Там где лес стоит стеной. Угрюмый лес стоит стеной кругом
Свой взгляд на революционные события столетней давности и последующую рефлексию по их поводу театральный критик и куратор Марина Давыдова выразила неожиданно – дебютом в режиссуре. Сначала она консультировала на эту тему Аннеми Венакер, худрука берлинского театра Hebbel am Ufer (HAU), который готовился масштабно отметить юбилей русской революции. А позже пошутила, что ей впору самой уже подать заявку на проект. Немцы ничего смешного в идее не увидели. Так родился необычный спектакль-паркур Eternal Russia (“Вечная Россия”), где с помощью емких визуальных и звуковых средств, инсталляций и видео, лекций и всевозможных метафор автор проводит свою аудиторию по кругам ада российской истории. Убедительно объясняя, почему наша страна из века в век наступает на одни и те же грабли и никак не выберется из заколдованного леса добровольного рабства.
Песня политкаторжан “Вперед, друзья!”, начинающаяся со строки “Угрюмый лес стоит стеной кругом”, звучит рефреном к двухчасовому действу, во время которого зрители перемещаются по разным залам. То и дело они возвращаются в главное пространство, где в их отсутствие успевают преобразовать основную инсталляцию. Отдельные предметы здесь все время меняются, но главное, увы, остается неизменным – русскому человеку непременно нужно посадить кого-то на божничку и бездумно поклоняться своему фетишу. Православные иконы в углу сменяют портреты пролетарских вождей, позже – русских литературных классиков, куда вкрапляется портрет Станиславского. Последний – насмешливый реверанс автора в сторону отечественного театра, до сих пор слепо канонизирующего известную театральную систему.
В одном из залов можно увидеть не менее ироничное немое кино об еще одном революционном преобразовании – сексуальном. Но анекдотичная картинка, где обнаженных фемин изгоняют из храма “ссаными тряпками”, жестко контрастирует с сухими строками на экране – спустя сто лет Pussy Riot поплатились за свое вольнодумство гораздо жестче.
И так – во всем, точность в каждой из многочисленных деталей. К оформлению постановки Марина Давыдова привлекла художника Веру Мартынов; сложную звуковую партитуру, состоящую из обрывков мелодий, различных шумов и речей, сочинил композитор Владимир Раннев. Для иностранцев такое погружение – отличный ликбез: многие даже не знают, что переворотов в 1917 году в России было два, и что второй, октябрьский, был контрреволюционным, надолго разрушившим надежды на демократические преобразования в нашей стране. Портрет Николая II во главе длинного обеденного стола с императорским фарфором (в первой сцене, предшествующей революции) при следующем посещении оказывается перевернут, фарфор разбит, изображения выдающихся деятелей российской истории на соседней стене – вандальски обезображены или вообще изъяты. Третья сцена – сталинская, с центральным образом вождя и сопутствующими – его соратников. Стол, за которым когда-то мирно пили чай, теперь место допросов. Но самый удручающий, самый невыносимый – финальный ряд этой продолжительной инсталляции, после которого хочется поскорее вырваться на воздух: современная Россия, страна необъяснимых парадоксов, с ее эклектикой символов, где царский двуглавый орел в гербе странно уживается с музыкой сталинского гимна, с общим торжеством безвкусицы.
Именно эстетические воззрения определяют политическую идеологию, не наоборот – одна из стержневых мыслей спектакля. Оттого-то так ненавистен диктаторам и самодержцам любых мастей авангард в искусстве, оттого вновь и вновь под предлогом защиты традиционных национальных ценностей воскрешают и канонизируют старые мифы. Расцвет авангарда 1920-х в стране обернулся соцреалистической архаикой, очередную навязчивую реинкарнацию забытых пыльных скелетов российскому искусству пытаются навязать сегодня.
И не менее важная мысль, проводником которой на экране или за кадром выступает революционер-идеалист (в исполнении Сергея Чонишвили), обобщенный образ романтиков прошлого. Рабское сознание в России укрепилось за века настолько прочно, что избавиться от него можно только одним способом – искренней готовностью к самопожертвованию, непримиримостью в отношении любого насилия. Другого пути нет, народ в массе своей инертен и готов добровольно отказаться от любой свободы – лишь бы не брать на себя ответственность за нее. Так было не раз и не два, история движется по спирали. Утешает в столь мрачной картине лишь одно – сила противодействия неизбежно становится равна силе действия. И все скелеты однажды неминуемо рассыплются в прах.
Елена КОНОВАЛОВА
«Экран и сцена»
№ 8 за 2018 год.
Ирина Токмакова
«...детская душа умеет слышать звуки иных
незнакомых нам миров, их поэзию, их гармонию»
Ирина Токмакова всегда относилась к детям с уважением, она признавала за малышами определенные преимущества в отношении некоторых душевных и интеллектуальных возможностей. Возможно, поэтому она вошла в детскую поэзию очень легко и непринужденно.
Признавая свободолюбивый нрав малышей, Токмакова никогда в своих стихах не пыталась их переделать, переучить. Пожалуй, главное слово, которое она всегда ставила превыше всего - это свобода. Свобода от бессмысленных нравоучений, свобода творчества и самовыражения.
В стихах для детей Токмакова всегда использовала какие-то фольклорные мотивы. Она вообще очень трепетно относилась к народному творчеству. В ее творчестве много детских стихотворений, в основу которых вошли русские фольклорные образы. Ее излюбленный жанр - это стихи-потешки. Любимые детские эмоции - неподдельная радость и бунт против несправедливости.
Токмакова всегда относилась к написанию детских стихов серьезно. Она словно стремилась доказать, что детская поэзия - дело вовсе нешуточное. Очень часто в своих произведениях она использовала перекличку звуков. К примеру, в строчке «Летний дождь лужи нашел» часто повторяющийся звук «л» имитирует звучание льющейся воды. Это прекрасная тренировка не просто воображения малыша, но и его звукового восприятия.
В детских стихах Токмаковой все персонажи одушевленные, они все имеют свой характер. И это созвучно с детской психологией, когда малыши склонны переносить человеческие качества на любые предметы. У Токмаковой в этом плане примечателен цикл «Деревья», где каждое дерево ассоциируется с тем или иным ребенком: ива всегда плачет, осинка мерзнет даже на солнышке, березке нужно заплести косички, крепкой силе дубка можно только позавидовать и т.д.
Ирина Токмакова прекрасно умеет передавать детские интонации и моментально чувствует малейшие изменения в настроении крохи. Ее лирический герой - тонко чувствующий прекрасное малыш, который в тоже время имеет свое мнение и способен отстоять его при необходимости. Ему знакомо не только чувство безграничной любви, но и всепоглащающей ненависти.
Я ненавижу Тарасова,
Пусть он домой уходит!
В стихах для детей Токмакова вкладывает не только положительные, но и отрицательные эмоции. Ее героям может быть больно, они могут протестовать, упрямиться. Некоторые стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их сочинила не взрослая тетя, а какой-нибудь карапуз. Токмакова использует характерные для детей речевые конструкции, фразы и поговорки.
Токмакова и сама верит в чудо, и доносит эту веру своим маленьким читателям. Это чудо она видит в том, что находится совсем рядом, в каждом предмете, который нас окружает. В ее детских стихах дорога к чуду пролегает через страну «вообразилию».
И хотя поэтесса предпочитает использовать миниатюрные стишки, но одновременно с взрослением ее читателей, объем стихотворений увеличивается.
Букваринск
Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
А - аптекарь,
Б - бочар,
В - валяльщик,
Г - гончар,
Д - дробильщик здоровенный,
Е - ефрейтор, он военный,
Ж - жестянщик-простачок,
З - закройщик-старичок,
И - историк бородатый,
К - красильщик франтоватый,
Л - лудильщик,
М - маляр,
Н - носильщик,
О - овчар,
П - писатель,
Р - радист,
С - сапожник,
Т - турист,
У - бесстрашный укротитель,
Ф - чудак фотолюбитель,
Х - художник-баталист,
Ц - известный цимбалист,
Ч - чудесный часовщик,
Ш - шофер, большой шутник,
Щ - щенок его Букетик,
Э - электрик-энергетик,
Ю - юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья!
Усни-трава
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят усни-трава
Знает сонные слова;
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы:
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова.
Один дома
Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь,
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу.
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой - в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
Может, в кухню схожу.
За столом посижу.
К чаю пряники есть.
Но не хочется есть...
Кто - то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу,
Время быстро пройдет,
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто - то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино
Очень - очень давно...
Гном
К нам по утрам приходит гном.
В Москве приходит, прямо в дом!
И говорит все об одном:
- Почаще мойте уши!
А мы кричим ему в ответ:
- Мы точно знаем, гномов нет! -
Смеется он: - Ну нет так нет, -
Вы только мойте уши!
В чудной стране
В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?
Яблонька
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
Купите лук
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
Дождик
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.
Десять птичек - стайка
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Баиньки
Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки.
Сели на скамейку,
Попросили лейку,
Поливали огород,
Где капуста растёт.
Поиграем?!
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!
Где спит рыбка?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Ай да суп!
Глубоко - не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка
И крупки немножко,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
Кораблик
Летний ливень лужи налил –
Целые моря!
Дача встала у причала,
Бросив якоря.
Только мой корабль отважный
Борется с волной.
И неважно, что бумажный
Парус надо мной.
Лягушки
Чьи там крики у пруда?
-КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА-КВА-КВА-су, простоКВАши,
Надоела нам вода!
Медведь
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.
Ручей
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал...
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал...
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул...
Увидел речку - прыг туда
И сразу утонул!
Каша
Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
Котята
На свете есть котята –
Касьянка, Том и Плут.
И есть у них хозяйка,
Не помню, как зовут.
Она котятам варит
Какао и компот
И дарит им игрушки
На каждый Новый год.
Котята ей находят
Пропавшие очки
И утром поливают
Укроп и кабачки.
Котят купить просили
Продукты на обед.
Они сходили в город
И принесли… конфет.
Натерли пол на кухне
Касьянка, Том и Плут,
Сказали: «Будет кухня –
Совсем замерзший пруд».
И весело катались
По кухне на коньках.
Хозяйка от испуга
Сказала только: «Ах!»
Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
Весь день играли в жмурки
Котята и кроты.
А бедная хозяйка
Грустила у плиты.
Косили на опушке
Касьянка, Плут и Том.
Нашли в траве щегленка
С оторванным хвостом.
Они снесли больного
К щеглихе-маме в лес
И сделали припарки,
Примочки и компресс.
Ходили как-то к речке
Касьянка, Том и Плут,
Проверить, хорошо ли
В ней окуни живут.
Приходят, а у речки
Лежит стрик судак
И до воды добраться
Не может сам никак.
Скорей беднягу в воду
Забросили они
И крикнули вдогонку:
«Смотри не утони!»
Сказала раз хозяйка:
«Схожу куплю букварь,
Неграмотный котенок –
Невежда и дикарь».
И в тот же вечер дружно
Уселись за столы
И выучили буквы
Касьянка, Плут и Том.
А после, взявши ручки
И три карандаша,
Такое сочинили
Послание мышам:
«Эй, мыши-шебуршиши,
Бегите из-под крыши,
Бегите из подвала,
Пока вам не попало».
И подписались все потом:
«Касьянка, Плут и Том».
Мне грустно - я лежу больной...
Вот новый катер заводной.
А в деревне – лошади.
Папа мне купил тягач,
Кран игрушечный и мяч.
А в деревне – лошади.
Мне грустно - я лежу больной.
Вот вертолетик жестяной.
А в деревне - лошади.
Я в деревне летом был,
Я лошадь серую кормил,
Она сухарь жевала
И головой кивала.
Тили-тили
Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили,
Приходил Егорка,
Приносил ведёрко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-нáбело отмыли.
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Copyright © 2015 Любовь безусловная
Лес стоит стеной и никому вет__ с ним не справиться.Тихо в лесн__ чаще.Лишь изредк__ донос__тся какие-то звуки.Потрескива__т ищут под корой жуков.А в поле ветер спирепству__т.То слыш__тся протяжн__ вой его то на минуту он замира__т.Но потом опять завоет,завоет с с больш__й силой
ребят помогите пожалуйста!! как можно скорее1.Допишите окончания причастий в каждом падеже:
И.п. купивший
Р.п. купивш…
Д.п. купивш…
В.п. купивш…
Т.п. купивш…
П.п. купивш…
2.Вставьте нужную букву в окончания причастий:
1.В поредевш…м мраке прорезались стволы лиственниц.
2.Над поредевш…м лесом показалось солнце.
3.выберите в данных причастиях полные и краткие страдательные причастия и напишите чем они являются в предложении(сказуемое и т.д)
1.По берегу, заливаемому прибоем, люди гонялись за набегавшей и скатывавшейся по гальке волной.
2.В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.
3.На перепаханных полях убирают колхозники картофель.
4.Лист почти опал, им густо засыпана почерневшая от влаги земля.
На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными, жёлтыми, белыми шляпками. Большими семьями селятся около пней опёнки. Рыжики растут на полянах между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья. Надо нагнуться и поискать их в сухой траве.
I. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Долго стою на опушке рядом с елью. Трогаю её бл…стящие ветки к…торые сл…гка влажны от ночного тумана.См…трю как просыпает…ся небо. Солнце л…ниво2 ощупыва…т м…кушки берёз светит…ся в суч…ях листве(н,нн)иц что высоко стоят над лесом. Паутина с…ребрит…ся узорным п…тном. (Не)желая разрушать волшебное тв…рение2 обхожу его стороной но всё(таки) тончайшие2 паутинки садятся на лицо пр…липают к одежде.4 Надо мне выбрат…ся к вырубке возле опушк… берёзовой рощ… Там ловлю я птиц смотрю как живёт лес пишу свои заметки. На (светло)голубом сентябр…ском небе берёзы оч…ровывают светлой и солнечной окраской вершин которые как(будто) уходят (в)глубь этого бе(з,с)донного неба. Даже (из)далека2 видно как сухо тепло в берёзовой роще словно г…рит она сп…койным ж…лтым плам…нем и жаль что скоро под студё(н,нн)ыми ветрами сникнут и потухнут к…стры берёз угасн…т игра тёплых тонов. Сбросив1 листву и обн…жив свои ветви берёзы раств…ряются в лесу будто говоря Вот, мы всё отдали. II. Озаглавьте текст. III. Определите стиль и тип текста. IV. Выпишите из текста примеры Эпитетов ______________________________ Олицетворений______________________ Метафор ___________________________ V. Выпишите из текста слова-антонимы_____________________________ VI. Укажите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными, графически обозначьте их. Составьте схемы. VII. Укажите в тексте примеры обособленных обстоятельств
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты