Тяжелый танк ис 1. Военные фильмы смотреть онлайн бесплатно
ИС-1 – тяжелый серийный танк времен Второй мировой войны производства СССР. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Соответственно ИС-1 – первый серийный танк этого семейства. Помимо названия ИС-1, он так же известен как ИС-85. Цифра 85 соответствует главному калибру вооружения машины.
Берет начало от тяжелых танков КВ-1 и среднего танка КВ-13. Конструкторская группа, которая разрабатывала сей танк, состояла из 4-х человек: Г.Н. Москвин отвечал за общую компоновку танка, К.И. Кузьмин за корпус, С.В. Мицкевич за ходовую часть и Н.М. Синев за компоновку башни. Скорость создания танка ускорилась на хороший порядок благодаря появлению на полях сражений в 1942-1943 годах немецких тяжелых танков «Тигр». Изготовление танка должно было осуществляться на №100 НКТП и Кировском заводе в г. Челябинск. За базу при изготовлении танка взят последний вариант танка КВ-13.
По своей сути ИС-1 – это глубокая модернизация танка КВ-1 и КВ-1с. В значительной степени подверглись улучшению вооружение и броня танка. оснащался новейшей коробкой передач планетарного типа, что существенно улучшило эксплуатационные характеристики танка. Компоновка танка ИС-1 классическая – бронированный корпус машины делился на три отделения – боевое, моторно-трансмиссионное и отделение управления. Экипаж машины составлял 4 человека: механик-водитель размещался в отделении управления, остальные три члена экипажа размещались в боевом отделении. Боевое отделение танка состояло из средней части бронекорпуса и башни. В нем же были расположены орудие, боекомплект к нему и часть баков для топлива. В корме танка ИС-1 размещались трансмиссия и двигатель.
Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Катаные броневые плиты сваривались между собой, образуя броневой корпус танка ИС-1. Их толщина – 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Обтекаемая лобовая деталь танка была литой, ее толщина в разных частях варьировалась от 30 до 120 мм. Остальные детали соединялись с этой деталью сваркой. Литая башня имела обтекаемую форму, с толщиной бортов в 100 мм. Башня имела повышенную снарядостойкость благодаря угловому расположению к вертикали.
В центре передней части бронекорпуса танка размещался механик-водитель. В отличии от КВ-1с, в ИС-1 не было предусмотрено пятого челна экипажа – стрелка-радиста. Функции его же выполняли механик-водитель (ведение неприцельного огня из курсового пулемета) и командир танка (работа с радиостанцией). Остальные три члена экипажа были размещены в башне.
Основное ИС-1 – танковая пушка Д-5Т, калибром 85 мм, образца 1943 года. Для этой пушки существовало четыре вида снарядов: БР-365 (тупоголовый, с баллистическим наконечником, с локализаторами, трассирующий), БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд, трассирующий, катушечного типа), О-365К (стальная цельноеорпусная граната, осколочная), БР-365К (остроголовый снаряд, трассирующий, с локализаторами). Танковая пушка монтировалась на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Боекомплект танка ИС-1 состоял из 59 снарядов унитарного заряжания. Так же ИС-1 оснащались тремя пулеметами ДТ, калибром 7,62 мм. Общий боекомплект составлял 2520 патронов. Так же для обороны танка было несколько ручных гранат Ф-1.
Для наблюдения за окружающей обстановкой вокруг танка использовались 2 перископических прибора МК-4. В командирской башенке было 5 смотровых щелей с защитными стеклами, водитель-механик вел обзор через смотровой прибор с триплексом.
Средства связи – радиостанции 10Р или 10РК-26, переговорное устройство ТПУ-4-Бис.
Тяжелый танк ИС-1 не имел модификаций. На его базе была разработана лишь ИСУ-152 (САУ).
Тактико-технические характеристики танка ИС-1
Боевая масса | |
Компоновочная схема |
классическая |
Экипаж | |
Количество выпущенных | |
Длина корпуса | |
Длина с пушкой вперёд | |
Ширина корпуса | |
Высота | |
Клиренс | |
Тип брони |
гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб |
Лоб корпуса (верх) |
120/30 и 60/78 мм/град. |
Лоб корпуса (низ) |
90/−30 мм/град. |
Борт корпуса |
90/0 мм/град. |
Корма корпуса (верх) |
60/49 мм/град. |
Корма корпуса (низ) |
60/−41 мм/град. |
Днище | |
Крыша корпуса | |
Маска орудия |
100 мм/град. |
Борт башни |
Заводские испытания КВ-13, начавшиеся в мае 1942 года, выявили ряд недостатков - трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т.д. В разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался ведущий конструктор по КВ-13 Н.В. Цейц, и на его место был назначен Н.Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач и узлы ходовой части от создаваемого в то время танка КВ-1С («С» - скоростной). Однако и в таком виде КВ-13 испытаний не выдержал и работы по нему были остановлены.
К работам над танком КВ-13 удалось вернуться только осенью 1942 года. Все отмеченные недостатки было решено устранить в танке «второго варианта» , боевой вес которого увеличивался до 38 т. Похоже, Ж.Я. Котин не сомневался, что этот танк будет принят на вооружение под названием ИС («Иосиф Сталин» ), поэтому новая машина получила обозначение «Объект 233ИС» . Особенностью его трансмиссии стали двухступенчатые ПМП , разработанные профессором А.И. Благонравовым. Для удобства наблюдения за полем боя на крыше новой 3-местной башни (пушка Ф-34М) с толщиной брони 90-110 мм (диаметр погона 1540 мм) предполагалось установить командирскую башенку. Была усовершенствована система охлаждения, в гусеничном движителе использовались только агрегаты танка KB-1С, при этом гусеничную цепь облегчили за счёт применения нечётных безгребневых траков.
ИСы - образец №1 и №2 |
Продолжение инициативных работ по новым танкам и их название были узаконены Постановлением ГКО №2943сс от 24 февраля 1943 года и приказом НКТП №104сс, вышедшем на следующий день. Этими решениями ЧКЗ (главный конструктор - С.Н. Махонин) и заводу №100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод, главный конструктор - А.С. Ермолаев) предписывалось в месячный срок изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин». После этого танк «Объект 233ИС» получил уже официальное название «ИС образец №1» , а «артиллерийский танк усиления танковых и механизированных частей и соединений при прорыве полос обороны противника» «Объект 234» - «ИС образец №2» .
Сравнительные полигонные испытания обеих машин и серийного КВ-1С, проводились в период с 22 марта по 3 апреля 1943 года под Челябинском. Планировалось также участие первого образца КВ-13, но отремонтировать его к заданному сроку не удалось и впоследствии он был использован для отстрела опытных САУ ИСУ-152 и СУ-100. ИСы по всем статьям превосходили серийный КВ-1С (если не учитывать тот факт, что у «Объекта 234» при движении с максимальной скоростью ломались опорные катки и балансиры подвески) и еще до окончания испытаний комиссия пришла к выводам по проведению следующих улучшений танка ИС: «… увеличить внутренний объем башни под пушку калибра 122-мм (У-11); сделать командирскую башенку единого типа; установить два смотровых прибора по типу MK-IV (здесь, судя по всему, идёт речь о Vickers Tank Periscope Mk.IV , которым оснащались танки союзников, получаемые СССР по ленд-лизу. - РС) у механика-водителя и один смотровой прибор в командирской башенке; повысить качество сборки двигателей; продолжить испытания танков ИС-1 и ИС-2 до гарантийного километража (не менее 500 км); … ускорить изготовление установочной партии ИС-1 и ИС-2 в количестве 10 шт., запущенной в производство ЧКЗ, не дожидаясь результатов испытаний с целью проверки технологии, срочно устранив на этой партии все дефекты, отмеченные комиссией» . Однако, этим планам не было дано осуществиться…
Окончание испытаний опытных ИСов, совпали по времени с первыми испытаниями трофейных танков T-VI «Тигр» обстрелом из основных типов орудий РККА , показавшими неутешительные результаты. Так, в телефонограмме наркому вооружения Д.Ф. Устинову от 19 февраля 1943 года говорилось: «Броневой корпус немецкого тяжелого танка « Тигр» (лоб. броня – 101 мм, борт, корма – 82 мм) с дистанции 400-600 м, несмотря на неоднократные попытки, не был пробит бронебойными снарядами противотанковых орудий, состоящих на вооружении Красной армии…» . Наиболее результативными себя показали 85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года, 107-мм полевая пушка М-60 образца 1940 года и 122-мм корпусная пушка А-19 образца 1931/37 года. Показательно, что из 15 выстрелов, произведенных с дистанции 400…600 м из 122-мм гаубицы М-30 (с баллистикой, близкой к У-11) вообще не было отмечено ни одного попадания.
10 апреля 1943 года нарком танковой промышленности СССР В.А. Малышев предложил обязать НКВ «переконструировать имеющуюся зенитную пушку 85 мм в противотанковую и танковую и наладить их серийное производство» , а НКТП - «срочно … попытаться вписать эту же пушку в танки KB и ИС» . Для получения официальных данных по бронепробиваемости «Тигра», согласно постановлению ГКО №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны» от 15 апреля 1943 года , ГАУ обязывалось подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить своё заключение.
Pz.Kpfw VI Tiger |
Опять, лучшим образом проявила себя 85-мм зенитная пушка 52-К: «Лобовая броня танка T-VI толщиною 100 мм пробивается бронебойным снарядом […] с дистанции 1000 метров» , «бортовая, кормовая и башенная броня танка толщиной 82 мм пробивается (при встрече снаряда с броней под прямым углом) […] бронебойным снарядом […] с дистанции 1500 метров» .
К началу-середине июля 1943 года на заводе №100 были изготовлены танки «Объект 237» №1 и №2 («ИС» ) с пушками С-31 и Д-5Т соответственно, а на ЧКЗ - танк «Объект 239» (КВ-85 ), представлявший из себя серийный КВ-1С с пушкой Д-5Т, и танк «Объект 238» (в некоторых документах именовался КВ-85Г , т.е. КВ-85 с пушкой Грабина) - серийный КВ-1С с пушкой С-31, установленной в штатной башне.Танк КВ-85 имел башню идентичную танку «Объект 237» №2. При её установке была расширена подбашенная коробка КВ-1С, в которой с трудом расположили увеличенный до 1800 мм погон башни ИСа. При размещении пушки и боеукладки (70 выстрелов) пришлось пожертвовать пятым членом экипажа - стрелком-радистом, для которого просто не осталось места. Соответственно была изъята и шаровая установка с курсовым пулеметом ДТ, а ее гнездо в лобовом бронелисте заварено.
Заводские, а за тем и полигонные испытания, проходившие с 1 июля по 15 августа 1943 года показали лучшую проходимость и подвижность на местности «Объектов 237» по сравнению не только с танком KB-1С, но и Т-34, оборудованного 4-ступенчатой КПП , лучшую обзорность из танка как с места командира, так и водителя, однако установку на шасси КВ-1С башни танка ИС военные представители сочли тогда неприемлемой, так как она требовала переделки подбашенной коробки. Танк «Объект 238» вообще никуда не годился - пушка С-31 не вписывалась в тесное для нее боевое отделение и он был вскоре снят с испытаний. За всё время полигонных испытаний танк «Объект 237» №1 прошел 866 км, «Объект 237» №2 - свыше 600 км, КВ-85 - 285 км.
Совместные испытания артсистем С-31 и Д-5Т показали, что по основным параметрам (точность стрельбы и кучность на дистанции 500…600 м) они аналогичны, но последняя имеет ряд преимуществ, таких как меньшие длина отката и масса казенной части, отсутствие дополнительных грузов для уравновешивания ствола, более плотная компоновка, простота в обслуживании, меньшая высота линии огня и меньшая вибрация артсистемы (влиявшая на кучность стрельбы на расстояние свыше 1000 м). Кроме того, размещение противооткатных устройств внутри башни не требовало их наружного бронирования, что облегчало условия их обслуживания и ремонта и уменьшало массу подвижной бронировки маски пушки. Попытка пробить 102-мм лобовую броню танка «Тигр» под углом 30° на расстоянии 500 м не удалось ни из пушки Д-5Т, ни из С-31, тогда как его бортовая броня под этим же углом легко пробивалась с 600 м. Проверочные расчеты НИИ-48 подтвердили, что существующим бронебойным снарядом указанные орудия под углом 30° могут пробить броню указанной твердости на расстоянии 100 м толщиной лишь 97…98 мм, а на дистанции 600 м - 88 мм.
Из дневника В.А. Малышева: «17 июля 1943 г. Сегодня был у т. Сталина. […] Рассказал о новом тяжелом танке с 85-мм пушкой «ИС» - тов. Сталин внимательно ознакомился и сказал, что надо быстрей двигать. Очевидно, танк понравился. […] Сталин спросил, достаточна ли мощность дизеля. Я ответил, что маловата, танк будет лучше, если поставить на него более мощный двигатель - 750-800 л.с. Тов. Сталин дал задание серьезно заняться созданием мощных дизелей.»
По итогам испытаний Государственная комиссия рекомендовала танк «Объект 237» №2 для принятия на вооружение со следующими доработками: ввести гидравлический механизм поворота башни по типу примененных на американском танке М4А2; дополнить командирскую башенку зенитной турелью; предусмотреть возможность перевооружения танка ИС 100-мм и 122-мм пушками; предусмотреть возможность дополнения вооружения танка казнозарядным 50-мм минометом для самообороны танка от пехоты противника; отработать конструкцию ломающегося прицела «немецкого типа» ; предусмотреть возможность размещения командира справа от орудия, а заряжающего слева («под правую руку» ); изготовить и испытать башню и корпус танка из брони высокой твердости с сохранением толщин; спроектировать и испытать на танке ИС двухтактный дизельный двигатель мощностью 800 л.с.; испытать гусеничные цепи с резинометаллическими сайлент-блоками американского типа .
Несмотря на отмеченные недостатки (высокое расположение педали главного фрикциона, возможность засорения ПМП пылью и отсутствие доступа к ним в полевых условиях, повышенный износ зубчатого венца погона башни, плохое уплотнение верхних люков, в т.ч. трансмиссионных, отсутствие освещения МТО , вибрация водяного радиатора и т.д.), учитывая большую потребность Красной Армии в новых танках, не дожидаясь окончания испытаний, было принято решение отправить для фронтовых испытаний первую партию новых танков ИС с орудием Д-5Т (в количестве не менее 20 штук) в июле 1943 года, но изготовление фронтовой серии ИСов задержалось, причем виновниками были здесь как танкостроители, столкнувшиеся с проблемами в ходовой части и трансмиссии ИС, так и артиллеристы, не подавшие вовремя 85-мм пушки (орудие Д-5Т имело большое число мелких деталей, требовавших точной обработки, что сильно тормозило его освоение в производстве). Лишь в конце июля 1943 года ЧКЗ получил небольшую партию орудий Д-5Т, которые тут же начали устанавливать в новые литые башни.Из дневника В.А. Малышева: «7 августа 1943 г. Опять т. Сталин интересовался новыми танками. Сказал, чтобы танк ИС поставить на производство в течение полутора месяцев. Когда я сказал, что в такой срок это сделать невозможно, тов. Сталин сказал, что к концу войны нам этот танк не нужен. «Надо, чтобы танк повоевал еще до зимы». Впервые слышу от т. Сталина о конце войны. В конце концов тов. Сталин дал срок 2 месяца.»
Ввиду острой необходимости в новых танках с 85-мм пушкой и отсутствия кондиционных ходовых частей ИС, по настоянию В.А. Малышева в серию был спешно пущен, первоначально отвергнутый военными, танк КВ-85. Постановление ГКО №3891сс о принятии его на вооружение Красной Армии и начале серийного производства вышло 8 августа 1943 года .
Из дневника В.А. Малышева: «17 августа 1943 г. Тов. Сталин […] спросил, почему затягивается испытание танков ИС и, узнав, что танк проходит 2000 км пробег, крепко ругался и упрекал за устарелые нормы, предложил делать испытания на 1000 км.»
Согласно пожеланию И.В. Сталина, 21-24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне прошли ускоренные испытания танка ИС, результаты которых посчитали успешными. Постановлением ГКО №4043сс от 4 сентября 1943 года ИС-85 был принят на вооружение. Этим же постановлением заводу №100 предписывалось до 15 октября 1943 года наладить серийное производство танка, а до 1 ноября - на его базе артсамохода ИС-152 .
Из дневника В.А. Малышева: «8 сентября 1943 г. Сегодня тт. Сталин, Молотов, Ворошилов, Берия, Щербаков осматривали в Кремле новые танки и артсамоходы ИС, КВ-85, СУ-152, СУ-85, СУ-76. Тов. Сталин сам залезал на танк ИС, СУ-152 и СУ-85 (впервые тов. Сталин залез на танки). Внимательно расспрашивал о преимуществах новых танков, особенно ИС и СУ-85. […] Расспрашивал, почему при более толстой броне и более мощной пушке вес танка ИС не более KB. Я показал тов. Сталину на оба танка и обратил его внимание на то, что габариты танка ИС меньше, чем KB, и сказал, что за счет этого удалось снизить вес. Тов. Сталин сказал: «Это хорошо».»До перехода на серийный выпуск ИС-85, ЧКЗ успел изготовить 148 танков КВ-85, выпускавшихся параллельно с КВ-1С. Но и ИС-85 выпускался недолго - последние из 107 произведенных машин покинули завод в январе 1944 года…
Первые фронтовые испытания КВ-85 и ИС-85 (конец 1943 года) показали, что против вражеских тяжелых танков, противотанковых и штурмовых орудий, эффективно воспользоваться своим 85-мм орудием наши танки могли только с дистанции не более 800 м, когда их броня уже не являлась преградой для бронебойных (и особенно - подкалиберных) снарядов новых 75-мм и 88-мм немецких танковых и противотанковых пушек. Отсутствие в боекомплекте выстрела с эффективной фугасной гранатой уменьшало боевую ценность танков для прорыва подготовленных полос обороны противника. К тому же, при боевом применении пушек Д-5Т (как и Д-5С) был выявлен ряд конструктивных недостатков, особенно были часты поломки подъёмного механизма. В то же время, практически все выпущенные танки ИС-85 имели дефекты трансмиссии и ходовой части, повышенный уровень вибрации, приводящий к разрушению подшипников, при движении на наивысшей скорости отмечались поломки рычагов подвески, из КПП , бортовых редукторов и ПМП (считавшиеся наименее отработанным и самым ненадежным узлом, конструкция которых требовала доработки) постоянно отмечалось наличие течи масла. В начале-середине 1944 года «детские болезни» немногочисленных танков ИС-85 (переименованных в марте 1944 года в ИС-1 ) с новой остротой проявились уже в ходе боевого применения нового тяжёлого танка - ИС-2 .
Производство танков | КВ-85 | ИС-85 | ||
План | Факт. | План | Факт. | |
Август 1943 | ? | ? | - | - |
Сентябрь 1943 | 63* | ? | - | - |
Октябрь 1943 | 63* | ? | - | 2 |
Ноябрь 1943 | - | ? | 25* | 25 |
Декабрь 1943 | - | ? | 75* | 40 |
Январь 1944 | - | - | - | 40 |
Итого | ? | 148** | 100 | 107 |
* Согласно приказа НКТП №530 от 7 сентября 1943 года. ** В некоторых источниках - 143. Выпуск орудий Д-5Т: 1943 год - 283 шт., 1944 год - 260 шт. (в т.ч. 10 шт. для танка Т-34-85) |
Компоновка ИС-85 классическая, с небольшими изменениями заимствована у КВ. Отделение управления расположено в передней части машины, и, помимо рабочего места механика-водителя, в нем размещались два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП . За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь располагались места остальных членов экипажа - командира (слева), наводчика (справа) и заряжающего, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП . Над боевым отделением на двухрядной шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП . Впереди сиденья командира танка на опоре башни находилась коробка с сигнальными ракетами для сигнального пистолета СПШ-43, который был укреплен на стенке боеукладки в нише башни с левой стороны. На левой стенке башни рядом с сиденьем командира танка устанавливалась радиостанция, рядом с которой крепились кронштейн для телеграфного ключа и сумка с колодками и переключателем. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком. Моторное отделение шло за боевым через перегородку. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки, над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, - воздухоочистители. Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, ПМП и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.
Корпус ИС-85 представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленное расположение этого пояса исключало возможность ее заклинивания. К нижним вертикальным бортовым листам корпуса снаружи с обеих сторон приваривались шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров для ограничения хода опорных катков, по три бонки для крепления поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для монтажа натяжного механизма. В задней части корпуса крепился картер бортовой передачи. Корма корпуса состояла из трех наклонных листов - верхнего, среднего и нижнего. При этом средний лист был выполнен откидным на петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу корпуса.
Башня танка, имевшая массу около 4700 кг, была отлита из броневой стали высокой твердости, борта и корма толщиной 100 мм имели овальную обтекаемую форму. Крыша башни состояла из двух сваренных между собой в стык и приваренных к корпусу башни листов толщиной 40 мм. Передний лист имел небольшой угол наклона вперед. Два отверстия в верхнем переднем наклонном листе башни предназначались для установки броневого колпака перископического прицела ПТ4-15 и броневого прикрытия перископического смотрового прибора. Между прицелом и перископом к крыше был приварен сферический колпак вентиляционного люка. Для подачи сигналов экипажем (ракетами или флажками) при закрытых люках в задней части крыши башни имелось отверстие для сигнализации, которое закрывалось откидной броневой крышкой на петле и запиравшейся замком изнутри танка. В лобовой части башни имелась амбразура, которая закрывалась снаружи подвижной бронировкой с тремя отверстиями: для пушки, спаренного с ней пулемета, располагавшегося справа от пушки, и телескопического прицела - слева от пушки. В кормовой части башни с левой стороны находился прилив, в котором устанавливалась шаровая опора тыльного пулемета. Для стрельбы из личного оружия по бокам башни имелось по одному отверстию, закрывавшемуся броневой пробкой. Над рабочим местом командира танка на крыше была вварена литая командирская башенка с входным люком, закрывавшимся двухстворчатой броневой крышкой, и шестью смотровыми щелями с триплексами по ее периметру, с толщиной наклонных и вертикальных стенок 60…100 мм. В одной из створок крышки входного люка башенки устанавливался перископический смотровой прибор MK-IV. Впереди командирской башенки в крыше находилось отверстие для антенного ввода радиостанции, прикрытое броневым стаканом. Справа от командирской башенки имелся люк (заряжающего) для посадки и высадки экипажа. Броневая крышка люка запиралась двумя замками, концы осей которых выходили наружу крыши. Для уменьшения усилия при открывании крышки люка заряжающего и амортизации ударов в ее петли был вставлен торсионный валик. Для наблюдения заряжающего за полем боя перед его рабочим местом устанавливался второй перископический смотровой прибор MK-IV. Диаметр опоры башни составлял 1800 мм. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин. Для монтажа и демонтажа башни и бронировки пушки имелось пять приваренных рымов. Снаружи по бортам верхней части башни были приварены поручни для танкового десанта.
Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки Д-5Т-85 и трех 7,62-мм пулеметов ДТ, один из которых был спарен с пушкой, второй - смонтирован в шаровой установке в кормовой части башни, третий - курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке. Клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и подъемный механизм заимствованы у 76,2-мм пушки Ф-34. Противооткатные устройства, состоящие из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, были расположены внутри башни над стволом (с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката), что позволило уменьшить высоту линии огня (1965 мм) и обеспечить максимальное удобство для заряжания. Выстрел из пушки производился с помощью электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма. Помимо электрического спуска конструкцией был предусмотрен и дублирующий ручной (механический) спуск.
Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета применялись танковый телескопический прицел 10Т-15 и танковый перископический прицел ПТ4-15. Прицел 10Т-15 устанавливался с левой стороны от пушки и крепился в двух точках. Танковый перископический панорамный прицел ПТ4-15 использовался наводчиком как при стрельбе, так и для кругового наблюдения за полем боя, ориентирования и горизонтальной отметки при стрельбе с закрытых огневых позиций. Этот прицел с помощью привода был соединен с качающейся частью пушки, что обеспечивало одинаковый угол наклона оси канала ствола пушки и оптической оси прицела при работе подъемного механизма. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень. На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.
Боекомплект ИС-85 состоял из 59 выстрелов (штатные унитарные патроны 85-мм зенитной пушки 52-К образца 1939 года в составе следующих элементов: снаряда со снаряжением; головного или донного взрывателя; боевого заряда в гильзе; латунной гильзы; капсюльной втулки), 2520 патронов к пулеметам, 25 ручных гранат Ф-1 и 30 сигнальных ракет. Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения. Выстрел с бронебойно-трассирующим снарядом был короче выстрела с осколочно-дистанционной (бризантной) гранатой на 60 мм.
Характеристики боеприпасов для пушки Д-5 | |||||||
Выстрел (патрон) | Снаряд | Взрыватель | Масса боевого заряда*, кг | ||||
Индекс | Масса, кг | Индекс | Масса, кг | Длина, клб | Масса ВВ , кг | ||
с осколочной гранатой** | |||||||
53-УО-365 | 15.95 | O-365 | 9.20 | 3.4 | 0.646 | T-5 | 2.48 |
53-УО-365K | 16.30 | O-365K | 9.54 | KTM-1, KTM-1-У | 2.50 | ||
53-УО-365КВ | 14.95 | O-365КВ | 9.54 | 4.1 | 0.670 | В-429, KTM-1-У, KTM-1, KTMЗ-1-У, KTMЗ-1, МГ-Н |
2.60 |
53-УО-365Г | O-365Г | 0.741 | KTM-1-У, KTM-1, KTMЗ-1-У, KTMЗ-1, МГ-Н | 1.50-1.80 | |||
с бронебойно-трассирующим снарядом | |||||||
53-УБР-365 | 16.00 | БР-365 | 9.20 | 4.3 | 0.164 | МД-5, МД-7 | 2.48-2.60 |
53-УБР-365K*** | БР-365K | 3.1 | 0.048 | МД-8 | |||
с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом | |||||||
53-УБР-365П**** | 11.42 | БР-365П | 4.99 | 3.0 | - | - | 2.50-2.85 |
* Во всех выстрелах применялся заряд Г-365 ** Поражение целей осуществляется за счет образования до 500 осколков весом по 5 грамм и выше. Наличие в гранате шашки ТДУ способствует получению при разрыве гранаты яркой световой вспышки и густого облака коричневого дыма. *** Остроголовый снаряд **** Принят на вооружение в феврале 1944 года |
Двигатель танка - 12-цилиндровый четырехтактный многотопливный V-образный бескомпрессорный дизель В-2ИС (В-2-10) жидкостного охлаждения, рабочим объемом 38880 куб.см, мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14…15. Масса двигателя 1000 кг. Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом (одна секция нагнетающая, две откачивающие). В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла в контуре циркуляции и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином. Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором. Для подогрева охлаждающей жидкости к системе были подключены два бачка калорифера устройства термосифонного обогрева. Бачки подогревались керогазами. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «Мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом. Выхлопные патрубки двигателя располагались на крыше МТО .
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), КПП , ПМП и бортовых передач. Коробка передач - четырехходовая, восьмискоростная, с демультипликатором. Она крепилась к корпусу в одной точке спереди, а задними опорами служили несущие диски бортовых передач. Кроме того, приводы управления были дополнены сервомеханизмом и мостиком управления тормозом. Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, расположены на концах главного вала КПП . Бортовые передачи - двухступенчатые, с планетарным рядом. Соединение механизмов поворота с бортовыми передачами осуществлялось при помощи зубчатой муфты полужесткого соединения.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков с внутренней амортизацией диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Конструкция ведущих колес допускала их разблокировку с бортовыми передачами. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 610 мм, шаг трака 162 мм.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 КВт, две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера СА-189 мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов. ИС-85 оснащался приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.
Бронепробиваемость* БТС для пушки Д-5 | ||||||||
Боеприпас** | Угол | Дистанция, м | ||||||
100 | 500 | 1,000 | 1,500 | 2,000 | ||||
БР-365 | 60° | 100 | 90 | 85 | 78 | 72 | ||
90° | 120 | 105*** | 100 | 92 | 85 | |||
БР-365K | 60° | н/д | 90 | 78 | 72 | 66 | ||
90° | 108 | 102 | 90 | 82 | ||||
БР-365П | 60° | 100 | 85 | - | ||||
90° | 140 | 118 | ||||||
н/д - нет данных * В мм, при 80% вероятности пробития брони ** Начальная скорость бронебойных боеприпасов (БР-365 и БР-365К) - 792 м/с, подкалиберного БР-365П - 1050 м/с. *** По другим данным - 110 |
Характеристики | ИС-85 (ИС-1) |
Боевая масса, т | 44,05 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм - длина с пушкой - длина корпуса - ширина - высота по командирской башенке - клиренс |
8560 6770 3070 2735 460 |
Вооружение (боезапас) | 85-мм пушка Д-5Т (59), 3 х 7,62-мм пулемет ДТ (2520) ручная граната Ф-1 (25) |
Бронирование, мм - корпус (лоб/борт/корма/крыша/днище) - башня (лоб/борт/корма/крыша) |
120/90/60/40/20 100/80/80/40 |
Двигатель (тип) | В-2ИС (Д, V12) |
Мощность двигателя, л.с. (при об/мин) | 520 (2000) |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 37 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Преодолеваемые препятствия: - высота стенки - ширина рва - глубина брода - подъем - крен |
0,9 м 2,7 м 1,3 м 28° 30° |
Удельное давление на грунт, кгс/cм² | 0,77 |
Радиостанция | 10Р или 10РК |
Производитель токарно-винторезного станка 95ТС-1 (ИС1-1) - Ижевский станкостроительный завод ИжмашСтанко , основанный в 1807 году.
История станкостроения на Ижевском машиностроительном заводе "Ижмаш" начинается 28 июля 1930 г. после выхода приказа №181 о создании станкостроительного отдела.
Первой продукцией станкостроительного производства на заводе стал токарный станок фирмы "Леве" с внешней трансмиссией.
Наиболее массовыми моделями универсальных токарных станков, выпущенными в разное время, стали ИЖ-250, 1И611П, 1ИС611В, 95ТС, 250ИТВМ, 250ИТВМФ1 и токарные станки с ЧПУ ИТ42.
95ТС-1 (ИС1-1) токарно-винторезный станок универсальный повышенной точности. Назначение и область применения
Токарный станок 95ТС-1 повышенной точности изготовлен на базе станка 1И611П.
Универсальный токарно-винторезный станок 95ТС-1 повышенной точности инструментальной группы предназначен для выполнения самых разнообразных работ в центрах, цанговых или кулачковых патронах по черным и цветным металлам, включая точение конусов, а также для нарезания метрических, модульных, дюймовых резьб
Станок применяется для чистовых и получистовых работ в единичном и мелкосерийном производстве. Станки предназначены для эксплуатации преимущественно в многоэтажных зданиях, а также в подвижных ремонтных мастерских и судах.
Токарно-винторезный станок 95ТС-1 обеспечивает:
- Разнообразные токарные работы в центрах, цанговом и кулачковом патронах
- Широкий диапазон чисел оборотов и подач, обеспечивают производительную обработку при хорошем качестве поверхности
- фрезерные работы, а также обработку концевым инструментом, установленным в сверлильном патроне
- наружное и внутреннее шлифование деталей в центрах и патроне
Главное отличие от многих других токарных станков - коробка скоростей, конструктивно схожа с коробкой скоростей фрезерных станков 675-676 и рукоятка включения продольной - поперечной подачи.
Станок производился с середины 60х годов. В отличие от современных станков имеет закруглённые углы на передней бабке.
Все станки этой серии имеют калёные направляющие. Достаточно надёжны и точны. Имеет автономную систему смазки, работающую от электрической гидростанции.
Старые модели, на вторичном рынке имеются изобильно. Это весьма массовое изделие. Цены колеблются от 25 000руб до 130 000руб и более.
Особенности конструкции станка
- Универсальная коробка подач даёт возможность нарезать все метрические резьбы и распространённые дюймовые и модульные резьбы без смены шестерён на гитаре;
- Преселективное управление скоростями шпинделя позволяет подготовить последующее переключение во время работы станка;
- Исключается необходимость обслуживания с задней стороны станка, что важно при ограниченных производственных площадях;
- Сварной контейнер со встроенным электрооборудованием и емкостью СОЖ;
- Объемный стружкосборник, удобное удаление стружки;
- Преселективное управление скоростями шпинделя;
- Предохранительное устройство от перегрузки механизма подач;
- Механизм-верньер для точного отсчета поперечного перемещения суппорта;
- фрезерное приспособление, устанавливаемое на поперечной каретке суппорта;
- Мнемоническое управление подачами обеспечивается одной рукояткой, направление включения которой совпадает с направлением выбранного перемещения суппорта с резцовой головкой;
- Беззазорная фиксация резцовой головки обеспечивает высокую жёсткость и точность установки;
- Ходовой винт смазывается автоматически при нарезании резьбы;
- Конструкция шпиндельного узла позволяет быстро сменить приводные ремни без разборки узла;
- Станина станка изготовлена из хромоникелевого чугуна, направляющие закалены токами высокой частоты и отшлифованы;
- Механизм останова, расположенный в фартуке, предохраняет механизмы подач от перегрузок, а также позволяет работать по жёсткому упору при точении.
Габаритные размеры рабочего пространства станка 95ТС-1 (ИС1-1)
Посадочные места и присоединительные размеры станка 95ТС-1 (ИС1-1). Шпиндель
Общий вид токарно-винторезного станка 95ТС-1 (ИС1-1)
Расположение органов управления токарно-винторезного станка 95ТС-1 (ИС1-1)
Спецификация органов управления токарно-винторезного станка 95ТС-1 (ИС1-1)
- Маховик преселективного выбора скоростей шпинделя.
- Рукоятки переключения подач и резьб.
- Рукоятки переключения подач и резьб.
- Рукоятка переключения трензеля и звена увеличения шага.
- Рукоятка переключения перебора.
- Маховик ручной продольной подачи.
- Рукоятка ручной поперечной подачи.
- Рукоятка закрепления резцовой головки.
- Рукоятка включения и выключения ходового винта.
- Рукоятка фиксации системы охлаждения.
- Тумблер «Освещение».
- Рукоятка перемещения верхних салазок
- Рукоятка зажима пиноли.
- Рукоятка закрепления задней бабки на станине.
- Рукоятка реверсирования подачи.
- Маховик перемещения пиноли.
- Гайка для закрепления задней бабки на станине.
- Рукоятка пуска и останова.
- Рукоятка регулирования предохранительного механизма.
- Кнопка «Стол» главного движения.
- Кнопка «Пуск» главного движения.
- Пакетный выключатель «Охлаждение».
- Пакетный выключатель «Сеть».
- Рукоятка переключения скоростей шпинделя.
Описание конструкции отдельных узлов токарного станка 95ТС-1 (ИС1-1)
Станина станка жесткой конструкции с дополнительными П-образными ребрами устанавливается на монолитной тумбе. Станина имеет две равнобокие призматические и две плоские направляющие. Передняя призма продолжена до левого торца станины и служит базой для установки передней бабки. На передней стороне станины предусмотрена полка для защиты ходового винта от стружки и эмульсии, на ней же устанавливается продольный жесткий упор.
Внутри тумбы станка смонтированы редуктор с главным двигателем, узел смазки и установка для охлаждения. В правой части тумбы в специальной нише установлена панель электрооборудования. Резервуар для сбора охлаждающей жидкости выполнен вместе с тумбой.
Редуктор , установленный в левой части тумбы, представляет собой четырехосную коробку скоростей с приводом от фланцевого электродвигателя. Редуктор имеет плоские направляющие для перемещения по направляющим тумбы при натяжении ременной передачи и закрепляется с помощью плит крепежными болтами.
Изменение чисел оборотов осуществляется преселективным устройством, позволяющим производить выбор чисел оборотов во время работы станка. Выбор чисел оборотов производится посредством маховика, поворотом которого в двух дисках создается определенная комбинация отверстий под фиксирующие пальцы рычагов, переключающих блоки шестерен.
Переключение скоростей производится следующим образом: предварительно маховиком устанавливают требуемое число оборотов шпинделя, в нужный момент включение осуществляют с помощью рукоятки в два этапа: вначале рукоятку оттягивают на себя до появления заметного усилия, удерживая рукоятку в этом положении, выжидают, пока не снизится число оборотов шпинделя (не выше 100 об/мин.); 3aтем рукоятку оттягивают до отказа, производя, таким образом, включение установленной скорости.
При работе на низких скоростях шпинделя (ниже 100 об/мин.) включение может быть произведено сразу движением рукоятки до отказа. В случае, если по каким-либо причинам (остановился двигатель и т. д.) после первой попытки переключение не произошло, необходимо отпустить рукоятку и произвести переключение снова или повторить переключение при нажатии конечника ВК3 (фиг. 17).
Передняя бабка . В середине бабки на гильзе находится шкив. Движение на шпиндель от редуктора передается четырьмя клиновыми ремнями. Шпиндель станка получает 12 чисел оборотов от приемного шкива напрямую через зубчатую муфту и 12 - через перебор 1:8. На передней стенке бабки (справа) находится рукоятка переключения ше-i стерен перебора и зубчатой муфты. Управление перебором и зубчатой муфтой сблокировано так, что одновременное их включение невозможно. Чтобы не смять торцы шестерен, переключение перебора на ходу не рекомендуется.
В корпусе передней бабки имеется звено увеличения шага (8:1) и трензель, с которого вращение через гитару передается на коробку подач.
Коробка подач закрытого типа позволяет нарезать метрические резьбы всех стандартных шагов от 0,2 до 48 мм, дюймовые резьбы с числом ниток на дюйм от 24 до 0,5, модульные с модулем от 0,2 до 30 мм и получать подачи в пределах от 0,01 до 3 мм/об. Поперечные подачи равны половине продольных.
В пределах каждой системы (метрической, дюймовой или модульной) резьбы во всем диапазоне нарезаются без изменения настройки сменных шестерен.
Для нарезания резьб повышенной точности механизм подач позволяет произвести прямое соединение ходового винта с гитарой, минуя механизм подач. При этом каждый шаг подбирается только сменными шестернями гитары.
Гитара крепится на левом торце коробки подач. Общее передаточное отношение цепи подач от шпинделя до 1-го ведущего вала гитары 1: 2.
Передаточное отношение гитары 5:8 соответствует настройке на метрическую резьбу. Для случая нарезания модульных, дюймовых резьб и резьб повышенной точности (минуя механизм коробки подач) на гитаре предусмотрена возможность установки сменных шестерен.
В руководстве приводятся данные для настройки станка на нарезание резьб повышенной точности, а также специальных резьб, не указанных в таблице настройки механизма подач.
Задняя бабка жесткой конструкции, закрепляется на станине одной рукояткой через эксцентрик и тягу. Для более надежного зажима предусмотрен дополнительный болт. Для обточки небольших конусов корпус задней бабки может смещаться с линии центров в пределах ± 10 мм винтами.
Для выверки осей передней и задней бабки в горизонтальной плоскости необходимо совместить платики на корпусе и поддоне.
Положение пиноли фиксируется рукояткой, установленной в передней части бабки.
Фартук закрытого типа обеспечивает получение продольных и поперечных подач суппорта вручную, механически - от коробки подач через ходовой валик, а также нарезание резьб при помощи ходового винта. Фартук имеет четыре муфты, позволяющие осуществить прямую и обратную подачи в продольном и поперечном направлениях. Управление подачей осуществляется одной рукояткой 16 (см. схему управления).
Перемещение рукоятки при включении того или иного движения совпадает с направлением перемещения суппорта при левом вращении ходового валика, независимо от направления вращения шпинделя.
Для автоматического отключения подач при перегрузках фартук имеет механизм, который можно регулировать винтом 20 (рис. 7). Этот же механизм используется и как устройство для автоматического останова суппорта в продольном и поперечном направлениях с точностью ±0,01 мм, независимо от величины подачи. При срабатывании механизма рукоятка 16 автоматически в нейтральное положение не возвращается и ее переключение необходимо произвести вручную. В некоторых случаях работа механизма сопровождается незначительным треском, что не является признаком его неисправности.
Наличие блокировочного устройства исключает возможность одновременного включения ходового винта и ходового валика. С левой стороны фартук имеет маховик для ручного " перемещения суппорта. На оси маховика установлен лимб продольных подач с ценой деления 0,1 мм. С правой стороны на зеркале фартука расположена рукоятка для включения гайки ходового винта. Верхнее положение рукоятки соответствует выключенному положению гайки, нижнее - включенному.
Суппорт крестовой конструкции имеет ручное и механическое продольное перемещение по направляющим станины и поперечное перемещение по направляющим каретки.
Кроме того, верхняя часть суппорта, несущая на себе 4-резцо-вую головку, имеет независимое ручное перемещение по направляющим средней поворотной части и может поворачиваться на 70° в сторону рабочего и на 90° - от рабочего.
Осевое усилие винта поперечной подачи воспринимается упорными шарикоподшипниками.
Лимб поперечной подачи имеет цену деления 0,02 мм на радиус, лимб подачи верхней части суппорта выполнен с ценой деления 0,05 мм.
Освещение . Сзади, на правом конце каретки, укреплена осветительная арматура, включение лампочки производится выключателем.
Охлаждение . Подача охлаждающей жидкости из эмульсионного бака, расположенного в нише правой части тумбы, в рабочую зону инструмента осуществляется электронасосом производительностью 22 литра в минуту.
Патроны . Станок снабжен самоцентрирующим трехкулачковым патроном диаметром 160 мм и поводковым патроном. Быстросъемные патроны устанавливаются на конус шпинделя и прижимаются к фланцу четырьмя гайками.
Упоры . К станку прикладываются продольный и поперечный жесткие упоры, по которым возможна работа с автоматическим выключением подач. Кроме этого, прикладывается поперечный индикаторный упор, позволяющий производить обработку с более высокой точностью за счет устранения влияния зазоров в механизмах поперечной подачи.
Схема кинематическая токарно-винторезного станка 95ТС-1
Схема электрическая принципиальная токарно-винторезного станка 95ТС-1
На станке установлены три трехфазных асинхронных электродвигателя:
- Электродвигатель главного привода М1.
- Электродвигатель смазки М2.
- Электродвигатель насоса охлаждения МЗ.
Электродвигатели и аппаратура рассчитаны на включение в сеть напряжением 380 В и частотой 50 Гц.
Напряжение местного освещения 24 В и цепи управления 110 В.
Для динамического торможения исппользуется напряжение 60 В постоянного тока.
Описание работы электросхемы станка 95ТС-1
Подключение электрической части станка к сети осуществляется выключателем ВС. При нажатии кнопки Кн2 происходит включение магнитного пускателя КМ, которым включается электродвигатель смазки М2.
Затем переводом в верхнее положение рукоятки валика управления нажимается выключатель ВК1, включая пускатель КВ (вперед). Последний включит электродвигатель М1 главного привода.
При переводе рукоятки валика в нижнее положение нажимается выключатель ВК2, который включит пускатель КН (назад), при этом электродвигателю М1 будет обеспечено обратное вращение.
При установке валика управления из верхнего или нижнего положения в нейтральное через нормально закрытые контакты 3-21, 21-23, 23-25, 25-27 включится реле времени РВ. Реле времени своим нормально открытым контактом включит пускатель тормоза КТ, а другой закрытый контакт РВ с выдержкой времени разомкнет цепь этого пускателя. Величина выдержки настраивается на время, необходимое для полного останова электродвигателя главного привода Ml, но не более 2,5 сек., так как настройка на более длительное время может привести к выходу из строя селенового выпрямителя и трансформатора. Электродинамическое торможение происходит путем подачи постоянного тока от селенового выпрямителя СВ в обмотку статора электродвигателя. Конечный выключатель ВК3 служит для притормаживания электродвигателя М1 в момент переключения шестерен редуктора на ходу. Включение электронасоса охлаждения производится выключателем ВН при работающем электродвигателе смазки М2. Включение освещения осуществляется выключателем ВО.
Защита и блокировки
- Защита электрооборудования станка от коротких замыканий обеспечивается плавкими предохранителями Пр1, Пр2, ПрЗ, Пр4.
- Защита электродвигателей М1 и М2 от перегрузки осуществляется тепловыми реле РТ1 и РТ2.
- Нулевая защита схемы обеспечивается пускателем КМ. В схеме предусмотрены электрические блокировки магнитных пускателей с целью исключения возможности одновременного их включения.
Токарно-винторезный универсальный станок 95ТС-1. Видеоролик.
Технические характеристики токарно-винторезных станков 95ТС-1
Наименование параметра | 95ТС-1 | 250ИТВМ.01 |
---|---|---|
Основные параметры | ||
Класс точности по ГОСТ 8-82 | П | В |
Наибольший диаметр заготовки над станиной, мм | 250 | 240 |
Наибольший диаметр заготовки над суппортом, мм | 125 | 168 |
Наибольшая длина заготовки (РМЦ), мм | 500 | 500 |
Высота оси центров над плоскими направляющими станины, мм | 130 | |
Наибольшее расстояние от оси центров до кромки резцедержателя, мм | 130 | |
Шпидель | ||
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм | 25 | 25 |
Наибольший диаметр прутка, проходящий через отверстие в шпинделе, мм | 24 | 24 |
Число ступеней частот прямого вращения шпинделя | 21 | |
Частота прямого вращения шпинделя, об/мин | 20..2000 | 25..2500 |
Число ступеней частот обратного вращения шпинделя | 21 | |
Частота обратного вращения шпинделя, об/мин | 20..2000 | |
Размер внутреннего конуса в шпинделе, М | Морзе 4 | Морзе 4 |
Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72 | 4 | 4 |
Суппорт. Подачи | ||
Наибольшая длина хода каретки (наибольшее продольное перемещение суппорта), мм | 500 | 500 |
Наибольшее поперечное перемещение суппорта, мм | 180 | |
Цена деления лимба продольного перемещения, мм | 0,1 | |
Цена деления лимба поперечного перемещения, мм | 0,02 | |
Число ступеней продольных подач | ||
Пределы рабочих подач продольных, мм/об | 0,01..1,8 | 0,01..1,8 |
Число ступеней поперечных подач | ||
Пределы рабочих подач поперечных, мм/об | 0,005..0,9 | 0,005..0,9 |
Скорость быстрых продольных перемещений суппорта, м/мин | нет | нет |
Скорость быстрых поперечных перемещений суппорта, м/мин | нет | нет |
Количество нарезаемых резьб метрических | ||
Пределы шагов нарезаемых резьб метрических, мм | 0,2..48 | 0,2..48 |
Количество нарезаемых резьб дюймовых | ||
Пределы шагов нарезаемых резьб дюймовых | 24..0,5 | 24..0,5 |
Количество нарезаемых резьб модульных | ||
Пределы шагов нарезаемых резьб модульных | 0,2..30 | 0,2..12 |
Количество нарезаемых резьб питчевых | нет | нет |
Пределы шагов нарезаемых резьб питчевых | нет | нет |
Наибольшее усилие, допускаемое механизмом подач на резце - продольное, Н | 3000 | |
Наибольшее усилие, допускаемое механизмом подач на резце - поперечное, Н | 3000 | |
Резцовые салазки | ||
Наибольшая длина перемещения резцовых салазок, мм | 120 | |
Перемещение резцовых салазок на одно деление лимба, мм | 0,05 | 0,05 |
Наибольший угол поворота резцовых салазок, град | ±80° | |
Цена деления шкалы поворота резцовых салазок, град | 1° | 1° |
Наибольшее сечение державки резца, мм | 16 х 16 | |
Высота от опорной поверхности резца до оси центров (высота резца), мм | 16 | |
Число резцов в резцовой головке | 4 | 4 |
Задняя бабка | ||
Диаметр пиноли, мм | ||
Конус отверстия пиноли задней бабки по ГОСТ 2847-67 | Морзе 3 | |
Наибольшее перемещение пиноли, мм | 85 | |
Перемещение пиноли на одно деление лимба, мм | 0,05 | |
Перемещение пиноли на одно линейки, мм | 1 | |
Величина поперечного смещения корпуса бабки, мм | ±10 | |
Электрооборудование | ||
Количество электродвигателей на станке | 3 | 3 |
Электродвигатель главного привода, кВт | 3 | 3 |
Электродвигатель быстрых перемещений, кВт | нет | нет |
Электродвигатель насоса смазки, кВт | 0,08 | |
Электродвигатель насоса охлаждения, кВт | 0,05 | |
Насос охлаждения (помпа) | ПА-22 | ПА-22 |
Габариты и масса станка | ||
Габариты станка (длина ширина высота), мм | 1770_970_1300 | 1790_810_1400 |
Масса станка, кг | 1120 | 1180 |
В данной статье рассмотрим, чем знаменательны танки серии ИС, их вклад в мировую военную науку. Данная серия тяжёлых советских танков разрабатывалась и выпускалась во время Второй Мировой Войны и в послевоенное время и была названа в честь советского вождя Иосифа Сталина. Ниже приведён обзор всех танков данного семейства.
ИС 1
Танк ИС 1 и танк ИС 2 являются первыми в серии тяжёлых танков ИС. Были разработаны в период Великой Отечественной войны и начали выпускаться в 1943 году. За основу были взяты советские танки КВ 1 и КВ 13. Предпосылкой для создания новых танков стало появление на вооружении немецкой армии танков модели «Тигр «.
Боевое применение ИС 1 в истории Великой Отечественной войны было неудачным, поскольку орудия танка не всегда могли пробить броню боевых машин противника.
ИС 2
ТТХ ИС 2 не имело отличий от ИС 1, вес составляет 46 тонн, однако на танк было установлено более мощное вооружение (122 мм. пушка), поэтому было принято решение о широком производстве именно этой модели. Скорострельность орудия согласно описанию составляла 3-4 выстрела в минуту, однако по описанию очевидцев, в условиях боевых действий скорострельность могла достигать 5-6 выстрелов в минуту.
Боевое применение ИС 2 сложно переоценить. Танковые дивизии лучшим образом зарекомендовали себя при штурме городов, которые в то время представляли собой неприступные крепости. Также благодаря тяжелому вооружению, ИС 2 отлично показал себя в столкновениях с немецкими «Пантерами» и «Тиграми».
На основе ИС 2 также были разработаны и выпущены в производство тяжёлые истребители танков ИСУ-122 и ИСУ-122С, в которых были значительно переработаны системы пушек.
Всё же модель имела слабые места, такие как слабое бронирование и ненадёжный двигатель, поэтому советским командованием принято решение о разработке схем последующих моделей.
ИС 3
Поскольку ИС 1 и ИС 2 имели уязвимые места, необходимо было работать над новыми образцами. Танк ИС 3 также был разработан в период Великой Отечественной войны, однако не успел принять участия ни в одном бою, поскольку первые модели были выпущены в мае 1945 года. Работа над чертежами модели, первоначально носившая название «Кировец-1» была начата летом 1944 года.
Танк разрабатывался в первую очередь как машина, способная выдержать бой с техникой противника. Лобовая часть танка была способна выдержать снаряд любого танка того времени и противотанкового орудия, боковые части благодаря большому бронированию также защищали от большинства снарядов.
Танк, как и его предшественник ИС 2, оснащался мощной бронебойной 122-мм пушкой Д-25Т. Благодаря характерной форме верней лобовой части танк получил прозвище «Щука».
Несмотря на отличные защитные характеристики, данная модель имела и слабые места — выход из строя двигателя, проблемы с ходовой частью и трансмиссией. Вследствие этого в 1946 году было принято решение о снятии танка с производства.
ИС 4
Работа над чертежами модели нового танка была начата в 1944 году. Танк ИС 4 был окончательно разработан и принят на вооружение СССР в 1947 году. Модель является продолжением ИС 2, однако имеет более прочное бронирование. Вес танка составлял около 60 тонн, из-за чего было принято решение установить более мощные двигатели В-12 мощностью 750 л.с. (до этого на танки данного семейства устанавливались двигатели мощностью 520 л.с.).
В ходе эксплуатации было выявлено, что танк имеет слабые места. Например, масса танка превышала грузоподъёмность большинства мостов того времени, схема трансмиссии оказалась весьма ненадёжной, поэтому после выпуска небольшой серии, танк был снят с производства.
ИС 5
Танк ИС 5 имел практически идентичную конструкцию с ИС 4. Главным отличием стала 100-мм пушка С-34, которая, однако, не смогла зарекомендовать себя. Вследствие этого, ИС 5 так и остался опытным образцом. Несмотря на это, история ИС 5 не заканчивается, один из вариантов танка, объект 730 стал родоначальником последующей модели ИС 8.
ИС 6
Ещё одной моделью, которая можно сказать осталась лишь в чертежах и схемах, стал танк ИС 6. Разработка танка была начата в 1943 году. Модель имела некоторые новшества по сравнению со своими предшественниками. Например, схема танка предусматривала электромеханическую трансмиссию. Однако ттх танка не имели явных преимуществ перед серийными моделями ИС 2 и ИС 3, поэтому советским командованием было принято решение о закрытии проекта.
ИС 7
Работа над чертежами танка ИС 7 началась в 1945 году, а первые испытания были проведены в 1947. За основу танка была взята модель ИС 3, но имел ряд изменений:
экипаж увеличен до 5 человек (из-за достаточно большого веса снарядов был добавлен второй заряжающий)
130-мм пушка С-70, которая была разработана на основе морского корабельного орудия
полуавтоматический затвор орудия, что позволяло увеличить скорострельность пушки до 6-8 выстрелов в минуту
Носовая часть танка была спроектирована по схеме «щучий нос», как и у предшественника, однако бронирование модели было увеличено.
Башня ИС 7 имела очень большие размеры из-за установленного количества брони, однако отличалась небольшой высотой.
Обзор танка позволяет сделать вывод, что большинство его характеристик обогнали своё время, однако танк так и не приняли на вооружение.
На основе ИС 7 также разрабатывались варианты самоходных артиллерийских установок, но они также остались лишь прототипами.
ИС 8
Работа над танком ИС 8 началась в 1944 году. Существовали модификации данной машины ИС 9 и ИС 10, однако после смерти Иосифа Сталина было принято решение переименовать модель в Т-10. Благодаря своим характеристикам, в 1954 году танк принят к производству и выпускался до 1966 года, а на вооружении состоял аж до 1993, то есть практически 40 лет. Несмотря на это, танк так и не принимал участия ни в одном бою.
Танк, как и его предшественник ИС 3, имел «щучий нос», но более мощное бронирование. Вес танка составляет около 50 тонн. На ИС 8 была установлена уже зарекомендовавшая себя 122-мм пушка. Также дополнительно танк оснащался двумя 12.7-мм пулемётами . Первый был спаренным с основным орудием, второй имел турельную конструкцию и размещался на крыше башни. В более поздних модификациях вместо ДШКМ устанавливались 14.5-мм пулемёты КПВТ .
На основе Т-10 (ИС 8) было создано несколько модификаций танков:
- Т-10А — на модель была установлена новая пушка со стабилизатором вертикальной плоскости, появление прибора ночного видения
- Т-10Б — установлена усовершенствованная система прицеливания
- Т-10БК — командирский вариант Т-10Б
- Т-10М — разработанный и выпущенный в 1957 году, танк имел несколько новшеств: усовершенствованная 122-мм пушка, измененная и усиленная конструкция башни, противоатомная защита.
Также Т-10 (ИС 8) стал основой для создания таких машин, как:
- объект 268 — самоходная артиллерийская установка (САУ)
- ТЭС-3 — передвижная атомная электростанция
- РТ-15 и РТ-20 — пусковые установки, созданные на основе шасси Т-10
- 2Б1 — самоходная миномётная установка, предназначенная для стрельбы ядерными боеприпасами
Однако большинство этих и других разработок остались лишь на схемах и чертежах.
Заключение
Данный обзор даёт информацию о том, что начиная с Великой Отечественной войны и практически до конца 20 века танки серии ИС имели большое значение в военной истории. Т-10 (ИС 8) является одним из последних тяжёлых танков в мире. Поскольку современное вооружение армии имеет огромную боевую мощь, броня тяжёлых танков стала менее актуальной. Боевое применение находят лёгкие и средние танки, способные справляться с большим количеством задач в условиях молниеносных боевых действий.
Видео о танках ИС
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
И марка пушки
Броневой корпус и башня
Броневой корпус танка (кроме лобовой детали) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь обтекаемой формы с рациональными углами наклона брони являлась литой, в различных частях её толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с остальными деталями она соединялась сваркой . Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и соединялась болтами с самой башней. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций .
Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка. По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила разместить в нём пятого члена экипажа - стрелка-радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Вооружение
Выстрелы и снаряды к 85-мм танковой пушке Д-5Т .
1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа).
2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий).
3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (остроголовый с локализаторами трассирующий).
4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (стальная осколочная цельнокорпусная граната с взрывателем КТМ).
Основным вооружением ИС-1 являлась танковая пушка образца 1943 года Д-5Т калибра 85 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.
Боекомплект орудия составлял 59 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 85-мм зенитного орудия 52-К - родоначальника пушки Д-5Т, боекомплект ИС-1 был существенно менее разнообразен. В его состав входили :
- бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с тупоголовым бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-365 массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества - тротил или аммотол - 164 г) и зарядом Г-365 массой 2,48-2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
- бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с остроголовым бронебойно-трассирующим снарядом БР-365К массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества - тротил или аммотол - 48 г) и зарядом Г-365 массой 2,48-2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
- бронебойный унитарный выстрел массой 11,42 кг с подкалиберным снарядом катушечного типа БР-365П массой 5,0 кг и зарядом Г-365 массой 2,5-2,85 кг; начальная скорость 1050 м/с;
- осколочный унитарный выстрел массой 14,95 кг со снарядом О-365 общей массой 9,54 кг (масса взрывчатого вещества - тротил или аммотол - 741 г) и зарядом Г-365 массой 2,6 кг; начальная скорость 792 м/с.
Осколочные снаряды О-365 имели большое число вариантов и при оснащении некоторыми типами взрывателей могли с успехом использоваться в качестве фугасных.
По советским данным, бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях - 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм. При угле встречи относительно нормали 30° при стрельбе в упор снаряд БР-365 пробивал 98 мм, а на 600-1000 м - 88-83 мм брони.
На танке ИС-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ : неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2520 патронов . Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.
Двигатель
Средства связи
Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК-26 (на части выпущенных машин стояла радиостанция 71-ТК) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.
Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика , приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.
10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором , плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.
Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.
Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.
Модификации
Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
Машины на базе ИС-1
Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИС-152 , ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241 , в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152 .
Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.
Организация
Боевое применение
См. также
- Предшественники танков ИС: советские тяжёлые танки КВ-1с , КВ-85
- Семейство танков ИС и боевых машин на его базе: ИС-2 , ИС-3 , ИСУ-152 , ИСУ-122
- Танки вермахта аналогичного назначения «Тигр I », «Тигр II » и массогабаритной категории «Пантера »
Примечания
Литература
- Желтов И. Г. и др. Танки ИС // Танкомастер . - 2004. - спецвыпуск.
- Желтов И. Г. и др. Танки ИС. Боевое применение // Танкомастер . - 2004. - спецвыпуск.
- Шунков В. Н. Оружие Красной армии. - Мн. : Харвест, 1999. - 544 с. - ISBN 985-433-469-4
- Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг. - М .: Экспринт, 2005. - 48 с. - ISBN 5-94038-080-8
Ссылки
- Тяжелый танк ИС-1: история создания, боевое применение . The Russian Battlefield . Архивировано из первоисточника 14 февраля 2012.
- А. Бескурников. Линкоры танковых атак // Моделист-конструктор . - 1978. - № 5.
- Тяжёлые танки ИС-1, ИС-2 «Иосиф Сталин» . Броне-сайт Чобитка Василия . Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
Бронетехника СССР периода Второй мировой войны | ||
---|---|---|
Малые и лёгкие танки | Т-40 · Т-50 · Т-60 · Т-70 · Т-80 · Танк Гаврилова |
|
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты