Мужчины не плачут мужчины огорчаются. «Мужчины не плачут — они огорчаются
Завтра этому яркому актеру исполнилось бы всего 80 лет - не такой уж солидный возраст для сына гор. Но, к сожалению, его уже давно нет с нами. Впрочем, что значит - нет? Вот же фильмы, в которых он улыбается так, что не рассмеяться ему в ответ просто невозможно! Земляки дали Фрунзе второе имя - Мгер, что значит «солнечный». А уже позже, после смерти актера, когда все испытания судьбы, выпавшие на его долю, стали достоянием общественности, журналисты прозвали Мкртчяна «грустное солнце»...
Из-за Джулии грозили отрезать нос
В каждом фильме о Фрунзике, в каждой статье, посвященной ему, говорится о том, что всю свою жизнь он чувствовал себя одиноким. И в детстве, несмотря на то, что у него были две сестры и брат. И в юности, когда молодой актер покорял ереванский театр. И даже когда, став популярным артистом, превратился в предмет обожания миллионов женщин. Как жаль, что сейчас у нас нет возможности спросить у него лично: «Фрунзик, почему же все друзья и коллеги представляют вас только в таком ключе? Ведь у вас были партнеры по сцене, которые со временем становились близкими людьми, были возлюбленные, отвечавшие на вашу страсть взаимностью. А толпы поклонников, готовые разделить с вами последний кусок лаваша! Значит, радостных моментов в жизни было не меньше, чем грустных?»
К тому же и по своему характеру Мкртчян был очень легким и жизнерадостным. Как вспоминает Сос Саркисян, его близкий друг и коллега, «он пришел в наш ереванский театр ураганом, сразу стал играть большие роли, стал любимцем публики. Фрунзик на сцене - это был большой праздник. Он мог рассмешить целый зал: стены в театре ходили ходуном от его шуток. Я помню его спектакли, которые начинались гомерическим хохотом в зрительном зале, и этот хохот продолжался всё представление...»
Тем не менее, повод называть великого актера человеком сложной судьбы всё-таки есть. «У Фрунзе всегда было отчаянное желание иметь уютный дом, семью», - объясняли его друзья. Однако по какой-то прихоти Всевышнего ни с одной из своих женщин Фрунзик не смог реализовать свою мечту.
Его первой любовью была очень красивая девушка по имени Джулия. Я думал: как она могла влюбиться в него? - вспоминал народный артист Армении Левон Тухикян. - Однажды я спросил ее: «Джулия, ты Фрунзе сильно любишь? Он умрет за тебя». А она ответила: «Я не дам ему умереть!». Но у нее было четверо братьев - профессиональные воры, и они запрещали встречаться влюбленным, Фрунзику обещали отрезать нос. И в конце концов Джулию насильно выдали замуж. Разрыв сломил Фрунзика, уже тогда у него начались запои, которые помогали ему забыть о боли. «Все девушки, - говорил он мне, - любят не меня, а моих героев, которых я играю на сцене. И только Джулия принимала меня таким, какой я есть».
«Чем я хуже Чаплина?»
После года переживаний актер женился на девушке Кнаре из простой семьи, но этот союз просуществовал недолго: молодым негде было жить, и любовная лодка быстро пошла ко дну.
Чуть позже 28-летний Фрунзе встретил красавицу Данару, молодую актрису, для которой Мкртчян уже был кумиром. В конце концов он тоже так сильно увлекся ею, что не обращал внимания на некоторые странности в поведении: ее веселое настроение могло вмиг смениться слезами и истерикой. Друзья отговаривали Фрунзика от решения жениться, но он настоял на своем. Вскоре у пары родилась дочь Нунэ, и ок-рыленный Мкртчян принялся еще активнее работать. Вот только Данара становилась всё более раздражительной и болезненно ревнивой. Даже на съемки «Кавказской пленницы» женщина не отпустила мужа одного, и Фрунзе пришлось хлопотать о том, чтобы Данаре выделили роль жены водителя Саахова, которого играл он сам.
Рождение сына Вазгена дало Фрунзе надежду, что в его семье наконец-то наступит мир и согласие. Однако беременность и роды еще больше подорвали здоровье супруги. Вскоре врачи объявили, что она страдает неизлечимым психическим заболеванием. Которое, как выяснилось через несколько лет, передалось и сыну...
Мкртчян боролся за счастье своей семьи изо всех сил, обеспечивая жене лечение во Франции, но, в конце концов, был вынужден оставить ее в санатории и заняться воспитанием детей. При этом он продолжал сниматься в кино и играть на сцене, заставляя себя и зрителей хоть на время забыть о проблемах. Даже сопереживающим ему друзьям не позволял грустить: залезал на крышу трамвая и изображал Ленина на броневике. Ведь «мужчины не плачут, мужчины огорчаются», - любил повторять актер всклед за своим героем из фильма «Мимино».
В середине восьмидесятых Фрунзик предпринял еще одну попытку устроить свое личное счастье, женившись на Тамар - дочери председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.
Она была женщиной необычайной красоты. На всех трех свадьбах я был у Фрунзика свидетелем. Когда появилась Тамар, я сказал другу: «Не много ли раз мы ходим в загс?» На что он ответил: «Чаплин женился не то пять раз, не то семь, чем я хуже него?» - вспоминает известный фотохудожник Георгий Тер-Ованесов. Увы, этот брак тоже не сложился.
Под впечатлением от череды всех тех испытаний, которые выпали на долю Фрунзика, некоторые журналисты стали писать, что окончательно подкосила актера гибель дочери Нунэ в автокатастрофе. Однако на самом деле, как рассказывает его брат Альберт Мкртчян, девушка вышла замуж и жила в Армении, переехав в Аргентину только через год после смерти отца. Так что Фрунзе успел почувствовать себя счастливым дедом внучки Ирэны.
Увы, жизненной энергии маленькой копии Мкртчяна не хватило для того, чтобы вернуть ему всю радость бытия, растраченную во время сражения с неурядицами. И 29 декабря 1993 года Фрунзика на стало. Нунэ пережила отца всего на пять лет, а потом умер и Вазген. Трагично? Да. Но, видимо, такова цена за тот невероятный талант, которым Бог наградил Фрунзе Мкртчяна.
Мастер импровизации
Для большого кино артиста с самым большим носом открыл Ролан Быков, пригласив армянского самородка на съемки фильма «Айболит-66».
Когда я увидел этот профиль, эти огромные глаза, то сказал: «Снимаем без грима!» Я был в полном восторге от него! - рассказывал режиссер. - И, конечно, вскоре позвонил Георгию Данелия и сказал: «Фрунзик - уникальный актер! Он может сыграть всё, что угодно!»
После этого Мкртчяна стали приглашать чуть ли не во все советские комедии, которые сегодня мы называем культовыми: «Кавказская пленница», «Суета сует», «Мимино»... И пусть чаще его персонажи были героями второго плана, зритель просто обожает их! И, конечно, цитирует фразы, автором которых был сам актер - великий мастер импровизации.
«Мимино»
- «Валик-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся: ты и она не две пары в сапоги...»
- «Он мнэ сказаль: «Такую личную неприязнь я испитиваю к потерпевшему, даже кушать не могу».
- «Слушай, друг, у тебя хорошее лицо, сразу видно, что ты хороший человек...»
«Суета сует»
- «Я из Москвы приехал. Я нервный».
- «Русский язык такой богатый, а я человек бедный».
«Одиноким предоставляется общежитие»
- «Утром яичница, днем яичница, вечером яичница, а ночью - омлет. Скоро я начну кудахтать!»
- «Я муж или не муж?! Я прав или не прав?!»
«Кавказская пленница»
Имей же совесть: ты же не козу получаешь, а жену! Да еще какую! И за это я прошу всего 25 баранов - даже смешно торговаться!
Каждый человек - рисунок судьбы
Интересные воспоминания о великом актере остались у его внучки Ирэны Тертерян:
Я не любила фруктовое мороженое, а Фрунзик его обожал, и потому кормил меня почти насильно. Еще он часто разбирал игрушки, чтобы узнать, как они устроены. Собрать обратно у него чаще не получалось. По рассказам мамы, дед до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал всё, а потом даже мастер не мог ничего починить... Помню, как он вел уроки актерского мастерства, показывал студентам, как надо пить ледяную воду, при этом «обжигаясь», как будто в чашке был кипяток. Еще дед, который сам чуть не стал художником, учил меня рисовать. Он говорил, что искусство может быть подвластно человеку: если уголки губ у нарисованного человечка поднять вверх, то он будет улыбаться, вниз - плакать. Каждый человек - тоже рисунок, только он - изображение его судьбы, и пока она машет своей кистью, он живет…
Поменял одежду на шашлык
Народная любовь к Фрунзику Мкртчяну была настолько велика, что даже путешествовать по стране он мог без денег и документов. Левон Тухикян вспоминает такой случай:
Мы с Фрунзе играли в шахматы на лаваш. Кто-то из присут-ствовавших друзей сказал: «Сейчас бы лаваш с шашлыком съесть!». Тут Фрунзе поднялся и куда-то ушел. Вернулся он в одних трусах и майке, зато с сумками, в которых были огурцы, зелень, арбуз, шашлыки. Я его спросил: «Ара, что ты делал в одних трусах на улице?» А он отвечает: «Ну у меня же денег не было. Вот одежду и поменял на продукты». Я подумал, что он шутит, а вещи спрятал где-то в подъезде. Но через некоторое время появились парни с рынка и принесли одежду Фрунзика.
А Георгий Тер-Ованесов, которого актер считал своим старшим братом и духовным наставником, рассказывал:
Как-то мы отправились с Фрунзиком навестить приятеля, которого посадили. Приезжаем в колонию. Размещаемся неподалеку в открытом ресторане. Фрунзик ненадолго уходит и вскоре приводит нашего друга-заключенного вместе с начальником тюрьмы. «Ребята, - говорит начальник, - чтоб к отбою ваш друг был в зоне!» А сам ушел. Расстались мы все только под утро. Вот так любили Мкртчяна.
Об авторе. Мария Георгиевна Сараджишвили родилась в Тбилиси в 1969 году. Получила образование в Санкт-Петербурге, по специальности инженер-технолог. Живет в Грузии, работает репетитором по русскому и английскому языкам. С 2005 года пишет рассказы на духовные темы. Мы публикуем новый рассказ грузинской Православной писательницы.
Он пристал к нам, когда мы шли по подземке с прогулки. Незнакомый шестидесятилетний мужчина потянулся к моему сыну, обдавая меня отвратительной смесью винного перегара с табачной застарелой плесенью. Грязная рука с обломанными ногтями сделала привычное движение, чтобы потрепать моего ребенка по щеке.
Я отстранила его, дернула сына, и мы ускорили шаг.
- Подождите, калбатоно 1 , не обижайтесь, - начал извиняться этот странный субъект, чем-то отдаленно напоминающий Михалкова. - Я очень люблю детей. Когда вижу, просто душа радуется. У меня тут где-то конфета была, он стал хлопать себя по карманам потертой дубленки.
Для меня это был удобный момент, чтобы увеличить расстояние.
Через несколько дней мы наткнулись на этого немолодого мужчину на выходе из магазина. Напрашивался простой вывод: значит, мы соседи по улице. Подозрительный тип снова пытался заговорить с ребенком, а меня почтил мемуарами о том, как хорошо было в Москве тридцать лет назад.
Отделавшись от надоедливого внимания, тут же натолкнулись на пенсионерку из соседнего корпуса Зину. Она у нас хранительница информации о всех и вся в масштабах района. Поэтому я у нее поинтересовалась, кивнув на уходящего говоруна:
- Кто это?
- А, это Гиви, - и на ее лице появилась мимолетная жалостливая улыбка. - Его здесь все знают. Вон, на пятом этаже его немытые окна, - она махнула в сторону корпуса напротив. И продолжила рассказ: Он из очень приличной семьи врачей. Я его давно знаю. Наши отцы работали вместе. Гиви в молодости был красив, как голливудский киноактер. Не то что сейчас. Сдал… А тогда он весело проводил жизнь. Рестораны, развлечения. В свое время был он неплохим хирургом.
Потом угораздило его влюбиться в «разведенку» с двумя детьми. Та от него забеременела. Видно, было у Гиви сильное чувство, раз он решил после бурно прожитой молодости в сорок лет на ней жениться. Но его мать Этери легла костьми - не дала: «Женись на девушке своего круга, а эту аферистку я в дом не пущу!». Они долго скандалили, и в итоге Этери разбила это дело. Та женщина сделала аборт и рассталась с Гиви раз и навсегда.
Гиви сильно переживал этот разрыв. Стал спиваться. Потом сделал пару неудачных операций, посыпались жалобы. Пошли неприятности одна за другой. И, несмотря на отцовские заслуги, его выгнали с работы.
А тут подошли 90-е годы, у нас пол-института хороших врачей сократили. Кто бы тут вспомнил о Гиви. Благодаря брату он не превратился совсем в бомжа. Заза каждую неделю ему и матери продукты носит и коммуналку оплачивает.
- А что, мать еще жива?
- Ну да, Этери сейчас 95 лет. Но характер не меняет, все еще командует парадом. Ты меня знаешь, я прямой человек, - Зина оживилась, входя в роль защитника «униженных и оскорбленных». - И вот ей как-то высказала: «Вы сыну жизнь поломали!» Она промолчала. Потому что это правда. Теперь Гиви так и слоняется безсмысленно по району. Ему наши соседи пиво покупают. Он полстакана выпьет и уже готов.
Моя соседка Лали частный детский сад держит. Знает она Гиви и позволяет ему поиграть с детьми. Так он заходит туда и часами с ними возится. То машинки с малышами катает, то какие-то сказки им рассказывает. Про старичка, который раньше был волшебником, а потом потерял свой дар. И все такое, какую-то чушь. А дети от него в восторге. Облепят Гиви, как большого медведя, и все счастливы.
На днях вышла я лестничную площадку подмести. Слышу, этажом ниже какие-то хлюпающие звуки. Оказывается, Гиви на ступеньке сидит, прислонившись к стенке, и плачет. Подошла я к нему с веником поближе. Вроде бормочет что-то. Только одно разобрала: «У меня могли быть свои!» И качается, как от зубной боли.
Стала я его теребить:
- Встань, Гиви! Что ты тут расселся? Иди домой, поспи.
Он на меня ноль внимания. Я опять его трясу за плечо:
- Вставай, Гиви! Скоро пять часов. Детей из детского сада начнут выводить. А ты тут в таком виде. Стыдно.
Это подействовало. Он встряхнулся.
- Да, да, ты права. Не нужно им меня таким видеть. Мужчины не плачут, мужчины огорчаются…
И поплелся в свою берлогу, к мамочке.
Тут Зина под занавес меня обнадежила:
- Так что если он вас заметил, еще не раз подойдет…
Рис. Ильи Одинцова.
1. Калбатоно - вежливое обращение к женщине (груз.) .
Как-то после выхода на экраны фильма «Мимино» Фрунзик Мкртчян оказался в московском метро. Народу в вагоне было - не протолкнуться, кто-то читал, кто-то дремал. Но прошло всего мгновение после того, как актер зашел, - и его буквально «искупали» в овациях... Его любил весь советский народ, но мало кто знал, почему у знаменитого комика такие печальные глаза.
У будущих папы и мамы Фрунзика Мкртчяна - Мушега и Санам - кроме друг друга, никого не было. Они даже не помнили своих родителей. Их обоих пятилетними нашли буквально на большой дороге возле Ленинакана. Все их близкие, как и тысячи других армян, погибли во время турецкой резни, вошедшей в историю Армении как геноцид 1914 года. Из оба пошли работать на текстильный комбинат. Мушег - табельщиком, а Санам - в столовую посудомойкой. Поженились, 4 июля 1930 года у них родился сын. В тридцатые годы советское руководство постоянно обвиняло армян в национализме. В результате, детей стали называть странными для Армении именами - Роберт, Альберт, Роза и даже Лениниана. Мушег и Санам назвали своего первенца в честь советского военачальника Фрунзе. Дома малыша любовно называли Фрунзик. Позже и в паспорте записали уменьшительно-ласкательный вариант: Фрунзик Мушегович Мкртчян. Однако и этого его землякам было мало: на родине Мкртчяна называли не иначе как «Солнце», Мгер по-армянски. И даже второй паспорт выдали на имя Мгера Мушеговича Мкртчяна.
Его отец не возражал бы против такой перемены имени. Мушег безумно любил своего старшенького. Правда, мечтал, чтобы Фрунзик прославился, как художник. Мальчик действительно очень хорошо рисовал, но сам для себя уже в десять лет твердо решил - идти в артисты. На площадке второго этажа, где жила семья Мкртчян, он вешал самодельный занавес и показывал соседским ребятишкам выдуманные им же сценки. Позже, когда Фрунзик стал посещать драматический кружок, его игру приезжали смотреть со всего Ленинакана. А отец в подпитии, бывало, кричал на весь дом: «Что это за профессия - актер?!». И вот однажды он сам отправился к Фрунзику на спектакль. Вечером, вернувшись домой, мальчик с ужасом ждал реакции отца, но тот все не приходил. Была уже глубока ночь, когда Мушег на нетвердых ногах подошел к кровати Фрунзика, который от страха притворился, что крепко спит. В темноте отец долго смотрел на него, потом снял ботинки и лег спать в ногах у сына, как преданная собака. Утром он сказал Фрунзику только одну фразу: «Молодец, ты хорошо играл».
Это был последний разговор отца с сыном. Текстильный комбинат, где работали Мкртчяны, выпускал бязь, или, как ее называли в голодное послевоенное время, «белое золото». Работники, получавшие нищенскую , кто как мог выносили отрезы «золота» через проходную. А попался один Мушег Мкртчян. За кражу пяти метров ткани ему дали десять лет лагерей. Срок отбывал под Нижним Тагилом, валил лес. Он не смог разделить восторг всего Еревана, когда его сын впервые вышел на сцену столичного театра. Семнадцатилетнему студенту второго курса театрального института поручили роль Эзопа, которого он должен был сыграть попеременно со своим педагогом. Даже друзья Мкртчяна, сидящие в зрительном зале, не смогли узнать в согбенном восьмидесятилетнем старце парнишку с рабочей окраины Ленинакана. Его игре аплодировали стоя. А его учитель подошел к Фрунзику после спектакля, расцеловал его и уступил роль совсем...
В ожидании чуда
«Мужчины не плачут, мужчины огорчаются», «Валик-джан, я тебе один вещь скажу, только ты не обижайся!», «Такую неприязнь чувствую к истцу, что кушать не могу!» - что ни фраза, сказанная Мкртчяном в фильме Георгия Данелии «Мимино», то поговорка. В сценарии этих знаменитых фразочек не было в помине, актер придумал их сам. А сцена в суде, когда допрашивают героя Фрунзика, водителя Хачикяна, - вообще чистой воды импровизация гениального комедийного актера, снимая которую съемочная группа умирала со смеху.
А между тем пора было плакать - во время съемок «Мимино» Фрунзик просто не просыхал. В конце концов, Данелия поставил ему жесткий ультиматум: или фильм делаем, или водку пьянствуем. Мкртчян мгновенно взял себя в руки. Искусство для него было свято. Но продержаться в трезвом состоянии смог только десять дней. После чего произнес речь в стиле восточной мудрости: «Я понял, почему бездарности завоевали весь мир! Они совсем не пьют, встают утром все такие бодрые и все силы тратят на карьеру!». И после тяжкого вздоха Фрунзик добавил, глядя на коллег своими огромными печальными глазами: «Это же так ужасно!».
Пил Мкртчян действительно очень много. С возрастом даже появились серьезные проблемы с печенью. А начал еще в Ленинакане, в своем первом театре, где познакомился с Азатом Шеренцем, ставшим его лучшим другом на всю жизнь. После первого выхода Мкртчяна на сцену Азат вместо «Поздравляю!» налил новичку до краев в чайную чашку и сказал: «Ты талантливый и ты должен выпить, потому что все талантливые актеры были алкоголиками!». Фрунзику никогда не нужен был допинг, чтобы играть, но тогда он еще не знал, что алкоголь понадобиться ему, чтобы жить. Иначе впору было наложить на себя руки…
Однажды в жизни любимца публики появилась ослепительная красавица Данара. Она приехала из его родного Ленинакана в Ереван поступать в театральный институт и попросила Фрунзика ей помочь. Вся Армения знала, что Мгер никогда и никому не отказывал в помощи, тем более женщинам, к которым питал слабость. Актер не мог спокойно пройти мимо привлекательной девушки на улице. Толкал смеющихся над ним приятелей под бок: «Как вы можете упустить такое чудное создание! Она же сейчас завернет за угол и навсегда исчезнет из вашей жизни!». Поклонницы отвечали ему тем же обожанием, преследуя буквально толпами. А тут перед ним стояла такая красавица, какой он еще никогда не видел. Потрясающие, как у газели, глаза так запали в душу этого женолюбца, что он, позабыв о не слишком удачном и очень коротком первом браке, повел их обладательницу в ближайший ЗАГС. Вскоре у них появилась дочка Нунэ и сын Вазген. Супруги вместе работали в Ереванском академическом театре драмы имени Сандукяна.
Вместе они снялись в «Кавказской пленнице». Фрунзик играл водителя товарища Саахова, а Данара - его жену. Вся съемочная группа любовалась нежно-трогательным отношением Мкртчяна к супруге. Никто не мог и предположить, что дома у него царил ад. Его обожаемая жена, как разъяренный дикий зверь в клетке, металась из угла в угол, устраивала многочасовые истерики, ревнуя Фрунзика ко всем подряд: от Натальи Варлей до помощницы костюмера. С каждым месяцем их семейной жизни ее душевное состояние ухудшалось. В отчаянии Мкртчян отвел жену к лучшим психиатрам Армении. Те только руками развели: тяжелая форма лечению не поддается. Фрунзик не мог смириться с таким приговором его любимой женщине, семье в целом. Он повез Данару в лучшую психиатрическую клинику Франции, уверив самого себя, что заграничные медицинские светила непременно спасут ее. Те предложили оставить несчастную у них для дальнейшего исследования и лечения, но надеяться посоветовали только на чудо…
Через несколько лет тот же диагноз поставили сыну Мкртчяна Вазгену. Заболевание передалось по наследству. Почему-то Фрунзик решил, что если мать и сын увидят друг друга, то долгожданное чудо случится, оба наконец-то освободятся от тяжелых пут болезни, и все они вновь станут счастливой семьей. Он повез Вазгена в ту же психиатрическую клинику, где находилась Данара. Но два самых родных ему человека даже не узнали друг друга…
Солнце погасло...
Мкртчян запил с новой силой, но надо было дальше жить, играть, бороться за Вазгена. Дочь Нунэ к тому времени вышла замуж за иностранного студента и улетела с ним в Аргентину. И Фрунзик решил, что ради сына просто обязан создать новую семью. Как-то актер познакомился с первой красавицей Армении с царским именем Тамара и почти царским положением в обществе – она была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна. Актер вновь отправился в ЗАГС. Его друг, бывший свидетелем на двух предыдущих свадьбах, пошутил тогда: «Не слишком ли часто, Мгер, мы ходим в это учреждение?». Мкртчян, не терявший чувство юмора ни при каких обстоятельствах, тут же ответил: «Чаплин вообще восемь раз женился. Я что, хуже?».
Но, к сожалению, и этот брак не принес актеру счастья и спокойствия. Тамара, привыкшая к светской жизни и ожидавшая ее продолжения со звездой советского экрана, просто не была готова ни к запоям Мкртчяна, ни к ухудшавшемуся состоянию его сына. Супруги постоянно ссорились, месяцами могли жить врозь. А незадолго до Нового 1994 года Мгер с сыном окончательно ушел жить на отдельную квартиру. Утром 29 декабря он узнал о смерти своего лучшего друга Азата, а через несколько часов его самого нашли мертвым - обширный инфаркт сердца. Рядом с Фрунзиком сидел Вазген, который даже не понимал, что отца не стало.
31 декабря весь Ереван не Новый год встречал, а своего обожаемого Мгера. Из-за войны с Азербайджаном страна находилась в блокаде, в домах армян не было ни света, ни тепла. А теперь еще и их «Солнце» погасло. Прощание с артистом затянулось до ночи. Тысячи людей вышли на улицы с зажженными свечами, и гроб с Фрунзиком пронесли по живому многокилометровому освещенному коридору.
До сих пор Мкртчян в Армении - настоящий национальный герой. Всюду - от центрального проспекта столицы до сапожной мастерской в Гюмри (бывший Ленинакан) - висят его портреты. А его младший брат создал в Ереване театр имени Мгера Мкртчяна, на стене которого висит мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера.
"МИФ О СВАРОГЕ И ПЕРВОМ ХЛЕБЕ
Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн - птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из-под тучи той непогожей.
Сине море она перепархивала, Сарачинское поле перелетывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел-горюч камня Алатыря во Ирийском саде на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась она - стала песни петь, распускала перья до Сырой Земли.
Как у камня того, у Алатыря, собиралися-соезжалися сорок грозных царей со царевичем, также сорок князей со князевичем, с ними сорок могучих витязей, с ними сорок волхвов ото всех родов. Собиралися-соезжалися, вкруг ее рядами рассаживались, стали птицу-певицу пытать:
- Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам... Как явился в мир Гость-Сварог бог сияющий? Как он трижды горел в огне-пламени? Как испек из ржи-пшеницы он первый хлеб? Как кормил он людей первым хлебом тем?
- Ничего не скрою, что ведаю...
Этого статного чернокудрого мужчину почитали за чудака.
Его даже немного побаивались.
Неженатый. Живет бобылем. Жилище его - далеко за городищем, на опушке леса. Огородился высоким частоколом, за которым день-деньской возится: то камни зачем-то отесывает, то что-то строит.
"Что ты там делаешь, добрый человече?" - спрашивали его.
"Жернова и печь".
"А что это такое?"
"О, это то, что сделает вас всех сильнее и мудрее. Жить будете сытнее, дольше, лучше. Боги, спасибо им, дали нам рожь и пшеницу, а мы жуем то зерно, как скот неразумный. Негоже это для человека. Он должен то зерно жерновами смолоть, сделать из муки тесто и испечь в печи хлеб..."
Люди этого не понимали, но спрашивали:
"А когда же ты сотворишь сие диво?"
"Завтра все будет готово, тогда позову вас, накормлю хлебом".
Однако ночью внезапно вспыхнуло огнем-пламенем и дом чудака, и весь его двор да пристройки... Сам хозяин едва спасся. Кто-то видел, как в полночь Змей прилетал и обдал полымем хозяйство чудака. Но он имел упрямый характер: нанялся к богатому, быстро разжился, выстроил себе новый дом, тоже на отшибе, и вновь обнес двор частоколом, за которым что-то тесал и строил изо дня в день.
"Что ты делаешь?" - спрашивали.
"Печь!"
Люди с ужасом смотрели на него. Ведь...
"Ничего, я ее все же сделаю, и намелю муки на жерновах, и испеку хлеб - через три дня все будет готово".
А через два дня вновь лютое пламя охватило все его хозяйство. И вновь слухи ходили о Змее.
А чудак... вновь пошел в батраки и заработал на новый дом и широкий двор. И вновь его спрашивали: "Что делаешь?" А он отвечал: "ПЕЧЬ!" И люди в страхе поскорее убегали прочь.
Когда он родился, жрецы-волхвы никак не могли дать ему имя. "Это будет великий человек, который принесет счастье людям, - говорили они. - Мы не знаем, как наречь его. Лишь вещий Ант может сказать".
Послали за самым старым и самым мудрым волхвом Антом.
Он прибыл через три дня, посмотрел на мальчика и тихо сказал: "Имя его - СВАРОГ. Он с богами будет говорить как с ровней. И сам он богом станет. Но только не говорите никому об этом, чтобы Чернобог не услышал. А для отвода глаз называйте его Гостем. Придет время - и мир назовет его Сварогом".
Ушел Ант. А Сварог-Гость быстро рос. Когда родители должны были его женить - прилетела к нему во сне Белая Птаха и сказала: "Милый Гость! Не женись! У тебя со временем будет невеста - самая прекрасная в мире. Это я, Жива, тебе обещаю. А сейчас иди в батраки, заработай себе на дом и хозяйство, вытеши из камня жернова, выложи печь и испеки первый хлеб. У тебя божественная душа, она подскажет, как все делать. Мне жаль, что люди до сих пор зерно жуют, как животные, как твари бессловесные".
И вот в третий раз Гость строит себе дом, и вытесывает жернова, и выкладывает печь.
В третий раз Чернобог велит Змею-Дракону: "Вновь Гость хочет людям хлеб испечь. А хлеб даст им мощь и долголетие. Такой огонь нашли на Гостя, чтобы он никогда из него не вышел".
Действительно, когда в полночь Гость проснулся от удушья, то понял: бежать некуда! Вокруг гоготало пламя, вот-вот должен был рухнуть потолок. Умирая от жара и чада, Гость простонал: "Жива, Жива, неужели мне не суждено довести дело до конца?"
И тогда над пожарищем появилась Жива в золотых одеждах. Она выхватила из пламени уже мертвого Гостя, устремилась с ним в Ирий, там брызнула на него Живой Водой, и мужчина ожил. Богиня дала ему съесть молодильное яблоко, и стал Гость бессмертным.
И сказала Жива: "ТАМ ты был ГОСТЕМ, ЗДЕСЬ навеки ты - СВАРОГ. Трижды ты горел в пламени и заслужил быть богом. Но даже богу тяжело испечь первый хлеб. Поэтому я даю тебе в жены свою родную сестру - БЕРЕГИНЮ. Этим я исполняю свое давнее обещание. Берегиня родит тебе двух сынов-близнецов СВАРОЖИЧЕЙ, которые и будут охранять тебя от Чернобога".
...Удивлялись люди, когда через 18 лет возле их городища вновь появился Гость. Теперь с супругой и сыновьями. Он построил дом, огородился, вытесал новые ручные жернова и выложил печь. А когда вновь налетел Змей-Дракон, его встретили недремлющие Сварожичи, которым сам Перун подарил по огненной стреле. Полетели они к Дракону и крылья ему опалили, свалился в подземный мир посланец Чернобога.
А Сварог все же испек Первый Хлеб - духовитый и золотой как Солнце - и вынес его людям, и дал каждому по ломтю, и вкусили люди то диво, и силу ощутили в себе неимоверную, и догадались, что принес Гость-Сварог им огромное счастье, и мощь, и здоровье, и долголетие. И торжественно опустились на колени перед ним - новым богом своим - СВАРОГОМ." Логвинов И.А.
Для меня мир славянства, в моём сегодняшнем восприятии, открыл Яцек(Саша Ромашов). Гиперборейцы и Гиперборея, Пифагор и Аполлон, Меру и Туле - мир сказочный, загадочный, но, почему-то, такой родной и близкий.
Вот вспомнил о Саше и почувствовал себя одиноким, хотя, общались мало и только на ли.ру. Думалось, какой я ему единомышленник? Вряд ли уже смогу кардинально изменить свои взгляды на многие вещи. Так-то оно так, но чувство какой-то вины сидит в сердце иглой...
Его книга,
Мужчины должны воевать, уступать место в спасательной шлюпке, смотреть на неприятности с ухмылкой. Мужские слезы. Настоящие мужчины и слезы.
«Плакать надо, когда никто не мешает. Только тогда от этого получаешь радость». «Одиночество в сети» Януш Вишневски.
Мужчин лишили возможности плакать, в нашем мире всегда был культ мужской силы и твердости. Мужчины должны воевать, уступать место в спасательной шлюпке, смотреть на неприятности с ухмылкой, быть твердыми, как скала и непоколебимыми как немецкий дуб.
С юных лет детей мужского пола наставляют: «Не плачь, ты же мальчик!», «Что ты плачешь, как девчонка?» или «Настоящие мужчины не плачут!». Начиная с пяти лет, мальчикам внушают, что слезы – это удел женского пола и проявление крайних человеческих эмоций не для нас. Как ни странно, женские слезы обществом поощряются и постепенно становятся лишь их прерогативой да такой степени, что иногда используются как оружие в борьбе полов. Запретив проявлять эмоции, женщины потом жалуются, что мужчины сдержанны, не проявляют открыто чувства и переживают часто внутри себя, но уже поздно, мы тверды как кремень.
В фильме «Аты-баты, шли солдаты» один из персонажей, с характерным грузинским акцентом, а с другим и сложно представить, говорит: «Мужчины не плачут, мужчины огорчаются!». С одной стороны, верно, не то чтобы мужские слезы другие, просто то, что пробивает слезу у мужчин, находится в другом «болевом пороге», гораздо более высоком, чем у женщин. Женщины плачут, когда им грустно, плохо или очень тоскливо, мужские слезы появляются уже на грани эмоционального помешательства или когда хочется сказать: «Всё – сушите весла, господа, приплыли». Слезы появляются, когда мужчина «ломается».
Женщины легко плачут среди подружек или на плече мужчины, но мужчины могут проявлять слабость лишь в одиночестве. В клане небритых не принято плакаться друг другу, мужская конкуренция как-никак, это как признать свою слабость перед другими, а этого нельзя делать. Плакать в присутствии женщины – это показать, что ты не мужчина, в женском понимании слова. Вот мужчины и молчат, мрачнеют, играют желваками и курят одну сигарету за одной.
Фото: US. Army flickr.com/ soldiersmediacenter
Почему не плачут мужики?
Почему, когда хоронят друга,
Не ревут дурниной от тоски,
Навзничь рухнув наземь среди луга?
Распугав беспечных мотыльков,
Почему не содрогнутся плечи?
Чтоб тоска дошла до облаков,
До краев земли, до бесконечных?
Почему, когда ушла жена,
Не орут шальными голосами?
Просто курят молча у окна,
Впившись в двери мертвыми глазами.
И когда война, и смерть, и кровь,
Главные на том и этом свете,
Толпы молчаливых мужиков,
В тишине проходят по планете.
И – ни всхлипа, ни одной слезы.
Только руки, сжавшись, побелели.
Почему не плачут мужики?
Не ревут, а пьют, на самом деле?!
«Так надо» Сергей Графов.
Сколько раз плачет человек в жизни? Слабый пол вряд ли осмелится назвать даже примерную цифру, хотя им иногда и полезно поплакать, говорят, глаза потом красивее. Хотя доводить прекрасные глазки до слез специально не стоит, разве что с определенным умыслом. А сколько раз плачет мужчина? Наверное, не так уж и редко, но все случаи, когда слезы катятся уже по взрослой щеке, большинство мужчин помнит и может перечислить.
Британское издание BBC News Magazine и спортивный журнал «Sporting News» составили рейтинги фильмов, заставляющих мужчин плакать . В них вошли: «Зеленая миля», «Форрест Гамп», «Побег из Шоушенка», «Поле его мечты» («Поле чудес»), «Полет над гнездом кукушки» и многие другие. От себя можем добавить хорошие фильмы: «Сибирский цирюльник», «Достучаться до небес» и «Загадочная история Бенджамина Баттона».
Можно ли мужчинам плакать при просмотре трогательных фильмов или чтении книг? Будет ли мужчина выглядеть таким же мужественным перед глазами друзей и подруг со слезами на глазах? Друзья обычно в такой ситуации отвернутся, дав возможность приятелю прийти в себя и сохранить лицо, а подружки молча обнимут. Хотя, скорей всего, мужские слезы никто не увидит.
Только иногда, когда сосед,
В одиночестве за стенкой вдруг завоет,
Я вскочу, откинув теплый плед,
И окно на улицу открою.
Буду слушать, сев на табурет,
Как он бьется и ломает руки,
Как скрипит расшатанный паркет,
Как кричит, что бляди все и суки.
Я, наверное, налью тогда стакан.
По края наполню водкой горькой.
За тебя, невидимый братан.
Я стакан закину этот, с горкой.
Не пойду я утешать по доброте,
Есть, поверьте, веская причина.
В одиночестве, в кромешной темноте,
Плачут настоящие мужчины.
«Так надо» Сергей Графов.
Почему сильные, гордые и смелые мужчины иногда плачут? Нельзя сказать, в каких случаях можно плакать мужчинам, а в каких – нет и можно ли вообще. В слезах от слабости есть что-то от постыдного малодушия, слезах от бессилия – неспособности противостоять жизни, от горести – неумении улыбаться сквозь силу, утраты – неспособности сжать зубы и молчать.
В фильме «Слепая ярость» главный герой сказал мальчику: «Плакать – могут позволить себе только сильные люди!». Будьте сильными…
Мужчины не плачут, мужчины огорчаются.
Серия 2004г. «Плачущие мужчины» британского фотографа Сэм Тэйлор-Вуд (Sam Taylor-Wood).- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты