Стихотворения Некрасова. «Размышления у парадного подъезда
Н.Н. Скатов отметил своеобразие названия этого стихотворения Некрасова: «высокое» слово «размышления» - указывает на «высокоодическую традицию, идущую от XVIII в.», прежде всего на известные оды М. Ломоносова («Утреннее размышление о Божием величестве»). И в то же время соединение «высокого» слова с прозаическим - «подъезд» - предполагает явно ироническое повествование. «Лжеторжественный» тон определяет своеобразие первой части стихотворения, которую исследователи называют «сатирической одой». Предмет сатиры - не «владелец роскошных палат», а жители города, поклоняющиеся даже не ему, а «парадному подъезду» перед его домом:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица <...>
Не сами «роскошные палаты», а «пышный подъезд» становится средоточием жизни «города», почитающего за счастье подъехать к «заветным дверям». Но если, описывая «убогие лица», Некрасов стремится показать разность человеческих судеб, то в начале стихотворения индивидуальность стирается. Используя синекдоху, говоря не о жителях города, а о «городе», автор передает поразительную общность горожан, «одержимых холопским недугом». Именно «недугом», ибо низкопоклонство, лесть Некрасов рассматривает как социальную болезнь, поразившую «город», а, в сущности, не только город, но и страну в целом. «Нет на Руси, вы знаете, / Помалчивать да кланяться / Запрета никому», - скажет один из героев более позднего некрасовского произведения. Не случайно «город» не назван: он становится символом русской жизни. Некрасов стремится показать не единичность проявления «холопского недуга». «По торжественным дням», «в обычные дни» - эти выражения подчеркивают неизменную повторяемость нарисованной автором картины. А потому и событие, описанное в первой части стихотворения, также не предстает как исключительное явление:
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», - говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых <...>
Описание мужиков, как и горожан, дается с помощью синекдохи. Множественное число органично заменяется единственным: «армячишка», «крест». Выражение лиц, одежда, жесты - одинаковы: «помолились», «подошли», свесили «русые головы», «некрасивы на вид», «выраженье надежды и муки». По справедливому наблюдению Н.Н. Скатова, герои «теряют единичность, конкретность» и «приобретают некую символическую всеобщность русского деревенского люда. За ними или, вернее, в них уже предстает как бы вся деревенская Русь, за которую они представительствуют, от лица которой они явились». Вместе с ними, пишет далее исследователь, к подъезду «подошла как бы целая страна, крестьянская».
Важно, что автор говорит о них: «пилигримы», как называли странников-богомольцев. Это определение исследователями истолковывается по-разному. Н.Н. Скатов писал о том, что это слово вызывает ощущение выжженного солнцем, скудного тенью Востока. По мнению Н.Г. Морозова, такое определение позволяет поэту достичь более широкого обобщения. Как и другой образ - «владелец роскошных палат», образ «пилигримов» открывает второй план: герои, «не теряя конкретных социальных черт, обретают сходство с нарицательными персонажами проповеднических притч о богатом и бедном». Но можно предположить еще одно объяснение: автор создает не просто образ неудачливых просителей, несчастных мучеников, а подвижников. С самого начала он стремится подчеркнуть глубокую религиозность мужиков. «Крест на шее», молитва при виде отдаленной церкви («Помолились на церковь вдали»), покорное смирение, упование на Божий суд, прозвучавшие в словах мужиков, не допущенных к чиновнику слугой: «Суди его Бог», - все эти детали создают образ глубоко религиозного народа. А религиозность, как точно сказал Н.Н. Скатов, обычно предстает у Некрасова «как символ высокой народной нравственности, способ искупления вины и способность в самом страдании обрести величие». При этом, отметим, что религиозность мужиков, их вера в высшую справедливость, вера в Бога не случайно противопоставлены безверию владельца роскошных палат:
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках <...>
Еще одна важная деталь подчеркивается автором в описании мужиков. Изгнанные от «парадного подъезда», мужики уходят, не смея надеть шапки («И покуда я видеть их мог, / С непокрытыми шли головами»). Эта деталь представляется исследователям доказательством рабской покорности, смирения, забитости народа в изображении Некрасова. Иной точки зрения придерживается Н.Н. Скатов, который не соглашается с теми исследователями, кто видит в этом доказательство «непоколебимой почтительности к вельможе»: «то, что они уходят с «непокрытыми головами», оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и трагический образ подвижников и страдальцев».
Интересно, что в рассказе о неудачной попытке мужиков-просителей попасть на прием к сановнику сам «владелец роскошных палат» не участвует: не он изгоняет просителей, а его слуги - такие же крепостные не впускают мужиков в дом. «Наш не любит оборванной черни» - эти слова, сказанные кем-то из слуг за запертыми дверями, конечно, отчетливо характеризуют и «владельца роскошных палат», чьи прихоти хорошо известны слугам, но они вносят и новую ноту в авторские размышления о русской жизни. Жестокость «людей холопского звания» - один из драматических мотивов некрасовской лирики, отчетливо обнаживший важную проблему: в страданиях народа нередко виновны и сами крепостные, ставшие слугами в господском доме. Они тоже поддерживают те несправедливые законы, которые установлены сильными мира сего. «Холопский» грех - страшный грех.
Следующая часть стихотворения - уже непосредственно обращена к «владельцу роскошных палат». Страстно и гневно звучит голос автора: призывы к «владельцу роскошных палат» сменяются словами отчаяния, пониманием безнадежности всех попыток пробудить сострадание в его сердце и гневными обвинениями в адрес сановника:
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру... <...>
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное горе зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Но предмет авторской сатиры - не только вельможа. Благополучие и процветание, всеобщий почет и уважение, которым окружен жестокий и безнравственный человек, открывают и подлинные причины трагедии народа: источник ее - в безнравственности общества, в «холопстве» и «холуйстве» общества перед сильными мира сего. Двойная мораль общества возносит над людьми недостойного человека:
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Тройная антитеза дается в этих словах: втихомолку - громкая, проклятье - хвала, а главное, как антитеза предстают проклинающая отчизна и восхваляющие люди. Все более проясняется тема стихотворения: Некрасов стремится рассказать не только о жестоких вельможах, отказывающим крестьянам в помощи. Предмет «размышлений у парадного подъезда» - нравственные законы, властвующие в стране, законы, созданные самим обществом и поддерживаемые им.
Именно эти законы и обрекают народ на трагедию. Мгновенно, поразительно расширяется художественное пространство стихотворения. Не мостовая перед «парадным подъездом», а вся русская земля предстает перед читателем. Предмет описания - не «русские люди», не «русский народ», а «русский мужик»: синекдоха позволяет достичь предельного обобщения, подчеркнуть при всей разности мужицких судеб - общность трагедии. В описании доминирует звуковой образ - стон. Глагол «стонет», повторяясь в описании разных и всегда несчастных человеческих судеб, превращает стихотворение в плач, создает тоскливую, печальную мелодию, напоминающую похоронный звон-стон:
<...> Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъездов судов и палат <...>
Беглое перечисление тех мест, где живет-страдает мужик, уже само по себе позволяет создать картину всеобщего горя: ибо каждое название - рудник, железная цепь, тюрьма, острог, бедный домишко - чрезвычайно емко и становится символом человеческой «недоли», само по себе заслуживает драматического повествования. Но еще более усиливает ощущение переполнившей русскую землю скорби звуковой образ - «стон». «Где народ - там и стон» - эта формула становится итогом авторских размышлений о русской жизни. Но смысл этой части стихотворения, которую исследователи называют «реквиемом», не только в том, чтобы вызвать сострадание к народу. Автор называет народ «сеятелем» и «хранителем». Поставленные рядом, эти определения обретают и новые значения и смыслы. Народ - «сеятель» не только потому, что засеивает русскую землю, бросает в землю семена. Он сеятель потому, что несет в сердце семена добра и справедливости, несмотря на пережитые страдания и невзгоды. Он - «хранитель», потому что он своим тяжким трудом обеспечивает богатство и благосостояние Руси, а в душе своей хранит ее нравственные богатства. Это высокое суждение о народе подготовлено тем рассказом, который автор поведал в первой части: создав образ чистых сердцем, незлобивых и глубоко верующих страдальцев-пилигримов.
Но характерно, что в завершающем стихотворение вопрошании, обращенном к народу, нет оптимистических нот. Нынешняя жизнь-трагедия, исполненная вековечного терпения, осмысляется автором как «сон»:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Эту сложную диалектику в некрасовском отношении к народу точно передал Ф.М. Достоевский, который писал: «Он болел о страданиях его всею душою, но видел в нем не один лишь униженный рабством образ, звериное подобие, но смог силой любви своей постичь почти бессознательно и красоту народную, и силу его, и ум его, и страдальческую кротость его и даже частию уверовать и в будущее предназначение его».
Это была осень 1858 года.В один из дождливых дней из окна своей петербургской квартиры на
Литейном проспекте Некрасов увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян. Эта сценка возмутила поэта. Гнев и недовольство властью вспыхнули в нем с новой силой. Он быстро отошёл от окна и принялся писать. Так появилось стихотворение. "Размышления у парадного подъезда".
Произведение отличается особой социальной острой, отражает горькую крестьянскую долю, тяжёлую жизнь крепостных, обличает и корит произвол власти.
Оно призывает народ скинуть оковы безволия и раболепия, бороться за свои права, свою свободу.
Стихотворения основано на антитезе:оно делится на 4 части, которые попарно контрастируют друг с другом. Так, в первой части автор описывает подъезд в обычные, "будничные" дни. К нему приходят прожектеры, старики, вдовицы и курьеры.Кто-то выходит радостный, "иные просители плачут", но каждый из них принят, выслушан.И лишь изредка, "по торжественным дням" к дверям подъезда подъезжают важные гости.
Вторая часть посвящена крестьянам, которые, вероятно, проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. На их лицах запечатлено "выражение надежды и муки", ноги стоптаны в кровь от доминой дороги.Однако швейцар остается безучастным, просители кажутся ему жалкими оборванцами. Он прогоняет мужиков, ссылаясь на то, что барин не любит "оборванную чернь", и захлопывает перед ними дверь. Крестьяне, будучи не в силах что-либо сделать, вынуждены повернуть назад, так и не добившись правосудия.
А барин, в то время как у дверей его дома разворачивается столь трагическая сцена, ещё спит. Жизнь представляется ему "вечным праздником", "аркадской идиллией" с обжорством, нескончаемым весельем и безмятежным сном. Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат.Образ роскошного барина, богатства, праздности резко контрастирует с образом деревенского мужика, нищеты и тяжелого труда. Но барину нет до этого дела. Судьба простого народа не волнует его:
" Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?"
Затем автор показывает нам, что такой случай не единичный. В заключительной части Некрасов переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Чтобы показать весть масштаб трагедии, поэт сравнивает ее с весенним разливом Волги, которая даже во время весенних разливов не так заливает поля "как великой скорбью народной переполнилась наша земля". Автор обращается к родной земле, ко всем её обитателям. Призывает крестьян "очнуться ото сна", перестать терпеть унижения, бороться за свою судьбу, правду и справедливость. Обращается он и к вельможам пытаясь воззвать их к честности, верной службе стране и всему русскому народу.
Народное горе эхом отзывается в сердце поэта, наносит ему глубокие душевные раны. С горечью и сожалением смотрит автор на современное ему общество. Но хватит ли у народа сил для пробуждения или его духовный сон будет длиться вечно? Этот вопрос Некрасов оставляет без ответа.
Обновлено: 2017-04-04
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» является программным произведением Некрасова. Ведь в нем отражается та непростая участь, которая выпадает на долю простых людей, для которых двери чиновничьих домов всегда оказываются закрытыми. Некрасов всегда был ближе к простому народу, чем другие поэты. И этот реализм выражается наиболее полно в данном стихотворении.
Форма и жанр произведения
Анализ «Размышлений у парадного подъезда» учащийся может начать с указания на жанр стихотворения. На него прямо указывает название произведения: по своему способу изложения оно представляет собой рассуждение. Однако оно является рассуждением не логическим, а художественным. Основная мысль произведения не высказана прямо, на определенные размышления читателя может натолкнуть прочтение стихотворения. Но и сами «основания» для этих выводов не даются в форме конкретных умозаключений. Читатель видит их в форме описанных поэтом художественных картин.
В анализе «Размышлений у парадного подъезда» школьник может подчеркнуть: само название произведения может вызвать в воображении читателя определенную картину. Читатель может «видеть» лирического героя произведения, который высказывает вслух наполняющие его ум размышления. Все стихотворение и построено в форме скрытого диалога. Иными словами, это разговор с «молчаливым» собеседником. Это определяет также и другие особенности произведения, к примеру его синтаксис, наличие риторических вопросов, восклицаний. Данный факт также можно указать в анализе стиха «Размышления у парадного подъезда». Непосредственные «размышления» рассказчика стихотворения предваряет описание парадного подъезда в торжественные дни. Однако уже со второй строки появляется напряженность, которая переходит в откровенную иронию лирического героя.
Анализ «Размышлений у парадного подъезда»: эпитеты и ирония поэта
Это настроение выражается эпитетом «холопский», который сочетается с метафорой «недугом». В отношении стиля данные приемы контрастируют с торжественной лексикой первой строфы. Анализ «Размышлений у парадного подъезда» показывает: ирония автора еще больше усиливается с помощью слова «гости». Ведь дальше подъезда швейцар не пускает тех, кто пришел к этой парадной. И завершается поэтическая характеристика гостей убийственным восклицанием лирического героя: «В том их призвание!». Оно заключается в том, чтобы страдать от «холопского недуга».
В анализе стихотворения «Размышления у парадного подъезда» школьник может упомянуть, что даже описание тех «убогих лиц», посещающих парадный подъезд в непраздничные дни, дается автором в слегка смягченном тоне. В нем уже нет иронии, хотя и сочувствия пока не наблюдается. В экспрессивном отношении та характеристика «убогих лиц», которую дает Некрасов, является переходом к следующей сцене. Здесь речь идет о мужиках, которых автор изображает с явным состраданием.
Вся сцена, которая имеет место у этого подъезда, толкает на горькие размышления о том, какая судьба постигла народ, и в чьих руках вообще она находится. Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» показывает: данные рассуждения оформлены поэтом в виде обращения лирического героя к вельможе, родной земле. С одной стороны, рассказчик высказывает иронию; но с другой, его произведение наполнено сочувствием. В дальнейшем сочувствие к мужикам переходит в сострадание к русскому народу.
Художественные средства
Произведение написано двумя размерами - трехстопным и четырехстопным анапестом. Рифмовка в стихотворении присутствует трех видов: перекрестная, кольцевая, а также парная. Анализ стиха Некрасова «Размышления у парадного подъезда» должен содержать в себе и перечисление тех средств художественной выразительности, которыми пользовался поэт. Это различные приемы: эпитеты («солнце пурпурное», «убогие лица»), фразеологизмы («аркадская идиллия»), риторические вопросы, обращения. Можно также найти и лексику, принадлежащую к высокому художественному стилю («пилигримы», «почил», «отчизна»).
История создания
Подготавливая анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, учащийся может указать, что основой для написания этого стихотворения послужила реальная история, которая случилась на глазах у Некрасова. Окна той петербуржской квартиры, в которой он жил, как раз выходили на парадный подъезд одного из тогдашних чиновников, министра Н. Муравьева. За кровавую расправу над польскими повстанцами в 1863 году он получил прозвище «вешатель». И во время больших праздников поэт мог наблюдать, как богатые кареты подъезжали к этой парадной. Они поздравляли Муравьева, также расписываясь в специально предназначенной для этого книжке, хранившейся у швейцара.
В будние дни же Некрасов видел, как со слезами на глазах к этой парадной приходили бедные просители - простые люди. Это были вдовы и сироты. Однажды поэт стал свидетелем ужасной сцены: дворник и городовой гнали от этого дома посетителей, прошедших, вероятно, очень долгий путь. Подробный анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, проводимый школьником, может содержать в себе и эту информацию. Ходоки-просители из дальних мест были большой редкостью в то время. И лишь только очень большая потребность и совершенно беспросветная нищета могли бы заставить пройти людей огромные расстояния.
Сцена, наблюдаемая поэтом из окна
В анализе стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» можно указать: об увиденной поэтом сцене свидетельствуют воспоминания супруги поэта, А. Я. Панаевой. Она пишет о том, что в один из дождливых осенних дней явились к дому крестьяне. Швейцар, подметавший лестницу, прогнал их. Тогда крестьяне попытались укрыться от дождя за выступом подъезда. Там они стояли, переминаясь с одной ноги на другую и дрожа от холода. Супруга рассказала поэту об увиденном. Некрасов подошел к окну как раз в тот момент, когда швейцар прогонял людей. Тогда поэт быстро отошел от окна и лег на диван. Через час он уже прочел супруге свое стихотворение.
Несчастье людей, которое не могло оставить равнодушным Некрасова
Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» демонстрирует еще раз, что угнетение, которое увидел поэт, потрясло его до глубины души. Так и родился замысел стихотворения. В течение длительного времени по причине цензуры напечатано оно быть не могло, и потому распространялось только лишь в рукописном виде. И в данном произведении муза поэта, которую сам Некрасов именовал «Музой гнева и печали», стала говорить без смущения уже в полный голос. Эта зарисовка стала настоящим приговором поэта действующей тогда власти. Ведь вельможа, обязанностью которого является служение людям, забота об интересах народа, спит. Его совершенно не интересует, какие несчастья и горести приходится переживать простым людям.
Безразличие чиновников
Между тем этот вельможа является, возможно, последней надеждой для этих просителей. Он абсолютно не испытывает страха перед наказанием небес, ведь в его распоряжении находится «кара земная». Его никак не трогает та безнадежность, в которой оказались его просители. Основной прием, который используется в этом произведении Некрасовым - антитеза. В анализе «Размышлений у парадного подъезда», кратко проводимом учащимся, можно подчеркнуть: поэт мастерски использует в произведении данный прием. Все стихотворения является противопоставлением идиллического существования вельможи и бедности голодных крестьян, от скромного дара которых отказывается даже швейцар.
Есть ли на Руси «вольготное» место для простого народа?
Лирический герой размышляет о том, возможно ли найти хотя бы небольшой клочок земли, где жизнь его могла бы быть «вольготной». Но такого уголка на просторах родины нет. Олицетворяет «народное горе» непосильный труд бурлаков, которым приходится тянуть по мелководью тяжелые корабли. И этот всенародный плач не может оставить равнодушным поэта. Найдет ли русский народ в себе силы сбросить это ярмо, начать новую жизнь? Некрасов не дает ответа на этот непростой вопрос в своем стихотворении.
«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану
Если школьник получил подобное задание по литературе, то анализ произведения Некрасова можно провести в соответствии со следующими пунктами:
- Автор стихотворения, название.
- Как было создано произведение (описать случай, увиденный Некрасовым).
- Тема (непростая судьба, которая постигла простых людей на Руси), основная мысль (у простого народа никогда не выйдет пройти в этот богатый подъезд).
- Композиция произведения (данное стихотворение состоит из трех частей).
- Лирический герой (у поэта он обладает такими качествами, как честность, близость к народу).
- Художественные средства (это антитеза, гипербола, эпитеты и другие приемы).
- Что думает учащийся об этом произведении.
| ...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных иму-ществ (М.Н. Муравьев). Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улёгся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». Некрасов совершенно переработан реальный жизненный материал, внеся темь! вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Всё это придало стихотворению обобщенносимволический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. В течение пяти лет стихотворение не могло появиться в русской подцензурной печати и ходило по рукам в списках. В 1860 году оно было напечатано Герценом в «Колоколе» без подписи автора с примечанием: «Мь! очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».
О чем данное стихотворение Н.А. Некрасова? (о царящей в мире несправедливости)
Как поэт характеризует мужиков, пришедших просить помощь у вельможи? («деревенские русские люди» с согнутыми спинами, одетые в самодельные лапти, в худой ар-мячишко)
Против кого направлен праведный гнев Н.А. Некрасова? (против людей, обладающих властью и невидящих нужды простого народа)
История создания
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.
Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.
Литературное направление, жанр
Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция, сюжет
Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.
Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.
Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.
Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.
Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.
Тропы и образы
Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.
Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.
В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).
После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный. Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты