше» Н.Рыжова |
Дети, педагоги |
||
Сочинение собственных сказок |
Продолжение начатой сказки Составление сказки по готовой схеме сюжета |
Дети, педагоги |
||
«Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко» |
Дети, педагоги |
|||
Выставки |
«Природа в сказках» (рисунки) Альбомы сказок «Наши сказки о природе» |
Дети, педагоги |
||
«Парное лото», «Где растет?», «Растительный мир», «Животные», «Насекомые» Найди по описанию" "Что, где растёт" "Узнай и назови" "Вершки - корешки" |
Дети, педагоги |
|||
Заключительный этап |
||||
Создание фотовыставки «Я – часть природы» (целевые прогулки в природу, игры на прогулке). |
Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения |
Дети, родители, педагоги |
||
1. Изготовление книжек- самоделок 2.Сочинение собственных экологических сказок |
Сказки собственного сочинения |
Дети, родители, педагоги |
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОЕКТА
Кадровый ресурс |
Педагоги: Воспитатели группы |
Материально- технический ресурс |
Музыкальный зал; Технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.); Наглядно-методические пособия; Методическая литература. |
Ресурс социума |
Социальное партнерство со следующими организациями: Детская библиотека п. Солнечный Дом культуры п. Солнечный |
Родительский ресурс |
Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы: Консультации; Выставки |
Информационный ресурс |
Использование ИКТ; Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.); Изучение методической литературы; Участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
ВЫВОД:
Во время работы над проектом «Экологическая сказка» достигнуты следующие результаты:
- были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей и способствующие самопознанию, саморазвитию;
- повысился уровень экологического поведения детей младшей и средней группы;
- все поставленные цели и задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Веракса Н.Е., Галимов О. Р. познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2015. -80 с.
- День защиты животных. Методическое пособие/ сост. Уткина О.В.- Йошкар-Ола: «Реклайн», 2006. -76 с.
- Изготовление искусственных гнездовий: Методическое пособие/ сост. Уткина О.В.-пос. Красногорский, 2006. -40с.
- «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.-2-е изд., испр. И доп. –СПб: «Детство-Пресс», 2004-240 с. (Библиотека программы «Детство»)
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2010. -112 с.
- Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО «Издательство «Детство -Пресс», 2010. -96 с.
- «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» / Научн. Консультант канд. геол.-минерал. наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. –М.: «Карапуз-Дидактика», 2005. -224 с.:ил.
- Рыжова Н.А. Я и природа: учеб. - метод. комплект по эколог. Образованию дошкольников. -М.: Линка-Пресс, 1996, с.56, илл. (серия «Наш дом- природа»).
- Туристско-краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста (из опыта работы яслей- сада № 36 «Вишенка»). Редакция журнала «Марий Эл учитель»
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. -128 с., ил.- (Библиотека программы «Детство»)/
Экосказка для детей средней группы "Добрая Фея"
Эко сказка рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет.Цель: эко сказки учит детей любить и заботиться о растениях, животных и природе. Не загрязнять моря, океаны, реки, озера. Эко сказка да носит до своих юных читателей что, нужно постоянно обращать внимание на красоту природы, чтобы постоянно заботиться о ней и приумножать ее ценности.
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Здесь дети попадают впервые в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе например как рассказывается в эко сказке. Конечным результатом должно быть не только овладение определенным знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно, защищать, любить и приумножать богатства природы.
Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в ней.
Задача : Изучить экологические связи, которые играют важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения.
Дети должны понимать что, они куда бы, не шли на улице они всегда и везде будут наблюдать растения, птиц, животных, насекомых одним словом природу.
* * *
Однажды в городе раскинулось широкое, красивое море. В нем жила Русалочка. Она была очень доброй и справедливой. Русалочка помогала цветам в засушливую погоду, не давала им засохнуть, поливала их водой. Так же Русалочка помогала зверям и птицам которые нуждались в чистой воде. Звери, птицы и растения просто не выживут без воды как и она сама. Русалочка лила воду из леечки на свой любимой цветочек она уделяла ему чуть-чуть больше времени чем другим она считала его особенным, хотя с виду этот цветок был обыкновенным так, солнце нагревало воду, она была такой теплой, ласковой и искрилась на солнце маленькими лучиками.
Солнце и вода подружились. Когда русалочка ухаживала за растениями и при этом пела разноцветная радуга окутывала всю Земли. В лесах появилось много грибов, а на лугах и полях много прекрасных цветов и ягод. Поздно вечером летела птичка, она не заметила ветку, которая росла на деревце и поранилась об нее. Птичка упала на землю, но русалочка вовремя ее заметила и не дала ей умереть. Она перевязала ей крылышко, но птичка не смогла по лететь дальше пока ее крылышко не заживет. Все время что птичка болела Русалочка ухаживала за ней. Птичка полюбила Русалочку как и остальные растения и животные за ее доброту.
Но не все люди ценили красоту, которую подарила Русалочка. Однажды по морю проплывал корабль с большими бочками вредных химических веществ для утилизации. Состав команды, которые были на этом корабле, выбросили нечаянно эти бочки с корабля в море, но они не стали их доставать. Со временем эти бочки расплылись по всему морю и те вещества которые были в бочках попали в море.
Вскоре, после того как вещества попали в воду, они отравили все море и всех жителей этого моря, Русалочка тоже тяжело заболела и не могла больше помогать своим друзьям: людям, зверям, птицам и растениям с которыми дружила и сильно любила.
В жаркую, солнечную погоду цветы без чистой воды пожелтели и засохли. Звери и птицы мучились от жажды. Русалочка не смогла поправиться, потому что из-за не любви к природе других людей пострадала Русалочка. Птичка, которую Русалочка спасла знала о беде которую принесли люди природе. Птичка летела из теплых стран с лекарством для Русалочке, чтобы она смогла выздороветь. Птичка летела долга она уставши приземлилась на дерево в лесу где отдыхали люди. Вот уже она хотела лететь дальше как она упала с дерева птичка пролежала на земле много времени, но ей так и никто не помог, а Русалочка тем временем превратилась в морскую пену. «Защити то, что можешь пока не потерял то, что имеешь»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Авраменко И.М. Основы природопользования [Текст]/Серия "Высшее профессиональное образование". - Ростов Н/Д: Феникс", 2004.
2. Азбука экологического воспитания [Текст]//Дошкольное воспитание, 5/1995.
3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст] - М.: Просвещение, 1991.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: - М.: "Просвещение", 1993.
5. Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. - метод. пособие. Чита, Изд - во ЗабГПУ, 2002.
6. Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: Изд - во "Просвещение" 2 - е. М., 1973.
Цель:
Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по подготовке огорода к посадке овощей.
Задачи:
Учить выполнять соответствующие трудовые действия,
Способствовать развитию у детей познавательной активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сажаем фасоль»
Образовательные области:
« Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Цель:
- Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по подготовке огорода к посадке овощей.
Задачи:
- учить выполнять соответствующие трудовые действия,
- способствовать развитию у детей познавательной активности.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки «Репка», «Медведь и мужик».
- Д\и «Золушка», «Во саду ли, в огороде», «Вершки и корешки».
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
- Развлечение для детей и родителей «Собираем полезные советы».
- Музыкальная игра «Урожай»
Материал:
- баночки с землёй по количеству детей,
- семена фасоли по 2 на каждого ребёнка,
- игрушка Чучелко,
- лейки с водой,
- палочки,
- клеёнки,
- фартуки.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение Л. Некрасова «Огородники».
Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Землю грело солнышко, прорастало зернышко.
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ребята, а кто знает, что надо для того, чтобы прорастить семя? (Почва, вода, тепло, свет).
2. - Правильно. У нас сегодня гость, познакомьтесь - это Чучелко. Ребята, а вы знаете, для чего на огороде ставят чучело? (Отпугивать птиц).
Совершенно верно. Чучелко хочет вам загадать загадки.
Надевает папа кепку
И выходит из избы.
Справа он сажает репку,
Слева - свеклу и бобы.
Тут везде рядами грядки,
Будет урожай в порядке! (Огород)
Я - садовый инвентарь!
На селе знакома встарь.
Дедушка меня берет
И копает огород. (.Лопата)
В огород несем за ручку
Мы пластмассовую тучку.
Эй, морковка, воду пей-ка!
Что за тучка? - Это...(Лейка)
Зубья остры, хоть и редки.
На меня не наступай!
Мною листики и ветки
В кучки ровные сгребай. (Грабли)
В огороде - скоморох,
Там ведро на палке.
Мы спасаем наш горох,
Чтоб не съели галки. (Пугало)
Ребята, какие инструменты нужны огородникам, чтобы посадить семена? (Лопата, лейка, грабли).
3. Физкультминутка
Игра "Зернышко"
Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.) Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.) Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)
Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)
И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)
Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)
И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца...
Вам понравилось быть живым зернышком?
4. - Давайте мы с вами научим Чучелко сажать семена. Посмотрите, какие семена лежат у вас на столе?
Правильно, фасоль. У вас на столе стоят баночки с землёй и палочки. Палочкой мы сделаем отверстие в земле, хорошо прольём его водой , но п режде чем посадить семена, скажите зернышку: "Стань живым и расти, а я буду поливать и ухаживать за тобой".
Теперь в отверстие можно положить семя фасоли. Засыпаем фасоль землёй и поливаем. Когда все закончат, мы поставим баночки на наш огород на окне.
Ребята, а что нужно делать, чтобы на огороде все росло? (Поливать, полоть сорняки)
Теперь каждый день мы с вами будем ухаживать за своим огородом.
А я посажу фасоль в два других стаканчика, на одном зачёркнуто солнышко, а на другом лейка. Как вы думаете, что это значит? Э то значит, что один стаканчик мы спрячем от света, но будем поливать. А в другом стаканчике, мы не будем поливать зёрнышки, но они будут получать свет. Наблюдая за ростом растений, мы с вами увидим, везде ли будут расти наши зёрнышки.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со сказкой о воде.
Задачи:
- закреплять свойства воды через опытно - экспериментальную деятельность
- познакомить с понятиями «фильтр» и «фильтрация» , со способами очищения воды от механических примесей
- уточнить знания детей о значение чистой воды в природе
- развивать у детей связную речь, умение рассуждать, делать выводы
Словарная работа: жидкость, не имеет своей формы, безвкусная, без запаха, окрашивается, фильтр, фильтрация, фильтровальная бумага.
Материалы и оборудование:
бутылочки с питьевой водой, одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, кисточки для рисования, блюдца с сахаром (солью) , ложечки, гуашь, воронки, фильтровальная бумага, компьютер, игрушка Зайка, иллюстрации по сказке, музыкальный проигрыватель.
Тезисы:
Вода – жидкость, прозрачная, не имеет запаха, вкуса. В воде можно растворять различные вещества. Грязную воду пить нельзя. Ее можно очистить при помощи фильтра.
Пояснительная записка
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Для того чтобы детям было проще и интереснее усваивать материал про окружающий мир, который представлен в экологических сказках, эти сказки нужно обыгрывать, инсценировать, рисовать, сочинять. Очень вдохновляют дошкольников экспериментальная деятельность, которая предоставляется в ходе рассказывания экологических сказок
Ход занятия
Воспитатель приветствует детей. Предлагает им прослушать сказку, которая сопровождается демонстрацией иллюстраций на доске.
«На краю леса в маленьком домике жил Зайка. Он очень любил заниматься огородом. Сажал там Зайка фрукты и овощи, поливал их и собирал. И каждый день он приходил на огород, набирал воду в колодце возле своего дома и поливал водичкой грядки с овощами, кусты с ягодами и деревья с фруктами.
Как-то солнечным днем пришел Зайка на огород, чтобы полить помидоры. Набрал он ведро воды в колодце, и удивился тому, что увидел в ведре – вода была фиолетового цвета. Расстроился Зайка и подумал, что же теперь делать, как полить огород, ведь растениям нужна для роста чистая вода. Как же теперь воду очистить?
Воспитатель: Сегодня Зайка пришел к нам в гости, и я его, ребята, успокоила и сказала, что мы постараемся ему помочь. Поможем?
(Ответы детей) .
Зайка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде и вместе, я уверена, мы всё выясним и справимся с твоей бедой.
Сейчас ребята, мы проведем небольшие опыты и вспомним о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело,
Пролил воду, не беда!
Тряпка под рукой всегда!
Воспитатель: Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода?
(Ответы детей) .
Верно, вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Воду можно перелить из одного сосуда в другой, и она всегда принимает форму сосуда, в который ее налили.
Воспитатель: Перед вами бутылочки с питьевой водой, откройте ее. Возьмите пустой пластиковый стаканчик и налейте в него воду из бутылочки.
Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)
Правильно - вода льется, ее можно переливать - вода жидкая.
А теперь, ребята, понюхайте воду. Она пахнет? (Ответы детей)
Правильно, вода не имеет запаха.
Воспитатель: Скажите, а вкус у воды есть, попробуйте? Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей)
Опыт № 1 «Вода безвкусная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили»
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки) .
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .
Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: А какого же цвета вода? (Ответы детей) Давайте проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили»
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Вот посмотрите на стаканчики. Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .
Воспитатель: Посмотрите, я опускаю в воду кисточку с краской и вода из бесцветной становится фиолетовой. Попробуйте проделать тоже самое – окрасить воду.
Дети проделывают опыт.
Вывод: вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы показали, как много вы знаете о воде. Но давайте поможем Зайке сделать воду в его колодце снова чистой. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (ответы детей)
Опыт № 3 «Фильтрация воды»
Воспитатель: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать из нее механические примеси (частицы краски) . Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)
Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную (окрашенную) воду.
Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с окрашенной водой) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, думаю, теперь Зайка узнал, как снова сделать воду чистой!
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Все растения и животные нуждаются в воде. Люди пьют только чистую воду. Также дома ваши родители с помощью фильтров очищают водопроводную воду, и она становится чистой и пригодной для питья.
Мы хорошо потрудились и можно немного размяться.
Физминутка «Веселая» (под веселую музыку)
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгаем, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топают: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)
,
После отдыхают (приседают, руки свободные)
.
Теперь можно вновь отправиться в сказку и узнать, что же дальше произошло Зайкой:
«Зайка понял, что воду нужно перед поливом очистить. Он взял большой фильтр и налил воду, вода стала чистой и пригодной для полива растений в огороде. После того как весь огород был полит, Зайка сел возле колодца и задумался: «Но что же случилось с водой в колодце, почему же она приобрела такой фиолетовый цвет?»
В это время мимо дома Зайка проходил Ёжик с нарисованной картиной. Он увидел грустного и задумчивого зайчика.
«О чем думаешь?» - спросил Ёжик.
«Я хотел полить огород, набрал воду из колодца, а она там грязная и совершенно непригодной для полива. Вот думаю, почему же вода в моем колодце стала такой фиолетовой?» - Ответил Зайка.
Ёжик опустил глаза и признался: «Я хотел набрать воды из твоего колодца в стаканчик, чтобы порисовать немного красками, и случайно уронил фиолетовую краску в колодец. Поэтому вода и окрасилась. Извини меня!»
«Хорошо, что ты признался - сказал Зайка – Но теперь, ты поможешь мне налить в колодец чистую воду, чтоб я смог поливать свой огород!»
Ёжик с радостью согласился.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты