Какие разряды междометий бывают? С помощбю междометий какого разряда человек общается с животными? Привести примеры таких междометий. Междометие
Междометия по своему лексическому значению делятся на два основных разряда: а) междометия, выражающие различные чувства (эмоциональные междометия), и б) междометия, выражающие волю, приказ и т.д., т.е. повелительно-побудительные (императивные междометия). 1. Среди междометий, выражающих чувства, выделяются следующие группы: а) междометия, которые служат для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения и т.д. (Ура! Браво! То-то! У! Ах! А! И др.). Например: - А! Это ты, - и он улыбнулся ей своей доброй улыбкой (Сим.); - Ну, все, выбрался! - пробормотал он счастливо (Г. Березко); Крики: «браво, брависсимо, браво! » заглушают… звуки оркестра; Ура! Мы ломим, гнутся шведы (П.); б) междометия, которые выражают тоску, горе, сожаление, печаль (Увы! Ах! Эх! И др.). Например: Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была (П.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); Эх, хозяйка, нету моченьки! (П.); в) междометия, которые выражают недоумение, недоверие, удивление, изумление, испуг (Ба! А! О! Ну и ну! М-да! Ох! Батюшки! Матушки! Господи! И др.). Например: - Ну и ну, - удивленно протянул Климов (Г. Березко); У, какие страсти! (Даль); Матушки! А картофель-то я и забыла (Н. Усп.); г) междометия, которые выражают протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость и под. (А! Ах! Ах ты, господи! Э-эх!), и ряд бранных междометных сочетаний (Черт возьми! Черта с два! И т.д.). Например: Ах ты, обжора! Ах, злодей! … (Кр.); - У! Баловень! - тихо ворчит нянька (Гонч.); Да, черта с два! Как бы не так, куда приятно и забавно! (Вяземский); д) междометия, которые выражают иронию, злорадство, сарказм, презрение, отвращение и под. (Но! Фи! Фу! Тьфу! У! А!). Например: Вы знаете, что для меня теперь Малевский фи! (Т.); Фи, мерзость! Как я мог не видеть всей гадости этого тогда… (Л. Т.); Тьфу! Оплошал… (Гр.); е) междометия, которые выражают эмоциональную характеристику, оценку обстановки, отношения к речи говорящего. Междометия этой группы характеризуются тем, что имеют оттенок модальности (Право! Ей-ей! Ей-богу; Вот еще! Баста! Дудки! И др.). Например: Право, от полной души я благодарен соседу (Фет); Я слово дал и что ж? Ей-ей, теперь готов уж отказаться (П.); [Подколесин: ] Послушай, Илья Фомич, знаешь ли что! Поезжай-ка ты сам; [Кочкарев: ] Ну, вот еще: с ума сошел разве? (Г.); Нет уж, дудки, ваша милость! Уж и то во мне все сбилось! Не поеду ни за что (Ершов); ж) междометия, которые имеют значения благодарности, приветствия и др. (Спасибо! Здравствуйте! До свидания! Извиняюсь и др.). Например: Спасибо за совет. Или: До свиданья, Марья Ивановна, не извиняюсь перед вами… (П.); Здравствуй, счастливое племя! Узнаю твои костры… (П.). Большая часть эмоциональных междометий отличается многозначностью. Так, например, многозначными являются междометия А! О! Ох! У! И многие другие.
1. Междометие как часть речи.
2. Значения междометий.
3. Разряды междометий по значению.
§ 1. Междометие как часть речи.
Междометия - это неизменяемые слова, служащие для выражения чувств и волевых побуждений, грамматически не всегда связанные с другими словами, например:Ах , какие это были ночи! Что лучше их (Гаршин).Ба ! знакомыe всё лица! (Грибоедов).-Караул ! Режут! -закричал он (Чехов).-Переписывай! Быстро, ну (Вс. Иванов).-Эй , куда? -окликнул его беззубый (Фурманов).
В русском языке междометия составляют большой и весьма богатый - по диапазону выражаемых ими ощущений, переживаний, волевых импульсов, настроений - пласт слов. По данным «Обратного словаря русского языка» (М., 1974), в современном русском языке 341 междометие - больше, чем предлогов (141), союзов (110), частиц (149).
§ 2. Значения междометий.
Междометия выражают эмоции и волеизъявления, но не называют их. Этим свойством они отличаются от знаменательных частей речи. Так, междометиеувы ! выражает сожаление, сетование, но оно не является названием состояния, как, например, глаголысожалеть, сетовать. Это лишь своеобразный знак, свидетельствующий о чувстве сожаления.
Междометия могут быть м н о г о з н а ч н ы м и . Так, междометиео! имеет два значения: «О -межд. 1. Выражает какое-н. сильное чувство. ОРодина -мать! О,если бы ты знал! 2. Усиливает утверждение или отрицание. Ода! Онет!» (Словарь С. И. Ожегова.) К многозначным относятся такжеох! ух! го-го! ай! э! эй! ох! ура! эх! ох ! и др.
Свойство междометий выражать очень разнообразный и порой довольно пестрый круг чувств (часто диаметрально противоположных, например: радость и горе, возмущение и восхищение и т. п.) определяется тем, что в реализации их лексических значений исключительно важную роль играют языковой контекст, ситуация речи, богатое интонационное оформление и жестовое, двигательное, а также мимическое сопровождение.
§ 3. Разряды междометий по значению.
1. Эмоциональные междометия:э!, о!, ах!, ба! ,ох!, .э-х/; и!, ой/, увы!, ура!, фу!, ух!, ай да!, а!, ну!, ай!, у!, тьфу!, батюшки!, господи!, ого!, эге!, фи!, боже мой/, браво!, бис!, вот так так и др. Междометия этого разряда выражают все разнообразие положительных и отрицательных эмоций (даже равнодушие и безразличие!), которые возникают как реакция человека на действительность, на поведение других лиц, состояние окружающей среды, природы, конкретных предметов. Они не только передают душевное состояние говорящего, но и служат эмоциональнойо ц е н к о й того, что вызывает реакцию. Многие междометия выражают сложные эмоционально-интеллектуальные состояния человека: раздумье, догадку, сомнение, упрек, сожаление, жалобу, похвалу, поощрение и др. Примеры: -Ого!- вскричал генерал, смотря на образчик каллиграфии, представленнй князем,- да ведь это пропись! (Достоевский).-Ох, матушка, - охнула тетушка, когда в столовую вдруг вбежала Анна Акимовна... - Испугала до смерти (Чехов).-Уф!- облегченно и радостно вздохнул он (Станюкович
2. Побудительные (императивные, повелительные) междометия:вон! цыц!, чу!, тсс!, эй!, алло!, ау!, о-го-го!, цып-цып!, киш!, брысь!, но-о!, ну!, марш!, пли! , стоп! , апорт!, тубо! кусь!, обе! и др. Они выражают различные типы и оттенки повеления и делятся на несколько групп.
1. Междометия с общим значением повеления, побуждения (они могут иметь или широкую, или узкую семантику):цыц!, шш!, ну!, айда!, стоп! и др.: -Ну, говори скорей, Что ты слыхал про свободу? (Некрасов).Цыц ! не смей этим шутить (Лесков).-Тсс. .. господа, - говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам, не будите его! (Григорович).
2. Междометия, служащие сигналом к вниманию, выражающие призыв откликнуться :ау!, эй!, чу!, алло!, караул!, о-го-го! и др. – Эй , борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) Чу ! – дальний выстрел! Прожужжала шальная пуля (Лермонтов). Ау ! Жена… где ты? (Чехов).
3. Междометия, при помощи которых отгоняют или призывают кого-либо: а)вон!, прочь!, брысь!, марш! и др.: -Вон ! – взорвался старик громовым криком… (Ажаев).Ребята, Ваня, Шура, Костя ,марш за форелью (Н. Успенский).- Как фыркнет он (кот)! Я: брысь !.. (Пушкин);б) -Кuс, кис , - позвал я,-иди сюда, Рыжко (В. Белов). Уног ее толпились куры, индейки, утки, голуби... - Цыn, цыn, ти, ти, ти! Гуль! Гуль! Гуль! - ласковым голосом приглашала девушка птиц кзавтраку (Гончаров). Сочетаясь с различными обстоятельствами, обозначающими направление движения, оба этих значения может выражать междометиеайда (кроме общего значения повеления). Ср.:айда сюда иайда отсюда .
Вне двух семантических типов междометий остаются различные формы вежливости, слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность и др.: здравствуй(те)!, прощай(me)!, извиняюсь!, спасибо!, благодарю!, мерси! и т. п. Однако отнесение их к междометиям не является общепринятым.
Нередко в состав междометий включают еще слова типа каюк!, каnут!, конец! (ему), баста!, довольно! и т. п. Их целесообразно рассматривать как безлично-предикативные слова, т. е. включать в категорию состояния.
Не относятся к междометиям и так называемые глагольные междометия («ультрамгновенные глаголы»): бац!, хлоп!, бух!, трах!, цаn!, шасть! и т. п. Это осо6ые глагольные формы.
О грамматических свойствах междометий . Существует мнение, что междометия находятся вне грамматики. Между тем дело обстоит не совсем так. Они, безусловно, входят в грамматическую структуру языка, употребляются в соответствии с определенными законами и правилами сочетаемости/несочетаемости языковых единиц. Отсюда ограниченная возможность вставки тех или иных междометий в конкретный контекст. Так, ограничены (или вовсе отсутствуют) возможности перемещения междометий в высказываниях:Ба, птичник! Явился, пропащий (Горький).-Ох! гадко и теперь вспомнить (Л. Толстой).У! как свежо и хорошо (Гоголь).А, вот оно что!
Междометия меняют интонационный рисунок фразы. Они интонационно связаны с другими словами в структуре сложного синтаксического целого. Как известно, интонация - это грамматическое средство связи языковых единиц.
Междометия имеют свое лексическое окружение, которое своеобразно может оформляться грамматически (в соответствии с требованиями междометия). Их часто сопровождают слова, называющие чувства, подчеркивающие их значение, слова, на семантику которых опирается значение междометия. Ср.: Я хотел было ее nоцеловаmь... Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» -и упала без nамяmи (Пушкин).- А неблагодарность... ай! какой гнусный nорок (Тургенев).Ай , Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона (Крылов). В значительной степени благодаря разнообразным контекстуальным средствам (лексическим, грамматическим) междометиеай! реализует здесь три разных значения: 1) испуг; 2) упрек, порицание; 3) восхищение.
Грамматическая ущербность их заключается в том, что они лишены форм словоизменения и не располагают системой грамматических форм. «В сравнительно редких случаях они сочетаются с другими частями речи в синтаксическое единство» 2. Однако эти случаи не так уж редки. Об этом свидетельствуют следующие факты:
1) способность определенной части междометий вступать в синтаксические связи с другими словами: Мы могли бы получить ой какие увечья (Д. Бедный).Тьфу, тебе (Горький).- Ай да Надежда Ивановна! Ура Надежде Ивановне! Господа! давайте покачаемте Надежду Ивановну на руках (Салтыков-Щедрин).Прочь свары, зависть, злость (Пушкин).В каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка! (Гоголь).Ох ты какой!; О да!; О нет!, Ату его!; Ну тебя!; Шиш тебе!; Айда рыбачить!; Прочь от меня!, Брысь отсюда!; Шш там!; Долой войну!;
2) способность междометий субстантивироваться, употребляться в функции членов предложения: - Что ты... -не сдавалась старуха. -Молодость-то... ау ! (сказ.).Он и сам понимал, что молодость - ау (Караваева).Вот раздалося ау (подл.)вдалеке (Некрасов).Ты всего только - тьфу! (сказ.) (Достоевский).Скучно так, что ой-ой-ой (сказ.) (Рылеев).
Эти свойства особенно характерны для побудительных междометий.
Междометия легко сочетаются с частицами: Ну же , Таня, говори (Горький).Ай да молодец! Частица может употребляться между повторяющимися компонентами междометия:Ушица, ей- же -ей, на славу сварена! (Крылов). Ср. также:ну!, ну- те !, ну- те-ка !, ну -ка , брысь те ; айда те .
Наконец, междометия по различным каналам связаны с другими частями речи: именами существительными, глаголами, модальными словами, частицами. Так, из имен существительных в междометия перешли господи!, батюшки!, ужас!, глупости!, беда!, горе!, дудки ! и др. В побудительные междометия перешли отдельные глагольные формы (формы повелительного наклонения):вали!, брось!, бросьте ! (в значениидовольно). В функции междометий выступают целые словосочетания:какие страсти! черт возьми! подумать только!, вот так клюква!, ну и ну!, вот тебе раз!, еще бы!, тo-mо!, вот тебе на! и др. И наоборот, отдельные междометные сочетания переходят в частицы, например:ой ли? (выражает сомнение).
При переходе в междометия грамматические формы изменяемых слов утрачивают свое категориальное значение и грамматические признаки. Например, междометие вали! уже не обозначает процесса в том смысле, в каком употребляется глаголвалить, не входит в систему форм этого глагола; словобатюшки! не обозначает лица, не склоняется.
Образование новых междометий вследствие перехода слов других частей речи или лексикализации их грамматических форм - основной источник пополнения состава междометий и в современном русском языке.
Вторым важным источником пополнения междометий является синтаксис. С ним связано образование составных междометий или устойчивых сочетаний с междометным значением.
Многие междометия в русский язык перешли из других языков. Из тюркских языков заимствованы караул!, айда! Из западноевропейских языков пришлимарш!, ба!, ату!, фи!, тубо!, пиль!, апорт!, фу!, фуй!, фюить!, стоп! и многие другие.
Междометия и сами играют заметную роль в обогащении других частей речи. Так, междометия принимают участие в образовании глаголов суффиксальным путем: охать : (ср. производные от него:оха нье, заохать, наохаться, разохаться и др.),ахать: (ср.:ахнуть, аханье, заахать, взахаться, разахаться и др.),а укать(ся), нукать, айкать, ойкать и др.
Строение междометий. По своему строению междометия делятся напервообразные (первичные) ипроизводные , среди которых выделяютсяс о с т а в н ы е.
П е р в о о б раз н ы е междометия состоят: 1) из одного гласного звука:а, о, у, а, и ; из гласного и йота (й):ай, ой, уй, эй; 3) из гласного и согласного звука:ах!, ох!, ух!, ах!, их!, уф! ; 4)согласного и гласного звука:ну!, ба!, хе!, фу!, фи!; 5) гласного, согласного и гласного:аге!, ого!, увы! и др.
Слова первых четырех групп легко удваиваются и утраиваются, в результате чего образуются обычно (но не всегда) новые междометия с другими значениями. Ср: а! иа-а-а!; ай! иай-ай-ай! Междометиеай! выражает: 1) боль, испуг, страх и т. п.; 2) упрек, порицание, сожаление и т. п. Междометиеай-ай-ай! имеет другое значение: выражает неодобрение, упрек: -Ай, ай, ай! сmыдись, - сказал Петр Иванович (Гончаров). Такие междометия следует считатьпроизводными . Ср. также:а! иа-а! Простое междометие выражает недоумение, изумление, недоверие и т. п. чувства (Э, да это ты!), а также решимость, возражение на чужую речь (Э ,нет, яне согласен!).
Производными являются также междометия, соотносительные со словами других частей речи. Ср.: батюшки! ибатюшки (им. п. мн. ч. существительногобатюшка), горе! игоре, помилуй! ипомилуй (повелительная форма глаголапомиловать) и т. п.
К составным относятся различные сочетания:скажи на милость!, вот те раз!, вот еще!, была не была!, к черту!, вот так клюква!, вот так штука!, вот беда!, вот тебе раз!, наша взяла! и др.
Междометия по своему лексическому значению делятся на два основных разряда: 1) междометия, выражающие различные чувства (эмоциональные междометия), и 2) междометия, выражающие волю, приказ и т.д., т.е. повелительно-побудительные (императивные междометия).
1. Среди междометий, выражающих чувства, выделяются следующие группы:
а) междометия, служащие для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения и т.д. (Ура! Браво! То-то! У! Ах! А! и др.). Например: - А! Это ты, - и он улыбнулся ей своей доброй улыбкой (Сим.); - Ну, все, выбрался! - пробормотал он счастливо (Г. Березко); Крики: «браво, брависсимо, браво!» заглушают... звуки оркестра; Ура! Мы ломим, гнутся шведы (П.);
б) междометия, выражающие тоску, горе, сожаление, печаль (Увы! Ах! Эх! и др.). Например: Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была (П.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); Эх, хозяйка, нету моченьки! (Н.);
в) междометия, выражающие недоумение, недоверие, удивление, изумление, испуг (Ба! А! О! Ну и ну! М-да! Ох! Батюшки! Матушки! Господи! и др.). Например: - Ну и ну, - удивленно протянул Климов (Г. Березко); У, какие страсти! (Даль); Матушки! А картофель-то я и забыла (Н. Усп.);
г) междометия, выражающие протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость и под. (А! ах! Ах ты, господи! Э-эх! ), и ряд бранных междометных сочетаний (Черт возьми! Черта с два! и т.д.). Например: Ах ты, обжора! Ах, злодей!.. (Кр.); - У! Баловень! - тихо ворчит нянька (Гонч.); Да, черта с два!Как бы не так, куда приятно и забавно! (Вяземский);
д) междометия, выражающие иронию, злорадство, сарказм, презрение, отвращение и под. (Но! Фи! Фу! Тьфу! У! А! ). Например: Вы знаете, что для меня теперь Малевский фи! (Т.); Фи, мерзость! Как я мог не видеть всей гадости этого тогда... (Л. Т.); Тьфу! Оплошал... (Гр.);
е) междометия, выражающие эмоциональную характеристику, оценку обстановки, отношения к речи говорящего. Междометия этой группы характеризуются тем, что имеют оттенок модальности (Право! Ей-ей! Ей-богу; Вот еще! Баста! Дудки! и др.). Например: Право, от полной души я благодарен соседу (Фет); Я слово дал и что ж? Ей-ей, теперь готов уж отказаться (П.); [Подколесин:] Послушай, Илья Фомич, знаешь ли что! Поезжай-ка ты сам; [Кочкарев:] Ну, вот еще: с ума сошел разве? (Г.); Нет уж, дудки, ваша милость! Уж и то во мне все сбилось! Не поеду ни за что (Ершов);
ж) междометия, имеющие значения благодарности, приветствия и др. (Спасибо! Здравствуйте! До свидания! Извиняюсь и др.). Например: Спасибо за совет. Или: До свиданья, Марья Ивановна, не извиняюсь перед вами... (П.); Здравствуй, счастливое племя! Узнаю твои костры... (П.).
Бо льшая часть эмоциональных междометий отличается многозначностью. Так, многозначными являются междометия А! О! Ох! У! и многие другие.
Междометие О! может, например, выражать восхищение: О, это была бы райская жизнь!.. (Г.); изумление: Ты не знаком? О! Познакомься с ним (Гр.); испуг: О!Как ты меня напугал! ; удивление: От удивления мог произнести только один звук: О?! (Купр.); негодование: - О, чтобы тебе подавиться! - ругался он, посиживая у окна (М.-С.); насмешку: - О-о, да, вы поэт! - произнес он, усмехаясь.
Многозначными являются и такие междометия, которые могут быть соотнесены с другими частями речи: Батюшки! Господи! Матушки! и др. Например, междометие Батюшки! может выражать восхищение, удивление. Батюшки! Что у тебя с рожей-то?.. (М. Г.); тревогу, испуг: - Батюшки, беда! - отвечала Василиса Егоровна. - Нижнеозерная взята сегодня утром (П.); призыв на помощь: - Батюшки, задавили, - послышался женский голос (Л. Т.).
2. Среди междометий, выражающих волеизъявление, побуждение к какому-либо действию, выделяются следующие группы:
а) междометия, являющиеся своего рода призывом (Ау! Алло! Эй! и др.). Например: Ау, дружки! Лешутки, Лесовые! Заснули что ль? Проснитесь, отзовитесь на голос мой! (А. Остр.);
б) междометия, выражающие повеление, приказ, сигнал к началу или окончанию действия, призыв к вниманию, к согласию, к молчанию, призыв на помощь и т.д. (Айда! Ну, вали! Кыш! Чу! Марш! Цыц! Тс! Чш! Чур! Караул! и др.). Например: Никита, айда на дощаники! (Фед.); Гринев, узнав от него об нашей опасности, велел садиться, скомандовал марш, марш, в галоп... (П.); Я подумал: «Цыц! Не смей этим шутить!» (Леск.); Чш... кто-то идет (Г.);Только, чур, не перебивать (Помял.); И опять пошла тревога: «Помогите, ради бога! Караул: лови, лови...» (П.).
Звукоподражательные слова
Звукоподражательные слова - это особая группа слов, передающих различные звуки живой и неживой природы:
|
22. Гласные Ы и И после приставок.
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением, например: играть – подыграть, разыграть, сыграть; искать – отыскать, подыскать, разыскать; идейный – безыдейный; индукционный – безындукционный; интегральный – подынтегральный; исторический – предысторический; июльский – предыюльский .
Примечание 1. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь .
Примечание 2. В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание 3. После приставок меж- и сверх- сохраняется и , так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы . Например: межинститутские соревнования, межимпериалистические противоречия, сверхизысканный, сверхиндустриализация . Также:двухимпульсный и т. п.
Примечание 4. Сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- . Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм .
Ср.: предынфарктный – постинфарктный (разные приставки).
23. Употребление частицы НИ.
1. Частица ни (безударная) входит в состав отрицательных местоимений никто, ничто, никакой и др. (см. §47) и отрицательных наречийнигде, никуда, никогда и др.
Местоимения и наречия с частицей-приставкой ни употребляются в предложениях с отрицательным сказуемым (при сказуемом имеется отрицание не ), а местоимения и наречия с частицей-приставкой не употребляются в безличных (инфинитивных) предложениях с утвердительным сказуемым. Ср.: ни к кому не обращался – не к кому обратиться, ни за чем туда не ходил – незачем туда ходить; нигде не гулял - негде погулять. Отступления встречаются в отдельных выражениях: остаться ни с чем, остаться ни при чем, считать ни за что и др. Ср. также: спорить не к чему (в значении «не для чего», «незачем» ) – лекарствоуже ни к чему (в значении «ненужно» , в роли сказуемого).
Отрицательное сказуемое может отсутствовать в предложении, но подразумеваться, например: На небе ни месяца, ни звезд ; Ни человеческого жилья,ни живой души вдали (Чехов).
Примечание. Различаются сочетания: ни один (никто) –не один (много); ни разу (никогда) –не раз (часто). Ср.: ни один из нас не струсил в минуту опасности – не один из нас готов на это, ни разу с ним не встречался – не раз с ним встречался. Сочетание с частицей ни всегда употребляется в связке с отрицательным сказуемым.
2. Частица ни пишется отдельно, за исключением отрицательных местоимений (без предлога) и отрицательных наречий. Ср.: никого – ни от кого – ниоткуда .
Примечание. Следует различать слитное написание отрицательных местоимений и наречий (никто, нигде и т.д.) и раздельное написание частицы ни с относительными местоименными словами (ни кто, ни где и т.д.) в придаточных предложениях, например: Я не знаю, ни кто вы, ни кто он (Тургенев); К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать, ни где был государь, ни где был Кутузов (Л. Толстой).
3. Повторяющаяся частица ни имеет значение соединительного союза, например: По этой дороге ни проехать, ни пройти; Ни день, ни месяц от него не было вестей; Ни тихо, ни громко течет рассказ. В этих сочетаниях ни по значению равно сочетанию и не, т.е. выступает в функции отрицания. Ср. у писателей XIX в.: Ворон ни жарят, ни варят (Крылов); Сам он ни богат, ни знатен, ни умен (Тургенев); Елисей был старичок ни богатый, ни бедный (Л. Толстой).
Примечание. Употребление повторяющегося союза-частицы ни в значении «и не» делает лишним наличие перед ним союза и. Сочетание и ни (обычно перед последним однороднымчленом предложения) встречается сравнительно редко, например: В данном случае не подходит ни то и ни другое; И стало мне легко и просто, хоть и ни просто, ни легко (здесь и примыкает к союзухоть ); Он плакал горестно, солдат, о девушке своей, ни муж, ни брат, ни кум, ни сват и ни любовник ей (Твардовский).
4. Одиночное или повторяющееся ни входит в состав устойчивых оборотов, например: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, откуда ни возьмись, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять, ни много ни мало, ни больше ни меньше.
5. В независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж ) пишется отрицательная частица не, а в придаточных предложениях (с уступительным оттенком значения) для усиления утвердительного смысла – частица ни. Ср.: Куда только он не обращался! (общий смысл:«обращался во многие места» ). – Куда только он ни обращался, везде встречал равнодушное отношение; Что мать не делала для больного сына! – Чего мать ни делала для больного сына, как ни пыталась помочь ему, но спасти его не смогла. Ср. также: На какие только ухищрения не пускается маленький человек, чтобы не пропасть, добыть горсточку счастья, какие только профессии себе не придумывает, а удачи все нет и нет (при помощи союза а соединены независимые предложения, в первой части нет придаточного предложения с уступительным оттенком значения, поэтому пишется не ). Чего только не дают, а он ни в какую (аналогичный случай).
Примечание 1. Следует различать в придаточных предложениях сочетания кто бы ни, что бы ни, где бы ни ни, примыкающая к относительному слову, и сочетания кто бы не, что бы не, где бы не и т.п., в составе которых имеется частица не, относящаяся к сказуемому. Ср. Он всем оказывал помощь советом, кто бы к нему ни обращался. – В нашей округе, пожалуй, нет никого, кто бы к нему не обращался за советом; Где бы вы ни были, помните о своих обязанностях. – В Белоруссии мало найдется семей, где бы не было жертв Великой Отечественной войны.
Примечание 2. В восклицательных предложениях с утвердительным смыслом возможно употребление частицы ни в сочетаниях со значением «все равно кто (что, какой и т.д.)» , например: – Кто вам это сказал? – А кто бы ни сказал!
24. Употребление букв Ъ и Ь.
Употребление ъ
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я :
1) после приставок, оканчивающихся на согласную: безъ-языкий, взъ-ерошить, изъ-явить, межъ-ярусный, объ-единение, подъ-езд, съ-ездитъ, съ-ехидничать . Перед другими гласными после приставок на согласную буква ъ не пишется: без-алкогольный, без-умный, раз-охаться, с-экономить ;
2) после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: аб-, ад-, диз-, ин-, кон-, об-, суб- - или после морфем, близких к приставкам: контр- (в значении "против"), пан-, транс-: абъ-юрация ("публичное отречение от своих убеждений"), адъ-ютант, дизъ-юнкция (лингв. "разделение, противоположение"), инъ-екция, конъ-ектура ("исправление или восстановление не поддающегося прочтению текста на основании догадок"), объ-ёмный, субъ-ядерный; контръ-ярус, панъ-европейский, трансъ-европейский . Перед другими гласными ъ не пишется: контражур, контральто, контратака, контрудар, панамериканский, трансальпийский ;
3) в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-: двухъ-ярусный, трехъ-язычный, четырехъ-ярдовый (ср.: двухатомный, трехактный, четырехугольный ).
Примечание 1 . Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков),оргединица , а также на сложные слова, пишущиеся через дефис, типа пол-юрты, тред-юнионы .
Примечание 2 . Однокорневые слова изъять, объять, необъятный, объятие, отъять, неотъемлемый пишутся с ъ , так как исторически здесь корень -я- (соответствующий корням -им-, -ем-; ср.: вз-я-ть - вз-им-ать ), а приставки оканчиваются на согласную. Этот же корень находим в словах объ-ем, подъ-ем, разъ-ем-ный, съ-ем-ный .
Примечание 3 . В слове подьячий пишется ь , так как здесь приставка по- и корень -дьяч- (дьяк) . Однако в имени собственном может быть и ъ: С.П. Подъячев (русский писатель).
В слове интерьер приставки нет, поэтому пишется ь .
Примечание 4 . Внутри слова (не после приставки) ъ пишется только в некоторых иноязычных словах: фельдъегерь .
Употребление ь
Буква ь употребляется как разделительный знак и как знак для обозначения мягкости предшествующего согласного.
1. Разделительный ь пишется:
1) внутри слова (но не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я, и: портьера, курьёзный, вьюга, интервью, бурьян, лисьи ;
2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, котильон, павильон, папильотка, почтальон, синьор, шампиньон, шиньон ; в собственных именах: Кола Брюньон .
Примечание 1 . Производные от имени собственного Вольтер пишутся в соответствии со словообразовательными моделями русского языка:вольтерьянец, вольтерьянский (ср.: итальянец, итальянский, гегельянство ).
Примечание 2 . Слово материал и производные от него: материальный, материальность - в современной орфографии пишутся только черези (написание матерьял - устаревшее).
Примечание 3 . Слово фортепьяно и производное от него фортепьянный имеют орфографические варианты: фортепиано, фортепианный .
1. Как средство обозначения мягкости предшествующего согласного буква ь пишется:
1) на конце слов: верфь, восемь, зыбь, зреть, кровь ; буква ь может употребляться на конце первой части сложных и сложносокращенных слов:медьсодержащий, мелькомбинат, сольтеряющий .
Примечание . Предлог близ пишется без ь в отличие от существительного близь ; различаются также существительные гнус ("мошкара") и гнусь (прост, "нечто мерзкое, гнусное");
2) после мягкого л [л"] независимо от того, твердый или мягкий согласный за ним следует: альт, бальзам, вскользь, львица, льняной, льстец, польза, сельд, скальпель . Никогда не пишется ь между двумя мягкими л: аллея, аллюр, апелляция, иллюминатор, иллюстрация, ралли ;
3) в середине слова между двумя согласными, если первый является мягким, а второй твердым: просьба, резьба, весьма, линька, раньше ;
4) в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость: возьми (ср.: возьму ), восьмеро (ср.: восьмой ), о просьбе (ср.: просьба ); но: бантик (ср.:бант ), резня (ср.: резать, резка ), теснить (ср.: тесный ).
Примечание 1 . Не пишется ь в сочетаниях нн, нч, рч, рщ, чк, чн, щн: обезьянничать, клянчить, нянчить (хотя нянька ), корчиться, наборщик, качка, прочный, мощный .
Примечание 2 . Не пишется ь между двумя мягкими согласными в абсолютном конце слова (за исключением написания ь после л ): гвоздь, кость, порознь, смерть, смерч, пасть . Здесь мягкость согласного, предшествующего конечному согласному, не исконная, а позиционная, приобретенная от рядом стоящего мягкого согласного (ассимилятивная мягкость).
25. Е (ё) после шипящих под ударением в корнях слов.
После шипящих в корнях слов под ударением вместо "о" пишется "ё(е)
", если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется "е"
:
шёл-шедший, жёлтый-желтеть, шёлк-шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт -вычет, щеголь - щеголять, жёлоб- желоба, жёлудь - желудей, чёрт -черти, шёпот - шептать ит. п.
Буква "о" пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с "е"
: зажор (затор льда во время ледохода), обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть), жом (пресс), жох (пройдоха), джонка (лёгкое судно), мажорный (бодрый), шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь), шорох, чопорный, чохом (оптом, без счёта) и т. п.
То же правило применимо к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.
Примечание 1 . Буква о пишется в существительных ожог, поджог, в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор (вчера вечером).
Примечание 2. В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия; а также в производных словах: Жокейский, шовинист и т. п.
26. Правописание приставок. Приставки пре- и при-.
1. Приставка пре- придает словам:
а) значение высокой степени качества или действия (можно заменить приставку словами «очень», «весьма»), например: преинтересный , пренеприятный , преувеличивать , преуспевать ;
б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере- ), например: превращать , преображать , преступать .
2. Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности, например: прибрежный , пришкольный ;
б) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать , прибивать , примыкать ;
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрыть , приостановиться ;
г) доведения действия до конца, например: придумать , пристукнуть ;
д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: приберечь , припрятать .
Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- : пребывать – прибывать , предать – придать , предел – придел , преемник – приёмник , восприемник , презирать – призирать , преклонить – приклонить , преступить – приступить , претворить – притворить , преуменьшать – приуменьшать , преходящий – приходящий и др.
27. Гласные после шипящих и Ц в суффиксах существительных.
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
Гласные о и е после шипящих
1. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется о , в соответствии с произношением:
а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом),листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );
б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );
в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );
г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );
д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»),горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .
2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :
а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;
б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;
в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но:ножовка – от прилагательного ножовый );
г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;
д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например:жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;
е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .
Гласные после ц
1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например:концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, см. § 5, п. 3), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын .
Примечание. В фамилиях гласные после шипящих и ц пишутся независимо от приведенных в § 35 и 36 правил, в соответствии с написаниями в официальных документах. Ср.: Пугачёв – Ткачов, Шишов – Чернышев, Лисицын – Цицин .
28. Правописание глагольных суффиксов ОВА-, ЕВА-, ЫВА-, ИВА-.
Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ОВА-, -ЕВА- | беседую – беседовать, беседовал (а не беседывать, беседывал) воюю – воевать, воевал (а не воивать, воивал) |
Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на -А-,то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ЫВА-, -ИВА- | рассказываю – рассказывать, рассказывал (а не рассказовать, рассказовал) рассматриваю – рассматривать, рассматривал (а не рассматревать, рассматревал) |
Если в суффиксе ударение падает на -А-, то пишется -ЕВА- | одолева́ть, одолева́ю (а не одол ива́ть, одол ива́ю) |
29. Правописание окончаний 1 и 2 спряжения глаголов.
1. Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени в зависимости от типа спряжения:
1) глаголы I спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют): несу, несешь, несет, несем, несете, несут ;
2) глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят): сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят .
Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: петь - I спр. (петь - поют ); сидеть - II спр. (сидеть - сидят ) и по суффиксу неопределенной формы (инфинитива); если личное окончание безударное.
Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся:
глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на ить(иться): вялить, готовить, ездить, жалить, жеманиться, канителиться, косить, кружить, лакомиться, манить, мерить, молить, нарядить, нездоровиться, нравиться, нянчить, пениться .
Исключения : брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют), зиждиться (употребляется только в двух формах: зиждется - зиждутся ) - имеют окончания I спряжения; четыре глагола на ать(аться): гнать, держать, дышать, слышать и семь глаголов на еть(еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть - имеют окончания II спряжения.
Примечание 1 . Остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на ать, еть, уть , а также глаголы на оть с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. Вот некоторые из них: бормотать, выздороветь, греть, закабалять, закаляться, кликать, колебать(-ся), колоть, колыхать(-ся), краснеть, лепетать, лопотать, молоть, обожать, омрачать, паять, плакать, пороть, считать, сыпать, таять, топтать, тянуть, шептать .
Примечание 2 . Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т.е. они имеют окончания I и II спряжений. Так, глаголхотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет ), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят ); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут) , в остальных - окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите ; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа - брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа - брезжут (I спряжение).
Примечание 3 . Глаголы стлать и стелить и производные от них: выстлать - выстелить, застлать - застелить, постлать - постелить, перестлать - перестелить и др. - имеют личные окончаний I спряжения: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют .
Примечание 4 . Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют .
Примечание 5 . В неопределенной форме и прошедшем времени глаголов баятъ, блеять, веять, каяться, лаять, леять, маяться, надеяться, реять, сеять, т а ять (не следует путать с глаголом та и ть ), хаять, чаять, чуять суффикс -ять , поэтому они изменяются по I спряжению:таешь (но: таишь от таить ), тает, таем, таете, тают .
Примечание 6 . От глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают имучишь, мучит, мучим, мучите, мучат . Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать .
Примечание 7 . Глагол мерить и производные от него: домерить, померить, замерить и др. - изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.
Примечание 8 . У многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят - говорят (выговорить - говорить), выспишься - спишь (выспаться - спать), выстрижешь - стрижёшь (выстричь - стричь) .
2. Различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения типа стукните и стукнете. Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и- (2-е л., ед. ч.) и окончания -те (мн. ч.): сиди-те, пиши-те, прыгни-те ; в изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения: -ете или -ите . Поэтому у глаголов I спряжения указанные формы различаются; ср.: Пишите аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы п и шете аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение), а у глаголов II спряжения такие формы совпадают в написании; ср.: Держите ручку правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно д е ржите ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение).
30. Правописание НЕ с прилагательными и причастиями.
Правописание не с именами прилагательными
1. Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые без не не употребляются, например: не брежный, не взрачный, не приязненный.
2. Пишутся слитно с не прилагательные, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не. Например: не большой (ср.: маленький ), не женатый (ср.: холостой ), не настоящий (ср.: ложный, притворный ).
Примечание. Не всегда удается подобрать подобный синоним, но утвердительный оттенок значения, содержащийся в прилагательном, служит основанием для слитного написания, например: Кто-то не здешний в часовне на камне сидит (Жуковский); У Гервига была какая-то не мужская изнеженность (Герцен); Юные шалости его... определялись не детской вдумчивостью (Леонов).
3. Пишутся раздельно с не прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: проблема не простая, а сложная; отношенияне враждебные, свет не резкий, молоко не кислое, мясо не свежее, взгляд не добрый, задание не срочное; не многие присутствующие поддержали докладчика (мыслится: ...а отдельные ).
4. Как правило, не пишется раздельно с относительными прилагательными, придавая отрицание выражаемому ими признаку, например: часы не золотые, мед не липовый, небо здесь не южное. Из качественных прилагательных сюда относятся прилагательные, которые обозначают цвет и которые в сочетании с не не образуют слов с противоположным значением, например: краска не синяя, переплет не желтый, оттенок не серый.
При этом учитывается синтаксическая функция прилагательного: правило обычно распространяется на прилагательные в роли сказуемого, так как предполагаемое противопоставление придает высказыванию характер общеотрицательного суждения, выражаемого частицей не, но может не распространяться на прилагательные в роли определения. Ср.: эти люди не здешние – блистать нездешней красотой; бумага не белая – небелые граждане (цветные); логика не женская – девушка рассуждала с неженской логикой; форма не круглая – счет на некруглую сумму в 119 рублей (переносное значение слова).
Примечание. В некоторых случаях возможно двоякое толкование и, как следствие, двоякое написание; ср.: эта задача нетрудная (утверждается «легкость» ) – это задача не трудная (отрицается«трудность» ); перед нами необычное явление (т.е. редкое ) – перед нами не обычное явление (мыслится противопоставление: ...а исключительное, из ряда вон выходящее ). При раздельном написании логическое ударение падает на частицу не. При решении таких вопросов необходим более широкий контекст.
5. Различается противопоставление, выраженное союзом а, и противопоставление, выраженное союзом но. При первом один из двух противоположных друг другу признаков отрицается, а другой утверждается, например: река не глубокая , а мелкая ; при втором нет противоположных друг другу понятий, они вполне совместимы, т.е. предмету одновременно приписываются два признака без отрицания одного из них, например: река неглубокая , но холодная . В первом случае не пишется отдельно, во втором – слитно.
6. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными (ср.: написание не с причастиями, §70, п. 2), например: не знакомый нам автор, не известные науке факты, не уместное в данных условиях замечание, н езаметная на первый взгляд ошибка, не понятные ученику слова, не нужные для дела подробности, не правильные во многих отношениях выводы; случай, не похожий на другие; поведение, не достойное порядочного человека; площадка, не пригодная для стройки; озеро, не видное за лесом (везде утверждается отрицательный признак, а не отрицается положительный).
Примечание 1. Раздельное написание не с прилагательным, имеющим при себе пояснительные слова, встречается:
1) при прилагательных, которые в полной и краткой форме имеют разное значение (см. ниже п. 8), например: не готовый к выходу актер, не склонный к простуде ребенок;
2) при наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с ни ) или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не, например: никому не известный адрес, ни в чем не повинные люди, нисколько не понятное выражение, ничуть не вредный напиток, далеко не простое решение, вовсе не бесплодные поиски, отнюдь не новый сюжет; ср.: неведомыми мне путями – никому не ведомыми путями; но.: В жизни ничего нет невозможного ; В том, в чем обвиняется мой сосед, нет ничего незаконного (отрицательное местоимение ничего не зависит от прилагательных, а само ими поясняется);
3) иногда при постановке прилагательного с зависимыми словами после определяемого существительного, например: предприятия, не подведомств
I. Эмоциональные междометия: э!, о!, ах!, ба!, ох!, эх!, и!, ой!, увы!, ура!, фу!, ух!, ай да!, а!, ну!, ай!, у!, тьфу!, батюшки!, господи!, ого!, эге!, фи!, боже мой!, браво!, бис! и др. Междометия этого разряда выражают все разнообразие положительных и отрицательных эмоций (даже равнодушие и безразличие!), которые возникают как реакция человека на действительность, на поведение других лиц, состояние окружающей среды, природы, конкретных предметов. Они не только передают душевное состояние говорящего, но и служат эмоциональной оценкой того, что вызывает реакцию. Многие междометия выражают сложные эмоционально-интеллектуальные состояния человека: раздумье, догадку, сомнение, упрек, сожаление, жалобу, похвалу, поощрение и др. Примеры: -Ого! - вскричал генерал, смотря на образчик каллиграфии, представленный князем,- да ведь это пропись! (Достоевский).-Ох, матушка,- охнула тетушка, когда в столовую вдруг вбежала Анна Акимовна...- Испугала до смерти (Чехов).-Уф! облегченно и радостно вздохнул он (Станюкович).-Ба! Это ты?-крикнул Лютов так громко, что заставил прохожих обернуться на него (Горький).-Батюшка! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! (Чехов).
II. П о б у д и т е л ь н ы е (императивные, повелительные) междометия: вон!, цыц!, чу!, тес!, эй!, алло!, ау!, о-го-го!, цып-цып!, киш!, брысь!, но-о!, ну!, марш!, пли!, стоп!, апорт!, тубо!, кусь!, цобе! и др. Они выражают различные типы и оттенки повеления и делятся на несколько групп.
1. Межометия с общим значением повеления, побуждения (они могут иметь или ширтакую, или узкую семантику): цыц!, шш!, ну!, айда!, стоп! и др.: - Ну, говори скорей, Что ты слыхал про свободу? (Некрасов).Цыц! не смей этим шутить (Лесков).-Тес... господа,- говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам...-не будите его! (Григорович).-Стоп! - вдруг скомандовал в машину Малеев (Степанов). Сюда же относятся но/., тпру!: -Но-о, Зверок! - дернула Настя лошадь за повод (Львова).-Тпру-у! - отчаянно закричал Никита, сдерживая лошадей (Короленко).
2. Междометия, служащие сигналом к вниманию, выражающие призыв откликнуться ау!, эй!, -чу!, алло!, караул!, о-го-го! и др.:-Эй, борода! А. как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь).Чу! - дальний выстрел прожужжала шальная пуля "(Лермонтов).Ау, жена... где ты! (Чехов).
3. Междометия, при помощи которых отгоняют или подзывают кого-либо: а) вон!, прочь!, марш!, брысь! и др.:-Вон! -взорвался старик громовым крикам:... (Ажаев). Ребята, Ваня, Шура, Ксстя,марш за форелью (Н. Успенский.
Сочетаясь с различными обстоятельствами, обозначающими направление движения, оба этих значения может выражать междометие айда (кроме общего значения повеления). Ср.: айда сюда и айда отсюда.
Вне двух семантических типов междометий остаются различные формы вежливости, слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность и др.: здравствуй (те)!, прощай (те)!, извиняюсь!, спасибо!, благодарю!, мерси! и т. п. Однако отнесение их к междометиям не является общепринятым.
Нередко в состав междометий включают еще слова типа каюк!, капут!, конец! (ему), баста!, довольно/ и т. п. Их целесообразно рассматривать как слова категории состояния.
Не относятся к междометиям и так называемые глагольные междометия («ультрамгновенные глаголы»): бац!, хлоп!, бух!", трах!, цап!, шасть! и т. п. Это особые глагольные формы.
Отдельные междометия совмещают оба типовых значения, т. е. выражают и чувство, и побуждение. Например, междометие ну: «I. Выражает побуждение.Ну, скорей! Ну, перестань!.. 2. Выражает удивление, восхищение или же негодование, иронию (часто в соединении с последующими «и»", «уж» или (редко) «ж»).Ну а артист же! -Ну бал!Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света. Грибоедов.Ну уж был денек! Лермонтов».
Междометие ура! - это и боевой клич войск при атаке, и восклицание, выражающее восхищение, восторженное одобрение, воодушевление.
В книге В. В. Виноградова «Русский язык» междометия характеризуются как слова грамматически «ущербные», но обладающие определенными грамматическими особенностями. Грамматическая ущербность их заключается в том, что они лишены форм словоизменения и не располагают системой грамматических форм. «В сравнительно редких случаях они сочетаются с другими частями речи в синтаксическое единство» 2 . Однако эти случаи не так уж редки. Об этом свидетельствуют следующие факты:.
1) способность определенной части междометий вступать в синтаксические связи с другими словами: Мы могли бы получить ой какие увечья (Д. Бедный).Тьфу, тебе (Горький).-Айда Надежда Ивановна!Ура Надежде Ивановне! Господа! давайте покачаемте Надежду Ивановну на руках (Салтыков-Щедрин).Прочь свары, зависть, злость (Пушкин). В каждом приятном слове ее торчалаух какая булавка! (Гоголь).Ох ты какой!; О да!; О нет!:Ату его!;Ну тебя!;Шиш тебе!;Аида рыбачить!;Прочь от меня!;Брысь отсюда!;Шш там!;Долой войну!;
2) способность междометий субстантивироваться, употребляться в функции членов предложения:-Что ты...-не сдавалась старуха.-Молодость-то...ау! (сказ.). Он и сам понимал, что молодость-ау" (Караваева). Вот раздалосяау (подл.) вдалеке (Некрасов). Ты всего только-тьфу! (сказ.) (Достоевский). Скучно так, чтоой-ой-ой (сказ.) (Рылеев).
Эти свойства особенно характерны для побудительных междометий.
Междометия легко сочетаются с частицами:Ну же, Таня, говори (Горький).Ай да молодец! Частица может употребляться между повторяющимися компонентами междометия: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена! (Крылов). Ср. также: ну!,ну-те!, ну-те-ка!, ну-ка, брысыпе, айдате.
Наконец, междометия по различным каналам связаны с другими частями речи: именами существительными, глаголами, модальными словами, частицами. Так, из имен существительных в междометия перешли господи!, батюшки!, ужас!, глупости!, беда!, горе!, дудки! и др. В побудительные междометия перешли отдельные глагольные формы (формы повелительного наклонения): вали!, брось!, бросьте! (в значении довольно). В функции междометий выступают целые словосочетания: какие страсти!, черт возьми!, подумать только!, вот так клюква!, ну и ну!, вот тебе раз!, еще бы!, то-то!, вот тебе на! и др. И наоборот, отдельные междометные сочетания переходят в частицы, например: . ой ли? (выражает сомнение).
При переходе в междометия грамматические формы изменяемых слов утрачивают свое категориальное значение и грамматические признаки. Например, междометие вали! уже не обозначает процесса в том смысле, в каком употребляется глагол валить, не входит в систему форм этого глагола; слово батюшки! не обозначает лица, не склоняется.
Образование новых междометий вследствие перехода слов других "" частей речи или лексикализации их грамматических форм - основной источник пополнения состава междометий и в современном русском языке. Как отмечает В. В. Виноградов, «чаще всего новые междометия образуются посредством эмоционального изменения слов или форм, относящихся к знаменательным частям речи (ср. в современном просторечии: даешь! пока! определенно)» 1 .
Вторым важным источником пополнения междометий является синтаксис. С ним связано образование составных междометий (см. § 214) или устойчивых сочетаний с междометным значением.
Многие междометия в русский язык перешли из других языков. Из тюркских языков заимствованы караул!, айда! Из западноевропейских языков пришли марш!, ба!, ату!, фи!, тубо!, пиль!, апорт!, фу1, фуй!, фюить!, стоп! и многие другие.
Междометия и сами играют заметную роль в обогащении других частей речи. Так, междометия принимают участие в образовании глаголов суффиксальным путем: охать (ср. производные от него: оханье, заохать, наохаться, разохаться и др.), ахать (ср.: ахнуть, аханье, " заахать, взахаться, разахаться и др.), аукать(ся), нукать, айкать, " ойкать и др.
Строение междометий . По своему строению междометия делятся на первообразные (первичные) и производные, среди которых выделяются составные. Первообразные междометия состоят: 1) из одного гласного звука: а!, о!, у!, э!, и!; 2) из гласного и йота (]): ай!, ой!, уй!, эй!;
| 3) из гласного и согласного звука: ах1, ох!, ух/, эх!, их!, уф!; 4) согласного и гласного звука: ну!, ба!, хе!, фу1, фи!; 5) гласного, согласного и гласного: эге!, ого!, увы! и др.
Слова первых четырех групп легко удваиваются и утраиваются, в результате чего образуются обычно (но не всегда) новые междометия
с другими значениями. Ср: а! и а-а-а1; ай! и ай-ай-ай! Междометие ай! | выражает: 1) боль, испуг, страх и т. п.; 2) упрек, порицание, сожаление и т. п. Междометие ай-ай-ай! имеет другое значение: выражает неодобрение, упрек: - Ай,ай, ай! стыдись,- сказал Петр Иванович I (Гончаров). Такие междометия следует считать производными. Ср. также: э! и э-э! Простое междометие выражает недоумение, изумление, недоверие и т. п. чувства (Э, да это ты!), а также решимость, возражение на чужую речь (Э, нет, я не согласен!). «Удвоенное» междометие имеет другие значения: выражает заминку в речи от смущения, неожиданности и т. п., например: -Если вас только не стеснит... э-э... я позволю себе предложить вам место за своим столом (Куприн).
Производными являются также междометия, соотносительные со словами других частей речи. Ср.: батюшка! и батюшки им.. п. мн. ч. существительного батюшка), горе! и горе, помилуй! и помилуй (повелительная форма глагола помиловать) и т. п.
К составным относятся различные сочетания: скажи на милость! вот те раз!, вот еще!, была не была!, к черту!, вот так клюква!, вот так штука!, вот беда!, вот тебе раз!, наша взяла! и др.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
Звукоподражание как часть речи. Звукоподражания-это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными, предметами звуки: И черная кошечка лежит у нее под боком и мурлычет: - Мур... мур... мур.., (Чехов). Журавлям хорошо: поднялся повыше илети.-курлы-курлы-курлы (Б. Полевой).Ха-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха (Пушкин). Порою двухствольное ружье бухает раз за разом:бух-бух (Горький).Тук-тук раздалось у входа.
Значения звукоподражаний. Существует мнение, что звукоподражания - это вовсе не слова и потому не имеют лексического значения. А. М. Пешковский писал: «Не считаем мы также словами звукоподражания, вроде: .колокольчик,динь-динь-динь; Мужчина, что петух:кири-куку! мах-мах крылом и прочь (Пушкин). Здесь нет членения на звуки и значение, свойственные слову, так как здесь все значение в звуках». Действительно, в звукоподражаниях «все значение в звуках», но оно все-таки есть и выражено именно в звуках. Этим их значение и отличается от лексической семантики других слов. Звуковая оформленность, звуковая мотивированность лексического значения - специфическая черта звукоподражаний.
Общепринятые звукоподражания имеют постоянный фонемный состав: мяу (о кошке), кря-кря (об утках), гав-гав (о собаке), кукареку (о петухе), хрю-хрю (о свинье). Благодаря этому они одинаково понимаются всем коллективом говорящих на русском языке. Такие звукоподражания выступают в языке как полноценные слова. Здесь имеются в виду только звукоподражания, уже вошедшие в систему, ставшие фактом языка. Индивидуально-авторские новообразования часто отражают лишь субъективное восприятие звуковых явлений создателем таких слов, не соответствуют общеязыковым формам оформления звукоподражаний и не прошли еще проверку коллективным опытом, например: Тихий знакомый слышится звук:чХ«ррр, харрр. На подобных фактах нельзя решать (как это иногда делается) такие принципиальные вопросы, как: является ли словом звукоподражание, имеет ли оно лексическое значение, составляют ли звукоподражания самостоятельную часть речи и т. п.
Как коллективно осмысленные языковые знаки-слова, зоукоподражания находят отражение в толковых словарях.
Для носителей русского языка значение общепринятых звукоподражаний понятно и вне контекста. Так, любой владеющий русским языком без труда поймет, что выражают, например, следующие звукоподражания: а) кря-кря, ква-ква, мяу, кукареку; б) тик-так, тук-тук, пиф-паф, буль-буль, кап-кап; в) шу-шу-шу, ха-ха-ха, апчхи, топ- топ. и др.
В детской речи звукоподражания (не все) могут употребляться и как наименования тех животных и предметов, звуки которых они воспроизводят:Чик-чирик улетел.Хрю-хрю бух в лужу. |. Иди покормиму-у. Тик-так не трогай. Это вторичная функция звукоподражаний.
Грамматические особенности звукоподражаний. В грамматическом отношении звукоподражания близки к междометиям. В отличие же от них менее „привязаны" к интонации. Семантика звукоподражаний не находится в тесной зависимости от интонации, не требует жестового и мимического сопровождения, не вырастает из обстановки, контекста. Звукоподражания в сущности грамматически не изолированы от остальных слов. Они могут субстантивироваться и употребляться в функции подлежащего, дополнения и (особенно часто) сказуемого, например: Но бестолковая кукушка, Самолюбивая болтушка, Однокуку (доп.) свое твердит (Пушкин). Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышитсябу-бу-бу-бу (подл.) (Чехов).
В таких случаях они могут управлять другими словами, иметь при себе определение: своекуку (Пушкин); нерешительное ку-ку (Горький); Дятелтук-тук клювом; Слышутук-тук в дверь; А пес всегае дагае; На голову сверхукап-кап и т. п.
Связь звукоподражаний с другими частями речи. На базе звукоподражаний формируется сравнительно большой класс так называемых глагольных междометий: хлюп-хлюп, хруп, трах, трах-тара- рах, шлеп, квак, бульк и т. п.
Будучи полноценными словами, звукоподражания активно участвуют в словообразовании. Они существенно обогащают словообра зовательную базу глагола: шушукать (ср. производные от него: "шушукаться, шушуканье, зашушукать, пошушукать, прошушукать,пошушукаться, прошушукаться) и др.; похохотать, расхохотаться, нахохотаться, похохатывать, подхохаты-вать); и др.).
В области аффиксации словообразовательный потенциал звукоподражаний несравненно выше, чем у междометий, числительных, местоимений.
Итак, звукоподражания не только входят в систему языка, но и являются активной ее частью, обогащая ее словообразовательные ресурсы, фразеологические фонды, эмоционально-экспрессивные возможности.
ЛИТЕРАТУРА
Б ондарко А. В. Вид и время русского глагола. М., 1971.
Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.
Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.
Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
Виноградов В. В. Русский язык. 2-е изд. М., 1972.
Винокур Г. О. Форма слова и части речи в русском языке.- Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
Вопросы теории частей речи на материале языков различных типов. Л., 1968.
Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1. М.,1973.
Иванова В.Ф.Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1966.
Моисеев А. И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография.
Мучник И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М., 1971.
Никитович В.М. Грамматические категории в современном русском литературном языке. М., 1963.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. М., 1956.
Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 1-2. М., 1958; т. 4, вып. 2, М., 1977.
Русская грамматика. М., 1980, т. 1.
Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. М., 1968.
Современный русский язык / Под редакцией Белошапковой В.А. М., Высшая школа, 1989.
Современный русский литературный язык / Под редакцией Леканта П.А.М., Высшая школа, 1988.
Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях. Ч.2. Чеснокова Л.Д., Печникова В.С. Морфология. М.. Просвещение. – Владос. 1995.
Суник О.П. Общая теория частей речи в русском языке. М.-Л., 1966.
Супрун А. Е. Части речи в русском языке. М., 1971.
Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. М., «Просвещение», 1979.
Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык Ч.2. М.,1981.
Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка.
4-е изд. М., 1941.
Щерба Л. В. О частях речи в русском языке.- Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
По своему строению междометия делятся на первообразные (первичные) и производные, среди которых выделяются простые, т. е. состоящие из одного слова, и составные, т. е. состоящие из двух и более слов.
Первообразные – это междометия, не соотносительные в современном языке ни с одной частью речи. Это слова, состоящие, как правило, из одного-трех звуков: а, ага, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, ей-ей, гей, и. их, на (на карандаш), но-о. ну, о. ого, ой, ох, тпру, тю. тьфу, у, увы, улю-лю-лю, уф. ух, фи, фрр, фу, ха, хи, хо, цыц, э, эй. эх, эхм. К первообразным относятся также междометия типа ой-ой-ой, ай-ай-ай, т. е. образованные повтором первичного междометия (ср. с первообразными предлогами типа из-за).
Производные междометия генетически соотносительны с частями речи, существительными: батюшки, матушки, господи, боже, черт", глаголами:здравствуйте, пожалуйста, извините, пли (из пали), скажите, помилуйте; наречиями: вон, прочь, долой, полно, те, тш, ш-ш, цс (последние четыре междометия образованы из тише). К производным относят сочетания первичного междометия с частицей: ей-же-ей, ой-ли, да уж, ну уж, ну да, ну же.
К производным междометиям относят и заимствованные слова типа айда, алло, апорт, ату, пли, марш, ура, тубо и др.
К составным междометиям относятся такие сочетания, как боже мой, боже праведный, господи боже мой, боже упаси, упаси бог, господи помилуй, слава богу, черт побери, черт-те что, что за черт, черта с два, черт возьми, с ума сойти, поди ж ты, вот тебе на, вот тебе раз, вот то-то и оно, как бы не так, чтоб тебя.
Звукоподражания
К междометиям примыкает особая группа так называемых звукоподражательных слов. Это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом условно имитируют (условно воспроизводят) издаваемые человеком, животными, предметами звуки: мяу-мяу (кошка), гав-гав (собака), кря-кря (утка), га-га-га (гусь), кукареку (петух), хрю-хрю (поросенок), чик-чирик (воробей), тик-так (часы), кап-кап (о воде), пиф-паф (передается выстрел), апчхи (соответствует чиханию) и т. п.
В «Русской грамматике-80» звукоподражательные слова рассматриваются вместе с междометиями. Не отделял их от междометий и В. В. Виноградов. Они действительно похожи на глагольно-междометные формы: а) не имеют понятийной семантики: действие не называют, а изображают, причем изобразительная функция у звукоподражательных слов отражена уже в их названии; б) в предложении они также могут быть сказуемым (А кукушка ку-ку да ку-ку сутра до вечера);
в) могут предшествовать предложению, формируя особое (изобразительное) высказывание. Ср. 1 (глагольное междометие) Скок-скок-скок! Молодой дроздок по водичку пошел, молодичку нашел. 2 (звукоподражательное слово) Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха (Пушкин); Стрелка переползает десятую минуту и – тонк-танк – идет к четверти одиннадцатого (Булгаков).
Есть такие лексемы, которые одновременно могут быть поняты и как глагольное междометие, и как звукоподражательное слово. Таковы, например, бац, плюх, трах, хлоп, щелк. трресь: Бац. бац! раздались выстрелы (Чехов), Вдруг что-то: тррресь! (Чехов, пример из «Грамматики-80»), Ахилла меня за сюртук. Я повернулся... трах! пола к черту <...> (Лесков, пример В. В. Виноградова).
Однако полностью глагольно-междометные формы и звукоподражательные слова не совпадают. Прежде всего в отличие от глагольных междометий многие из них лишены экспрессивно-эмоциональной окраски. Звукоподражания могут сопровождать (и это не свойственно глагольным междометиям) образованный от них глагол, как бы воспроизводя названное глаголом действие: уточки закрякали кря-кря-кря, кошки замяукали мяу-мяу-мяу. собаки залаяли гав-гав-гав. Звукоподражательные слова, как и собственно междометия (но не междометно-глагольные слова), являются производящей базой для глаголов: чирик →чирикать, тик → тикать, мяу → мяукать, хрю → хрюкать, гав → гавкать и др. (ср. ой → ойкать, ах → ахать, тьфу → тьфукать). Подобно собственно междометиям, звукоподражательные слова могут субстантивироваться и быть в предложении подлежащим или дополнением: Из соседней комнаты доносится монотонное бу-бу-бу; Но бестолковая кукушка. Самолюбивая болтушка, одно куку свое твердит (Пушкин). Для глагольных междометий субстантивация в целом не характерна.
В детской речи некоторые звукоподражания могут выступать в номинативной функции и «употребляться как наименования тех животных и предметов, звуки которых они воспроизводят: Чик-чирик улетел. Хрю-хрю бух в лужу. Иди покорми му-у. Тик-так не трогай» .
Итак, звукоподражания являются словами, в которых есть и междометные и индивидуальные свойства. Это позволяет и объединять их с междометиями, и выделять в особый лексический разряд на периферии частей речи.
Звукоподражательные слова делятся на группы в зависимости от того, что они воспроизводят: 1) звуки людей, 2) звуки животных и птиц, 3) звуки явлений природы, 4) звуки, издаваемые предметами, 5) звуки, образуемые действиями человека.
По структуре звукоподражательные слова бывают одиночными и повторяющимися: Вот барыня в каракуле <...> Поскользнулась и бац! – растянулась (Блок); Бац-бац! В лесу стреляют; Кто-то едет в чистом поле. Колокольчик дин-дин-дин (Пушкин).
К междометиям звукоподражательные слова относятся на основе типологического сходства: они 1) не выражают понятий, 2) не имеют определенной грамматической оформленности, 3) в системе частей речи находятся на периферии.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты