Российский «гефест» ужасает нато и игил. Уникальная система высокоточного наведения «Гефест
Модернизированные Су-24М "Гефест" находятся на вооружении частей ВВС трех военных округов
Москва. 5 мая. АвиаПорт - Фронтовые бомбардировщики Су-24М, модернизированные по теме опытно-конструкторских работ (ОКР) "Метроном" разработки компании "Гефест и Т", находятся на вооружении летных частей российских ВВС трех военных округов, сообщил "АвиаПорту" генеральный директор компании Александр Панин.
По его словам, строевые бомбардировщики Су-24М "Гефест" находятся на вооружении в летных частей Центрального, Западного и Южного военных округов. Модернизация Су-24М производится как в строю, так и на авиаремонтных заводах. В соответствие с гособоронзаказом на 2012 год также предусмотрена модернизация строевых Су-24М "Гефест". Ожидается, что в последующие годы модернизация Су-24М "Гефест" будет продолжена.
Гендиректор напомнил, что модернизация строевых бомбардировщиков Су-24М проводилась и продолжается на основании результатов двух опытно-конструкторских работ: "Гусар" ОКБ Сухого и "Метроном" компании "Гефест и Т". Модернизация по теме "Гусар" была проведена и завершилась модернизацией бомбардировщиков Су-24М двух эскадрилий (эксплуатируются в Восточном военном округе), модернизация по теме "Метроном" продолжается. А.Панин отказался назвать количество модернизированных самолетов, но отметил, что "речь идет о десятках машин".
Он также сообщил "АвиаПорту", что проведены летные испытания для оценки возможности информационного обмена между беспилотными летательными аппаратами и модернизированными по теме "Метроном" разработки компании "Гефест" бомбардировщиками Су-24М, и такая возможность подтверждена. В настоящее время проводятся научно-исследовательские работы по дальнейшему совершенствованию возможностей обмена информацией между пилотируемым и беспилотным ЛА.
Кроме завершения по ОКР "Метроном" и участия в серийной модернизации бомбардировщиков Су-24М, компания "Гефест и Т" модернизировала один бомбардировщик Ту-22М3. Все работы по модернизации Ту-22М3 на первой машине были выполнены за счет компании-разработчика СВП-24. Основой при модернизации "борта №37" стала специальная вычислительная подсистема СВП-24, первоначально разработанная для модернизации строевых самолетов Су-24М. Экипаж Ту-22М3 получил возможность автоматического обмена данными с другими самолетами, а наземный пункт управления - возможности автоматического управления, включая перенацеливание ударных групп в реальном масштабе времени. Новая прицельная система опробована в ходе боевой учебы летных экипажей стратегических бомбардировщиков. "Проведенные испытания модернизированного самолета признаны очень успешными, а в перспективе планируется модернизировать до 2020 года часть парка самолетов Ту-22М3", - отметил гендиректор.
По его сведениям, разработчик модернизации Ту-22М3 будет определяться конкурсом, который должно провести Минобороны, и компания "Гефест и Т" примет участие в планируемом конкурсе.
Модернизируемые самолеты оснащены специальной вычислительной подсистемой СВП-24. Новая подсистема позволяет наносить точечные бомбовые удары по наземным целям в сложных метеоусловиях. Она специально разработана для интеграции управляемых боеприпасов со спутниковым наведением, и состоит из комплекса бортового оборудования и наземного автоматизированного комплекса подготовки и контроля полетных заданий, связанных единым специализированным программным обеспечением. В СВП-24 реализована комплексная обработка информации с учетом большого количества факторов, влияющих на точность навигации и боевого применения, особенно при маневрировании самолета.
СВП-24 принята на вооружение в 2008 году и на сегодня является серийной. Система СВП-24 применима для боевого применения всей существующей и перспективной номенклатуры оружия, в том числе управляемого. Базовая система СВП-24 имеет модификации под применение по типам носителей - боевых самолетов, вертолетов. Так система СВП-24 позволяет устанавливать ее на самолетах L-39, МиГ-27, Су-24М, Ту-22М3, вертолетах типа Ка-50/52.
При модернизации Су-24М облик самолета и оборудование кабины не менялись. Замене подлежат лишь блоки прицельно-навигационного комплекса, причем новые блоки выполняются в меньшей размерности, но с теми же самыми посадочными местами и разъемами, что позволяет выполнять доработку самолетов в строевых частях силами ТЭЧ.
Первоначально ВВС прохладно отнеслись к разработке компании "Гефест и Т". Однако в 1999 г. интерес к модернизации Су-24MK проявили ВВС Алжира. Под Алжир проходил испытания Су-24M с неполным комплексом СВП-24, так как здесь главным подрядчиком выступил уже разработчик самолета. Результаты испытаний удовлетворили ВВС Алжира и с 2001 г. началась эксплуатация доработанных Су-24MK в ВВС этой страны. Алжир получил самолеты с новой версией программного обеспечения, поэтому эксплуатацию сопровождали представители разработчика СВП-24. Тем не менее, для российских ВВС были модернизированы несколько самолетов Су-24М с установкой на них СВП-24. В 2004 и 2005 гг. Су-24М "Гефест" блестяще отработали на учениях стран СНГ "Рубеж". ВВС провели анализ Су-24М с СВП-24 в опытной эксплуатации, а в начале 2005 г. оборудование СВП-24 рекомендовали к принятию на снабжение ВВС РФ. Очередным рубежом в затянувшейся истории Су-24М "Гефест" стал 2008 г. - в октябре систему СВП-24 официально приняли на вооружение ВС РФ.
Для многих зарубежных военных экспертов успешные действия российской авиации в Сирии стали неприятным сюрпризом. И их можно понять, ведь основную боевую нагрузку несут штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24, принятые на вооружение в 70-80-е годы. Столь же солидный «возраст» у большинства авиационных бомб, которые никак нельзя отнести к категории высокоточного оружия. В чём же секрет столь ювелирной точности нанесения ударов по объектам ИГ?
Бомбардировщики времён Второй мировой войны оснащались гравитационной системой наведения, которая была более или менее эффективна при «ковровом» бомбометании. Для точного бомбометания она не годилась.
Позже, в 60-70-е годы появились бомбы с лазерным наведением и теле-направляемые бомбы – «первенцы» нарождающегося класса высокоточного оружия. Общий их недостаток – зависимость от метеоусловий. Следующий этап – бомбы, наводимые на цель с помощью навигационных спутников.
Для того, чтобы превратить залежи старых бомб в высокоточные, американцы оснастили каждую из них системой JDAM, правда, при этом они значительно подорожали. Российские специалисты нашли гораздо более простое и менее затратное решение, создав специализированную вычислительную подсистему СВП-24. Система устанавливается на самолеты и вертолеты, причем доработка самих бомб не требуется.
Она пополнила арсенал бортовой электроники для решения целого комплекса задач по точному бомбометанию. С помощью системы ГЛОНАСС СВП-24 осуществляет онлайн мониторинг места положения цели и самолёта, его скорости, направления движения, а также основных метеоданных.
На СВП-24 поступают также данные от самолётов радиолокационного обнаружения, радиолокационных станций и других самолётов. «Переварив» весь массив информации, система рассчитывает траекторию полёта бомбы на цель. Лётчику остаётся лишь ввести координаты цели и продолжать полёт в заданный район. В нужный момент сброс бомб происходит автоматически.
Точность попадания - вопрос для военных людей главнейший, особенно для летчиков. Можно сбросить огромное количество бомб и в результате не причинить противнику никакого вреда или нанести всего один удар, и в «самое яблочко». Операция в Сирии российских Военно-космических сил демонстрирует рациональность использования боеприпасов, удивляющую наших друзей и недругов в равной степени. Самолеты там используются в своем большинстве не новейшие, а бомбы в основном и вовсе еще советские, которые пришлось бы в скором времени утилизировать, но точность ударов нашей авиации стала загадкой и для боевиков ИГИЛ, и для наблюдающих за ходом боевых действий представителей стран НАТО. Австрийскому изданию Contra Magazin, опиравшемуся на открытые источники, удалось ответить на волнующий многих вопрос о причинах столь высокой результативности российских пилотов.
Исторический экскурс
В годы Второй мировой войны на боеприпасы приходилась почти половина всех издержек, а в нацисткой Германии даже более того. Авиация союзников сбросила на немецкие города колоссальное количество бомб, от которых погибли сотни тысяч мирных людей. Во время последующих конфликтов американцы также отдавали предпочтение «коверным налетам», когда десятки и сотни самолетов разрушали все на огромных площадях в надежде на то, что и противнику достанется. Все рекорды побила Вьетнамская война, в ходе которой ВВС США израсходовали боеприпасов больше, чем всё человечество за всю свою прежнюю историю. Цифра вышла фантастическая, 14 мегатонн, из них больше половины приходится на авиабомбы. Стоило это пиршество смерти около ста десяти миллиардов долларов (тех еще, периода 60-х-70-х годов, когда в Америке хорошей зарплатой считалась сумма 600 $ в месяц). В общем, высокоточное оружие начали разрабатывать в первую очередь из экономических соображений. Военные специалисты подсчитали, что оно обеспечит трехкратное снижение издержек.
Концепция высокой точности
Классическая схема управляемой ракеты или самонаводящейся бомбы включает в себя встроенную автономную систему прицеливания, исполнительный механизм и рули, в общем и целом сходные с самолетными. Например, внутри крылатой ракеты размещен быстродействующий компьютер, вычисляющий оптимальный курс и выдающий решения на поддержание минимальной высоты полета. Естественно, машине необходимы внешние данные, и она получает их от бортового радара и других средств навигации. В этой области человечество добилось потрясающих результатов, и если бы от точности попадания зависело бы здоровье и счастье людей, планета избавилась бы от всех болезней и печалей. Один недостаток, однако, присутствует и в каждом образце военной техники, даже самой совершенной: она ошеломляюще дорогая. Недавно один сирийский беженец даже поделился своими соображениями по этому поводу, рассуждая о ситуации, при которой крылатая ракета «Томагавк», стоящая полтора миллиона долларов, убивает нескольких бедняков в пустыне, принятых за террористов.
После распада СССР независимой России достались тысячи самолетов и многие миллионы тонн боеприпасов, постепенно стареющих. Успехи советских авиастроителей действительно оказались серьезными, созданные ими образцы добротны, качественны и до сих пор используются, благополучно пережив второе тысячелетие и войдя в третье. Наряду с новейшими разработками отечественный Оборонпром уделял внимание модернизации проверенных временем самолетов, внося в них соответствующие изменения. Так родилась концепция управляемых боеприпасов, реализованная на практике.
Таинственный «Гефест»
В Сирии ВКС применяют и самые современные образцы самолетов, управляемых бомб, а также реактивных снарядов, но «рабочими лошадками» этой войны стали афганские ветераны Су-24 и Су-25, именно они несут основную нагрузку и выполняют большую часть боевых вылетов. На них, как оказалось, установлена особая аппаратура, позволяющая с высоты в шесть километров, куда не достают ПЗРК, наносить бомбовые удары по позициям боевиков ИГИЛ с точностью в несколько метров. Называется это оборудование СВП-24 (буквы расшифровываются как «специализированная вычислительная подсистема»), или иначе «Гефест», очевидно, в честь древнегреческого бога кузнецов. С помощью этой системы производится автоматический подсчет оптимальной точки отделения боеприпаса от самолета с учетом самых разнообразных факторов, имеющих тенденцию влияния на отклонение от траектории падения, включая параметры ветра, атмосферное давление и многое другое.
Модернизация боеприпасов
Идея доработки устаревших боеприпасов приходила в голову не только российским конструкторам, но и американским. Они даже разработали свою концепцию превращения обычных свободнолетящих бомб в сверхточные. Разумеется, в этом случае для обеспечения нужной вероятности попадания одного оборудования, смонтированного на борту самолета-носителя, недостаточно. Корректировка требуется в любом случае, в том числе с использованием спутниковых каналов от GPRS. Для этого на каждой бомбе меняется хвостовая часть, устанавливаются подвижные регулируемые рули, а также электромеханическая и электронная связь, обеспечивающая прием управляющих сигналов и их реализацию. Правда, цена остается высокой, при падении каждой единицы гибнет и установленная на ней схема управления, достаточно сложная и дорогая. В российском варианте все оборудование возвращается на базу вместе с самолетом-штурмовиком, что значительно снижает издержки в самом прямом экономическом смысле. Возможно, именно заинтересованность заокеанских оружейных фирм в масштабных заказах, приносящих огромные прибыли, диктует увеличение расходов на производство боеприпасов.
Программа «Гефест» дважды закрывалась
Начались работы по созданию системы прицельного бомбометания в компании «Гефест-Т» в 1996 году, а через шесть лет Министерство обороны их решило прекратить, склоняясь к модернизации бомбардировщика Су-24 по программе холдинга «Сухой». Стоял даже вопрос об оплате уже произведенных ПКР на сумму 50 млн. руб. Деньги компания взыскала через суд еще через четыре года, а затем начались работы по адаптации подсистемы СВП-24 к другим типам самолетов. Но в 2010 году их опять остановили. Как показала практика реального применения в боевых условиях, «Гефест» оказался очень удачным проектом. Возможно, этот случай станет очень полезным уроком и послужит поддержке инициатив талантливых разработчиков не только в оборонной промышленности.
Военная операция в Сирии для России обходится слишком дешево January 14th, 2016
Военные эксперты НАТО поражены точностью, с которой российские самолеты поражают цели в Сирии. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на австрийское издание Contra Magazin.
Основная мысль западных экспертов сводится к тому, что старые российские самолеты наносят удары старыми советскими авиабомбами ничуть не хуже, а часто еще и лучше, чем западная коалиция своим дорогостоящим и высокоточным оружием.
В Сирии, безусловно, есть новейшие российское бомбардировщики, и они выполняют самые сложные боевые задачи. Но основную тяжесть работы на фронте несут на себе старенькие Су-24 и Су-25, хоть и модернизированные. А на головы террористов падают бомбы еще советского производства, которые в огромных количествах находятся на складах вооружений. При всем этом точность бомбометания поражает и заслуга в этом российских военных инженеров, которые в результате введения технологии SITREP, позволили добиться этих результатов.
SITREP - это система, которая позволяет анализировать данные положения самолета и цели, скорость ветра, давление атмосферы и другие параметры, которые могут повлиять на полет бомбы и выбирает оптимальную точку бомбометания. Система позволяет с высоты до 6000 метров наносить удар с отклонением всего в 3-4 метра от цели, что для боеприпаса объемного действия и большой мощности не принципиально.
«В то время как как НАТО — в особенности США, — вкладывают громадные средства в высокоточное оружие и системы тотального контроля, Россия применяет свои технические возможности для минимизации затрат», — считает Contra Magazin.
Дело в том, что высокоточное оружие появилось как раз с целью сократить военные расходы. Основные траты приходятся на боеприпасы — Германия во время Второй мировой войны расходовала на них 60 процентов военного бюджета, СССР — почти половину. Во время войны во Вьетнаме США израсходовали 7,7 миллиона бомб, потратив на них и самолетовылеты как минимум 110 миллиардов долларов, но результата не достигли.
По расчетам, высокоточное оружие за счет поражения цели первым выстрелом (пуском, сбросом) обеспечивает трехкратную экономию только по боеприпасам. Если прибывать сюда расходы на топливо, обслуживание, жалованье военным, выплаты в случае гибели или ранения и т.д., — то выгода выходит колоссальная.
Правда, с выходом на пик популярности высокоточное оружие стало стремительно дорожать. Крылатая ракета Tomahawk — расходный материал высокоточной войны, — во время операции «Буря в пустыне» стоила несколько сотен тысяч долларов. Сейчас — полтора миллиона. Один 155-миллиметровый управляемый снаряд Excalibur обходится американской армии в 50 тысяч долларов (и это при условии крупносерийного производства). Большинство объектов, уничтожаемых таким дорогим способом, стоят в разы меньше.
Россия же применила излюбленный ассиметричный метод — при помощи новейшей технологии сделала высокоточными старые бомбы, которых в наследство от Советского Союза осталось великое множество.
Открыто об этом на Западе стараются не говорить, но Вашингтон уже формально признал, что военная операция в Сирии для России обходится слишком дешево, а российские ВКС могут бомбить еще очень долго.
Система СВП-24 «Гефест» расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и нанесении воздушных ударов. Использование нового прицельно-навигационного комплекса позволяет производить бомбометание со свободного маневра, не входя в зону поражения средств вражеской объектовой ПВО. Как говорят специалисты 2-го Командования ВВС и ПВО, в ходе боевого применения СВП-24 «Гефест» подтвердил все заявленные параметры – более чем в 3 раза удалось увеличить точность нанесения авиаударов Су-24М, а также надежность функционирования прицельно-навигационного комплекса. Значительно удалось повысить хронометраж суточного боевого налета.
Су-24 в настоящее время продолжает оставаться основой фронтовой бомбардировочной авиации страны. Су-24 или изделие Т-6 (по кодификации НАТО Fencer – фехтовальщик) – это советский/российский фронтовой бомбардировщик, имеющий крыло изменяемой стреловидности. Самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в сложных и простых метеоусловиях, ночью и днем, в том числе на малых высотах с прицельным поражением целей как на суше, так и на море.
По состоянию на 2011 год средний возраст российских бомбардировщиков Су-24, которые находились на вооружении ВВС, составлял 25-27 лет. Изначально около 60-70% парка этих самолетов планировалось заменить современными Су-34, а остальные самолеты модернизировать до варианта Су-24М2. Однако от варианта М2 все-таки было решено отказаться. По состоянию на 2012 год на вооружении российских ВВС находилось 124 бомбардировщика Су-24М. Полк Су-24М, дислоцированный на авиабазе «Шагол», будет оборудован системой СВП-24 «Гефест» до конца 2013 года.
Известно, что в 2009 году после окончательной оценки боевого использования модернизированных версий Су-24М во время Пятидневной войны, Минобороны России решило отказаться от дальнейшей модернизации имеющихся фронтовых бомбардировщиков Су-24М по варианту Су-24М2, предложенному компанией ОАО «Сухой» (ОКР «Гусар») и выбрало модернизацию Су-24М по варианту предложенному ЗАО «Гефест и Т».
В настоящее время модернизированные по данному проекту самолеты Су-24М находятся на вооружении 3-х военных округов страны – Западного, Центрального и Южного. При этом модернизация самолетов Су-24М по варианту, предложенному ЗАО «Гефест и Т», ведется как в строю, так и на авиаремонтных предприятиях. Со временем все имеющиеся на вооружении самолеты Су-24М получат новый прицельно-навигационный комплекс СВН-24 «Гефест».
При этом стоит отметить тот факт, что изначально представители российских ВВС достаточно прохладно отнеслись к разработкам компании «Гефест и Т». Но в 1999 году интерес к данной программе модернизации проявили ВВС Алжира. Под заказ данной страны проходил испытания Су-24М, оснащенный неполным комплексом СВП-24 «Гефест», так как здесь главным подрядчиком выступал разработчик бомбардировщика. Результаты проведенных испытаний полностью удовлетворили ВВС африканской страны и, начиная с 2001 года, в Алжире началась эксплуатация доработанных бомбардировщиков Су-24МК. При этом ВВС Алжира получили бомбардировщики с новой версией ПО, поэтому эксплуатацию самолетов сопровождали представители создателя СВП-24.
На этом фоне для ВВС России также было модернизировано несколько самолетов. В 2004-2005 годах эти машины отлично зарекомендовали себя во время проведения больших военных учений стран СНГ под названием «Рубеж». ВВС России провели комплексный анализ бомбардировщиков Су-24М, оснащенных новых прицельно-навигационным комплексом, в опытной эксплуатации и в том же году рекомендовали оборудование СВП-24 к принятию на снабжение ВВС страны. Однако история с Су-24М «Гефест» несколько затянулось. Все окончательно разрешилось только в октябре 2008 года, когда систему СВП-24 официально приняли на вооружение ВС России.
Использование комплекса СВП-24 позволяет добиться уменьшения стоимости авиационных комплексов при одновременном росте их эффективности, что возможно за счет «единой технологии»: построения бортовых систем на унифицированной элементной базе и на едином принципе. При этом в ходе модернизации Су-24М внешний облик машины и оборудование кабины пилотов не меняется. Замене подлежать лишь блоки прицельно-навигационного комплекса. Причем установка новых блоков, которые обладают меньшей размерностью, ведется в те же самые посадочные места и разъемы, что позволяет выполнять доработку бомбардировщиков прямо в строевых подразделениях силами техническо-эксплуатационных служб.
Установка на самолеты нового комплекса СВП-24 позволяет значительно повысить точность нанесения бомбовых ударов по наземным целям даже в достаточно сложных метеоусловиях. Данная система специально создана для интеграции управляемых боеприпасов со спутниковым наведением и состоит из наземного автоматизированного комплекса подготовки и контроля полетных заданий и комплекса бортового оборудования, которые связаны между собой единым специальным ПО. При этом в комплексе СВП-24 была реализована комплексная обработка информации с учетом существенного количества факторов, влияющих на точность боевого применения и навигации бомбардировщика, особенно во время маневрирования.
Комплекс СВП-24, принятый на вооружение в 2008 году, сегодня производится серийно. Данная система предназначена для использования всей существующей, а также перспективной номенклатуры вооружений, в том числе управляемых. Уникальность системы заключается в том, что она может быть модифицирован под использование с различными типами носителей – не только боевыми самолетами, но и вертолетами. Комплекс СВП-24 «Гефест» может устанавливаться на самолетах МиГ-27, Су-24М, Ту-22М3, учебно-боевом L-39, а также ударных вертолетах Ка-50 и Ка-52.
Постепенно новые бомбардировщики, оснащенные данной системой, поступают в строевые части. При этом отзывы боевых летчиков о новом прицельно-навигационном комплексе довольно однозначны: «в бой лишь на Гефесте». Использование СВП-24 позволяет добиться точности бомбометания обычными свободнопадающими бомбами сопоставимого с КАБ. А если принять во внимание фактор надежности вооружения, то вероятность поражения вражеских объектов Су-24М с СВП-24 обыкновенными бомбами даже выше, чем при использовании корректируемых авиабомб или УР, хотя бомбардировщик может использовать и все виды высокоточного вооружения – все те же КАБ и управляемые ракеты «воздух-поверхность».
Модернизация фронтового бомбардировщика Су-24М в Су-24М с СВП-24 служит очень хорошим примером комплексного подхода к проблеме. В сравнении с многими другими вариантами модернизации самолета, доработка компании «ГЕФЕСТ и Т» обходится очень дешево, однако в результате военные получают самолет, который в состоянии уничтожать цели обычными авиабомбами с точностью, доступной не всем современным КАБ. При этом бомбардировщик интегрируется в «цифровое поле боя», а диагностика всех бортовых систем машины ведется «по состоянию». Огромное количество плюсов, а минусов практически нет. При этом работы по доработке других российских самолетов отчего-то пробуксовывают.
И вот такой был в СССР Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
В СВП 24
Темп и эффективность российских ВВС (сейчас они называются воздушно-космическими силами, так что я буду называть их РВКС ниже) поразили западных военных экспертов. Не только количество самолето-вылетов втрое превышает то, которого смогли достичь США и страны НАТО, но российские бомбардировки удивительно точны, несмотря на то, что российские самолеты летают на высоте свыше 5 км, за пределами досягаемости ПЗРК. Они летают даже ночью и в плохую погоду.
Это еще более удивительно, если учесть, что большую часть работы делают Су-24 (приняты на вооружение в 1974 году) и Су-25 (приняты на вооружение в 1981 году). Большая часть задач в Сирии может быть решена этими двумя замечательными, но, честно говоря, древними самолетами, в то время как целью присутствия нового передового Су-34 являются его испытания (и, после того, как турки сбили Су-24, обеспечение защиты против воздушных атак). Что же происходит? Как Россия добивается таких почти чудесных результатов?
Это было достигнуто с помощью СВП-24.
Но сначала я должен описать процесс бомбардировки.
Простые бомбы “технологии Второй мировой войны” - гравитационные. Самолеты сбрасывали их с помощью протой системы наведения на цель, и они попадали (более или менее) в цель. Для ковровых бомбардировок это было нормально, для прицельных бомбардировок это было не идеально, но с учетом низкой скорости самолетов и малых высот, приемлемо. Но с увеличением скорости самолетов опоздание в сбросе бомбы в одну секунду могло привести к падению бомбы в 600-800 метрах от цели. К тому же, для некоторых укрепленных целей (командные пункты, мосты, и т. п.) нужно прямое попадание. Были созданы два типа направляемых бомб: направляемых лазером и телевизионно.
Бомбы, направляемые лазером, работают очень просто: самолет (или наводчик на земле) “указывает” цель лазерным лучом, и бомба имеет некоторую (ограниченную) способность спланировать к этому ясно видному освещенному пятну. Теле-направляемые бомбы тоже работают просто: ее телекамера направляется на цель, и бомба планирует к ней. Если бомба находится в определенной “зоне” (скорость, высота, направление), она попадет. Или промажет. Потому что даже крохотное облачко может резко снизить точность, что при нынешних скоростях самолетов может привести к промаху в сотни метров (кто интересуется, может почитать эту статью в Wikipedia).
Появление спутникового наведения открыло новую эру наводящихся вооружений. Впервые стало возможным использовать сигналы спутников GPS (для россиян - ГЛОНАСС) для наведения бомбы на цель. Бомбы, направляемые спутниками, были не только более точными, но они не зависели от погоды. Главной проблемой была их высокая стоимость. Еще одной проблемой было то, что склады были забиты старыми дешевыми ненаправляемыми бомбами. Что с ними делать?
Американцы придумали элегантное решение: JDAM (Joint Direct Attack Munition). JDAM набор был способом превратить “глупую” (ненаводящуюся) бомбу в “умную” (наводящуюся) путем присоединения к ней специальных приспособлений. Можете узнать больше из этой статьи Wikipedia https://en.wikipedia.org/wiki/... . Это решение позволило использовать старые бомбы, но не было дешевым: ~$25 000 за приспособление (по Wikipedia).
Русские придумали еще лучшее решение.
Вместо того, чтобы ставить приспособления на каждую бомбу и терять его каждый раз, русские поставили приспособление типа JDAM, но на самолет.
Это и есть СВП-24. СВП расшифровывается как “специализированная вычислительная подсистема”. Эта система постоянно отслеживает позиции смолета и цели (используя ГЛОНАСС), измеряет давление, влажность, скорость ветра и самолета, направление полета. Она может получать дополнительную информацию от самолетов AWACS, наземных станций, других самолетов. СВП-24 вычисляет параметры (скорость, высота, курс) при которых “глупая” бомба должна быть автоматически сброшена точно в момент, когда ее неуправляемый полет приведет ее точно к цели (в пределах 3-5 метров).
На практике это значит, что каждая старая (возраста 30 и более лет) российская бомба может быть доставлена старым самолетом с такой же точностью, как новые направляемые бомбы, доставленные новейшим бомбардировщиком.
И это еще не все. Летчику даже не надо думать о прицеливании. Он просто вводит точные координаты цели в систему, летит в нужный район, и бомбы сбрасываются автоматически. Он может сосредоточиться на обнаружении действий противника (самолетов, ракет, зениток). И самое лучшее, эта система может использоваться при бомбардировке с большой высоты, >5000 метров, куда ПЗРК не достают. Кроме того, облака, дым, погода, и время суток не имеют никакого значения.
Последнее, но не наименее важное: это очень недорогое решение. Россия может теперь использовать огромные запасы “глупых” бомб накопленные за время холодной войны, они могут доставить практически бесконечный запас таких бомб в Сирию, и каждая из них поразит цель с феноменальной точностью. Поскольку СВП-24 находится на самолете, а не на бомбе, ее можно многократно использовать.
Уже подтверждено, что СВП-24 установлены на российских Су-24, Су-25, Ту-22М3, вертолетах Ка-50 и Ка-52, заслуженных МИГ-27, и даже на тренировочном L-39. То есть, она может быть установлена практически на всех вертолетах и самолетах, от больших бомбардировщиков до маленьких учебных самолетов. Я уверен, что Ми-24 и Ми-35М в Латакии тоже оборудованы этой системой.
Вот как выглядят компоненты системы СВП-24 (фото с авиашоу МАКС в Жуковском):
СВП-24 демонстрирует, что хорошее инженерное решение, особенно хорошее военное инженерное решение, не должно быть дорогим или выглядеть привлекательно. Использование СВП-24 в РВКС уменьшило операционные затраты.
В заключение, я отмечу, что не все в российской армии розово и идеально. Компания, производящая СВП-24, должна была взыскивать деньги с министерства обороны через суд, и в самом министерстве было много противников СВП-24 (наверное, из-за влияния коррумпированных конкурентов). В конечном счете, проблемы были решены, и СВП-24 была поставлена в больших количествах, но для этого потребовалась долгая суровая борьба. Так что, как и в США, коррупция в России остается одним из опаснейших врагов вооруженных сил.
В любом случае, я надеюсь, что эта экскурсия “под капот” была вам интересна.
С Новым Годом, и всего наилучшего в 2016 году. Балобан (The Saker)
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты