Зачем православные просят благословения у батюшки? Как просить благословения у батюшки так, чтобы высшие силы вас услышали.
Что значит - взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.
На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил - всё сбылось, не получил - прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.
Батюшка, благослови дачу продать!
А? Что? Бог благословит! - пронесся пастырь, шурша рясой.
А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.
«Как это?» - спросите вы. А вот как:
Благословите, батюшка, со свекровью помириться!
А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа - вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.
А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.
Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь - будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.
А бывает так:
Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет - заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.
А благотворитель и отвечает:
Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.
Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.
А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?
В смысле, вы хотите сказать, - изумляюсь я, - что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?
Женщина мнется, уловив мое недовольство.
Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?
Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику - чтобы снять с себя ответственность
А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят - вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.
Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?
«О, горе мне!» - думаю я, а вслух вопрошаю:
А что на это говорит апостол Павел?
Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.
Он говорит: молитесь друг за друга, - отвечает она.
А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?
Нет, батюшка.
А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?
И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.
Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!
Бог благословит!
Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!
Благословен Господь!
Благословите на предстоящий день!
Бог в помощь!
И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»
Последнее обновление:
21.Августа.2015, 21:58
Священнослужители (то есть люди, получившие через Таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) - епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения; не стоит при этом складывать свои руки, как это делается при личном благословении, тем более подносить их после к устам или груди.
Чтобы получить лично благословение от священника или епископа, нужно складывать руки крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или владыка)». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не человек благословляет, а Бог его рукою и языком». Это ясно и из слов священника - «Бог благословит!» Призывай же благословение Божие не только в делах важных и предприятиях опасных, но и во всех обыкновенных житейских занятиях твоих: на пищу свою, чтобы вкушать ее во здравие; на свой честный труд и вообще на благие начинания твои, чтобы они были благоуспешны; на путь твой, чтобы он был благополучен; на детей своих, чтобы они выросли в вере и благочестии; на все достояние свое, чтобы оно умножилось во благо тебе и ближним твоим.
Принятие благословения
Привычная картина наших дней: священник, стоя на солее, возглашает: "Благословение Господне на вас" - и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал. Здесь явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать се в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается," как учат некоторые старушки. Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: "Мир всем," "Благословение Господне на вас," "Благодать Господа нашего," осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно. Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова "благословите, батюшка" всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Без благословения Божия никакое дело не может иметь успеха Поэтому-то благочестивые предки наши старались начинать всякое дело после молитвы и приняв благословение от священника
+ дополнительный материал:
За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме Измайлов Владимир Александрович
Благословение священника
Благословение священника
Благословение – восхваление Господа служителями Церкви, сопровождаемое крестным знамением. Во время благословения священник складывает пальцы таким образом, что получаются буквы IC XC – Иисус Христос. Через священника нас благословляет сам Господь Бог, и принимать его мы должны с глубоким благоговением.
Находясь в храме и слыша слова общего благословения («мир вам» и другие), мы должны поклониться, не совершая крестного знамения. Если вы хотите получить благословение от священника лично для себя, то необходимо сложить руки крестом (правую на левую, ладонями кверху), а затем поцеловать руку священнослужителя.
Принимая благословение от епископа или священника, человек тем самым свидетельствует о своей православной вере, о своей церковности, исповедуя десятый догмат «Символа веры»: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Таким образом, он через священнослужителя принимает благословение от Господа нашего Иисуса Христа. Целуя руку священника, благословившего нас, мы тем самым воздаем почитание не ему, но, в первую очередь, самому Господу, чьим именем благословляет нас священнослужитель.
Как обращаться к священнику?
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, нужно называть его полным именем, прибавляя слово «отец» или «батюшка». Священникам не принято говорить «здравствуйте» или что-либо подобное.
Каким бывает благословение?
Благословение священника, в свою очередь, бывает разным. К примеру, приветствие. Встречая батюшку, мы обращаемся к нему со словами: «Батюшка, благословите!» В ответ батюшка произносит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» или «Бог благословит!»
Существует и другое благословение. К примеру, когда человек, выходя из храма, просит батюшку благословить его на дорогу, тем самым прощаясь. Или когда мы просим благословения, находясь в сложной жизненной ситуации, не зная, как правильно поступить, какое решение принять. Таким образом, мы, избегая своеволия, полагаемся на волю Божию. Именно через благословение Господь подсказывает нам, что нужно сделать, направляет нас к лучшему, помогает сделать правильный выбор.
К тому же батюшка может благословить нас и издалека, а также наложить крестное знамение на склоненную голову человека, коснувшись ее ладонью. Не стоит делать лишь одного: перед тем, как взять благословение у священника, не нужно креститься.
Также не стоит в то время, когда священник направляется от алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, просить у него благословения, как делают многие прихожане. Такое поведение считается некорректным и некрасивым.
В том случае, если вы подошли к нескольким священнослужителям, благословение необходимо брать принимать в зависимости от чина (вначале у протоиереев, затем у иереев), но можно попросить благословение у всех, совершив общий поклон и сказав: «Благослови те, честные отцы». Благословение лучше брать до или после совершения литургии.
Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей СерафимБлагословение священника Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Благословляющая рука
Из книги Тайная жизнь души. Бессознательное. автора Дьяченко Григорий Михайлович9. Рассказ священника. «30-го сентября 1891 года, – пишет г-ну Стэду священник маленького прихода N в окрестностях Лондона, – меня пригласил к себе один из моих прихожан, лежавший на смертном одре. Он уже несколько лет страдал грудной болезнью. Я исповедал его и, посидев у него
Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий СвятогорецИсходящее от сердца благословение есть благословение божественное...Ну, а сейчас я тоже "предам вас проклятию"! Вот оно: "Да преисполнит Бог ваши сердца Своей благостью и Своей многой любовью - до такой степени, чтобы вы стали безумны, чтобы ваш ум был уже оторван от земли и
Из книги Месса автора Люстиже Жан-МариРоль священника По этой же причине важно правильно понимать уникальную роль предстоятеля, рукоположенного служителя: епископа - преемника апостолов, или священника, который благодаря таинству священства причастен миссии епископа.По сути дела, предстоятельствующий
Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т ЛПроповедь священника Обычно она составляет единое целое с провозглашением Евангелия. Это поистине действие Христа, Который устами священника осуществляет присутствие Своего Слова. Вот почему, подчеркну ещё раз, всегда именно рукоположенный служитель должен говорить
Из книги Домашняя церковь автора Каледа Глеб Александрович2. О служении священника В том, что говорил Владыка о служении священника, скамзывался его огромный личный пастырский опыт… Если на Западе издавна сложился тип практического, деятельного церковного служения, то в нашей Церкви социальная служба все же больше была
Из книги Литургика автора (Таушев) АверкийXII. Семья и дом священника Настоящий очерк предназначается для лиц, имеющих духовный сан или готовящихся к его принятию, и их жен. Им необходимо постоянно осознавать:1) что священство - не должность, но сан, дарованный благодатию Божией;2) что священником может быть лишь
Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий СвятогорецРукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во
Из книги "Православные колдуны" –кто они? автора (Берестов) Иеромонах АнатолийПогребение Священника Это отпевание совершается и над архиереями. Оно значительно длительнее чина погребения мiрян и отличается от него следующими особенностями:После 17–ой кафизмы и «тропарей непорочных» читается пять Апостолов и Евангелий. Чтению каждого Апостола
Из книги Своими глазами автора Адельгейм ПавелБог подает нам Свое благословение, когда мы подаем благословение Отец Савва из монастыря преподобного Филофея рассказывал мне, что во время голода 1917 года иверские монахи, видя, как пустеют склады обители, ограничили свое гостеприимство. Один скупой проэстос даже
Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен Из книги Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ автора Киценко Надежда Из книги За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме автора Измайлов Владимир АлександровичПоклон священника Встретил один человек своего знакомого, который раньше был заядлым пьяницей и дебоширом. Смотрит на него, а он изменился: выглядит прилично, опрятно одет, в глазах свет. Поинтересовался он у знакомого о его жизни, а тот и рассказал, что его сын стал
Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович Из книги автораБлагословение священника Благословение – восхваление Господа служителями Церкви, сопровождаемое крестным знамением. Во время благословения священник складывает пальцы таким образом, что получаются буквы IC XC – Иисус Христос. Через священника нас благословляет сам
Из книги автораОставь нам священника! Один батюшка с особенным усердием поминал за литургией усопших, так что если кто однажды подавал ему записку о их поминовении, он выписывал их имена в свой синодик и, не говоря о том подавшему, поминал всю жизнь. При соблюдении этого правила его
Скажите, пожалуйста, что означает благословение священника?
Правда ли, что если я взяла благословение у одного батюшки, то через 15 минут после этого, встретив другого священника, я не должна брать у него благословение, потому как это уже бессмыслица получается? Как поступить, если, войдя в комнату, я увижу нескольких священников - у кого из них первого надо взять благословение? Или брать благословение у всех?
Подобные вопросы часто смущают новоначальных христиан.
Ответить на них мы попросили клирика храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Клина, протоиерея Алексия Тюкова.
Принимая благословение от епископа или священника, человек тем самым свидетельствует о своей православной вере, о своей церковности, исповедуя десятый член "Символа веры": "Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Человек, принимающий благословение от священнослужителя, по своей вере принимает его от Самого Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа. Целуя руку епископа или священника, благословившего его, он воздает не только почитание лицу, носящему священный сан, но его поцелуй относится, в первую очередь, к Самому Господу нашему Иисусу Христу, Чьим Именем нас благословил священник.
В наших межличностных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, мира. И эти словесные благопожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем: пожимаем друг другу руки, при встрече можем обменяться братским поцелуем, заключить встретившегося человека в дружеские объятия. В лоне Церкви Христовой существуют также такие телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание, наш духовный поиск, к этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения. Когда мы встречаем в храме, на улице или в другой обстановке священника или епископа, мы принимаем от него благословение и этим действием мы не только хотим получить какой-то молитвенный покров, поддержку, благословение на какое-то свое дело, на дальнейший день, но тем самым и приветствуем встретившегося нам священнослужителя, здороваемся с ним. Если мы уже приняли такое благословение от одного священнослужителя, а вскоре встретили другого, то, конечно же, внутреннее ощущение подсказывает воцерковленному человеку, что и к этой встрече нужно должным образом отнестись, приняв и у этого священника благословение. Мы же не будем объяснять встреченному священнику или епископу, что пятнадцать минут назад уже брали благословение, поэтому Вы уж извините, я у Вас благословение брать не буду. Не стоит смущать человека и давать ему повод думать о вас, как о человеке недостаточно церковном и мало стремящемся к духовной жизни.
Бывают жизненные ситуации, когда невозможно взять благословение у всех встретившихся нам на тот момент священников, к примеру, если мы находимся в автобусе, где сидят священнослужители, или в салоне самолета. Естественно, мы не можем проходить по всему салону, поднимая каждого священнослужителя и испрашивая у него благословение. В этом случае мы возьмем благословение у ближайшего находящегося к нам священника, а другим священникам, слегка поклонившись, явим тем самым свое уважительное отношение. Так же мы будем поступать и если находимся в какой-то аудитории, на конференции, собрании, где можем встретить множество священнослужителей. В этом случае возьмем благословение у ближайшего или у знакомого нам священника, если можем к нему подойти, никого не побеспокоив, а другим священникам или епископам, которые находятся в обозримом для нас пространстве, уважительно поклонимся. И это будет церковным поведением и не вызовет какого-то негативного отношения к нам.
Если встречаешь священника на улице, нужно ли просить у него благословение? И что делать, если этот человек вам незнаком, да и непонятно, священник ли он?
Всем затрудняющимся в данном вопросе разъяснения дает протоиерей Иоанн Гориа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Одесса.
Взять благословение никогда не бывает лишним. Если встречаешь священника, которого знаешь, то есть смысл подойти к нему и сказать: «Батюшка, благословите!» К тому же этой встречей можно воспользоваться, чтобы решить духовный вопрос, который вчера-позавчера не решил. Можно батюшку спросить, коль такая возможность случилась – но не задерживая его на целый час, а за несколько минут. А если мы встречного не знаем, но по его образу догадываемся, что он священник, то можно, проходя мимо, просто преклонить главу из уважения к его сану.
«Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы»
До революции священники ходили по улицам в подрясниках и с крестами, и все знали, что это идет священнослужитель. Можно было взять у него благословение, познакомиться со священником с другого прихода и т. д. Сегодня, если нужно идти по личным делам, священники, как правило, надевают штатское. Не будешь же по магазинам и по базарам ходить в рясе, вызывая интерес у людей, что батюшка покупает!
Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы. Он, с одной стороны, хочет взять благословение, с другой - не знает, как себя повести.
Это на самом деле счастье – увидеть священника на дороге! Своего рода милость Божья. В советское время священника обычно на улице можно было увидеть, только когда он ехал покойника отпевать. Сложился стереотип, что если батюшка куда-то идет, то это очень страшно и неприятно. В представлении многих людей на священнике есть некое клеймо, и его избегают. От этого стереотипа нужно избавляться.
Так что, если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!» - а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.
«Нужно определить, кто из священников старший»
Часто миряне не знают, как им поступать, когда присутствует много священников. Если их трое-четверо, то есть смысл взять благословение у всех. А если священников десять-пятнадцать, то нужно определить, кто старший, и взять благословение у него, а остальным просто поклониться и поздороваться с ними. Взять благословение только у своего знакомого молодого священника, а у остальных не брать – будет неправильно.
Например, если среди священнослужителей с крестами один с панагией – это епископ, и благословение следует брать у него. Если не можете выделить старшего, нужно сказать: «Добрый день, батюшки, благословите!». А старший священник ответит: «Бог благословит!».
Так что если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!», а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.
Записала Марина Богданова
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты