Разработка проектов развития инновационный проект. Управление реализацией инновационными проектами
Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации Волков Алексей Сергеевич
8.1. Пример инновационного проекта
Струнный транспорт академика Юницкого (СТЮ) представляет собой специальный автомобиль на стальных колесах (рельсовый автомобиль), размещенный на двух рельсах-струнах, установленных на опорах. СТЮ предназначен как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Работы по проекту «Разработка и коммерческое использование СТЮ» ведутся с 1977 года. Наиболее активно работы ведутся с 1998 года – с момента получения первого гранта ООН. Проект продолжает активно и планомерно развиваться. Степень проработанности проекта в настоящее время такова, что ее реализуемость не вызывает сомнений ни у разработчика, ни у экспертов.
Разработчиком проекта, автором и генеральным конструктором СТЮ является Анатолий Эдуардович Юницкий, автор более 100 изобретений, в том числе принципиальной схемы СТЮ, доктор философии транспорта, действительный член (академик) Российской академии естественных наук и других российских и зарубежных академий. Результаты научно-технических разработок защищены 37 патентами. В разработке бизнес-плана строительства и эксплуатации СТЮ принимал участие эксперт ООН ХАБИТАТ доктор экономических наук А. А. Урунов.
Научные труды по тематике СТЮ опубликованы в 5 монографиях, 26 докладах и статьях, создано 56 изобретений, имеются 37 патентов (ряд патентов выдан на группу изобретений), в прессе опубликовано более 50 очерков, по центральному телевидению было показано более 10 репортажей, работы были представлены более чем на 50 выставках, ярмарках, симпозиумах, форумах, имеются более 30 дипломов, медалей, грамот, 14 положительных заключений экспертиз. За 27 лет работы над СТЮ автор программы создал свою школу СТЮ, специалисты которой проживают в разных странах.
СТЮ как вид транспорта по сравнению с иными видами транспорта обладает следующими основными преимуществами:
Низкий удельный расход материалов и низкая себестоимость строительства трасс;
Низкие эксплуатационные издержки;
Высокие потребительские качества;
Высокая пропускная способность;
Высокие экологические характеристики;
Меньшее изъятие земли под строительство трассы;
Прокладка трасс возможна в труднодоступных районах.
Относительная техническая простота исполнения выгодно отличает СТЮ от других работ по созданию новых транспортных систем – монорельса, поезда на магнитной подвеске, канатных дорог и других.
В проекте последовательно и взаимоувязанно описаны:
Тенденции развития мирового транспортного рынка и место СТЮ в мировых транспортных системах;
Состояние отрасли и конкуренции;
Техническое описание СТЮ;
Сведения о команде проекта;
Сведения о международной и государственной поддержке проекта;
Сведения о социальной и государственной значимости СТЮ и проекта;
Сведения о защите ноу-хау;
Факторы риска и стратегия снижения рисков.
В XXI веке возможная доля СТЮ по протяженности дорог в мире оценивается от 20% до 40% – это от 5 до 10 миллионов километров. Проектом предусматривается:
Создание новой транспортной ниши в мировой экономике и удержание не менее 30% в каждом из сегментов созданной ниши (проектирование и строительство трасс и инфраструктуры, проектирование и производство подвижного состава, грузо-и пассажироперевозки);
Удержание лидирующих позиций в области создания новых технологий и ноу-хау по тематике СТЮ.
В проект вложено 6 миллионов долларов в конце 1990-х годов. На эти средства было проведено большое количество исследований и испытаний, построен опытный участок СТЮ, разработана проектно-конструкторская документация более 10 типов струнной путевой структуры, промежуточных и анкерных опор, транспортных моделей нескольких типов. Проведенные в 2001 году испытания подтвердили расчетные характеристики СТЮ. Объем внешних инвестиций, необходимых для завершения НИОКР и сертификации СТЮ, составляет около 30 миллионов долларов. В полномасштабном варианте инвестор становится совладельцем всех ноу-хау. Инвестору предлагается:
Долевое участие в проекте;
Активное участие в управлении проектом, содействии в решении возникающих проблем и привлечении административных ресурсов.
Для оперативного управления проектом предполагается создание совместно с инвестором головной компании СТЮ. В задачи компании будет входить принятие стратегических решений, оперативное управление деятельностью по сертификации и коммерческому использованию СТЮ, ведение бухгалтерского и управленческого учета, представительские функции.
Основные этапы развития компании и календарный план проекта представлены в табл. 21 и 22. Таблица 23 иллюстрирует направления использования инвестиций.
Таблица 21 Основные этапы развития головной компании СТЮ
Таблица 22 Календарный план проекта
В таблице 22 использованы обозначения:
A – испытательные и сертификационные работы по этапу;
Х – активные испытательные и сертификационные работы по этапу;
Ко – коммерческое использование результатов.
Основными бизнес-направлениями на стадии коммерческой эксплуатации будут являться:
1) проектирование, строительство и эксплуатация трасс и инфраструктуры;
2) проектирование и производство подвижного состава;
3) грузо– и пассажироперевозки;
4) получение отчислений от использования нематериальных активов.
Таблица 23 Структура использования инвестиций
В настоящее время Россия обладает дорожной сетью протяженностью около миллиона километров, что вдвое меньше рассчитанного минимального уровня. Но построить и содержать недостающие в России дороги с ее морозами, снегопадами, болотами, вечной мерзлотой, тайгой, тундрой очень проблематично – это потребует колоссальных материальных затрат и времени. СТЮ может быть единственно возможным вариантом решения транспортной проблемы России. В то же время если СТЮ будет доведен до серийного производства в России, именно Россия, являясь мостом между Европой и Азией, может занять ключевые позиции в формировании новой мировой коммуникационной политики XXI века.
Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич8.2. Пример строительного инвестиционного проекта Проект «Строительство и эксплуатация санаторно-курортного комплекса (СКК) в редком природном месте, предоставляющий уникальные конкурентные преимущества», подготовлен в 2005 году и находится в ожидании инвестора,
Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г69 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Инновационный менеджмент – относительно новое понятие для научной общественности России. В настоящее время Россия переживает период новаторства. В подобных условиях инновационной деятельностью занимаются практически все
Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.1.4.1. Стадии и этапы инновационного цикла Эффективное управление инновациями (инновационный менеджмент) во многом зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и их содержания, а также познания закономерностей их развития. Важной
Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен1.2. Информация как фактор инновационного развития Развитие современного производства все более и более опосредуется не материальными ресурсами, а иными, в том числе информационными. Информация все более и более осознается как экономический ресурс. Возникают рынки
Из книги Управление карточным бизнесом в коммерческом банке автора Пухов Антон ВладимировичПример расчета экономической эффективности зарплатного проекта (модель доходности) В качестве примера расчета экономической эффективности зарплатного проекта можно использовать два подхода: облегченный (предполагающий работу со стандартными зарплатными
Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина АфанасьевнаПример типового предложения зарплатного проекта В конце раздела, посвященного «зарплатным» проектам, хотелось бы поместить пример типового предложения по зачислению заработной платы сотрудникам организации на платежные карты. На многих специализированных карточных
Из книги Финансовый менеджмент – это просто [Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов] автора Герасименко Алексей1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного цикла и инновационной деятельности Мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятий в различных сферах бизнеса достигается за счет оперативного
Из книги Хватит платить за все! Снижение издержек в компании автора Гагарский Владислав2.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры,
Из книги Управление качеством. Практикум автора Ржевская Светлана2.3. Технология и методы инновационного менеджмента Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций,
Из книги автора6.4. Зарубежный опыт инновационного финансирования Финансирование создания нового инновационного продукта имеет разные формы реализации в разных странах.Наиболее эффективным является инвестирование в малые инновационные компании, ориентированные на разработку и
Из книги автора10.1. Понятие и сущность инновационного проекта Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и средств их достижения. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых,
Из книги автора10.2. Разработка инновационного проекта Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие этапы.1. Формирование инновационной идеи (замысла). С одной стороны, инновационная идея составляет основу инновационного проекта,
Из книги автора11.1. Система показателей оценки эффективности инновационного проекта Реализации любого инновационного проекта должно предшествовать решение двух взаимосвязанных задач:1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;2) сравнение вариантов и
Из книги автораПример проекта – компания «АБВ» «АБВ» – производитель туристических палаток (прибыль после уплаты налогов – 50 млн руб.) – собирается выпустить на рынок свою новую модель палатки СуперМ. Эту модель инженеры-конструкторы «АБВ» разрабатывали в течение последних трех
Из книги автораПриложение V. Пример плана проекта организационных изменений (к главе 4) ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕНЕРИРУЮЩЕЙ КОМПАНИИ
Из книги автора13 Экспертиза окончательной редакции проекта стандарта. Подготовка проекта стандарта к утверждению 13.1 Общие требования к подготовке проекта стандарта к утверждению При получении окончательной редакции проекта стандарта национальный орган Российской Федерации по
Инновационный проект
Инновацио́нный прое́кт - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта - создание новой или изменение существующей систем - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент .
Примеры успешно работающих отечественных инновационных проектов. В области образования: московский культурологический лицей № 1310 (считается лидером в области инноваций). В области медицины: СПИД-центр под руководством В. И. Покровского.
Стадии разработки инновационного проекта
Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии : 1. Предынвестиционная. Поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования. 2. Инвестиционная. Вложение денег и материальное воплощение проекта.
1. Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.
Разработка инновационного проекта начинается с поиска идеи.
Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей)
Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ .
Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов: - уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов; - наличие научных разработок и исследований по данному проекту; - наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; - наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; - соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; - наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита; - масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; - маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; - уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; - юридическая защищенность проекта - соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот);
В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.
Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.
2. Вторая фаза - реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.
Структура инновационного проекта
Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:
- Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
- Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
- Продукт, его характеристика;
- Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
- Стратегия маркетинга инновационного продукта;
- Организация производственного процесса;
- Организация управления;
- Риски и их страхование;
- Стратегия финансирования.
Классификация инновационных проектов
Инновационные проекты могут классифицироваться в зависимости от области применения на:
Исследовательские; научно-технические; организационные;
По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: федеральные; региональные; принимаемые на уровне предприятия, организации.
По типу инновации подразделяются на:
Новый товар; новая услуга; новый метод производства; новый метод управления; новый рынок; новый источник сырья;
По отношению к уже имеющимся системам - подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков - поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества
Инновационные проекты также бывают по степени завершенности - конечные и промежуточные, по времени исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Особенности инновационного проекта
1. Каждый инновационный проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.
2 Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.
3. . Разработка и внедрение инновационного проекта -творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.
4. Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.
5. Отсутствие привычных стандартов для инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьёзные изменения в процессе разработки.
Примечания
Литература
- Инновационный менеджмент: Учебник для вузов И66 /С. Д. Ильенкова, J1.M. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 343 с. ISBN 5-238-00466-4
- Гордиенко А. А., Еремин С. Н., Тюгашев Е. А. Г68 Наука и инновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин¬ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7803-0060-7
- А. М. Мухамедьяров «Инновационный менеджмент», Учебное пособие, Второе издание, Москва, ИНФРА-М, 2008 ISBN 978-5-16-003094-4
- Фахтутдинов В. А. «Инновационный менеджмент»: Учебник для вузов 6-е изд. - СПб, Питер, 2008 ISBN 978-5-469-01658-8
- Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001. - 304 с.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой - М.: ИНФРА - М, 2002. - 238 с.
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.
Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.
Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.
Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.
Инновационная экономика России: стойкое ощущение, что «приводные ремни дымятся, а маховик еле крутится». В данном вопросе важно не допустить малейшей драматизации и остановить оценочные суждения. Чтобы разглядеть прогрессивные тренды и предпосылки системных решений, необходимо погрузиться в предметную область базовой проектной методологии. Детально препарировать инновационный проект как сущностное явление, определиться с видами, методами отбора и инициации, моделями исполнения. Это дает чувство опоры и истока знания.
Базовые моменты инновационной теории
Понятие инновации в общем смысле – это произведенные изменения, позволяющие вносить существенные нововведения в процесс мышления и действий. Инновация в бизнесе – это изобретение, новшество, доведенное до стадии коммерческого или иного нового продукта. Оно способно существенно изменить расстановку сил на рынке за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Настоящее определение не претендует на канон в силу того, что само понятие до сих пор не устоялось в современном мире. Инновационная концепция следует идее изобретения и новаций в форме иных, ранее неиспользуемых:
- способов;
- средств;
- методов;
- продуктов;
- технологий.
Инновация должна иметь практическое применение. Рядом с понятием «инновация» всегда находятся сопутствующие ей «инновационный процесс», «инновационные проекты» и «инновационная активность». Понятие активности в научный и деловой оборот ввел академик Л.И. Абалкин. Ниже приведен ряд данных им определений.
Философский смысл создания инноваций заключается в разрешении регулярно возникающего противоречия между существующими возможностями и возросшими потребностями. Эффективность реализуемого нового в бизнесе состоит в том, чтобы удовлетворить ожидания потребителей и заложить фундамент расширенного воспроизводства инновационного процесса. Поэтому деятельность по разработке и рыночному использованию нововведений должна быть априори прибыльной. Таким образом, признаками введения нового является следующее.
- Новизна как совокупность уникальных научно-технических знаний.
- Способность быть реализованным в продуктах, технологиях, появляющихся на рынке или в социуме впервые или в новом качестве.
- Удовлетворение ожиданий представителей целевой аудитории, которые голосуют рублем за признаваемую ими успешность инноваций.
- Присутствие экономического, технологического и социального эффекта, достаточных для расширенного воспроизводства новшеств.
Три типа инноваций
Функции инноваций делятся на функции в экономической среде и функции социального значения. Функции нововведений в результате деловой активности и государственной политики делятся на стимулирующую и воспроизводственную. Если компания получает прибыль от вывода на рынок уникально нового, это стимулирует к новым инновациям. В этом заключается суть стимулирующего значения.
Инновации позволяют воспроизводить не только себя, но и весь комплекс предприятия как системы: и операционную деятельность, и развитие. Повышение эффективности труда и производственных процессов в обществе в целом выполняет серьезную социальную функцию. Повышение уровня производства, качества продукции и услуг благодаря инновациям повышает уровень жизни в обществе. Развивается интеллектуальный потенциал человека как субъекта социума.
Проектная деятельность в инновационной сфере
Можно сказать, что вокруг активно формируется научная теория, управленческая система и система знаний в сфере нововведений. К содержательной части слов «менеджмент», «процесс», «программа», «проект» все чаще применяется значение «инновационный». Инновационный проект (ИП) – это базовый элемент системы организации и управления инновациями. Под ним понимается проект (в традиционной для project management интерпретации), направленный на решение уникальной задачи создания, внедрения, освоения инноваций, выводу на потребителей их результатов и получение выгод.
Представленное определение формирует особую идеальную и универсальную картину итогов проекта. Инновационные проекты не зря выделены из некого «субстрата», поля деятельности по управлению нововведениями. Проекты как средство достижения целей и задач не могут закрыть собой всей гаммы управленческой системы создания нового. Перед проектами необходимо проводить мощнейшую идеологическую, стратегическую, образовательную, структурную подготовку. Требуется, чтобы философия инноваций вошла в ментальную и культурную зоны общества и организаций.
Инновационные проекты связаны в единую проектную систему с комплексом взаимосвязей между собой, с проектами иных типов в контексте воплощения стратегического замысла. Цепь проектных событий создает единую воспроизводственную модель новшеств. Кроме того, локальные задачи создания и внедрения нового не способны отрабатывать вопрос вывода с рынка предыдущих поколений инновационного продукта. А это тоже часть системы.
Потребители результатов новшеств находятся в разнообразных нишах и средах. Внутрикорпоративные потребители ожидают уникальные новшества на своих рабочих местах. Рыночные потребители находятся в составе целевых аудиторий продуктов компании. Потребители социальных услуг выступают в ролях родителей, учащихся, пенсионеров и т.д. Государственные институты составляют самый значительный класс потребителей нововведений: армия, здравоохранение, наука, образование.
Инновационные проекты могут быть выполнены последовательно друг за другом. Реализация их допустима также и в независимом параллельном режиме. Более того, с одной и той же тематикой могут осуществляться несколько проектов-дублей. Разновидностью данной формы деятельности является ее имитационный, копирующий характер. Такой вид работ по созданию нового, когда происходит присвоение чужих интеллектуальных результатов, тоже существует. Как это ни парадоксально, имитация и компиляция чужих новаций способна породить новое, но уже свое.
Соотношение инновационных проектов и процесса
Компания, избравшая стратегию инноваций, неизбежно проходит через становление и развитие инновационного процесса. Организация и исполнение настоящего комплексного процесса происходит с включением отдельных инновационных проектов. Системный комплексный процесс отбора и выбора, генерации нового знания, внедрение и распространение на всем рыночном пространстве – это и есть инновационный процесс. С ним сопряжены существенные преобразования в вещественной и социальной средах общества.
Функцию создания новшества, его реализации и распространения выполняют отдельные экономические субъекты – компании. Форма такой деятельности – инновационные проекты, представляющие собой объекты и средства управления развитием. Теперь вообразим, что в обществе, бизнес-среде непосредственно витают идеи, ждущие своего воплощения. В качестве совершенно условного примера можно рассмотреть техно-идеи самоуправляемых экипажей (автомобилей), дополненной реальности, носимых технологий и т.п. В каждом из указанных случаев сначала появляется субъект коммерческой деятельности – компания, которая принимает эту идею, как объект инноваций.
Предположим, фирма-инноватор приступает к инновационному процессу, который на первых стадиях своего развития никогда не обходится без кооперации с прикладной наукой, венчурными фондами и без государственной поддержки. Скорее всего, потребуется также кооперация в области опытно-конструкторских разработок и c владельцами технологических мощностей для массового производства продукции. Единицы компаний в мире обладают полным комплексом возможностей для реализации всех этапов инновационного процесса. К их числу относится, например, компания Samsung.
Модель инновационного процесса
Не хотелось бы называть инновационный процесс глобальным, но в современном мире это именно так. Практически невозможно сузить всю широту происходящих в процессе событий до размеров одной фирмы. Другое дело – разработка инновационного проекта. Концепция инновационного процесса позволяет посредством проекта решать локальные или комплексные задачи этапов под единым управляющим органом. Рассмотрим состав основных компонентов инновационного процесса. Он включает взаимосвязанные совокупности:
- знаний, научной, маркетинговой информации;
- научных исследований и маркетинговых проработок;
- эффективных средств труда, позволяющих облегчить труд и сделать его более производительным.
Инновационные процессы имеют определенные отличия от производственных и других основных и обеспечивающих процессов операционного цикла. Деятельности по созданию нововведений присущи следующие моменты.
- Возникают значительные риски и состояние неопределенности в отношении способов достижения предполагаемого результата.
- Детальное планирование не представляется возможным, ориентироваться на прогнозы нельзя.
- Имеет место перманентное сопротивление не только лиц, участвующих в инновационном процессе, но и самой среды потребления его результатов в социуме или на рынке.
- Сам этот процесс зависим от рынка и социума, в котором он производится и развивается.
Стадии инновационного процесса
Содержание инновационного менеджмента
Реализация инновационной активности компании внутри ее и на рынке опирается на систему созданного в ней раздела управления, именуемого «инновационный менеджмент» или «менеджмент инноваций». Управление нововведениями стоит на традиционных «китах»: организации, анализе среды и подходах к решению проблем. Помимо базиса система управления включает блок возможностей, ограничений и обеспечения безопасности инноваций, разделы распределения ресурсов и получения опыта. Организационные установления данной системы включают следующие аспекты.
- Распределение ответственности за управление инновациями.
- Поиск и ранжирование инновационных идей.
- Разработка инновационной политики компании и доведение ее до участников процесса.
- Формирование инновационной стратегии и состава, вытекающих из нее задач.
- Качественное и надежное проектирование (инновационные проекты).
- Воспитание инновационной культуры в сотрудниках фирмы.
- Создание особой среды, допускающей возможность обучения на ошибках.
- Развитие сотрудников до передовых инновационных позиций, расширение их компетенций и намерений содействию инновационной программе компании.
Алгоритм поиска инновационной идеи: обязанности, сроки, исполнение
При анализе среды в системе управления нововведениями обеспечивается бенчмаркинг инновационных решений у конкурентов и в компании. Действует перманентный контроль существующих трендов, тенденций на рынке. Оцениваются технологии и зарегистрированная интеллектуальная собственность на ноу-хау. Приемлемые технологии оцениваются и ранжируются к применению. Подходы к решению проблем включают в себя следующее.
- Целостный подход к продуктам.
- Стимулирование генерации идей, вычленения значимых и минимально конкурентоспособных, их эффективная переработка.
- Выявление корневых проблем и несоответствий ожиданий потребителей рыночным предложениям. Формулирование инновационных задач в ценностном поле потребительских предпочтений.
- Симулирование потребительского опыта в течение всего жизненного цикла продукта компании в качестве базиса для организации моделирования и проектирования работ по поиску нового.
- Комплексная оценка рисков и возможностей по степени новшества и распределению работ по времени.
Методы и средства инициации инновационной активности
В начале статьи мы уже рассмотрели некоторые понятия и категории инноватики как отрасли управленческой науки. Среди них мы затронули понятие инновационной активности. Инновационный процесс охватывает большое число участников как внутри компании, включая самого новатора, так и в ближнем и дальнем окружении. Под новатором мы понимаем сотрудника компании, который не только является носителем идеи инновации, но и лично лидирует в ее воплощении.
Нами было установлено, что инновационный процесс обычно выходит далеко за пределы компании – владельца такого процесса. Это означает, что когда мы говорим об активности, следует рассматривать всю цепочку участвующих в процессе сторон. Инициация такого большого числа лиц на активную деятельность в создании, внедрении и продвижении новшеств – дело сложное. И моей широты взгляда явно не хватит, чтобы представить вашему вниманию универсальные средства подобной инициации. Однако относительно компании это вполне возможно.
Организационные барьеры для инициации инновационной активности в компании
На показанной выше схеме отражены основные барьеры инициации активности. Инновационная активность, как и проекты с процессом, должна соответствовать стратегии компании. Она демонстрирует существующую связь между планируемым содержанием деятельности и результатами. Рассмотрим основные методы и средства инициации в инновационном менеджменте.
- Мотивация команд, сбор, регистрация и архивирование идей.
- Ретроспективный обзор, анализ информации и решений.
- Сессии группового поиска идей и их ранжирование методами командной работы.
- Обеспечение реализации моделей получения потребителями опыта использования продукта новшества.
- Выполнение этнодемографических исследований.
- Многоаспектное проектирование (включая собственно инновационный проект).
- Решение вопросов с интеллектуальной собственностью.
- Выделение, становление и развитие менеджмента знаний и управления талантами.
- Образное макетирование предполагаемых результатов.
- Оценка всевозможных рисков реализации проекта.
Разнообразие типов инновационных проектов
Классификация инновационных проектов как системного явления, в первую очередь, производится с точки зрения включения главного элемента новшества – глубины его обоснования. В современности высшим мерилом этого выступают научный метод и подход. Следовательно, все ИП могут быть поделены на две дихотомические части: использующие научно-технические исследования, разработки и не использующие их.
Таким образом, выделяют научно-технические новшества, подразделяемые на продуктовые и процессные виды инновационных проектов. Это деление выполнено подобно тому, что сами инновации по направленности делятся на уникальные изменения продукта, процесса и стратегии. Продуктовые и процессные новшества взаимосвязаны, так как нововведения в продуктах вызывают процессуальные новации и наоборот. Модель деления проектов по данному признаку представлена на схеме.
Схема классификации проектных инноваций по характеру нововведений
Если новшество основано на научно-технической разработке, оно для своей реализации предполагает выполнение проекта. Инновационный проект среди первых этапов включает стадию НИР. Следующей классификацией проектов является их деление на основе степени охвата стадий инновационного процесса. Выделяют полный проект разработки и внедрения новшеств, неполный проект первого рода и неполный проект второго рода инновационной наполненности.
Двухфазная модель полного инновационного проекта
Виды инновационных проектов делятся также по уровню научно-технической значимости и по масштабности решаемых задач. По первому из названных классификационных признаков проекты подразделяются на 4 типа.
- Модернизационные проекты. Прототип продукта, его конструктивные особенности, технология производства принципиально не изменяются.
- Новаторские проекты. В конструкцию продукта вносятся существенные улучшения.
- Опережающие проекты. Используются опережающие технические решения, принципиально отличающие новый продукт от старого.
- Пионерные проекты. Разрабатываются совершенно новые материалы, конструктивные решения, появляются уникальные технологии.
Инновационные проектные задачи с учетом масштабности реализуемых проектов делятся на 3 группы.
- Монопроекты. Единственная инновационная идея воплощается и продвигается на рынок в рамках действий одной компании.
- Мультипроекты. Целый пул монопроектов регулируется из координационного центра. Мультипроекты решают многоплановые технологические задачи (создание уникального медицинского центра хирургии, строительство коллайдера и т.д.).
- Мегапроекты. Многоцелевые и межотраслевые программы с централизованным государственным финансированием. Под них создаются специальные управляющие центры под контролем министерств и ведомств (уровень создания прорывной технологии в отрасли, проектов перевооружения отраслей и т.п.).
Жизненный цикл инновационных проектов
Жизненный цикл инновационного проекта, как и любой другой проектной задачи, подчиняется определенным закономерностям. В нем последовательно включены основные элементы инновационного проекта и две краеугольные временные точки: моменты запуска и закрытия. Внутренние этапы создания новшеств по своему составу зависят от вида, внутренней наполненности и масштабов проекта. Вехи как контрольные точки принятия судьбоносных решений обладают особой спецификой.
В связи с тем, что разработка инновационного проекта имеет более высокие риски неудачного завершения и потери средств, в моменты наступления вех требуется тщательно анализировать достигнутые результаты. Особое значение имеет уровень лица, принимающего решение о следующих этапах проекта и целесообразности его продолжения. К проектным событиям следует относиться, как к минному полю: сделал шаг – остановился и осмотрелся, шансы по-прежнему высоки – двигаемся дальше.
Поэтому для инновационного проекта активно применяется система поэтапной проверки промежуточных результатов и решений. Преимущество данной системы проявляется при разработке плана проектных работ такого уровня глубины, чтобы поставленные задачи позволяли осуществлять и непрерывный и поэтапный контроль. Все этапы проекта по Стандарту ГОСТ Р 55347-2012 предусматривают процедуру подтверждения удовлетворительности их результатов.
Подтверждению сопутствуют промежуточные проверки, распространяющиеся на ревизию работ на одном или всех предшествующих этапах. Они должны подтвердить, что уровень организации, функциональная среда неизменны, соответствуют стратегии компании, задачам проекта и ожиданиям потребителей. Одним из выводов промежуточных проверок могут стать рекомендации по переориентации или закрытию проекта при наличии отклонений от исходных целей или необоснованного их дробления. Стадии проверки решений и варианты событий включают:
- согласование мероприятий по этапу, новое утверждение плана проекта для перехода на следующий этап;
- разрешение перехода на следующий этап;
- требования по внесению изменений и дополнений в содержание этапа;
- требования повторной проверки в случае необходимости;
- возврат проектировщиков к предыдущим этапам для доработок и перепроектирования;
- отказ в приемке результатов выполненных работ по этапу и требование повторного их выполнения;
- приостановка хода работ по проекту, консервирование результатов на определенный срок или безвременно;
- остановка выполнения проекта и выход из него.
Стадии ЖЦ и вторичная структура продуктового инновационного проекта
Особенности фазы проектирования в ИП
Еще одна модель жизненного цикла ИП будет представлена в настоящем разделе. В данной модели практически не выражены этапы коммерческого продвижения, распространения продукта проекта, занимающие большой объем работы. То есть, показанный на схеме жизненный цикл тяготеет к новшествам второго рода без учета наличия научно-технического аспекта. Разработка инновационного проекта обладает спецификой в связи с особой ролью двух состояний, которые к фазе проектирования не относятся. Имеются в виду фазы деятельности до проектной разработки и внедрения и фазы после нее.
Важнейшие этапы при проектировании инноваций по Стандарту ГОСТ Р 55347-2012
Перед тем, как рассмотреть этапы проектирования, восстановим общую последовательность событий. В компании принята стратегия инновационного развития. Активно внедряется менеджмент инноваций. Из числа высшего руководства назначен ответственный за инноватику и развитие деятельности в форме ИП. Он же выступает куратором соответствующих проектов. Сформирована структура внутри компании, занимающаяся данной темой. Запущен инновационный процесс. Идеи отобраны, ранжированы и готовы к переводу в предпроектную фазу. Такова инфраструктура и предтеча проектирования новшеств.
Как правило, создаваемый совет по инновационной политике (иногда научно-технический совет) практически в полном составе формирует команды управления ИП. Первой задачей команды управления проектом является определение самих возможностей выполнить проект. Затем производится первая итерация проектного плана в укрупненной форме. Выходом данной фазы является утверждение лицом, принимающим решение, презентации проекта с заключением о его старте.
Представленная выше схема иллюстрирует этапы проектирования новшества, опытного производства и перехода к массовому производству и распространению продукта. Некоторые стадии выполняются одновременно. Особенности отдельных ИП допускают также наличие дополнительных и промежуточных этапов внутри фазы. Стадии проектирования и внедрения подлежат детализации и конфигурированию для целей оптимального планирования. В исходный состав информации об этапах включаются:
- сведения общего характера об этапе (наименование, назначение);
- задачи, решаемые на этапе;
- список мероприятий незадачного типа, подлежащих выполнению;
- состав ответственных лиц за мероприятия и задачи этапа;
- сроки задач и заданий;
- механизмы и ресурсы, привлекаемые на этап;
- методики, методы и другие инструменты инновационных решений на этапе;
- результаты задач и всего этапа;
- показатели для проведения поэтапных проверок.
Состав участников инновационного проекта
Когда мы говорим о системе инновационного менеджмента, целесообразно разделять участников инновационного процесса и участников ИП. Составы участников этих двух категорий во многом пересекаются, но поскольку процесс существенно шире проекта, различия есть. В первую очередь, рассмотрим, кто является заинтересованными сторонами и в процессе, и в увеличении числа проектов в инновационной сфере:
- государство в лице многочисленных институтов и регионов;
- муниципальные органы;
- фундаментальная наука;
- субъекты научно-исследовательских и прикладных разработок;
- венчурные и инвестиционные фонды;
- компании-разработчики инновационных решений и их владельцы;
- компании-производители комплектующих и самого продукта;
- конечные потребители продукта.
Участники инновационного процесса делятся на лица, формирующие спрос на новшества, на субъекты, предлагающие инновационные решения, и на участников-посредников. К первой категории относятся государственные органы и институты (армия, медицина, образование и т.п.), компании, использующие инновационные продукты для производства, конечные потребители. Группа участников, активно формирующих (фактически или ожидаемо от них) предложение на рынке инновационных продуктов:
- холдинги и предприятия ОПК;
- НИИ и ВУЗы;
- инжиниринговые компании;
- производители высокотехнологичных товаров и услуг.
В группу инновационных посредников входят:
- рынок инвестиционного капитала;
- бизнес-инкубаторы;
- технопарки;
- свободные экономические зоны как субъекты хозяйствования и налоговых льгот;
- инновационно-технологические центры;
- патентно-лицензионные органы;
- коммерческие банки;
- страховые и лизинговые компании.
Все, что было отмечено выше, предопределяет состав участников и заинтересованных сторон в инновационном проекте. Участники инновационного проекта все взаимодействие выстраивают через разработчика. Ниже представлена соответствующая схема, в ней под разработчиком рассматривается коллективный участник в составе куратора, менеджера проекта, группы управления проектом и команды. Среди ближнего окружения можно выделить заказчика, инвестора, проектировщика и исполнителя (если исполнитель – отдельная компания, НИЦ).
Основные заинтересованные стороны и участники ИП
Методики отбора инновационных проектов
В силу высоких рисков разработки и реализации ИП финансовое обоснование выбора проекта среди многочисленных инновационных намерений имеет большое значение. Данная процедура значима еще и потому, что помимо рисков настоящей категории проектных задач свойственны большие потенциалы по доходной части и прибылям в случае успеха. Теория стратегии голубого океана детально демонстрирует такие возможности благодаря инновационному подходу не только в материальном воплощении новой идеи, но и по всей цепочке добавленной ценности для потребителя.
Среди важных инновационных посредников выступает банковский сектор. Некоторые коммерческие банки начинают специализироваться в долгосрочном кредитовании проектов под инвестиции в инновации. Они самостоятельно осваивают методы отбора инновационных проектов. Кредитные организации все активнее проводят независимую оценку интеллектуальных продуктов, что само по себе может придать импульс не только в решении задач кредитования инноваторов. Банковская оценка – инструмент внешней экспертизы при отборе проектов. Инновационный проект получает финансовое обоснование, которое проходит квалифицированную проверку и испытание.
Некоторые банки в составе кредитных департаментов имеют группы профессиональных экспертов, способных произвести квалифицированную оценку портфеля инновационных проектов. На первом этапе производится анализ и выдача предварительного заключения по внутренним инновационным характеристикам (доходность инвестиций, срок реализации проекта и т.п.). Обоснование привлечения внешних источников подвергается анализу по банковской методике, выводы вносятся в заключение. Базовым оценочным показателем выступает цена капитала плюс норматив добавочной прибыли. Определяются пределы капитала для самофинансирования инноваций и возможности его привлечения.
Методы отбора инновационных проектов, используемые банками, включают в своем составе активные инструменты оценки. Среди них – метод оценки нематериальных активов, а именно аудит зарегистрированных прав интеллектуальной собственности. Экспертный анализ направлен на проверку обоснованности заявленной стоимости объекта интеллектуальной стоимости, установление размеров возможной отдачи с позиции рыночной оценки. Эксперты также производят дополнительный анализ защищенности интеллектуальных ресурсов, поскольку данный вопрос является фактором риска проекта.
Далее экспертная группа приступает к основному аналитическому блоку. Проверке и оценке подвергаются представленное обоснование в форме бизнес-плана по проекту, расчетов эффективности внутренних и внешних инвестиций, анализ чувствительности и состав всевозможных рисков. Модель мероприятий по отбору проектов к долгосрочному кредитованию, а, следовательно, и к возможному их запуску с использованием заемных средств, представлена далее.
Модель оценочных процедур по отбору инновационных проектов
Теория циклов Кондратьева и мировые новости очевидно свидетельствуют о том, что в ближайшие годы свое шествие начнет шестой технологический уклад. В России об этом говорят, но инновационный процесс все никак не набирает оборотов. Как ни странно, но шансы у российской экономики стать инновационной до сих пор сохраняются. Я убежден в том, что это неизбежно. Поэтому практикующему PM обязательно стоит потратить время на освоение инновационной специфики, изучить основы разработки и реализации ИП, этапы его жизненного цикла, методы их отбора. Представьте, что завтра нормативная база изменится, появится российский уникальный механизм массовых инноваций, а вы уже готовы – отличный вариант, не так ли?
В течение последних лет была сформирована новая научная дисциплина – управление инновационными проектами. Она представляет собой подраздел теории управления социально-экономическими системами, который изучает способы, формы и средства эффективного управления инновациями и инновационными проектами. Инновационный проект, как и любой проект, является сложной формой организации инновационной деятельности и управления инновациями.
Инновационный проект включает в себя:
- – форму целевого управления инновационной деятельностью. Проект как форма целевого управления является сложной взаимосвязанной системой ресурсов, сроков исполнения и участников;
- – процесс осуществления инноваций. В данном случае проект рассматривается как система последовательных технологических, научно-технических, организационно-экономических, финансовых и прочих мероприятий, направленных на создание инновационных продуктов;
- – совокупность документов. Включает в себя комплекс различной документации (организационной, финансовой, технической и пр.), необходимой для реализации проекта.
В официальных документах, связанных с понятийным аппаратом инновационной деятельности, определяется содержание инновационного проекта следующим образом.
Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и (или) разработок, их практическое использование в производстве и реализации. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т.д.) .
Инновационный проект всегда связан с инвестициями, и часто его называют инновационно-инвестиционным проектом. В предпринимательской среде инновационный проект определяют как бизнес-проект инновационной деятельности предприятия (фирмы) с целью ее модернизации и повышения конкурентоспособности на целевом рынке.
Инновационный проект можно рассматривать в качестве процесса целенаправленного изменения или создания нового продукта, новой технологической, производственной или социально-экономической системы.
В настоящее время в научной и учебной литературе существуют разные классификации видов инновационных проектов. Рассмотрим виды инновационных проектов, представленных автором при систематизации разных подходов к определению критериев классификации (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Виды инновационных проектов
Критерий классификаций |
Виды инновационных проектов |
По характеру инновационной деятельности |
|
По уровню решения проблем |
|
По характеру целей проекта |
|
По временному периоду реализации |
|
По типу инноваций |
Созданий нового:
|
По масштабности решаемых задач |
и руководства из координационного центра |
По виду удовлетворяемых потребностей |
Ориентированный:
|
Все инновационные проекты часто разделяют на исследовательские и венчурные (рисковые). Венчурные инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:
- модернизационный – лежащие в основе технологии не меняются кардинально. К примеру, расширение ассортимента продукции, установка более мощного технического средства, повышение производительности оборудования или труда и т.п.;
- новаторский (улучшающие инновации) – конструктивно новое изделие существенным образом отличается от прежнего по составу элементов, т.е. добавляются новые качества. Например, введение средств автоматизации производства, новых методов организации труда, делопроизводства и т.п.;
- опережающий (базисные инновации) – основан на внедрении опережающих технических и технологических решений. Например: сетевые технологии, нанотехнологии;
- пионерный (базисные инновации) – разрабатываются совершенно новые материалы, технологические решения и конструкции для выполнения аналогичных или абсолютно новых функций. Например: ЭВМ, Интернет, биотехнологии.
Следовательно, все виды инновационных проектов можно определить как систему связанных программ, которые обеспечивают эффективное достижение определенных инновационных целей, и согласованных по используемым ресурсам, срокам, участникам и документам. Исследованием и разработкой инновационных проектов занимаются в инновационном менеджменте в качестве важной составляющей реализации инновационной деятельности.
Создание любого инновационного проекта требует выделения определенного объема финансирования и, следовательно, проведения процедуры экспертизы. У анализа инновационных проектов есть свои особенности. Невозможно использовать только стандартные методики проектирования, необходимо сочетание качественных и количественных методов сравнительного анализа проектов, построения многофакторных моделей. Именно поэтому применяют различные методы и подходы: корреляционный, инвестиционный, финансовый анализ, методы моделирования и прогнозирования и т.д.
Это связано с тем, что проект должен отвечать правовым, институциональным, экологическим и социальным требованиям. Решение о целесообразности реализации инновационного проекта принимается на основе всестороннего анализа всех рисков. Один из вариантов обобщенной схемы анализа инновационного проекта по Л. Н. Оголевой представлен на рис. 3.8.
Рис. 3.8.
В данной схеме отсутствует лишь один важный элемент – эго анализ интеллектуальных ресурсов, которые могут существовать как в самой компании, так и привлекаться со стороны. Без этих ресурсов инновационный проект не может быть эффективно реализован.
Инновационные проекты характеризуются высокой степенью рисков на всех стадиях осуществления. Они не застрахованы от появления в любой момент конкурентной новации или конкурентного продукта. Кроме того они связаны с процессами инвестирования, которые тоже обладают определенными рисками и могут накладываться на инновационные риски, о которые будет сказано позже.
Разработка инновационного проекта – это занимающий время, требующий значительных вложений, рискованный процесс.
Любой проект от момента возникновения идеи до полного своего завершения проходит определенные этапы развития. Совокупность всех фаз и этапов развития принято называть жизненным циклом проекта. Жизненный цикл делят на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы. Стадии жизненного цикла могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Принято выделять начальную стадию (прединвестиционную фазу), стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционную фазу). Определение жизненного цикла развития проекта является одним из важнейших факторов для организации и управления проектом, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства .
На прединвестиционной фазе осуществляются исследование условий и планирование проекта, разработка документации и подготовка к реализации. Эта фаза тесно связана со сферой бизнеса и факторами внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние па определение параметров инновационного проекта. Поэтому предварительный анализ всех факторов внешней среды так важен для создания инновационного проекта.
На инвестиционной фазе осуществляются заключение контрактов, разработка планов работ, реализация проекта и его завершение. В заключительной фазе, когда уже получена продукция, проект связан с рынком сбыта.
Основными участниками инновационного проекта являются:
- 1) заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
- 2) инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
- 3) проектировщик – разработчик проекта;
- 4) поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
- 5) руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
- 6) команда проекта, создастся на период работ .
Разработка инновационного проекта включает следующие этапы.
- – формирование идеи;
- – маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта;
- – определение "дерева целей" и "дерева работ";
- – анализ неопределенности и рисков;
- – выбор жизнеспособного варианта реализации проекта.
Древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ .
Системное структурирование позволяет решить следующие задачи:
- 1) декомпозировать объект на отдельные блоки, в целях улучшения управляемости;
- 2) распределить ответственность;
- 3) оценить необходимость ресурсов (временны́х, материальных, прочих);
- 4) создать единую базу, позволяющую спланировать, составить и контролировать выполнение смет;
- 5) организовать бухгалтерский учет проектных работ;
- 6) перейти от общих целей к конкретным задачам.
Схема последовательности действий по Η. М. Авсянникову при разработке инновационного проекта представлена на рис. 3.9.
Рис. 3.9.
В данной схеме автор придерживается системных позиций при разработке проекта. Целевой функцией проекта становится решение инновационной проблемы, которая заключается в поиске новой идеи и формулировании основной цели проекта, его назначения. На первом этапе проводятся маркетинговые исследования, анализ экономической целесообразности разработки инновации, ее рыночной ценности, изучаются потенциальный спрос, социально-экономические эффекты от выпуска продукта на рынок, формируются объем и алгоритм действий по проекту. Затем происходит разбивка цели на отдельные подцели и создается дерево целей, которое устанавливает необходимые средства достижения целей проекта.
Каждый целевой элемент получает ряд ограничивающих параметров. На следующем этапе аналогично структурируется система заданий и мероприятий, так называемое дерево работ, которое определяет способы получения этих средств. При построении "дерева работ" учитывают возможности организации производства, существующей техники и технологии; использования результатов уже выполненных НИОКР. Если это необходимо, то происходит планирование новых исследований или заключение новых лицензионных соглашений, покупка патентов у правообладателей.
Кроме того необходимо провести анализ инновационных и инвестиционных рисков, выработать варианты реализации проекта в условиях риска и неопределенности. По каждому варианту разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров. Определяются критерии эффективности по каждому варианту проекта.
После того как произошло сравнение расчетных показателей эффективности всей совокупности вариантов и учтена вероятность их реализации, происходит расчет самого оптимального варианта.
Плановые, расчетные показатели по проекту могут быть изменены на этапе реализации. Причиной этому могут стать как внешние, так и внутренние факторы (политические, экономические, организационные изменения).
Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:
- – возникновение и формирование инновационной идеи;
- – анализ возможностей по созданию инновации;
- – подготовка договорной документации; подготовка проектной документации;
- – строительно-монтажные работы;
- – эксплуатация объекта;
- – расчет и контроль финансово-экономических показателей.
Целью разработки инновационного проекта является изменение состояния предприятия (фирмы) для повышения его конкурентоспособности. Поэтому в процессе подготовки и разработки инновационного проекта надо быть предельно предусмотрительными и использовать для проведения аналитических процедур весь объем информационных баз.
Документально оформленный каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы.
Раздел 1. Возможности фирмы (резюме).
Раздел 2. Определение инновационного проекта (цели и задачи).
Раздел 3. Характеристика товаров (услуг).
Раздел 4. Рынки сбыта товаров (услуг).
Раздел 5. Конкуренция на рынках сбыта.
Раздел 6. План маркетинга.
Раздел 7. План производства.
Раздел 8. Организационный план.
Раздел 9. Юридическое обеспечение проекта.
Раздел 10. Экономический риск и страхование.
Раздел 11. Стратегия финансирования.
Раздел 12. Финансовый план.
Управление инновационными проектами отличается от управления инвестиционными проектами тем, что требует более детальной оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможности использования средств венчурного финансирования.
С целью обоснованности спланированного объема финансирования необходимо разработать экономическое обоснование – бизнес-план.
В бизнес-плане описываются основные элементы инновационного процесса, сам продукт, этапы производства и реализации, оцениваются риски и состояние рынка, рассчитываются экономико-финансовые показатели проекта и т.д.
Бизнес-план включает в себя следующие разделы.
- 1. Вводная часть. Кратко и сжато описываются все существенные аспекты проекта. В ее содержание включают: название предприятия, адрес его местонахождения, организационно-правовую форму, состав участников, даются основные характеристики проекта, его цели и задачи, стоимость и запрашиваемые объемы финансирования.
- 2. Анализ положения дел в области работ, проводимых по проекту. Анализируется состояние потребительских рынков, на которые компания планирует выйти, сравнительно оцениваются конкурентные преимущества и недостатки предлагаемого к производству продукта, анализируются потенциальные группы спроса.
- 3. Сущность предлагаемого проекта. Дается полное и детальное описание продукта или услуги, с указанием всех особенностей и уникальности.
- 4. Анализ рынка. Определяются целевые рынки (рынок, сегмент рынка) и возможные потребители. Описывается маркетинговая стратегия выхода на рынок.
- 5. Производственный план. Описываются производственные и технологические процессы, оборудование, характеристики специалистов и прочие связанные с производством и реализацией продукции вопросы.
- 6. Организационный план. Описываются организационная структура организации, схемы организации продаж, структура и квалификация персонала.
- 7. Оценка степени риска. Проводится идентификация рисков, определяются основные характеристики рисков, связанные с реализацией проекта, определяется наличие реальных и потенциальных угроз, представляющих опасность для предприятия, производится их оценка и определяются возможности преодоления рисковых ситуаций.
- 8. Финансовый план. Описываются плановые расчетные показатели по выручке и расходам с учетом благоприятных и неблагоприятных исходов и инфляционных ожиданий, налоговые отчисления, формируется план доходов и расходов на 1–5 лет, рассчитываются финансовые показатели (NPV , IRR, индекс рентабельности и др.).
- 9. Приложения.
Представленный материал по раскрытию особенностей содержания инновационного проекта позволяет сделать следующие выводы:
- инновационный проект раскрывает содержание инновационной деятельности и определяет структуру инновационного процесса;
- разработка инновационного проекта требует реализации большого объема аналитических процедур;
- инновационный проект является комплексом различных документов (программ), которые имеют между собой системную связь по целям, средствам и результатам.
Выводы
- 1. Инновационная деятельность основывается не только на профессиональных, но и на междисциплинарных знаниях, вовлекая систему научных, технических, организационных и финансовых мероприятий для создания инновационных товаров и услуг.
- 2. В управлении инновационной деятельностью используются синергетические подходы.
- 3. В организации инновационного процесса используются различные модели, позволяющие наглядно описать стадии, участников, элементы, транзакции. При этом вследствие очень сложно предсказуемого характера и времени достижения итогового результата инновационной деятельности все эти модели имеют свои ограничения.
- 4. Существует большое количество разработанных стратегий инновационной деятельности. В условиях динамичного изменения рыночной ситуации разработка стратегии носит сугубо индивидуальный характер: каждая хозяйствующая организация должна находить свою уникальную позицию на рынке исходя из системного анализа своих конкурентных преимуществ.
- URL: sci-innov.rU/law/base_terms/#02
- Инновационный менеджмент: учеб. пособие/ под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001.
- URL: technopark.by/business/207.html
- URL: udik.com.ua/books/book-320/chapter-11606
- Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007.
- Авсянников Η. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: РУДН, 2011.
- URL: dist-cons.ru/modules/innova/section2.html
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты