Спас недреманное око, с избранными святыми. "христос анапесон" или "недреманное око" Спас недреманное око иконография
Средоточие композиции составляет образ Отрока Христа, с открытыми глазами почивающего на ложе; голова покоится на руке. Ему предстоят Богородица у изголовья и Ангел с рипидою у ног. Сверху слетает Ангел с восьмиконечным крестом, тростью и копнем в руках. В качестве фона избирается или пустынный гористый ландшафт, по греко-афонской традиции, или цветущий сад, отвечающий русским привязанностям.
На отдельных иконах Иисус Христос и Богородица имеют раскрытые свитки со словами диалога. К примеру, на псковской иконе середины XVI века в свитке Богоматери читается молитва: «Владыко Вседержителю, Сыне Мой, Боже Мой. Приклони ухо Свое, услыши молитву Матери Своея, молящу имя Твое святое...» У Спасителя в свитке надпись: «Что, Мати, убояся, видя Мя в чертозе лежаща, на кресте распята и во гроб положена. Возстану к славе... аду... отомщу». Обычай таким образом передавать беседу между Богородицей и Спасителем известен по византийским памятникам, впрочем, иной иконографии, начиная с XII века. Данный диалог, вопреки мнению, будто он особо подчеркивает идею заступничества Богородицы за христоносных людей, на наш взгляд, заставляет вспомнить тему «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зряща...»; это вполне органично вписывается в смысловой контекст Спаса «Недреманное Око», определяемый богослужением Великой Пятницы и Великой Субботы. Мысль о молитвенном ходатайстве Богородицы, по-видимому, действительно присутствует, так же как она присутствует в Богородичных песнопениях Великой Пятницы. Однако она перекрывается общей мыслью образа и как-то нарочито не выделяется.
Тип «Спас Недреманное Око» был сочинен на тексты пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Основной мотив содержания образа отвечает содержанию великосубботней службы и заключается в передаче необычного и сверхъестественного состояния Богочеловека по смерти, когда телом Он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал во аде с душою, как Бог, попирая смерть: «...сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на «Хвалитех», глас 2-й), «...спит Живот, и ад трепещет» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на «Хвалитех», глас 2-й).
В Ветхом Завете кончина Иисуса Христа и Его посмертные деяния были таинственно предзнаменованы в образе Иуды, одного из сыновей Иакова. «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49, 9). Блаженный Феодорит объясняет эти слова христологически: «...как лев и спящий страшен, так владычная смерть соделалась страшною и смерти, и диаволу... И слова: кто возбудит Его? - показывают неизреченное его могущество. Ибо сам Себя воскресил...» .
На утрене Великой Субботы поется стихира, сочиненная на указанное место Книги Бытия: «Приидите, видим Живот наш во гробе лежащь, да во гробех лежащия оживит. Приидите днесь, иже из Иуды спяща зряще, пророчески Ему возопиим: возлег уснул еси яко лев, кто воздвигнет Тя, Царю? Но востани самовластно, давый Себе о нас волею, Господи, слава Тебе» (служба на Великую Субботу, на утрене, стихиры на «Стиховне», глас 2-й). Ее исполнение приурочено к этому дню в той связи, что именно Великой Субботой совершилось все предначертанное ветхозаветным стихом.
Сравнение Христа со львом, помимо свойства льва даже спящим внушать страх и трепет, о чем говорил блаженный Феодорит, имеет основание и в других свойствах этого царственного животного. Христианские физиологи перечисляют три основных свойства льва, которые позволяют провести аналогию между Христом и ним: во-первых, спасаясь от ловца, он заметает свои следы хвостом, также Иисус Христос за воспринятой плотью сокрыл от диавола Свое Божество; во-вторых, он спит всегда с открытыми глазами, чем предупреждает приближение охотников; и, в-третьих, своим дыханием он оживляет на третий день мертворожденных детей . Вторая из этих особенностей - спать и бодрствовать одновременно - подсказала сюжет для образа «Спаса «Недреманное Око». Эту связь фиксирует статья «О недреманном оке Спасове» одного древнерусского сборника. В ней говорится: «Божественный апостол Павел глаголет, отчасти свидетельствует и отчасти пророчествует от Божественного Писания и от старческих бесед, но свидетельствует в Палее книге: львица рожает льва, а лежит лев три дни и три нощи умер, а львица над ним стоит, дондеже оживет и начнет царствовати надо всеми зверьми земными. И паки глаголет божественный пророк: почи и посла яко лев; львица есть Пречистая, лев есть Христос. Почи во гроб три дни и три нощи нездрема Божеством и сниде в преисподня страны земля, и сокруши верея вечныя, и воскресе тридневно, и нача царствовати надо всеми святыми. Лев спит единым оком, а другим зрит, тако и Христос поспа во гробе плотски и вся виде Божеством. А то есть Ангел Господень прообразует смерть Господню и держит трость и крест и губу» .
Та оригинальная черта иконы «Спаса «Недреманное Око», что Божественный Отрок спит с открытыми глазами, происходит как раз из этого символического сопоставления. На некоторых памятниках эта аналогия представлена вполне наглядно: в ногах Отрока-Христа изображен лежащий лев.
Таким образом, используя известное сравнение, тип «Спаса «Недреманное Око» выражает идею спасительной смерти Христа. Эта мысль, а также иносказательный принцип ее передачи делают возможным установить значения частных элементов композиции, таких, например, как одр и ландшафт. В первом, вероятно, надо видеть намек на гроб Господень, во втором - указание на место погребения. Таким толкованием достигается смысловая цельность образа.
История бытования иконографии «Спаса «Недреманное Око» берет свое начало в Византии раннего XIV века. Там она употреблялась исключительно в стенописях, обычно над входом в церковь. Многочисленные ее образцы находятся на Афоне.
На Руси тип стал известен с конца XIV - начала XV века и распространился в XVI столетии. Его одинаково часто можно встретить как в монументальном искусстве, так и собственно в иконописи.
Надписание образа единообразием не
отличается. Как один из вариантов возможно следующее. На
верхнем поле: «Безначального Тя Отца и Тебе, Христе Боже,
и Пресвятый Твои Дух, Херувимски дерзающе глаголема: Свят,
свят, свят Господь Саваоф». У Спаса на одре слова: «Господь
Сый Вседержитель и Бог, Провидящее Око и Недремлемо, посреде
земли на Кресте вознесся». Ниже одра: «Из Девы безмужныя
пройде, Бог в день седмый, Христе, приим от Нея плоть мысленну
и одушевленну, и истлевшее человеческое существо обнови»
.
Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.
Происхождение иконографии.
Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.
Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.
Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.
Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.
Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.
Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.
Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.
Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".
Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.
Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.
Серия сообщений "
Изображение воспроизводится по изданию: София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. М.: Радуница, 2000.
с. 332
¦
122. Спас Недреманное Око, с избранными святыми
Вторая половина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 40 × 33
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. 12871
Спас Эммануил возлежит на одре, находящемся в райском саду с фантастическими цветами. Одр покоится на скалистой горке с пещерой. Сверху из небесного сегмента на Христа сходят три луча света, слева Спасу предстоит Богоматерь, справа - ангел в далматике с лором, с Голгофским Крестом в руке. К одру слетает ангел с рипидой.
Этот иконографический тип известен в византийском искусстве с начала XIV века (фреска собора монастыря Протат на Афоне). Самые ранние из сохранившихся русских изображений «Спаса Недреманное Око» относятся к XVI веку. Изображение иллюстрирует текст 120-го псалма (ст. 2–7) : «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя... Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек». Эти строки указывают на охранительную символику изображения «Спаса Недреманное Око» и объясняют, почему оно часто во фресковых росписях помещалось над входом в храм.
На полях иконы расположены полуфигуры и фигуры святых.
- Неизвестный святитель;
- Алексий человек Божий (ум. 411) - один из наиболее почитаемых святых как западной, так и восточной Церковью 1 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. 1. Стлб. 118–119;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. 1. С. 32.
- Преподобный Макарий Великий (ок. 301–391). По месту рождения был египтянином. Оставил после себя множество посланий и бесед, отмеченных печатью аскетизма. Мощи св. Макария покоятся в городе Амальфи (Италия) 2 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1545–1546;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 345–346.
- Симеон столпник (ум. 459) 3 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2059–2060;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 162–163.
- Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) - церковно-политический деятель, второй игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 года, ученик преподобного Антония Печерского. Во время своего игуменства возвел многие монастырские постройки, в том числе Успенский собор. Преподобный Феодосий известен также как автор нескольких поучений 4 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2414;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 263;
- Словарь книжников и книжности Древней Руси XI - первой половины XIV в. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987. С. 457–459;
- Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1991. С. 249–250.
- Преподобный Антоний Печерский (XI в.) почитается как основоположник русского иночества. Принял пострижение на Афоне. Вернувшись в Киев, основал Киево-Печерский монастырь, ставший духовным центром Киевской Руси 5 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 190–191;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 50–51; СИРС. С. 24–26.
- Феодор Стратилат Гераклейский - святой воин, великомученик. Родился в городе Евхаит (Малая Азия), был римским военачальником в Гераклее. По приказу императора Ликиния за отказ отречься от Христа принял мученическую смерть в 319 году 6 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2412;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 253–256.
- Никита воин (IV в.). Константинопольский священномученик, принадлежал к племени готов. Крещение принял от Готфского епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Около 372 года при язычнике Атанарихе Никита был сожжен за проповедь христианства 7 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1641;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 20–22.
- Великомученица Екатерина (начало IV в.). Была дочерью правителя Александрии, тайно приобщилась к христианскому учению. По приказу императора Максимиана приговорена к мучительной казни. Мощи ее покоятся на горе Синай в Египте 8 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 848;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 182–183.
- Великомученица Варвара (?). Жила в III веке в городе Илиополе в Финикии. Казнена по приказу отца, знатного язычника, в 306 году. Мощи ее в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII - на Русь, в настоящее время находятся во Владимирском соборе в Киеве 9 ;
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 440;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 80–81.
- Великомученица Параскева Пятница (III в.). Дочь родителей-христиан, особо чтивших пятницу - день страстей Христовых. За проповедь христианства была подвергнута мучениям и казнена. На Руси почиталась как покровительница семьи, торговли (о чем напоминает название «пятницкие ярмарки»), домашнего скота, воды 10 .
- Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1761;
- Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 73–75.
Н. Бекенева с. 332
¦
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты