Публицистический стиль использование слов так. Публицистический стиль речи
Публицистический стиль считается одним из самых подвижных и развивающихся в речи. В переводе с латинского языка, этот термин значит «общественный, государственный». Стиль разбит на отдельные подстили, отражающие направленность термина. Специфические свойства публицистического стиля используются для информирования путем изложения фактов, а также для применения выразительности и влияния на эмоции слушателей.
Публицистический стиль речи относится к функциональным стилям в литературном языке. Сфера применения охватывает различные взгляды на общественную жизнь, среди которых научный, обывательский, социальный и прочие. Он включает в себя:
- газетный жанр;
- телевизионный;
- ораторский;
- рекламный;
- коммуникативный.
В некоторых учебниках, этот стиль называют газетно-публицистическим или общественно-политическим. Однако, применяемое название и определение, больше соответствуют действительности, так как помимо газет, оно встречается в электронных СМИ и по телевидению. Помимо политики, стиль охватывает и другие тематики. Это спорт, культура, научно-популярная тематика и прочее.
Публицистика относится к журналистскому и литературному роду. В ее рамках удается определить экономический, философский, правовой, научный и иные вопросы современного общества.
А цель применения выражается во влиянии на мнение общественности и политические силы для укрепления или изменения соответствующих позиций.
Предметом жанра является жизнь в разнообразных ее проявлениях:
- преподносимая и реальная;
- частная и общественная;
- в большом и малом масштабах.
Языковые функции стиля
Публицистический стиль речи выполняет две главные языковые функции:
- сообщения;
- воздействия.
Первые заключаются в информировании авторами широкого круга лиц о серьезных общественных проблемах. Эти функции, так или иначе, включают в себя речевые стили и подстили. Особенность отражается в тематике сообщаемой информации. Отличается и способ подачи. Например, излагается научный факт - одновременно выражается мнение и настроение авторов, размышления. Такая черта иллюстрирует отличие от официально-делового тона. Публицист сам выбирает информацию, на которую стоит обратить внимание. Он самостоятельно решает, как определить ее в сообщении.
Вместе с изложением фактов, носящих научный, общественный, политический или иной интерес, реализуются и функции воздействия. С их помощью, автор убеждает слушателей в отношении, поведении. Поэтому стиль и подстили можно определить, как тенденциозные, эмоциональные, полемичные.
В жанрах публицистического стиля, функции распределяются неравномерно. Одна из них всегда будет преобладать. Важно, чтобы они не заменяли друг друга. Это значит, что убеждение должно основываться только на достоверных данных при полном раскрытии информации.
Лексические признаки текстов
Языковые особенности публицистического стиля ярко выражаются через лексику. Обозначения: мораль и экономика, этика, культура, научный диалект, психологические переживания и прочее. Основные особенности и примеры.
- Текст имеет готовые социальные стандарты. Они в значительной степени отражают временной период. Актуальные примеры: «инъекция лжи», «финансовая элита», «деревянный рубль» и так далее.
- Между автором и читателями возникает такое взаимоотношение, которое напоминает связь между актером и аудиторией. Это еще одна характеристика стиля. Здесь лексика даже приобретает «сценические» оттенки. Так, говорят: «борьба за кулисами», «развернулась драма», «знаменитый трюк» и тому подобное.
- Нередко можно услышать эмоционально-оценочные суждения, но не индивидуального, а социального плана. Среди них встречаются слова носящие одобрительную (сердобольность, процветание) и негативную (обывательский, расизм) оценку.
- Отдельное место отдано пластам торжественного, риторического и гражданско-патетического характера (самопожертвование). А старославянизмы, вставленные в текст, придают ему страстный и слегка пафосный оттенок (держава).
- В переносном значении используется военная терминология (мобилизация резервов).
- Пример оценочного инструмента - архаизмы (лекари, барыши).
Морфологические признаки текстов
Данные признаки публицистического стиля обозначают такое употребление разных грамматических форм, которое отличается частотой. По сравнению с лексическими признаками, текст их содержит не так уж много. Это:
- существительное в единственном числе, используемое вместо необходимого множественного (Учитель всегда знает ученика);
- императивные глагольные формы (Будьте на ТВ с нами);
- глаголы настоящего времени (1 мая продолжается);
- причастия, заканчивающиеся на -омый (ведомый);
- существительное в родительном падеже (выход из ситуации);
- производные предлоги (на основе).
Синтаксические признаки текстов
Особенностью раздела является яркое выражение воздействующей функции. Из разных форм выбираются конструкции, обладающие потенциалом влияния. Они берутся не из научно-популярной, а из разговорной речи. В то же время обеспечивается доступная структура для массового восприятия. К ним относят следующие признаки и примеры:
- Специфические предложения текста и повторяющиеся или короткие и отрывистые, иллюстрирующие общую картину происходящего.
- Вопросы риторического характера: Хотят ли русские войны?
- Умолчание выражается многоточием, намекая на невысказанность: Хотели, как лучше…
- В вопросно-ответном приеме, автор сначала задает вопросы, а затем сам отвечает. Благодаря этому, у читателя газет растет интерес к теме: Как относятся к переселенцам? Считают, что они поглощают основные части средств - пособий.
- Предложения, в которых изменен порядок применения начала и конца: Исключение составлял научный блог, вместо: Научный блог составлял исключение.
- Восклицательные типы: Вперед, на голосование!
- Заголовки текста рекламного содержания: Лютый февраль - такое жаркое время для распродажи.
Заголовкам присуще отражать текст через эпитеты и метафоры. Благодаря этому, в сжатом виде раскрывается противоречивость того или иного явления.
Формы выражения жанров
Особенность сегодняшнего дня заключается в том, как смешиваются жанры публицистического стиля. На их основе возникают гибридные виды. Характеристика изложения и сочетание стандартных и оригинальных средств языка, зависят от поставленной задачи. В разных обстоятельствах их решения отличаются. Виды смешанного жанра и примеры применения:
- заметку и репортаж как разновидность информационного жанра;
- статью, как аналитического жанра;
- эссе или очерк, как форму художественно-публицистического.
Заметка является разновидностью информирования о происходящем в научно- или общественно-политическом, культурном и других сферах жизни. Газеты содержат их всегда. Сообщение представляет собой маленькое изложение важной новости без подробностей. Нередко, в хронике газет нет даже заголовка, но рассказывается о событии, с использованием широкого диапазона средств языка в зависимости от заданной тематики.
Репортаж
В число ведущих публицистических стилей входит репортаж. Отличительные черты:
- объективность;
- точность отображения происходящего;
- яркость и эмоциональность высказываний.
Репортаж относится к динамичным жанрам. В нем соединяются примечательные эпизоды и используются многообразные стилистические выражения. Информация подается с элементами анализа и авторской оценки.
Статьи
Еще одним публицистическим жанром считают статьи, которые публикуют газеты, журналы, сайты. Их цель заключается в анализе насущных проблем. Но в отличие от СМИ, здесь информация обращена только к кругу читателей, заинтересованных в конкретной проблеме. Структура статьи:
- начальный тезис;
- обоснование;
- описание эпизодов, цитаты и рассуждения автора;
- заключение.
Использование лексики и стилистической окраски зависит от того, какая сфера затрагивается, и какой тип изложения выбирается.
Публицистическое эссе
На статью похоже публицистическое эссе - этюд, включающий рассуждения, которые раскрывают проблемы в свободной естественной форме. Его рассматривают и в виде очерка. Присутствуют яркие иллюстрации, служащие поводом для размышлений. Кроме того, изложение подается через авторское восприятие. А значит, от писателя зависит судьба эссе: от убеждений, анализа, знаний, сопереживания и способности воплощать это в речи.
Публицистика является главным рычагом возникновения и дальнейшего распространения неологизмов в языке. Она влияет на развитие живого языка. Поэтому важно, чтобы стиль изучался досконально. Небрежное и неточное влияние приводит к серьезным отрицательным последствиям при тиражировании, когда люди воспринимают речевую ошибку за норму.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Публицисти́ческий стиль - функциональный стиль речи , который используется в жанрах : , очерк , репортаж , фельетон , интервью , памфлет , ораторская речь .
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология , эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы , восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Функции публицистического стиля:
- Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
- Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы
Задача речи:
- воздействовать на массовое сознание
- призывать к действию
- сообщать информацию
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию - создать картину событий (я) и передать адресату впечатления журналиста от этих событий (я).
Примечания
Литература
- Lindа Jorgensen. Real-World Newsletters (1999)
- Mark Levin. The Reporter’s Notebook: Writing Tools for Student Journalists (2000)
- Buck Ryan and Michael O’Donnell. The Editor’s Toolbox: A Reference Guide for Beginners and Professionals (2001)
- Allan M. Siegal and William G. Connolly. The New York Times Manual of Style and Usage: The Official Style Guide Used by the Writers and Editors of the World’s Most Authoritative Newspaper (2002)
- M. L. Stein, Susan Paterno, and R. Christopher Burnett, The Newswriter’s Handbook Introduction to Journalism (2006)
- Bryan A. Garner. The Winning Brief: 100 Tips for Persuasive Briefing in Trial and Appellate Court (1999)
- Philip Gerard, Creative Nonfiction: Researching and Crafting Stories of Real Life (1998)
- Steve Peha and Margot Carmichael Lester, Be a Writer: Your Guide to the Writing Life (2006)
- Andrea Sutcliffe. New York Public Library Writer’s Guide to Style and Usage (1994)
- Bill Walsh, The Elephants of Style: A Trunkload of Tips on the Big Issues and Gray Areas of Contemporary American English (2004)
, фельетон , интервью , памфлет , ораторская речь .
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология , эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы , восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Функции публицистического стиля:
- Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
- Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы
Задача речи:
- воздействовать на массовое сознание
- призывать к действию
- сообщать информацию
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию - создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Напишите отзыв о статье "Публицистический стиль"
Литература
- Linda Jorgensen. Real-World Newsletters (1999)
- Mark Levin. The Reporter"s Notebook: Writing Tools for Student Journalists (2000)
- Buck Ryan and Michael O"Donnell. The Editor"s Toolbox: A Reference Guide for Beginners and Professionals, (2001)
- Allan M. Siegal and William G. Connolly. The New York Times Manual of Style and Usage: The Official Style Guide Used by the Writers and Editors of the World"s Most Authoritative Newspaper, (2002)
- M. L. Stein, Susan Paterno, and R. Christopher Burnett, The Newswriter"s Handbook Introduction to Journalism (2006)
- Bryan A. Garner. The Winning Brief: 100 Tips for Persuasive Briefing in Trial and Appellate Court (1999)
- Philip Gerard, Creative Nonfiction: Researching and Crafting Stories of Real Life (1998)
- Steve Peha and Margot Carmichael Lester, Be a Writer: Your Guide to the Writing Life (2006)
- Andrea Sutcliffe. New York Public Library Writer"s Guide to Style and Usage, (1994)
- Bill Walsh, The Elephants of Style: A Trunkload of Tips on the Big Issues and Gray Areas of Contemporary American English (2004)
Отрывок, характеризующий Публицистический стиль
Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
(газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология , эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы , восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Функции публицистического стиля:
- Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
- Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей
Задача речи:
- воздействовать на массовое сознание
- призывать к действию
- сообщать информацию
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Это очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Публицистический стиль" в других словарях:
Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) – один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (от лат. publicus – общественный) СТИЛЬ. См. функциональные стили …
публицистический стиль Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
публицистический стиль - см. стиль языка + публицистика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
публицистический стиль - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации. См. также публицистика … Словарь литературоведческих терминов
СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. См. публицистический стиль … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
- [манера] сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? стиля, чему? стилю, (вижу) что? стиль, чем? стилем, о чём? о стиле; мн. что? стили, (нет) чего? стилей, чему? стилям, (вижу) что? стили, чем? стилями, о чём? о стилях 1. Стилем называют… … Толковый словарь Дмитриева
стиль речи - ▲ стиль излагать стиль речи характер изложения. разговорный стиль. книжный стиль. художественный стиль. публицистический стиль. научный стиль. наукообразный. официально деловой стиль. канцелярский стиль [язык]. протокольный стиль. протоколизм.… … Идеографический словарь русского языка
СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ - СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ, объединенная определённым функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно речевая… … Литературный энциклопедический словарь
Книги
- Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках , А. Д. Швейцер. В предлагаемой читателю книге известного отечественного лингвиста А. Д. Швейцера определяется предмет контрастивной стилистики, намечаются принципы контрастивно-стилистического анализа,…
Лекция № 91 Публицистический стиль
Рассматриваются языковые средства и основные жанры публицистического стиля
Публицистический стиль
Рассматриваются языковые средства и основные жанры публицистического стиля
План лекции
91.1. Понятие публицистического стиля
91.2. Жанры публицистического стиля
91.3. Языковые особенности публицистического стиля
91.1. Понятие публицистического стиля
Публицистический стиль - это разновидность литературного языка, закрепленная за культурно-политической сферой человеческой деятельности.
Сфера общения:
1) в широком смысле - политика, культура, массовая коммуникация: газета, радио, телевидение, кино и т. д.;
2) в узком смысле - многообразные жанры газетной речи.
Функции речи - информативная, воздействующая, популяризаторская.
Адресат - широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации.
Специфические черты - информативность, доказательность, точность, открытая оценочность речи, стандартизованность, экспрессивность.
91.2. Жанры публицистического стиля
- Очерк - жанр изложения и анализа различных фактов и явле-ний социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.
- Статья - короткое повествование в газете или журнале, рас-крывающее ту или иную тему.
- Заметка - краткое сообщение в газете на актуальную тему.
- Эссе - общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, по-казывая свою индивидуальную позицию.
- Памфлет - произведение со злободневным социально-полити-ческим обличением с элементами сатиры.
- Прокламация - печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки.
- Манифест - воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности.
- Программа - изложение основных положений и целей деятель-ности политической партии, организации, правительства.
- Фельетон - сатирическое или юмористическое изображение какого-либо явления или лица.
- Интервью - беседа журналиста с одним или несколькими ли-цами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, ра-дио или напечатанная в газете, журнале.
- Репортаж - оперативное сообщение о каком-либо событии.
- Адрес (приветственный адрес) - письменное поздравление по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании.
- Резолюция митинга (собрания) - краткое изложение итогового решения митинга (собрания).
91.3. Языковые особенности публицистического стиля
Лексика
Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной.
Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д.
Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением.
Широкое использование неологизмов, индивидуально-авторских слов.
Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики.
Использование крылатых слов, пословиц и поговорок.
Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущест-венно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной).
Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии.
Широкое использование собственных наименований, аббревиатур.
Синтаксис
Допустимость простых и сложных предложений только с четкой структурой.
Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных предложений и простых, осложненных обособленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.).
Недопустимость использования однообразных синтаксических структур.
Широкое применение побудительных и вопросительных предложений.
Активность пассивных синтаксических конструкций.
Использование прямой речи, диалога.
Употребление простого глагольного сказуемого, выраженного устойчивыми глагольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия.
Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, градация.
Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков.
Распространенность номинативных предложений (использование цепочек номинативных предложений в начале и в середине текста).
Предпочтительное использование сложноподчиненного предложения среди других видов сложного предложения.
Малоупотребительность сложного предложения с разными видами связи.
Использование образных средств
Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональ-ной оценочностью.
Использование средств словесной образности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифоры и т. д.).
Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности.
Способ изложения
Использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении;
Обобщенность и понятийность изложения;
Обобщенность и открытая оценочность изложения.
Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения.
Аргументированность изложения.
Фактологичность изложения.
Пример текста публицистического стиля:
Единята - дружные ребята
Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают,
кто такой Шойгу
В саратовском областном центре «Единство» - большой праздник. В Петровском районе ряды «медведей» пополнились сразу тремя тысячами школьников. Делу партии Шойгу присягнули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнадцати лет.
Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием большой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную организацию, самую крупную в районе. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколение почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первоначально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели.
В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и решили все школьные организации объединить.
Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Единством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дальновидно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию.
В организацию вступили почти все подростки до 14 лет, а в целом половина школьников района. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что чада хоть как-то пристроены<…>
(Н.Андреева Единята - дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001 )
Дата: 2010-05-22 11:10:26 | Просмотров: 28279 |
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты