Регистры голоса человека. Регистры
Oertel
указывает, что при пении фальцетом голосовые связки делятся на два колеблющихся отрезка, разделенных в середине длины каждой связки, где возникают неподвижные узловые пункты, находящиеся в состоянии покоя.
Rethi
считает типичным для фальцета процесс образования косых волн, которые никогда не возникают при низких голосах.
В среднем диапазон голоса у необученных певцов составляет полторы октавы, в процессе обучения диапазон голоса удается расширить до двух, а иногда и трёх с половиной октав. Диапазон голоса зависит также и от вида голоса. Очень большим объемом голоса обладает колоратурное сопрано, самый малый объём голоса имеют баритоны и меццосопрано. Для басов и альтов является характерным широкий диапазон голоса.
Согласно Tarneaud
нормальный диапазон голоса певца имеет следующие границы:
1) бас от С до е1,
2) баритон от А до а1,
3) тенор от Н до с2,
4) альт от е до а2,
5) меццосопрано от а до А2,
6) сопрано от с1 до с3.
Фомичев
предлагает несколько иную схему диапазонов голосов, а именно:
бас Е-f1 альт F-f2
баритон G - g1 меццосопрано А - а2
тенор С - с2 сопрано с1 - е3
Анализ приведенных схем показывает , что диапазоны одного и того же вида у певцов различных национальностей отличаются друг от друга, а индивидуальные различия бывают иногда очень значительными.
Грудной, головной регистры голоса
Понятие регистров легче всего объяснить на основании особенности строения, органа. В органе под названием „регистра" подразумевают комплекс труб, издающих одинаковые по тембру звуки и отличающихся от иного комплекса труб, издающих звуки иного тембра. В вокальном искусстве термином „регистр" определяют ряд звуков одного и того же тембра. Принято различать два регистра: грудной регистр и головной регистр.
Выше головного регистра имеется еще свистковый регистр. Этот регистр первым описал Leopold Mozart (отец знаменитого W. A. Mozart). Границы этого регистра начинаются от d3, е3,/3 и доходят до с4, e4g4, с5, а иногда и выше. Свистковый регистр обычно можно услышать в детских голосах.
Фомичев считает, что кроме грудного и головного регистра, существует еще и смешанный регистр, характеризующийся особенностями двух основных.
Тембр голоса грудного регистра точно так же, как и тембр голоса головного регистра зависит от целого ряда моментов: амплитуды дыхания, положения гортани, функции резонаторных полостей, а не только от того, как колеблются голосовые связки: полностью или только их края.
Пение в детских хорах без соответствующего наблюдения специалистов, чрезмерная перегрузка голосового аппарата в период полового созревания, а также форсирование голоса при заболеваниях голосового аппарата - всё это является частыми причинами разрывов регистров. Описанные явления не имеют специального значения для людей, не занимающихся профессионально пением, однако, голос людей, обладающих двумя регистрами, имеет большую выразительность, что особенно важно для лекторов и учителей.
В голосе необученных певцов во время пения forte звучит прежде всего грудной регистр, голос имеет „тёмную" окраску. При переходе на piano окраска голоса меняется на „светлую" и одновременно начинает звучать головной регистр, о чём свидетельствует вибрация спинки носа, костей черепа и т.д. Особенно ценным считается такой натуральный голос, в образовании которого берут участие, как головные, так и грудные резонаторы.
Ученик, обладающий таким голосом , будет делать большие успехи в изучении пения, т.к. ему не нужно тратить времени на выработку умения пользоваться головными резонаторами. Резонаторная функция и характер звучания голоса в отдельных частях диапазона зависят от особенностей анатомического строения голосового аппарата и деятельности мышечной системы.
1. Шумовой регистр
4. Свистковый (флейтовый) регистр
Это тот голосовой регистр, который идет еще выше головного! правда, этот регистр есть не у всех. У детей, как правило, он есть, а также у здоровых молодых вокалистов. А у людей, так сказать, постарше, он отсутствует. Эх, возраст..
5. Есть еще один вид регистра голоса - средний регистр (смешанный) . Но мы о нем не сказали, потому что он не является физиологическим регистром, но очень важен для общего понимания сути. Он появляется путем наложения речевого регистра на головной. Сейчас попробую описать, откуда он берется.
Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр
Итак, для начала нам нужно определить диапазон Вашего речевого регистра. Пропойте саму низкую ноту, которую только сможете взять. Найдите эту ноту на клавиатуре пианино (если нет пианино, воспользуйтесь онлайн пианино Pianoplays.com). Теперь поднимайте голос выше и остановитесь там, где Вам уже не удобно петь в речевом режиме, где голос уже срывается на фальцет. Теперь эту самую высокую ноту также найдите на пианино. Таким образом, расстояние от самой низкой ноты Вашего речевого голоса до самой высокой - это и есть диапазон Вашего речевого (грудного) регистра.
Теперь определим диапазон Вашего фальцета (головного, верхнего регистра голоса). Но начните его определять сверху: спойте фальцетом самую высокую ноту, которую только сможете взять. Найдите ее на пианино. Постепенно голосом двигайтесь вниз до тех пор, пока он (голос) не перейдет на речевой режим. Найдите эту крайнюю ноту на пианино.
Если Вы все внимательно сделали и нашли крайние ноты обоих регистров на пианино, то должны были заметить, что оба этих регистра как бы накладываются друг на друга. Т. е. несколько самых высоких нот речевого диапазона являются несколькими самыми низкими нотами головного диапазона. Посмотрите, о чем я говорю:
Таким образом, те ноты, которые находятся в районе наложения, можно спеть как речевым, так и головным голосом. Этот район наложения и является Средним (смешанным) регистром .
Переходим на следующий урок, где мы с Вами узнаем о том, как "прокачать" этот самый средний регистр, чтобы брать высокие ноты!
Конспект занятия
Количественный состав: 15 человек.
Оборудование: компьютер, акустические колонки,плакаты, песня и фонограмма.
II. Тема занятия: «Регистры певческого голоса».
III. Тип занятия: комбинированное.
IV. Форма занятия: учебно-практическое.
V. Цель и задачи занятия.
Цель: Углубление знаний воспитанников по основам вокального искусства.
Задачи:
Образовательные:
· познакомить воспитанников с регистрами певческого голоса;
· познакомить детей с вокальными упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров;
· сформировать у детей представлений о регистрах певческого голоса на примерах вокального творчества современных эстрадных исполнителей.
Воспитательные:
·воспитывать у детей интерес и любовь к вокальному творчеству;
·воспитывать у детей любовь в Родине посредством изучения вокального репертуара;
·воспитывать у детей чувство коллективизма, трудолюбие, навыки усидчивости и самоорганизованности.
Развивающие:
· развивать творческий потенциал воспитанников, восприятие;
· развивать коммуникативные навыки и психические процессы воспитанников: память, воображение, внимание.
VI. Методы обучения:
· словесные: беседа, объяснение, обсуждение;
· наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;
· практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;
· объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение детьми готовой информации ;
· репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога ;
· методы вокального обучения: концентрический, , показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
· VII. Структура занятия
VIII. IX. Содержание занятия
п/пЭтап занятия
Действия воспитанников
Особые отметки
Время
Вводная часть
2 минуты
Организация начала занятия
Приветствие. Создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе. Настрой на работу.
Вход в класс. Приветствие друг друга.
2 минуты
Основная часть
38 минут
Введение в тему занятия
Вступительное слово педагога. Диалог педагога с детьми.
Ответы детей на вопросы педагога.
2 минуты
Повторение изученного материала. Определение темы занятия.
Разгадывание детьми кроссворда по изученным ранее терминам и понятиям.
Ответы на вопросы кроссворда. Определение темы.
3 минут
Объяснение темы занятия
Объяснение педагогом новой темы «Регистры певческого голоса».
Восприятие новой темы. Усвоение материала посредством объяснений педагога и практической деятельности: восприятие музыки, слуховой анализ вокального исполнения произведения.
10 минут
Физкультминутка
Игра «Что изменилось».
Участие в игре
5 минут
Вокальное развитие
Дыхательная и гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров.
Работа над песней «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.
Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Освоение новых вокальных упражнений по показу и объяснению педагога.
Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров при исполнении песни.
18 минут
Заключительная часть
5 минут
Подведение итогов занятия.
Рефлексия. Домашнее задание.
Анализ занятия, полученных знаний, умений и навыков.
Ход занятия
I.Вводная часть
Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети входят в класс.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном еще осень, солнышко пригревает холоднее, и как вы думаете, что это значит? (наступает зима). Солнечные лучики мало стали приносить тепла, но все же у нас отличное настроение.
Педагог: давайте начнем наше занятие.
II. Основная часть
Педагог: Уже давно мы с вами знакомимся с «Основами вокального искусства» и многому уже научились. Это большой и очень важный раздел в нашем учебном курсе по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на таких занятиях?
Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене.
Педагог: молодцы! А сейчас ответьте мне на вопрос своими словами: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»
Дети: Дыхание.
Педагог: Да, дыхание – это основа пения. Какие виды дыхания вы знаете, и какой вид самый важный при пении?
Дети: Грудное, диафрагменное и смешанное . Самым важным и правильным видом дыхания при пении считается диафрагменное дыхание.
Педагог: И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и так именно звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса».
Педагог: Что же это такое?
· Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.
Педагог: Запомните это определение. В конце занятия вы получите памятки с основные понятия по данной теме, и вы сможете дома их выучить.
Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.
Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.
Педагог: Грудной регистр - нижний регистр.
При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).
Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?
Дети: В области груди.
Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.
Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.
Русская народная песня «При лужке» в исполнении дуэта Пелагеи и Михаила Горшенёва.
Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения.
Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?
Дети выполняют упражнение.
Дети: В области головы (лица, носа).
Педагог: Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые. Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Например, Владимир Пресняков - младший, который широко используют верхний регистр в своём пении. А оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.
Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя» в исполнении певца Владимира Преснякова. Он при пении использует фальцетный регистр.
«Замок из дождя» сл. К. Кавалерян, муз. В. Пресняков, в исполнении Владимира Преснякова - младшего
Педагог: Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.
Педагог: Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса. Продолжаем наше знакомство – неосновные регистры.
Педагог: Шумовой неосновной регистр, именуемый «штро-бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос. Использование этого регистра при пении можно услышать у В. Высоцкого, М. Шуфутинского, Г. Лепс, А. Маршал. Особо яркий пример – это исполнение Профессора Лебединского.
Послушайте песню «Я спросил у ясеня» в исполнении Профессора Лебединского. Она при пении использует шумовой регистр - "штро-бас".
Песня «Я спросил у ясеня», сл. В. Киршон, муз. М. Таривердиев, в исполнении Профессора Лебединского
Педагог: Значительно реже используется ещё один неосновной регистр голоса, называемый «свистковый» или « », который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. Развит чаще всего у женщин, в мужских голосах этот регистр встречается довольно редко. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас.
Послушайте песню «Опера» в исполнении Витаса.
Педагог: Вот мы с вами и познакомились с регистрами певческого голоса. Основными, более применяемыми певцами регистрами считаются – грудной и головной – «фальцетный». Существует такое понятие – «переходные» ноты. Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено на разном диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.
Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.
Педагог: Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.
Игра «Что изменилось»
Один ребенок осматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.
Педагог: Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям.
Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.
Дети встают для распевки.
Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.
1. Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.
2. Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.
3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.
4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.
Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.
Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.
1. Закрытым звуком («мычим») делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.
2. На звук «тпру» делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.
Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». Эта песня вам уже знакома, мы над ней уже хорошо потрудились. Песня в вокальном исполнении сложная, в ней встречаются элементы двухголосия. Мелодия песни не простая, скачкообразная, требует исполнения, как в грудном, так и в головном регистрах. Требуется развитый голосовой диапазон. При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.
Сначала мы пропоем мелодию, затем под минусовую фонограмму.
Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров, ансамблем при исполнении песни «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.
Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.
Дети садятся на стулья.
3. Заключительная часть
Педагог: Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?
Дети: Лучи.
Педагог: Совершенно верно! Я предлагаю вам подарить нашему солнышку лучики, но чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.
Дети дают ответы. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно, как ребенок усвоил материал.
Педагог: Посмотрите на экран. На нем вы видите основные понятия по теме занятия. Подумайте, все ли мы вспомнили?
Дети отвечают.
Педагог: А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики.
Дети совместно с педагогом прикрепляют лучи к солнцу.
Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его Друзьям! Улыбнитесь – это Просто! Лучик Солнца – это ВАМ!!!
Педагог раздает каждому ребенку по лучику солнца.
Педагог: Посмотрите, ребята, это не простые лучики.… Они дадут вам знания по основным понятиям нашего занятия. Дома хорошо изучите их и запомните. Договорились?
Дети: Договорились.
Педагог: Спасибо вам за работу!
Педагог: До свидания!
Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети выходят из класса.
1. Определение «Регистр певческого голоса»
2. Основные регистры:
· грудной;
· головной – «фальцет».
3. Неосновные регистры:
· шумовой или «штро-бас»;
· «свистковый» или «флейтовый».
Используемая
1. Белоброва У. Ю. Обсуждение вопроса диапазона, регистров и локализации тона для учеников среднего и продвинутого уровня подготовки //mar. ucoz. ru/publ/obsuzhdenie_voprosa_diapazona_registrov_i_lokalizacii_tona_dlja_uchenikov_srednego_i_prodvinutogo_urovnja_podgotovki/
2. Млечко Т. А. Методы вокального обучения в классе сольного пения //www. arts. adygnet. ru/bibl/izd%20arts/2/untitled-12.htm
3. Регистры голоса http://www. guitarvocal. ru/vocal8.html
Трактовка классическая .
Регистр - это ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного ов различают грудной, головной и смешанный регистры. Регистровое строение голоса разное у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани. В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра - грудной и головной (фальцет).
В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октав его диапазон а, плотное смыкание напряженных позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра). Однако работа в таком режиме возможна только до . При желании спеть более высокие звуки голос вследствие резкой перемены механизма голосообразования переходит в фальцет . При этом расслабляются и растягиваются, вибрируют только краями. Фальцет беден по тембру, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Фальцет ным голосом певец может спеть еще целый ряд высоких звуков.
Вплоть до 2-ой четверти XIX века певцы-мужчины пользовались в пении натуральными грудным и фальцет ным регистрами, сглаживая между ними переход. Позднее они стали использовать прием прикрытия, который дал им возможность найти микст овый регистр и обрести полноценное звучание на всем двухоктавном диапазон е. Под микст ом, или смешанным регистром, понимается регистр голоса, в котором отчетливо проявляется как грудное, так и головное резонирование.
В редких случаях устройство гортани у мужчин таково, что грудной механизм легко переходит в микст овый, и весь голос получает единорегистровое звучание.
В женском голосе присутствует три регистра - грудной, средний (центр, медиум) и головной. У женщин более короткие, что создает предпосылки их смешанной работы в пределах медиума. Переход к нижним звукам, когда голос надо насытить грудным звучанием, требует более плотного смыкания складок. Как правило, при переходе к верхней части диапазон а у женщин чистый фальцет не образуется, и работа складок остается смешанной.
Естественные регистровые возможности по-разному используются в различных манерах профессионального пения. Народная манера пения характеризуется распространением работы грудного механизма (грудного резонирования) на центральный участок диапазон а. Академическая манера пения требует ровности двухоктавного диапазон а с сохранением в голосе как грудного, так и головного резонирования.
В разных типах голосов грудное и головное резонирование представлено неодинаково. Низкие, драматические голоса более полно используют грудное резонирование, а легкие и высокие - головное. Естественные границы регистров и местонахождение играют роль в определении типа голоса.
Стереотипные заблуждения .
Часто считают, что тот или иной регистр голоса существует, благодаря его (голоса) производству теми или иными ами. Грудной регистр якобы производится грудным резонатором, головной - головным, а смешанный микст овый - путем совместной работы грудного и головных резонаторов (отсюда выражение «смешивать резонаторы »).
В классической трактовке понятия «регистры» содержится фраза: «...работа складок остается смешанной». Исследования, проводившиеся в США, Италии, Японии, Австралии и ряде других стран мира однозначно подтвердили, что всегда работают в каком-либо одном «режиме», и такие режимы (состояния смыкания) не могут смешиваться между собой.
Трактовка наша .
Уже в классической трактовке наблюдается определенное объединение понятий механизма голосообразования с регистром. Классическое определение признает, что, несмотря на применение термина « », «резонирование», под одним и тем же способом звукоизвлечения понимается характер работы . Названия же регистров (грудной, головной, смешанный) даны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по характеру виброощущений певца во время производства звуков в том или ином регистре голоса.
Так при пении в «грудном» регистре отчетливо ощущаются вибрации в районе груди, однако этот факт совершенно не означает, что низкие насыщенные звуки, которые называют «грудным голосом», создаются каким-либо грудным ом. Они создаются особым механизмом звукоизвлечения, о котором в классической трактовке можно прочитать: «…плотное смыкание напряженных позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра)».
В современной вокальной науке вместо понятия «грудной механизм» используется упрощенная нумерация. Так соответствующий «грудному механизму» тип смыкания называют М1 (или «толстыми связками» по терминологии EVT). Существует также механизм М0, которому соответствует состояние смыкания, дающее непериодические колебания. Голос, звук, который при этом возникает, называют штробасом или «жареным» голосом (fry).
Очевидно, что в классическом вокале ни мужчины, ни женщины не применяют механизм М0.
Звуки «головного» регистра - аналогично, создаются совсем не «головным резонатором», это тоже определенный механизм смыкания и их состояние во время этого смыкания. Классическая трактовка называет такой вид работы фальцет ным механизмом, однако современные исследования показали, что звуки в высоком регистре голоса не всегда имеют фальцет ный характер. Это зависит от того, какое воздушное давление использует поющий, и как он может управлять объемом воздуха, используемым в вокале.
Аналогично, если петь звуки низкого регистра тихо, «осторожно», «вкрадчиво», то и в данном случае состояние смыкания связок будет не «грудным» (толстым), а «тонким» или «жестким» (если звук с большой долей воздушных шумов).
Звуки низкого регистра, исполненные с «придыханием», большой долей воздуха, сипловатостью, называют субтон ом. Хотя западная вокальная терминология оперирует в данном случае, вне зависимости от высоты звука, определением фальцет . Субтон , как и фальцет , традиционно не используется в классическом вокале.
То есть на участке, который принято называть грудным регистром, могут существовать несколько типов звукоизвлечения - расслабленные связки, толстые и жесткие. На участке же «головного» регистра - два, тонкие либо жесткие. Таким образом, «одинаковых способов звукообразования» много больше, чем об этом говорит классическая вокальная трактовка.
В «смешанном регистре» или микст е, непосредственный механизм голосообразования - М2, и состояние смыкания при этом - тонкое (но не жесткое!). Это также выяснено исследованиями с применением различной техники. Причем исследования проведены не только среди певцов, поющих классические произведения, владеющих исключительно классической вокальной техникой. В исследованиях участвовали вокалисты разнообразных вокальных стилей и манер, коими так богат сегодня современный вокал.
Так, например, выяснено, что «отчетливое проявление грудного резонирования» (см. классическую трактовку) связано вовсе не с существованием какого-то особенного, еще одного механизма создания звука. Этот эффект проявляется в случае удачной реализации певцом модификации резонансных полостей.
Прием прикрытия, о котором говорит классический вокал, является способом такой модификации, но не применяется в современном вокале, это прием исключительно для оперного, классического пения.
В современном вокале модификация резонансных полостей выполняется иным образом. Окончательным «продуктом» такой модификации является высокая форманта, получившая в англоязычной среде название twang. Когда вокалист умеет создавать в своем голосе ь twang, средние и даже высокие ноты голоса начинают звучать с «отчетливым проявлением грудного резонирования», хотя никакой «грудной » не участвует в создании такого звука.
Именно данная модификация резонансных полостей и приводит вокалиста (хоть классического, хоть современного) к получению «полновесного звучания», несмотря на присутствующий в основе генерации звука механизм М2, то есть тонкие связки, которые лежат и в основе звуков, считающихся «головными».
Поэтому говорить о наличии в «смешанном регистре» отдельного механизма звукообразования нельзя, физическая реальность выглядит иначе.
Существует также и механизм М3, к которому современная вокальная наука относит способ и состояние смыкания , при котором получаются высокие и сверхвысокие по частоте, но бедные по тембру звуки. Подобный механизм звукообразования (и регистр, соответственно) в классическом вокале получил название флейтового. Известно и другое название - свистковый регистр.
Механизм М3 характеризуется нахождением в растянутом состоянии, краевом смыкании, но, при этом, часть поверхности, которой соприкасаются между собой , не вибрирует. Таким образом, голосовая щель еще более уменьшена по сравнению с механизмом М2, поэтому становится возможным производство очень высоких звуков.
Итак, говоря о регистрах применительно к современному вокалу и разнообразию его стилей, а также звуков, используемых сегодня вокалистами, имеет смысл оценивать регистры певца с музыкальной точки зрения и говорить о нижнем, среднем или верхнем регистре голоса.
Если же имеется ввиду способ голосообразования, используемый для производства того или иного звука, понятие «регистр» становится неподходящим. Гораздо точнее можно передать информацию, если пользоваться градацией механизмов голосообразования (М0, М1, М2, М3), градацией состояния смыкания связок (расслабленные, толстые, тонкие, жесткие) или понятием вокальностей.
Например, уместнее вместо выражения «Когда я пою в грудном регистре…» использовать выражение «Когда я пою в нижнем регистре на толстых связках (или механизмом М1)…». Слышимый результат в обоих случаях одинаковый - относительно низкие звуки с насыщенным тембром.
Но ведь может быть и другое выражение: «Когда я пою в нижнем регистре на жестких связках…», и слышимым результатом будет субтон (фальцет в западной терминологии).
Или вместо выражения «Когда я пою в фальцет ном регистре…» использовать выражение «Когда я пою в верхнем регистре на тонких связках (или механизмом М2)…» Хотя слышимый результат может быть разным - если связки действительно «тонкие», то мы услышим такой звук, который принято называть «головным голосом», а вот если связки не «тонкие», а «жесткие» - мы услышим фальцет .
Аналогично выражение «Когда я пою микст ом…» стоит поменять на выражение «Когда я пою в среднем регистре…» Поскольку звучание «микст а» в современном вокале очень разнообразно и зависит от достигнутой степени модификации резонансных полостей.
Регистры голосовые
виды тембра в человеческом голосе, как мужском, так женском. Грудной регистр принадлежит нижней части голоса; его звуки свободны, густы. Головной Р. принадлежит верхней части голоса; звуки менее естественны и отличаются напряжением. Смешение обоих Р. встречается в средней части голоса и называется средним Р., или медиумом. В мужском голосе верхние, чисто головные ноты называются фальцетом, или фистулой (см. Голос). В органах название Р. носят поршни, открывающие доступ воздуха к известному набору флейт или труб того или другого тембра. Р. приводятся в действие регистровыми кнопками, помещающимися по бокам и над клавиатурой (см. Орган). Н
. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Регистры голосовые" в других словарях:
- (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… … Музыкальная энциклопедия
Ручные гармоники язычковые клавишно пневматические музыкальные инструменты, класс гармоник. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха,… … Википедия
ГОЛОС - ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… … Большая медицинская энциклопедия
- (лат. Gutturales verae, нем. Kehlkopflaute) образуются в гортани (см.) деятельностью голосовых связок. Гортань (собственно голосовая щель) имеет четыре следующих артикуляции: 1) голосовая щель широко раскрыта и беспрепятственно пропускает… …
Тесситура - (ит. tessitura ряд тонов в диапазоне голоса) высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. Например, если диапазон рассматриваемого голоса лежит в пределах 100 250 Гц (баритон), а в данный момент… … Педагогическое речеведение
Таманьо, Франческо Франческо Таманьо Основная информация Полное имя Francesco Tamagno Дата рождения … Википедия
- (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты