Отлил царь пушку. Царь-пушка: история создание, описание, легенды
Отечественная артиллерия зародилась в XVI веке , а в начале XVIII -го в России насчитывалось уже 9500 пушкарей. Усовершенствовалась формовка орудий: их отливали при помощи разборной формы из 12 частей, также использовались формы с продольным разъёмом. Формовка производилась горизонтально. Модель пушки вырезали из дерева и могли использовать в производстве многократно. В специально отстроенных зданиях размещали компактные литейные заводы для отливки пушек, также возводились пороховые избы .
История
Изготовление
По приказу царя, пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади , чтобы сделать его более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота , а также способствовала популярности самого Бориса Годунова .
Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла . Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея . Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку .
Конструктивные особенности
По мнению известного историка, Алексея Николаевича Лобина , по своей конструкции Царь-Пушка скорей является классической бомбардой , нежели пушкой в привычном понимании этого слова. От классического полевого орудия ее отличает узкая зарядная камора диаметром 440 мм и длиной 1740 мм переходящая в широкий ствол диаметром 890 мм у основания и 920 мм у дульного среза. Такая конструкция характерна для тяжелых осадных орудий того периода.
Перестановки
К вопросу о переустановке пушек на новое место вернулись в 1835 году: тогда их переставили на декоративные чугунные лафеты у главных ворот Арсенала, после чего лафеты покрыли бронзовой краской. На этих лафетах пушки стоят до сих пор. Тогда же рядом с ними установили ещё двадцать исторических орудий, ранее хранившихся во дворе . Новый лафет с орнаментом для Царь-пушки был создан по эскизу работы архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте , заказ выполнили в Санкт-Петербурге на заводе Берда . Также для пушки изготовили четыре декоративных ядра весом 1,97 тонны каждое .
В 1843 году Царь-пушку и несколько других орудий перенесли к старому зданию Оружейной палаты , позже переоборудованному под казармы . На этом месте она простояла более ста лет, пока в 1960-м казармы не снесли, и на их месте начали строительство Кремлёвского дворца съездов . В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звоницы колокольни Ивана Великого , где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол .
Характеристики и оформление
Диаметр наружный ствола составляет 1200 мм, узорного пояса около дула - 1340 мм, калибр пушки - 890 мм, вес - 39 312 кг . Уникальные габариты не позволяют причислить пушку к строго определённому классу артиллерийских орудий: соотношение калибра к длине ствола равно 6, и по современной классификации пушка является мортирой , но в XVII-XVIII веках длина ствола мортир составляла не более 3,5 калибра. Конструкционные особенности позволяют отнести её к классу дробовиков .
Ствол пушки канонической формы, на передней части украшен рельефами с изображением царя Фёдора Ивановича, сидящего верхом на коне, и надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Надпись с правой стороны: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине ». Надпись на левой стороне: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета , в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов» .
На стволе с каждой стороны размещено по четыре скобы для крепления канатов при перемещении пушки, а вместо лафета предусматривался специальный станок с заранее заданным углом возвышения . Пушка задумывалась как оборонительное оружие и предназначалась для стрельбы дробом по вражеским воинам, которые проникали в город через проделанный артиллерией пролом в стене. Из-за этого назначения пушку какое-то время называли «Дробовиком Российским» . По расчётам специалистов, пушка также могла стрелять каменными ядрами весом от 750 кг до 1 тонны и использовать заряд пороха от 85 до 118 кг . Некоторые исследователи полагали, что из пушки был произведен как минимум один выстрел . Но в 1980-х годах во время реставрации пушки пришли к выводу, что из пушки не стреляли, так как её не доделали: внутренняя часть ствола не была зачищена после отливки, и в нём имелись наплывы до 20 мм, а также неровности и горелая земля . Затравочное отверстие также не было просверлено, хотя при отливке сделали начальное углубление диаметром около 10 мм .
Современность
Другие крупные пушки
При этом еще в середине 19 века была изготовлена (и даже стреляла) мортира Маллета с калибром также 914 мм.
Созданию Царь-пушки предшествовали другие крупные артиллерийские машины. Например, мастер Московского пушечного двора Кузьмин Первой отлил пушку «Онагр» весом 5000 кг, её также называют «Единорог» по изображению мифического животного на правой стороне дульной части. Эта эмблема обозначала счастье и удачу и часто наносилось на броню и оружие в XVI-XVII веках. Другой мастер, Яков Дубина, отлил пушку «Троил» весом 6438 кг. В настоящее время это орудие стоит у входа с южной стороны Арсенала .
Мастер Андрей Чохов отлил несколько крупных пушек. Его авторству принадлежат пищали «Скоропея» весом в 3,6 тонны , «Троил» («Троянский царь») весом 7 тонн , «Инрог» весом 7434,6 кг . Пищаль «Лев» весом в 5634 кг находилась в Пскове , она применялась в боях со шведами под Нарвой в 1700 году . Тогда шведы захватили пушку и вернули Российской империи только в 1778 году . Пищаль «Аспид» весом 6 тонн. В настоящее время она стоит у юго-западного угла Арсенала . Две идентичные по форме и украшениям пушки «Волк» весом около 7 тонн, которые захватили поляки во время взятия Смоленска и вывезли в Эльбинг . В свою очередь в 1703 году войска Карла XII захватили Эльбинг и вывезли пушки в Швецию . В настоящее время они находятся в музее Стокгольма . Помимо пушек, Андрей Чохов отливал колокола, самый большой из которых весил 32 тонны .
См. также
Примечания
- , с. 19.
- , с. 107.
- , с. 107-108.
- , с. 16.
- , с. 6-7.
- , с. 52-56.
- , с. 106.
- , с. 46-47.
- Goblin (Дмитрий Пучков [email protected]). Алексей Лобин про Царь-пушку (рус.) . Tynu40k Goblina. Проверено 11 ноября 2018.
- , с. 24, 25.
- , с. 363.
- , с. 25.
- , с. 29.
- Хогг Оливер. . - Москва: Центрполиграф, 2000. - ISBN 978-5-9524-5142-1 .
Сначала пушка целилась на стены , но потом ее переместили на Красную площадь к Лобному месту. А по указу Петра I пушка отправилась во двор . Сейчас гигантское орудие находится на . Для каждого перемещения требовалась сила не менее 200 лошадей, которых привязывали к специальным скобам по бокам пушки.
Царь-пушка называется так не только из-за размеров - еще на ней выгравирован портрет царя Федора, сына Ивана IV. Лев на лафете (подставке под ствол для наводки на цель и точной стрельбы) подчеркивает высокий статус орудия. Сам лафет отлили только в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.
Многие спрашивают, стреляла ли Царь-пушка? Ученые говорят, что один испытательный выстрел она все-таки сделала для пристрелки.
Поэтому внутри дула есть клеймо создателя: тогда именную печать мастера ставили только после проверки орудия на практике. Поэтому можно смело утверждать, что Царь-пушка стреляла.
Но такие массивные орудия предназначались для прицельной стрельбы по стенам крепостей тяжелыми ядрами. Но четыре ядра у подножия памятника - декоративные и полые внутри. Настоящие ядра такого размера весили бы не менее тонны каждое, и для их загрузки потребовался бы специальный механизм. Поэтому для заряда Царь-пушки использовали небольшие каменные ядра. А настоящее название орудия - «Дробовик российский», или мортира (на военной терминологии), то есть оно должно стоять дулом вверх.
Есть также версия, что по конструкции Царь-пушка - бомбарда. К пушкам относят орудия с длиной ствола от 40 калибров и выше, а у Царь-пушки длина всего 4 калибра, как у бомбарды. Эти стенобитные орудия были огромными, чтобы разрушить крепостную стену, и не имели лафета. Ствол вкапывали в грунт, а рядом делали еще 2 окопа для артиллерийского расчета, так как орудия часто разрывало. Скорострельность бомбард была от 1 до 6 выстрелов в день.
У памятника Царь-пушка есть несколько копий.
Кремль: мини-путеводитель по территорииВесной 2001 года по заказу правительства Москвы удмуртское предприятие «Ижсталь» изготовило копию Царь-пушки из чугуна. Новодел весит 42 тонны (каждое колесо весит 1,5 тонны, диаметр ствола - 89 см). Копию Москва подарила Донецку, где ее установили перед зданием мэрии.
В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова у входа в Национальную художественную галерею поставили копию Царь-пушки, отлитую на Бутяковском судостроительном заводе.
А в Перми находится самая большая в мире 20-дюймовая литая чугунная пушка. Это точно боевое орудие. Его изготовили в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе. При испытаниях пермской Царь-пушки сделали 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем.
Модель пермской пушки в натуральную величину выставили перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Она должна была уехать в Кронштадт для защиты Петербурга со стороны моря. Там уже подготовили лафет, но гигант вернулся в Пермь. К тому времени инженер-изобретатель Павел Обухов из Златоуста разработал технологию производства высокопрочной пушечной стали и открыл завод в Санкт-Петербурге, где отливали более легкие орудия. Так пермская Царь-пушка технически устарела и стала памятником.
А что вы знаете об истории Царь-пушки Московского Кремля?
7.1. Царь-пушка и другие старые пушки в Московском Кремле
Обратимся теперь к знаменитой Царь-пушке, стоящей в Московском Кремле, рис. 7.1–7.3. 40-тонная пушка была изготовлена русским мастером Андреем Моховым в правление царя Фёдора Иоанновича. Об этом говорит надпись на верху её жерла, рис. 7.4. Калибр Царь-Пушки - 890, рис. 7.5.
Рис. 7.1. Царь пушка, отлитая Андреем Чоховым в XVI веке. Сегодня стоит в Московском Кремле. Взято из , с. 33.
Рис. 7.2. Царь пушка. Фотография 2003 года.
Рис. 7.3. Царь пушка. Фотография 2003 года.
Рис. 7.4. 40-тонная Царь пушка была отлита мастером Андреем Чоховым в правление царя Фёдора Иоанновича. Об этом говорит надпись на верху её жерла. Фотография 2003 года.
Рис. 7.5. Калибр Царь Пушки - 890. Фотография 2003 года.
Н.В. Гордеев, автор интересной книги «Царь-Пушка», сообщает: «В России первые орудия появились в XIV веке» , с. 7. Составитель и автор книги «Московский Кремль в старину и теперь», С. Бартенев, писал: «Стены и стрельницы Кремля в XVI веке… обставились крепостной артиллерией самого разнообразного состава, среди которых находились чугунные, железные и медные орудия, начиная от самых малых, стрелявших небольшими пулями… и кончая орудиями 6 - 8-фунтового калибра (2400 г и 3200 г), помещавшимися по одному в каждом этаже башни. Кроме того, внизу на земле лежали ГРОМАДНЫЕ ЧУДОВИЩА, ГИГАНТСКИЕ БОМБАРДЫ» , т. 1, с. 40. Цит. по , с. 8.
Некоторые сохранившиеся старинные русские пушки XVI–XVIII веков можно сегодня увидеть около здания кремлёвского Арсенала, рис. 7.6. Оказывается, на вооружении русской армии XVI–XVII веков были большие ТРОЯНСКИЕ ПУШКИ. То есть пушки, на которых были изображены цари «античной» ТРОИ. Очень интересна одна из таких больших пушек, изготовленная известным мастером XVI века Андреем Чоховым. Н.В. Гордеев сообщает: «В 1590 г. была изготовлена пушка под названием „ТРОИЛ“, т. е. „ТРОЯНСКИЙ ЦАРЬ“. Ствол пушки отлит из бронзы… На казённой части ствола имеется надпись: „Божиею милостию повелением государя царя и великого князя Фёдора Ивановича всея Русии зделана сия пищаль „ТРОИЛ“ лета 7098 (1590) году. Делал Андрей Чохов“. В центре торели - фигура ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ со знаменем в левой руке и с мечом в правой… Калибр ствола 195 мм, вес орудия 7 тыс. кг. Общая длина ствола 4350 мм» , с. 22. На рис. 7.7 приведена деталь этой пушки «с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ» , с. 21. Напомним, что ТРОИЛ - это имя одного из самых известных троянских царей , с. 230. Он был сыном не менее известного троянского царя Приама, правившего «древнейшей» Троей в эпоху Троянской войны.
Рис. 7.6. Здание Арсенала в Московском Креме, у Троицкой башни. Вдоль его стены выставлены старинные пушки - русские и иностранные. Причём русские пушки почему-то размещены там, куда проход посторонним воспрещён. Свободно можно рассматривать лишь иностранные пушки, расположенные ближе к Троицкой башне. У несведущего посетителю может даже сложиться впечатление, что, дескать, «самые лучшие» пушки, достойные быть выставленными в Кремле, - иностранного производства. Возможно, это сделано специально. Фотография 2003 года.
Рис. 7.7. Большая московская пушка «Троил», отлитая в XVI веке. «Деталь с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ. Пушка „Троил“. Мастер Андрей Чохов» , с. 21. Взято из , с. 21.
Таких ТРОЯНСКИХ пушек в Москве сохранилось несколько. Вот другая подобная большая пушка XVII века, также называвшаяся «ТРОИЛ». Н.В. Гордеев пишет: «Пушка „Троил“ отлита из меди в 1685 г. Канал ствола гладкий… На казённой части ствола литая надпись: „Божиею милостию повелением великих государей царей и великих князей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев вылита сия пищаль названа ТРОИЛ НА КОТОРОЙ ПИЩАЛИ НА КАЗНЕ ЦАРЬ ТРОЯНСКИЙ ИЗОБРАЖЁН…“ Торель плоская, с литым рельефным изображением фигуры, сидящей на троне. По бокам фигуры надпись: „Пищаль ТРОИЛ“. Калибр 187 мм, вес 6438 кг, общая длина 3500 мм. Пушка стоит на декоративном чугунном лафете у южного фасада Арсенала, с левой стороны от входной арки» , с. 29. Деталь этой большой пушки «Троил», отлитой мастером Яковом Дубиной, показана на рис. 7.8.
Рис. 7.8. Другая большая московская пушка «Троил», отлитая в XVII веке. «Деталь с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ. Пушка „Троил“. Мастер Яков Дубина. 1685 г.» , с. 28. Взято из , с. 28.
В рамках скалигеровско-романовской истории всё это выглядит чрезвычайно странно. С одной стороны, русские мастера литейного дела XVI–XVII веков, отливающие большие русские пушки, естественным образом изображают на пушках московских великих царей. Например, на знаменитой Царь-Пушке, отлитой Андреем Чоховым в 1586 году, «на правой стороне ствола имеется литое изображение скачущего всадника. Это портрет царя Фёдора Ивановича, при котором отливалась пушка. Над изображением надпись: Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович Государь и самодержец всея великия Росия» , с. 14.
С другой стороны, на других больших русских пушках изображены, и ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ названы, якобы «древнейшие» троянские цари, правившие в далёкой Трое якобы около ТРЁХ ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД. Как в том нас уверяют сегодня историки.
В XVI веке была отлита на Руси и большая пушка под названием «АХИЛЛЕС» , с. 20. Сегодня она находится в Петербурге. Вновь мы видим русскую пушку с «античным» именем. Отметим, что согласно нашим исследованиям присутствие на старых русских пушках имени АХИЛЛЕС является вполне понятным и естественным .
Мы привели лишь три примера русско-«античных» пушек, взятых нами из совсем небольшой книги . Сколь много подобных пушек было отлито и какой процент из них сохранился, нам неизвестно.
Наша реконструкция хорошо объясняет эту картину. Скорее всего, русские пушечные мастера, даже ещё и в XVII веке, не говоря уж о XVI веке, хорошо знали или помнили, что в Стамбуле правит османский-атаманский султан, союзник Руси-Орды. Поэтому на одних огромных русско-ордынских орудиях мы видим изображения русских ордынских царей-ханов XVI века. А на других - их союзников османских - атаманских султанов. Как мы показали в книге «Империя» , русско-ордынские и османские - атаманские войска воевали в ту эпоху вместе, бок о бок. Будучи войсками двух составных частей единой Великой = «Монгольской» Империи. Хотя в XVII веке после распада Империи Русь-Орда и Османия = Атамания уже не были столь тесно связаны, как раньше, но память о недавнем единстве была, как видим, достаточно крепка. В XVII веке, уже при первых Романовых, на Руси всё ещё продолжали отливать ТРОЯНСКИЕ пушки.
Приведём ещё один пример. На рис. 7.9 и рис. 7.10 показана большая русская пушка под названием «Новый ПЕРС» , с. 36. Изображён «перс» в ЧАЛМЕ. На гладкой казённой части пушки отлита надпись: «Соизволением божиею милостию великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича… сия пищаль, названная „НОВИ ПЕРС“ вылита в царствующем граде Москве лета 7194 (1686)…» , с. 33. Калибр орудия 180 мм, вес 5800 кг, общая длина 4 метра 90 см. По краю торели идёт надпись: «Пищаль названная ПЕРС лита лета 7194…» , с. 33. В 1969 году пушка Перс стояла у южного фасада Арсенала, слева от входной арки , с. 33.
Рис. 7.9. Большая московская пушка, называвшаяся «Новый Перс», отлитая в XVII веке. Мастер Мартьян Осипов. 1685 год. Взято из , с. 36.
Рис. 7.10. Общий вид пушки «Новый Перс». Взято из , с. 34.
Как мы уже неоднократно писали в наших книгах по хронологии, в старых летописях ПЕРСИЕЙ (П-РУСИЕЙ), по-видимому, часто называли Белую Русь. Известно, что русские казаки раньше носили чалму , , . Поэтому «Перс в чалме» в ту эпоху могло означать «Бело-Русский казак в чалме». Изображение которого на русской пушке более чем естественно. Отметим, что раньше Белой Русью называли не только Белоруссию в современном смысле, а гораздо более обширные пространства России. В частности, город Москва находится на землях старой Белой Руси , , .
Кстати, не исключено, что до «Нового Перса» существовала другая русская пушка под названием просто «ПЕРС». Пушку «новый Перс» могли назвать в честь знаменитой старой пушки с таким же именем. Добавив слово «новый».
Специалисты по истории пушечного дела отмечают, что гигантские русские пушки эпохи XVI века ясно показывают ведущую роль русской армии в то время. Сохранившаяся до наших дней Царь-Пушка (XVI век, калибр 890) была, возможно, одной из самых больших в своё время, но, оказывается, были и другие огромные русские пушки, вполне сравнимые с ней по размеру. Причём их было много. Профессор М.И. Фальковский в своей книге «Москва и история техники» пишет, что «по своему типу Царь-пушка является мортирой… В XVI веке НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ калибра 890, конечно, не было. НО ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЦАРЬ-ПУШКИ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ СУЩЕСТВЕННО ОТ ДРУГИХ МОРТИР ДАЖЕ XVII–XVIII ВЕКОВ». Цит. по , с. 14.
«Очень много больших пушек было сделано и другими мастерами пушечного литья… ДО ЧОХОВСКОЙ ЦАРЬ-ПУШКИ В МОСКВЕ БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ ОГРОМНЫЕ ПУШКИ, КОТОРЫЕ ТАКЖЕ НОСИЛИ ЭТО НАЗВАНИЕ… Так, в 1488 г, мастер Павел Дебосис отлил орудие, которое называлось Царь-пушкой. В 1554 г. в Москве была вылита чугунная пушка калибром 650 мм (напомним, что калибр Царь-пушки 890 мм - Авт. ) и весом 1200 пудов, а в 1555 г. - пушка из чугуна калибром 600 мм, весом 1020 пудов. О том, что в Москве существовали и другие огромные орудия, свидетельствуют не только письменные источники, но и планы и чертежи Москвы и Московского Кремля, составленные в XVI–XVII веках, зарисовки путешественников и участников иностранных посольств. На планах Московского Кремля XVI века видно, что пушки располагались у главных проездных ворот Кремля - Спасских и Никольских, а также на Красной площади. Орудия эти не сохранились» , с. 18.
Так что пушек или мортир, сравнимых по калибру с Царь-пушкой, в русской армии той эпохи, было, оказывается, достаточно.
Между прочим, Царь-пушка была предназначена ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ КАРТЕЧЬЮ, А НЕ ЯДРАМИ. Это - мортира. Так что лежащие сегодня перед нею в Кремле четыре огромных ядра, сложенные в пирамиду, никакого отношения к ней не имеют. Как сообщает Н.В. Гордеев, «это ДЕКОРАТИВНЫЕ чугунные гранаты, полые внутри. Толщина их стенок - 9 см.» , с. 17–18.
«В древности Царь-пушка называлась ещё „Дробовик Российский“, так как была рассчитана на стрельбу „дробом“, т. е. КАРТЕЧЬЮ. Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях (так считают сегодня историки - Авт. ), однако несомненно, что её отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях… М.И. Фальковский считает, что, ожидая нашествия татар и сооружая НОВЫЕ укрепления, москвичи вряд ли занялись бы изготовлением „бутафорской“ пушки весом 2400 пудов. Такого же вывода придерживается и ряд других авторов» , с. 16. Не является ли внушаемое нам сегодня историками мнение, - будто Царь-Пушка была «бутафорской» и была отлита лишь в качестве царского каприза, для удовлетворения «московского тщеславия», - частью пропагандистской кампании романовской исторической школы? Целью которой было и является предание забвению истории Великой Империи. Ведь сохранились свидетельства совсем другого рода о русских пушках. Например, следующие.
«Андрей Чохов отлил множество пушек. Так, пушки с его именем участвовали во всех походах Ивана Грозного, и в частности в Ливонию. При царе Фёдоре Ивановиче знаменитый мастер отлил Царь-пушку и ЦЕЛЫЙ РЯД ДРУГИХ ОГРОМНЫХ ПУШЕК, в том числе интересную мортиру с именем Лжедмитрий (!? - Авт. ). ВСЕ ПУШКИ ЧОХОВА ОТЛИЧАЮТСЯ КОЛОССАЛЬНЫМИ РАЗМЕРАМИ, ВЕЛИКОЛЕПНОЙ ОТДЕЛКОЙ И ПРЕВОСХОДНЫМ КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ» , с. 13.
«В это время (в XVI веке - Авт. ) был отлит целый ряд орудий. Так, например, в 1588 г. Чохов отлил из меди СТОПУШЕЧНУЮ ПИЩАЛЬ, т. е. орудие, состоящее из СТА СТВОЛОВ. Калибр каждого ствола - 50 мм. Отливка этой пищали явилась, конечно, вторым чудом литейного искусства после Царь-пушки» , с. 18.
«В 40-х и 50-х годах нашего века на стенах и башнях Кремля и на месте старых крепостных рвов было собрано множество круглых каменных ядер диаметром от 15 до 30, а в некоторых случаях до 60–70 см. Колоссальный размер ядер…» , с. 5–6.
На рис. 7.11 мы приводим старинную миниатюру из русского летописного свода якобы XVI века, на которой изображена оборона Москвы якобы 1451 года. На городской стене хорошо видна большая пушка-мортира, сравнимая по своим размерам с известной нам сегодня гигантской Царь-Пушкой XVI века. На рис. 7.12 приведена старинная миниатюра с изображением огромной пушки, отлитой в Москве Павлином Фрязиным в 1488 году , с. 64. Так что, как мы видим, даже по скалигеровско-миллеровской истории, русская артиллерия XV века была весьма внушительна. На рис. 7.13 показано «среднее по величине артиллерийское орудие XVI века» , кн. 2, с. 158. На рис. 7.14 приведено изображение средних по размеру русских орудий XVII века.
Рис. 7.11. Огромные русско-ордынские пушки XV века. Миниатюра летописного свода якобы XVI века, изображающая оборону Москвы якобы 1451 года. Взято из , с. 73.
Рис. 7.12. «Пушка, отлитая в Москве Павлином Фрязиным. 1488 г. Миниатюра летописного свода XVI в.». , с. 64.
Рис. 7.13. Старинная гравюра. Пушка XVI века. Считается средней по своим размерам. Взято из , кн. 2, с. 158.
Рис. 7.14. Гравюра «Русская артиллерия перед парадом в XVII веке». Эти орудия сравнительно небольшие. Взято из , кн. 2. с. 585.
На рис. 7.15 приведены изображения старинных полевых пушек и мортир, бывших на вооружении запорожских казаков. Большая мортира показана справа вверху. Так что подобные крупные орудия для стрельбы картечью устанавливали не только на стенах городов, но и применяли на полях сражений.
На рис. 7.16 приведён план кремлёвского Пушечного двора. План составлен в конце XVII века , с. 144.
Рис. 7.15. «Запорожские пушки и мортиры» , вклейка между с. 240–241. Справа изображена большая полевая мортира для стрельбы картечью.
Рис. 7.16. План Пушечного двора в Кремле. Конец XVII века. Взято из , с. 144.
Выясняется, что стоящая сегодня в Кремле огромная мортира Царь-Пушка заметно уступает по своим размерам другим боевым мортирам, бывшим на вооружении русской армии XVI века. Историки сообщают: «В донесении Хуана Персидского королю Филиппу III о пребывании в России в 1599–1600 годах говорится, что „большая площадь“ (Красная площадь) „заставлена пушками, такими огромными, что два человека могли входить в каждую из них для чистки её“. Через два года об этих же орудиях писал в своём отчёте секретарь австрийского посольства Георг Тектандер фон-дер-Ябель: „На площади, у ворот замка (Кремля - О.И. ), стоят две огромные пушки, В КОТОРЫХ ЛЕГКО МОЖНО ПОМЕСТИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ“. Поляк, Самуил Маскевич, бывший в Москве в 1610 году, рассказывает, что в Китай-городе он „видел орудие, которое заряжается сотней пуль и столько же даёт выстрелов. Оно так высоко, - продолжает Маскевич, - что мне будет по плечо, а пули его с гусиное яйцо. Это орудие стоит против ворот, ведущих к Живому мосту (этот мост вёл из Замоскворечья к Фроловским воротам Кремля. - О.И. )“… Маскевич рассказывает, что „посреди рынка“ (Красной площади) видел столь большую мортиру, что В НЕЁ ВЛЕЗАЛИ ТРИ ЧЕЛОВЕКА и играли там в карты… Известно, что на Красной площади с 1555 года стояли два огромных орудия: Кашпирова пушка, отлитая в 1554 году мастером Кашпиром Ганусовым, учителем Чохова (вес 19300 кг, длина - 4,48 м, вес ядра - 320 кг), и „Павлин“, отлитая в 1555 году Степаном Петровым (вес - 16320 кг). Эти пушки были направлены также в район Живого моста, ведущего в Замоскворечье… В 1627 году три гигантских орудия были поставлены на специальные деревянные „обрубы“ или „роскаты“, засыпанные землёй» , с. 114–116. Понятно, почему эти гигантские пушки-мортиры устанавливали напротив мостов, ведущих к Кремлю. В случае нападения пристрелянные заранее орудия могли сметать картечью врагов, пытающихся прорваться через мосты. Большой объём картечи, выбрасываемой при выстреле из орудий такого размера, позволял поражать не только мосты, но и накрывать огромные площади вокруг Кремля.
Сегодня пока трудно восстановить подлинную историю пушечного дела на Руси ранее XVII века. Надо полагать, после прихода к власти Романовых и как следствие предания забвению самого факта существования Великой = «Монгольской» Империи, большинство русско-ордынских пушек были перелиты, пущены на переплавку. То же самое сделали с огромными ордынскими колоколами, см. ниже. Нечто подобное, - преднамеренное погружение в забвение, - происходило и с историей русско-ордынского флота. Ведь убеждают же нас сегодня, будто до Петра I Россия «практически не имела флота». Но, по-видимому, ПУШЕК В РУСИ-ОРДЕ БЫЛО СТОЛЬКО, что, несмотря на все романовские переплавки, кое-что осталось. И мы сегодня всё-таки можем хотя бы частично представить себе - что же такое была русско-ордынская и османская = атаманская армия эпохи XV–XVI веков. Стоящие сегодня в Московском Кремле остатки её чудовищного боевого пушечного парка ясно показывают, что армия эта была сильной.
На рис. 7.17 показана миниатюра из старинной французской книги «Les Quinze Joies de mariage» якобы 1485 года , илл. 207.
Миниатюра никак не описана словами в самой книге. Современный историк сообщает, что «военная сцена… не сопровождена здесь никаким определённым текстовым комментарием, она передаёт лишь атмосферу…» , с. 170. На рисунке показано большое войско в походе, с тяжёлыми пушками. Все воины закованы в железо с головы до ног. На воинском снаряжении и на знамени хорошо видны гербы - чёрные двуглавые имперские орлы на красном поле. Как мы теперь начинаем понимать, это, скорее всего, войска Руси-Орды и Османии = Атамании, вступившие в Европу во время завоевания «земли обетованной».
На рис. 7.18 и рис. 7.19 мы приводим фотографии средневековой пушки, выставленной сегодня в Германском Национальном Музее в городе Нюрнберге (Germanisches Nationalmuseum). Это - самая крупная из нескольких старинных пушек, представленных в этом музее. Её внутренний тонкий металлический ствол заключён внутрь толстого бревна, которое, в свою очередь, охвачено для прочности снаружи железными обручами. Может быть, такую технологию османские и ордынские мастера специально применяли ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ полевых орудий, чтобы сделать их более удобными для быстрой перевозки в походе и для маневрирования. Подобные лёгкие пушки использовались раньше в русской армии. Их называли пищалями.
Рис. 7.18. Средневековая пушка, выставленная в Германском Национальном Музее города Нюрнберга. Фотография сделана А.Т. Фоменко в июне 2000 года.
Рис. 7.19. Вид спереди пушки из Германского Национального Музея (Нюрнберг). Деревянный ствол, окружающий внутренний, металлический, окован снаружи обручами для прочности. Вероятно, таким способом облегчали полевые пушки. Фотография 2000 года.
Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора1. СТАРЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЦАРЬ-ГРАДА Считается, что старых изображений города Царь-Града, ранее XV века не сохранилось. На рис. 6.1 мы приводим план Царь-Града, составленный якобы в 1450 году , карта LVIII. На рис. 6.2 показан план Царь-Града, составленный якобы в 1422 году. Считается,
Из книги Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер автора Буторов Алексей ВячеславовичГлава 2 Князь Н. Б. Юсупов в московском обществе и Московском Английском клубе Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! А. С. Пушкин Ну что ваш батюшка? все Английского клоба Старинный, верный член до
Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр ЛеонидовичЦарь-пушка и Царь-колокол И Царь-пушка, и Царь-колокол уже давно стали одними из символов России. Своим видом и размерами они словно бы напоминают о временах, когда на Руси жили и творили удивительные мастера-умельцы, чей талант и золотые руки до сих пор вызывают уважение и
автора Носовский Глеб Владимирович4.3.14. Вавилонские сады Семирамиды в Московском Кремле Считается, что Вавилон сделала царской столицей Ассирийская царица Семирамида , с. 88. Она построила в Вавилоне КАМЕННУЮ КРЕПОСТЬ , лист 66, оборот. А также - по некоторым известиям - ЗНАМЕНИТЫЕ ВИСЯЧИЕ САДЫ, одно из
Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле Следуя описанию Библии, мы продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. ПОСЛЕ Гробниц Давидовых книга Неемии
Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб ВладимировичГлава 7 Царь-пушка и Царь-колокол
автора Носовский Глеб Владимирович19.1. В честь Марафонской = Куликовской битвы в «античных» Афинах была создана большая картина Вероятно, это была одна из известных фресок Архангельского Собора в Московском Кремле В «античной» истории Куликовской битвы «греческий город Афины», то есть «христианский
Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович12. Пушки на поле Сицилийского сражения и пушки на поле Куликовом 12.1. Бревна, деревянные машины и огромное пламя Мы много раз говорили об использовании огнестрельных орудий в Куликовском сражении, благодаря которым победил Донской. Спрашивается, отразились ли пушки в
Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия Далее Флавий описывает три высокие башни, стоявшие внутри иерусалимских стен. Поскольку, как мы уже понимаем, говорится о Московском Кремле, то не исключено, что речь идет о
Из книги Сговор диктаторов или мирная передышка? автора Мартиросян Арсен БениковичПри подписании в Кремле договора о ненападении с Германией Сталин создал такую атмосферу, что Риббентроп «чувствовал себя в Кремле, словно среди старых партийных товарищей» и даже о говорил о «дружбе, скрепленной
Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена ВладимировнаСтарые-старые сказки Пережитки первобытной системы до сих пор сохранились у некоторых племен Океании. Как уже говорилось выше, в некоторых культурах функции отца, по сути дела, выполняет брат матери, биологический же отец никак себя не проявляет до совершеннолетия детей.
Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле Следуя описанию Библии, продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. После Гробниц Давидовых книга
Из книги Американская разведка во время мировой войны автора Джонсон Томас М«Длинная Берта» - пушка внутри пушки Это была действительно «пушка внутри пушки», хотя и без «снаряда внутри снаряда». Ствол «Берты» состоял из морской 38-см пушки, внутри которой находилась 21-см пушка, продолженная в виде гладкостенного ствола; обе части соединялись
Из книги Царь-Пушка и Царь-Колокол автора Портнов Михаил Элиазарович«Литец» Андрей Чохов и его Царь-пушка Знаменитая Царь-пушка, один из редких памятников русского литейного искусства, установлена на Ивановской площади Кремля, рядом с памятником архитектуры XVII века - церковью Двенадцати апостолов. Изображения Царь-пушки знакомы
С момента изобретения человечеством пороха роль артиллерии на поле боя постоянно увеличивалось. Пушки сначала использовали для разрушения стен вражеских крепостей и других укреплений противника, а затем стали применять для уничтожения живой силы неприятеля. В прошлом столетии артиллерия стала настоящей «богиней войны», во многом определив исход двух мировых войн.
Военная история знает десятки примеров уникальных артиллерийских орудий, некоторые из них обладали необычным характеристиками, а другие – участвовали в интересных событиях, иногда изменивших судьбу целых стран или итог военных конфликтов. Самым знаменитым и уникальным российским артиллерийским орудием, без сомнения, является Царь-пушка. Она считается самой большой пушкой в мире, и по этой причине занесена в Книгу рекордов Гинесса.
Можно сказать, что сегодня Царь-пушка и Царь-колокол являются одними из главных достопримечательностей Москвы, мало какой турист уезжает, не сделав селфи с этими замечательными памятниками русской старины. Особенно радуются этой диковинке дети.
Споры вокруг Царь-пушки не утихают уже несколько столетий. Неизвестно, для каких целей она была сделана, и стреляла ли она когда-нибудь? Это бутафория или настоящее орудие, созданное для обороны Москвы в Средние века? Кто он, мастер, отливший Царь-пушку? Где находится сегодня это орудие?
Описание
Царь-пушка – это средневековое артиллерийское орудие, а если говорить еще точнее, бомбарда. Она имеет длину 5,34 м, наружный диаметр ствола составляет 120 см, калибр орудия – 890 мм, весит оно - 39,31 т. Длина ствола составляет шесть калибров, поэтому по современной классификации Царь-пушка – это мортира.
Пушка полностью выполнена из бронзы. Она была изготовлена русским мастером Андреем Чоховым (Чеховым) в 1586 году на Пушечном дворе.
Мастер, отливший Царь-пушку, богато украсил различными рельефами и надписями. На правой стороне дульной части орудия находится рельеф, изображающий царя Фёдора I Иоанновича, во время правления которого и был изготовлен этот дивный памятник литейного искусства. Российский самодержец изображен на коне с короной на голове, в одной руке он держит скипетр. На ствол нанесены надписи, из которых можно узнать, когда и кем была изготовлена Царь-пушка. Некоторые историки считают, что название пушки появилось именно благодаря изображению на ней царя. Хотя, скорее всего, оно связано с огромными размерами орудия.
На каждой стороне ствола расположены четыре скобы, предназначенные для транспортировки орудия.
Любопытен канал ствола Царь-пушки. Внутрь от дульного среза он имеет вид конуса, с начальным диаметром 900 мм и конечным – 825 мм. Зарядная камора также напоминает конус: ее начальный диаметр 447 мм, а конечный (тот, что у казенной части) – 467 мм. Дно каморы плоское.
История
Как уже было сказано выше, Царь-пушка была отлита в 1586 году оружейником Андреем Чоховым. В то время очень частыми были набеги татар, которые не только вторгались в российские земли, но и несколько раз захватывали и разоряли саму Москву.
Поэтому считается, что орудие такого размера и калибра было сделано специально для защиты столицы от очередного татарского набега.
Первоначально Царь-пушка защищала мост через Москву-реку и обороняла Спаские ворота, позже ее разместили около Лобного места, установив на специальный накат из бревен. Поучаствовать в настоящем сражении Царь-пушке так и не удалось.
Во время царствования Петра I пушка была перемещена во двор Арсенала, а позже заняла место у его ворот.
В XIX веке (в 1835 году, если быть точнее) для Царь-пушки был изготовлен великолепный лафет, украшенный резными орнаментами и чугунные ядра. Все это было сделано на петербургском заводе Берда по эскизам архитектора Брюллова.
В 60-е годы прошлого века орудию вновь пришлось изменить свое место дислокации. Из-за постройки Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля. Там она находится и поныне.
В 1980 году орудие решили отремонтировать и отправили на Серпуховский завод, где ее обследовали специалисты. Именно тогда и было установлено, что из Царь-пушки все-таки стреляли, вероятно, это было во время пристрелки орудия. Это подтверждает именная печать мастера, найденная на внутренней стороне ствола, в те времена она ставилась только после проверки орудия. По мнению поэта Гумилева, именно из Царь-пушки выстрели прахом Лжедмитрия в сторону польской границы. При обследовании ствола орудия в нем были обнаружены частицы пороха и нагара, что подтвердило факт использования пушки по назначению. Хотя, некоторые авторы сомневаются в этом, указывая на приливы бронзы в стволе, которые бы неминуемо удались при первом же выстреле. Кроме того, у Царь-пушки нет запального отверстия, что вызывает немало вопросов.
Обычно орудия подобного размера и калибра в те времена использовались для стрельбы по стенам вражеских крепостей. Типичным примером такой тактики является использование огромной пушки сельджуками во время осады Константинополя в 1453 году. Именно она сыграла решающую роль в падении Царьграда.
Бомбарды укладывали на специальные деревянные помосты, а сзади забивали сваи для упора при стрельбе. Рядом с пушкой в окопах во время выстрела прятался артиллерийский расчет, ибо орудия того времени очень часто разрывало.
Внимательный наблюдатель сразу обратит внимание, что у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых придается угол возвышения при стрельбе у современных орудий. Стреляли бомбарды каменными ядрами, процесс их заряжания занимал часы, а то и целые дни. Так что использовать такое орудие на поле боя против пехоты или кавалерии крайне проблематично. Те чугунные ядра (они к тому же полые внутри), которые сейчас лежат рядом с орудием, не более чем бутафория. При попытке выстрела ими пушку гарантировано разорвет.
Специалисты-оружейники XIX и XX веков вообще считали, что Царь-пушка сделана для устрашения противника, так сказать, для подавления его морального духа и сомневались, что из этого орудия когда-нибудь стреляли.
В документах XVIII–XIX столетий Царь-пушку часто называют «дробовиком». Дробью раньше артиллеристы называли картечь, состоявшую из мелких камней. Однако в качестве дробовика это орудие крайне неэффективно. Если говорить кратко, то для дробовика Царь-пушка имеет слишком большой размер. В описях Московского арсенала начала XVIII века указывались калибры различных дробовиков. Наибольшим из них был 25 фунтов. Однако самым многочисленным был еще более мелкий калибр – 2 фунта. В этой же описи указана и Царь-пушка, ее калибр составлял 1500 фунтов.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты