Российские евреи - кто они? Кто же такие евреи.
Евре и - народ, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство - Израиль). Численность от 12 до 14 млн чел. (2006, оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых - идиш - входит в германскую группу языков.
Название
Самоназвание
Современное самоназвание ивр. יְהוּדִים, йеhудим ; на идише: ייִדן (й)идн ; на ладино: ג׳ודיוס джудиос .
Древним самоназванием является также бней-Исраэль - сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).
Происхождение слова «иудеи»
Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди ). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus , англ. Jew , фр. Juif , нем. Jude , польск. żyd , русск. иудей и т. д.
Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии - к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
Происхождение слова «евреи»
На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка «иврит»= еврейский)
Это самое первое самоназвание еврейского народа, и оно связано с происхождением праотца еврейского народа, Авраама, от Эвера. Многократно упоминается в книге Бытия
Буквальное значение слова «иври» - «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר) - «перейти»). Это дает возможность дополнительных толкований «пришелец с той стороны реки Евфрата» или «находящийся по другую сторону от всех народов».
Название в русском языке
Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Έβραίος; [hebrajos ], позднее [эврэос ], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי (иври ). Подобным образом происходит и латинское hebraeus , к которому восходят англ. Hebrew , нем. Hebräer , фр. Hebreu , итал. ebreo , исп. hebreo и т. д.
Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднепраславянскому *židъ - заимствование из итал. giudeo , и заимствовано из лат. judaeus - «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка - но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей .
Слово гебреи (hebraeus ) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.
Критерии еврейства
Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право - Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,
В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу - даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.
Если ещё в XVII-XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев - вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.
В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.
С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит.
Евреи - это сыновья Иакова. Как много разговоров о них! Кто-то уважает этих людей, кто-то презирает, но еврейский народ никого не оставляет равнодушным. Им присваиваются нелестные эпитеты, о них слагаются мифы и легенды, повсюду звучат анекдоты, в которых высмеивается их скаредность, мелочность и скупость. Так кто такие евреи?
Отдельное племя
Представители каждой национальности похожи друг на друга: китайцы принадлежат к единой монголоидной расе, у них схожий разрез глаз, цвет кожи, рост; итальянцы - это темпераментная и темноволосая нация; шведы отличаются светлыми глазами и волосами, а евреи абсолютно разные.
Если прогуляться по красивым и ухоженным улицам Тель-Авива, то можно заметить темнокожих мужчин в национальных одеждах, спешащих по своим делам, белокурых женщин, наряженных в роскошные восточные платья, бледных и худощавых студентов в строгих европейских костюмах. Что же объединяет всех этих людей, неужели общая история?
На вопрос о том, кто такие евреи, невозможно ответить без предисловия. Существует забавная и увлекательная легенда, гласящая, что в древности понятия «национальность» не существовало в принципе, и народы жили отдельными племенами, разговаривая при этом на одном языке. Продолжение известно даже детям: люди решили воздвигнуть высокую башню (до самого неба), чем и разгневали Всевышнего. Он разрушил незаконченное строение и в наказание разделил всех людей на национальности, говорящие на разных языках. Евреев же среди восставших против Бога не было…
Кто такие евреи? Для начала стоит развенчать самое распространенное заблуждение о том, что еврей - это национальность. На самом деле слово «еврей» очень тесно сплетено со словом «иудей», отсюда следует, что «еврей» - это религиозная принадлежность, вероисповедание. Любой человек, прошедший гиюр (процесс обращения в иудаизм), официально считается евреем.
Подведя итоги, можно ответить на вопрос о том, кто такие евреи. Ими могут стать и русские, и американцы, и немцы, и японцы, и жители любых других стран. Евреи - это те, кто принял еврейскую веру и все ее строгие законы, а также дети, рожденные от матери-еврейки, даже если впоследствии они открыто выступят против Торы и сменят вероисповедание.
Русскоязычные иудеи
Что означает понятие «русские евреи» и существуют ли такие? Безусловно, они существуют, но при этом резко отличаются от сородичей, проживающих в других странах. Прежде всего, меньшей религиозностью. Основная их масса относится к иудаизму также прохладно, как и к буддизму, к индуизму или к христианству.
В результате разделов Речи Посполитой состав Российской империи пополнили земли, на которых проживала основная часть иудеев. Уже к концу XIX века в России обитало почти 70% от всего еврейского народа. Эти люди - явление уникальное, это истина, которая не требует доказательств. Сформировалась особенная субэтническая группа, говорящая на русском языке, но при этом она принадлежала к нескольким культурам одновременно - русской и еврейской.
Русские евреи претерпели множество лишений. В 1908 году был принят указ, запрещающий им поступать в высшие учебные заведения. В офицерское звание не производились не только сами евреи, но и их потомки. Гонения, множественные запреты, ущемление прав и в конце концов холокост привели к массовой эмиграции евреев.
Сейчас в Израиле проживает одна шестая часть русских евреев. Они являются самой крупной этнической группой в стране и оказывают огромное воздействие на политическую и социальную обстановку. Интересно то, что для израильтян они русские, а для русских - евреи.
Нелюбовь к врагам
Почему евреев не любят? Евреи в России живут - этот факт не дает многим людям покоя. Возможно, дело в каких-то качествах и особенностях их нрава, присущих только этой нации? Скорее всего, нет. Что-то невидимое и незримое скрыто в них, это вызывает целую гамму чувств: от легкой и маловыраженной неприязни до откровенного отвращения. Существует предположение, что дело в зависти к их удаче, уму и богатству. Также есть более интересное и правдоподобное объяснение антисемитизму. Оно имеет духовные корни.
Даже ярые атеисты в глубине своей души не могут полностью отречься от мысли: «А вдруг Бог все же существует?», и если это действительно так, то люди не могут именовать себя хозяевами мира. Общество раздражает неистовая вера евреев в собственную богоизбранность. Антисемиты считают, что они претендуют на мировое господство, а также врожденное национальное превосходство. Иудейская концепция о мессии (мессианство) строится на том, что это не они назначили себя, а Всевышний выбрал их как хранителей и последователей учения о едином Боге (монотеизм).
Евреи в России всегда будут подвергаться нападкам, западная толерантность не приживется на этой территории. Религиозные фанатики не могут простить им сожжение Иисуса Христа; люди, для которых "Библией" является произведение Mein kampf, принадлежащее перу Адольфа Гитлера, также не поменяют своих убеждений.
Но еврейский этнос как будто полностью абстрагирован от мнений народа всего мира. И продолжает жить своей жизнью. Кстати, не забывая при этом делать акцент на собственной значимости и величине вклада в искусство, литературу, науку и т. д.
Евреи: фото
У еврейского народа есть особенности и во внешности, но не каждый человек способен отличить еврея от не еврея. С возрастом их черты становятся более выраженными. Считается, что еврея легко определить по носу - эта «выдающаяся» часть лица выдает национальную принадлежность. И действительно, тонкий, удлиненный нос с кончиком, сильно загнутым вниз - это черта, которой обладают многие евреи. Фото позволяет подробно рассмотреть этот признак.
Это характерный еврейский нос.
Была ли трагедия?
Холокост (всесожжение) - это слово, которое известно каждому человеку. История евреевхранит множество печальных фактов, но страшнее систематичного преследования и полного уничтожения не было ничего. Сколько же их погибло? В 1945 году была названа ужасающая цифра - 6 000 000 человек. Но современные исследования показали, что рассуждения о жертвах, исчисляемых миллионами, абсурдны и не подкреплены никакими доказательствами. Отрицание холокоста преследуется по закону. Почему же люди хотят скрыть правду и на чем основано утверждение, что погибло всего несколько сотен тысяч человек?
Ирвингисты (отрицатели) утверждают, что все это большая ложь и фальсификация, умышленное сокрытие исторических фактов. А делается это для того, чтобы хитрые евреи и дальше могли брать деньги у Германии, выставляя себя жертвами.
Основные аргументы ревизионистов:
- Отсутствие приказов об уничтожении говорит только о том, что их не существовало.
- Массовое исчезновение евреев - результат их переселения и депортации.
- Свидетельские показания евреев отличаются противоречием.
- Сожжение и отравление газом были экономически и технически невозможны в то время.
Люди разделились на два лагеря. Те, кто поддерживает евреев в этом вопросе, считают, что немцы, осознав, что война проиграна, начали создавать необходимую базу для отрицания холокоста. Как бы то ни было, людей погибло очень много. История евреев хранит множество свидетельств о массовых расстрелах и пытках, они сами называют все это одним коротким словом «шоа», что означает - "катастрофа, разрушение, крах".
Высший эшелон власти
Много мест заняли евреи в правительстве России. Причем они занимают самые престижные должности:
- Дворкович Аркадий Владимирович - заместитель председателя Правительства РФ.
- Шувалов Игорь Иванович - первый заместитель председателя Правительства РФ.
- Козак Дмитрий Николаевич - заместитель председателя Правительства РФ.
- Сечин Игорь Иванович - президент государственной нефтяной компании «Роснефть».
- Нургалиев Рашид Гумарович - министр внутренних дел РФ.
- Лавров Сергей Викторович - министр иностранных дел.
- Авдеев Александр Алексеевич - министр культуры.
Список можно продолжать очень долго. Ясно одно - евреи в правительстве России заняли практически все места. Часто можно услышать шутку о том, что Россия - это второй Израиль и огромное невспаханное поле для деятельности предприимчивых евреев. По неофициальным данным, их количество в правительстве составляет от 70-ти до 90 процентов. Причем началось это очень давно.
После царя к власти пришел Ульянов Владимир Ильич. Вождь не скрывал своей принадлежности к еврейскому народу, но не испытывал ни гордости, ни стыда по этому поводу. Его сменил Иосиф Виссарионович. Здесь мнения разделились: кто-то считает, что он - грузин, кто-то, что - осетин, кто-то, что он - еврей. Какие аргументы приводятся в пользу последней версии? Прежде всего, профессия его отца - сапожник. В те времена это являлось традиционным еврейским занятием. Ну, а главным доводом считается фамилия - Джугашвили. В переводе с грузинского «Джуга» - это "еврей". Таким образом, по-русски эта фамилия звучит как «сын еврея».
Евреи в российском шоу-бизнесе
Знаменитые евреи выступают на российской эстраде. Многие люди даже не подозревают о принадлежности любимых певцов и актеров к когорте еврейского народа. Ниже представлен их список:
- Анжелика Варум (Варум Мария Юрьевна) - дочь композитора и театрального режиссера. Фамилия деда - Робак, он был вынужден сменить ее во время Второй мировой войны.
- Леонид Агутин (Чижов Леонтий Николаевич) - родился в семье музыканта и учительницы. Девичья фамилия матери - Школьникова.
- Лариса Долина (Кудельман Лариса Александровна) - родилась в Баку. Мать - Кудельман Галина Израилевна.
- Жасмин. Родилась в еврейской семье.
- Лолита Милявская (Горелик Лолита Марковна). Мама - русская, отец - еврей, после развода иммигрировавший на родину - в Израиль.
- Борис Михайлович Моисеев - родился в тюрьме, мать - политическая заключенная (еврейка).
- Михаил Захарович Шуфутинский - родился в семье евреев.
- Музыкальная группа "Би-2" (Игорь Михайлович Бортник, Александр Николаевич Уман). Оба участника - евреи.
- Елена Воробей (Елена Яковлевна Лебенбаум) - родилась в еврейской семье.
- Максим Александрович Галкин - еврей по маминой линии.
- Владимир Натанович Винокур - появился на свет в семье строителя (Натана Львовича Винокура) - еврей.
- Леонидов Максим Леонидович - еврей.
- Олег Михайлович Газманов. Его мать - еврейка.
- Тамара Михайловна Гвердцители (Тамрико Гвердцители) - чистокровная еврейка.
- Марина Арнольдовна Хлебникова - еврейка.
- Клара Новикова - еврейка.
- Валерий Миладович Сюткин - польский одессит с еврейскими корнями.
Знаменитые евреи снимаются и в российском кино:
- Алика Смехова.
- Илья Олейников.
- Вениамин Смехов.
- Михаил Полицеймако.
- Иннокентий Смоктуновский.
- Леонид Филатов.
- Геннадий Хазанов.
- Александр Цекало.
- Инна Чурикова.
- Леонид Ярмольник.
Все эти люди - лишь небольшая часть евреев, которых в России все знают и любят. Кто-то является большим почитателем их таланта, харизмы, но даже не догадывается об их еврейском происхождении.
Список евреев, носящих звание национальных героев России, включает почти 200 фамилий. Все эти люди отличились перед отечеством и заслуживают доброй памяти и вечной благодарности. Вот некоторые из них:
- Драгунский Давид Абрамович - полковник гвардии.
- Волынов Борис Валентинович - полковник.
- Абрамов Шетиель Семенович - капитан гвардии.
- Баршт Абрек Аркадьевич - майор.
- Березовский Ефим Матвеевич - старший лейтенант.
- Блувштейн Александр Абрамович - майор гвардии.
- Бубер Леонид Ильич - лейтенант.
- Вайнруб Матвей Григорьевич - генерал-майор.
- Гельман Полина Владимировна - старший лейтенант.
- Дыскин Ефим Анатольевич - красноармеец.
Характер. Черты. Нрав
Многие люди верят в то, что черты евреев имеют свои особенности и принципиальные отличия от черт характера других людей. Еврейский этнос обладает положительными и отрицательными качествами (как и у любого народа). Евреи наделены повышенной приспособляемостью, всегда с легкостью ориентируются в новом месте, не испытывают дискомфорт. Самоуверенность и наглость - на их языке эти черты называются коротким и емким словом «хуцпа».
Евреи необычайно устойчивы к любым конфликтам, жизнерадостны и очень умны. Все это позволяет им добиваться необыкновенных успехов в любой отрасли, отмечается тяга к знаниям, повышенная способность к обучению. Они всегда приходят на помощь друг другу, а также противопоставляют себя другим народам.
Значимый вклад в науку
Российские евреи заняли нишу не только в политике страны, но и в науке, искусстве.
- Вольфкович Семен Исаакович (химик) - внес огромный вклад в развитие химии. Удостоен Сталинской премии второй степени за разработку технологического процесса комплексного использования фосфатного сырья с получением фосфорных и азотных удобрений, кремнефторида натрия и редких земель.
- Бернштейн Сергей Натанович (математик) - его диссертация была посвящена решению проблемы Гильберта. Он нашел условия аналитичности решения уравнений второго порядка эллиптических и параболических типов.
- Гинсбург Виталий Лазаревич (физик-теоретик) - Нобелевский лауреат, премирован за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
- Канторович Леонид Витальевич (математик) - лауреат Нобелевской премии за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.
О евреях существует один небезынтересный факт: 1/5 обладателей престижной Нобелевской премии - либо евреи, либо имеют еврейские корни. Это еще раз подтверждает силу и мощь их уникального интеллекта.
В искусстве этим людям также отведено много места:
- Осип Эмильевич Мандельштам - это всем известный русский поэт, родившийся в еврейской семье.
- Исаак Осипович Дунаевский - талантливый и знаменитый композитор еврейского происхождения.
- Маршак Самуил Яковлевич - поэт, детский писатель (еврей).
- Борис Леонидович Пастернак - выдающийся и почитаемый поэт, еврей по происхождению.
Таким образом, можно заметить, что евреи в правительстве, науке, искусстве покоряют невероятные вершины и не просто имеют успех, а производят настоящий фурор и переворот.
Гонимый и презираемый народ?
Но если они такие умные, успешные и талантливые, то неизбежно встает один вопрос: "Почему евреи - гонимый народ?" Они рассеяны буквально по всему миру, их пытались уничтожить, но вопреки всему они живы, более того, счастливы и сосредоточены на собственных великих свершениях. На самом деле вопрос носит риторический характер. Евреи, прожившие всю жизнь в России, конечно, отличаются от тех, кто родился на иудейской земле, но все же в их словах, жестах, поступках есть пренебрежение к «гоя», именно этим нелестным эпитетом награждаются люди - не евреи. Гой - это весь другой народ. И чаще всего это слово носит негативную окраску.
«Еврей - дворник»
Еврей - дворник - это короткий анекдот из далеких советских времен. Смысл шутки заключается в том, что эти люди никогда не занимались подобной «унизительной» деятельностью, они предпочитают высокооплачиваемые и престижные должности. Гордость, высокомерие и самолюбие - это неотъемлемые и основные черты евреев. Но наступил момент, когда ситуация начала меняться в худшую для них сторону. Переворотной стала знаменитая шестидневная война, в ходе которой израильские войска разгромили армии Египта, Сирии, Иордании и многих других арабских стран. Наступил период массовой эмиграции. Евреи в СССР систематично вытеснялись с руководящих постов.
Более 20 лет они получали отказы, пытаясь занять свое место под солнцем в стране Советов. Чтобы избавиться от них, принимались процентные нормы для приема в вузы. Все эти меры привели к мощнейшему движению еврейской эмиграции. В итоге сотни евреев начали спешно покидать территорию страны.
Фамилии евреев
Еврейские священнослужители имели два очень популярных титула - Леви и Коэн. Эти статусы передавались по мужской линии (от отца к сыну и т. д.). Именно эти слова послужили продуктом для образования целого ряда распространенных среди евреев фамилий:
- Каганский;
- Каганович;
- Каганер;
- Левит;
- Левинсон;
- Левитан;
- Левитанский;
- Левитин.
Более 3% еврейского населения носит фамилию Коэн, на втором месте стоит фамилия Леви (1,5%).
Многие фамилии являются производными от мужских имен. Если рассматривать это на простом примере, то можно взять русское имя Иван, добавить к нему окончание «ов» и получить широко известную фамилию Иванов. Тот же принцип действия и у евреев.
В России к имени добавляется суффикс «-ович/-евич», а в некоторых случаях «-ский/-чик». Получаются фамилии: Якубович, Беркович, Абрамович, Давидович.
Также популярны окончания «-бейн», «-штам», «-сон». (Давидсон, Якобсон, Аронштам, Гиршбейн, Мандельштам).
Фамилии могут образовываться и от женских имен. Например, фамилия Ривман произошла от имени Рива, Годельсон - от имени Голд, Цивьян - от имени Цива.
В главной еврейской книге - Торе - можно найти сравнения евреев с такими животными, как лев, осел, лань и т. д. Фамилия Йеуду отождествляется со львом, Нафтали - с ланью, Иссахара - с сильным и выносливым ослом.
Внешность тоже может стать поводом для образования фамилии. Файн - красивый, Шварцман - черный, смуглый, Штаркман обладает невероятной физической силой, встречались и забавные - Горбонос, Здоровяк, Беленький и т. д.
Вопрос «кто есть еврей?» является темой научных и популярных обсуждений, а также предметом жарких споров. Совсем не просто объяснить, кто такие евреи, кратко. Неопределенность вносят нечеткие грани между определениями еврейского этноса и еврейской национальной религии. И все же попытаемся найти ответ, кто есть еврей?
Что обозначает "еврей"?
Согласно еврейскому Священному писанию, Танаху, евреи вышли из Месопотамии – области в среднем течении рек Тигр и Евфрат, около 2 тыс. до н.э. Библейское слово иври дословно переводится, как “пришелец” с другого берега реки (вероятно Евфрата либо Иордана). Транслитерацией для библейского иври стало греческое х ебрайос (или эврэос) , от которого затем и образовалось русское понятие «еврей».
Еще одно русское определение «иудей», а также, cо временем принявшее отрицательную окраску, "жид " (заимствованное из итальянского giudeo ), сегодня обозначают религию евреев. А произошли они от греческого иудайос , которое было сконструировано для передачи библейского иехуди – потомок колена Иегуды. Сами же евреи в древние времена ассоциировали понятие “еврей” с национальной религией.
Можно ли стать евреем, не родившись им?
Итак, оба слова, и “еврей”, и “иудей” обозначают этнос. Но как определить этнос народа, который с давних времен живет в рассеянии и представители которого зачастую говорят на разных языках? Филон Александрийский, один из самых известных еврейских писателей древности, разделял жителей Александрии на евреев и остальных. Но как он отличал еврея от иного? Существовало ли какое-либо определение, согласно которому можно было дифференцировать людей? Можно ли было стать евреем, не родившись им?
Из библейской книги Эзра мы знаем, что браки с другими народами считались предосудительными, но, вместе с тем, достаточно распространенными. Кем считался в те далекие дни ребенок от смешанного союза? Наиболее древние из дошедших до нас источников – авторы эпохи Второго Храма – свидетельствуют, что принадлежность к еврейству определялась наличием отца-еврея. Иудаизм того времени был патрилинеальным.
Наследование еврейства по женской линии впервые стало известно лишь в талмудической литературе. По-видимому, это новация талмудических авторов, основанная на осуждении смешанных браков, которое можно найти в книге Эзра. Со временем матрилинеальный принцип стал общепринятым и вытеснил все другие формы наследственного приобретения принадлежности к еврейскому народу.
С давних пор иудаизм, не будучи миссионерской религией, был открыт для людей из иных народов. Основу этому усматривают в библейском законе, обязывающем сыновей Израиля радушно встречать пришельцев, оделять их хлебом и платьем. Со временем это трансформируется в институт прозелитизма, согласно которому прозелит – человек принявший новую веру – может войти в общину Израиля. Несмотря на то, что он сам был ограничен в возможности участвовать в некоторых храмовых церемониях, его потомки становятся равноценными израильтянами.
Для мужчин принятие еврейской веры подразумевало вступление в завет Авраама, т. е. обрезание, а иногда было необходимым и церемониальное окунание в воду. Долгое время конверсия в иудаизм не была институализирована, и человек, проживший немалое время в еврейской общине и принятый ею как свой, становился прозелитом. Со временем добавились требования, направленные на подготовку нового члена религиозной общины. Так, авторитет права 12 века, Моше Маймонид, предложил ввести предварительное принятие новообращенными всего комплекса заповедей. Процедуру конверсии начали выполнять религиозные суды, которые с переменным успехом занимаются этим и по сей день.
Сохранение этноса и религии
Унаследовав из древности проблематичность определений этноса и религии, современная еврейская культура не только сохранила ее, но даже в определенной мере усилила. Например, согласно Закону о возвращении, не только рожденный матерью еврейкой, но и происходящий от еврея по отцовской линии, а также новообращенный прозелит могут предъявить свои права на гражданство Израиля.
Древний народ, продолжая свою историю и постоянно обновляя свою самоидентификацию, нередко редуплицирует устоявшиеся структуры своих древних проблем, наполняя их новым содержанием.
: 71 500
ЮАР
: 70 800
Венгрия
: 48 600
Мексика
: 39 400
Бельгия
: 30 300
Нидерланды
: 30 000
Италия
: 28 400
Чили
: 20 500
Турция
: 17 600
Швейцария
: 17 600
Уругвай
: 17 500
Белоруссия
: 16 500
Швеция
: 15 000
Венесуэла
: 12 000
Испания
: 12 000
Иран
: 10 400
Латвия
: 9 700
Румыния
: 9 700
Австрия
: 9 000
Панама
: 8 000
Новая Зеландия
: 7 500
Азербайджан
: 6 400
Дания
: 6 400
Грузия
: 6 400
Традиционной религией евреев является иудаизм . Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Но следует понимать, что еврей - это национальность, а иудей - вероисповедание, религиозная принадлежность. Также можно отметить, что существуют приверженцы произошедших от иудаизма вероучений, которые не являются этническими евреями, например караимы , крымчаки или сообщество африканцев-иудеев . Верно и обратное - не все евреи исповедуют иудаизм.
Название
Евреи
Происхождение слова «иудеи»
Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди ) . В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus , англ. Jew , фр. Juif , нем. Jude , польск. żyd , рус. иудей и т. д.
Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды , впоследствии - к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
Происхождение слова «евреи»
Название в русском языке
Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος [hebrajos ], позднее [эврэос ], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי (иври ) . Подобным образом происходит и латинское hebraeus , к которому восходят англ. Hebrew , нем. Hebräer , фр. Hebreu , итал. ebreo , исп. hebreo и т. д.
В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века. Наиболее известным примером являются так называемые Нюрнбергские расовые законы .
Гиюр
Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר ), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм , миссионерство среди других народов запрещено и гиюр пройти нелегко. Но очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.
Периоды еврейской истории:
Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме
Древнейшая (библейская) история
Как народ, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана . По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфрата («хапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»).
Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай . Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова -Израиля.
На рубеже 2-1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида .
Эпоха Первого Храма
Эпоха Второго Храма
В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем - на амхарском и тиграй.
Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек).
Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X-XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.
На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов , говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде фомируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы, сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.
К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 миллионов. Из них 46 % (около 5,2 млн.) жило в пределах Российской империи , в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии (см. Черта оседлости). Ещё около 30 % жило в других странах Европы и лишь 14 % в Северной Америке. В Палестине тогда жило лишь 78 тыс. евреев.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, были систематически уничтожены около шести миллионов евреев Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала (см. Холокост). Приведенные цифры пытаются оспаривать отрицатели Холокоста .
Расселение в настоящее время и численность
Общая численность евреев в мире оценивается от 12 до 15 млн чел. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.
В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %) В дальнейшем доля евреев в СССР , не считавших разумным декларировать свою национальность , продолжала расти - вплоть до начала 80-х гг.
|
Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.
Этнические группы евреев
Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).
Другими этническими группами являются: арабские евреи ; лахлухи , персидские и бухарские евреи ; грузинские евреи ; горские евреи ; индийские евреи , романиоты , итальяним (ромим), фалаша и др.
Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов показывает, что основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение.
Близкие группы
По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. криптоиудеи и иудействующие.
Криптоиудеи - потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры:
- мараны («новые христиане») на Пиренейском полуострове, юге США, в Латинской Америке и на Филиппинах. Ныне частично присоединяются к еврейским общинам своих стран или переселяются в Израиль. Наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии;
- шуэтес (англ.) русск. - потомки крещёных евреев Балеарских островов;
- джадиды и чала (англ.) русск. в Иране и Средней Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы еврейской культуры;
- бета-абрахам (англ.) русск. (Эфиопия)
- неофити (англ.) русск. (южная Италия)
- дёнме в Турции.
Иудействующие - группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев:
- субботники Центральной России, Сибири и Закавказья;
- Прозелиты из Сан-Никандро (англ.) русск. (Италия)
- бней-менаше индийских штатов Мизорам и Манипур и бирманского штата Чин;
- телугу -язычные бней-эфраим (англ.) русск. в индийском штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году;
- абаюдая (англ.) русск. в Уганде;
- House of Israel (Гана)
- евреи Игбо (Нигерия)
- евреи Русапе (англ.) русск. (Зимбабве)
- насрани (Индия)
- кнаная (англ.) русск. (Индия)
- секлерские субботники (англ.) русск. (собматош) (Трансильвания)
- караимы и крымчаки (Крым)
- бантуязычные лемба в ЮАР и Зимбабве; и др.
Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян . Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.
Языки евреев
Традиционная культура
См. категорию Еврейская культураНеполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (см. также Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии , худерия (жудерия) в Испании и Португалии , меллах в Северной Африке , махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир - «сильный», парнас - «кормилец») и раввинатом.
Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века - полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный , но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.
С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма , распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.
Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В -1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) - в Западную Европу , Америку , Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину .
Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны . После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное
Сегодня во всем мире, согласно официальной статистике, насчитывается около 14 миллионов евреев. Существует мнение, что евреев значительно больше. Как мы уже говорили, по обычаям и происхождению различаются общины. На иврит есть два слова (отражающие два разных понятия), которые переводят на русский язык одним словом «община» – это кегила и эда.
Кегила - местная община, группа людей, живущих по соседству - в одном городе, квартале и т. п. - и посещающих местную синагогу (или синагоги, если их несколько). Кегила (мн. ч. кегилот) имеет свое управление, назначает раввина и выполняет другие организационные функции.
Эда. Евреи - единый народ, но на протяжении многих веков они жили в разных странах мира, среди разных народов. Это привело к образованию отдельных групп с разными языками повседневного общения, с несколько отличными обычаями и т.п. Каждая из таких групп называется на иврите эда (мн. ч. эдот). Сегодня крупнейшими эдот являются ашкеназы и сефарды.
Предки ашкеназов («ашкеназим» – от ивритского слова «Ашкеназ»: так в средние века евреи называли Германию) – около тысячи лет тому назад жили в немецких княжествах; еще 150 лет назад почти все ашкеназские евреи жили в России, Польше, Германии, Австрии, Румынии и Венгрии и пользовались в обиходе языком идиш. Сегодня ашкеназы составляют большую часть евреев Европы и Америки и больше половины евреев Израиля. Подавляющее большинство евреев России – ашкеназы.
Сефардами («сфарадим») сегодня обычно называют всех не-ашкеназских евреев. Однако сначала так называли евреев, происходивших из Испании. Испания на иврите – «Сфарад». Евреи были изгнаны из Испании и Португалии около 500 лет тому назад и расселились по разным странам – главным образом, вокруг Средиземного моря: в Италии, в Греции, на Балканах, в Северной Африке, в Турции; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и там создали свои кегилот. Затем в число сефардов стали включать и другие общины, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. На территории СНГ к сефардам относят себя грузинские, горские, бухарские и крымские евреи. Сефарды сегодня составляют большую часть евреев Турции, Франции и Голландии. В государстве Израиль несколько меньше половины евреев – сефарды.
Не только каждая эда, но и многие кегилот имеют и бережно сохраняют свои обычаи в рамках еврейской традиции; различия между ними, как правило, незаметны для человека, далекого от еврейского образа жизни, но важны для каждого, кто живет в данной общине.
Различия эти не противоречат тому факту, что все евреи – это один народ, а пестрота обычаев разных общин только обогащает еврейскую традицию и подчеркивает, что общим для всех них является единый источник – Тора. Более того, если бы не этот общий источник, можно было бы только удивиться тому, что за тысячелетия еврейской истории разные общины, удаленные друг от друга на тысячи и десятки тысяч километров, зачастую существовавшие как маленькие островки среди окружавших их гигантских и непохожих друг на друга цивилизаций, обнаруживают столь незначительные различия в традиции.
Вопросы для повторения
Какие названия существуют для обозначения еврейских общин? Откуда произошли эти названия? На какие группы делятся еврейские общины? Какие еврейские общины на территории СНГ и в мире относятся к ашкеназам, а какие – к сефардам? Есть ли разница в традициях разных еврейских общин?
Еврейские языки
Общим для всего еврейского народа является древнееврейский язык иврит. На этом языке говорили евреи еще несколько тысяч лет тому назад, на этом языке написаны Тора и большая часть остальных книг еврейской традиции, на этом языке молились и молятся евреи всего мира, этот язык сегодня – государственный язык государства Израиль. Еврейская традиция называет иврит «святым языком» – лешон кодеш) и даже сами ивритские буквы – святыми, так как на этом языке, согласно традиции, Вс-вышний произносил речения, посредством которых был сотворен мир.
Конечно, современный иврит – это не в точности тот язык, на котором говорили три тысячи лет тому назад; кроме того, и произношение слов на иврите в разных общинах неодинаково. Однако и сегодня израильский школьник может читать Тору без словаря, так как разговорный язык Израиля – это продолжение древнего иврита с добавлениями некоторых современных слов и понятий.
19 веков тому назад был разрушен Иерусалимский Храм, и большая часть еврейского народа была изгнана из своей страны (Эрец-Исраэль, см. главу «Земля Израиля», стр. 106). Еще до разрушения Храма иврит начал терять функции разговорного языка, этот процесс усилился после ухода народа в изгнание. Постепенно иврит практически перестал быть разговорным языком – на нем писали и читали, но не говорили. И только в начале XX века произошел переворот: под влиянием нескольких энтузиастов, выходцев из России, многие евреи, жившие в Эрец-Исраэль, стали говорить на иврите. Многие евреи видят явное чудо, дарованное Вс-вышним, в том, что язык этот возродился как разговорный за 20-25 лет – во всей мировой истории нет ничего подобного.
В течение долгого периода (закончившегося примерно тысячу лет назад) разговорным и литературным языком евреев был арамейский, близкий к ивриту и использующий тот же алфавит. На арамейском языке в то время велось изучение Торы, на нем написана существенная часть Гмары (см. «Главные книги еврейской традиции»). Существуют также и некоторые молитвы, читаемые на этом языке; так что и сегодня изучающий Тору еврей должен понимать арамейский язык.
Остальные языки, которые принято называть «еврейскими», были и остаются принятыми в разных еврейских общинах. Самый известный из них – язык ашкеназских общин, идиш, на котором и сегодня говорят и пишут сотни тысяч людей. Некоторые пренебрежительно называют его «жаргоном» и «искаженным немецким», но надо помнить: на идише писали книги еще тогда, когда не существовало литературы почти ни на одном европейском языке. Для бабушек и дедушек большинства российских евреев идиш был родным языком.
Другие известные еврейские языки – это джудезмо, называемый также ладино (на нем говорят потомки выходцев из Испании), горско-еврейский язык (язык евреев Северного Кавказа) и др.
Вопросы для повторения
Какие языки называются еврейскими?
Почему их так много?
Какой язык - основной еврейский язык? Почему?
Названия еврейского народа
У еврейского народа есть несколько имен. Причин тому много, и у каждого из этих имен – свое значение в традиции:
Еврей – на иврите иври – слово из Торы. Есть разные объяснения этого названия: от ивритского слова авар -«перешел» (или «пришел с другой стороны»); от имени Эвер – одного из предков еврейского народа. Легко догадаться, что слово иврит происходит от того же корня.
Израиль – на иврите Исраэль – имя, которое принял Яаков, один из праотцев еврейского народа (см. дальше), после событий, описанных в Торе, в результате которых он получил особое благословение Вс-вышнего. Собственно, евреи являются потомками Израиля (Яакова), поэтому встречаются также выражения: бней Исраэль – сыновья (т. е. потомки) Израиля и бней Яаков – сыновья (потомки) Яакова. Иногда также весь еврейский народ называют Бейт Яаков – «дом Яакова».
Иудей – на иврите йегуди - от Йегуда, имени одного из сыновей Яакова, потомками которого является подавляющее большинство живущих ныне евреев. От этого слова происходит название еврейской религии в европейских языках – «иудаизм» и название языка «идиш».
Вопросы для повторения
Какие названия есть у еврейского народа? Что они означают?
Еврейская земля
Несмотря на то, что в течение своей многотысячелетней истории евреи жили в самых разных странах, на свете есть только одна земля, которую традиция считает «еврейской». На иврите ее называют «Эрец-Исраэль» – «Земля Израиля».
Эта земля, согласно традиции, была дарована Вс-вышним еврейскому народу. Здесь прошла большая часть жизни праотцев еврейского народа (см. след. главу). На этой земле существовало еврейское государство до изгнания евреев. С тех пор все еврейские общины вне Эрец-Исраэль называются еврейской диаспорой (слово «диаспора» означает по-гречески «рассеяние»).
Тора рассказывает, что Вс-вышний заключил союз с праотцем Аврагамом (брит-Аврагам), согласно которому земля эта будет отдана потомству Аврагама (отсюда название «Земля обетованная»). И действительно, евреи в древности владели этой землей многие века.
Традиция говорит: придет время, и все евреи снова соберутся в Эрец-Исраэль. Поскольку государство Израиль, в котором сегодня проживают более 4 миллионов евреев, существует на части территории исторической Эрец-Исраэль, многие видят в его существовании знак приближения этого времени.
Подробнее об этом мы будем говорить в главе «Земля Израиля».
Вопросы для повторения
Какая земля является особой в еврейской традиции?
Что такое «диаспора»?
Первые евреи
Первым евреем был Аврагам живший около 3700 лет тому назад. Он, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков называются в еврейской традиции праотцами еврейского народа. Жена Аврагама Сара, жена Ицхака Ривка жены Яакова Рахель и Леа праматери евреев.
У Яакова было 12 сыновей: Реувен, Шимдн, Леей, Йегуда, Дан, Нафталп, Гад, Ашер, Исахар, Звулун, Йосеф и Биньямпн. В дальнейшем потомки каждого из этих сыновей образовали свои большие семьи – отсюда произошло выражение «Двенадцать колен (родов) Израиля». Когда-то каждый еврей знал, потомком какого из этих 12-ти родов он является. Название «Двенадцать колен Израиля» перешло и на весь еврейский народ.
В то время, когда почти весь еврейский народ жил в Эрец-Исраэль, у понятия «12 родов» было и географическое значение. Дело в том, что после завоевания евреями Эрец-Исраэль земля была поделена между этими родами. Расселение двенадцати колен Израиля мы можем видеть на карте на стр. 25. Однако названия наделов не совсем идентичны именам сыновей Яакова: нет земли Леви и Йосефа, но есть земли Эфраима и Менаше. Почему?
Дело в том, что род Леви – левиты (на иврите – левиим) - стал родом священников. Они должны были жить со всеми родами и поэтому не получили надела земли. В то же время род Йосефа к тому времени разделился на два: Эфраим и Менаше – по именам сыновей Йосефа, так что снова получилось 12 наделов земли.
Вопросы для повторения
Перечислите праотцев и праматерей еврейского народа.
Что такое двенадцать колен Израиля?
Кто еврей?
Мы уже несколько раз употребляли слова «еврей», «еврейский». А кто же считается евреем? В еврейской традиции существует четкий ответ на этот вопрос.
Первыми евреями были праотцы и праматери еврейского народа, о которых мы говорили выше.
Как мы узнаем дальше, в главе «Основные периоды еврейской истории», семьи 12-ти сыновей Яакова поселились в Египте. Примерно через два века их потомки были выведены Вс-вышним из Египта и в пустыне, у горы Синай, приняли Его учение – Тору. Все стоявшие при этом у горы Синай – евреи.
Во всех последующих поколениях еврейская традиция считает евреем каждого, у кого мать – еврейка.
Кроме того, у любого человека есть возможность стать евреем, присоединиться к еврейскому народу. Это делается не автоматически, так как Тора (в отличие от других религий) не обязывает весь мир стать евреями; для того, чтобы пройти гиюр – процедуру перехода в еврейство, – человек должен изучать Тору и доказать искренность своего желания жить по заповедям Торы. Нельзя, например, принимать в еврейство человека, который делает это из материальных побуждений. Традиция категорически запрещает не только «насильственный гиюр». Запрещено также убеждать иноверца перейти в еврейство. Перешедший в еврейство называется гер.
Бывали времена, когда совершение гиюра было опасно, так как власти карали за него смертной казнью – еще в XVIII веке это происходило в Польше и России.
История донесла до нас имена многих людей, которые перешли в еврейство, а затем они сами или их потомки прославились в еврейском народе.
Вопросы для повторения
Кто согласно традиции является евреем?
Можно ли стать евреем? Как называется процедура перехода в еврейство?
Евреи сегодня
Сколько евреев сегодня в мире? На этот вопрос, как ни странно, трудно ответить точно. Причин тому несколько.
Во-первых, во многих странах – например, в США, Англии, Франции, где число евреев велико – не существует точной статистики по национальному признаку.
Во-вторых, в тех странах, где евреи подвергаются сегодня или еще недавно подвергались дискриминации и преследованиям, евреи зачастую пытались скрыть свое еврейство.
В третьих, там, где процессы ассимиляции (смешения с окружающим населением) были особенно сильны – как, например, на территории бывшего СССР – живет сегодня много людей, чьи матери (или матери их матерей) были еврейками. Эти люди являются евреями по галахе, но зарегистрированы в официальных документах как неевреи и часто сами не знают о том, что они евреи.
Все это, конечно, сильно осложняет попытки определить точное число евреев в мире. Однако это число можно примерно оценить, используя данные местных общин, переписей населения, опросов и т. д. По результатам этих данных составляются оценки еврейского населения каждой страны – например, это сделал в «Атласе по истории еврейского народа» английский исследователь Мартин Гилберт.
Сводка таких статистических данных позволяет предположить, что сегодня на Земном шаре примерно 14 миллионов евреев.
Около 30% из них – больше четырех миллионов – живут в государстве Израиль.
Самая большая община диаспоры находится в США и насчитывает примерно пять с половиной миллионов евреев.
На втором месте в диаспоре – СНГ, где по официальной статистике проживает около полутора миллиона евреев. Учитывая сказанное выше об ассимиляции и о евреях, не знающих о своем еврействе, можно предполагать, что число это в действительности больше в несколько раз.
Относительно большие еврейские общины имеются также во Франции, на Украине, в Англии, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Австралии.
Вопросы для повторения
Назовите приблизительное число евреев, проживающих сегодня на Земном шаре. Почему нельзя определить это число точно?
Какие большие общины диаспоры вы знаете?
Лексикон
ашкенази
бней Исраэль
бней Яаков
Бейт Яаков
лешон кодеш
Эрец-Исраэль
Вам понравился этот материал? |
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты