Тема любви в лирике Ф. Тютчева
Любовь в лирике Ф. И. Тютчева
1. Роковой поединок душ.
2. Испепеляющее чувство.
3. Последствия любви.
Лирику Ф. И. Тютчева считают философской и находят в ней отражение насущных проблем, которые в своем описании приобретают бытийное звучание. Исследователи отмечают, что драматизмом наполнены многие его стихотворения. Подобная тональность сохраняется и в любовной лирике. В зрелые годы, замечают критики, он «не переставая быть поэтом мысли... все настойчивее ищет пути выражения чувств». В центре такого внимания поэта - глубокие переживания и настроения. Только их многообразное проявление, растворенное в стихотворениях Тютчева, помогает нам понять все оттенки любовного чувства в его лирике.
Невольно или случайно, но в его стихи вторгается грусть, которая начинает диктовать свои права. Лирический герой страдает и грустит. Хотя при этом его стихам не чужд и восторг. «Влечение, таящее где-то в недрах души, прорывается взрывом страсти», - писали критики Л. Н. Кузина, К. В. Пи-гарев. А страсть возможна только при глубокой и истинной любви. Она открывает любящим сердцам неисчерпаемый и волшебный мир. Но это светлое чувство постепенно превращается в «поединок роковой». Союз душ оказывается борьбой. «Любовь, любовь - гласит преданье - / Союз души с душой родной / Их съединенье, сочетанье, / И роковое их слиянье. / И поединок роковой...» («Предопределение»). Поединок, который рождается в любящих душах, несет отрицательные последствия. Ведь нежное и ранимое сердце со временем от такого обращения начинает чахнуть. И потом оно вполне может погибнуть: «И чем одно из них нежнее... / Тем неизбежней и вернее, / Любя, страдая, грустно млея, / Оно изноет наконец...»
Любовь в лирике Тютчева заиграла новыми гранями. Она осветила новые оттенки этого прекрасного и неземного чувства. И порой кажется, что любовь не может быть последней, ведь она таится в сердце каждого человека. Только вот не каждый может найти к ней тропинку. «Пускай скудеет в жилах кровь, / Но в сердце не скудеет нежность... / О ты, последняя любовь! / Ты и блаженство, и безнадежность» («Последняя любовь»).
Не только в этих двух стихотворениях, но и во многих других звучит какая-то обреченность и безнадежность. Любовное чувство, возможно, как и человеческое существование, конечно. Об этом часто пишет в своих философских стихах поэт.
Возможно, оттенок такого настроения в стихах является последствием душевных травм поэта. Смерть первой жены глубоко потрясла Тютчева. Слабое здоровье Элеоноры не выдержало, так как было подорвано пережитой страшной ночью на пароходе, где разгорелся пожар. И не только в стихах снова и снова поэт обращается к своей трагедии. «Это был самый ужасный день в моей жизни, - писал поэт в пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры, - и не будь тебя, он был бы, вероятно, и последним моим днем». Этот милый образ навсегда остается в его памяти, хотя он постоянно ускользает от него. И кажется, что возлюбленная превратилась в звездочку, которая всегда будет, если не согревать, то хотя бы освещать путь. «Твой милый образ, незабвенный, / Он предо мной везде, всегда, / Недостижимый, неизменный, / Как ночью на небе звезда».
Но любви, наверное, слишком много в сердце поэта. И он выплескивает ее в новых поэтических строчках. На этот раз причиной послужил новый образ - вторая жена Эрнестина Дёрнберг. «1-ое декабря 1837» - одно из немногих стихотворений, посЬященных Эрнестине. И даже в этом стихотворении лирический герой констатирует то, что все происходящее испепелило душу возлюбленной. И получается, что лирический герой своей любовью только губит героиню. Его любовь не приносит ей никакого счастья. «Прости всему чем сердце жило, / Что, жизнь твою убив, ее испепелило / В твоей измученной груди!...» Но даже такая сжигающая любовь оставит память о себе на многие годы. И поэтическую картину, которую рисует лирический герой, совершенно нельзя согреть вечным холодным блеском и бледными розами. Они безжизненны, как «бездыханен» один из героев. Иногда кажется, что любит по-настоящему только прекрасная половина. Поэтому она больше всех страдает от своего безумного чувства.
Наиболее ярко проявляется это в стихах, посвященных еще одной возлюбленной Тютчева - Е. А. Денисьевой. Поэт передает право самой героине высказаться в стихотворных строках («Не говори: меня он, как прежде, любит...»). Произведение наполнено противоречиями. Лирическая героиня убеждает всех, что он ее, как и прежде любит. Но иногда складывается впечатление, что она пытается убедить в этом не других, а себя, так как сама понимает безысходность своего положения. Но надежда, подпитывавшаяся огнем любви, остается все равно: «О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, / Хоть вижу, нож его в руке дрожит». Она просто не может без него. Именно им и только в нем она все еще живет. Даже не упоминавшийся в этом стихотворении роковой поединок, он все равно вроде бы негласно присутствует. Но здесь идет борьба не двух душ. Поединок идет глубоко в сердце самой героини. И, возможно, здесь победителей не будет, так как придется душе расколоться на части. Поединок в данном стихотворении сохраняет лишь свое дыхание, так как жизни уже просто нет. «Ох, я дышу еще болезненно и трудно, / Могу дышать, но жить уж не могу».
Сам поэт осознает, что его любовь приносит только горе и несчастье любящему нежному и ранимому сердцу. Недаром поэт сравнивает ее с убийством. «О как убийственно мы любим...» - восклицает он в одноименном стихотворении. И здесь уже представлен не поединок, а результат этого действа. И плохо он сказывается именно на образе возлюбленной. «Куда ланит девались розы, / Улыбка уст и блеск очей? / Все опалили, выжгли слезы / Горючей влагою своей». Да и от любимого образа оставались только «вспоминанья», которые тоже со временем изменились.
В этом стихотворении появляется еще один неотъемлемый компонент - толпа. Она активно вмешивается в отношения, но этим губит только ее чувство: «Толпа, нахлынув в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело». Он не смог защитить ее от «нашествия». Возможно, поэтому столько грусти и горечи в этих строках.
Любовь в лирике Тютчева , словно алмаз, имеет множество граней, и все они наполнены своим неповторимым оттенком. Любовь - это всегда поединок, борьба. И это положение губит в основном сердце ранимой возлюбленной. Однако она в его любви никогда не сомневается. Хотя, когда любишь, желаешь любимому счастья и благополучия, а не терзания, какие мы видим с стихотворениях.
Многие из произведений Тютчева о любви носят оттенки грусти и печали. И заметим, что в них совершенно нет природы, которая, как правило, становится отражением душевных волнений героев. Однако это совершенно неважно. Мастерство Тютчева и заключается в том, чтобы лишь словесно выразить все колебания душ влюбленных. Восклицания и многоточия создают при этом определенные интонации. И мы, читая эти строки, словно становимся свидетелями рокового поединка.
2. Испепеляющее чувство.
Любовная лирика Тютчева — одно из вершинных явлений мировой поэзии. Центральное место в ней занимает исследование «диалектики души», слож-ных и противоречивых процессов человеческой пси-хики.
Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е. А. Денисьевой и на-званный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, потрясающий по мужеству самоана-лиза, искренности и психологической глубине. Ко-нечно, вам более интересны стихи о первой любви, но оцените полное внутреннего драматизма испове-дальное стихотворение Тютчева, которое называется «Последняя любовь»:
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность. О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.
Любовь, традиционно (по «преданию») представляю-щаяся как гармоничный «союз души с душой род-ной», воспринимается Тютчевым совсем иначе: это «поединок роковой», в котором неизбежна, предоп-ределена гибель любящего сердца («Предопределе-ние»):
И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…
Роковая невозможность счастья зависит не толь-ко от «толпы», которая грубо вламывается в святи-лище человеческой души, не только от «бессмертной пошлости людской», но и от трагического, рокового неравенства людей в любви.
Новаторство любовной лирики Тютчева заключа-ется в том, что она по характеру своему диалогич-на: ее структура строится на сочетании двух уров-ней, двух голосов, в ней выражены два сознания: ее и его . При этом ее чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любя-щей женщины, ее роковое поражение. «Тютчевский человек» ощущает свою неспособность ответить ей столь же сильным чувством. Материал с сайта
Примерно в это же время (50-е гг.) Некрасов со-здавал свою любовную лирику, в которой также на первый план был выдвинут образ женщины. Так в творчестве двух великих поэтов независимо друг от друга возникает образ другого человека, другое «я», придающее любовной лирике характер не монолога (как это бывает чаще всего в поэзии первой поло-вины XIX в.), а диалога. Вместо формы исповеди появляется зачастую драматическая сцена, передаю-щая конфликтное столкновение, вызванное сложны-ми психологическими коллизиями.
Федор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает чувство возвышенным и в то же время драматичным, полным переживаний и страдания. В любви много граней, у поэта раскрывается психологически сложное чувство страсти, неизбежность судьбы. В большинстве произведений о любви автор обращается к прошлому. Ушедшая любовь восхищает и заставляет страдать поэта снова и снова.
На закате лет у Тютчева появляются стихотворения посвященные Денисьевой. Позже исследователи его лирики назовут этот цикл Денисьевским. Все произведения цикла наполнены любовью-жертвой, любовью-страданием, любовью-страстью.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Поздняя любовь для Тютчева имеет особый смысл, особый дар его поэтического таланта.
Поэт Тютчев воспринимает прошедшее как восхитительное время, в котором было комфортно его сердцу. Давняя любовь наполняется новыми красками, ощущениями, после встречи с женщиной, в которую был влюблен поэт.
Федор Тютчев с философским взглядом на жизнь все время связывает любовь и предопределение, рок. В лирике любви поэт видит роковую страсть, трагедию переживаний, и в то же время надежду на искренность и чистоту чувства.
Чувство любви переворачивает человеческую жизнь, меняет восприятие мира, потрясает душу. Тютчев считал что любовь наполняет светом, смыслом, страданием. Без душевных потрясений, без непреодолимой страсти, без горечи разлуки любовь не раскроет все свои грани.
Федор Тютчев своей любовной лирикой проникает в человеческие души, затрагивая сокровенное и личное каждого, и сохраняя надежду на лучшее.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Сочинение Тема любви в творчестве Тютчева
Ф.И. Тютчев – непревзойденный поэт и противоречивая личность. Ф.М. Достоевский называл его философом русской литературы. А.А. Блок был вдохновлен его поэзией. А стихотворение «Два голоса» считал символом своей борьбы. Тонкий певец природы и чувственный знаток любви. При жизни поэта вышло всего два сборника его лирики. Ему было важно как его «слово отзовется». Но в то же время, он был безразличен к известности или ее отсутствию.
Любовная лирика занимает основное место в творчестве поэта. Тютчев всю жизнь был влюблен. Истории его взаимоотношений с женщинами всегда были наполнены противоречиями и трагизмом. Вся эта душевная боль и переживания находили выход в прекрасных и чувственных стихах.
Первой любовью юного дворянина стала крепостная девушка – Катюша Кругликова. Когда о романе узнали родители Федора, они поспешили отослать сына в Германию. Катерине так и не было посвящено ни строчки, единственной из всех возлюбленных поэта.
В Мюнхене девятнадцатилетний поэт встречает «младую фею» Амалию. Ей тогда было всего 14 лет. Это было нежное, платоническое чувство. Им не суждено было быть вместе. На этот раз вмешались родители девицы и выдали ее замуж. Позднее Федор Иванович с ностальгией вспомнит молодость и их невинную дружбу. В таких стихах: «я помню время золотое» и «я встретил Вас и все былое». Долгие прогулки по набережной Дуная с юной дивой еще долго будут отзываться в душе лирика.
Поэт был дважды женат. Исключительно по любви. Элеоноре и Эрнестине посвящено немало стихов мощных, чувственных и трагичных. Ярким примером является стихотворение: «она сидела на полу».
Самым ярким в любовной лирике автора стал «денисьевский цикл». Посвящен он последней и неофициальной жене поэта – Елене Денисьевой. Юная гимназистка, ровесница дочерей Ф.И. Тютчева, посвятила всю себя немолодому возлюбленному. Из-за скандала Елене пришлось забыть о карьере фрейлины. Но она ни о чем не жалела. И всегда говорила, что она этому талантливому человеку гораздо больше жена, чем другие жены, официальные. Самое пронзительное стихотворение этого цикла: «о как убийственно мы любим». Оно отражает все грани этого чувственного союза. Не менее горькими являются строки: «чему молилась ты с любовью». Есть также поэзия, возникшая уже после смерти возлюбленной. Эти стихи кричат об одиночестве и боли поэта.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.
Лицо молодого Федора Тютчева не знает практически никто. На портретах он изображен уже на склоне лет с серьезными грустными глазами, седыми редкими волосами, высоким лбом, длинными пальцами, сухими губами. Таким, собственно, Тютчев и пришел в поэзию - серьезным и зрелым. Его дебютом принято считать публикацию 24 произведений в 3-й и 4-й книгах "Современника" в 1836 году.
Каковы же были основные мотивы лирики Тютчева? Какое место занимали чувства в его творчестве? В качестве наиболее яркого примера выражения чувств и переживаний героя в поэзии в статье будет приведен "Денисьевский цикл". Именно в произведениях, вошедших в него, наиболее ярко и точно переданы особенности лирики Тютчева.
Первая жена
Тютчев покинул Россию в девятнадцать лет, уехав в Мюнхен. Там он познакомился с Эмилией-Элеонорой Ботмер. В 1826 году он женился, став впоследствии отцом 3 дочерей. К концу 1837 года Тютчева назначили старшим секретарем в Турине. Перед этим он с семьей посетил Россию. Оттуда на новую работу Тютчев отправился один, а жену и детей оставил на попечение родных. Сперва он хотел обжиться на новом месте. Элеонора с дочерьми отплыла на пароходе из Санкт-Петербурга. Недалеко от берегов Пруссии на борту внезапно начался пожар. Пароход утонул. Элеонора вела себя героически - спасла детей. Однако все имущество семьи ушло на дно. Вскоре от перенесенного потрясения жена Тютчева тяжело заболела. Она умерла на исходе августа 1838 года. Потеря для Федора Ивановича была огромным горем. Здесь достаточно сказать, что он совершенно поседел в свои 35 лет.
Чувства в творчестве поэта
Приверженцы "чистого искусства" отличаются высокой культурой, преклонением перед совершенством образцов классической музыки, скульптуры, живописи. Им характерна романтическая устремленность к идеалу красоты, желание приобщиться к возвышенному, "иному" миру. Проводя анализ лирики Тютчева, можно увидеть, как в его творчестве отразилось художественное мироощущение. Его произведения пронизаны мощным драматизмом, трагедийным звучанием. Это все связано с переживаниями, которые испытал в своей жизни Тютчев. Стихи о любви родились из страданий, подлинной боли, чувства раскаяния и вины, невосполнимой потери.
"Денисьевский цикл"
Произведения, которые вошли в него, раскрывают все своеобразие лирики Тютчева. Они считаются наивысшим достижением романтизма в его творчестве. Произведения посвящены чувству, которое поэт испытал на склоне лет к Елене Денисьевой. Их роман продолжался четырнадцать лет. Закончился он смертью Елены Александровны от чахотки. В глазах светского общества их отношения были постыдными, "беззаконными". Поэтому поэт после смерти Денисьевой продолжал обвинять себя в том, что причинил страдания любимой женщине, не сумел ее оградить от людского суда. Очень отчетливо показывает глубокие переживания стихотворение Тютчева "Последняя любовь":
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим, суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Сила, с которой строки воздействуют на читателя, основывается на безыскусности и искренности выражения выстраданной глубокой мысли о быстротечности неповторимого огромного счастья, которое ушло, к сожалению, безвозвратно. Любовь в лирике Тютчева выглядит как высший дар, тайна. Она неподконтрольна, причудлива, волнующа. Таящееся в глубинах души смутное влечение внезапно прорывается взрывной страстью. Самопожертвование и нежность неожиданно могут превратиться в "роковой поединок". Смерть любимой женщины унесла желания, мечты. Краски жизни, прежде яркие, померкли мгновенно. Все это точно передается в сравнении, которое использует Тютчев. Стихи о любви, где человек уподобляется птице со сломанными крыльями, передают чувство потрясения от тяжелейшей утраты, бессилия и опустошенности.
Кем была Елена Денисьева для поэта?
Об этой женщине - последней, тайной, мучительной и пылкой любви Тютчева - почти неизвестно ничего. И вместе с этим известно очень много. Елена Денисьева являлась адресатом более пятнадцати произведений, которые написал Тютчев. Стихи о любви, посвященные этой женщине, стали поистине шедеврами, одними из самых драгоценных в русской классической поэзии 19-го века. Такое количество произведений - очень много для беззаветно любившей женщины. Но это слишком мало для надорвавшего себя чувствами сердца. При жизни жертвой любви была Елена Александровна, а после ее смерти жертвой стал сам Тютчев. Может, он слишком мало ей отдавал чувств, но без нее, ее пылкости и нежности, он жить не мог.
Отношение поэта к чувствам
У самого Тютчева была огромная потребность в любви. Без нее нет жизни, он был в этом уверен. Но потребность его была не столько любить, сколько самому быть любимым. В произведении, написанном им в 30-й год ("Сей день, я помню…"), для поэта открылся новый мир. Для него началась совершенно новая жизнь. Но это случилось не потому, что он стал любить, а потому, что почувствовал себя любимым. Это подтверждают его строки:
"Любви признанье золотое
Исторглось из груди ее…"
Мир преобразился в то мгновение, когда поэт узнал, что любим. При таком переживании чувств становится более понятна неудовлетворенность тех, кто был нежен с ним, близок к нему. Для него имела место верность, но при этом он не исключал измену (так же, как и измена не отвергала верность). Тема любви в лирике Тютчева связана с драматизмом, неверной верностью, пылкостью и глубиной чувств. Все они прошли сквозь жизнь поэта, найдя отражение в его творчестве.
Кризис восприятия чувств
В своем горьком признании Георгиевскому Тютчев говорит о том, что, несмотря на высокую поэтичность натуры Елены Александровны, стихи она не ставила в грош вообще, и его собственные в частности. Только те произведения Денисьева воспринимала с восторгом, в которых поэт выражал свои чувства к ней, говорил о них во всеуслышание и гласно. Именно это, по его мнению, было ценно для нее - чтобы знал весь мир, чем она являлась для него. В письме к Георгиевскому Тютчев рассказывает случай, произошедший на прогулке. Денисьева высказала желание о том, чтобы поэт всерьез начал заниматься вторичным изданием своих произведений, сознавшись при этом, что ей было бы отрадно видеть свое имя во главе издания. Но вместо обожания, любви и благодарности поэт высказал несогласие, понимая под ее желанием некоторое нерасположение. Ему показалось, что это требование не совсем великодушно с ее стороны, поскольку, зная всю степень принадлежности (Елена Александровна говорила "Ты мой собственный", обращаясь к поэту), ей не нужно было желать еще каких-либо подтверждений в виде печатных заявлений, которые могли оскорбить и других людей.
Смерть Денисьевой
Отношения поэта с Еленой Александровной продолжались четырнадцать лет. К концу этого периода Денисьева много болела. Сохранились письма, которые она писала сестре. В них она называла Федора Ивановича "мой Боженька". В них говорится и о том, что в последнее лето ее жизни дочь Денисьевой, Леля, практически каждый вечер ездила с поэтом кататься на острова, возвращались они поздно. Елена Александровна и радовалась этому, и печалилась, ведь она оставалась одна в душной комнате или ее общество разделяла какая-нибудь сердобольная дама, пожелавшая навестить ее. В то лето поэт особенно стремился за границу. Петербург тяготил его - это следует из переписки со второй женой. Но там, за границей, его постиг тот удар, и поэт не смог оправиться от него уже до самой своей смерти. Спустя два месяца после кончины Денисьевой Тютчев писал Георгиевскому о том, что только при жизни Елены Александровны он был личностью, только для нее и только в ее любви осознавал себя.
Жизнь поэта после кончины Елены Александровны
Денисьева умерла в 1864-м году, 4 августа. В начале октября в письме к Георгиевскому Тютчев пишет о безмерном чувстве "голода в голодном". Ему не жилось, рана не заживала. Он чувствовал себя мучительным ничтожеством, бессмысленно живущим. Это отражает и любовная лирика Тютчева. Стихи иллюстрируют всю ту борьбу, которая происходила в нем после потери. Следует, однако, сказать, что спустя неделю после письма к Георгиевскому поэт написал строки, посвященные Акинфиевой. Но это произведение может свидетельствовать лишь о потребности в обществе, в особенности женском, которое, собственно, не покидало Федора Ивановича никогда. Несмотря на эту внешнюю общительность, нежность и разговорчивость, внутри зияла опустошенность. После смерти Денисьевой любовная лирика Тютчева отражала мертвенность его души, тупую тоску и невозможность осознавать самого себя. Но при этом живому страданию, неспособности чувствовать было противопоставлено могущество чувства Денисьевой. Все это нашло выражение в строках о его "страдальческом застое".
В конце июня Тютчев признается в письме к Георгиевскому в том, что ни одного дня не прошло у него без изумления тому, как может человек продолжить жизнь, хоть ему "вырвали сердце и отрубили голову". Прошло пятнадцать лет со дня смерти Денисьевой. Тем летом он помянул две годовщины смерти своими скорбными строками. В Петербурге 15 июля он написал "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…". Третьего августа в Овстуге он пишет строки о тяжести своего бремени, о памяти, о роковом дне.
Скорбь в произведениях поэта
Тютчеву становилось с каждым днем тяжелее. Его близкие отмечали раздражительность поэта: он хотел, чтобы все больше сочувствовали ему. В очередном письме он говорит о расшатанности нервов, о неспособности держать перо в руке. Через некоторое время поэт пишет о том, как жалок и подл человек в своей способности пережить все. Но полгода спустя в стихах к Блудовой он напишет, что "пережить - еще не значит жить". Позже в своих строках он будет говорить о мучениях, которые испытывает его душа.
Кончина поэта
Тютчева тяготила мысль о поездке за границу. Он говорил о том, что там ему еще хуже, еще отчетливее ощущается эта пустота. Своей второй жене он писал, что замечает, что становится еще несноснее; его раздражение усиливается той усталостью, которую он ощущает после всех попыток как-то развлечь себя. Шли годы. Со временем из переписки имя Елены Александровны исчезает. Оставалось Тютчеву жить совсем недолго. Скончался поэт в 1873-м году, в июле.
Любовная лирика Тютчева в последние годы жизни уже не была столь наполненной чувствами. В строках, которые он посвящал разным женщинам (в письмах к Елене Услар-Богдановой, полушутливых произведениях к Великой Княгине, мадригалах к Акинфьевой-Горчаковой), выражен лишь "отсвет", всполохи и тени, легкое дыхание последнего сильного и глубокого чувства поэта к Елене Денисьевой. Все его стихи впоследствии являлись лишь попыткой заполнить сердечную пустоту, которая образовалась после ухода любимой женщины.
"Денисьевский цикл" - нерукотворный памятник женщине
Елена Александровна вдохновляла поэта в течение четырнадцати лет. Сложно сейчас судить о глубине чувств Тютчева и Денисьевой друг к другу. Их отношения были несколько странными, для многих непонятными. Но эта любовь была в жизни поэта. Особенно трудно приходилось Елене Александровне - в таких случаях, как правило, свет оправдывал мужчину, а женщину обвинял. Несмотря на все тяготы жизни, сложность, некоторую жертвенность, мучительность, все то, что отражала любовная лирика Тютчева (стихи), пронизано нежностью, трепетным обожанием друг друга. Произведения этого периода стали поистине поэтическим шедевром мировой литературы.
Основные мотивы лирики Тютчева и Тургенева. Краткая сравнительная характеристика
Особенности лирики Тютчева проявляются в том, что чувство для него было и блаженством, и безнадежностью, и напряженностью, несущей человеку счастье и страдание. И весь этот драматизм раскрыт в строках, посвященных Денисьевой. Отказываясь от узкого субъективного рассмотрения любимой женщины, он стремится объективно раскрыть ее личность, ее внутренний мир. Поэт сосредотачивает внимание на описании своих переживаний через проникновение в духовность близкой женщины. Описывая внешние проявления чувств, он раскрывает ее внутренний мир.
Психологический склад любимой в "Денисьевском цикле" аналогичен тургеневским героиням. И у Тургенева, и у Тютчева чувство - "поединок роковой". Но при этом у первого присутствует историческая и социальная обусловленность личности в сфере чувств. Психологические ситуации, отраженные в произведениях Тургенева, показывали действительную картину отношений между людьми 50-60-х гг., возникшее в передовых кругах понимание ответственности за женскую судьбу.
В своих раздумьях о доле женщин, их характере, Тютчев близок к Тургеневу. Так, любимая в "Денисьевском цикле" напоминает героиню рассказа "Три встречи". Душевное состояние женщины в произведениях Федора Ивановича отражает не только общечеловеческое, но и личное переживание дворянского героя 50-х годов, иллюстрированное в повествованиях того периода в Гончарова, Тургенева. Неполноценность героя прослеживается в горестной самокритике. В некоторых случаях видно текстуальное сближение строк Тютчева с произведениями Тургенева, где выражены любовные страдания.
Заключение
Федор Иваанович Тютчев высоко оценил силу чувства в женщине. Это было главным для него. Его избранница в стихах предстала как настоящая героиня любви. Поэт оставляет за ней право на чувство, на борьбу за него. В своей любви героиня раскрывает себя, свои лучшие качества и возможности. Само чувство раскрывается поэтом и как внутренняя сила человека, и как само отношение, возникшее между людьми, но подвластное общественному влиянию.
Герои Тютчева - люди, не оторванные от жизни, а обыкновенные, сильные и одновременно слабые, но неспособные распутать клубок из противоречий. Любовная лирика Тютчева относится к числу самых лучших произведений русской поэтической литературы. В его творениях поражает неисчерпаемое богатство русского языка. Вместе с этим отличает Тютчева его взыскательное отношение к поэтическому мастерству.
Толстой, говоря о поэте, признает его художественный талант, его чуткое отношение к Музе. Он призывал молодых писателей учиться такому умению гармонически сочетать форму и содержание. Темы лирики Тютчева с течением времени насыщались все большей изобразительностью, конкретностью. Не прошел бесследно для поэта и опыт русского реализма. Завершая эпоху романтизма, Тютчев своими стихами выходит далеко за его границы. Творчество поэта становится неким предвестником начала художественного течения, возникшего на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.
Любовь… Это слово чувственно замирает на языке. От него веет сладостью, негой. Оно вдохновляет, воодушевляет и будто бы воскрешает всё лучшее, что есть в душе человеческой. Считается, что Гении особенно тонко чувствуют всё, что происходит вокруг. Их мироощущение в тысячу раз более обострено, чем у обывателя. Поэты же, как звёздочки из плеяды Гениев, как нельзя больше нуждаются в чувствах, в эмоциях, которые позже выльются на бумагу в виде написанных дрожащей от волнения рукой строчек, с прыгающими буквами, с кляксами чернил на листках…
Любовь - то удивительно чистое, прекрасное чувство, без которого не может жить человек - он лишь существует. Именно поэтому не найдётся, пожалуй, ни одного поэта (даже у строгих классицистов) в лирике которого отсутствовала бы тема любви. Разумеется, у каждого стихотворца она своя: у Лермонтова, к примеру, неразделённая, болезненная, жестокая, а у Некрасова - сложная и многообразная.
Абсолютно всегда любовная лирика связана с моментами биографии поэта. Его личные переживания, эмоции находят выражение в стихотворениях.
Федор Иванович Тютчев, как его называли, «певец природы», не был чужд влюблённости. Этот человек, видимо, как и А.С. Пушкин, нуждался в любви. Однако если «солнцу русской поэзии» важно было именно ощущать любовь в своём сердце, то Тютчев находил упоенье лишь в ответных чувствах зазнобы. В его жизни было четыре женщины, в которых он был безумно влюблён. С двумя из них он связал себя узами брака. Любовь к Тютчеву оборачивалась трагедией для трёх из них, но их жертва оказалась не напрасной - благодаря этому были созданы удивительные в своей красоте и тонкости произведения, которыми зачитывались современники поэта и которыми продолжают восхищаться потомки.
В Мюнхене Фёдор Иванович знакомится с красавицей Амалией фон Лерхенфельд. Молодой Тютчев горячо влюбляется в девушку и даже предлагает ей стать его женой, однако её родственники отказывают дипломату и выдают Амалию замуж за другого. Пламенная страсть проходит у обоих. Поэт посвящает Амалии стихотворения, самым известным из которых становится «Я помню время золотое…». Бывшие влюблённые навсегда сохранят дружеские отношения. К сожалению, это будет единственная женщина в жизни Тютчева, которая не пострадала от его любви. Будучи уже пожилым человеком, он вновь встречает Амалию в Карлсбаде. В его душе оживают воспоминания о прекрасных чувствах, и он создаёт бессмертное «Я встретил вас - и всё былое…». Это удивительное по силе и красоте стихотворение, в котором проскальзывает нотка о быстротечности жизни, о сладости и чистоте любви. Лирическая героиня и вовсе предстаёт в стихотворении как неземное существо - пожалуй, как Анна Керн, однажды воскресившая душу поэта, находящегося в ссылке в Михайловском.
В дальнейшем тютчевская лирика будет всё чаще приобретать минорную тональность. Своей первой супруге, Элеоноре Петерсон, он посвятит не так уж много произведений - и все они будут написаны лишь после трагической гибели супруги, не сумевшей справиться с нервным потрясением, которое она получила, спасая детей во время кораблекрушения. К десятилетию её кончины он напишет:
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Элеонора Тютчева вынуждена была погибнуть от любви - да-да, именно так. Она с трудом перенесла предательство мужчины, которого любила всем сердцем, матерью троих дочерей которого она стала. Измены подкосили её здоровье, а продолжающийся на стороне роман окончательно добил слабую влюблённую женщину. Сложно сказать, был ли Тютчев влюблён в супругу. Однако он уважал силу её духа, её невыразимое достоинство, гордость. Своим родным он напишет: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… Не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» (по В. Кожинову). Эти слова окажутся страшным пророчеством: первая супруга поэта попытается свести счёты с жизнью, ударив себя кинжалом, чтобы не мучиться самой и, главное, позволить мужу быть счастливым с другой женщиной.
Вторая супруга Тютчева, Эрнестина, повторит судьбу Элеоноры Тютчевой. Выйдя замуж за горячо любившего её поэта, первые годы она будет купаться в его любви, но после в их жизни появится молодая Елена Денисьева, которой, впрочем, Тютчев так и не подарит радостей супружества.
Эрнестине посвящено множество стихотворений. Поэта восхищала красота супруги. Он писал:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Однако сладость супружеской жизни в его лирике вскоре уступит чувству вины. В период страшного духовного метания между двумя любимыми женщинами, Еленой Денисьевой и законной супругой Эрнестиной, будут созданы стихотворения, в которых любовь по Тютчеву становится страшным пороком, греховной страстью. Фёдор Иванович осознаёт, какую боль он причиняет и себе, и любимым, поэтому разделённая любовь для него есть проклятие. Он также ощущает безмерную вину перед Эрнестиной и чувствует благоговейный трепет перед её смирением и терпеньем. После его смерти в гербарии она найдёт написанное для неё стихотворение, в котором будут следующие строки:
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе-
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…
Наибольшую известность получил так называемый «Денисьевский цикл» стихотворений, посвящённых любовнице пожилого поэта, своеобразная стихотворная летопись их отношений - и зашифрованный личный дневник Тютчева. В этом цикле остро проявляется двоякое отношение автора к любви: с одной стороны это сладость отношений с возлюбленной, но с другой - безмерное страдание, осознание неправильности происходящего - и болезненная невозможность отказаться от этих чувств. Поэт тяжело переживает жертву, на которую идёт Денисьева: от неё отворачивается отец, ей приходится забыть о карьере фрейлины, а многие светские дома демонстративно закрывают перед ней свои двери. Но несмотря на ужасающую в своей жестокости травлю красавица Елена отказывается от всех жизненных благ ради любви к поэту, ради счастья которого она так легко готова положить на алтарь собственную жизнь. Страдая, Фёдор Иванович посвятит Денисьевой следующие строки:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
К тому же он остро ощущает окончание своей жизни. Его и пугает, и радует то, что отжившее, как могло показаться, сердце к концу жизненного пути вновь воскресает, может чувствовать. Этой теме посвящено произведение «Последняя любовь».
Елена Денисьева в произведениях Ф.И. Тютчева всегда представлена в обожествлённых образах: она то мученица, с достоинством несущая незаслуженный крест, то ангел, херувим, своей чистотой и невинностью спасающая лирического героя его стихотворений. Благодаря этому отношению к возлюбленной и создаётся такая невероятная одухотворённость и лёгкость любовной лирики Тютчева.
Любовь у Фёдора Ивановича - минорное настроение. Любовь - разрушительная, но притягательная стихия, в которой не получается не погибнуть. Она - борьба, безнадёжность и мучение. Любовная лирика у поэта невероятно трагична - и она не имеет аналогов ни в русской, ни даже в мировой литературе. Несмотря на то, что выхода из трагедии Тютчев так и не находит, его сердце остаётся открытым для чувств, для внутреннего горения. А память о своих возлюбленных он и вовсе пронесёт через всю жизнь.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты