Конспект психологического занятия "осень". Занятие психолога по развитию ВПФ "Осень" (класс "Особый ребенок)
Карпенко Юлия
Конспект занятия педагога-психолога «Осенние листочки»
МБДОУ детский сад №5 муниципального образования «Город Донецк»
Занятие педагога – психолога в младшей группе
На тему : Осенние листочки »
Педагог – психолог Карпенко Ю. И.
Занятие : «осенние листочки »
Цель : помочь в адаптации к условиям ДОУ.
Задачи :
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
Развивать восприятие цвета.
Ход занятия
Здравствуйте ребята!
Я к вам собиралась,
Долго наряжалась
Очень волновалась.
Поиграть хочу я с вами!
Колокольчик зазвени, всех ребяток позови.
Как услышат, прибегут и со мной играть начнут.
В. Вот какие молодцы. Все услышали колокольчик! Как ваши дела, как ваше настроение. Давайте поиграем.
Игра «Минутка дружбы» (коммуникация)
(дети становятся в круг, воспитатель держит в руках солнце)
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце.
И принес в своих ладонях,
Теплоту, частичку солнца.
В. Почувствовали, как вам стало тепло, давайте возьмемся за руки и подарим свое тепло друг другу. Молодцы.
В. Ребята, вы любите путешествовать. Тогда в путь. Мы отправимся с вами в осенний лес .
Дети выстраиваются в колонну. Психолог продолжает : «Внимательно
слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки : топ-топ-топ,
Прямо по дорожке : топ-топ-топ.
Ну-ка веселее : топ-топ-топ,
Вот как мы умеем : топ-топ-топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают.
Дети идут друг за другом
Дети бегут, стараясь
не обгонять друг друга
В. Вот мы и пришли в осенний лес . Сколько здесь много красивых разноцветных листьев . Какого цвета листочки вы видите ?
Правильно - осенние листочки бывают : желтые, красные, оранжевые, коричневые. Они очень красивые. И они умеют летать.
Представьте себе, что наши пальчики превратились в листочки . Давайте ими поиграем.
Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ »
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал : Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони друг на друга.
Ветер бросил на тропинку.
Хотите я превращу вас в листочки .
Один, два, три! Вот мы уже и листочки .
Игра «Мы осенние листочки » (под тихую спокойную музыку) .
Мы – листочки , мы – листочки ,
Мы – осенние листочки .
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают , поднимая листочки над головой ).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул .
Все листочки полетели
И на землю тихо сели и уснули.
А во сне они увидели : лето, теплое ласковое солнышко, которое греет нас. Ручки стали теплыми и ножки стали теплыми. Нам стало очень тепло и приятно. Очень приятно быть осенними листочками .
В. А сейчас мы снова превратимся в ребят.
В. А сейчас мы станем все в кружок и возьмемся за руки.
Прощалка
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять
(Дети обнимаются)
Публикации по теме:
С наступлением осени дети очень любят играть с листочками и делать отпечатки листьев различных деревьев на бумаге. На прогулке дети собирают.
«Осенние листочки». Занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами песка и воды Тема: «Осенние листочки» Возраст: от 2 до 3 лет Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.
Конспект занятия по ФЭМП «Осенние листочки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231 «Детский сад комбинированного вида» Конспект занятия по формированию.
Осень - чудесное время года! Природа дарит нам разнообразие ярких красок, которые нас радуют в серые, пасмурные холодные деньки! Долгое.
Конспект НОД «Художественное творчество» (лепка) Старшая группа Цель:Формировать у детей обобщенные представления об осени как.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Поздняя осень»;
Совершенствование совершенствование навыков словообразования.
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи;
Развитие силы и длительности выдоха;
Развитие мышления, внимания, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы
Развитие общей, мелкой моторики детей;
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков содружества, взаимопонимания, доброжелательности, сплочённости группы.
Оборудование: картинки с изображением одежды, обуви, мяч, изображения луж.
Ход НОД:
Организационный момент (педагог – психолог)
Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!!!
I . Введению в тему (педагог – психолог)
Ребята, отгадайте загадку:
В парках листья пожелтели,
Птицы к югу полетели,
Дождь холодный бьёт в окно…
Что за время к нам пришло?
II . Объявление темы
Правильно! Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем сегодня беседовать об осени.
1. Игра «Повтори, не ошибись» (учитель – логопед):
сентябрь – октябрь,
октябрь – ноябрь,
сентябрь – октябрь – ноябрь,
ноябрь – сентябрь – октябрь.
Логопед: - Какие слова вы повторяли? (Это названия месяцев)
К какому времени года относятся эти месяцы? (К осени)
Сколько осенних месяцев мы назвали? (Три)
Сколько месяцев длится осень? (Три)
Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь)
Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь)
Назовите месяцы осени по порядку(Сентябрь – октябрь – ноябрь)
Назовите последний осенний месяц (Ноябрь)
Ноябрь – какой по счёту осенний месяц? (третий)
Как про этот месяц сказать по другому? (Это последний месяц осени).
Ноябрь – это поздняя осень
2. Работа с демонстрационным материалом (повторение признаков осени с одновременной демонстрацией каждого признака). Проводится учителем – логопедом.
- Картинка «Солнце». (Поздней осенью солнце светит и греет совсем мало.)
- Символы дня и ночи – чёрная и жёлтая полоска разной длины. (В ноябре день становится ещё короче, а ночь ещё длиннее.)
- Зонтик чёрного цвета, над ним – капли дождя и снежинки. (В ноябре идут холодные дожди со снегом.)
- Большая снежинка. (По ночам бывают заморозки.)
- Дерево почти без листьев. (В ноябре листьев на деревьях почти уже не осталось.)
- орова (Человек кормит домашних животных сеном, т.к они уже не пасутся на лугах)
Логопед: Про это время осени (в ноябре) говорят «поздняя осень, предзимье, перед зимой»
3. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья » (педагог – психолог):
4. Дыхательное упражнение «Ветерок» (учитель – логопед)
Дети сдувают с ладошки листики, вырезанные из картона.
5. Игра «Назови лишний признак, лишнюю картинку» (педагог – психолог)
Улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, низкие тучи;
Холодные дожди, бегут ручейки, листопад, снег с дождём;
Три картинки с изображением осени и одна с изображением лета.
6. Коммуникативная игра «Сапожки» (педагог – психолог)
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. По команде ведущего дети должны пройти по дорожек. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, не наступить на «осенние лужицы», вырезанные из бумаги.
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
7. Игра «Признаки осени» (учитель – логопед)
У каждого ребёнка альбомный лист, разделённый на 6 частей. Логопед произносит предложение (признак осени), каждый ребёнок рисует картинку – опору в соответствующем прямоугольнике листа.
- Поздней осенью солнце светит и греет совсем мало.
- В ноябре день становится ещё короче, а ночь ещё длиннее.
- В ноябре идут холодные дожди со снегом.
- По ночам бывают заморозки.
- В ноябре листьев уже почти не осталось.
- Человек кормит домашних животных.
8. Составление рассказа – описания.
Дети составляют рассказ – описание о признаках поздней осени сначала по цепочке, а затем одним (двумя, тремя детьми) ребёнком.
III . Итог.
Ритуал прощания: Дети берутся за руки и говорят: «Мы молодцы!»
Коррекционно-развивающее занятие
Тема: « Времена года. Осень».
Цели и задачи:
Учить высказываться по теме занятия, строить логические рассуждения;
Развитие мировоззрения, воспитание бережного отношения к природе и живым объектам;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; пополнение пассивного словаря относительными прилагательными;
Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением, развитие зрительного восприятия; профилактика нарушений письменной речи;
Формирование доброжелательности, самостоятельности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия:
1. Приветствие
Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга.
Участники встают в круг. Я перебрасываю мяч игроку и называю имя, ребёнок возвращает мяч и называет своё имя.
А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на занятие? (Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие).
2. Завязка.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят.
Ребята, скажите когда это бывает?
Правильно, осенью.
Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об осени и выполнять разные задания.
А какое время года было до наступления осени? (Лето)
Чем отличается лето от осени? (Ответы детей)
По каким признакам можно определить, что пришла осень? (Ответы детей) .
3.Основная часть.
Упражнение 1. «Рассказ об Осени».
Давайте посмотрим на картинку (демонстрируются картинки с изображением осень).
Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарники. Воздух прохладный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается листопад.
Упражнение 2. «Листопад».
Я, ребята, предлагаю вам, тоже устроить листопад.
Перед вами картинка с листьями (Приложение 1). Надо найти одинаковые листья и их раскрасить.
4.Физминутка
Пальчиковое упражнение
Дети имитируют сбор листьев и проговаривают.
1 ,2, 3, 4, 5 Будем листья собирать .
Листик березы, листик рябины, листик тополя, листик осины, листики дуба мы соберем. Маме осенний букет соберем.
5.Основная часть (продолжение).
Упражнение 3. «Осенний букет»
Перед вами картинка с осенним букетом (Приложение 2). Надо дорисовать по точкам и раскрасить, чтобы получился для мамы настоящий осенний букет.
Упражнение 4. Осенние загадки.
1.Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (Осень)
2.В парке, в сквере и в лесу
В вальсе тихо на ветру
Листья желтые кружат.
Что же это? (Листопад)
3.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - … (Дождь) .
4. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет (Ветер) .
5. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
6. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
7.Висят на ветке
Золотые монетки (Осенние листья)
Упражнение 5. Графический диктант.
Давайте, попробуем сами нарисовать осенний листок.
Упражнение 6. Дождь.
6. Подведение итогов
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Занятие 12
Ход занятия
1. Оргмомент
2. Вводная беседа
Ребята, как вы думаете, почему осень грустит и все время плачет? Наверное, дело в том, что скоро зима. Ей пора уходить. Может быть, она не хочет расставаться с нами? Давайте постараемся ее ободрить, Что мы скажем ей?
Не грусти, осень. Мы вновь увидимся через год! Мы будем ждать тебя. Спасибо тебе за красоту золотых лесов и полей, за урожай овощей и фруктов!
Осень уходит, Мы говорим ей «До свидания». Она уйдет с нашего двора, с наших улиц, из садов и парков, с полей и огородов.
3. Обобщающяя беседа Осенний период
Обзорная беседа «Осень».
Осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.
Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебря¬ные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки королю-го «бабьего лета».
Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся ко¬роче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев жел¬тые, багряные и лиловые листья, которые устилают эемлю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья посте¬пенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажают¬ся.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звез¬дочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревь¬ев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пу¬шистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.
Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зи¬мовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, при¬готовить кормушки.
Составление рассказа о времени года с опорой на план.
1. Осенние месяцы.
2. Приметы ранней и поздней осени.
3. Животный мир (подготовка к зиме).
4. Осенние работы людей.
Игра «Четвертый лиший»
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
* сентябрь, октябрь, ноябрь, март;
* картофель, яблоко, свекла, морковь;
* подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;
* грач, стриж, ласточка, воробей:
* лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску);
* белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).
Задание «Найди закономерность»
Найди закономерность и обведи нужные изображения. Раскрась листья дуба зеленым цветом, клена - крас¬ным, березы - желтым.
Чтение стихотворения об осени (на выбор).
4. Подведение итогов
Упражнение на развитие слуховой памяти.
(Детям предлагается послушать стихотворение про осень М. Ходякова).
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
(Детей просят рассказать, как про осень сказал поэт).
«Назови лишний признак» (поздней осени).
Улетели птицы; зеленеет травка; голые деревья; низкие тучи.
«Простые аналогии».
Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Дети должны выбрать из этих четырех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словами было аналогично отношению двух слов слева.
Лето Осень
платье сарафан, куртка, шорты, пуховик.
Зимой Осенью
снегопад листопад
Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти).
Изотерапия «Дерево настроения» (рисование листочка и оформление дерева).
Показать детям заготовку дерева настроения (рисунок должен быть черно-белыми - бесцветным, без настроения) и спрашивает: какое это дерево-грустное, веселое? А почему? Детям предлагается нарисовать для этого дерева листочек настроения, которое он потом приклеит на дерево, и дерево станет или грустным или веселым и т.д. (Можно прикрепить пиктограмму с соответствующим настроением рядом с деревом). Каждый ребенок рисует свой листок (он может быть уже вырезан или просто нарисован на бумаге, лучше, если дети его нарисуют сами: и форму и размер, и цвет). В конце занятия листочек приклеивается на дерево и дерево дети берут с собой в группу, где несколько дней висит в группе.
Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии).
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят своими ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты