Тяжелые средние и легкие танки. Поколения танков
Из небезызвестного труда Panzer Tracts N3-1 "Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C und D", не менее небезызвестного автора.
По ней выходит что танки PzKpfw VI и PzKpfw VIB - средние.
Встречатся в публикациях утверждения что PzKpfw IV до 42-43 гг был по немецкой классификации тяжелым и средним стал только после появления PzKpfw V и PzKpfw VI. Но это идет в разрез с KStN 1175(Sd) 01.09.39, KStN 1175(Sd) 01.02.1941, где PzKpfw IV является средним, и KStN 1175(a) 01.11.1943, где он продолжает оставаться средним. И очень похоже что классификация танков в Рейхе за период 42-43 гг официально не менялась, не смотря на новые штаты формирований.
Кто что по этому поводу думает?
Erljager 06-02-2013 13:33
До лета 1943 танки на легкие/средние/тяжелые делились по калибру, а после - по боевой массе.
spy der 07-02-2013 11:45
quote: Originally posted by Erljager:
До лета 1943 танки на легкие/средние/тяжелые делились по калибру, а после - по боевой массе.
Встречал подобную информацию но без отсылки к документам. И подробностей "весовой" классификации.
Штатами от 1944 г. это вроде не совсем подтверждлается, деление рот похоже идет по калибру орудий. Так к примеру PzKpfw IV и PzKpfw V в средних ротах, PzKpfw VI в тяжелых, роты Ягдпантер так же идут как швере...
Duster 08-02-2013 08:36
А тройки L и N относились к разным классам? И те и эти до 43-го года.
Horst88 08-02-2013 14:00
Если делить на классы по орудию,то да. N вроде единственная модификация тройки с 75 мм пушкой (короткой).
spy der 08-02-2013 18:48
quote: Originally posted by Duster:
А тройки L и N относились к разным классам? И те и эти до 43-го года.
b4now 08-02-2013 19:16
Но вышло все иначе.
spy der 09-02-2013 02:33
Pz.IV первоначально считался тяжелым, поскольку единственный в то время имел короткоствольную пушку 7.5cm - KwK 37 L/24, для которой первоначально даже не было бронебойного снаряда - только фугасы, поскольку Pz.IV предназначался для поддержки пехоты, а роль истребителя танков (по задумке штабных доктринеров) дб выполнять "средний" Pz.III с 50мм пушкой KwK 39.
Но вышло все иначе.
Еще раз - PzKpfw IV, а не "броня 4", НИКОГДА не был тяжелым, ни в проекте, ни в эксплуатации. Так же как JagdPz IV, StuG IV, StuG III - все они считались средними.
b4now 10-02-2013 06:44
Кем "считались"?
все они считались средними.
На какой год?
Эх, неблагодарное это дело, заниматься просветительством на форумах...
Хотя бы даже по проектному весу 18 тонн (хотя, как уже правильно упомянули, "тяжесть" танков тогда считали не по весу, а по вооружению)
Какой из танков в 1936-37 году имел пушку 75мм?
Pz.IV живыми людьми всюду, кроме документов, назывался двумя простыми словами - panzer vier.
Но если вам так удобнее - можете называть как угодно, хоть зондеркрафтфарцуг 161/2, разве кто запрещает.
b4now 11-02-2013 06:32
Согласно немецким предвоенным "стандартам" - да, это тяжелые танки, по их назначению и калибру пушки.
Если трудно понять - подчеркну еще раз: для короткоствольной пушки L/24, которой был первоначально оснащен Pz.4 даже не был разработан бронебойный снаряд - только фугас.
Немецкая довоенная доктрина рассматривала танк как средство поддержки пехоты, не более.
Советская предвоенная штабная фантазия относила танки к средству поддержки кавалерии - именно поэтому такое внимание уделялось колесно-гусеничному движителю.
Как показала практика - ошибочными оказались обе концепции.
Полноценному ТЯЖЕЛОМУ танку в таких "сферическо-вакуумных" условиях просто неоткуда было взяться.
Ну и в кач-ве постскриптума:
чо пишут педивикторы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-26%D0%90
Т-26А
Боевая масса: 16т
Вооружение
Калибр и марка пушки 76 мм пушка КТ-28
Длина ствола, калибров 16,5
Количество выпущенных: 7шт.
Очень нужный танк, да.
БТ-7А
Боевая масса: 16т
Вооружение
Калибр и марка пушки 76 мм. пушка КТ
Длина ствола, калибров 16
Количество выпущенных: 155шт.
Бронирование обоих танков - противопулевое, что тоже как бы наводит на некоторые раздумия.
Erljager 11-02-2013 06:41
quote: Originally posted by b4now:
...
Ок, назовите _более тяжелый_ танк на 1936 год - в любой из мировых армий?
...
b4now 11-02-2013 07:10
Про френч B1 (которых, к слову, и построено было вполне ощутимое количество) я помнил еще когда задавал вопрос. И бронирование у B1 было тоже не противо-шуточное, потому B1 наиболее близок к современным взглядам на то, чем дб тяжелый танк (конечно, со скидкой на прошедшие годы).
Кроме того, 75мм гаубица у B1 выдает в нем такой же танк штурмового назначения, каким немцы видели вначале свой Pz.IV
flipper-s 11-02-2013 21:26
quote: Originally posted by Costas:
Т-26А и БТ-7А имели 76-мм пушку. Они тяжёлые танки?
А ПТ-сау никогда не делилсь по классам.
spy der 12-02-2013 10:44
quote: Originally posted by flipper-s:
По сути - это самоходные орудия. Машины поддержки.
А ПТ-сау никогда не делилсь по классам.
Делились, у немцев. До кучи распределяясь по ротам. По роте ЯгдПантер я писал выше.
quote: Originally posted by b4now:
Кем "считались"?
На какой год?Немцы с полным основанием считали Pz.IV тяжелым, правда недолго.
ОКХ, с 38-го, по 45-й.
Приведите документ в котором они считались тяжелыми. Хоть штат тяжелой роты где четверка является основным танком.
b4now 12-02-2013 11:44
Да не было тогда тяжелых рот. Даже идеи не то что использования, а даже самого появления чисто танковых рот не было. Согласно первоначальной задумке танки должны были придаваться пехотным подразделениям, а не действовать как самостоятельная тактическая единица.
spy der 12-02-2013 12:37
quote: Originally posted by b4now:
Да не было тогда тяжелых рот. Даже идеи не то что использования, а даже самого появления чисто танковых рот не было. Согласно первоначальной задумке танки должны были придаваться пехотным подразделениям, а не действовать как самостоятельная тактическая единица.Более-менее реальная картина с танкоприменениием появилась во время самой "затяжной" (целых 40 дней!) - французской кампании, чуть ли не единственного епизода в Европе, где какая-то соразмеримая бронетехника присутствовала у обеих противостоящих сторон.
По документам не силен, к сожалению.
Серьезно? Т.е. KStN 37-40 гг., на которые ссылаются авторы, никогда не существовали?
quote: Originally posted by b4now:
Pz.IV первоначально считался тяжелым, поскольку единственный в то время имел короткоствольную пушку 7.5cm - KwK 37 L/24, для которой первоначально даже не было бронебойного снаряда - только фугасы
Может 7,5 cm KwK 37 еще и куммулятивных снарядов не имела, в году эдак 39-м? Как и K.Gr.rot.Pz..
b4now 13-02-2013 16:50
"Никогда" и "всегда" - это абсолютно не мои категории повествования.
Во-первых, во время французской кампании я по уважительным причинам отсутствовал на месте событий, поэтому пересказываю то, что прочел в других источниках. И согласно почерпнутой информации, именно френч-кампания была первой реальной "танковой школой" вермахта. На базе полученного опыта были внесены коррективы в тактические приемы использования танковых сил и подразделений.
Во-вторых - на начало действий на восточном фронте Pz.IV считался тяжелым (штурмовым) танком. Были ли к этому времен сформированы и использовались ли эти танки в "швере абтайлунг" или танки так и продолжали использоваться в составе пехотных подразделений, как ротные минометы или пулеметы - мне неизвестно.
Кумулятивы появились в 1942 году, насколько мне известно.
Если вы так свободно разбираетесь в теме номенклатуры боеприпасов к танковым орудиям - было бы интересно приобщиться. По этой теме до сх пор нет особой ясности и видимо, не скоро появится.
Например, в русскоязычных источниках мне так и не удалось найти внятного и вразумительного ответа - почему советские танковые пушки и боеприпасы к ним были такое говно.
spy der 13-02-2013 20:29
quote: Originally posted by b4now:
b4now
Вероятно вы проживаете в параллельной вселенной...
spy der 14-02-2013 14:16
quote: Originally posted by spy der:По штату входили только в легкие роты, вне зависимости от модификации.
Поправлюсь. Так же входили в состав тяжелой роты KStN 1176(а) от 42-го года, на манер PzKpfw II в средних, положение частично сохранялось до августа 43-го.
spy der 14-02-2013 21:32
По формированию рот:
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(v) 01.10.37 -
Leichte Panzerkompanie KStN 1175(a) 01.10.37 -
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(Sd) 01.09.39 - 17 PzKpfw III, 5 PzKpfw II
Mittlere Panzerkompanie KStN 1175(Sd) 01.09.39 - 14 PzKpfw IV, 5 PzKpfw II
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(Sd) 01.02.40 - 7 PzKpfw III, 5 PzKpfw II, 2 PzKpfw I
Mittlere Panzerkompanie KStN 1175(Sd) 01.02.40 - 8 PzKpfw IV, 1 PzKpfw II, 1 PzKpfw I
Samson67 25-02-2013 22:45
А не проще Гудериана почитать? Он наверняка лучше знал, как немцы свои ролики классифицировали.
И не стоит сравнивать разные страны: везде были свои концепции и своя классификация. Для примера - Т-34 и КВ: средний и тяжелый соответственно, хотя пушка одного калибра - 76 мм. БТ - всегда был легким танком.
b4now 26-02-2013 13:52
Что касаемо колесно-гусеничного движителя - к кавалерии это никакого отношения не имеет. Просто ресурс траков мал слишком был. Но в бой БТ по инструкции шли исключительно на гусеницах.
Алеминевая логика.
Или признавался годным к нестроевой?
Samson67 27-02-2013 21:23
quote: Originally posted by b4now:
Алеминевая логика.
И что же случалось после износа траков? Танк шел на списание?
Или признавался годным к нестроевой?
Траки менялись, если непонятно. Но предписывалось сберегать их ресурс и на большие расстояния по дорогам передвигаться на колесном ходу. Пока англичане сталь марганцевистую не придумали. До того те же англичане под свои танки катки или трейлеры подкатывали, немцы тоже трейлеры подкатывали, кто-то как и наши, колесно-гусеничные строил. Если посмотрите наставление по БТ - там ясно сказано, что в бой танк идет на гусеницах.
Траки в анковых войсках - это расходники, как тонер в принтере.)))
b4now 27-02-2013 23:09
quote: Originally posted by Samson67:
наставление по БТ - там ясно сказано, что в бой танк идет на гусеницах.
Согласен.
quote: Originally posted by Samson67:
Пока англичане сталь марганцевистую не придумали.
...
Траки в анковых войсках - это расходники
Почему нигде в мире, кроме США и СССР не было этих смелых експериментов по колесно-гусеничному движителю?
Samson67 03-03-2013 22:06
quote: Originally posted by b4now:
Простите, а англичане марганцевую сталь придумывали для каждой нации отдельно?
К примеру, в 1929г. марганцевую сталь англичане изобрели для немцев, а в 1936 это изобретение англичан было доступно уже и русским металлургам.
Почему нигде в мире, кроме США и СССР не было этих смелых експериментов по колесно-гусеничному движителю?Объяснение появления КГ движителя для снижения "расходности траков" и их сбережения - более чем несостоятельно.
В 1929 году немцы танки еще не особо строили: Версаль, однако.
А что касаемо стали - мало ведь узнать состав, надо научиться варить такую сталь и делать из нее траки. Причем - массово.
Мне лень перечислять модели, гугля вам в помощь. Конечно ресурс траков был не единственной причиной, еще была мала скорость. Именно по этой причине в те годы армии имели много бронеавтомобилей.
Применение «стали Гатфилда» для изготовления траков англичане освоили в 1926 году, хотя сам этот сплав был создан в 1882-м. В СССР выплавку этой стали освоили как раз в 1936 году, наша маркровка 110Г13Л.
Применение этой стали дало увеличение ресурса гусениц до 3-4 тысяч км, т.е. более чем на порядок.
А сама идея колесно-гусеничного танка принадлежит отнюдь не Кристи, а австро-венгерскому офицеру Гюнтеру Бурштыну. Он внес эту идею в 1911 году.
george_gl 03-03-2013 23:43
quote: Originally posted by Samson67:Ресурс гусениц в 20-х и начале 30-х был не более 100 км. Везде. По этой причине колесногусеничными танками тогда занимались Чехословакия, Швеция, Франция, Англия, Польша. Кстати шведам - танк построил именно немец.
а какой ресурс гусениц был у Викерса 6 тонн? (вредничаю)
а так интересно написали.
b4now 03-03-2013 23:54
quote: Originally posted by Samson67:
колесногусеничными танками тогда занимались Чехословакия, Швеция, Франция, Англия, Польша. Кстати шведам - танк построил именно немец.
"занимались" и "интересовались" - это не слова-синонимы.
если и правда владеете какй-то информацией, поделитесь пожалста, до каких колесно-гусеничных танков "назанималась" Польша в 1940 году?
И по годам модели колесно-гусеничных танков для остальных стран, хотя бы на память, если не затруднит?
quote: Originally posted by Samson67:
Он внес эту идею в 1911 году.
Давинчи вон тоже, вертолет изобрел, и что?
Samson67 04-03-2013 02:55
quote: Originally posted by b4now:
Никто и не говорил о приоритете Кристи. Но почему-то известен благодаря колесно-гускам стал именно Кристи, а не какой-то там кто-то там.
Давинчи вон тоже, вертолет изобрел, и что?
Ну, по годам - это как раз середина-конец 20-х. Французы - сен-шамон, англичане - тот же самый виккерс-26, один экземпляр, чехи строили серийно, марку гугля подскажет. Последний такой аппарат, о котором лично я читал - был в Новой Зеландии в 1940-1941 году. Тут вообще прослеживаются разные подходы: кто-то колеса опускаемые/подкатываемые городил, кто-то колесно-гусеничные делал, кто-то платформы/грузовики пытался использовать. Но к концу 30-х все завязали с этими экспериментами, т.к. пронюхали и освоили сталь Гафтлинга - и, получив приемлемый ресурс гусянок, значительно упростили конструкцию танков.
Ресурс рекордный в ПМВ по гусянкам был, если мне память не изменяет, 480 км. У виккерса (т-26) - да не больше до 1926 года, от грунта и режима зависело.
Что касаемо известности Кристи - тут сработали два параметра:
1. Танки серии БТ - были известны в мире под названием «Русский Кристи»
2. В МВТУ Баумана есть кафедра гусеничных машин имени Кристи. И этот самый Кристи, имени которого кафедра, во всех анкетах писал о брате - который пропал в Гражданскую.
george_gl 04-03-2013 12:19
quote: Originally posted by Samson67:
[B]Ресурс рекордный в ПМВ по гусянкам был, если мне память не изменяет, 480 км. У кристи (т-26) - да не больше до 1926 года, от грунта и режима зависело.
B]
исправте Кристи на Викерс, вы наверно автоматически не то набрали.
заинтриговал меня пробег Викерс 6тонн потому что в мурзилке http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/tm4_80/ было написано до 4800 км. Даже если урезать осетра пополам и то много получается. или банально лишний 0 вбили. но люди вроде уважаемые писали.
Samson67 04-03-2013 14:14
Виноват, конечно же виккерс...
«Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км» - вот тут все правильно, как раз 26-29 годы, увеличение ресурса на порядок. Это речь идет о модели В.
Как раз первую модель этого аппарата и пытались поставить на колеса, кстати. Но потом освоили нормальные траки - и вопрос снялся сам собой.
Французы, к примеру, не имея стали для траков, пытались увеличить пробег своих рено времен ПМВ (у нас они известны как МС-1) заменой стальных гусениц на резиновые. Идея не пошла - и начались пляски с сен-шамоном и выдвижными колесами.
Ну и немного о БТ, раз уж речь зашла... На колесах он мог хорошо передвигаться только по твердым дорогам: тяжел, давление на грунт очень большое.
Что касаемо поляков, о которых спрашивал коллега - это был WB10, у него колеса поднимались с бортов. Вот ссылка на некоторые модели на бронесайте, это журнал Техника - молодежи: http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/tm10_79/
b4now 04-03-2013 18:20
quote: Originally posted by Samson67:Вы там только "картинки смотрели"?
это был WB10, у него колеса поднимались с бортов.
quote: Неудачная попытка создать колесно-гусеничный танк была предпринята в 1926-1927 годах польскими военными специалистами. Машина, получившая обозначение WB10, снабжалась колесами, поднимавшимися силой двигателя по обе стороны гусениц.Главное отличие от упомянутой вами кунсткамеры с единичными опытными танками - в СССР колесно-гусенные танки выпускались массово и стояли на вооружении .Мы описали ряд машин, созданных в разных странах на протяжении почти 20 лет. Все это были лишь единичные экспериментальные образцы. Попытки создать колесно-гусеничный танк не привели к положительным результатам, и прежде всего ввиду сложности и уязвимости движителя и системы перемены хода. Усложнялись также эксплуатация и ремонт машин. Несмотря на явные достоинства этих машин (увеличение скорости движения и запаса хода по дорогам, срока службы танка в целом и сохранности дорог), опыты с ними так и остались опытами.
Танк принимается на вооружение - для экономии? Или потому что он вписывается в доктрину военных действий и боевой эксплуатации?
Samson67 04-03-2013 22:03
Если почитать труды Тухачевского и плотнее ознакомиться с его идеями - остается только порадоваться что выпускали БТ, а не Т-26. Которых он предлагал наделать
сто пятьдесят тысяч.
Теперь о серийности и прочем. Французы свои делали серийно, чехи и шведы - тоже. До определенного момента. Англичане в основном строили грузовики и прицепные платформы, немцы тоже на перевозку автотранспортом ориентировались. Но у них и територии куда как поменьше. Так что для СССР такой вариант был наиболее приемлем, особенно учитывая зачаточное состояние автопрома. Американцам же идеи Кристи на тот момент - вообще нужны не были, как и собственно танковые войска: где им их применять-то было? У нас же совпало сразу несколько факторов: возможность купить достаточно современный образец с документацией, наличие освоенного промышленностью двигателя М-17, доступность изготовления тогдашней промышленностью и идеи Тухачевского и его единомышленников. Но потом все равно пришли к полностью гусеничной машине, как раз в конце 30-х.
PAN horunj 04-03-2013 22:09
quote: англичане марганцевую сталь придумывали для каждой нации отдельно?
Если на теже БТшки разных годов,моделей глянуть всё видно.
Samson67 04-03-2013 22:29
Там не столько в стали дело сколько в конструкции самих гусениц.
Если на теже БТшки разных годов,моделей глянуть всё видно.
Как раз именно в стали. И освоении методики достаточно точного литья/ковки из этой стали: она не обрабатывется режущим инструментом практически. Из нее в Англии решетки тюремные делали, которые невозможно перепилить.)))
Конструкция-то везде одна: траки, соединяемые пальцами. Форма траков только разная, но это уже не к ресурсу а к проходимости относится.
PAN horunj 05-03-2013 20:29
quote: Форма траков только разная, но это уже не к ресурсу а к проходимости относится.
Так проблему решили разработав специально сталь,но не для траков а для пальцев.А в общем спорить не стану не зачем и не о чем собственно.
Samson67 05-03-2013 22:04
quote: Originally posted by PAN horunj:
ХМ,то есть по вашему форма траков никак не влияет на ресурс.
Помнится в СССР была проблема с эксковаторными гусеницами.
Так проблему решили разработав специально сталь,но не для траков а для пальцев.А в общем спорить не стану не зачем и не о чем собственно.
Не разработав, а выделив фонды на применяемые в танкостроении стали и технологии (борирование пальцев, к примеру). На этой теме в 150 НИИ целый отдел сидел во главе с профессором еще с 50-х годов.
Там основная проблема в паре трак-палец, уменьшение взаимного и абразивного износа. Плюс к этому для танка еще остро стоит проблема быстрой замены, что для экскаватора не столь актуально.
PAN horunj 06-03-2013 08:27
В военное время с учётом жизни танка,всё таки можно позволить некоторую замену материалов.И упор на конструкци.Но чувствую технолога металурга,так,что мне с вами не спорить.
Samson67 06-03-2013 10:25
quote: Originally posted by PAN horunj:
То есть,задача всё таки комплексная и материалы и конструкция.
В военное время с учётом жизни танка,всё таки можно позволить некоторую замену материалов.И упор на конструкци.Но чувствую технолога металурга,так,что мне с вами не спорить.
Я отнюдь не металлург, обычный технарь.
Конструкция-то гусеницы очень проста, а вот подобрать наиболее долговечную трущуюся пару трак-палец, научиться отливать или штамповать с достаточной точностью легированые стали с весьма специфическими свойствами - очень сложно. Даже развитая в промышленном отношении Англия смогла это освоить только в конце 20-х, хотя сталь Гатфилда применялась с конца 19 века: из нее делали стрелочные переводы и тюремные решетки (т.е изделия, не требующие особой точности).
А упрощение в этой области - приведет к тому, что экипажу танка придется чаще махать кувалдой. Последствия разрыва гусеницы в бою - я думаю, объяснять не нужно?
Страшила мудрый 06-03-2013 11:00
А разве не по калибру пушки делили немцы свои танки?
Пулемёт, 20-мм, 37-мм и 50-мм пушка - лёгкие.
75-мм пушка - средние.
88-мм пушка - тяжёлые.
PZ-III - лёгкий, а вот PZ-IV при такой же массе - уже средний, как и "Пантера" (при двухкратной разнице в весе). Кстати, была ведь модификация PZ-III с 75-мм короткоствольной пушкой - каким он считался, средним или лёгким?
Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.
История развития танков СССР и России по моделям
История изобретения
Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.
Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.
Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.
Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.
В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.
Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.
Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.
В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.
До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.
Танки 30-40 годов – болезнь подражания
Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.
Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.
Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.
Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.
Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».
За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.
Танки второй мировой
Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.
В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».
В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.
Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.
Современные танки
После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.
Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.
После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .
Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).
На сегодняшний день танки принято разделять на две категории:
1. Основные танки
Такие танки предназначены решать основные военные задачи. Практически все современные танки, состоящие на вооружении, относятся именно к основным танкам. Они сочетают в себе хорошую подвижность и защищенность, обладают отличной огневой мощью.
2. Танки специального назначения
Этот вид танков предназначен для разрешения специальных военных задач.
Специальные танки делятся на несколько видов:
- Артиллерийские . Основная задача артиллерийских танков - поддержка танков общего назначения.
- Огнеметные и химические . Служат для постановки дымовых завес и применения хим. Оружия.
- Инженерные . Используются для преодоления как инженерных препятствий, так и естественных заграждений.
- Радиотанки . Радиотанки поддерживают связь между танкистами и штабом.
- Танки - транспортеры . Такие танки разработаны для снабжения танкистов боеприпасами и ГСМ, а также, эвакуации раненых.
Какие бывают танки по массе
- Легкие . К легким относят практически все танки специального назначения. В отличие от средних и тяжелый танков, они менее защищенные т.к. чаще всего они изготавливаются из алюминиевого сплава. К тому же, легкие танки имеют более слабое вооружение (малокалиберная пушка и пулемет). Легкие танки имеют массу, не превышающую 20 тонн. Чаще всего такие танки применяются в качестве усиления основного войска.
- Средние . К средним относятся все танки, массой от 20 до 40 тонн. В отличие от легких танков, вооружен пулеметом и крупнокалиберной пушкой. Используются для прорыва сильно укрепленной полосы противника.
- Тяжелые . Все тяжелые танки обладают массой более 40 тонн. Среди всех танков имеет самое сильное вооружение (пулеметы и пушки крупного калибра).
- Сверхтяжелые . Сверхтяжелые танки характеризуются массой более 80 тонн, но все зарисовки таких танков остались лишь на бумаге и пока не воплощены в жизнь.
Классификация танков по радиусу действия
- ТДД (танки дальнего действия). Такие танки предназначены для прорыва в глубину обороны и чаще всего взаимодействуют со стрелковыми частями войска. Главными задачами ТДД является прорыв в тыл, устранение артиллерии, уничтожение резервов и штабов, отрез путей отхода.
- ТГПП (танки дальней поддержки пехоты). ТГПП отвечают за подавление пулеметного, а также, минометного огня.
- ТНПП (танки непосредственной поддержки пехоты). Основная цель таких танков - прорыв обороны соперника совместно с пехотной частью войск.
И развития бронетанковой техники, под понятием «поколение танков» принято понимать группу таких боевых машин, которые характеризуются примерно одинаковыми техническими параметрами и конструктивными решениями вне зависимости от времени принятия танков на вооружение.
Несмотря на разнообразие конструкций и типов танков, разработанных до второй мировой войны, среди них не просматривается поколение.
Первое поколение приходится на 1950-1960 годы.
Танки, которые разрабатывались или уже находились в эксплуатации в этот период, в целом были очень похожи (с технической точки зрения) на лучшие боевые гусеничные машины второй мировой войны, такие, как Т-34-85 или «Пантера».
Конструкторы всех танкостроящих стран взяли на вооружение достижения советских танкостроителей и металлургов в изготовлении литых башен, американских - в производстве систем управления огнем (новый оптический дальномер на танке М47), трансмиссий (гидрокинетическая передача) и элементов ходовой части (рези-нометаллические гусеницы). Экипажи танков повсеместно сократились с пяти до четырех человек.
К танкам первого поколения относятся американские танки М47, М48А1 и М48А2, английские «Центурионы» , советские Т-54 и Т-55, японский Тип 61 (этот танк поступил на вооружение в 1961 году, но проектировался в 50-е годы). Что касается «Центурионов» и Т-55, то речь идет об основных моделях, которые с течением времени подвергались глубоким модернизациям.
Второе поколение танков относится к 1960-1970 годам.
Для танков тех лет было характерно:
Широкое применение систем стабилизации основного вооружения;
Широкое применение активных систем ведения боя в условиях ограниченной видимости (приборы ночного видения);
Применение механических баллистических вычислителей;
Начало применения систем защиты от массового поражения;
Увеличение калибров применявшихся пушек (Т-62 имел 115-мм орудие; широкое распространение получила английская 105-мм нарезная пушка L7).
К танкам второго поколения относятся американские М60, М60А1, английские «Чифтен», «Виккерс» Мк 1 («Виджаянта»), советский Т-62, французский АМХ-30, немецкий «Леопард» (модификации А1, А2 и A3), швейцарский Pz61, шведский Strv-103.
Следующее десятилетие (1970- 1980 гг.) рассматривается специалистами как переходное. Лучшие танки тех лет являлись, как правило, модернизированными образцами ранее построенных машин. На них устанавливались более сложные системы управления огнем (аналоговые вычислители, лазерные дальномеры и т, д.), отрабатывались системы стабилизации приборов наблюдения. Появились пассивные системы наблюдения для ведения боевых действий в условиях ограниченной видимости. Далеко продвинулись работы над новыми видами бронирования. В этот период появились также новые конструкции, уровень которых, в общем, не отличался от господствовавших тогда стандартов, хотя решение некоторых узлов и агрегатов было весьма оригинальным и новаторским. Примером тому является японский танк Тип 74 с регулируемой гидропневматической подвеской и американский М60А2 со 152-мм орудием-пусковой установкой ПТУР.
Основными представителями этого первого переходного поколения являются американские танки М60А2 и М60АЗ, английский «Виккерс» Мк 3, немецкий «Леопард-1А4», советские Т-64 и Т-72, итальянский OF-40, швейцарский Pz68, японский Тип 74 и израильский «Меркава»Мк1.
Танки, появившиеся до начала 90-х годов относятся к третьему поколению танков, которые в настоящее время составляют ядро сухопутных войск армий высокоразвитых государств.
Их отличительными чертами является:
Наличие интегрированной системы управления огнем, в состав которой входят цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, комплект датчиков внешних и внутренних условий, тепловизионная система наблюдения и наведения на цель, позволяющая вести эффективный огонь в любое время дня и ночи;
Применение орудий еще большего калибра (советские танки еще раньше начали оснащаться 125-мм гладкоствольными орудиями, другие страны перешли в основном на 120-мм гладкоствольные пушки);
Использование в системах управления гидростатической передачи, обеспечивающей поворот с любым радиусом;
Возможность использования альтернативных силовых установок (газотурбинные двигатели на М1 «Абрамсе» и Т-80);
Сокращение численности экипажа до трех человек (Т-80 и Тип 90);
Широкое применение гидропневматической подвески («Челленджер»,Тип90, Тип 88);
Отказ от дальнейших попыток использования пусковых установок ПТУР в качестве основного вооружения.
К танкам третьего поколения относятся американский М1 «Абрамс» и его модификация А1, английский «Челленджер-1», советский Т-80 в нескольких модификациях, немецкий «Леопард-2», израильский «Меркава» Мк 3 и итальянский С1 «Ариете». Два последних танка разработаны значительно позже, но решающим фактором является не дата изготовления, а уровень конструкции.
Наличие значительного количества танков второго поколения и высокая стоимость танков третьего подтолкнули к идее осуществления глубокой модернизации первых до уровня самых современных машин. В результате осуществленных работ появились танки так называемого второго переходного поколения: американский «Супер» М60, английские «Чифтен 800» и «Чифтен 900», французские АМХ-32 и АМХ-40. Правда, ни один из них не вышел из стадии прототипа, предлагаемого для производства на экспорт.
В процессе серийного производства танки третьего поколения постоянно подвергаются модернизации с целью повышения их боевых свойств. Резкое увеличение количества и качества новейших электронных систем, применяемых на танках последних модификаций для управления огнем, силовой установкой, трансмиссией, а также для сбора, обработки и передачи информации о тактической обстановке, вражеских целях, подлежащих обстрелу, условиях стрельбы и движения, о состоянии систем танка породило даже новый термин - «ветро-ника» (vetronics - от английского словосочетания vehicle electronics - танковая электроника). Танки оснащаются многослойной броней с включением обедненного урана, модульной броней со сменными элементами, появилось новое поколение реактивной брони, В ряде стран разрабатываются, а в России уже применяются системы активной защиты «Дрозд» и «Арена». Исходя из тех соображений, что танки М1А2 «Абраме», «Челленджер-2», «Леопард-2А5», «Леклерк» и последние модели Т-80 по ряду конструктивных особенностей и своему оснащению существенно отличаются от базовых машин, некоторые специалисты предлагают выделить их в так называемое третье переходное поколение (примерно до 2005 года).
Представленное выше деление на поколения отражает точку зрения многих отечественных и зарубежных специалистов в области бронетанковой техники. Вместе с тем существует и другой подход к этой проблеме: за танки первого поколения принимаются все машины, разработанные до начала второй мировой войны, второго -танки военного периода, К третьему поколению причисляются машины, созданные в 1945-1970 годах, а самые современные модели - к четвертому. Такое деление является чересчур упрощенным и практически не пригодно для сравнительной оценки танков.
В целом временные рамки поколений следует трактовать достаточно свободно, ибо они никем официально не зафиксированы. Точно так же обстоит дело и с причислением некоторых танков к тому или иному поколению. В каждом конкретном случае можно найти ряд доводов, которые позволят начать плодотворную дискуссию и таким образом найти оптимальное решение.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты