Тяжёлый танк Chieftain Mk.5.
Танк Mk V стал последним массовым танком, имевшим характерные скошенные очертания, и стал первым, в котором была применена усовершенствованная коробка передач. Благодаря этому новшеству силовой установкой теперь мог управлять один член экипажа, а не два, как прежде. В танке установили специально разработанный двигатель "Рикардо", который не только развивал большую мощность (112 кВт, 150 л. с), но и отличался довольно высокой надежностью.
Другим важным отличием стали командирская башенка и специальные откидные пластины в районе кормовой части, с помощью которых можно было передавать условные сигналы (пластины имели несколько положений, каждое из которых несло определенную информацию). До этого экипажи танков на поле боя были полностью изолированы от внешнего мира. Они не только не имели средств связи, но и визуальный обзор был ограничен узкими смотровыми щелями. Голосовые сообщения также были невозможны из-за сильного шума, производимого работающим двигателем. В первых танках экипажи нередко прибегали к помощи почтовых голубей, чтобы доставить в тыл экстренное сообщение.
Основное вооружение артиллерийского танка состояло из двух 57-мм пушек, кроме того, были установлены четыре пулемета "Гочкис". Толщина брони варьировалась от 6 до 12-мм. Ко времени заключения перемирия на заводе в Бирмингеме было построено около 400 танков Mk V. Машины выпускались в различных модификациях. Так, танк Mk V* имел удлиненный на 1,83 м корпус, что повысило его способность преодолевать рвы, а также позволило размещать внутри десант численностью до 25 человек или перевозить значительный объем грузов. Модель Mk V** выпускалась как в артиллерийском, так и в пулеметном вариантах.
После прибытия в Европу американских войск танки поступили на вооружение первого танкового батальона ВС США и, таким образом, стали первыми американскими танками. Впрочем, на вооружение этого батальона поступили и французские FT 17. После войны танки Mk V оставались на вооружении, на их базе были созданы танковые мостоукладчики и саперные танки, однако в 1918 году их выпуск был прекращен. Некоторое количество танков Mk V было передано канадской армии, где они оставались в строю до начала 1930-х годов.
С середины 1918 года танки Mk V стали поступать в британские войска во Франции, однако они не оправдали возложенные на них надежды (на 1919 год было запланировано наступление с массированным применением танков) - война завершилась. В связи с достигнутым соглашением о прекращении огня производство танков было остановлено, а уже разработанные модификации (БРЭМ, машина передовой поддержки) так и остались в чертежах. В развитии танков начался относительный застой, который будет нарушен после того, как весь мир в 1939 году узнает, что такое "блицкриг".
Хотя развитие тяжелых танков и получило свое начало в Англии, однако, в этой стране, повидимому, окончательно отказались от принятия на вооружение тяжелого танка. Именно от Англии на конференции по разоружению исходило предложение объявить тяжелые танки наступательным оружием и как таковое их запретить. По-видимому, из-за высокой стоимости разработки тяжелых танков фирма "Виккерс" не идет на их новые конструкции даже для экспорта на внешний рынок. Новый 16-тонный средний танк рассматривается как достаточно мощная боевая машина, способная стать костяком современных механизированных соединений.
Тяжелый танк маркиV"самец".
Тяжелые танки времен мировой войны поголовно отражают требования высокой проходимости через рвы, способности перелезать через вертикальные препятствия и разрушающего действия собственного веса. Эти требования явились следствием изрытого воронками и укреплениями позиционного характера западного фронта. Начав с преодоления "лунного пейзажа" бронированными пулеметами (первое подразделение танков называлось "тяжелый взвод Корпуса станковых пулеметов"), вскоре перешли к установке одной или нескольких пушек в спонсонах тяжелых танков, приспособленных для этой цели.
Тяжелый танк марки V "самка"
Постепенно появляются требования кругового обзора для командира танка. Они начали осуществляться сначала в форме маленьких вооруженнх неподвижных башенок над крышей танка, как, например, на танке марки VIII, где было свыше 4 пулеметов в такой башне. Наконец, в 1925 г. произошел окончательный отказ от прежних форм, и тяжелый танк "Виккерс" построен по опыту средних танков с вооружением, установленным в башнях с круговым вращением.
Тяжелый танк марки V, композит (с комбинированным вооружением)
видно различие между пушечным и пулеметным спонсонами.
Если старые тяжелые танки марок I-VIII механически отражали позиционный характер ведения войны, то конструкция тяжелого танка "Виккерс", напоминающая боевые корабли флота, дает ясное представление о развитии современного "сухопутного броневого флота". Этот танк является дредноутом броневых частей, необходимосгь и боевая ценность (которого по сравнению с малыми поворотливыми и дешевыми легкими танками также дискуссируется, как это имеет место в отношении броненосцев по сравнению с миноносцами, подводными лодками и гидросамолетами в морском флоте.
Тяжелый танк марки V* со звездой "самец".
4. Броня: лобовая.............. 15 мм
бортовая....................10 мм
крыша.............. 6 мм
5. Скорость 7,7 км/час (иногда может доходить до 10 км/час).
6. Запас горючего. . . . .......420 л на 72 км
7. Расход горючего на 100 км. . .......530 л
8. Проходимость:
подъемы. ......... 35°
рвы............ 3,5 м
вертикальные препятствия. . . 1,5 м
толщина сваливаемого дерева 0,50-0,55 м
проходимый брод. . . . . . . 1 м
9. Вес.........................29-31 т
10. Мощность двигателя..............150 л.с
11. Мощность на 1 т веса машины. . .......5 л.с
12. Двигатель: 6-цилиндровый "Рикардо" с водяным охлаждением.
13. Коробка скоростей: планетарная; 4 передачи вперед и задн. ход.
14. Управление..............
15. Движитель: ширина гусеницы........ 670 мм
шаг.............197 мм
16. Длина...................8,06 м
17. Ширина.................8,65 м
18. Высота.................. 2,63 м
19. Клиренс.................0,43 м
Думаю многим знаком этот танк.
Mark-V – это тяжелый британский танк, использовавшийся в . Он был продолжателем серии британских ромбовидных танков, и выпускался, как и предыдущие Mk, в двух модификациях: «самец» с пулеметом и пушками, и «самка» только с пулеметами.
История танка MK — V
Первые танки Mk-V стали поступать британским войскам в мае 1918 года, после того, как стало понятно, что танки сильно несовершенны. Всего до конца войны было выпущено 400 Mk-V – 200 «самцов» и 200 «самок».
Mk-V по сравнению с предыдущими танками линейки Mk был сильно изменен как внешне, так и внутренне. На нем установили новую четырехскоростную коробку передач, а также двигатель «Рикардо», созданный специально для танкостроения. Благодаря этим и другим нововведением непосредственно управлять танком теперь мог один человек.
Внешне танк несколько отличался из-за воздухозаборников новой системы охлаждения, который были смонтированы по бортам машины. Также была увеличена рубка командира, а в корме танка поставили дополнительный пулемет.
ТТХ
Общая информация:
- Боевая масса – 30 т «самец», 28 т «самка»;
- Экипаж – 8 человек.
Размеры:
- Длина корпуса – 8060 мм;
- Ширина корпуса – 3950 мм «самец», 3320 мм «самка»;
- Высота – 2630 мм;
Бронирование:
- Тип брони – стальная;
- Лоб корпуса – 6-14 мм/град;
Вооружение:
- Калибр и марка пушки — 2 × 57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
- Пулемёты — 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»), 5 × 7,7-мм «Виккерс» и 1 × 8-мм «Гочкис» («самка»).
Подвижность:
- Тип двигателя — карбюраторный («Рикардо», 6 цилиндров);
- Мощность двигателя – 150 л.с. (при 1000 об/мин);
- Скорость по шоссе — 6,5 км/ч;
- Удельное давление на грунт — 0,90 кг/см²;
- Преодолеваемая стенка – 1,5 м;
- Преодолеваемый ров – 4,5 м;
- Преодолеваемый брод – 1 м.
Модификации
Всего было выпущено две основные модификации Mk-V:
- Mark V* — Tadpole Tail. Он был удлинен для того, чтобы преодолевать 3,5 метровые германские траншеи на Линии Гинденбурга. Всего было выпущено 645 Mark V*. Он весил 33 т «самец» и 32 тонны «самка». Также на этой версии было установлено отделение для перевозки пехоты, однако из-за плохой вентиляции солдаты после перевозки оказывались недееспособны, так что было решено перевозить в нем грузы и оборудование;
- Mark V**. Эта версия Mark-V с более мощным двигателем в 225 л.с. появилась в 1918 году. Всего было построено 197 экземпляров.
Когда в апреле 1918 года бой с немецкими танками под Виллер-Брентоне показал полную небоеспособность «самок», вместо одного пулемета на них было решено поставить пушку. Эта модификация стала условно называться «гермафродит», и в нее переделали большинство уже выпущенных самок Mk-V.
Применение
Mk-V, вместе с Mk-IV был основным английским танком в Первую мировую войну. Несмотря на ряд недостатков, Mk-V активно участвовали в целом ряде сражений, а также использовались армиями других стран. В ноябре 1918 года целых 77 машин было передано французам. Несколько Mk-V было и в армии США. Были Mk-V и в войсках «Белой гвардии» и интервентов в России. Некоторые из этих танков потом захватила Красная Армия, и назвала «Рикардо» — по названию фирмы двигателя, которое было отлито на блоке цилиндров.
После Первой мировой долгое время на вооружении британской армии стояли только танки Mk V и Mk V*. Некоторые их экземпляры были в Польше, Эстонии, Латвии и даже в Японии.
Mk-V принимали участие в таком важном событии Гражданской войны в России, как Третья битва за Царицын. В операции в июне 1919 года, которая закончилась взятием города войсками Петра Врангеля, участвовало 16 танков – 8 «самцов» и 8 «самок». Еще в одной «самке» находился британский экипаж капитана Кокса.
После Первой мировой войны Mk V использовали в качестве мостоукладчика и в саперном варианте. До конца 30-х годов он оставался на вооружении в Канаде.
Память о танке
Танков Mk V сохранилось гораздо больше, чем его предшественников. В том числе несколько этих танков можно увидеть у нас в России.
- Трофейный британский танк Mark V в Архангельске, который Красная Армия здесь же захватила в 1920 году. Также в Архангельске было захвачено еще 13 танков, которые передали в другие города России. К примеру, Mark V «гермафродита» можно увидеть в Харькове;
- Еще один «гермафродит» установлен в Луганске;
- Mk V достаточно интересной окраски выставлен в Центральном Музее Бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
- Mk V выставлен в лондонском Имперском военном музее.
), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов , самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .
Первый же опыт боевого применения танков Mk I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. Вначале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk II и Mk III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk II и Mk III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа. На машинах следующей модификации - Mk IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой - 12 мм, крыши - 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров).
Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу - в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно - топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk IV не случайно стал самым массовым английским танком времён Первой мировой войны.
С апреля по декабрь 1917 года их было выпущено около 1200 штук. Танк Mk V, сменивший в производстве Mk IV в декабре 1917 го да, явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было произведено 400 машин - по 200 «самцов» и «самок».
Еще одной модификацией стал Mk V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk IV или Mk V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 года под Амьеном и закончилась неудачей - из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов. Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.
Танки Mk IV и Mk V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками - французами и американцами. Трофейные Mk IV воевали в кайзеровской армии, a Mk V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk V и Mk V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет.
Тяжёлый основной танк Chieftain Mk.5
является усовершенствованным образцом танков этой серии. В вариант Chieftain Mk.5 в 1971 г. были модернизировали 97 танков Chieftain Mk.3. Корпус танка в отличие от первых образцов имеет изменённую конфигурацию лобовой детали в верхней части, что улучшает условия работы водителя. Башня танка усовершенствована, и изменена её форма. Командирская башенка также усовершенствована, в ней установлены оптический дневной и пассивноактивный ночной прицел-прибор наблюдения командира. Пушка L11А5 почти без изменений заимствована с предыдущих модификаций.
Танк Chieftain Mk.5 имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж из четырех человек размещается в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса по продольной оси машины. При вождении танка с закрытым люком механик-водитель располагается на регулируемом сиденье полулежа, с наклоном туловища на угол 45, 50 или 55 градусов. При вождении танка с открытым люком сиденье механика-водителя поднимается в положение “по-походному”, при этом одновременно изменяется и угол наклона спинки. Рычаги управления поворотом танка имеют два фиксированных положения по углу наклона и снабжены стопорными защелками. Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к специальной плите, установленной с зазором 50 мм от днища корпуса. Размещение механика-водителя полулежа позволило усилить верхнюю лобовую деталь корпуса и снизить высоту передней части корпуса до 1178 мм, которая значительно ниже подбашенной и кормовой частей. Командир и наводчик размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий - слева.
При ведении стрельбы из пушки заряжающий работает стоя и имеет свободный доступ к боеукладкам. Высота от пола боевого отделения до крыши башни составляет 1730 мм. Определенная общей компоновкой ширина танка (3500 мм по бортовым экранам) превышает стандарт максимально допустимого габарита грузов для перевозки железнодорожным транспортом (3150 мм), установленный Бернским международным центром железнодорожных измерений. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает кормовую часть корпуса танка и имеет объем, равный 6 куб. м (без топливных баков - 5 куб. м). Нерациональная компоновка агрегатов в МТО привела к удлинению корпуса машины. Забронированный объем корпуса равен 13,6 куб. м, башни - 3,5 куб. м, а всего танка - 17,1 куб. м.
На танке Chieftain Mk.5 усовершенствована система зашиты от поражающих факторов ОМП (ядерного, химического и бактериологического оружия). В боекомплект из 64 выстрелов входят бронебойный подкалиберный снаряд L15A4 или новый стреловидный оперенный бронебойный подкалиберный снаряд L23A1, а также бронебойно-фугасный снаряд L31 и дымовой снаряд L34. Тем самым была повышена эффективность вооружения, последнее обусловило небольшие скорости вращения снарядов, что благоприятно сказывается на эффективности особенно кумулятивных снарядов. Боеприпасы размещаются в алюминиевых двухстенных «мокрых» боеукладках. Полость между стенками заполнена пламягасящей жидкостью, предназначенной для гашения пожара в случае поражения боекомплекта. Установлена усовершенствованная система управления огнём с электронным баллистическим вычислителем и лазерным дальномером фирмы "Бар энд Страуд". На башне танка сбоку установлен ксеноновый прожектор видимого и ИК-света. Прожектор размешается в закрытом коробе с передней дверцей, открываемой изнутри башни. На крыше башни установлена ИК-фара.
Также на танке танк Chieftain Mk.5 были установлены более мощные дизели L60 Mk.7 (мощность 750 л.с.), бесподсветочные приборы ночного видения, а в передней части корпуса смонтированы узлы для навески бульдозерного отвала и его электрогидравлических приводов (установка бульдозерного отвала возможна на любой танк варианта Мк.5 и занимает в полевых условиях 6 ч). Силовая передача и ходовая часть танка такие же, как на предшествующих образцах.
На конце ствола усовершенствованного 120-мм орудия L11A5 смонтирован прикрытый броневым чехлом коллиматор, предназначенный для юстировки ствола и линии визирования оптического прицела стрелка в процессе стрельбы. Установлена командирская башенка №21 новой конструкции. Люк башенки фиксируется в трех положениях: откинутым на 90° или 180° или приоткрытым с максимальным зазором в 5 см. Угол возвышения зенитного пулемета увеличен до 90°. На танке установлены более совершенное радиооборудование и улучшенная система защиты от ОМП, воздушный фильтр системы перенесен с кормовой стенки башни внутрь танка.
Для стрельбы по воздушным целям из зенитного пулемёта у командира танка имеется зенитный прицел. Управление зенитным пулемётом - дистанционное. На танках последних лет выпуска основной дневной перископический прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, который позволяет производить измерение дальности до цели с точностью до 10 метров в диапазоне 500-10000 метров. Пристрелочный 12,7-мм пулемёт, располагавшийся над пушкой, с введением дальномера был снят. В прицеле имеется оптическая ветвь с однократным увеличением для наблюдения и прицельная ветвь с десятикратным увеличением для стрельбы. Кроме основного, у наводчика устанавливается дублирующий телескопический причел. Оба устройства имеют зависимую стабилизацию поля зрения по горизонтали.
Стрельба ночью ведется с помощью сменного электронно-оптического прицела активного типа. ИК - прожектор, смонтированный снаружи на левой стороне башни, обеспечивает дальность видения ночью до 1000 метра. С середины 80-х годов танки Chieftain Mk.5
оснащаются тепловизионными системами, такими же, как на танках “Челленджер” Для повышения точности стрельбы с ходу применяется двухплоскостной стабилизатор вооружения электромеханического типа. Максимальная скорость переброса пушки равна 22 град/с. При подготовке данных дм стрельбы используется электронный баллистический вычислитель. В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой и зенитный 7,62-мм пулемёты. Боекомплект к ним составляет 6000 патронов.
С мая 1988 года на танках Chieftain Mk.5 применяется комбинированная система коллективной защиты от оружия массового поражения, разработанная для танка “Челленджер”. ФВУ размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Она создает избыточное давление в обитаемых отделениях и обеспечивает индивидуальную раздачу очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. Для тушения пожара в МТО танка используется система НПО с огнетушащим составом “Галон 12В1”, которая имеет механический ручной привод. В состав ППО входят система сигнализации о пожаре в МТО, два баллона емкостью 2,3 литра с трубопроводами и распылителями и пять переносных огнетушителей в боевом отделении. Оригинальным техническим решением является размещение топливных баков, изготовленных из синтетической резины, в изолированных отсеках из 13-мм броневой стали в моторно-трансмиссионном отделении.
Тактико-технические характеристики Chieftain Mk.5
Страна-производитель: Великобритания
Боевая масса, т 55
Экипаж, чел 4
Высота по крыше башни, мм 2640
Пушка, калибр L11А5
Боекомплект 64
Стабилизатор электромеханический
Баллистический вычислитель электронный
Пулеметы два 7,62-мм; один 12,7-мм (до 1981 г.)
Броневая защита монолитная
Дымовые гранатометы 2х6 шт.
Максимальная скорость 48 км/ч
Запас хода по шоссе 300 км
Двигатель двухтактный шестицилиндровый многотопливный дизель
Мощность двигателя 530 кВт (720 л.с.)
Трансмиссия механическая
Подвеска пружинно-балансирная
Гусеница с ОМШ и съемными резиновыми подушками
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м
Первый же опыт боевого применения танков Mk I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. Вначале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk II и Mk III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk II и Mk III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа. На машинах следующей модификации — Mk IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров).
Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk IV не случайно стал самым массовым английским танком времён Первой мировой войны.
С апреля по декабрь 1917 года их было выпущено около 1200 штук. Танк Mk V, сменивший в производстве Mk IV в декабре 1917 го да, явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».
Еще одной модификацией стал Mk V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk IV или Mk V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 года под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов. Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.
Танки Mk IV и Mk V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk IV воевали в кайзеровской армии, a Mk V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk V и Mk V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет.
Технические характеристики:
Боевая масса:
30 т («самец»)
28 т («самка»)
Экипаж 8 человек
Двигатель «Ricardo», мощность 150 л. с.
Броня 6—15 мм
Скорость по шоссе 8 км/ч
Запас хода 40 км
Размеры:
длина 8060 мм
ширина 3950 мм («самец»)
3320 мм («самка»)
высота 2630 мм
Вооружение:
«самец» 2 х 57-мм пушки «Hotchkiss» с длиной ствола 40 калибров, 4 х 8-мм пулемета «Hotchkiss»
«самка» 5 х 7,7-мм пулеметов «Vickers», 8-мм пулемет «Hotchkiss»
гибрид 57-мм пушка «Hotchkiss», 6 пулеметов
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты