Конспект прогулки в гпд весной. Экскурсии в гпд
Классификация прогулок в группе продлённого дня
Прогулка — это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.
Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:
Движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
Физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.
Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:
. «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;
. «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то инте
ресное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;
. «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.
За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.
Прогулка-игра
Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.
Прогулка вне территории школы
Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. В целях изучения микрорайона можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:
Для первоклассников — 2—2,5 км;
Для второклассников и третьеклассников — до 4 км;
Для четвероклассников — более 4 км.
Прогулка-наблюдение
Темы прогулок-наблюдений:
. «Облака-белогривые лошадки».
. «Хозяйка Осень».
. «Художница Зима».
. «Как появляется листочек».
. «Как рождается здание».
. «Кто делает город красивым?».
. «Мир насекомых».
. «Птицы, что рядом с нами живут».
. «Удивительное - рядом» (о растениях).
. «Как прекрасен этот мир!»
. «Кто в парке живет, что в парке растет?»
По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.
Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.
Наблюдение за трудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, о работе своих родителей.
Прогулка-задание
Варианты заданий:
. «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»
. «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».
. «Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».
. «Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),
. «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».
Разновидностью прогулки-задания является прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить расстояние, величину предмета, высоту предмета, его цвет, направление и скорость ветра.
Прогулка-поиск
Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.
Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.
Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.
Первое — подготовка к прогулке:
Определение маршрута игры-поиска;
Предварительное изучение мест и объектов промежуточных заданий на этапах;
Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от кота Матроскина и Шарика, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты заранее прячут на маршруте поиска), «клада» - набора карандашей, фломастеров, альбомов и пакета с конфетами.
Проведение прогулки : дети собираются на школьном дворе, на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика:
«Дорогие ребята! К нам в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него мы узнали, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, решать задачи, рисовать. Вот мы и решили сделать вам подарок. Но найти вы его должны сами.
Объявляем начало операции под кодовым названием «клад»!
Встаньте спиной к школе. Справа вы увидите клумбу. В ближнем правом углу клумбы, поддеревом, вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.
Желаем удачи! Пусть вам поможет дружба!
Ваши друзья — кот Матроскин и Шарик».
По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями.
Задание 1. Сделайте 20 шагов вправо, заверните за угол школы, пройдите вдоль стены, поверните направо. Здесь спрятан пакет. В нем план дальнейшего движения.
Задание 2. Справа от нашей школы дорожка к школе № 1. Пройдите по ней. У забора увидите большое дерево. Отсчитайте от него вправо 30 шагов и ищите коробку из-под конфет. В ней пакет.
Задание 3. Не удивляйтесь, что в пакете номер телефона библиотеки школы. Чтобы узнать свой дальний маршрут, нужно позвонить библиотекарю.
Задание 4. Его дает библиотекарь.
А) Молодцы! Вы не только правильно набрали номер телефона библиотеки, но и не забыли поздороваться, представились и вежливо объяснили свою просьбу. Быстро на детскую площадку во дворе на ул. Полярников, в домике для игр вы найдете следующий пакет.
Б) Ваш маршрут удлиняется, и все потому, что вы очень спешили и были недостаточно вежливы с человеком, который вас ждал на вахте. Вот ваше задание: идите к скамейке на игровой площадке в парке им. Бабушкина, встаньте к ней спиной, сделайте от этого места 15 шагов вперед, поверните налево, пройдите вдоль стены, на углу найдете пакет с новым заданием.
Задание 5. На мостике у речки в парке вас ждет шестиклассник Ваня. Кто быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет. Посмотрите, не отстал ли кто-либо из ребят на маршруте?
Задание 6. А сейчас быстрым шагом в восточную часть парка. Подумайте, как узнать, где находится восток. Посмотрите внимательно на деревья, траву, вспомните, в какие окошки школы утром заглядывает солнце. Примените свои знания, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».
Задание 7. Воспитатель читает: «Вот вы у цели! Молодцы! Внимательно осмотрите площадку. Найдите углубление, прикрытое листьями. Достаньте наш подарок. Кот Матроскин и Шарик». Дети находят пакет с набором карандашей, фломастеров, альбомов и сладостей.
Подведение итогов прогулки. Командиры сдают рапорт микрогрупп о прохождении маршрута, о причинах успеха и неудач на отдельных этапах.
Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».
Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:
Сделать зарисовку;
Изготовить поделку из природного материала;
Сплести венок, корзину;
Составить букет из листьев, цветов, веток;
Придумать сказку, стихотворение, рассказ.
Определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у детей
эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.
Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.
В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.
Темы прогулок-фантазий:
. «Осенний букет».
. «Осенний сон».
. «Есть в осени первоначальной...»
. «Оригинальный венок».
. «Удивительное — рядом».
. «Снежный зоопарк».
. «Сказки цветных камней».
. «Замки из песка».
. «Цветы на асфальте».
Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.
Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.
Темы прогулок-практикумов:
. «Красный, желтый, зеленый».
. «Правила поведения в природе».
. «Ты играешь во дворе».
. «Скажите, как пройти».
. «Правила поведения в транспорте».
. «Культура поведения на улице».
Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).
Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.
Спортивные игры во время прогулки
Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.
При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.
Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.
Характеристика внешних признаков утомления
Внешние признаки |
Небольшое |
Выраженное |
|
Окраска кожи |
Значительная |
Бледность или синюшность |
|
Потливость |
Незначительная |
Чрезмерная |
|
Выражение лица |
Спокойное |
Напряженное |
Страдальческое |
Характер дыхания |
Учащенное, ровное |
Учащенное, периодически глубокие вдохи и выдохи |
Резко учащенное, поверхностное и аритмичное |
Координация движений,внимания |
Четкое выполнение команд |
Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд |
Дрожание конечностей, отставание при ходьбе от группы |
Усталость, боль в мышцах, сердцебиение |
Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость |
При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Если в составе группы окажутся ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения, не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролером на этапах эстафет, счетчиком очков и др.
Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. О)! сам выстраивает для себя события дня.
Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №386
Кировского района
План – конспект комбинированной прогулки
в гпд для 2-х классов
«Осенние изменения в природе»
Составитель:
Воспитатель ГПД
Шишулина
Новелла Сергеевна
Санкт – Петербург 2015 г.
Цель: Создание условий для организованной формы отдыха детей и расширение кругозора о природных объектах, воспитание эстетических чувств.
Задачи:
- Создать условия для выявления связи в природе. Проследить влияние изменений в живой и неживой природе осенью.
- Создать условия для организации практической деятельности: наблюдение и представление о признаках осени.
- Предоставить возможность для формирования представления о понятиях в окружающем мире. Самостоятельно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе.
- Создать условия для формирования общественно – полезных навыков. Уборка листьев на школьной территории.
- Создать условия для обеспечения двигательной активности детей на воздухе: подвижные игры.
Планируемые результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир его органичном единстве и разнообразии природы;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД:
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.
2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.
3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Личностные УУД:
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.
2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
3. Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье. Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Деятельность воспитателя. Деятельность детей.
Организационный момент |
|
Воспитатель ГПД организует сбор детей, cмотрит как одеты дети, знакомит с темой прогулки. Проводит краткий и четкий инструктаж о поведении детей во время прогулки на природе, и правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Организует выход детей из школы. | Одеваются по сезону. Строятся на постоянном месте группы. Внимательно слушают, дополняют правила, принимают к сведению. |
Экскурсия – наблюдение. |
|
Организационный момент. Двигаемся по намеченному маршруту - по школьному двору. Беседуем о теме прогулки. Воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, читает стихи. Наступил первый осенний месяц − сентябрь. В народе его еще называют «листопадник», «хмурень», «ревун». Воспитатель предлагает разделиться на 5 групп, проводит инструктаж по выполнению заданий, назначает ответственного в группе. Задание № 1 выполняет 1 группа: записать какая сегодня погода и сравнить сентябрьские дни с летними. Задание № 2: записать и выявить связь между неживой и живой природой. Куда делись насекомые и почему падают листья? Задание № 3: зарисовать листья, которые ты видишь на участке и правильно определить его название. Задание № 4: Найти с какого дерева упал листочек? Правильно назвать дерево и найти его «детку». Задание № 5: зарисовать в какую одежду одеты люди? и почему она изменилась? | Дети отвечают на вопросы.
|
Общественно – полезный труд. |
|
Уборка листьев на пришкольном участке. Организационный момент. Загадывает загадки о листопаде и осенних явлениях. Задает проблемный вопрос. Для чего нужно убирать листья? Направляет свою деятельность на эстетическое воспитание детей: «Природа должна быть чистой и красивой как наш внешний вид!». 1.Производит четкий инструктаж по технике безопасности, о порядке выполнения задания и о мерах предосторожности. 2.Снабжает воспитанников всем необходимым инвентарём. Выдаёт на каждую группу грабли и мешок для сбора листьев. 3.Даёт четкие указания, на каком участке работает каждая группа, следит за качеством труда. 4.Подводит итог: чья группа лучше справилась с уборкой? Почему? Отмечает старательность труда, усердие, добросовестность. | Дети внимательно слушают инструктаж. Дополняют, отвечают на вопросы. Активно обсуждают, зачем нужно убирать листья. Приступают к уборке школьной территории. Работают с граблями по очереди, собирают опавшие листья в пакет. Оценивают свою работу. Обсуждают и высказывают своё мнение: какая группа лучше всех справилась с работой. |
Подвижные игры на воздухе. |
|
Игра «Дерево, кустарник, трава». Воспитатель объясняет правила игры: Если водящий говорит, «Кустарник». (Все игроки подбегают к кустарнику.) «Дерево!» (К любому дереву.) «Трава!» (Кладут ладони на траву.) Тот, кто ошибся – водит. После проведения игры воспитатель предлагает детям найти растение, за которым они наблюдают в течение года. Определить, кустарник это или дерево. Вспомнить его название. Почему они так думают? Определить, какие изменения произошли с этим растением. Запомнить, чтобы дома зарисовать. | Дети встают в круг, внимательно слушают правило игры. Задают уточняющие вопросы. Вспоминают, какие деревья и кустарники растут на школьном участке. Выбирают водящего, считаются. Начинают игру. |
Рефлексия |
|
По возвращению детей в класс воспитатель подводит итог прогулки. Обсуждает "Какой момент прогулки вам больше всего запомнился?". Для самооценки детей используется приём незаконченного предложения.
| Дети устно отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность, делают выводы. |
При проведении прогулки важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему.
Экскурсионная часть прогулки включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Приёмы формирования умения наблюдать:
1. Приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков, записи. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.
2. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование во время прогулок народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.
Трудовая часть прогулки включает в себя вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Заранее обсудить с завхозом о предоставлении рабочего инвентаря (грабли, мусорные пакеты, ведра).
Примечание:
Воспитатель создаёт эмоциональный настрой события, читая стихотворение А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы…»
Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю; если берёза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя.
Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холодно будет»; «Плод дерева ешь, а кору не снимай»; «Яблоко от яблоньки недалеко откатится».
Загадки о рабочем инвентаре:
Цап-царапки:
Подбирай охапки! (Грабли)
Железный нос
В землю врос,
Роет и копает
Землю разрыхляет. (Лопата)
Осенние загадки:
Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)
Все паны покидали кафтаны. Один пан не снял кафтан. (Листва и хвоя.)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (Берёза)
В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
По окончанию прогулки воспитатель строго следит за возвращением детей в школу. Смотрит, чтобы дети переоделись после прогулки, выполнили гигиенические процедуры.
Заключительным итогом является самооценка детей, в которой используется приём незаконченного предложения.
Список использованных интернет ресурсов:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат (II вида) № 33 Выборгского района Санкт - Петербурга
План – конспект прогулки в ГПД
Воспитатель: Данилова Э.Ф.
I . Прежде чем выйти на школьный двор – обсуждаем форму одежды.
II.
Берём необходимый для прогулки инвентарь. (Например: мяч, бадминтон, скакалки, обручи; в зимнее время года: санки, и т.д.)
Формы, методы, приёмы:
упражнения; повторение; закрепление.
Цель: - Отдых детей на свежем воздухе, укрепление здоровья, учить детей видеть изменение в природе, совершенствовать знания об изменениях в живой и неживой природе; расширять, обогащать словарь; учить делать выводы; играть в подвижные игры.
Ход прогулки:
Организационный момент. (психологический настрой)
Отгадайте загадку, узнаете,о чём будем говорить:
Что будем делать?
(- Будем отгадывать загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
2. Сообщение темы и цели прогулки.
Будем говорить о зиме, играть, наблюдать
Что будем делать?
- (Будем….).
3. Отметить состояние погоды.(индивид. Работа для …….)
Отметь, какая сегодня погода?
Сегодня погода:
Тёплая (холодная)
Ясная (пасмурная)
Идёт дождь(дождя нет)
Идёт снег (снега нет)
Дует ветер (ветра нет)
Небо чистое
Плывут облака (тучи)
(В это время провожу групповое задание за изменением в природе. Цель: Научить анализировать, обобщать, делать вывод об изменении в природе)
Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)
А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
4. Наблюдение за изменением в природе.
- Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. А игра называется «Подбери слово». Игра с мячом: Зима «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д. Молодцы! Все знаете признаки зимы.
5. Д.ИГРА
Будем играть.
Что будем делать?
(Будем ……)
Игра называется « Хлопни в ладоши»
Как называется игра?
(….)
Игра « Хлопни в ладоши».
Цель : Коррекция внимания.
Ребята, будьте внимательны.
Задание: - Слово, относится к зиме – хлопни.
Слово не относиться к зиме – топни.
Слова: листопад, тает, снежинка, ярче, холодно, набухают, солнышко, прилетают, мороз, метель, и другие.
- Молодцы! Найдите лишние слова.(Задание дано для развития лог. мышления)
- Что мы делали?
- Мы ………
7. Подвижные игры.
Игры планирую с учётом индивидуальных способностей детей.
«Найди себе пару»(повторение)
Цель : учить детей реагировать на сигнал, бегать, не толкая друг друга; развивать внимание, ловкость, быстроту. Учить детей в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, проведение техники безопасности при игре. Сплочение коллектива.
Словарь : - Толкать друг друга нельзя.
Не кричать, не махать руками.
Внимательно слушать воспитателя.
Ход игры
Говорю детям: «Сейчас будем играть в игру «Найди себе пару»
Спрашиваю детей, как правильно играть в игру?
Дети бегают по площадке, по сигналу флажка, дети строятся парами. По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.
Наблюдения воспитателя:
Во время игры, наблюдая за ходом, выясняю, что умеет ребёнок, что знает, что боится, что ему нравиться, а что не нравиться. Благодаря чёткости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школы самодисциплины и самоорганизации.
8. Итог прогулки:
Что мы делали на прогулке?
(Мы …….)
В какую н игру мы играли?
(Мы играли ……)
Поощрение……
Во время наблюдения создавала ситуации побуждающие детей к речевой деятельности.(Что это? Что ты видишь?)
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Воспитателям при проведении прогулок, использовать все виды прогулок.
Пособие предлагает модель организации внеурочной деятельности учащихся,
ориентированную на реализацию ФГОС. Построение воспитательного пространства второй половины дня в режиме ГПД комплексно охватывает все направления и виды занятий со школьниками. Прогулки и экскурсионные занятия, разработанные по технологии развития критического мышления, позволят педагогу активизировать познавательную деятельность учащихся, развить художественное творчество, способности анализировать информацию с позиции логики и постановки любознательных вопросов, аргументированно вести рассуждения, принимать решения в нестандартных практических ситуациях.
Предназначено воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов, организаторам детского досуга.
Подробное описание
Введение
Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности. Специалисты утверждают, что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75 % всего дневного времени. Как показывает практика, лишь 30 % школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70 % – посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой в школу и домой.
Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные физические нагрузки, прогулки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.
Прогулка – это одна из форм отдыха детей в группе продленного дня.
Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.
Виды прогулок
Прогулка-наблюдение.
В ее основе лежат наблюдения
за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями.
Прогулка с заданием. Перед началом или во время прогулки дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах.
Поисковая прогулка.
Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей
и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т. д.
Информационная прогулка. Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.
Творческая прогулка. Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции из снега, придумывают загадки и сказочные истории , делают зарисовки с натуры.
Прогулка-практикум. В ходе прогулки дети проводят практические опыты и ставят эксперименты.
Целевая прогулка. Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.
Прогулка-развлечение (игровая прогулка). Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря (скакалки, мячи, гимнастические палки, бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач, шарад, ребусов, показ фокусов.
Пешеходная прогулка. Это прогулка, в основе которой лежит ходьба.
Спортивная прогулка. Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.
Экскурсионные занятия в группе продленного дня имеют оздоровительно-воспитательные цели, отличаясь от учебных экскурсий. Это одна из форм отдыха, поэтому, используя их, следует применять методы и средства организации досуга.
На обществоведческих экскурсиях необходимо показывать детям, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрывать специфику массовых профессий, освещать трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате такой работы формируются общественно ценное отношение к труду и людям труда, потребность трудиться.
На природоведческих экскурсиях происходит ознакомление школьников с многообразием окружающей природы и преобразующей природу деятельностью человека.
Цели и задач и прогулок и экскурсий: организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор); участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников); развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности; формировать правильные представления и понятия об окружающем мире , уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу; активизировать самостоятельную деятельность детей; выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы; воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе; обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.
Конспекты прогулок и экскурсионных занятий, представленные в пособии, разработаны с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления (КМ) .
Критическое мышление – это активный процесс познания, способность анализировать информацию с позиции логики
с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.
Занятие на основе технологии развития критического мышления имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление (рефлексия) (ВОР).
Рассмотрим более подробно трехступенчатую модель ВОР.
I ступен ь. Вызов.
На данной стадии осуществляется активизация важных познавательных видов деятельности детей.
Во-первых, определяется уровень знаний детей. Полученные ранее знания становятся базой для усвоения нового материала.
Во-вторых, активизируется подсознательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся.
II ступен ь. Осмысление.
На данной ступени обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму выполнения опытов, наблюдения, рассматривания, чтения текста, прослушивания текста, сочинительства и др. Здесь воспитатель оказывает наименьшее влияние на обучаемого, ставя перед собой задачу – подобрать методы и формы работы, которые будут поддерживать высокий уровень активности детей.
III ступен ь. Размышление (рефлексия).
На данной ступени происходит закрепление новых знаний
и активное перестроение своих представлений с тем, чтобы включить в них новые понятия. Именно на этой стадии учащиеся присваивают знания, делают их своими. Это своеобразный анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями.
На всех трех стадиях могут использоваться индивидуальные формы работы, работа в парах, в группах сменного либо постоянного состава, коллективная работа.
Наиболее часто используемые
методы КМ
на прогулках
и экскурсионных занятиях.
1. Мозговой штурм.
За минимум времени нужно выяснить максимум знаний, имеющихся у учащихся по данному вопросу. Короткие ответы учащихся фиксируются на доске или на листах бумаги.
2. Карта Кластера.
Выделение смысловых единиц информации и графическое их оформление в виде паутинки (грозди). Это рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово или понятие,
а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним, указываются связи между гроздями. Используется этот метод для систематизации, группирования материала, подведения итогов.
3. Прогноз.
Текст произведения детям преподносится по частям. После каждой прочитанной части участники прогнозируют дальнейшие события.
4. Перепутанные логические цепи.
Необходимо составить логическую цепочку (расположить
в хронологическом порядке события, цитаты из текста, последовательность действий и т. д.).
5. Синквейн (пятистрочие).
Первая строка заключает в себе одно слово (существительное); вторая строка – два слова (прилагательные); третья строка – три глагола; четвертая – фразу из четырех слов, выражающую личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Например:
Технология.
Новая, интересная.
Помогает, увлекает, действует.
Предлагает новые приемы работы.
Мастерство.
Введение 3
Литература 167
Введение 3
Конспекты прогулок и экскурсий 8
Правила поведения в природе (беседа) 8
Цветущие клумбы (прогулка-наблюдение) 12
Сентябрь – вересень, желтень, хмурень (информационная прогулка) 14
Сентябрь-рябинник (прогулка-наблюдение) 16
Растения огорода (экскурсия на пришкольный участок) 19
Адрес школы (целевая прогулка) 23
Трудовая атака (прогулка с заданием) 25
Туристический поход (заочная прогулка) 27
Листопад (прогулка-наблюдение) 30
«Листья желтые, скажите, что вам снится?» (прогулка-творчество) 33
Приметы осени (экскурсия в природу) 35
Туман (прогулка-практикум) 37
Букеты из листьев (прогулка-творчество) 39
Не жгите опавшей листвы (прогулка-предостережение) 40
Бабье лето (прогулка-наблюдение) 43
Октябрь – грязник, капустник, хлебник (информационная прогулка) 46
Живое должно жить (экологическая беседа с прогулкой) 48
Дождь (информационная прогулка) 59
Как измерить дождь? (прогулка-практикум) 62
Лужа (прогулка-наблюдение) 63
Магазин (обществоведческая экскурсия) 66
Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием) 68
Ветер (прогулка-практикум) 73
Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка) 75
Поэтические названия декабря (информационная прогулка) 77
В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка) 79
Медицинский кабинет (экскурсия) 82
Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка) 87
Моя помощь птицам зимой (трудовая акция) 89
Январь – сечень, просинец (информационная прогулка) 93
Снежные чудеса (прогулка-творчество) 94
Обморожение (информационная прогулка-беседа) 96
Аптека (обществоведческая экскурсия) 98
Иней (прогулка с заданием) 101
Зимний лес (парк) (экскурсия) 103
Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка) 105
Откуда снег пришел? (прогулка-практикум) 108
Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение) 110
На что похожи снежинки? (творческая прогулка) 111
Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум) 114
Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием) 116
Снежная сказка (трудовая операция) 118
Лепим снеговика (прогулка-творчество) 119
Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка) 120
Весна идет (целевая прогулка) 123
Водоем (река, озеро) (экскурсия) 127
Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение) 130
Запахи и звуки (прогулка-наблюдение) 132
Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция) 135
За что люди любят Солнце (прогулка с заданием) 137
Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка) 141
Кто живет в муравейнике (целевая прогулка) 144
Радуга (прогулка-наблюдение) 149
Май – с цветами (прогулка-наблюдение) 153
Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум) 155
Облака (прогулка с заданием) 158
Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение) 161
Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение) 163
Следы человека (целевая экскурсия) 164
Литература 167
Конспект прогулки «В поисках весны»Цели:
- Обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и изменениях, происходящих в природе.
- Развитие словаря, мышления, общей и мелкой моторики;
- Расширять представление об окружающем, воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной.
- Развивать творческое воображение, имитационные возможности, согласование ритма движений с музыкальным сопровождением красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку.
- Закреплять знания о времени года;
- Развитие воображения, творческой и физической активности;
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Словарная работа:
- пополнение словаря,
- Закрепление прилагательных.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите как сегодня хорошо на улице, как ярко светит солнышко, как сладко поют птицы. А какое сейчас на улице время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, на дворе Весна!
Солнце светит нам с утра.
Вы, детишки, не ленитесь,
Быстро собирайтесь,
В путь - дорожку отправляйтесь!
Садимся в поезд. Поехали! (ходьба в колонне по одному, имитируя руками движение колес) .
Внимание, впереди извилистая дорога! (ходьба в колонне по одному змейкой) .
Дети, садимся в вагон по двое (перестроение в колону по два) .
Наш поезд замедляет ход (остановка) .
Мы старались, ехали- до весеннего леса доехали! ,
На дереве письмо.
Как вы думаете, от кого письмо? (ответы детей)
Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пропали приметы весны. Помогите, ребята» . Весна обращается к нам с просьбой вернуть приметы. А для этого нам нужно выполнить задания.
А вот и первое задание.
Попробуйте сказать, без чего не может быть весны. (без яркого солнца, птиц, ручья, почки, подснежников, вербы)
Физкультминутка «Подснежники»
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза) ,
Улыбнулись (улыбаются) ,
Потянулись (тянутся) ,
Раз – росой умылись (умываются) ,
Два – изящно покружились (кружатся) ,
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают) ,
А четыре полетели (бегают) ,
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают) .
Чтобы нам легче было выполнить следующее задание, весна отправила нам свой мячик.
Давайте поиграем в интересную игру «Скажи наоборот»
Зимой лед толстый – а весной (тонкий)
Зимой день короткий – а весной (длинный)
Ручей широкий, а ручеек (узкий)
Зимой воздух холодный, а весной (теплый)
Чай горячий, а сосулька (холодная)
дерево высокое – куст низкий
река глубокая – ручей мелкий
Весной просыпается не только природа, но и животные.
Давайте пойдем по весеннему и лесу и посмотрим какие животные просыпаются весной, а какие не спали всю долгую зиму?
Дети находят зайца и лису (игра «Лиса и зайцы» ) ;
Дети находят медведя (игра под мелодию Е. Железновой «Пусть со мной все девочки попрыгают как белочки…»)
Дети находят ежа (пальчиковая гимнастика «Ёжик» )
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, мы расколдовали все приметы весны, и разбудили всех животных.
Дети возвращаются в детский сад.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты