Другие наблюдения в природе весной окружающий мир. Наблюдение за ручейками днем
Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной режимных моментах
В процессе работы над темой недели «К нам весна шагает быстрыми шагами» среди детей младшего дошкольного возраста, мы организовывали наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем), а также в вечернее время. При этом, мы и днем и вечером смотрели на одни и те же объекты. Так, например, днем капель была активнее, чем к вечеру; птиц наблюдалось меньше, ручейки также сменяли скорость движения и уменьшался объем уносимой воды. Отметим, что некоторые родители забирают детей пораньше, в связи с чем, не все дети в полной мере могли наблюдать за весенними изменениями в природе в вечернее время (перед уходом домой).
Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем): наблюдение за весенней капелью, за вербой, птицами, погодой и ручейками.
Наблюдение за весенней капелью днем
Цель: вызвать интерес к окружающему миру, стимулировать наблюдательность и познавательный интерес
образовательные : расширять знания детей о временах года, свойствах воды и её природной важности; прививать основы безопасности жизнедеятельности;
развивающие
воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям, культуру поведения в близи сосулек.
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята! Вы слышите!? Что это за звонкий звук? Правильно, это капает с крыш талая вода! Давайте понаблюдаем за ней!
Воспитатель: Что вы видите? А откуда появляется эта вода? Конечно, она появляется от таяния снега.
Воспитатель: Посмотрите! Там куда вода падает, образуются впадины! Откуда они появляются? Конечно! Вода падает с большого расстояния и ударяется об лед, почву, постепенно пробивая себе ямки. Вода способна даже пробивать гранит, делать себе проход под землей, в пещерах. Она, медленно, потихоньку, но постоянно пробивает себе дорогу. Одна капелька маленькая, а огромное их количество способно изменить окружающую природу.
Воспитатель : Ребята! Скажите вы слышали когда-нибудь стихотворения о весенней капели? Нет? Тогда послушайте стихотворение Самуила Маршака «Апрель».
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Воспитатель: Ребята, а почему медведь проснулся, вы знаете? Верно, снег начал таять и капли превратились в лужи. Косолапому стало сыро и он вылез из своей берлоги. Как вы думаете, медведь любит наблюдать за природой? Я тоже думаю, что любит. Давайте еще раз послушаем и посмотрим на нашу звонкую капель.
Воспитатель: давайте возьмем немного снега с собой в группу и посмотрим, как он будет себя вести в помещении, хорошо?
Наблюдение за Вербой днем
Цели: продолжать знакомить с особенностями роста деревьев, выделяя характерные признаки вербы и её изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы
Задачи:
образовательные : расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, формировать представления о том, как ведут себя деревья весной, объяснять особенности роста деревьев и растений вообще;
развивающие
воспитательные : воспитывать интерес к биологическим законом, окружающему миру, бережному отношению к растениям
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы пойдем на участок старших детей и понаблюдаем за Вербой. Скажите, вы знаете что за дерево такое, «Верба» и как она выглядит? Все правильно, молодцы!
Воспитатель: послушайте ребята, пожалуйста, стихотворение Афанасия Фета
«Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны…»
Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за Вербой! Опишите пожалуйста какая она, Верба! Верно ребята, она мягкая, пушистая, нежная, желтенькая, а есть там дальше куст и с белыми почками. Как правильно отметил Влад, у нее на веточках маленькие, крохотные, мягкие комочки. Как заметила Танюша веточки у вербы коричневые, а почки белые и желтые. Скажите, а длинна у веточек какая? Верно, есть и длинные и короткие веточки.
Воспитатель: давайте возьмем веточки вербы, где почки еще не распустились и поставим в вазу, и время от времени будем смотреть как она себя будет вести.
Наблюдение за птицами днем
Цели: сформировать представление о перелетных птицах, их внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к птицам, бережному отношению к окружающей природе
образовательные : расширять знания о птицах, введение понятия перелетные птицы;
развивающие
воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам.
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к кормушке, только очень медленно и осторожно, чтоб не спугнуть птиц.
Воспитатель: Посмотрите, каких птиц вы видите на участке? Верно, синички, воробьи и голуби. А каких еще птиц вы знаете? Отлично!
Воспитатель: Что делают эти птицы? Что они кушают?
Воспитатель: Ребята, а помните, на рябине мы видели зимой снегирей, а сейчас они есть? Верно, они улетели гнездоваться в другие леса, ближе к северу. Зато сейчас появились другие птицы. Посмотрите на скворечник, только не шумите.
Воспитатель: Видите, время от времени в скворечник залетает птичка. Вы знаете как ее зовут. Это скворец.
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Еще в полях туманы,
Еще роса блестит,
А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут...
Не требуя награды
За свой талант и труд.
Воспитатель: А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? Послушать звонкие голоса птиц.
Воспитатель: Опишите птичку, которая вам больше всего понравилась.
Наблюдение за погодой днем
Цели: продолжить формирование целостной картины мира, знаний об изменениях в погоде
образовательные : расширять знания о временах года, погодных условиях, смене месяцев;
развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;
воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая чудная сегодня погода! Опишите, что вы можете сказать относительно погоды? Верно, сегодня светит солнышко, согревая нас своим теплом, дует небольшой ветерок, видите, как колышется шарфик у Светы, веточки у березы? Солнышко греет нас, и все вокруг, смотрите - с крыши капает вода – как это можно называть, помните? Как можно сказать про погоду в общем? Плохая она сегодня или хорошая?
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой праздник будет в этом месяце, какого числа? Молодцы, ребята!
Воспитатель: Мальчики и девочки, скажите, как нужно одеваться весной? Валенки нужны? Шапка на меху нужна? А пуховик на овчине? Шуба? Верно ребята! Если погода теплая, как сейчас, что нужно одевать? Конечно!
Воспитатель: Ребята, скажите, апрель является каким месяцем? Он первый месяц весны или нет? Правильно, апрель является разгаром весны. Посмотрите: еще вчера снега было больше, сегодня он заметно подтаял. А какого он стал цвета? Скажите весной со снегом что делается? Верно, он тает и вся земля от него освобождается. Почему? Верно! А скажите, ребята где снег тает быстрее? В такую замечательную погоду, когда солнце греет ярко появляются проталины, освободившиеся от снега. Что там можно увидеть? Конечно, там смотрите старые, прошлогодние травинки и листочки!
Наблюдение за ручейками днем
Цели: учить определять признаки весны, развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
образовательные : расширять знания о временах года, определять признаки весны;
развивающие
воспитательные
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята! Пойдемте со мной к ручейку! Посмотрите на него, куда бежит вода? Какая она? Откуда она взялась?
Воспитатель: Правильно сказал Миша, вода бежит в одну стороны, а почему она бежит в одном направлении? Откуда? А вы видели ручейки? Обращали на них внимание? Верно, вода стекает с возвышенности и бежит туда, где ниже поверхность.
Воспитатель: Скажите ребята, для чего люди продалбливают дорожки для ручейка? Верно!
Послушаем стихотворение Ирины Золотухиной:
Весенней порою, в положенный срок
На свет народился малыш-ручеек.
От солнечной ласки окреп он чуть-чуть,
И на рассвете отправился в путь.
«Привет ручеек, чик-чирики, ты чей?»
Чирикнул вдогонку ему воробей.
«Постой, погоди синеглазый малыш,
Куда расскажи ты так резво бежишь?»
Ответил, журча, ручеек молодой:
«Бегу я на встречу с могучей рекой.
Мечтают всегда, по весне ручейки
Стать частью огромной и бурной реки.
Воспитатель: Ребята, давайте опустим бумажные лодочки в ручейки, посмотрим как лодочка плывет вместе с веселым ручейком.
Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой вечером.
Наблюдение за весенней капелью вечером
Цель: отметить изменения в интенсивности весенней капели и отметить причины произошедших изменений с течением времени
образовательные : расширять знания детей о изменениях в природе в вечернее время весной;
развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности, любознательности;
воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям.
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята! Мы сегодня наблюдали за весенней капелью? Какая она была, опишите? Было весело смотреть на нее? Какое чувство вы испытывали?
Воспитатель : А какое настроение у вас сейчас? А оно бы улучшилось, если бы капель была бы такой же веселой и активной как днем? Скажите, почему вечером капель менее интенсивная, чем днем? Скажите, что будет ночью и завтра утром с капелью? А завтра днем, если погода будет такой же теплой? Почему, как вы думаете?
Наблюдение за Вербой вечером
Цели: отметить наличие изменений в облике Вербы с течением времени, формирование умения отстаивать свою точку зрения
Задачи:
образовательные : расширять знания детей о влиянии времени суток на физические явления и объекты природы;
развивающие : развитие внимания, мышления, воображения, познавательной активности, любознательности;
воспитательные : воспитывать интерес к окружающему миру
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали с вами за Вербой! Вспомните, какая она и что это? А где растет верба? Верно, она любит места около воды, она довольно быстро растет, по сравнению с другими деревьями и кустарниками.
Воспитатель: Скажите, вы видите какие либо изменения у вербы с течением времени? У вербы изменились почки? Появились листочки? Конечно, изменения происходят с растительностью постоянно, но они не так заметны и ощутимы. Вот если рассматривать подсолнух, то будет видно, что он поворачивает цветок в след за движением солнца. А Верба имеет более жесткие стебли и не может так следовать за солнцем.
Наблюдение за птицами вечером
Цели: отметить изменения в жизненной активности птиц в разный временной период
образовательные : расширять знания о птицах, приобретение знаний о поведении птиц в разное время суток;
развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;
воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам, воспитывать культуру поведения рядом с птицами, подкармливать их.
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами днем ходили на прогулку, помните? Хорошо, тогда вспомните как вели себя птицы днем?
Воспитатель : А теперь посмотрите на птиц. Каких птиц вы видите у кормушки? На территории детского сада? Что они делают? Изменилось ли их поведение с течением времени? Верно, ближе к вечеру активность птиц несколько снижается, днем они активно щебетали, кушали, летали стайками. А сейчас птиц меньше, несмотря на то, что кормушки наполнены птичьим кормом. А скажите, что кушают птицы?
Опишите поведение птиц сейчас. Что вы видите?
Наблюдение за погодой вечером
Цели: продолжить формирование целостной картины мира, отмечать возможные изменения в погоде
образовательные : обучать знанию времени суток, знанию погодных условий и особенностей её смены, формирование представлений о словах «штиль», «шквалистый ветер»;
развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности;
воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята, сегодня днем мы наблюдали за погодой. Что вы видите сейчас? Какие изменения вы можете отметить?
Воспитатель: Скажите днем был ветерок, а сейчас его не стало. Как называется отсутствие ветра одним словом? Правильно, штиль. А когда ветер очень сильный как называют его? Ураган, верно. Также ветер иногда называют шквалистым, когда случается внезапное резкое усиление ветра.
Воспитатель : Ребята, очень важно смотреть за погодными условиями и, например, в ветер стоит одеть куртку, которая не пропускает ветер.
Наблюдение за ручейками вечером
Цели: формировать представление детей о изменениях в природе в связи со сменой времени суток
образовательные : расширять знания о свойствах воды и ручья в частности в зависимости от температуры;
развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, мышления;
воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе.
Непосредственное наблюдение:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали за ручейком. Опишите что вы помните? Каким ручеек был утром? А что изменилось сейчас!? Ручеек стал скорее, быстрее или напротив замедлился? Расскажите свои наблюдения.
Воспитатель: Давайте отправим в плавание наши кораблики. Пустите их в ручеек. Как плывут они? Также быстро как утром или нет?
Консультация для родителей:
Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.
Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.
Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.
Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.
Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.
Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.
Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.
Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.
При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.
Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.
Вот что можно наблюдать на прогулке !
:
ОБЛАКАМИ, НЕБОМ .
ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)
СОЛНЦЕМ .
КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.
Наблюдения за живой природой :
Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.
ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…
ЖИВОТНЫМИ
НАСЕКОМЫМИ.
Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.
Гуляйте с удовольствием!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст.
Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.
Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.
Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.
Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.
Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.
Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.
Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.
Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.
При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.
Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.
Вот что можно наблюдать на прогулке !
Наблюдения за неживой природой :
ОБЛАКАМИ, НЕБОМ (рассмотреть, полюбоваться весенним небом, назвать цвет) .
ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)
СОЛНЦЕМ (рассказать что оно греет, назвать цвет, форму) .
КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.
ЛУЖАМИ.
Наблюдения за живой природой :
Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.
ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…
ЖИВОТНЫМИ (рассматривать внешний вид, чем питаются, какую приносят по льду)
НАСЕКОМЫМИ.
Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.
Гуляйте с удовольствием!
МАРТ
1. Обратите внимание ребёнка на сугробы, как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Снимите с сугроба ледяную корочку, потрогайте рыхлый снег под ней. Вылепите вместе с ребёнком зайчиков, людей, птиц и расставьте на сугробах посмотрите, что будет с ними днём и вечером.
2. Покажите ребёнку, как оттаял снег вокруг деревьев. Отметьте, каким грязным стал снег во дворе. Откуда взялась грязь? Почему её раньше не было видно? Почему в некоторых местах снег чистый? Почему некоторые сугробы не покрыты ледяной корочкой?
3. Какие длинные сосульки висят у желобов. Проследите, в какое время дня с них начинает капать. Послушайте, как они днём падают и звонко разбиваются вдребезги. Почему они падают днём?
4. Понаблюдайте, как лужи днём увеличиваются; к вечеру они замерзают, покрываясь ледяными иголками и к утру толстым льдом.
5. Покажите какой утром пушистый узор на окнах. Днём он делается всё тоньше, прозрачнее и, наконец, совсем растает. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Рыхлый снег темнеет в марте».
6. Поговорите с ребёнком о долготе дня. Вспомните, что в феврале в 8 часов, когда шли в детский сад, было ещё темно. А теперь? В каком месте показывается солнце? Где оно прячется? Длиннее ли стал его путь?
7. В начале марта ещё часто бывают вьюги-снегопады с ветрами. Прислушайтесь к ветру. Спросите у ребёнка, что они слышат в его звуках. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет».
8. Понаблюдайте за ветром. Загадайте о нём загадку. Вспомните о воробьях и синичках. Каково им в такую погоду? Где они сейчас?
9. В 20-х числах прилетают грачи. Наблюдайте за ними ежедневно. Сразу ли грачи начинают вить гнёзда? На кого из зимующих птиц они похожи? Расскажите детям о жизни грачей, об их пользе. Как и чем они питаются. Можно рассмотреть картину Саврасова «Грачи прилетели».
10. Покажите, как в мартовских лужах купаются воробьи. Их стайки состоят из птиц разного оперения. Одни окрашены ярко, с чёрными нагрудничками, чёрными шапочками и белой полосочкой на крыльях, другие - однотонные - серые. Старые разделились на пары и подыскивают уютные места для гнёзд.
АПРЕЛЬ
Апрель - месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников. В апреле можно провести примерно такие наблюдения.
1. Обратите внимание ребёнка как много воды и солнца, какой приятный душистый воздух. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Апрель». Пусть ребёнок понаблюдает как быстро под солнцем исчезает снег, превращаясь в воду. Пробейте во льду канавки и пустите кораблики, посмотрите, куда они поплывут.
2. Понаблюдайте с ребёнком за тенью. Спросите, у всех ли есть своя тень. А у предметов? Можно отметить длину тени в разное время дня. Предложите ребёнку убежать от своей тени. Может ли тень перегнать своего хозяина или убежать от него?
3. Если поблизости есть пруд, проследите, как лёд начнёт трескаться, темнеть и постепенно исчезать, а вода прибывать. Наблюдайте, как в его воде будет появляться всё больше живого.
4. Следите за появлением зелёной травки на проталинах.
5. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратите внимание ребёнка на разнообразные оттенки разноцветущих деревьев и кустарников. Научите различать породу деревьев по окраске коры.
6. Посмотрите на куст жёлтой акации. Ребёнок должен вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной. А теперь ветки её посвежели, стали упругими.
7. Посмотрите на сирень. Мало ли на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у него питание.
8. Проследите, на каких деревьях покажутся сначала листья. А потом бутоны, а на каких вместе бутоны и листья.
9. В парке или в лесу послушайте пение птиц. Это поют зяблики, птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.
10. Сходите на пруд. Спросите у ребёнка, что они там увидели. Прислушайтесь: под водой кто-то урчит. Это лягушки. Они откладывают в воде икру. Из которой появятся головастики, потом они вырастут и превратятся в лягушек.
МАЙ
Май - месяц птичьих песен.
1. Обратите внимание ребёнка на то, что путь солнца стал ещё длиннее, и что день значительно прибавился. Вечером можно дольше гулять на улице.
2. Наблюдайте приближение первой грозы: чёрные, тяжёлые тучи, сильный ветер, гром, молния, дождь. Посмотрите после грозы на свой двор: опять светит солнце, везде блестят капли воды, чистая, будто умытая земля.
3. Во время прогулки обратите внимание ребёнка, какой зеленый и красивый стал двор. В апреле трава только пробивалась и начинала зеленеть, набухли почки на деревьях и кустарниках и такой массы зелени не было. А в мае высоко поднялась трава. Как её стало много и она разрослась густо-густо. Затем осмотрите деревья и кустарники, на ветках стало много листочков, они опушили всё дерево, молодые, зелёные.
4. Следите за ростом молодых дубков, ясеня, клёна. Проверяйте, сколько на них листочков, похожи ли они на взрослые деревья. Следует заботиться о них.
5. Покажите ребёнку расцветающий клевер. Можно ли по бутонам узнать, какого цвета будут головки. Следите за ними.
6. Понаблюдайте за листьями мать-и-мачехи. Пусть ребёнок обратит внимание, какие они угловатые, сверху гладкие, с нижней стороны опушённые.
7. Понаблюдайте за фруктовыми деревьями. Обратите внимание ребёнка ны цветущую яблоню, лепестки яблони сверху белые, внизу розовые, из середины цветка выглядывают жёлтые тычинки. А сколько пчёл ползает по цветам, копошатся в них, улетают и прилетают. Все пчёлы осыпаны жёлтой пыльцой.
8. Понаблюдайте за комарами. В прудах, в весенних лужах можно увидеть крошечные плотики из комариных яичек. Потом из них выйдут комарики.
9. В конце мая на молодых ветках тополя и берёзы попадаются листья, свёрнутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубовёрта. Листочки опадают на землю, окукливаются, превращаются в жуков.
10. Понаблюдайте за майскими жуками. Они гулко летают, ударяясь о предметы, встречающиеся на пути, и падают на землю. Майские жуки вредители. Они поедают листья берёзы, корни, молодые побеги.
Чем занять ребенка на прогулке весной?
1. « Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться, то птицы уже начали радоваться теплу. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки
2. « Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Малыш будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.
3. «Пускаемся в плавание по луже ». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.
4. « Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать солнышко, цветы и травку.
Таким образом, наблюдая вместе с детьми за явлениями в природе, взрослый способствует развитию у детей умения сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений. У детей расширяются знания о развитии насекомых, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимосвязи; вырабатывается способность делиться своими личными наблюдениями за изменениями в природе весной, своими впечатлениями о красоте окружающего мира.
Алена Яремчук
Картотека прогулок на март
Прогулка 1
1. Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели : - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память;
воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Какого они размера?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как птицы заботятся о своем потомстве?
Как вы помогаете птицам?
Какую пользу приносят птицы?
Каких еще птиц вы знаете?
В серой шубке меховой, И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится, Не орел, но все же птица. (Воробей.)
Окраской - сероватая, Повадка - вороватая, Крикунья хрипловатая –Известная персона. (Ворона.)
Не сидит она на месте -На хвосте разносит вести. (Сорока.)
· Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
· Совсем маленькая капля (капелька).
· Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).
· Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).
Стихотворение Ф.Тютчева:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Наблюдение № 7
Наблюдение за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?
Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).
Наблюдение № 8
Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?
Дидактическая игра «Умный словесник»:
· Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).
· Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).
· Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).
· Небольшой водный поток (ручей).
· А как назвать его ласково? (ручеек).
Наблюдение № 9
Продолжать наблюдение за признаками весны (апрель). Обсудить народные приметы и пословицы:
· Много снега – много хлеба.
· Вода с гор потекла – весну принесла.
· Весенний дождь лишним не бывает.
· Длинные сосульки – к долгой весне.
· Из берез течет много сока – к дождливому лету.
Стихотворение С.Маршака «Апрель»:
Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
Наблюдение № 10
Наблюдение за воздухом.
Стихотворение «Прозрачный невидимка»:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Какими свойствами обладает воздух? (бесцветный, прозрачный, без запаха).
Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.).
Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть).
Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).
Наблюдение № 11
Наблюдение за признаками весны в неживой природе . Как изменился снег с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?
Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.
· Солнечный, веселый…
· Ясная, холодная…
· Серое, хмурое…
· Робкая, ранняя…
· Всходит, появляется, прорастает…
· Прилетают, возвращаются…
· Наблюдение № 12
Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.
Стихотворение В. Берестова «Весенняя сказка»:
Дружно ударились рыбы об лед.
И на реке начался ледоход.
Стихотворение С.Баруздина «Ледоход»:
Ледоход! Ледоход!
Раскололся зимний лед!
Может, это ледокол
По Москве-реке прошел?
Нет, большие ледоколы
Никогда не ходят тут.
Это от лучей веселых
Льдины скользкие бегут.
Но лучи их догоняют –
Льдины тают, исчезают
И дают простор волне.
Льдины место уступают
Солнцу, свету и весне!
Наблюдение № 13
Наблюдение за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).
Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)
Наблюдение № 14
Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды. Снега почти не осталось. Почему?
Дидактическая игра «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.
· Ранняя – поздняя
· Затяжная – дружная
· Теплая – холодная
· Веселая – грустная.
Наблюдение № 15
Наблюдение за вербой. Обратить внимание, что на вербе уже появились белые «барашки».
· Увидел на вербе пушок, - весна под шесток.
· Без вербы – не весна.
Белые овечки бегают по свечке (верба).
Наблюдение № 16
Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.
Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
Упражнение на составление и распространение предложения.
· На опушке выросла (какая?) … сосна.
(Какая? высокая, стройная, красивая).
· У неё (какой?) … ствол.
(какой? длинный, прямой, голый).
· Только вверх растут (какие?)… ветки
(какие? Густые, пушистые, иглистые).
Наблюдение № 17
Наблюдение за одеждой людей. Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?
Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:
На дворе весна-красна!
Чем весна-красна ясна?
Солнцем жарким, светом ярким,
Клейкой почкой, первым листочком,
Небом ясным, солнцем красным.
Наблюдение № 18
Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.
Наблюдение № 19
Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае).
Стихотворение «Ты сачком их не лови!»:
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом:
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.
Наблюдение № 20
Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега. Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.
Наблюдение № 21
Наблюдение за почками тополя. Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.
Стихотворение В.Товаркова «Первые листья»:
На могучем тополе
Дружно почки лопнули.
А из каждой почки
Вылезли листочки –
Развернули трубочки,
Распушили юбочки,
Оглянулись, улыбнулись
И сказали: «Мы проснулись!»
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.
Что делают почки весной? (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие…)
Наблюдение № 22
Наблюдение за тенью. В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?
Пословица: От высокого дерева и тень большая.
Загадка: Она туда, куда и ты,
Ни пить, ни есть не просит.
Но так боится темноты,
Что тут тебя и бросит (тень).
Наблюдение № 23
Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.
Загадка: Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (дождь)
Наблюдение № 24
Наблюдение за облаками. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.
Пальчиковая игра «Облако»:
Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в за-
Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.
Устремилось облако Выпрямить руки.
Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.
Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из
стороны в сторону.
Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.
Превратилось облако Руками описать через стороны вниз большой
В дождевую тучу. круг и опустить. Присесть.
Наблюдение № 25
Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.
Загадка: Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце).
Наблюдение № 26
Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
Наблюдение № 27
Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.
Загадка: Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек (дерево).
Наблюдение № 28
Наблюдение за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.
Стихотворение А.Прокофьева «Береза»:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То яркую, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется – но не ломится!
Наблюдение № 29
Наблюдение за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.
Загадка: Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила. (Гроза)
Наблюдение № 30
Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.
Загадка: На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Наблюдение № 31
Наблюдение за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.
Загадка: Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза (береза).
Наблюдение № 32
Наблюдение за землей и почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?
Стихотворение «Часть родной земли»:
Весною буйно все растет,
Деревья расцвели!
Когда придешь на огород,
Возьми комок земли.
Смотри – он теплый, он – живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют,
В нем влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной!
Наблюдение № 33
Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной. Чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой? (теперь они реже прилетают к кормушке).
Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:
Ох, и хитрые же птицы,
Желтогрудые синицы.
Только лишь в большую стужу
Эти птицы с дятлом дружат.
Ну, а летом все синицы
Сами могут прокормиться.
Наблюдение № 34
Наблюдение за лиственницей. Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.
· Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
· Похожа на ёлку, но мягкие иголки.
Зимой раздевается,
Весной одевается. (Лиственница)
Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).
Наблюдение № 35
Наблюдение за тенью. Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки , а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.
Загадка: От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит… (тень)
Наблюдение № 36
Предложить послушать звуки кукушки. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.
Стихотворение О.Г.Зыковой «Кукушка»:
О птицах не вспоминаю,
Все летаю и летаю,
Посижу я на суку,
Покричу – ку-ку, ку-ку.
И в чужие гнезда яйца
Отложу я без стыда,
Потому, что я – кукушка
Своего не вью гнезда.
Я кричу ку-ку, ку-ку,
Клюв не раскрывая.
Посмотрите на меня,
Я одна такая!
Загадка: Мать-отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду –
Чужим сбуду (Кукушка).
Наблюдение № 37
Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.
Дидактическая игра «Для чего?»:
Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.
· Какие орудия труда огородника ты знаешь?
· Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?
Шугаева Елена Егоровна
Наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной - это целая тема, которая является уже долгое время обязательной в детских садах. Тематические вылазки на природу с детьми для изучения окружающего мира - вот то, что так интересно и полезно для ребят. В любом возрасте, необязательно непосредственно перед школой. Такой подход помогает развиваться, а также пробуждает в детях любознательность. Кроме того, претерпевает огромные изменения, происходящие с наступлением теплой погоды. Мир буквально расцветает. Все это помогает развиваться малышам. Более того, весенние явления способны завлечь ребенка. Никакого принуждения или уговоров - малыши сами потянутся к получению новых знаний от матери-природы. Информация будет усваиваться при помощи наглядных примеров, а это, как известно, благоприятно сказывается на развитии. Так какие можно сделать наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной? И какого плана следует провести обобщающие уроки на эту тему?
Цели и задачи
Разумеется, у каждого занятия должны быть свои собственные цели. И наблюдение на прогулке весной тоже преследует определенные задачи. Так, к примеру, пренебрегать подобного рода занятиями не стоит. Ведь для малышей даже в подготовительных группах важно, чтобы информация поступала в интересной для них, игровой форме . А наглядные примеры, которые демонстрирует природа весной во всей красе, - вот то, что так нужно для успешного обучения.
В ходе прогулок дети не только развлекаются. Они еще и учатся изучать окружающий мир , анализировать происходящее, строить логические цепочки следствий (пришла весна - почки на деревьях появились). Все это очень важно для детского развития. Тем более что прогулки на свежем воздухе еще и полезны для здоровья.
Также дети учатся обсуждать то, что происходит вокруг них. Не просто анализировать, а еще и выражать свое мнение. Это очень важно. оставляет яркие впечатления, которые после малыши смогут выразить и запомнить куда лучше, чем какие-то образные, абстрактные объяснения воспитателей.
Погода
Итак, какие наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной можно сделать с детьми разных возрастов? Честно признаться, они всегда одинаковы. Главное - просто заинтересовывать малышей, акцентировать их внимание на определенных моментах, которые происходят с окружающим миром.
Например, первое и самое очевидное - это погодные изменения. Окружающий мир, конечно же, начинает буквально расцветать. А погода становится более теплой, мягкой, приятной. Солнце уже пригревает, температура на улице не такая низкая. Если вы устраивали с детьми какие-то зимние прогулки , самое время сравнить погоду зимой и весной. Пусть малыши посмотрят, что происходит, а также опишут изменения, которые они смогли сделать.
Птицы
Следующая особенность, которую придется объяснить, а не только показать, - это прилет птиц. Скорее всего, весной или зимой вы уже обсуждали перелеты, которые совершают пернатые с наступлением холодов. Наблюдение на прогулке (младшая группа это или другая - неважно) должно было подчеркнуть, что птиц в прохладу меньше. Кто-то вовсе улетает, а кто-то остается.
А весной не только погода терпит какие-то изменения. Еще и птицы прилетают. Скорее всего, перелет увидеть не получится. А вот новых птичек на деревьях - запросто. Покажите детям, что с наступлением теплой поры окружающий мир оживает. Птицы возвращаются из теплых стран домой. И теперь они будут жить здесь до новых холодов. Если удастся увидеть аистов, расскажите о них детям. Эти птицы символизируют в какой-то степени весну. Да и вообще старайтесь рассказывать обо всех перелетных пернатых, которые встречаются вам на прогулке.
Вода
Рядом с садом есть водоем? Тогда старшая группа (наблюдение на прогулке в этом возрасте должно быть крайне информативным, но в то же время увлекательным) заостряет внимание на изменениях воды. Зимой водоемы были покрыты льдом. А теперь, мир буквально просыпается. Погода становится теплее, птички возвращаются из теплых стран, а вода тает.
Появляются паводки и ручейки. В некоторых случаях нужно объяснить детям, что много снега и льда порождают иногда наводнения. Но происходит это не так часто. Да и весеннее таяние льда не так опасно, как кажется. Чаще всего оно безопасное, даже полезное для природы и окружающего мира.
Растения
Конечно же, прогулка-наблюдение (вторая младшая группа или старшая - это не так важно) в обязательном порядке должна в весеннее время подчеркивать основные изменения природы. Нельзя забывать о том, что растения иллюстрируют самые большие отличия времен года друг от друга.
Пусть дети посмотрят, как по сравнению с осенью и зимой изменяется окружающий мир и его растительность весной. Трава зеленеет, где-то начинают распускаться цветы, на деревьях появляются почки. Все это очень важно для детей. И в качестве изучения окружающего мира, и для общего развития.
Цветы
О весенних цветочках тоже не нужно забывать. Скорее всего, придется просто рассказывать, что в данный период, когда природа и окружающий мир просыпаются от зимней спячки, цветы начинают распускаться. Если удастся, покажите тюльпаны, а также не забудьте рассказать о первых вестниках весны.
О чем? О подснежниках! Очень часто наблюдение на прогулке (подготовительная группа уже в состоянии в полной мере усвоить такую информацию) подразумевает поиск и рассказ о первых цветах, которые появляются после зимы, с первыми теплыми лучами солнца. Отыскать их, как правило, не так трудно. Пусть дети посмотрят на цветы, запомнят их. Ведь весна ассоциируется именно с цветами и зеленью, с чем-то теплым и приятным. Все вокруг буквально расцветает на глазах. Объясните это малышам.
Животные и насекомые
Далее стоит посмотреть на животный мир. Хорошо, если наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной будут включать наглядный пример пробуждения животных от спячки, а также их изменения. Например, некоторые выбирает в качестве развивающего занятия визит в зоопарк. Там видно, что животные пробуждаются от зимних спячек, а также меняют свой зимний окрас на обычный, весенний.
Обо всем этом, скорее всего, придется рассказывать на словах, пока дети гуляют и изучают окружающий их мир. Также подчеркните, что все живые существа начинают просыпаться. Даже насекомые. К слову, в особо теплую погоду можно увидеть бабочек, божьих коровок, а также различных букашек-таракашек, которые отсуствовали зимой. Все это крайне интересно детям в любом возрасте.
Отличительные черты
Прогулка-наблюдение в детском саду все равно рано или поздно подойдет к концу. В такие моменты придется подводить итоги полученной информации. Желательно, кстати говоря, выбираться на подобные исследовательские занятия как можно чаще. Дети с огромным удовольствием будут изучать особенности каждого времени года на наглядном примере, да еще и на свежем воздухе. Практика и наблюдения всегда лучше голой теории.
Обсудите с детьми, какие отличительные особенности есть у весны. Точно так же, как это делалось и осенью, и зимой. Пусть малыши сами подведут итоги прогулок. Сравните зиму и весну. Это поможет ребятам понять особенности времен года. Очень полезная информация, которая формирует представление об окружающем мире. И неважно, в какой период было проведено наблюдение-прогулка: 2 младшая группа или уже старшая. Итог будет один - получение знаний об изменениях природы и окружающего мира с наступлением тепла.
ИЗО
Что ж, теперь, когда вы с детьми обсудили основные изменения природы, можно и даже нужно подвести итоговое занятие. Желательно, чтобы это было изобразительное искусство. Именно такая форма помогает развитию детей в полной мере. И интересно, и полезно.
Наблюдение в подготовительной группе (и не только в этом возрасте, но и в любом другом) должно быть подытожено занятием по ИЗО. В любой форме, которую только предпочтут дети. Чаще всего это рисование.
Подготовьте весь инвентарь, который может пригодиться: бумагу, карандаши, кисти, краски, фломастеры, воду. А дальше предложите детям нарисовать весну. То, что они видели на прогулке, либо как они представляют себе наступление весеннего периода. Также можно предложить изобразить две картинки - зиму и весну. Тоже очень хороший вариант. А затем пусть каждый ребенок объяснит, чем отличаются эти два времени года друг от друга. И интересно, и полезно, и нетрудно. Помогите, если у детей возникают какие-то трудности с объяснениями.
В конце концов, можно сделать выставку рисунков. Пусть дети покажут родителям, чему их научило наблюдение на прогулке в подготовительной группе весной. Ведь некоторым куда проще рассказать о полученной информации близким людям. Да и похвастаться успехами тоже все дети любят.
Аппликации
Еще один вариант подведения итогов о полученной информации - это составление аппликаций на весеннюю тематику. Тут уже лучше, чтобы воспитатель сам придумал какую-то конкретную тему. Например, посвященную природе или погоде. Либо предоставьте детям полную свободу в данном вопросе - пусть они при помощи цветной бумаги, а также клея и пластилина с картоном изобразят то, что увидели во время прогулки. Либо, как и в прошлом случае, покажут, как именно они представляют себе весну. И расскажут о полученной информации.
В конце занятия опять же проводится выставка детских работ. Можно провести также открытое занятие на тему весны. Пусть дети не только покажут свои творения, но и расскажут родителям о том, как прошел день на прогулке, что нового они узнали для себя, как меняется природа весной.
Выводы
Какой итог можно сделать из всего вышесказанного? Весенние прогулки для детей в детском саду очень важны. Малыши обучаются куда лучше, когда они заняты чем-то интересным, а также видят наглядные примеры всего происходящего. Прогулка - лучшая форма изучения окружающего мира.
В конце каждой темы нужно делать обобщение. Желательно, чтобы это было тоже в какой-то интересной для детей форме. Главное - старайтесь рассказать об изменениях окружающего мира так, чтобы дети были заинтересованы этим процессом. В любом случае прогулка-наблюдение на долгое время отложится в памяти у детей. Это поможет им развиваться и складывать точное представление об окружающем мире. Наблюдения на прогулке (младшая группа, возможно, не сумеет в полной мере оценить изменения, происходящие в природе, но, несомненно, малышам будет все интересно) - это то, что помогает детям получать нужные знания об окружающей среде в интересной для них форме. Пренебрегать данными занятиями ни в коем случае нельзя.
Вчера мы с детьми решили немного отдохнуть и прогуляться. Прогулка -это отличный способ провести время с ребенком.
Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой.Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник!
Весне радуется все живое. Целью нашей прогулки было: наблюдать, какие изменения произошли вокруг. Отметить, какая выросла травка, рассмотреть почки на деревьях и маленькие листочки, найти весенние цветы и полюбоваться ими. А также понаблюдать за птицами и их поведением.
Наблюдения в природе весной
Солнце . Отметить, какое солнышко весной. Оно стало ярче и согревает землю больше. Светит ослепительно и день стал длиннее.
Воздух. Воздух пахнет весной. Еще бывает прохладно и даже холодно, особенно утром.Спросила Юлю, чем пахнет воздух. Она ответила: шашлыками. Совсем »весенние » запахи.
Небо. Ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к.держатся кучкой.Когда дует ветер, облака бегут быстрее.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка.
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Рассмотрели небо, облака, солнышко. Потом обратили внимание, что уже появилась молоденькая травка. Зеленая, шелковая.»Травка-муравка со сна поднялась».Травка растет повсюду!
Увидели на травке фиалки. Нежные, красивые. Просто ковром усыпали землю. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь деревья, на которых только начинают распускаться листочки. Поэтому такие цветы называются ранневесенние.
Еще увидели другие цветы-нарциссы, ранние тюльпаны. Юля сказала, что еще весной цветут подснежники, гусиный лук, одуванчики, лилии, мать-и-мачеха, анютины глазки.
Мы в другой раз подробнее расскажем о весенних цветах.
Деревья. Весне радуется все живое. Все пробивается. растет. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, березы. Березка одела сережки, такая нарядная стала-красавица! И уже появились маленькие клейкие листочки. У каштана только недавно были большие почки, а уже видны листочки. Как быстро природа изменяется весной!
На ветках -
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.(Почки)
У тополя почки длинные, клейкие, душистые. А еще мы полюбовались фруктовыми деревьями. У нас уже расцвела вишня, слива, абрикос. Вокруг деревьев уже роем летают насекомые.. А запах! Чуть позже все деревья наденут белый наряд и будут стоять как невесты.
Обратили внимание на одежду людей. Они сняли теплые шапки, пальто, сапоги и надели куртки и туфли. Но совсем раздеваться еще рано. Погода очень изменчивая, можно заболеть!
По утрам еще холодно и могут быть даже заморозки.
Птицы. Посмотрели,как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись.Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них-насекомые и другой.
Труд людей. Люди весной много трудятся. Сажают деревья, цветы. чтобы было красиво. У на посадили целую аллею молодых деревьев. Когда молодые липки вырастут, то будет много тени.Только надо беречь саженцы, не ломать. Недавно тоже высадили деревья. а какие-то молодые люди, ночью, просто шли и все подряд ломали. Это целая аллея деревьв. как было больно смотреть на это варварство! В этом году снова посадили.
Мы посадили березы и клены-
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадили рядами-
Станут площади наши садами.
Насекомые. Обратили внимание на прогулке, что появилось много насекомых, которые роем летают: мухи, шмели, пчелы.
Поиграли в игру »Летит-летит…»
Надо быстро отвечать на вопросы, не задумываясь.(да или нет).
Любой ребенок точно знает,
Кто по воздуху летает.
Поскорее дай ответ:
Кто летает, а кто-нет.
Летит-летит самолет?..
Летит-летит бутерброд?..
Летит-летит лисица?
Летит-летит-синица?…
Летит-летит-ворона?
Летит-летит корона?…
Летит-летит птичка?
Летит-летит- косичка?…
Летит-летит папа?…
Летит-летит-шляпа?..
Потом еще поиграли в игру »Угадай, какое время года.»
Отгадай загадку-когда это бывает.
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
Зазвенели ручьи. прилетели грачи,
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят-летят. летят…
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю. »Купаться»-приглашаю
И любите за это вы меня. Я…(Лето)
Вот такая у нас была прогулка. Погуляли, посмотрели, как обновилась природа, какие изменения произошли. Но Юле я сказала, что у нас в Молдавии тепло, а в других местах, например, на севере, еще может лежать снег и только начинает таять. Весна начинается у всех по-разному.
Но все равно можно с детьми гулять и наблюдать за весной, за тем, как все оживает. Пусть ваши дети видят прекрасное вокруг себя. И побольше эмоций! Радуйтесь вместе с ними каждому новому листику, цветочку, увиденной птичке. Дети вырастут неравнодушными и добрыми. А это очень важно!
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ В МАРТЕ.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.
Наступает весна. Ранней весной погода часто меняется. На небе чаще показывается
солнышко, оно сильнее пригревает. Но в то же время часто бывают метели, идет снег.
«Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Будь хоть снег, хоть дождик-
Все весною пахнет.»
2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ЦВЕТ ТВОЕЙ ШАПКИ»
Закрепить названия основных цветов предметов.
3 Труд на прогулке: помочь друг другу надеть варежки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с санками и мелкими игрушками.
МАРТ № 2
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
В начале весны солнышко сильнее греет, снег начинает подтаивать, становится
сырым, тяжелым, липким. Из него легче лепить.
«Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот-
Никто не проедет! Никто не пройдет!»
2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Предложить в вылепленном предмете узнать знакомые
очертания (снеговик, шарик, булочка)
3 Труд на прогулке: наполнить ведерки снегом до отметки
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ.
Ветер гонит по небу тучи и облака. Отметить быстро или медленно плывут облака.
Как узнать сильный ветер дует или слабый?
«Облака, белогривые лошадки!
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите, вы, пожалуйста
Свысока,
А по небу прокатите нас,
Облака!»
2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖА ВЕТОЧКА?
Предложить детям найти сходства со знакомыми предметами (дорожка, дерево, елочка)
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром, в ведро.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬМИ.
Деревья бывают высокие и низкие. У дерева есть ствол и ветки, листьев пока нет. Дерево может нам подсказать: есть сегодня ветер или нет. Как узнать? Если дерево сильно качает ветками, значит, есть – ветер.
«Дует ветер нам, в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо – все выше, выше!»
2 Дидактические игры в младшей группе «ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ»
Предложить найти высокие и низкие предметы на
улице (дома, деревья, горки)
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СКВОРЕЧНИКОМ.
Скворечник – это домик для птиц. У него есть стены, крыша, окошечко.
В нем селятcя птички, выводят там птенцов.
«На березе птичий дом:
С крышей, с маленьким крыльцом.
Только в доме нет окна,
Нет окна и дверь одна.
Все равно хороший дом.
Прилетайте, мы вас ждем»
2 Дидактические игры в младшей группе «ЧЕЙ ДОМИК?»
Предложить назвать хозяина домика – берлоги, скворечника, дупла, конуры, норки.
3 Труд на прогулке: помочь вынести кукол на участок.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ.
Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые
облака. Облака быстро меняют форму.
«Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна»
2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Предложить детям сказать, на что похоже облако, какой формы.
3 Труд на прогулке: уборка снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Весной солнце стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце.
Почему больно смотреть глазам? Потому что солнце яркое, лучистое, светится.
«Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое»
2 Дидактические игры в младшей группе «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Предложить определить на ощупь t предметов. Вода, снег, лед (холодные);
варежки, шапки, ладошки (теплые).
3 Труд на прогулке: предложить перевозить снег на машинке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с машинками.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
Весной снег начинает таять. На земле белый снег становиться серым, можно
увидеть частички грязи. Поэтому снег нельзя брать в рот.
«Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки»
2 Дидактические игры в младшей группе «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Предложить сравнить мыльные пузыри по размеру и цвету.
3 Труд на прогулке: помочь донести «Мыльные пузыри» до группы.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с «Мыльными пузырями».
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УБОРКОЙ СНЕГА С КРЫШИ.
Весной люди убирают снег с крыш. Снег становится сырым, тяжелым, потому
что тает. Чтобы крыша не сломалась от тяжести снега, его сбрасывают на землю
лопатой.
«Дворник ловко взял лопату
Помогать решил весне.
К крыше лестницу приставил
И разбрасывает снег.»
2 Дидактические игры в младшей группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛОПАТА?»
Предложить рассказать о том, что можно делать с помощью лопаты (убирать снег, строить горку, копать ямки).
3 Труд на прогулке: уборка снега с веранды (с пола)
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Сосулек много на солнечной стороне. Сосульки бывают разной длины, разной толщины.
«Ты взгляни: увидишь снизу
Сто сосулек по карнизу.
— Плюх – плик, плюх – плик,
Каплет с крыш за воротник,
Под окно и на крылечко
Льется песня бесконечно!»
2 Дидактические игры в младшей группе «СОСЧИТАЙ»
Предложить детям найти на участке много предметов (деревья, дома, дети)
и один предмет (горка, машина).
3 Труд на прогулке: собрать лопатки в одно место.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Весной, когда снег на крыше тает, появляются сосульки. Сосульки блестят
на солнце. Они прозрачные. Их можно разбить, они хрупкие.
«Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают – блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слезы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!
2 Дидактические игры в младшей группе «КТО ПОЗВАЛ?»
3 Труд на прогулке: очистить игрушки от снега и сложить в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с ведерками и формочками.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С СОСУЛЕК.
Сосульки – это лед. На ощупь сосульки твердые, холодные. Когда пригревает солнышко, с сосулек капает вода – они тают. Это явление называется – капель.
«Рано утром солнце встало,
Стало солнце припекать,
И на крышах все сосульки
Звонко капают опять».
2 Дидактические игры в младшей группе «КАП – КАП – КАП»
Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания «кап – кап – кап» громко и тихо («большие и маленькие» сосульки).
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром.
4 Самостоятельная деятельность детей: выкладывание из веточек на веранде.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С КРЫШ, ОКОН
Весной снег тает, и вода капает с крыш, стучит по подоконникам, капает
на лесенки.
Предложить послушать, как звенит капель.
«Пляшут капельки капели,
Целый день они звенят.
Ведь они на самом деле
Ручейками стать хотят»
2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»
Предложить называть действия во множественном и единственном числе
(ест-едят, один-много, пьет-пьют ит.д.)
3 Труд на прогулке: помочь нести сумку с игрушками.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Весной оживляются птицы. Они начинают громко, весело кричать, бойко
перелетают с дерева на дерево.
«Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Запели маленькие птички-
Воробушки и синички.»
2 Дидактические игры в младшей группе «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Предложить узнать птиц по голосу(воробей, ворона, голубь, утка, гусь, курица)
3 Труд на прогулке: насыпать в кормушку зерна.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с двигательными игрушками.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.
Весной становится теплее. Яркое солнце греет. Предложить потрогать предметы,
Находящиеся на солнце и в тени. Где предметы теплее? Почему?
«Солнечный лучик коснулся руки,
Я попрошу его: «Ты не беги,
Ты посиди на ладошке моей,
Вместе нам будет с тобой веселей!»
2 Дидактические игры в младшей группе «КУКЛА НАТАША ВЕСНОЙ НА ПРОГУЛКЕ»
Предложить назвать предметы верхней одежды для весеннего сезона (сапоги,
куртка, перчатки, вязанная шапка)
3 Труд на прогулке: самостоятельно застегивать курточки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с куклами.
1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Все птицы умеют летать, перелетают с дерева на дерево; могут прыгать
по земле, по веткам. Летают птицы при помощи крыльев и хвоста.
«Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел,
Кыш! Куда-то улетел!»
2 Дидактические игры в младшей группе « УЗНАЙ ПТИЦУ ПО ОПИСАНИЮ»
Предложить узнать по словесному описанию птицу (воробья, ворону, синицу,
голубя, снегиря)
3 Труд на прогулке: помогать друг другу надевать перчатки.
4 Самостоятельная деятельность детей: предложить для игр деревянные
рули.
1 Наблюдение за вороной. Ворона – это птица. Она большая, черно серая, летает чаще всего одна, вьет гнездо высоко на дереве. На кормушку не прилетает.
«Птица черная кружится,
Кар-кар-кар,- кричит и злится
Всем известная персона,
А зовут ее – ворона.»
2 Дидактические игры в младшей группе «Куда села птичка» Побуждать использовать в речи предлоги (в, на. за, под)
при назывании местоположения птицы.
3 Труд на прогулке: собрать игрушки в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с вертушками (ленточками)
1 Наблюдение за птицами. У всех птиц есть 2 крыла, хвост, 2 лапы, на теле перья, клюв, зубов нет. Все птицы умеют летать, прыгать на лапах, клевать корм. Птицы бывают разного размера. Чем отличаются воробей от вороны?
«Воробышки-пташки,
Серые рубашки,
Маленькие лапки,
Глазки как булавки»
2 Дидактические игры в младшей группе «Кто что ест?» предложить назвать пищу, которую любят животные(медведь, кошка, заяц, коза, воробей, собака)
3 Труд на прогулке: достать игрушки из сумки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.
1 Наблюдение за снегом. Весной днем снег подтаивает на солнце, вечером вода подмерзает- получается лед. Поэтому утром бывает на дорогах скользко.
« Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?
2 Дидактические игры в младшей группе«Попади в цель» предложить слепить снежки и бросать в горизонтальную цель.
3 Труд на прогулке: накладывание снега в формочку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с мячами.
1 Наблюдение за снегом. Весной солнце пригревает, поэтому на солнечной стороне снег и сугробы становятся рыхлыми. Снег встать в сугроб, то можно провалиться.
«Сугроб уже сутулится от солнечных лучей,
И побежал по улице сверкающий ручей.»
2 Дидактические игры в младшей группе «Измерь глубину».Предложить встать в снег на дорожке и встать в сугроб. Отметить где снег провалится глубже и почему (на дорожке снега меньше, а в сугробе больше)
3 Труд на прогулке: унести лопатки в группу.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.
1 Наблюдение за таянием снега. Предложить слепить из снега снеговика и оставить его на солнечном месте. Посмотреть что с ним будет. Под солнечными теплыми лучами снеговик тает.
« В небе солнышко смеется, своего оно добьется-
Снеговик наш превратится в озорные облака!»
2 Дидактические игры в младшей группе «Выложи из веточек » предложить выложить из веточек какой-либо предмет по желанию. (домик, елочку, и т.д.)
3 Труд на прогулке: разбрасывание снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.
1 Наблюдение за тополем. Тополь – это дерево. У него есть ствол, ветки. Ствол серого – зеленого цвета, шершавый на ощупь. Чем отличается береза от тополя? Срежем с тополя несколько веточек и унесем в группу. Посмотрим, что будет с веточками.
«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, И высокий тополек!»
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты