Немецкие ракеты фау 2. A4 подводного запуска
3 октября 1942 года на полигоне Пенемюнде (ракетный центр Третьего рейха под городком Пенемюнде на острове Узедом Балтийского моря на северо-востоке Германии) был произведён третий (но первый успешный ) испытательный запуск ракеты «Фау-2» («A-4 »). Это была четвёртая по порядку постройки ракета А-4. Она пролетела 192 км . и достигла высоты 90 км . Двигатель и система управления ракеты впервые проработали сравнительно нормально, хотя ракета и не смогла поразить цели из-за неполадок в системе наведения .
«Фау-2 » (от нем. V-2 - Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия; другое название - нем. А-4 - Aggregat-4) - первая в мире баллистическая ракета дальнего действия класса «земля-земля», разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение Вермахта в конце Второй мировой войны.
Вернер фон Браун
Внешне ракета Фау-2 имела классическую для ракеты, веретенообразную форму , с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами (рулями ).
Ракета являлась одноступенчатой , имела длину 14 м ., диаметр корпуса - 1,65 м . (диаметр по стабилизаторам – 3,6 м .), стартовую массу 12,8 тонн , которая складывалась из массы конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг .), массы компонентов топлива (8760 кг . – около 4-х тонн 75% этилового спирта и около 5 тонн жидкого кислорода ) и массы боевого заряда (980 кг .). В ракете использовались 175 кг . перекиси водорода, 14 кг . перманганата натрия, и 17 кг . сжатого воздуха. Фау-2 состояла из более 30000 отдельных деталей, а длина проводов её электрического оборудования превышала 35 км .
1
.Головной взрыватель |
Ракета была оснащена жидкостным реактивным двигателем , работавшим на 75%-ом этиловом спирте и жидком кислороде . Оба компонента топлива подавались в двигатель двумя мощными центробежными турбонасосами Вальтера , которые приводились в движение турбинами на С-образной и Т-образной рейках. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор , баки с перекисью водорода , батарея из семи баллонов со сжатым воздухом . Мощность двигателя составляла 730 л.с. , скорость истечения газов из сопла достигала 2050 м/с ., температура в камере сгорания - 2700°C , давление в камере сгорания – 15,45 атм . Расход топлива составлял 127 кг/сек . Двигатель мог работать 60-70 секунд , развивая тягу в 27500 кгс . и придавая ракете скорость, в несколько раз превышающую скорость звука - до 1700 м/с (6120 км/ч ). Ускорение ракеты на старте составляло 0,9g , а перед отсечкой топлива – 5g . Скорость звука набиралась за первые 25 секунд полёта. Дальность полёта достигала 320 км ., высота траектории - до 100 км ., причём на момент отсечки подачи топлива дальность от точки старта по горизонтали составляла 20 км ., высота – 25 км . (далее ракета летела по инерции):
Точность попадания ракеты в цель (круговое вероятное отклонение ) составляло по проекту 0,5-1 км . (0,002 – 0,003 от дальности), но в реальности было 10-20 км . (0,03 – 0,06 от дальности).
В качестве взрывчатки в боевой части применялся аммотол (смесь аммиачной селитры и тротила в различных пропорциях от 80/20 до 50/50) из-за его устойчивости к вибрации и высоким температурам – головной обтекатель нагревался до 600 градусов при трении об атмосферу. Боевая часть вмещала 730 - 830 кг . аммотола (масса всей головной части составляла 1000 кг. ). При падении скорость ракеты составляла 450 – 1100 м/с . Взрыв происходил не сразу при ударе о поверхность - ракета успевала немного углубиться в землю . От взрыва оставалась воронка диаметром 25-30 м . и глубиной 15 м .
Средняя стоимость одной ракеты составляла 119 600 рейхсмарок .
Технологически ракета была поделена на 4 отсека : боевой , приборный , баковый (топливный) и хвостовой . Такое разделение диктовалось условиями транспортировки .
Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм. , общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм ., снаряжался аммотолом. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель . От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу , полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.
В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование .
Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75% водный раствор этилового спирта) размещалось в верхнем (переднем ) баке. Окислитель - жидкий кислород, заправлялся в нижний (задний ) бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава . В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением равным приблизительно 1,4 атмосферы . Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном ).
В хвостовом отсеке , на силовой раме размещалась двигательная установка . К хвостовому отсеку крепились фланцевыми стыками 4 стабилизатора . Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор , вал , цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка , отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).
Ракета могла базироваться как на стационарном наземном стартовом столе, так и на мобильной установке . Стартовала она вертикально . Перед пуском Фау-2 строго выравнивалась по азимуту с помощью большого круга наведения. На активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления , имевшая устойчивую платформу, два гироскопа и интегрированный акселерометр . При старте направления контролировалось графитовыми лопастями , которые обтекались выхлопной струёй двигателя (газовые рули ). Во время полёта направление движения ракеты регулировалось аэродинамическими рулями лопастей , которые имели электрогидравлический привод .
Стремление увеличить дальность ракеты Фау-2 привело к проекту установки на ней стреловидных крыльев и увеличенных аэродинамических рулей . Теоретически такая ракета в полёте могла бы планировать на расстояние до 600 км .:
Крылатая ракета А-4b на стартовом столе в Пенемюнде, 1944 год
Два экспериментальных полёта таких крылатых ракет, названных А-4b , были произведены в Пенемюнде в 1944 году . Первый запуск был полностью неудачным. Вторая ракета успешно набрала высоту, однако при входе в атмосферу у нее оторвалось крыло.
Первый испытательный старт Фау-2 состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225 . Применялась ракета с целью запугивания, поражая в основном мирное население . Обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон , а также другие европейские города.
Жертвы Фау-2, Антверпен, 1944 год
Тем не менее, военная значимость Фау-2 была ничтожной . Эффективность боевого применения ракеты была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км . попадало только 50% запущенных ракет) и низкую надёжность (около половины запущенных ракет взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте; во-многом это было обусловлено саботажной деятельностью антифашистского подполья в концлагере, заключённые которого изготавливали ракеты). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за 7 месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (т.е., от каждой ракеты погибал один или два человека ). Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырёхмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость »), пришлось бы использовать 66000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет .
Ракета Фау-2 была первым в истории объектом, совершившим . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным до 67 сек . временем работы двигателя. Высота подъёма при этом достигала 188 километров , что, по современным меркам, считается суборбитальным полётом , поскольку ракета преодолела 100-километровую линию Кармана , принятую как «начало космоса».
Более того, среди определённых кругов популярна гипотеза о первых немецких космонавтах . Она основывается на сведениях о том, что на основе Фау-2 ещё с 1941 - 1942 годов разрабатывался проект 100-тонной управляемой двухступенчатой первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты А-9/А-10 «Amerika-Rakete », или «Projekt Amerika », высотой 25 м ., диаметром 4,15 м ., с дальностью полёта 5000 км . для бомбардировки Нью-Йорка и других городов восточного побережья США:
Вот предполагаемые технические данные этой ракеты:
Чисто технически, впрочем, эта ракета являлась, скорее, сверхзвуковой крылатой , так как её вторая ступень представляла собой крылатый ракетоплан , движущийся не по баллистической а по планирующей траектории. Для наведения на цель головной части ракеты с боеголовкой предполагалось использование в начале и середине полёта - сигнала с радиомаяка , на завершающей части - пилота , который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане в надежде быть подобранным немецкой подводной лодкой после того как он совершал суборбитальный космический полёт .
Неуправляемый вариант полёта А-9/А-10 . После отделения первой ступени на высоте 60 км . неуправляемая крылатая ракета А-9 достигает скорости в конце активного участка около 10 000 км/ч . После прохождения вершины траектории и возвращения в плотные слои атмосферы с помощью аэродинамических рулей прекращалось пикирование, и последующее движение ракеты происходило в виде серии последовательных погружений в атмосферу . Такая схема полёта позволяла рассеивать в окружающее пространство тепло , выделяющееся вследствие трения ракеты о воздух, и увеличить дальность полёта до 5000 км ., конечно, ценою снижения скорости у цели .
По некоторым встречающимся в литературе данным, крылатая вторая ступень А-9 была испытана несколько раз, начиная с 8 января 1945 года .
Что касается первой ступени - А-10 , то по одним данным она не была доведена, а по другим - ещё в середине 1944 года на ракетодроме Пенемюнде была сооружена стартовая площадка, более крупная нежели для A-4 , которая могла быть использована для пусков А-10.
Есть также сведения о проведении в конце 1944 года операции «Elster » («Сорока ») в Нью-Йорке по обезвреживанию уже проникших немецких агентов , в задачу которых входила установка радиомаяков на небоскрёбах города . Если это так, проект «Amerika-Rakete», возможно, был близок к началу боевого применения. Разворачивание проекта ракетной бомбардировки США полностью, видимо, было уже невозможно, поскольку немецкий ракетный полигон подвергался авианалётам союзников, а затем был занят советскими войсками в начале весны 1945 года .
Если ракеты А-9/А-10 всё-же испытывались и на их борту находились пилоты, то в случае превышения в этих запусках высоты 100 км . они могли считаться первыми космонавтами .
Тем не менее, факт каких-либо существенных работ по программе A9/A10 вызывает сильные сомнения, так как материальных свидетельств какого-либо практического воплощения работ по проекту не существует. Согласно данным проведённого журналом «Техника - молодёжи » расследования, программа не продвинулась далее эскизов и расчётов .
После окончания 2-й мировой войны Фау-2 стала прототипом первых межконтинентальных баллистических ракет в США и СССР и других странах. С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет Фау-2 начинались как некоторые американские , так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2 , созданных на основе Фау-2.
11 апреля 1945 года американские войска захватили завод «Миттельверк » в Тюрингии , где обнаружили 54 собранные ракеты. Кроме того, в сборочных цехах находились ещё 35 Фау-2 в той или иной степени готовности.
Фау-2 на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945 года
Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн , в 5 км . от города Нордхаузена находился концентрационный лагерь Дора (Дора-Миттельбау, Нордхаузен) - подразделение лагеря Бухенвальд . Основным предназначением лагеря была организация подземного производства вооружений на заводе Миттельверк, в том числе ракет Фау-2. В лагере заключённые работали в специально прорубленных в горе тоннелях. Это был один из наиболее тяжёлых по режиму лагерей Германии . Тем не менее, в лагере существовало антифашистское подполье , которое организовывало тайный саботаж при изготовлении ракет, благодаря чему около половины всех запущенных Фау-2 не долетели до цели.
После занятия лагеря Дора союзниками, были найдены зарытыми 25000 трупов узников , и ещё 5000 человек было расстреляно перед наступлением американской армии. Таким образом, производство ракет унесло в 10 раз больше жизней, чем сами ракетные удары.
Около 100 захваченных американскими войсками ракет Фау-2 на 16 транспортных судах было отправлено в Америку, где они стали настоящим открытием для американских инженеров. В первые послевоенные годы с помощью Вернера фон Брауна на их базе были созданы первые американские баллистические ракеты: Редстоун, Меркурий, Юпитер , которые сыграли ключевую роль в осуществлении первых космических успехов США :
В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . В 1946-1952 годах армия США осуществили 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal, развитие линии Фау-2 в США было ограничено.
Сильное впечатление произвело знакомство с немецкой военной техникой и на советских инженеров . Вот, как писал об этом Б.Е.Черток , направленный в Германию после окончания войны, наряду с другими специалистами по ракетной технике, для знакомства с немецкими трофейными ракетами Фау-2:
«A.M.Исаев, затем я, Н.А.Пилюгин, В.П.Мишин и ещё несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия.
Войдя в зал, я сразу увидел грязно-чёрный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов.
Я спросил:
- Что это, Виктор Фёдорович?
- Это то, чего не может быть! - последовал ответ.
ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли ».
Однако нашим инженерам удалось в точности повторить немецкую ракету и создать её отечественный аналог Р-1 . Параллельно же с этим аналогом, С.П.Королёв разработал ракету Р-2 , летавшую уже на 600-километровое расстояние. Последним прямым потомком Фау-2 стала и наша ракета Р-5 , ставшая первой отечественной ракетой с ядерным боезарядом :
Прямые потомки Фау-2
Итак, рождение величайшей ракеты 20-го столетия , которая затем стала основой космических ракет , было оплачено тысячами жизней – жителей европейских городов, по которым наносились ракетные удары, узников концлагерей. И в последующие годы ракеты рассматривались сверхдержавами, как средство военного доминирования . Всяческие разговоры о мирных исследовательских космических полётах рассматривались не просто как фантазии , а как вредное отвлечение ресурсов от главной цели – создание средств разрушения, уничтожения, убийства . Только под эти цели «сильные мира сего» считали достойным и необходимым выделение огромных средств. И лишь тем конструкторам, которые являлись космическими мечтателями и сильными личностями в одном лице , таким как С.П.Королёв , Вернер фон Браун , В.П.Глушко и другим удалось направить часть этой воинственной энергии в мирное, исследовательское русло. Наверное, последующие космические исследования искупили собой те жертвы, которые были принесены на первом этапе развития ракетостроения в 20 веке. Или не искупили ?
Часть вывезенных в США Фау-2 применялась для проведения научных исследований .
24 октября 1946 года автоматическая 35-миллиметровая камера, установленная на трофейной ракете Фау-2, запущенной американскими военными инженерами с полигона Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико ), впервые сфотографировала Землю с высоты 65 миль (105 километров ). Вот эти фотографии:
20 февраля 1947 года в США с помощью ракеты Фау-2 в космос по суборбитальной траектории были запущены первые живые существа - плодовые мушки . Было произведено изучение последствий радиационного воздействия на больших высотах.
В 1948 году в США в носовом конусе трофейных ракет Фау-2 были запущены обезьяны-резус - Альберт и Альберт 1 . Во время подготовки к полёту обезьяны трудно привыкали к условиям кабины , плохо поддавались тренировке, иногда у них случались нервные срывы, и тогда они проявляли агрессивность, с которой боролись, погружая животных в состояние наркотического опьянения . После запуска они умерли от удушья . Высота ракеты достигла 63 км .
14 июня 1949 года обезьяна Альберт II была запущена в космос таким же образом. К сожалению, Альберт II тоже умер из-за того, что не раскрылся парашют . Но тем не менее Альберт II стал первой обезьяной в мире попавшей в космос , поскольку взлетел на 133 км.
16 сентября 1949 года А льберт III - яванский макак - погиб на высоте 10,7 километров при взрыве ракеты.
8 декабря 1949 года Альберт IV погиб во время полёта, достигнув высоты 130,6 километров .
31 августа 1950 года мыши Mickey, Mighty, Jerry or Danger , были запущены в космос на борту Фау-2. О том, сколько их осталось в живых не известно.
18 апреля 1951 года обезьяна по прозвищу Альберт V погибла из-за отказа парашюта.
20 сентября 1951 года Yorick , также известный как Альберт VI , вместе с 11 мышами , пролетев 70 км. , стал первой обезьяной, которая выдержала полёт ракеты . Однако, он умер через 2 часа после приземления . Две мыши также умерли. Их смерти наступили в результате перегрева в загерметизированной капсуле на солнце до того, как их нашли.
21 мая 1952 года обезьяны Патриция и Майк , полетевшие и выдержавшие полёт, пролетели всего 26 километров . Патриция и Майк прожили всю жизнь в Национальном зоологическом парке в Вашингтоне, округ Колумбия США.
В СССР в 1949 – 1951 годах были осуществлены пуски наследниц Фау-2 – геофизических ракет Р-1А (В-1А ), Р-1Б (В-1Б ), Р-1В (В-1В ) с научными целями , в том числе, с собаками на борту (см. проект ВР-190 ):
Продолжение следует...
История создания и запусков Фау-2 в Германии
,К.Гэтленд Космическая техника М.Мир, 1986 ,
http://ru.wikipedia.org/ , http://supercoolpics.com/ , http://www.about-space.ru/ , http://fun-space.ru/ , http://biozoo.ru/ , http://vn-parabellum.narod.ru/ ,
«Фау-2» (от нем. V-2 - Vergeltungswaffe-2 оружие возмездия) - первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны.
Первый пуск состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек, обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании, в особенности отличающийся большой площадью город Лондон).
«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт, достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году.
После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США, СССР и других странах.
Фау-2 готова к запуску в Куксхафен в Нижней Саксонии. 1945 год.
Начало разработки немецких жидкостных ракет было положено в 1926 году, когда группа энтузиастов ракетостроения и межпланетных сообщений организовала Общество космических полётов. Твердотопливные ракеты использовались как оружие в годы Первой мировой войны практически всеми враждующими сторонами, поэтому по Версальскому мирному договору побеждённой Германии было запрещено разрабатывать и создавать такие ракеты. Однако в этом договоре ни слова не было сказано о разработке ракет на жидком топливе.
В конце 1929 года министр обороны отдал приказ об изучении возможности использования ракет для военных целей, а в 1932 году была создана экспериментальная станция для ракет на жидком топливе в Куммерсдорфе под Берлином. В частности, полковнику Вальтеру Дорнбергеру была продемонстрирована экспериментальная ракета, разработанная молодым немецким конструктором Вернером фон Брауном. Несмотря на то, что возможности показанной ракеты были достаточно ограничены, Дорнбергера заинтересовала работа, и он предложил фон Брауну продолжить разработку под управлением военных.
Как и большинство других членов общества, фон Браун согласился работать на таких условиях. В декабре 1934 года был достигнут успех в запуске ракеты A-2 - небольшой модели, работавшей на этаноле (этиловом спирте) и жидком кислороде. Особое внимание уделялось отработке двигателя. К этому времени было рассчитано множество потенциально пригодных вариантов топливной смеси, однако военных больше всего заинтересовала возможность использования этанола, связанная с постоянным дефицитом нефтепродуктов для Германии. Этиловый спирт производился в больших количествах как результат переработки картофеля и гидролизом древесины. Этот вид топлива использовался немцами на протяжении всей Второй мировой войны.
Добившись успеха с A-2, группа фон Брауна перешла к разработкам ракет A-3 и A-4 (будущей «Фау-2»). Последняя должна была стать уже полноразмерной ракетой с предположительной дальностью полёта около 175 километров, высотой подъёма до 80 километров и массой полезной нагрузки около 1 тонны. Увеличение возможностей во многом опиралось на комплексную переработку двигателя, выполненную инженером Вальтером Тилем.
Общая длина корпуса ракеты составляла 14300 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм. Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 12,8 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.
На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.
Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.
Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.
В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование. Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель - жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).
В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка. Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора - марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л.с. Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).
С момента создания «Фау-2» в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстроиспаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому, с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.
Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.
Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное - сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций, чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.
В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера, испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу было начато строительство нескольких гигантских заглублённых бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.
Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца. Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно. Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.
Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe).
Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте[источник не указан 400 дней]). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек.
Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн находился концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабочих. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары. В лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии.
На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.
Взлёт Фау-2.
Батарея Фау-2 готова к стрельбе.
Ракета V-2 готовится к запуску. 1944 год.
Сцена разрушений на лондонской Фаррингдон Роуд после падения туда Фау-2, 1945 год.
Разрушения в Эссексе, Великобритания, от взрыва Фау-2. 1945 год.
Трофейное V-2. Париж. 1945 год.
Фау-2 прибывает на Трафальгарскую площадь, Лондон, чтобы принять участие в выставке трофейного оружия.
V-2 на выставке в Голландии. 1945 год.
Фрагменты Фау-2 на немецком военном заводе, захваченном войсками союзников. 1945 год.
Фау-2 в Реймсе, Франция. 1945 год.
Ракета V-2 стоит рядом с колонной Нельсона на Трафальгарской площади. 1945 год.
Американские солдаты осматривают немецкую ракету «Фау-2» на заводе Клайнбодунген, Германия, 1945 год.
Каких только легенд в настоящее время не ходит о временах Третьего рейха! Самолеты с обратной стреловидностью крыла, реактивная авиация и «летающие блюдца», сверхсекретные исследовательские лаборатории Аненербе, расположенные чуть ли не в километрах под землей…
Большая часть всего этого - обычные выдумки и откровенный бред. Но была одна отрасль, в которой немцы действительно продвинулись достаточно далеко, - ракетная техника. Их ФАУ-2, «Оружие возмездия», действительно была технологическим прорывом. Особенно «оценили» мощь этих ракет англичане, так как данное оружие создавалось и использовалось для атак на Лондон.
Краткий исторический экскурс
Каждая ФАУ-2 запускалась со специальной стартовой мобильной установки. На борту каждой ракеты, имевшей длину 14 метров, находилась почти тонна взрывчатки. Впервые ракета этого типа упала на Лондон в начале сентября 1944 года. После нее осталась десятиметровая воронка, трое убитых и 22 раненных человека.
До нее немцы уже использовали самолет-снаряд ФАУ-1, но эта техника представляла собой принципиально новый образчик вооружения. Ракета подлетала к цели всего за пять минут, за счет чего средства обнаружения того периода оказались перед ней совершенно бессильны. С исторической точки зрения, ФАУ-2 представляет последнюю попытку немецкой оборонной промышленности повернуть ход войны в свою пользу. На исход Второй мировой их «супероружие» никакого влияния не оказало, зато оно стало важной вехой в развитии мирового ракетостроения и освоения космического пространства.
Свидетели впоследствии вспоминали, что в воздух поднимались огромные кучи осколков, причем все это сопровождалось страшным грохотом. Запуск самих ракет проходил практически беззвучно: в большинстве случаев об этом событии напоминал лишь легкий хлопок, доносившийся с другого берега Ла-Манша.
О разработке и затратах…
Сколько всего погибло людей из-за запусков ФАУ-2, до сих пор неизвестно, так как такие данные нигде не фиксировались. Считается, что только в одной Британии от ракетных ударов погибло около трех тысяч человек. Вот только само производство «чудо-оружия» отняло жизни минимум у 20 тысяч человек.
Ракеты строились силами узников концлагерей. Их никто не считал, их жизни не стоили ровным счетом ничего. Собиралась ракета ФАУ-2 неподалеку от Бухенвальда, работа шла круглосуточно. Чтобы ускорить процесс, специалистов (особенно сварщиков и токарей) свозили из других немецких концлагерей. Люди голодали, их содержали без солнечного света, в подземных бункерах. За любую провинность пленников вешали прямо на кранах сборочных линий.
Создатель этих ракет, Вернер фон Браун, считается едва ли не гением мирового ракетостроения. Злым гением, нужно сказать: фон Браун никогда не терзался тем, кто собирает созданное им оружие, в каких условиях несчастные узники работали и умирали. Впрочем, признание заслуг этого человека имело под собой весомые основания: союзники после захвата технической документации по ракетам признали превосходство немецких разработок над своими проектами.
Вперед, к звездам!
Для своего времени двигатель ракеты был чрезвычайно мощным: он был способен поднимать ее на высоту порядка 80 километров при дальности полета приблизительно 200 километров. Силовая установка работала на смеси кислорода и технического этанола. Особенно важно то, что немцы стали использовать запас окислителя (кислорода), который размещался в контейнере на борту ракеты. Это делало ее независимой от атмосферного воздуха. Кроме того, так удалось значительно повысить мощность двигателя. Можно сказать, что ракета ФАУ-2 стала первой техникой, которая могла действительно покинуть пределы Земли, достигнув космоса.
Конечно, небольшие разработки в этой области существовали приблизительно с 30-х годов прошлого века. Но все они характеризовались куда более скромными размерами, небольшим запасом топлива, да и о космосе при их разработке никто и не помышлял. Таким образом, ФАУ-2, «сверхоружие» Третьего рейха, стала настоящим трамплином, который помог всему человечеству осваивать околоземное пространство.
Технологический прорыв
Но даже не это так поразило техников союзнических государств. Важнейшим технологическим нововведением, которое массово использовалось в конструкции этих ракет, стала полностью наведения на цель.
По тем временам это было настоящей фантастикой, сделать которую реальной могла только ФАУ-2! «Сверхоружие» Третьего рейха могло поражать свою цель, вообще не нуждаясь в наводке с земли. Чтобы добиться столь впечатляющих результатов, немецкие разработчики использовали простейшую (по нынешним временам) электронику. В «бортовой компьютер» перед запуском вводились координаты цели, на которые и «ориентировалась» ракета.
Прочие технические решения
Кроме того, впервые были применены специально созданные гироскопы, которые с немалой точностью стабилизировали полет. Рули, расположенные на боковых стабилизаторах, корректировали направление в том случае, если ракета отклонялась от заданного курса. Неудивительно, что еще до конца войны СССР, США и Британия очень хотели завладеть технологией создания ФАУ-2 (фото ее имеются на страницах этой статьи).
По вполне понятным причинам фон Браун не слишком жаждал попасть в руки советских солдат, предпочтя американский «плен». Советскому же союзу осталась почти целая сборочная линия, несколько экземпляров ракет да несколько человек технического персонала. Отечественные и американские специалисты разобрали экземпляры техники, которые достались их странам, буквально по винтикам. Впрочем, янки немецкая ракета ФАУ-2 заинтересовала настолько, что они сразу забрали несколько штук за океан. Там новая техника использовалась для каких-то высотных экспериментов.
Дальнейшие разработки Брауна
В США прекрасно понимали, что конструктор ФАУ-2 куда ценнее сборочной линии для ее производства. Фон Браун осознавал, что американцы сразу обеспечат его всем необходимым для прекрасной жизни и продолжения дальнейшей работы, а потому быстро сдался именно союзникам. Нужно отдать этому человеку должное: несмотря на свое деятельное участие в программе создания межконтинентальных ракет, он прилагал все усилия, чтобы основная деятельность его отдела была направлена на разработку космической программы, так как именно об этом он мечтал едва ли не всю свою жизнь.
Вскоре создатель ракеты ФАУ-2 делает ее американский вариант, «Редстоун». Она являлась фактическим продолжением линейки немецких ракет, с незначительными «косметическими» улучшениями и дополнениями. Чуть позже доработанный и значительно улучшенный вариант «Редстоуна» в 1961 году американцы использовали для доставки на орбиту своего первого космонавта, Алана Шепарда.
Наследие фон Брауна
Таким образом, отыскать связь между теми ракетами, которые собирались ценой жизней тысяч военнопленных, и первыми полетами в космос не так уж и сложно. Проще говоря, американцам достался не только создатель ФАУ-2, но и все технологические разработки в этой области. Технологии, которые стоили огромных ресурсов, главными из которых были человеческие жизни.
Сразу возникает достаточно сложный морально-этический вопрос: насколько реально было отправить в космос человека, искусственный и побывать на Луне, не используя для этого технику, которая была разработана нацистскими учеными? Конечно же, СССР и США имели собственные разработки, но «помощь» фашистской Германии позволила сэкономить огромное количество времени и денежных средств. В общем-то, ничего небывалого не произошло и на этот раз: война просто подстегнула многие научные отрасли. В 30-40-е годы прошлого века это особенно сказалось на ракетостроении, которое до тех пор пребывало практически в зачаточном состоянии.
Фундаментальный вклад в освоение космоса
Вообще, те фундаментальные принципы, на которых разрабатывались ФАУ-1 и ФАУ-2, не претерпели значительных изменений за прошедшие семь десятилетий. Общая конструкция остается неизменной, жидкое топливо доказало, что именно оно является наиболее оптимальным вариантом, а в системах полетной стабилизации и по сей день используются все те же гироскопы. Все эти решения когда-то заложили благодаря ФАУ-2. «Оружие возмездия» в который раз доказало силу человеческой мысли. Благодаря до сих пор используемой технике, человек получил постоянное напоминание о том, что наука всегда должна помнить о гуманности.
Современное использование
Не следует предполагать, что сегодня ФАУ существует только в виде государственных космических программ. Приблизительно 15-20 лет назад отдельные энтузиасты стали говорить о том, что вскоре создание космических кораблей станет прерогативой частных специалистов. Сегодня Элон Маск продемонстрировал истинность этих заявлений.
Тогда же эти люди не могли рассчитывать на помощь могущественных инвесторов, в них никто не верил. И уж тем более им бы никто не стал передавать технологии, на основе которых можно было бы построить ракеты. На помощь снова пришла ФАУ-2. Именно ее схемы заложены в основу тех частных конструкторов, которые вскоре обещают начать перехватывать крупные космические заказы у государственной отрасли.
Исследования космического пространства – это та сфера научного познания, которой современный человек, не без основания, может гордиться. Запуск первого спутника, знаменитое гагаринское «поехали», первые шаги человека на Луне – все это несомненные достижения, что золотыми буквами вписаны в историю нашей цивилизации. Однако мало кто знает, что космические полеты стали результатом развития ракетных технологий, создававшихся, в первую очередь, для военных целей. Более того, первыми успехами в покорении космического пространства мы обязаны настоящему прорыву в развитии ракетной техники, который был сделан в нацистской Германии.
Именно в Третьем Рейхе были сделаны первые серийные крылатые и баллистические ракеты – «Фау-1» и «Фау-2», руководство гитлеровской Германии рассчитывало, что это оружие сможет переломить ход Второй мировой войны и спасти страну от поражения. Однако этого не могло сделать никакое «сверхоружие».
Создатель немецкой баллистической ракеты «Фау-2» Вернер фон Браун, человек, грезивший о космических полетах, сказал после того, как первые его изделия упали на Лондон: «Ракета показала себя безупречно. Но упала не на ту планету…».
Немного истории
В XX столетии немецкие конструкторы внесли значительный вклад в развитие военной техники. В нацистской Германии были созданы самые продвинутые и прогрессивные образцы военной техники. Немцы первыми придумали кассетные боеприпасы, занимались разработкой боеприпасов объемного взрыва, разработали промежуточный патрон и серийное оружие под него. Однако особенно впечатляют достижения германской конструкторской мысли в области ракетных технологий и реактивного движения. Первый ПТУР, первые зенитные ракеты и ракеты класса «воздух-воздух» - всему этому мы обязаны «сумрачному тевтонскому гению».
Но самыми известными образцами ракетного оружия, придуманного в Третьем Рейхе, конечно же, стали ракеты «Фау-1» и «Фау-2». В отличие от многих других разработок, это «оружие возмездия» было запущено в серию и успешно применялось.
Почему именно в Германии произошел значительный прорыв в области ракетных технологий и создания боевых ракет?
В 1941 году проект самолета-снаряда Fi-10 был представлен на рассмотрение Министерства авиации. Основной «изюминкой» аппарата был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, созданный в 30-е годы талантливым немецким конструктором Паулем Шмидтом. Двигатель был воплощен в металле в 1938 году.
Он был очень дешев в производстве, а в качестве топлива использовался обычный авиационный керосин, по своим характеристикам отлично подходил для крылатой ракеты. Что может быть лучше для одноразового летательного аппарата?
Серийное производство ракет началось в 1942 году на острове Узедом. Там был расположен концентрационный лагерь, нацисты активно использовали труд заключенных.
Применение
Боевое развертывание «Фау-1» стартовало в 1943 году. Около сотни позиций для запуска этих ракет были созданы в северной Франции. В июне 1944 года состоялось первое применение «Фау-1», немцы нанесли удар по английской столице.
После этого обстрелы Лондона проводились практически ежедневно. За две недели «Фау-1» убили почти 2400 человек. Всего за годы войны немцы изготовили почти 30 тысяч самолетов-снарядов, около 10 тысяч из них было запущено по Англии, 3200 долетели до ее территории, 2500 упали на Лондон. В результате обстрелов более шести тысяч человек были убиты, более семнадцати – ранены, разрушению подверглись около 20 тысяч строений.
Примерно пятая часть ракет отказывали во время запуска, 25% «Фау-1» было уничтожено английской авиацией, 17% — зенитной артиллерией, 20% ракет не долетело до английской территории и упало в море.
После высадки союзников на континенте, немцы нанесли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и даже выпустили несколько «Фау-1» по Парижу.
Англичане называли ракеты «Фау-1» «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за звука, который издавал двигатель ракеты.
Достоинства и недостатки
«Фау-1», несомненно, являлось эффективным видом оружия. Эти ракеты были дешевы и просты в производстве.
Для того чтобы противостоять новой угрозе, англичанам пришлось задействовать большое количество истребителей, зенитных орудий, РЛС и квалифицированного персонала. Затраты Великобритании на противоракетную оборону значительно превосходили средства, которые были вложены Третьим Рейхом на разработку и производство «Фау-1», даже не принимая во внимание ущерб, причиненный самими ракетами. Не следует забывать и психологический эффект, который оказывали ракетные удары на мирное население.
Сбивать эти ракеты было очень сложно. В первую очередь их было непросто обнаружить, а после обнаружения на перехват оставалось очень мало времени.
Однако были у этого «сверхоружия» и слабые стороны. Учитывая тот факт, что «Фау-1» была первой в мире серийной крылатой ракетой, в этом нет ничего удивительного. Главным из них являлось полное отсутствие маневренности.
После запуска ракета летела строго по прямой, после определенного количества километров двигатель выключался, и ракета пикировала на цель. «Фау-1» не могла уйти от истребителя, не провести маневр при обстреле с земли – любое изменение траектории приводило к падению аппарата.
Этим научились пользоваться английские летчики: они легонько подталкивали концом крыла ракету или воздействовали на нее воздушным потоком от винта. Расстреливать в воздухе аппарат с тонной взрывчатки было довольно рискованным делом.
Позже англичане придумали еще более эффективный способ борьбы с «Фау-1». Узнать об эффективности обстрелов немцы могли только от своих агентов, к 1944 году англичане контролировали всю немецкую агентурную сеть. Английская разведка стала передавать немцам дезинформацию о результатах обстрелов, добиваясь того, чтобы гитлеровцы выставляли на «Фау-1» неверное полетное задание. В результате этого ракеты чаще всего не долетали до районов с высокой плотностью населения.
Описание конструкции
Фюзеляж «Фау-1» имел веретенообразную форму, он был изготовлен из стальных листов при помощи сварки. В средней части корпуса находились крылья длиной 1 метр. Над задней частью фюзеляжа располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД).
Двигатель состоял из цилиндрической камеры сгорания и длинного сопла меньшего диаметра. Основными преимуществами ПуВРД были его простота и дешевизна, которые и позволили запустить крылатую ракету в массовое производство.
Для того чтобы двигатель ракеты заработал, ракету следовало разогнать до скорости 240 км/ч. Для этого использовались специальные разгонные пусковые установки.
Стабилизация «Фау-1» достигалась за счет использования главного гироскопа, данные которого суммировались с показаниями двух дополнительных гироскопов, а также с информацией, поступающего от датчика высоты.
Управление рулями производилось с помощью сжатого воздуха. Дальность полета определялась показанием механического счетчика, который был снабжен лопастями и расположен в носу ракеты. Лопасти вращались набегающим потоком воздуха, после достижения требуемого количества оборотов ракета пикировала на цель.
«Фау-2»
Еще одним образцом немецкого «оружия возмездия» была баллистическая ракета «Фау-2». Пропаганда Третьего Рейха называла ее «сверхоружием», которому по силам изменить ход войны.
Немцы использовали эту ракету для нанесения ударов по Великобритании, больше всего от нее досталось английской столице.
Первый запуск был произведен в 1942 году, а первый боевой пуск – в 1944. Баллистическая ракета «Фау-2» совершила первый в мире суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.
История создания и применения
Работы над созданием ракетных двигателей на жидком топливе начались в Германии еще в 20-х годах прошлого столетия. В 1931 году немецкими конструкторами Риделем и Небелем был создан первый жидкотопливный ракетный двигатель с характеристиками, подходящими для практического использования.
В этот период в сфере создания ракет начинает трудиться будущий «отец» «Фау-2» Вернер фон Браун.
В 1941 году Браун завершил разработку ракеты А-4, которая работала на смеси жидкого кислорода и этанола. Именно А-4 и стала прототипом боевой ракеты «Фау-2».
Запуски «Фау-2» активно проводились до конца 1942 года, после чего были свернуты по экономическим соображениям. Дело в том, что только треть запущенных ракет успешно поражали свои цели. А денег на свои изыскания Браун тратил столько, сколько уходило на производство всей бронетехники для немецкой армии в 1940 году.
Поэтому бюджет «ракетного барона» (так неофициально называли фон Брауна) был значительно урезан. В это время была готова «Фау-1», которая была гораздо дешевле.
В 1943 году англичане разбомбили ракетный центр в Пенемюнде, чем почти на полгода приостановили работы гитлеровцев в этом направлении.
Гитлер вспомнил о баллистических ракетах только в конце 1943 года и восстановил финансирование работ.
8 сентября 1944 года был произведен первый ракетный удар «Фау-2» по Лондону. Ракета попала в жилой квартал и образовала воронку глубиной в десять метров.
К тому времени лондонцы уже «привыкли» к жужжащему звуку «Фау-1», но здесь никакого жужжания не было. Англичане не сразу поняли, что против них было применено новое оружие.
Однако эффективность «Фау-2» была довольно низкой. Эта ракеты имела невысокую точность (только половина попадала в круг с диаметров 10 км), около 2 тыс. аппаратов взорвались во время пуска или сразу после него.
Да и стоила эта ракета очень дорого. Министр вооружения Германии Альберт Шпеер в своих мемуарах назвал создание «Фау-2» ошибкой. По его мнению, не следовало тратить ограниченные ресурсы, которыми располагала воюющая страна, на столь дорогой и малоэффективный проект, а использовать их на создание зенитной ракеты для защиты немецких городов от бомбардировок союзников.
Кроме Англии, немцы использовали данную баллистическую ракету для ударов по Антверпену после захвата его войсками союзников.
Описание конструкции
«Фау-2» — это баллистическая ракета с вертикальным взлетом, предназначенная для поражения крупных неподвижных целей. Форма корпуса ракеты – веретенообразная, у основания располагались четыре стабилизатора.
Длина «Фау-2» составляла более 14 метров, а стартовая масса – почти 13 тонн, из которых почти тонна приходилась на боевую часть.
Ракета состояла из четырех отсеков: приборного, боевого, топливного и хвостового.
«Фау-2» оснащалась жидкотопливным двигателем, горючим выступал этиловый спирт, а окислителем – жидкий кислород. Боевая часть содержала аммотол, в верхней части боевого отсека находился чувствительный контактный взрыватель.
Ниже боевого отсека располагался отсек управления, в котором находилось радиооборудование. Центральную часть ракеты занимал топливный отсек, ниже него находился двигатель и два турбонасоса.
Радиус действия «Фау-2» составлял 320 км, она могла достигать 100 км высоты.
Технические характеристики
Ниже приведены технические характеристики баллистической ракеты «Фау-2» и крылатой ракеты «Фау-1».
«Фау-1»
«Фау-2»
Видео о ракетах «Фау-1» и «Фау-2»
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Работы над баллистической ракетой в Германии начались задолго до Второй мировой войны. В Версальском договоре не было точно указано, что ракеты относятся к боевому оружию. Именно этим и воспользовались в побежденной, но с неимоверной скоростью укрепляющей свой военный потенциал, Германии.
Одним из основных создателей ракеты V-2 был Вернер фон Браун. 16 апреля 1934 г. он закончил диссертацию на тему «Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». Работа молодого ученого была секретной, ее результаты напрямую относились к созданию нового оружия. Во время Второй мировой войны работы по ракете были закончены. В 1942 г. начались испытания. Конструкторам приходилось решать многие задачи технического плана, поэтому среди авторов V-2 были специалисты в области аэродинамики, термодинамики и теории горения, баллистики, прочности, металлургии и др. Первые пробные пуски не были удачными: ракеты отклонялись от заданного курса, взрывались на старте и на участке разгона. Но работы, несмотря на условия военного времени, велись самым активным образом основным научным, испытательным, производственным центром на острове Узедом в Пенемюнде. Немецкое правительство не жалело больших средств на осуществление своих замыслов - поставить мир на колени с помощью новейшего оружия.
Ночью 18 августа 1943 г. Пенемюнде был подвергнут сильнейшему бомбовому удару. 600 самолетов В-17 несколькими волнами проходили над особо секретными лабораториями и цехами и сбрасывали свой смертоносный груз - бомбы калибром 500 кг. Среди погибших был начальник центра генерал Ша- мье Глычински. Другой генерал - начальник штаба люфтваффе Г. Йешоннек - после телефонного разговора об этом налете с А. Гитлером застрелился.
Основные данные ракеты А-4:
Длина 14,3 м
Диаметр 1,6 м
По оперению 3,6 м
Масса снаряженной
ракеты 12 900 кг
Тяга двигателя 245-307 кг
Топливо смесь этанола с жидким кислородом; интенсивность подачи топлива - 125 кг/с
Обстрел баллистическими ракетами территории Великобритании производился до 27 марта 1945 г. Помимо Великобритании, бомбардировкам подвергался порт и город Антверпен.
В конце войны интенсивно велись работы по созданию баллистической ракеты большой дальности А-10, А-9. Ракета А-10 должна была поражать цель на расстоянии 4000 км. Ракета А-9 к концу работы второй ступени должна была иметь скорость 3300 м/с.
После победы над Германией союзникам по антигитлеровскому блоку достались исправные ракеты, комплектующие, документация и специалисты. Тщательное изучение трофейной техники позволило создать в кратчайшие сроки отечественную баллистическую ракету Р-1 - прообраз немецкой V-2. Работы немецких ученых по созданию баллистической ракеты, ее усовершенствованию, боевому применению являлись несомненным вкладом в развитие мирового ракетостроения.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты