Примеры целей в жизни человека. Тип урока: уроки открытия детьми нового знания
Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).
Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру:
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;
6) этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности («надо»);
Установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу»).
При выполнении первого условия данного этапа учитель может высказать добрые пожелания учащимся, выразить поддержку и т.д. Второе требование возможно выполнить при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). Выполнение третьего требования можно организовать в процессе диалога, самопроверки домашнего задания по готовому образцу и т.д.
Результатом этапа является положительная мотивация (в дальнейшем и самоопределение) каждого учащегося к учебной деятельности на уроке, что существенно отличает этот этап от организационного момента традиционного урока.
Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки способности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
Активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -
«хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного
для изучения на данном уроке;
Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объему работы. Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения нового знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.
Подбор заданий для второго этапа является достаточно сложной задачей для учителя. Но без тщательного их подбора у учащихся могут возникнуть проблемы на этапе построения проекта выхода из затруднения. Важно помнить, что нужно повторить только ЗУНы, необходимые для самостоятельного построения детьми нового знания.
На рассматриваемом этапе урока можно использовать разные формы работы. Например, актуализацию знаний можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия как со всем классом, так и по группам, таким образом используя как фронтальную, так и групповую формы работы.
Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Подчеркнем, что затруднение - это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.
Для реализации этой задачи необходимо использовать индивидуальные формы работы: математический диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения можно организовать диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:
1. Не смог выполнить задание;
2. Не смог
правильно решить поставленную задачу (получил
неверный ответ);
3. Получил верный ответ, но не смог
его обосновать (обосновать -
это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило,
алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;
4. Получил верный ответ, его обосновал, но не смог
объяснить
способ получения используемого правила, способа действия и т.д.
Также возможен вариант затруднения:
5. Не смог выполнить условия задания.
Например, решил задание, но не за указанное время. Следовательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».
Отметим, что в настоящее время готовится к печати статья по организации фиксации учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или в его обосновании. В ней будут рассмотрены разные типы затруднений и приведены примеры организации их фиксации на уроках по разным предметам.
Также, в отличие от традиционной актуализации знаний, на данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, тогда как в традиционном уроке речь в основном идет о повторении материала, пройденного на прошлом уроке.
3. Основной целью этапа выявления места и причины, затруднения является осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись
и проговорили в слух, что и как они делали;
Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
(причина затруднения).
Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент. Отметим, что на данном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке. Насколько эффективно каждый учащийся включится в деятельность по построению нового знания зависит от того, насколько четко будет проведен данный этап. Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения.
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановки целей учебной деятельности, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель
своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно
построить и чему научиться);
Предложили и согласовали тему
урока, которую учитель
может уточнить;
Выбрали способ
построения нового знания (как?) -
метод
уточнения
(если новый способ действий можно сконструировать из
ранее изученных) или метод дополнения
(если изученных аналогов
нет и требуется введение принципиально нового знака или способа
действий);
Выбрали средства
для построения нового знания (с помощью
чего?) -
изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы
записи и т.д.;
Сформулировали план своих действий по построению нового
знания.
Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Для того, чтобы все задачи были решены, необходимо тщательно продумать организацию проектной деятельности учащихся. Принципиальным отличием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается, во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана) и, во-вторых, в реализации этого плана. Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.
Для успешного результата на данном этапе можно продумать подводящий диалог - то есть такую систему вопросов, которая гарантированно приведет учащихся к решению учебной задачи, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта и решения исходной задачи является построение учащимися нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
При построении нового знания использовать предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;
Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в
речи и знаково (с помощью эталона);
Применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего
ранее затруднения;
Уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа).
Таким образом, на данном этапе функция учителя - организовать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.
Продолжительность этапа составляет 5-8 минут. Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Но именно на этом этапе групповая форма работы наиболее эффективна и интересна для учащихся.
Подчеркнем, что результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового знания. Знаковая фиксация нового способа действия (эталон) необходима не только для лучшего усвоения нового знания, но и для организации грамотной самопроверки своего решения на этапе самостоятельной работы с самопроверкой. Также эталоны являются критериальной базой при проведении уроков рефлексии и развивающего контроля.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы, во-первых, он был математически грамотный, и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке открытия нового знания, был им хорошо знаком и понятен. То есть являлся реальным инструментом для решения задач данного типа.
При самопроверке работ учащиеся должны уметь проверять себя по эталону для самопроверки . Это обеспечивает освоение процедуры грамотного, объективного контроля. Отметим, что способность к проверке учащимся себя по эталону формируется постепенно. Сначала учитель организует фронтальную самопроверку, в результате которой учащиеся соотносят свои действия с эталоном, учатся находить место и причины ошибок, исправлять их на основе правильного применения эталона. В дальнейшем ученики делают эту работу все более и более самостоятельно. Важно подчеркнуть, что в результате проведения самопроверки учащийся должен не просто исправить неправильный ответ на правильный.
Основная цель этой работы - понять место своей индивидуальной ошибки, ее причину и исправить ошибку на основе правильного применения правила, алгоритма, способа действия и т.д.
6. Основной целью этапа первичного закрепления с комментированием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых
заданий на новый способ действия;
При этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги
и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.
Для этого можно использовать такие формы организации учебной деятельности, как «цепочки», работа в парах и т.д. Можно организовать работу, используя игровые ситуации и соревнования.
Подчеркнем, что при решении типовых заданий целесообразно зафиксировать образец оформления заданий на новое знание и организовать вербальное соотнесение учащимися своих действий с каждым шагом построенного эталона.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
Организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;
Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Продолжительность данного этапа составляет 3-5 минут. Подчеркнем, что в соответствии с принципом минимакса учащийся должен усвоить содержание на уровне государственного стандарта знаний, поэтому задания, предлагаемые в самостоятельной работе должны соответствовать обязательному уровню. Это не значит, что далее не будет предоставлена возможность научиться выполнять задания более высокого уровня сложности. Но функция данного этапа - проверка каждым учащимся освоения базового уровня. Самостоятельная работа может представлять собой письменную работу небольшого объема узкой типовой направленности.
Важно отметить, что именно на этом этапе происходит обучение учащихся грамотному самоконтролю своей работы, поэтому одним из условий его проведения является наличие объективно обоснованного эталона. Эталон также позволяет каждому учащемуся не просто формально исправить допущенную ошибку или утверждать, что ее нет, но доказательно аргументировать свое утверждение. Самопроверка по эталону позволяет ученику, который верно выполнил задания, пошагово проговаривать и обосновывать свое решение, а в случае, если ошибка допущена, - учиться определять ее место, причину и исправлять свою ошибку на основе правильного применения эталона. При организации обучения самопроверке недостаточно просто предъявить учащимся объективно обоснованный эталон. Необходимо продумывать диалог для вербального сопоставления учениками решения самостоятельной работы с эталоном для самопроверки.
В случае, когда при выполнении самостоятельной работы у учащегося возникло затруднение, ситуация успеха заключается в выявлении причины затруднения и его преодолении. Переживание ребенком ситуации успеха способствует формированию у него положительной мотивации к дальнейшему обучению.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
Выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;
Организовать выполнение заданий, в которых новое знание
связывается с ранее изученными;
Организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
При необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса.
Продолжительность данного этапа составляет 5-8 минут. Этот этап можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия преимущественно в группах или парах. Целесообразно предоставлять возможность выбора заданий учащимися, включать элементы проектирования, игровые ситуации и т.д.
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке;
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются
задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами вы
бора, творчества).
Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности. Подчеркнем, что организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). В этом случае ученик может провести рефлексию своей учебной деятельность на уроке.
При организации данного этапа разбираются вопросы: из каких основных шагов состоит учебная деятельность, удалось ли реализовать эти шаги на данном уроке, где возникло затруднение; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруднение; что нового узнали; достигнута ли цель урока; где используется новый способ действия; каковы результаты деятельности класса, собственные результаты; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д. Для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности можно использовать специальные сигналы - цвет, знак, шкала и т.д.
В заключение описания урока «открытия» нового знания отметим, что часто, особенно в средней и старшей школе, объем содержания урока данного типа достаточно велик. Возникает вопрос - все ли новые знания, появляющиеся на уроке, необходимо «открывать» обязательно самим учащимся? Нельзя ли некоторые понятия, правила и т.д. ввести учителю, на введении другого алгоритма, способа действия, правила или понятия организовать проектную деятельность учеников, а какие-то выводы сделать непосредственно из открытого нового знания? Ответ - именно так и надо поступать. А иначе где взять время на уроке?
Наша цель - помимо освоения учащимися необходимых знаний и умений, сформировать на этих уроках у ребят умение самостоятельно строить и реализовывать проекты, уметь применять новые знания при решении практических задач и анализировать свою деятельность. Для этого необходимо прохождение и осознание всех 9 этапов. Совершенно очевидно, что для организации даже двух «открытий» на уроке времени недостаточно, хотя в начальной школе это и удается. Что говорить, когда необходимо «ввести» 3, 4 и т.д. новых понятий и способов действий.
В этом случае важно уметь структурировать содержание урока: на каком материале будет организована проектная деятельность, какие понятия и т.д. для этого необходимо «ввести», какие выводы можно будет получить из «открытого» знания.
Таким образом, для реализации деятельностных целей обучения каждый урок введения нового знания должен стать уроком «открытия» знаний самими учащимися. В случае, когда объем новых знаний на уроке очень большой, на каком именно содержании организовать «открытие» урока - выбирает учитель.
Для подготовки урока «открытия» нового знания предлагается использовать следующий алгоритм конструирования урока.
Один из лучших советов, который можно вам дать: «с уверенностью смотрите в будущее - в направлении своей мечты» и ставьте правильные цели в жизни.
Большинство из нас живет, как ветер - двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.
Но я верю, что наша жизнь - не просто случайность, и что мы все должны участвовать в ее «проектировании». Можно назвать это дизайном образа жизни.
С тех пор, как вышел фильм «Пока не сыграл в ящик» («The Bucket List» с участием Джека Николсона и Моргана Фримена - рекомендую к просмотру), еще больше людей стало писать список своих собственных целей.
Постановка целей - это не просто написать список. Это отправная точка на пути к проектированию жизни, которой мы живем. Возможно и вам пора задуматься обо всех больших и маленьких вещах, которые вы хотели бы осуществить в своей жизни.
Каждый год, обычно в декабре, люди составляют список вещей, которые хотели бы достичь в следующем году. Однако эти носят краткосрочный характер. 100 целей жизни поставят перед вами более амбициозные задачи. Некоторые из них будут краткосрочными, а выполнение других может занять всю вашу жизнь. Какие-то задачи вы можете начать и сделать сразу, некоторые потребуют больше времени.
100 целей жизни должны быть настолько захватывающими лично для вас, что вам будет трудно заснуть ночью! Если же вы не в восторге от ваших целей, то вы не будете стремиться к ним на достаточно высоком уровне.
Я приведу пример 100 жизненных целей (как базовых, так и «экзотических»), но настоятельно рекомендую сделать свой собственный список. Итак, наберитесь терпения…
100 целей жизни человека
- Создать семью.
- Поддерживать отличное здоровье.
- Научиться говорить на английском языке (С помощью носителя языка или самостоятельно).
- Посещать новую страну мира каждый год. Посетить все континенты.
- Изобрести и запатентовать новую идею.
- Получить почетную степень.
- Внести существенный позитивный вклад в дело мира.
- Отправиться в путешествие на корабле.
- Увидеть землю из космоса + Получить опыт невесомости.
- Совершить прыжок с парашютом.
- Участвовать в марафоне.
- Создать пассивный источник дохода.
- Изменить чью-то жизнь навсегда.
- Участвовать в Олимпиаде (или чемпионате мира).
- Совершить паломничество в Израиль.
- Помочь 10 людям достичь их жизненной цели.
- Родить ребенка. Воспитать ребенка.
- Быть вегетарианцем в течение месяца.
- Прочитать всю Библию.
- Пообедать с известным .
- Выступить на конференции (+выступить с речью перед более чем 100 людьми).
- Написать и опубликовать книгу.
- Написать песню.
- Запустить сайт в Интернете.
- Научиться ездить на мотоцикле.
- Создать собственный бизнес.
- Взобраться на вершину горы.
- Научиться играть в теннис.
- Изучить цифровую фотографию и научиться фотографировать.
- Сдать Кровь.
- Избавиться от вредных привычек(Алкоголь, курение).
- Познакомиться с интересным человеком противоположного пола.
- Владеть собственными 5 гектарами земли.
- Покормить акул.
- Найти любимую работу, которая не будет напрягать.
- Совершить подводное плавание (заняться дайвингом или, возможно, поплавать даже на подводной лодке).
- Прокатиться на верблюде или поездить на слоне.
- Полетать на вертолете или воздушном шаре.
- Поплавать с дельфинами.
- Увидеть 100 лучших фильмов всех времен.
- Посетить «Оскар».
- Сбросить лишний вес.
- Съездить с семьей в Диснейленд.
- Прокатиться на лимузине.
- Прочитать 100 лучших книг всех времен.
- Поплавать на каноэ по Амазонке.
- Посетить все игры сезона любимой футбольной\баскетбольной\хоккейной\т.п. команды.
- Посетить все самые крупные города страны.
- Жить какое-то время без ТВ.
- Уединиться и пожить месяц, как монах.
- Запомнить стихотворение «Если бы…» Редьярда Киплинга.
- Иметь свой собственный дом.
- Жить какое-то время без машины.
- Совершить полет в истребителе.
- Научиться доить корову (не смейтесь, может быть полезным жизненным опытом!).
- Стать приемным родителем.
- Совершить путешествие в Австралию.
- Научиться танцу живота.
- Основать некоммерческую организацию, направленную на помощь людям.
- Научиться делать ремонт в доме (и сделать его).
- Организовать тур по Европе.
- Научиться скалолазанию.
- Научиться шить/вязать.
- Ухаживать за садом.
- Сходить в поход по дикой природе.
- Освоить боевое искусство (возможно, стать обладателем черного пояса).
- Играть в местном театре.
- Сняться в фильме.
- Отправиться в путешествие на Галапагосские острова.
- Научиться стрельбе из лука.
- Научиться уверенно пользоваться компьютером (либо помочь в этом своей девушке, маме)
- Брать уроки пения.
- Отведать блюда французской, мексиканской, японской, индийской и др. кухни.
- Написать стихотворение о своей жизни.
- Научиться кататься на лошадях.
- Поплавать на гондоле в Венеции.
- Научиться управлять лодкой или катером.
- Научиться танцевать вальс, чечетку и др.
- Опубликовать видео в YouTube, которое наберет 1 миллион просмотров.
- Посетить штаб-квартиру Google, Apple, Facebook или др.
- Пожить на острове + Пожить в хижине.
- Получить полный массаж тела.
- В течение месяца пить только воду и сок во время еды.
- Стать владельцем % акций прибыльной компании.
- Иметь ноль личных долгов.
- Построить домик на дереве для своих детей.
- Инвестировать в золото и/или недвижимость.
- Побыть волонтером в больнице.
- Отправиться в кругосветное путешествие.
- Завести собаку.
- Научиться водить гоночный автомобиль.
- Опубликовать семейное дерево.
- Достигнуть финансовой свободы: иметь достаточно пассивного дохода, чтобы покрыть все расходы.
- Стать свидетелем рождения своих внуков.
- Посетить Фиджи/Таити, Монако, Южную Африку.
- Участвовать в гонках на собачьих упряжках в Арктике.
- Научиться серфингу.
- Сделать шпагат.
- Покататься на горных лыжах всей семьей в Аспене.
- Пройти профессиональную фотосессию.
- Пожить в другой стране в течение одного месяца.
- Посетить Ниагарский водопад, Эйфелеву башню, Северный полюс, пирамиды в Египте, Римский Колизей, Великую китайскую стену, Стоунхендж, Сикстинскую Капеллу в Италии.
- Пройти курсы выживания в природе.
- Обладать собственным частным самолетом.
- Быть счастливым в этой жизни.
- …. ваши цели…
___________________________________________________
Может возникнуть вопрос: зачем 100 целей в жизни - так много? Постановка такого количества целей может реально проверить вашу мотивацию и таланты во многих областях и сферах жизни. Жизнь так многогранна, а цели должны продемонстрировать вашу дисциплину и ответственное отношение к ней.
Именно вы берете под контроль свою жизнь. А цели - это как GPS в жизни. Они дают направление и помогут вам выбрать, куда пойти в этой жизни. Ваше видение об идеальном будущем может превратиться в реальность.
Когда вы поставите 100 жизненных целей, а затем оцените достижения, вы сможете увидеть, что вы сделали и на что вы реально способны. Сам процесс достижения целей даст вам уверенность и веру в себя. После того, как вы добились одной цели, вы будете пытаться добиться других целей, возможно, более высоких.
Вы увидите большой прогресс, которого достигли, когда через какое-то время оглянетесь назад. Цели являются отправной точкой для успеха. Просто начните…
А хороший старт, как вы сами знаете, составляет половину успеха!
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Требования к современному уроку
- Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение особенностей урока.
- Учет реальных учебных возможностей учащихся разных классов, целенаправленная ликвидация пробеловв знаниях.
- Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.
- Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.
- Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования времени.
- Концентрациявниманияучащихсянанаучныхпонятиях, теоретическихположенияхзаконов, ведущихидеях. Выделениеглавного, существенного, обеспечениесвязисодержанияурокасжизнью.
- Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.
- Расширение арсенала выбора методов, преимущественно засчет активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных методов обучения.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода в обучении.
- Достаточный объем материала на уроке.
- Рациональное использование учебного времени.
- Знание учителем материала урока и предмета в целом.
- Воспитание интереса к предмету.
- Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения учиться.
- Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.
- Своевременность и всесторонность проверки знаний учащихся.
Основные элементы УВП в уроке
Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
- Сформировать на уроке новое понятие
- Обеспечить усвоение учащимися...
- Обучить новому способу действий
- Устранить пробелы в знаниях
- Обобщить и систематизировать знания о...
- Отработать навыки...
- Закрепить способы действий...
- Сформировать у учащихся представления о...
- Обучить выполнению задания по образцу
- Научить делать выводы...
- Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
- Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
- Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
Воспитательная цель
- Формирование интереса к будущему страны
- Формирование чувства гордости за Родину
- Воспитание гуманного отношения к людям
- Формирование ответственности
- Развитие требовательности к себе и другим
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
- Воспитание мотивов труда
Развивающая цель
- Развитие аналитического мышления
- Развитие познавательных умений
- Развитие умений учебного труда
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Урок как целостная система
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.
Подготовка к уроку
- Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
- Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
- Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
- Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
- Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
- Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
- формальную;
- содержательную;
- аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема: ____________
Цель: ____________
Задачи:
обучающие: _____________
развивающие: __________________
воспитывающие: _______________
Оборудование: ________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Самоанализ урока
IV. Замысел занятия
- Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе.
- Как он связан с предыдущими, на что опирается.
- Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы.
- Как были учтены при подготовке к уроку программные требования.
- В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение.
- Как и почему были выбраны форма занятия, тип.
- Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?
- Какие главные задачи решались на уроке и почему?
- Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока?
- Чем обосновывается конкретный ход урока. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?
- Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
V. Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели.
VI. Удалось ли решить на необходимом, оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение, настроение, самочувствие.
VII. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока. Каковы использованные резервные возможности. Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому.
VIII. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее.
Основные типы уроков:
- Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
- Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
- Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
- Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
- Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
- Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
- Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
- Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
- Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
- Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
- Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
- Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Методы и приемы развития интеллекта учащихся
- эвристическая беседа
- проблемное изложение учителя
- исследовательская работа
- рассказ
- объяснение
- схемы
- опорные таблицы
- заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу
- сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.
- диалоговое общение
- моделирование
- защита своего мнения
- формулирование вопросов
- рецензирование
- задания-максимумы
- метод свободного выбора
- ученики в роли учителя
- обучение действием
- обсуждение в группах
- ролевая игра
- дискуссия
- семинар
- ученик как исследователь
- дебаты
- мозговой штурм
- межпредметные сравнения
- проблемные ситуации, вопросы
- практическая работа
- эксперимент
- опыты
- системно-структурный анализ
- проекты
- презентации
Памятка для учителя по самоанализу урока
- Каково место данного урока в системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока?
- Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? рационально ли было распределено время на уроке?
- На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное?
- Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.
- Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке?
- Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему?
- Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения.
- За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся?
- Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки?
- Проводилась ли рефлексия?
- Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное?
Бывали случаи, когда наличие цели спасало жизнь людям, когда уже, казалось бы все потеряно… но не цель. Мы собрали постарались собрать примеры целей в жизни человека. Читайте, сохраняйте в закладки и возвращайтесь для перечитывания и осмысления, переоценки.
Понятие цели и её значимость
Существует закон постоянной динамики. Он распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. И на цели. Цель – это результат, который человек стремится получить в итоге по окончании всех своих действий. Реализация одной цели порождает другую. И если вы имеете престижную работу, огромный дом, в котором вас ждёт любящая семья, то это вовсе не предел ваших мечтаний. Не останавливайтесь. Продолжайте и достигать их несмотря ни на что. А тот успех, который вы уже смогли достичь поможет вам в реализации следующих замыслов.
Цель и её виды
Постановка жизненных целей является самым важным шагом на пути к успеху. Необязательно останавливаться на какой-то одной задаче и пытаться её реализовать. В теории существуют несколько разновидностей целей в жизни. В зависимости от сферы общества выделяют три категории:
- Высшие цели. Они ориентированы на человека и его окружение. Отвечают за развитие личности и помощь обществу.
- Основные цели. Направлены на самореализацию личности и его взаимоотношение с другими людьми.
- Обеспечивающие цели. К ним относятся все материальные человека, будь то автомобиль, дом или поездка на отдых.
Опираясь на эти три категории, человек самореализуется и . В том случае, если хотя бы одна целевая категория отсутствует, он уже не будет счастливым и успешным. Поэтому так важно иметь несколько целей одновременно, чтобы развиваться во всех направлениях.
Правильно формулируйте свои цели. Чётко сформулированные цели в жизни человека обеспечивают 60% успеха их достижения. Лучше сразу обозначить приблизительные временные рамки. Иначе цель всей вашей жизни может так и остаться недостижимой мечтой.
Как правильно ставить перед собой цель
Каждый человек сталкивается с трудностями по достижению своих целей исходя из неточной формулировки. Какие цели в жизни человека можно привести в качестве примера?
- Иметь квартиру, дом, дачу.
- Отдохнуть на море.
- Обзавестись семьёй.
- Обеспечить родителям хорошую старость.
Все приведённые выше цели в большей степени, так или иначе, являются мечтой человека. Он этого хочет, возможно, от всего сердца. Но возникает вопрос: когда его цели реализуются и что он для этого делает?
Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо поставить перед собой чёткую и ясную задачу. Она должна уместиться в одну фразу. Наглядным примером правильной постановки целей в жизни человека являются следующие формулировки:
- Иметь в 30 лет квартиру (дом, дачу).
- Похудеть на 10 кг к сентябрю.
- Отправиться на море в первый месяц лета.
- Создать счастливую и крепкую семью.
- Забрать родителей к себе в дом и обеспечить им хорошую старость.
Из вышеперечисленных целей можно сделать вывод, что почти все они имеют определённый временной промежуток. Исходя из этого, человек может распланировать своё время для реализации задуманного; разработать ежедневный план действий. И тогда он будет видеть полную картину того, что необходимо сделать и предпринять, чтобы цель в жизни была достигнута.
Как быстрее достигать цели
Чем больше у вас энергии, тем быстрее вы достигаете цели. Но энергия требуется особого рода – ментальная. Эта та энергия которая позволяет вам мыслить, испытывать эмоции и вообще строить свою реальность (вы же знаете что мысли материальны, не так ли?). Проблема среднего человека в том, что ментальная сфера сильно загажена. Чем? Разными негативными эмоциями (страхи, ненависть, обиды, ревность, тревоги и т.д.), психологическими комплексами, ограничивающими убеждениями, эмоциональными травмами и прочим ментальным хламом. И этот хлам порождает внутренние конфликты, противоречия, которые мешают достижению цели.
Избавившись от ментального хлама вы избавляетесь от подсознательных противоречий и увеличиваете силу мысли. При этом чистота мышления увеличивается, что, однозначно, ускоряет реализацию цели. Освобождение от такого груза делает жизнь счастливей и легче, что само по себе является главной ценностью для любого человека . Самый быстрый инструмент для очищения ментального пространства это система Турбо-Суслик. Преимущество этой системы в том, что она задействует ресурсы подсознания, которые обычно простаивают. Т.е. основную работу выполняет ваше подсознание в фоновом режиме, пока вы занимаетесь своими делами. А вам нужно только зачитать готовые инструкции. Просто, быстро и как показывает практика (самое главное) – результативно. .
Топ 100 основных целей в жизни человека
В качестве примера можно привести следующие цели в жизни, из перечня которых каждый человек найдёт себе желаемое:
Личные цели
- Добиться определённых успехов в своей деятельности.
- Перестать употреблять спиртные напитки; курить сигареты.
- Расширить свой круг знакомых по всему миру; обзавестись друзьями.
- Овладеть несколькими иностранными языками в совершенстве.
- Перестать употреблять в пищу мясо и мясные продукты.
- Ежедневно просыпаться в 6 утра.
- Читать хотя бы одну книгу в месяц.
- Отправиться в путешествие по всему миру.
- Написать книгу.
Семейные цели
- Создать семью.
- (-ой).
- Обзавестись детьми и воспитать их должным образом.
- Обеспечить детей хорошим образованием.
- Отметить медную, серебряную и золотую свадьбу с супругом (-ой).
- Увидеть внуков.
- Устраивать праздники для всей семьи.
Материальные цели
- Не брать денежные средства в долг; в кредит.
- Обеспечить пассивный доход.
- Открыть вклад в банке.
- Ежегодно увеличивать свои накопления.
- Откладывать сбережения в копилку.
- Обеспечить детей солидным наследством.
- Заниматься благотворительностью. С чего начать .
- Купить автомобиль.
- Построить дом своей мечты.
Спортивные цели
Духовные цели
- Заняться укреплением своей воли.
- Изучить книги по мировой литературе.
- Изучить книги по личному развитию.
- Освоить курс психологии.
- Заниматься волонтёрством.
- Выражать искреннюю благодарность.
- Реализовать все намеченные цели.
- Укрепить веру.
- Безвозмездно помогать окружающим.
Творческие цели
- Освоить игру на гитаре.
- Издать книгу.
- Изобразить картину.
- Вести блог или личный дневник.
- Создать что-то своими руками.
- Открыть сайт.
- Побороть страх перед сценой и зрителями. Как высиупать публично – .
- Научиться танцевать.
- Освоить курсы кулинарии.
Другие цели
- Организовать поездку родителям за границу.
- Лично познакомиться со своим кумиром.
- Жить одним днём.
- Организовать флешмоб.
- Получить дополнительное образование.
- Простить всех за когда-либо причинённую обиду.
- Посетить сакральную землю.
- Расширить круг своих знакомых.
- Отказать от интернета на месяц.
- Увидеть северное сияние.
- Побороть свой страх.
- Привить себе новые полезные привычки.
Совсем неважно, выберите ли вы цели из уже предложенных или придумаете свою. Главное – действовать и не отступать ни перед чем. Как сказал знаменитый немецкий поэт И.В. Гёте:
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации».
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты