Святые земли вятской. Вятские святые
Собор Вятских святых
Житие
Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го, 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря мит-ро-по-ли-том Вят-ским Хри-сан-фом. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:
- Прп Три-фон Вят-ский († 1612, па-мять 8 ок-тяб-ря)
- Блж. Про-ко-пий Вят-ский († 1627, па-мять 21 де-каб-ря)
- Прп. Лео-нид Усть-не-дум-ский († 1654, па-мять 17 июля)
- Прп. Сте-фан Филей-ский († 1890)
- Сщ-мч. Ни-ко-лай (По-дья-ков), прот. († 1918)
- Сщ-мч. Про-ко-пий (По-пов), прот. († 1918)
- Сщ-мч. Ана-то-лий (Ива-нов-ский), свящ. († 1918)
- Сщ-мч. Вик-тор (Усов), свящ. († 1918)
- Сщ-мч. Ми-ха-ил (Ти-хо-ниц-кий), свящ. († 1918)
- Прп. Мат-фей Яран-ский († 1927)
- Исп. Вик-тор (Ост-ро-ви-дов), еп. Гла-зов-ский († 1934)
- Мц. Ни-на (Куз-не-цо-ва) († 1938)
- При-сп. Алек-сандр (Ору-дов), ар-хим. († 1961, па-мять 14 ав-гу-ста, 5 сен-тяб-ря)
Молитвы
Тропарь Собору Вятских святых
Я́ко о́бразы доброде́телей/ и моли́твы плод богодарова́нный/ земля́ Вя́тская прино́сит Ти, Го́споди Бо́же наш,/ вся святы́я в той пожи́вшия и просия́вшия,/ тех моли́твами и предста́тельством Богоро́дицы// соблюди́ ненаве́тно оте́чество на́ше.
Перевод: Как примеры добродетелей и плод молитвы богодарованный земля Вятская приносит Тебе, Господи Боже, всех святых в ней живших и просиявших, по молитвам их и Богородицы сохрани в безопасности от ухищрений (вражеских) отечество наше.
Кондак Собору Вятских святых
Днесь земля́ Вя́тская лику́ет,/ прославля́ющи вся зде Бо́гу угоди́вшия,/ ти́и бо ны́не предстоя́т в Це́ркви/ и со все́ми святы́ми за ны мо́лятся Вы́шнему,// дарова́ти нам ве́лия ми́лости.
Перевод: Сегодня земля Вятская радуется, прославляя всех здесь Богу угодивших, которые сейчас предстоят в Церкви и со всеми святыми молятся о нас Всевышнему даровать нам великие милости.
Молитва Собору Вятских святых
О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии по́двиги свои́ми зе́млю Вя́тскую освяти́вшии и телеса́ своя́ в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не в день о́бщаго торжества́ мы, гре́шнии, ме́ньшая бра́тия ва́ша, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ши по́двиги, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем ди́вная чудеса́ и восхваля́ем богоподража́тельную любо́вь. О, сро́дницы на́ши, от дней Три́фона преподо́бнаго, архимандри́та Вя́тскаго, до после́дних време́н подвиза́вшияся и просия́вшия! Помяни́те не́мощь на́шу и испроси́те у Христа́ Бо́га ми́лости, да и мы, преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго Оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го , 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:
- Прп Три-фон Вят-ский († 1612, па-мять 8 ок-тяб-ря)
- Блж. Про-ко-пий Вят-ский († 1627, па-мять 21 де-каб-ря)
- Прп. Лео-нид Усть-не-дум-ский († 1654, па-мять 17 июля)
- Прп. Сте-фан Филей-ский († 1890)
- Сщ-мч. Ни-ко-лай (По-дья-ков), прот. († 1918)
- Сщ-мч. Про-ко-пий (По-пов), прот. († 1918)
- Сщ-мч. Ана-то-лий (Ива-нов-ский), свящ. († 1918)
- Сщ-мч. Вик-тор (Усов), свящ. († 1918)
- Сщ-мч. Ми-ха-ил (Ти-хо-ниц-кий), свящ. († 1918)
- Прп. Мат-фей Яран-ский († 1927)
- Исп. Вик-тор (Ост-ро-ви-дов), еп. Гла-зов-ский († 1934)
- Мц. Ни-на (Куз-не-цо-ва) († 1938)
- При-сп. Алек-сандр (Ору-дов), ар-хим. († 1961, па-мять 14 ав-гу-ста, 5 сен-тяб-ря)
Киров (Вятка) был основан в 1181 г. новгородцами. В одно время этот город являлся даже главной резиденцией Суздальских князей. В 15 веке в городе был возведён деревянный кремль, а бывшая Вятка переименована в Хлынов. В конце этого века город перешёл под власть государства Московского, а в начале 18 века был отнесён сперва к Сибирской губернии, а затем к Казанской. Обратно в Вятку город переименовали при Екатерине II, одновременно образовав Вятскую губернию. С тех пор он быстро развивался, и в 19 веке жизнь здесь уже била ключом. Революционные события и воцарение власти Советов в этом смысле мало повлияли на город; разве что в 1934 г. он получил новое — и последнее на сегодняшний день — имя. Да ещё иностранцев перестали сюда пускать: в Кирове вовсю работали предприятия оборонной промышленности, а также был открыт военно-биологический институт. В 1950-е и 1970-е гг. население Кирова резко возрастало и сегодня уверенно подбирается к полумиллиону человек .
С 1934 года город Киров носил имя С. М. Кирова, активного участника Октябрьской революции при этом сам Киров в этом городе (в то время называемым Вятка) ни разу не был.
12 декабря 1993 года, вместе с референдумом по принятию в России новой Конституции, в Кирове был проведён опрос населения по поводу возвращения городу названия Вятка. Большинством голосов решение о переименовании было отклонено . В 1997 году был организован повторный опрос горожан по этому же вопросу, показавший, что мнение горожан не изменилось.
Ещё один интересный революционный факт, большинство личного состава крейсера "Аврора" составляли уроженцы города Вятка.
Несмотря, что название города Киров существует с 1934 года, сам город старинный с огромным количеством достопримечательностей, с множеством музеев, с хорошо сохранившимся историческим центром. С 1970 г. Киров гордо носит звание исторического города России, что вполне понятно: здесь находится около 35 памятников одного только федерального значения. Лишь ради одного археологического памятника под Котельничем, где уже откопали (и продолжают откапывать) несметное количество костей динозавров, многочисленные туристы спешат в Киров.
Город Киров (Вятка), это ещё и город богатого духовного значения . Во-первых, здесь много прекрасных церквей и храмов.Мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в городе Кирове. Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году по граммоте царя Ивана грозного.
Отсюда берёт своё начало один из самых больших крестных ходов России, Великорецкий, начинается и заканчивается в Кирове , в Успенском соборе Свято-Успенского Трифонова монастыря. Он добирается до села Великорецкого и возвращается обратно, проходя полторы сотни километров.
Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.В Кирове большая католическая община, а потому с 1903 года существует католический храм Пресвятого Сердца Иисуса, в храме ныне открыт органный концертный зал, а приход совершает службы в церковном доме.
Сама история католиков Кирова очень трагическая. В 1937—1938 годах все активные вятские католики были репрессированы, священник с литовскими корнями Франциск Будрис расстрелян. Священника увезли в Уфу сильно били на допросах, требуя признания в том, что он французский шпион, и даже держали на снегу, так что он отморозил ноги и получил воспаление легких. Однако каждый раз, возвращаясь в камеру, о. Будрис постоянно молился, всячески поддерживал сокамерников, повторяя: «Бог нас не оставит"".В 2003 году начался сбор документов о канонизации священника Франциска Будриса в лике святых .
Только в 90е годы приход возобновил свою деятельность, но город отказывается передавать церковь общине.
Несколько раз католики получали возможность провести мессу в здании храма, несмотря на противодействие администрации концертного зала.
В городе очень много храмов. Одна из красивейших, это церковь Св. Пантелеймона.
В Кирове имеется и армянская церковь Христа Всеспасителя, выстроенную в 2003 г. На богослужения в неё собирается несколько сотен человек.
Женский монастырь в Вятке был основан в 1624 году, однако на протяжении всей своей истории был второстепенным в тени главного Успенского мужского монастыря. После советского запустения монастырь сегодня больше похож на обычный старый квартал.
Киров, это ещё и духовный центр старообрядчества
, а потому в городе имеется молельный дом старообрядцев.
Ну и конечно же имеется Соборная мечеть и для мусульман
.
Собор Серафима Саровского
В городе Кирове и Вятской епархии имеются следующие святыни: Свято-Успенский Трифонов монастырь : преп. Трифон Вятский (XVI в.). Свято-Троицкий женский монастырь : свт. исп. Виктор Глазовский (ХХ в.). Серафимовский храм : список «Великорецкой» иконы свт. Николая. Филейское кладбище : могила преп. Стефана Филейского (XIX в.). Храм Св. Новомучеников и Исповедников Российских на Филейке: икона муч. Пантелеимона Целителя (келейный образ преп. Стефана).
ЯРАНСК . Часовня на кладбище: преп. Матфей Яранский (ХХ в.).
ОРЛОВ
. Кладбище
: могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.).
Интересный факт, что этот святой бывал в казани и встречался там с будущим Патриархом Ермогеном и предсказал ему патриаршество и мученическую кончину. Потом Святой Трифон получил исцеления руки от мощей святого преподобного отрока Артемия Веркольского . И сам Трифон встречался со святым блаженным Прокопием Вятским , когда тому ещё было от роду 12 лет и смог исцелить его от болезни .
Умирать Св.Трифон пришёл сюда же в современный ныне город Киров и просил монахов изгнавших его из родной созданной им же обители, дать ему последний приют. В своём предсмертном завещании святой Трифон заповедовал ни кого и ни когда не осуждать, молиться в кельи со страхом божьим, ни когда не пропускать церковных служб, вначале отдавать Божие Богу, а потом уже заниматься другими личными делами .
Не забудь посещать своих чад, поминай нас чтущих святую память твою, да мы все с благодарностью поём тебе, радуйся премудрый Трифон, наставник всех монахов.
Сегодня мы твою память, всечестный наш отец преподобный Трифон, совершаем, пришёл к тебе всякий возраст, требовать твоей помощи и заступления. Усердно просим тебя, поминай всех нас у престола Господа Славы, чтущих священную память твою ".
А ещё Киров — родина дымковской игрушки.
Интересный факт, Главная башня Московского кремля , на которой установлены куранты — Спасская башня , была названа в честь вятской иконы Спаса Нерукотворного , доставленной из Хлынова в Москву крестным ходом в 1647 году , а один из приделов Храма Василия Блаженного — в честь другой вятской святыни — Великорецкого образа святителя Николая .
В Кирове старые особняки и жилые дома в историческом центре тоже выглядят очень интересно. Чего стоит один дворец, который был возведён Чарушиным для купца Булычева!
Но в городе достаточно и менее вычурных, но от этого не менее интересных домов 19 века, а также любопытных советских построек. Можно, к примеру, обратить внимание на здание музейно-выставочного центра «Диорама»; если не зайти внутрь, чтобы полюбоваться картиной, то хотя бы оглядеть асимметричное здание со скульптурой «Бегущей по волнам» снаружи, гуляя по обширному парку им. Кирова.
Киров — город большой, но достаточно зелёный. Здесь есть несколько прекрасных парков — тот же Кирова, или Александровский публичный сад с красивой ротондой, или парк им. Гагарина. Ещё есть интересный ботанический сад, где особенно понравится любителям лилий и пионов.
А ещё — горнолыжный центр практически в центре города.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1848-1855 годах отбывал в Вятке ссылку . Что стало прототипом города Глупова — Рязань и Тверь, где он был вице-губернатором, или Вятка, куда он попал не по своей воле, спорят до сих пор. Как бы то ни было, простенький деревянный домик в 1968 году стал музеем. Правда, личных вещей писателя не сохранилось, а интерьеры воссозданы — но вполне передают дух эпохи.
Яко образы добродетелей и молитвы плод богодарованный земля Вятская приносит Ти, Господи Боже, вся святыя в той пожившия и просиявшия, тех молитвами и Богородицы соблюди ненаветно отечество наше.
Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости.
Молитва собору Вятских святых
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии подвиги своими землю Вятскую освятившии и телеса своя в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне в день общего торжества мы грешнии меньшия братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваши великия подвиги, ублажаем ваше святое житие, прославляем ваша великия чудеса, восхваляем вашу богоподражательную любовь. Вси святии сродницы наши от дней великаго Трифона преподобнаго архимандрита Вятского до последних времен подвизавшияся и просиявшия, помяните немощь нашу и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры в пристанище вечного спасения достигнем и в блаженных обителях горняго отечества вкупе с вами и со всеми святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех во веки веков. Аминь.
Святой преподобный Трифон Вятский
Преподобный Трифон (в миру Трофим) родился в 1546 г. в далеком архангельском селе Малая Немнюжка, в семье зажиточных крестьян Димитрия и Пелагеи Подвизаевых. Отец умер рано, и Трофима воспитывали мать и старшие братья, которым он привык во всем повиноваться. Уже с ранних лет он мечтал об иноческой жизни, стремился удалиться от мирского. В его душу глубоко запали слова услышанного им церковного поучения: «Храните измлада чистоту духовную и телесную. Ибо кто сохранит чистоту и восприемлет на себя ангельский иноческий образ, того Господь Бог сопричислит к избранным своим». Вот почему, когда подошло время жениться, Трофим отказался от этого. Родные настаивали на женитьбе, и юноша вынужден был покинуть родительский дом. В Великом Устюге он обрел духовного отца – священника Иоанна, а потом перешел в городок Орлов на реке Каме. Здесь он вел жизнь юродивого, ночуя на церковной паперти.
Однажды зимой его, беззащитного, столкнули вниз с отвесного берега реки люди солепромышленников Строгановых. На него обрушился огромный снежный сугроб. «Шутники» пожалели и откопали Трофима. А дальше случилось необъяснимое: несмотря на мороз, от него распространялось необыкновенное тепло. Об этом узнал Иаков Строганов и попросил блаженного помолиться о своем единственном сыне, который был тяжело болен. По молитвам блаженного тот выжил. Так уже в юности у преподобного Трифона явился дар исцеления. Вскоре он воскресил умершего младенца.
В 22 года Трофим пришел в монастырь под Соликамском и принял монашество с именем Трифон. От суровых послушаний он вскоре заболел. Более сорока дней он не мог подняться, не спал, не ел. Однажды, когда он был в забытье, ему явился Ангел Господень. Трифон последовал за ним по воздуху, видел только чудный свет, и вдруг великий глас остановил Ангела: «Ты поспешил взять его, верни туда, где он был». Ангел вернул преподобного в келью и стал невидим, а Трифон начал горячо молиться. Вдруг он заметил у одра старца в светлой одежде, с крестом в руках: это был Николай Чудотворец. «Встань и ходи», — сказал он болящему, поднял его за руки и благословил крестом.
После тяжелой болезни преподобный Трифон усилил подвиги. Он начал совершать чудеса исцеления, а потом, покинув монастырь, пошел на место, указанное ему свыше, – туда, где жили языческие племена ханты и манси. Язычники совершали жертвоприношения около огромной ели, в магическую силу которой верили даже некоторые христиане. Тогда преп. Трифон решил последовать примеру преп. Авраамия Ростовского. Четыре недели постом и молитвой готовился преподобный к этому и, призвав имя Иисуса, срубил ритуальную ель и сжег. Видя это, язычники воскликнули: «Велик Бог христианский!» и стали принимать святое крещение.
Господь вложил преподобному Трифону помысел держать путь в Вятскую землю, где тогда не было еще ни одной иноческой обители. В начале 1580 года блаженный пришел в Хлынов (Вятку). Здесь он усердно молился перед Великорецким чудотворным образом святителя Николая. Узнав о том, что в Слободском есть недостроенная деревянная церковь, Трифон попросил жителей города пожертвовать ему сруб. Разобранную церковь переправили по реке к Хлынову, но плоты сели на мель и стали увязать в песке. Инок сотворил молитву, после которой волны подняли плоты и они благополучно пристали к берегу. Вятчане показали небрежение к святому делу – строительству монастыря, но Господь вразумил их.
В тот год со дня Успения до Рождества Богородицы шли проливные дожди. В ночь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы благочестивому поселянину Никите Кучкову было видение: Божия Матерь, явившись с Небесными Силами и Иоанном Предтечей, сказала жителям Хлынова: «Вы обещались построить монастырь во имя Мое, почему же ныне забыли свое обещание? Строитель, данный вам Богом, скорбит и в молитвах непрестанно просит об этом Господа, а вы презираете его. Если же ныне не исполните Моего повеления, постигнет вас гнев Божий». Утром Никита рассказал о повелении Пречистой. В этот же день, после праздничной литургии, горожане с крестным ходом пришли на место будущей обители и заложили церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и дождь прекратился. Вокруг возведенного храма вскоре появились кельи, так как многие, услышав о великом подвижнике, приходили в обитель и постригались в ней. Благочестивые вятчане собрали деньги, на которые был возведен еще один храм – во имя Успения Божией Матери. Святейший патриарх Иов возвел блаженного Трифона в сан архимандрита. Став настоятелем многолюдной обители, игумен Трифон не ослаблял свои иноческие подвиги: носил вериги и власяницу, в его келье были только книги и иконы.
Житие преподобного Трифона – это пример служения Господу, пример иноческого смирения и покорности. В своем завещании святой написал: «Собранное о Христе стадо, — отцы и братия! Послушайте меня грешного. Молю вас: Бога ради и Пречистыя ради Богородицы имейте духовную любовь между собою и друг друга не осуждайте. Келейные молитвы со страхом совершайте, а церковное пение не мозите прогулять. Аще кое и дело есть, бежи во церковь Божию на пение духовное… И Бога ради, по моем животе меня грешного не забывайте, но поминайте всегда, и сами от Бога поминовены будете».
Мощи преп. Трифона были обретены в 1684 году при постройке каменной церкви Успения Божией Матери, под спудом которой они пребывают до настоящего времени.
Вятский Успенский Трифонов монастырь возвращен Церкви (соборный храм освящен 25 августа 1991 года), и сейчас в нем возрождена иноческая жизнь. У раки чудотворца вновь теплятся свечи. На святом источнике с целебной водой (там преподобному явилась Божия Матерь) сооружена часовня. А весной 1993 года произошло чудо: на берегу реки была найдена старинная икона преп. Трифона. В 1994 году Свято – Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил в нем Божественную Литургию.
Память преподобного Трифона Вятского Святая Церковь празднует 8 (21) октября.
По материалам книги «Акафист и житие преподобного Трифона, Вятского чудотворца».
«Яко образы добродетелей и молитвы плод богодарованный земля Вятская приносит Ти, Господи Боже, вся святыя в той пожившия и просиявшия, тех молитвами и Богородицы соблюди ненаветно отечество наше».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2007 году было учреждено празднование Собора святых, в Вятской земле просиявших. Оно совершается ежегодно 8 (21) октября , в день памяти преподобного Трифона Вятского. Этот праздник в честь своих небесных покровителей Вятская епархия обрела к 350-летнему юбилею. По предложению митрополита Вятского и Слободского преосвященнейшего Хрисанфа, в собор вошли преподобные Трифон Вятский, Леонид Устьнедумский, Стефан Филейский, Матфей Яранский, святой блаженный Прокопий Вятский, исповедник Виктор - епископ Глазовский, священномученики Михаил Тихоницкий, Николай Подьяков, Виктор Усов, Анатолий Ивановский и Прокопий Попов, архимандрит Александр (Уродов) - исповедник, мученица Нина Кузнецова. Собор Вятских святых – это один из наиболее молодых праздников Русской Православной Церкви.
8 (21) октября – это и день памяти преподобного Трифона, архимандрита Вятского. Он родился в далеком архангельском селе, в благочестивой крестьянской семье. С юных лет он почувствовал призвание к монашеской жизни и потому, когда родители решили женить его, тайно ушел из дома в город Устюг, где жил, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он перешел в городок Орел, и единственным пристанищем там стала для него церковная паперть. Холод, голод, насмешки и издевательства - через все это прошел он с поистине христианским смирением и покорностью. Монашеский постриг с именем Трофим принял он в Пысковской обители на Каме от игумена Варлаама. Он не пропускал ни одной службы и усердно нес послушание в монастырской пекарне, порой изнуряя себя непосильным трудом. Будучи строгим подвижником, преподобный Трифон носил власяницу и тяжелые вериги. Даже после тяжелой дневной работы он не прекращал своих духовных подвигов и все ночи проводил в молитвах. Чтобы разогнать сон, он обнажал до пояса свое тело для комаров и мошек. Питался только хлебом и водой. Так один из самых молодых монахов стал примером для всей братии, которая удивлялась его смирению, терпению, послушанию и любви. А когда он тяжело заболел и в течение сорока дней не мог ни есть, ни пить, ему явился Святитель Николай и, исцелив, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел в безлюдные места к устью реки Мулянка. Остяки и вогулы, жившие там, были язычниками, и преподобный Трифон обратил их в христианство. Потом он отправился к реке Чусовой и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Велик подвиг преподобного Трифона, неизмеримо его ревностное служение Господу. Душа его жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Главным делом всей его подвижнической жизни стало основание монастыря на Вятке. Сюда пришел он по велению Божию. Но не сразу вятские жители поверили ему, показав равнодушие к строительству монастыря. И Господь вразумил их. С Успения Пресвятой Богородицы и до Ее Рождества на Вятке шли проливные дожди. И вот в ночь на Рождество Свое Она явилась одному из вятских жителей и сказала: «Вы обещались построить монастырь во имя Мое, почему же ныне забыли свое обещание? Строитель, данный вам Богом, скорбит и в молитвах непрестанно просит об этом Господа, а вы презираете его. Если же ныне не исполните Моего повеления, постигнет вас гнев Божий». В тот же день после праздничной литургии в городе прошел крестный ход на место будущей обители, была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Так началась история Успенского Трифонова монастыря.
Ни на день не оставлял великий подвижник свои иноческие подвиги, много трудился, был великим молитвенником за землю Вятскую и ее жителей. Много скорбей, незаслуженных обид и оскорблений пришлось перенести ему. Все он принял с христианской покорностью, со смирением, без ропота. Святой оставил завещание всем нам: «Собранное о Христе стадо – отцы и братия! Послушайте меня грешного. Молю вас: Бога ради и Пречистыя ради Богородицы имейте духовную любовь между собою и друг друга не осуждайте. Келейные молитвы со страхом совершайте, а церковное пение не мозите прогулять. Аще кое и дело есть, бежи в церковь Божию на пение духовное…И Бога ради, по моем животе меня грешного не забывайте, но поминайте всегда и сами от Бога поминовены будете».
Святой отошел ко Господу 8 (21) октября 1612 года. Перед смертью преподобный Трифон принял схиму. Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, подвижник скончался. Когда монахи пришли в его келью, она была исполнена благоухания, лицо его сияло, а с тела сами собой спали вериги.
Ученики преподобного Трифона Вятского шли в разные города и села Вятской губернии, неся людям свет веры Христовой, а его завещание стало духовным наставлением многим поколениям православных христиан. Переселившись в небесные обители, преподобный не оставил своим заступлением монастырь и город, ставший для него родным. Основанная им обитель стала духовным центром Вятского края.
По молитвам Трифона Вятского множество подвижников, исповедников, мучеников Христовых восстали на Вятской земле, прославив ее. А потому в день памяти преподобного Трифона, 21 октября, совершается празднование в честь Собора всех святых, в земле Вятской просиявших.
« Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости». Кондак, глас 3.
По материалам православных изданий.
Страницы: 1
Преподобный Трифон, наиболее почитаемый святой Вятской земли, родился и провел юные годы на Пинежье, в селе Малая Немнюшка (по другим сведениям, он родился близ города Мезени (52, 388). Родители его, Димитрий и Пелагия, были зажиточными крестьянами. Они имели несколько сыновей, Трофим (так звали преподобного Трифона в миру) был самым младшим. Детство будущего угодника Божия прошло в атмосфере глубокой веры и благочестия. Димитрий и Пелагия часто посещали Божий храм (в настоящее время храма в Малой Немнюшке нет), помогали бедным людям. Маленький Трифон стал «благочестивой отраслью» своих праведных родителей. С детства он полюбил молиться Богу и соблюдать посты, был вежлив и кроток со всеми. Особенно почитал он родителей и старших братьев, которых слушался во всем.
Когда Трофим повзрослел, старшие братья решили женить его. Однако именно здесь их смиренный младший брат в первый и единственный раз проявил непослушание: он желал стать монахом или остаться в миру, пребывая ради Господа в безбрачии. Братья попытались соблазнить его, подослав к нему красивую служанку. Однако юноша остался непреклонен, и братья прекратили свои попытки устроить жизнь Трофима по своей, а не по Божией воле.
Однажды, придя в храм, Трофим услышал проповедь местного священника. В ней были такие слова: «Храните измлада чистоту телесную и духовную. Ибо кто сохранит чистоту и восприемлет на себя ангельский, иноческий образ, Господь Бог сопричислит того к Своим избранным» (8 , 202).
Эти слова глубоко запали в сердце богобоязненного юноши, и он решил посвятить себя служению Богу в иноческом чине. Трофим тайно покинул родительский дом и отправился в странствие по северным городам и селам, ища святой обители, в которой он мог бы остаться.
Странствия привели его на Вологодскую землю. Около года Трофим под видом нищего странника прожил в городке Орлове, претерпевая ради Христа голод, холод и обиды от людей. Его добровольное страдание было вознаграждено Господом, который прославил Своего угодника даром чудотворений.
У боярина Якова Строганова тяжело заболел единственный сын Максим. Когда по просьбе отчаявшегося отца Трофим помолился Богу об его выздоровлении, мальчик поправился. Избегая славы от людей, Трофим удалился из Орлова в село Никольское на реке Виледь. Там по его молитвам Господь даровал исцеление другому смертельно больному малышу – двухлетнему Тимофею, сыну приказного человека Максима Федорова. Однако когда родители младенца стали благодарить Трофима, он смиренно ответил им: «Не ради меня грешного получил исцеление сей отрок, но ради веры вашей Господь спас его».
После этого Трофим покинул и село Никольское. Странствия привели его в Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь на берегу реки Камы. Здесь, по благословению настоятеля иеромонаха Варлаама, Трофим остался в качестве послушника. Позднее он был пострижен в монашество с именем Трифон. Несмотря на молодой возраст Трифона (к моменту принятия пострига преподобному Трифону исполнилось всего 22 года), его жизнь стала братии примером для подражания. Тяжелые монастырские послушания он выполнял с готовностью, без ропота; первым являлся в церковь на богослужения, строго постился, избегал праздного времяпрепровождения и разговоров. Спал молодой монах лежа на земле, а в летние ночи, обнажившись до пояса, отдавал свое тело на съедение комарам.
Однажды преподобный Трифон тяжело заболел. Сорок дней он находился между жизнью и смертью. Во время болезни Господь сподобил его видения: ему явился ангел-хранитель, чтобы по повелению Божию забрать его душу. Преподобный Трифон последовал за ангелом и при этом почувствовал в своем теле такую легкость, словно у него появились крылья. Внезапно он услышал голос, который сказал ангелу: «Ты поспешил взять его сюда, верни снова, где он был». Преподобный снова увидел себя лежащим на одре болезни. Рядом с ним стоял некий благообразный старец, в котором преподобный узнал святителя Николая Чудотворца. Он велел Трифону встать и идти. Когда же Трифон ответил, что не может этого сделать из-за крайней слабости, святитель Николай взял его за руки, поднял и благословил со словами «встань и ходи». После этого святой Трифон выздоровел. В память о своем исцелении он с тех пор особенно почитал святителя Николая Чудотворца.
За свои подвиги преподобный Трифон пользовался уважением со стороны братии. Оно еще более взросло, когда по его молитвам исцелились одержимая бесом девушка и больной младенец. За исцелением, за душеполезным словом к нему стали приходить люди. Однако у преподобного нашлись и завистники. В их числе были дьяк Василий и некоторые другие нерадивые иноки, оскорблявшие Трифона и распространявшие о нем всевозможные клеветнические слухи. Однако преподобный Трифон был равнодушен и к славе, и к поношениям. Он покинул Пыскорскую обитель и отправился вниз по реке на маленькой лодочке, найденной им на берегу Камы, моля Бога указать ему место, где можно было бы поселиться. Молитва его была услышана. Отплыв более чем на сто верст от Пыскорского монастыря и добравшись до устья реки Нижней Мулянки, он услышал голос: «Здесь подобает тебе пребывать». Этот призыв повторился трижды (52, 389). Преподобный Трифон понял, что Сам Господь велит ему поселиться в этом месте. Здесь он построил себе маленькую келью. Питался он травами, а также овощами, которые выращивал на небольшом огороде. Пустынное уединение преподобный скрашивал молитвой, трудом, а также чтением Божественных книг. Способность читать и понимать церковные книги Господь даровал преподобному Трифону после его усердных молитв: до этого святой Трифон был неграмотным.
Пустынное место, где поселился преподобный Трифон, пользовалось недоброй славой. По соседству обитали языческие племена остяков, а рядом с кельей преподобного находилось языческое капище и росла огромная ель, которой поклонялись местные язычники. На ветвях ели они развешивали свои дары – меха, полотенца, шелк, драгоценности. Язычники верили, что с человеком, дерзнувшим непочтительно отнестись к их заветному дереву, непременно произойдут неприятности. Демоны, жившие на месте капища, действительно устрашали и даже убивали тех, кто позволял себе посмеяться над почитаемым деревом или украсть что-нибудь из развешанных на его ветвях подношений. Поэтому остяки очень удивились тому, что рядом с капищем поселился какой-то бесстрашный пришелец. Вместе со своим старейшиной Зевендуком они пришли к преподобному Трифону, чтобы поглядеть на него и расспросить, как он осмелился устроить свое жилище в этом месте. На вопросы изумленных язычников преподобный Трифон ответил, что он – раб Господа Иисуса Христа, и рассказал им о Православной вере. Слушая преподобного Трифона, остяки несказанно дивились его словам. Их изумление достигло предела, когда преподобный Трифон уничтожил бесовское капище. Он готовился к этому подвигу четыре недели усиленной молитвой и постом. Затем, взяв с собой святую икону и повесив ее себе на грудь, он, как мужественный воин Христов, срубил посвященную бесам ель и сжег ее дотла вместе со всеми подношениями, висевшими на ее ветвях. Узнав об этом, местные языческие племена исповедали величие и силу христианского Бога и стали обращаться в Православие. Первыми приняли крещение дочери князя остяков Амбалы и князя вогулов Безяка (52, 389).
Пустынное уединение преподобного Трифона было прервано: братия Пыскорского монастыря, раскаиваясь в причиненных ему обидах, стала просить его вернуться в обитель. Преподобный Трифон, не помня обид, вернулся в монастырь. Здесь по его молитвам прекратились неполадки на монастырских соляных варницах. Преподобный исцелил своего недруга дьяка Василия, который тяжело заболел и слезно просил святого Трифона простить его.
Вскоре, тяготясь славой и известностью, преподобный ушел из Пыскорского монастыря и поселился на горе недалеко от реки Чусовой. Он устроил там часовню, на месте которой позднее возник монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Трифон прожил там девять лет. Покинуть эти места его заставил следующий случай: когда он выжигал участок леса, чтобы устроить на нем огород, огонь распространился на дрова, заготовленные местными жителями. Разгневанные крестьяне решили убить преподобного. Они сбросили его вниз с высокой горы, а когда обнаружили, что он жив, погнались, чтобы расправиться с ним. За преподобного Трифона заступился пользовавшийся в тех краях огромными влиянием и властью купец и промышленник Григорий Строганов. Однако и он посоветовал преподобному уйти с Чусовой. После этого преподобный Трифон снова отправился странствовать. На этот раз Господь привел его на Вятскую землю, где ему было суждено основать монастырь. В вятских краях в ту пору не было ни одной обители.
18 января 1580 года преподобный Трифон в обличье убогого, никому неведомого странника пришел в город Хлынов (спустя два столетия он был переименован в Вятку). В Хлынове была церковь святителя Николая Мирликийского. Помня, как когда-то святитель Николай исцелил его от тяжкой болезни, преподобный Трифон часто приходил туда молиться. Дьякон Никольского храма отец Максим Мальцов обратил внимание на странника-монаха и дал ему приют в своем доме. Постепенно и другие жители Хлынова узнали и полюбили преподобного Трифона. Когда же они услышали от него, зачем и почему он прибыл в их края, обрадовались и написали в Москву челобитную грамоту, испрашивая разрешение царя и митрополита на открытие в городе Хлынове монастыря. Грамоту эту отвез в Москву сам преподобный Трифон. Поездка его увенчалась успехом – разрешение на строительство монастыря было получено. Строителем обители митрополит назначил самого преподобного Трифона, рукоположив его в священный сан, а царь Иван Грозный пожертвовал для строительства монастыря землю, деньги, богослужебные книги и колокола.
Тем временем жители Хлынова, которые поначалу загорелись желанием построить в своем городе монастырь, охладели к этому богоугодному делу. Строительство обители шло очень медленно. Однако Господь не попустил, чтобы возведение монастыря прекратилось. В наказание жителям Хлынова за их нерадение с праздника Успения Пресвятой Богородицы до праздника Ее Рождества ежедневно шел непрекращающийся сильный дождь. В самый праздник Рождества Богородицы местный крестьянин Никита Кучков в сонном видении увидел Пресвятую Богородицу с небесными силами и святым Иоанном Предтечей. Матерь Божия Сама указала место для строительства монастыря, а также сказала, что за нарушение обета возвести в Хлынове обитель город постигнут пожар, голод и мор. Никита, устрашенный видением, рассказал о нем горожанам. В тот же день была заложена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как только совершилась закладка храма, дождь сразу же прекратился. Так было положено начало монастырю в Вятке. Так как главный храм его был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь также был назван Успенским.
С течением времени обитель, основанная преподобным Трифоном, разрасталась. Однако часть ее насельников стала высказывать недовольство строгостью устава, который ввел в своей обители преподобный Трифон. Эти лжемонахи, позабыв об иноческих обетах послушания и нестяжания, устраивали в кельях веселые пирушки, ходили в гости. Когда преподобный Трифон призывал их к покаянию, они не слушали его слов. Среди этих своевольников находились даже такие, которые ставили своему настоятелю условия – либо он отказывается от строгого устава, либо уходит из монастыря куда хочет. В конце концов они решились на предательство. Когда преподобный Трифон отправился за сбором пожертвований для обители, они тайно избрали другого настоятеля. Им стал монах Иона Мамин, бывший московский дворянин, не расставшийся со своей дворянской гордыней и любовью к роскоши даже в монастырских стенах. Иона был одним из ближайших учеников преподобного Трифона и пользовался его доверием. Однако стремление к власти и желание беспечальной жизни оказались для него сильнее любви и преданности своему старцу. Иона отправился в Москву, где по ходатайству влиятельных родственников был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря в Хлынове. Новый настоятель стал насмехаться над преподобным Трифоном и всячески притеснять его, а его келейник Феодор позволял себе еще более дерзкое отношение к преподобному – не только бранил, но и бил его, заключал в темницу. В конце концов святой Трифон был изгнан из монастыря, который он сам некогда основал и обустроил.
Преподобный не впал в отчаяние от этой несправедливости. По словам современного подвижника старца Паисия Афонского, «где Бог, там и рай». Жизнь же святого Трифона была поистине «жизнью во Христе». Он снова отправился странствовать. В Сольвычегодске ему предложил приют Никита Строганов. По повелению этого влиятельного человека преподобного Трифона поселили в сольвычегодском Введенском монастыре, предоставили ему хорошую келью, щедро обеспечивали всем необходимым. Однако преподобный Трифон не искал бесскорбного жития. Он решил отправиться в паломничество на Соловки. Строганов дал ему для этой цели судно, припасы и слуг. Однако на полпути на Соловки преподобный Трифон отпустил людей, продал судно и все, что на нем было, и отдал вырученные деньги в Вятский Успенский монастырь. На Соловки он прибыл в привычном для него обличье нищего странника.
Во время своих странствий преподобный Трифон основал монастырь в городке Слободском. Некоторое время довелось ему прожить и в Коряжме, в монастыре в честь святителя Николая.
Соловецкую обитель преподобный Трифон посетил дважды, последний раз – в 1612 году. Тогда во время пребывания на Соловках он почувствовал, что близится конец его земной жизни, и решил вернуться на Вятку, в свой родной Успенский монастырь, чтобы умереть там. Соловецкие иноки уговаривали его остаться, ссылаясь на долготу и тяжесть пути, но преподобный Трифон был непреклонен в своем желании вернуться на Вятку, в обитель, из которой он был неправедно изгнан и которую, тем не менее, не переставал любить.
15 июля святой Трифон пришел в Хлынов. Он отправил келейника к архимандриту Ионе с просьбой дать ему пристанище, однако Иона отказался дать приют умирающему старцу. Это сделал другой человек – давний знакомый преподобного Трифона диакон Максим Мальцов, который приютил его и ухаживал за ним как за своим отцом. Около недели преподобный прожил в его доме. 23 сентября, предчувствуя близость кончины, он снова послал к архимандриту Ионе с просьбой о пристанище. В Ионе заговорила совесть: он не только разрешил преподобному Трифону вернуться в Успенскую обитель, но и вместе с другими братиями, упав ему в ноги, умолял простить его. «Чадо мое духовное, Иона! Господь да простит тебя, – отвечал покаявшемуся ученику преподобный Трифон, – ибо это дело старого врага нашего диавола» (8 , 224).
8 октября 1612 года преподобный Трифон почил о Господе. Перед смертью он оставил в назидание братии завещание «жить в любви, неопустительно являться к церковным службам, хранить монастырское имущество, не иметь частной собственности и не держать в монастыре хмельных напитков» (8, 224) и, самое главное, – иметь между собою братскую любовь: «Молю вас для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна перед Богом» (51, 390).
Монастырь, основанный в Вятке (в послереволюционные годы город был переименован в Киров) преподобным Трифоном, сохранился до наших дней. Монашеская жизнь в нем возобновлена. Главный монастырский храм, Успенский, сейчас является кафедральным собором Вятки. В нем почивают святые мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца.
Несмотря на то, что преподобный Трифон мощами своими почивает в Вятке, многое в его земном житии было связано с Архангельской землей. Здесь он родился и провел юные годы. Здесь, в городах Сольвычегодске и Коряжме, а также в Спасо-Преображенской Соловецкой обители, он встречал радушный прием у своих земляков и собратий. Поэтому можно считать, что он является одним из покровителей не только вятской, но и Архангельской земли.
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве.
Преподобный Трифон Вятский
Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников-остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.
Рака со св. мощами преподобного Трифона в Вятской обители
Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела». Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.
Тропарь преподобному Трифону Вятскому, глас 4
Я ко светозарная звезда, / возсиял еси от востока до запада, / оставль бо свое отечество, / дошел еси Вятския страны и Богоспасаемаго града Хлынова, / в немже обитель во славу Пресвятыя Богородицы создав, / и, тамо на добродетель вперився, / собрал еси иночествующих множество, / и, сих наставляя на путь спасения, / был еси Ангелом собеседник, / и постником сопричастник, Трифоне преподобне, / с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.
Кондак преподобному Трифону Вятскому, глас 8
Д несь в начале основания добродетелем, блаженне, положил еси в души своей страх Божий, от юности взем крест свой, благочестно Христови последовал еси, ангельским образом облечеся и бысть монах предивен, в добродетелех цветяше, к будущим Богови простирался. И своей плоти, яко врагу, немилостив, отче, был еси, терпением явися, блаженне, яко злато искушено в горниле, но и ныне не забуди посещати чад своих, поминай нас, чтущих пресвятую память твою, да вси благодарне вопием ти: радуйся, премудре Трифоне, наставниче монахов.
Молитва святому преподобному Трифону, Вятскому чудотворцу
О священная главо преподобне отче наш Трифоне! Земный ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, страну Вятскую озаряяй чудесы, граду нашему стено и утверждение, бедствующым крепкий помощниче, обители твоея добрый хранителю, присный о нас к Богу молитвенниче и теплый о душах наших ходатаю! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище, еже целити недуги телесныя и отгоняти страсти душевныя и от всех зол избавляти с верою имя твое призывающих. К тебе убо прибегаем и тебе припадающе молимся: не презри нас, молящихся тебе и твоея просящих помощи, избави нас от враг видимых и невидимых, завистно на ны возстающих и яростию зверскою поглотити хотящих, изми нас невидимым предстательством твоим от смущения и бури и тмочисленных скорбей наших, за грехи наша нам прибывающих. О предивный и богоносный отче наш Трифоне! Скоро потщися на помощь нашу. Вознеси благомощную молитву твою ко Господу сил: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да потребит Господь от земли нашея вся неистовыя крамолы, и утвердит в ней безмятежие, мир и благочестие, да сохранит обитель твою святую, град наш и вся грады и веси страны нашея от глада и губительства, от мятежа и нестроения, от запаления и бури, от нападений вражиих и от тлетворных ветр и от всякаго зла. Умилостиви о нас благоприятными молитвами твоими Христа Бога нашего, еже избавитися нам от грех наших и наветов вражиих, яко да заступлением твоим и помощию в мире и тишине богоугодне зде на земли поживем, и в будущем веце да сподобимся части святых Господем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает и честь и поклонение, ныне и во вся веки. Аминь.
Собор Вятских святых
Прославление Собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского 21 октября 2007 года в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря. Возглавил празднование митрополит Вятский Хрисанф. Празднование Собору Вятских святых было установлено в тот же день. В число прославляемых в нем угодников Божиих входят:
- Прп Трифон Вятский († 1612, память 8 октября)
- Блж. Прокопий Вятский († 1627, память 21 декабря)
- Прп. Леонид Устьнедумский († 1654, память 17 июля)
- Прп. Стефан Филейский († 1890)
- Сщмч. Николай (Подьяков), прот. († 1918)
- Сщмч. Прокопий (Попов), прот. († 1918)
- Сщмч. Анатолий (Ивановский), свящ. († 1918)
- Сщмч. Виктор (Усов), свящ. († 1918)
- Сщмч. Михаил (Тихоницкий), свящ. († 1918)
- Прп. Матфей Яранский († 1927)
- Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский († 1934)
- Мц. Нина (Кузнецова) († 1938)
- Присп. Александр (Орудов), архим. († 1961, память 14 августа, 5 сентября)
Тропарь собору Вятских святых, глас 8
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты