Какая твердость металла у настоящего самурайского меча. Японские средневековые мечи: история, классификация и особенности изготовления
И невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.
Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.
Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.
В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси - от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.
Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.
Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.
Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).
История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.
Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам - даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.
Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.
В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.
Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» - собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.
Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.
Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.
Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.
Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.
Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.
Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.
Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.
Дай-сё
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
Катана
Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.
Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.
Тати
Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».
Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.
Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.
Нодати
Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"
Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Кодати
Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.
Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.
Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.
Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) - прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу - одно и то же.
Нагината
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.
Бисэнто
Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.
Нагамаки
Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.
Цуруги
Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.
Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.
Син-гунто
Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.
Сикомидзуэ
Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.
Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.
Давайте коротко определим общеизвестные факты, касающиеся технологии изготовления японского меча. Японский меч катана - самый известный в мире вид полноразмерного холодного оружия Дальнего Востока. Это - двуручный слабоизогнутый однолезвийный меч в деревянных ножнах, покрытых лаком, с длиной клинка около 70-80 см, оснащенный плоской съемной гардой и оплетенной шнуром рукоятью.
Техника изготовления катаны, в том виде как мы ее знаем, существует в Японии около тысячи лет. Пять основных школ кузнецов-оружейников Японии (существующих и сегодня) определили канонические пропорции, внутренние конструкции, особенности структуры металла клинков, а также методы их зонной закалки. Все это на протяжении многих веков проверялось практическим фехтованием, что, в конце концов, превратило этот меч в один из самых совершенных видов клинкового оружия в мире.
Здесь необходимо отметить тот факт, что мечом в Японии называют скорее сам полированный клинок, нежели весь меч в сборе. Такое, на первый взгляд, странное отношение, возможно, обусловлено тем, что технология сборки катаны предусматривает быструю замену не только рукояти в сборе, но и отдельных ее деталей. Но главным фактором, определившим непререкаемый приоритет клинка, без сомнений, является поразительная сложность и точность искусства его изготовления.
Детали украшения меча косирае "koshirae" (гарда - tsuba, элементы рукояти - fushi, kashira, menuki) существуют в качестве предметов коллекционирования, практически независимо от клинка. Это - совершенно самостоятельные произведения прикладного искусства, которые могут украсить практически любой меч (технология сборки позволяет подогнать практически любую деталь koshirae к любому клинку).
Исследуя технологические особенности изготовления катаны, углубляясь в созерцание этой красоты, необходимо сразу очертить уровень качества мечей, начиная с которого можно было бы говорить о катане, как об истинном произведении оружейного искусства. Не секрет, что сегодня в любом московском магазине сувениров вам предложат за US$100-300 «самую настоящую» катану, сделанную на ножевых фабриках Испании или Китая. Продавец со знанием дела объяснит, что клинок сделан из прекрасной нержавеющей стали, а болтающиеся ножны, пластиковая рукоять и штампованная оправа созданы в полном соответствии классическим японским техникам и относятся к такому-то веку, такому-то стилю... Ну, думаю, «испанскую Японию» комментировать не нужно. Однако рынок «халтуры» этим не исчерпывается. Множество, с позволения сказать, «катан» производится заключенными (специализированными российскими предприятиями) и оружейниками, вообще не придерживающихся каких бы то ни было традиционных японских технологий и правил. Грубо сработанные нержавеющие клинки, с нарисованным или травленной закалочной линией, посаженные на резьбу или эпоксидный клей рукояти, сабельные ножны с кольцами для подвеса. Все это сильно дезориентирует публику и, зачастую, отталкивает от темы японского меча начинающих коллекционеров современного авторского оружия.
Настоящий меч «высокого разбора», прежде всего, не терпит влияния высоких технологий. В нем не должно быть никаких новшеств, никаких изобретений, минимум отступлений от канона. Настоящий меч делается мастером не только на уровне знания технологии. Очень важно соблюсти атмосферу, дух самого процесса, внутренний настрой. Катана - не сувенир, и не парадное украшение, это грозное оружие настоящего воина духа. Все мастера, работающие над созданием высококлассного меча, вкладывают в него свою душу, опыт и кусочек собственной судьбы, или, говоря по-восточному, кармы. Отметим для себя, что настоящая катана создается несколькими профессиональными мастерами (независимо друг от друга), каждый из которых закладывает ее будущий уровень.
В настоящем мече нет незначительных мелочей. Важно из чего, как, кем, для чего и для кого он был сделан, какие особенности заложены в его конструкцию и украшения.Набор отличительных особенностей такого меча складывается из уровня мастеров и уровня примененных ими технологий.
Обязательными атрибутами высококлассной, настоящей катаны, - безусловно, являются:
* «узорчатая» (композиционная) сталь клинка, полученная ручной ковкой (с возможной выстроенной конструкцией элементов по сечению: обух, обкладки и лезвие могут быть выполнены из разных по химическому составу и структуре композиционных сталей);
* зонная водная закалка по лезвию, получаемая за счет обмазки части клинка специальным составом на основе глины, песка и древесного угля с множеством визуальных эффектов на переходных зонах между твердыми и мягким участками);
* ультратонкая ручная полировка клинка на камнях, без образования кромки (фаски) лезвия и без эффекта округления кромок граней (кроме того, такая полировка должна обеспечивать высокую степень остроты клинка, а также проявлять макроструктуру композиционной стали и линию закалки хамон "hamon" на абсолютно зеркальной поверхности);
* оригинальная конструкция и технология сборки меча (уплотнительное кольцо хабаки "habaki", гарда тсуба "tsuba" и рукоять тсука "tsuka" надеваются на клинок через хвостовик и крепятся «внатяг» одним штифтом мекуги "mekugi");
* художественно украшенный прибор отделки koshirae и ножны, выполненные по классическим правилам, в полном соответствии традиционной технологии сборки, должны нести в себе глубокую философскую идею и особую Прелесть эстетики Синто и Дзэн.
На эту тему, уважаемые читатели, можно говорить, без преувеличения, вечно. Отмечу только, что закалка катаны, безусловно, самая ответственная, рискованная и сложная операция, выполняемая при изготовлении меча, которая закладывает не только половину всех физико-механических свойств клинка, но и, фактически, определяет его эстетику. Ничто так не привлекает внимание в клинке катаны, как хамон "hamon".
Полировка клинка катаны
Полировщик японских мечей - отдельная и весьма уважаемая профессия. Уже несколько веков эта, в общем-то, утилитарная операция существует в Японии как высокое искусство. Цель полировщика - добиться абсолютно правильных форм клинка, зеркальной, чистой поверхности стали с видимым на ней «узором» (hada) и линией закалки (hamon), а также предельной остроты лезвия.
Все операции выполняются на специальных камнях за шесть-семь основных фаз (от более грубых камней к более тонким). В процессе полировки камни постоянно омываются водой, и на их поверхности от трения о металл образуются абразивные пасты.
Последние операции по выявлению хада "hada" и хамон "hamon" (hazui, jizui) производятся мелкими, тонкими камнями, удерживаемыми на полируемой поверхности большим пальцем. Для более яркого проявления структуры металла полировщик может по своему усмотрению провести операцию хадори "hadori" (слабое химическое воздействие на металл клинка), которая подчеркивает красоту металла и линии закалки, но не приводит к потере эффекта глубокого, полупрозрачного зеркала.
В среднем, профессионалу требуется от десяти до пятнадцати рабочих дней, чтобы отполировать новый клинок катаны. После завершения его работы специалисты и ценители могут увидеть все его сильные и слабые стороны. Скрытые дефекты проявятся так же, как и глубокие тонкие достоинства. До окончательной полировки оценить меч по-настоящему практически невозможно.
Высококлассный клинок катаны, после хорошей профессиональной полировки, несет в ce6ie массу информации. На нем обязательно видны hada и hamon. Причем, подделать такие эффекты кислотным травлением невозможно. Перед вашим взором откроется полная драматизма и тайны картина «замерзания» или, по-другому, «остановки» лезвия. Линия hamon - не статичная картинка. Это - своего рода фотография стремительного дыхания металла.
Увидеть же мелкий, муаровый «узор» на стали hada во всей его завораживающей красе без полировщика-профессионала вообще невозможно. Ни кислотное травление, ни электролиз не дадут вам увидеть эту голограмму Мироздания в зеркале. Описывать красоту hada на катане бессмысленно. Сфотографировать этот мимолетный ускользающий эффект тоже практически невозможно. Именно поэтому до сих пор в Японии принято не только фотографировать клинки для регистрации и оценки, но и зарисовывать их на бумаге. Человеческий глаз видит в зеркале клинка несоизмеримо больше, чем самая точная в мире фототехника.
Сборка катаны
Сборку катаны можно разбить на три больших этапа:
1. Изготовление уникальных деталей, которые изготавливаются для одного строго определенного клинка:
* уплотнительное кольцо хабаки (habaki) служит для обеспечения плотного вхождения клинка в ножны и фиксации в них за счет трения (выковывается из меди, серебра или золота прямо на клинке для обеспечения максимального прилегания кольца к клинку, после выколотки кольцо опиливается и спаивается; хабаки (habaki) может быть украшено гравировкой, инкрустацией и аппликацией драгоценными металлами);
* деревянные ножны сая "saya" (склеиваются из двух половин, каждая из которых подгоняется к клинку и к habaki по профилю и толщинам практически без люфтов, в последующих операциях покрываются лаком и оснащаются различными элементами и деталями);
* деревянная основа рукояти тсука "tsuka", технология изготовления которой схожа с технологией изготовления ножен, только в данном случае между двух дощечек врезается хвостовик меча (в последующих операциях оклеивается шкурой ската или акулы и перевязывается специальным шнуром тсукайто "tsukaito" из хлопка, шелка или кожи);
* металлические кольца, плотно фиксирующие гарду между habaki и рукоятью сеппа (seppa) и устраняющие люфты, могут быть изготовлены из меди, бронзы, серебра или золота.
* гарда (tsuba) - самый значимый и сложный элемент прибора меча, может быть украшен гравировками, инкрустациями, таушировкой, лаками, эмалями, патинированием и многими другими техниками (материалом для tsuba может служить кованное железо или сталь, литая бронза, shakudo (бронза с добавкой серебра и золота), серебро, медь и комбинации указанных материалов);
* кольцо, прилегающее к гарде фути "fushi", навершие касира "kashira" и парные элементы, вплетаемые под шнур оплетки (menuki) изготавливаются по тем же принципам, что и tsuba, дополняя и расширяя ее образный ряд.
3. Сборка, подгонка и лакирование ножен:
* операция сборки рукояти включает в себя следующие действия: наклеивание шкуры ската или акулы (same), подгонка и установка элементов koshirae, tsuba и sepра, завязывание узлов тсукамаки "tsukamak"i шнуром с фиксацией на рукояти менуки "menuki" и kasira;
* установка упрочняющих и функциональных элементов на ножны (могут выполняться из различных металлов, черного рога или твердых пород дерева);
* изготовление специальных пазов в ножнах и установка в них миниатюрного ножа (козука kozuka, для срезания и правки шнуров доспеха) и заколки для волос (когаи "kogai", для завязывания и развязывания тугих узлов на доспехе);
* лакирование ножен (в состав лака могут входить самые разнообразные наполнители, такие как семена растений, пыль металлов, порошки из яичной скорлупы, цветного камня и т.п., кроме того, между слоев лака могут быть использованы, в качестве элемента аппликации, шкура ската, вставки ценных пород дерева, кусочки тканей и кожи).
Изготовление элементов оправы рукояти катаны
Как уже говорилось, элементы оправы катаны могут существовать как самостоятельные произведения искусства. Изготавливаются они, как правило, отдельно от клинков, отдельными мастерами, принадлежащими своим школам и творческим мастерским.
Существует множество техник изготовления koshirae. В древности детали оправы, особенно tsuba, часто изготавливались из кованого железа. Украшены такие детали были весьма скупо, в основном перфорацией, но сами символы и композиции на этих старых деталях отделки поражают своей лаконичностью и оригинальностью.
В более позднее время, примерно с конца XVI в., весьма распространенным стал метод бронзового литья с последующей сложной доработкой методами гравировки, таушировки, аппликации различными металлами и сплавами, травления и лакирования.
Существует множество старинных приборов отделки, выполненных методом литья серебра, напайки элементов драгоценных металлов на сталь, аппликацией шлифованной шкуры ската. А также всевозможными комбинированными техниками, с использованием не только металлов, но и кости, кожи, дерева, эмали...
Но не будем останавливаться на технике исполнения koshirae более подробно. Дело в том, что даже самое поверхностное освещение этой темы займет без преувеличения 200-300 страниц печатного текста (без учета иллюстраций).
Для тех, кто хочет серьезно изучить эту тему (и вообще все темы, касающиеся катаны), настоятельно рекомендую прочитать книги А.Г. Баженова «История японского меча» и «Экспертиза японского меча», а также шестой номер серии «Шеврон» под названием «Японский меч» (автор К.С. Носов).
Металлургия японского меча
После краткого знакомства с технологией изготовления и конструкцией катаны, позвольте, уважаемые читатели, предложить вашему вниманию некоторые мои предположения относительно металлургии японского меча.
Я и мои коллеги из мастерской «ТеГ-зиде» («Железный клык», мастерская японского меча Сергея Лунёва) постарались понять причину возникновения своеобразно мелко муарового «узора» hada на классических клинках древности.
Исследование: «муар японской стали»
Изучая на протяжении последних пяти лет образцы старинных японских катан (XIV - XVI вв.), мне пришлось обратить внимание на особую волокнисто-муаровую структуру стали их клинков. На поверхности клинков, при 4,5-10-кратном увеличении, четко видны тончайшие следы кузнечной сварки. Казалось бы, все понятно: мы имеем дело с классической технологией так называемой «дамасской стали».
Однако получить такой узор hada методом послойной сварки разнородной стали невозможно. Совершенно иной характер структуры.
При более детальном изучении старинных японских мечей (из частных коллекций) в металлографических лабораториях выяснилось, что структура их клинков фрагментарно волокнистая, т.е. образована за счет соединения методом кузнечной сварки множества фрагментов, имевших первоначально волокнистую структуру.
Указанные волокна состоят из по-раз-ному науглероженных и по-разному легированных фрагментов стали. Между самими волокнами периодически прослеживаются следы сварочных швов. Плотность волокон поражает: в отдельных участках клинка (у кромки лезвия), по-видимому, она может доходить от 100 до 300 волокон на квадратный миллиметр среза (т.е. до 500000 волокон на срезе клинка)! К сожалению, нам никто не разрешил разрезать клинок и точно подсчитать волокна, впрочем, работников музея и коллекционеров можно понять. При дальнейшем исследовании было установлено следующее:
* сами волокна имеют перемежающуюся структуру, с изменением окраса при травлении азотной кислотой от светло-серого цвета до практически черного (т.е. волокна неоднородны по химическому составу);
Волокна сгруппированы в группы двух уровней, т.е. с одной стороны мелкие волокна собраны в подобия пучков или связок (1 -й уровень), с другой же стороны эти пучки образуют сильно деформированные (расплющенные) группы, выстроенные слоями (2-й уровень);
Обнаружено, что границы между волокнами на микроскопическом уровне имеют два основных типа: кузнечный сварочный шов, с остатками неметаллических включений (1-й тип), и диффузионная сварка на молекулярном уровне без видимых следов включений неметаллов (2-й тип);
Каждое волокно неоднородно по химическому составу, и может неоднократно менять окрас при травлении от светлого к темному по всей своей длине.
Получить более подробную информацию о структуре и химическом составе исследуемой волокнистой стали станет возможным только, применяя методы изучения материала, допускающие механическое и электроэрозионное разрушение образцов (клинков).
Итак, через некоторое время нам стало понятно, что муаровый узор - это волокно, выстроенное послойно. Естественно, сразу же возникли вопросы. Делают ли в Японии сегодня такие клинки? Что за технология или метод позволяют получить такую макро- и микроструктуру стали? Как такая структура влияет на качественные характеристики клинка?
Начнем по порядку
В Японии лучшие современные мастера-кузнецы и сегодня добиваются такого же эффекта. Это подтверждается множеством подробных фотографий современных мечей, выкованных такими грандами как, например, Есиндо Есихара. Не на всех, но на многих его мечах четко видна волокнисто-муаровая структура металла . Так что на первый вопрос можно смело ответить утвердительно. Повторюсь еще раз, подобные клинки можно встретить только у лучших японских мастеров современности. Это важный момент, который поможет нам разобраться с «загадкой» муарового волокна более основательно.
Теперь о способе получения волокнистой стали по-японски. Цель - получить не просто волокнистую, а ультратонкую структуру с перемежающимся (неоднородным) волокном, выстроенную в двух уровнях (продольном и послойном), соединенные между собой одновременно кузнечной и диффузионной сваркой.
Создание волокнистых структур в стали решается (и весьма успешно) много веков, многими мастерами во многих странах. Самым известным сегодня стал метод так называемого мозаичного Дамаска. Суть этой технологии в том, что набранный из стальных полос (квадратный в сечении) пакет проковывается, сваривается и протягивается опять в квадратное сечение. Затем брус рубится или режется на равные отрезки, из которых опять набирается квадратный в сечении пакет (2 на 2 или 3 на 3 или более). После чего указанные операции циклично повторяются. Набрав таким образом нужное количество волокон, кузнец закручивает пакет и нарезает его поперек бороздками 3-8 мм. Дальнейшая проковка в полосу и шлифовка «поднимает» на поверхность мозаичный узор стали, образованный поперечными срезами волокон.
Поперечный срез бруска мозаичного Дамаска представляет собой выстроенное определенным образом волокно. Восемь сварок пакета 2 на 2 по этому методу дадут брусок, содержащий около 65000 волокон. A 10 сварок - уже более 1 миллиона волокон!
На базе этого метода нами было создано несколько клинков катан, в которых приняли участие известные кузнецы-оружейники Москвы и Тулы.
Существенным отличием от японского варианта можно считать отсутствие эффекта перемежающейся структуры волокна. Узор вышел мелким, четким, очень красивым и плотным, но без знаменитого японского муара. Клинки получились достаточно прочными и ударновязкими, однако классическая зонная закалка выявила hamon без четко выраженной переходной зоны nioi, и более того, закаленная зона проявила контраст hada что нежелательно с эстетической точки зрения. Короче, получилось очень хорошо, но не совсем то, что искали.
Приемов получения волокнистой стали существует множество. Шутки ради могу предложить еще один, только что пришедший на ум, весьма нерациональный метод. При сварке пакета Дамаска (после набора 100 слоев) нарезать на нем бороздки вдоль протяжки перед каждой последующей сваркой. Продольные нарезы «поднимут» на поверхность поперечные срезы слоев, которые при цикличном повторении этих операций образуют волокно. Потери металла при таком способе будут огромны, да и волокно получится «разнокалиберным» и уж конечно совершенно однородным. Но чем не метод? Жаль, что в России неважно дела обстоят с интеллектуальной собственностью, а то можно было бы запатентовать. Впрочем, шутки в сторону.
И все же, как делается классическое муаровое волокно по-японски? Обратимся к первоисточникам: книгам об искусстве изготовления японского меча, изданным в Японии и США. Весь процесс описан во множестве книг от начала и до самого конца. Для нас же наиболее интересным, без сомнения, будут материалы из книги авторитетнейшего кузнеца-оружейника современной Японии г-на Есиндо Есихара «Craft of the Japanese Sword».
Надо сказать, японские мастера очень умело прячут самые важные технологические нюансы в обилии весьма зрелищных и колоритных, но все же второстепенных или общеизвестных фактов. Многие важные моменты вообще отсутствуют. Оно и понятно, секреты мастерства для того и существуют, чтобы их оберегать. Не буду лукавить, я бы тоже не хотел раскрывать абсолютно все, что удалось понять и чему я смог научиться, но, на мой взгляд, технология японского муара заслуживает того, чтобы чуть приоткрыть эту завесу таинственности. Думаю, что многие любители японских мечей и коллекционеры будут более уважительно относиться к катане, если узнают больше о подобных «секретах древности».
Итак, самое интересное было «спрятано» буквально на самом видном месте. Начнем с ковки (кузнечной сварки) стали клинка.
Описывая процесс складывания пакета, мастер Есиндо в своей книге приводит схему, где, правда, без особых комментарий показан один весьма любопытный и существенный прием, с помощью которого и получается продольно-волокнистая структура стали. Это - поворот пакета на 90° вокруг оси протяжки, и дальнейшая сварка и складывание в перпендикулярной плоскости. Поворачивают пакет, набрав в первичной плоскости не менее 200-500 слоев. После поворота и дальнейшего набора слоев пакет начинает дробиться по принципу шахматной доски и набирает волокна, образующиеся на пересечениях первичных и вторичных слоев.
Надо сказать, что, как и все технологии древности, этот метод получения волокна оказался значительно эффективнее и проще, нежели более поздние изобретения кузнецов. К сожалению, и я вынужден был сначала, так сказать, «изобрести велосипед», т.е. «открыть заново» этот метод, прежде, чем понял, что он уже давно опубликован во множестве книг по японскому мечу, и все это время буквально маячил у меня перед глазами. Вот так еще раз приходится убедиться, что самые важные (и простые) секреты хранятся на самом видном месте, но не раскрываются нам, пока мы сами не поймем их значения.
Однако одного описанного выше приема недостаточно для получения японского муара. Помните? Мы условились, что найдем способ получить перемежающееся (не однородное) волокно. Вот теперь мы подходим к самому интересному, и, вместе с тем, самому спорному. Чтобы не утруждать вас описанием своих многочисленных экспериментов и опытов, изложу только суть тех методов, результаты которых оказались весьма похожими на «японский муар» периода Koto.
Метод первый (традиционный, подробно описываемый японскими мастерами)
Получив сыродутную сталь, разобьем ее в плоский, пористый блин. Закалим его на воду, после чего разобьем хрупкую перекаленную сталь на небольшие фрагменты (от половины до трети спичечного коробка). Соберем из этих кусочков пакет (назовем его первичным пакетом), выстроенный на малоуглеродистой лопатке. Для этого выложим плоские обломки в 5-7 слоев. После проковки, сварки и протяжки получаем полосу квадратного сечения со стороной 15-20 мм.
Нарубив из этой полосы прутки длиной 50 - 60 мм, выложим из них вторичный пакет для того, чтобы затем сварить его в волокно (по методу, изложенному выше). Весь «секрет» в этом методе заключается в том, что бруски необходимо располагать поперек линии протяжки пакета. Зачем? Затем, что при дальнейшей сварке и протяжке в волокно сварочные швы первичного пакета, образованные заваренными порами и сварками обломков между собой, сильно растянутся поперек (и внесут хаос сварочного шва во всю длину каждого из волокон!), сделав, таким образом, наше волокно сильно неоднородным.
Если использовать переплавленную в горне на древесном угле сталь (У7, У8, сталь 45 и 65Г), результат удовлетворит большинство коллекционеров и мастеров фехтования. Однако до лучших образцов XIV-XVI вв. этим методом явно не дотянуться. Судя по всему, авторы многочисленных книг об изготовлении японских мечей «рассекретили» для нас технологию получения стали для ординарных, хотя и очень качественных традиционных клинков.
Метод второй (более современный и менее традиционный)
Сварим первичный пакет из 9 пластин стандартной прокатной стали (У 10 и стали 45). Наберем методом кузнечной сварки 54 слоя (9x2x3) и протянем его в полосу квадратного сечения. Далее все по первому методу (бруски, вторичный пакет, волокно). «Секрет» данного метода заключается в том, что бруски (выстроенные поперек пакета) должны быть сориентированы так, чтобы их плоскости со сварочными швами оказались повернутыми перпендикулярно (навстречу) к плоскости бойков молота. Результат будет практически тем же, что и в первом методе, разве что из-за более четкого контраста металла количество волокон вторичного пакета должно быть большим. Кроме того, сталь получается более капризной при закалке и сварке, но, пользуясь этим методом, кузнец может обойтись обычными марочными сталями, не выполняя операцию орисиганэ "orishigane" (переплавка стали в горне).
Метод третий (попытка вскрыть следующий пласт тайны японского муара)
Для следующего способа получения японского муара нам потребуется.» булат! Несколько слов о том, причем здесь вообще булат и что за следующие пласты тайны. Дело в том, что традиционная японская сталь tamahagane, сваренная в большой (не домашней) печи tatara, из-за долгого остывания большой массы расплава содержит в себе значительную часть дендритных кристаллов. Собственно говоря, дендритная структура и является основным фактором, определяющим булат. Поэтому можно смело предположить, что в сердцевине слитка тамахаганэ "tamahagane", называемый кера "kera", содержится значительный объем литого булата. Во ногих японских и американских книгах о технологии изготовления японского меча показаны фотографии kera На этих фотографиях отчетливо видны крупные дендриты. Так что этот «секрет» тоже из разряда общедоступных.
Видимо, единственной страной, традиционно изготавливающей булат без применения тигля, следует считать Японию. В роли тигля здесь выступает сама масса периферийного металла, смешанного с углем и шлаком. Это очень по-японски: практично, эффективно и обманчиво просто.
С помощью этого метода мы сможем выполнить еще один пункт в технологии древних кузнецов: диффузионная сварка между отдельными группами волокон. Булатные волокна, образованные за счет деформации (протяжки) дендритных кристаллов не имеют между собой кузнечных сварочных швов. Именно эту картину мы наблюдали при исследовании металла старинных японских клинков.
Итак, возьмем пористые слитки литого булата с содержанием углерода 0,8-1,3% без особых легирующих добавок (разве что, не помешал бы какой-нибудь катализатор: молибден, ванадий, тантал и т.п. не более 0,5%). Сварим их в грубое волокно (12 на 4) и... поразимся полученному результату! Характер узора, цветность, контраст, а при закалке и hamon - получатся очень похожими на японский муар, но все же несколько крупновато. Набирание большего количества волокон приведет к потере муара и превратит нашу сталь в красивое, плотное и, к сожалению, слишком однородное волокно.
Несомненно одно: присутствие дендритных структур в первоначальном пакете приблизило нас к разгадке. По многим параметрам (окислительные процессы при разогреве, чистота сварочного шва, температура сварки и многое другое) именно булат показал то, о чем писали легендарные кузнецы Японии в своих трактатах и книгах.
Немаловажным моментом для понимания значения булатной составляющей в tamahagane является тот факт, что после завершения плавки в татара "tatara" (в Японии сегодня действует только одна такая печь) представители пяти основных японских школ кузнецов тщательно отбирают и распределяют между собой куски от kera. Этот процесс окружен завесой тайны и происходит без присутствия посторонних. Что ищут патриархи в этой куче металла? Осмелюсь предположить, и мое мнение по этому вопросу только укрепляется нашей многолетней практикой и научными исследованиями, что они ищут булат, отдельные фрагменты которого скрываются в тоннах пористой стали.
Нужно ли говорить, что лучший металл достается только лучшим мастерам школ, к числу которых принадлежит и упоминавшийся нами Есиндо Есихара (школа Bizen).
Метод четвертый (ключ к пониманию или незавершенный эксперимент)
Причина исчезновения муарового эффекта при увеличении количества волокон по третьему методу кроется, по-видимому, в том, что дендриты протягиваются вдоль пакета и истончаются (становятся невидимыми глазу), в то время как на передний план выходят относительно яркие и толстые сварочные швы. В двух первых, описанных выше, методах мы стремились растянуть сварочные швы поперек пакета. Давайте сделаем то же самое с кристаллами булата.
Приступим: осаживаем булатный слиток по вертикали и протягиваем его в перпендикулярной плоскости так, чтобы его донышко и верхушка стали левой и правой сторонами полосы. Протягиваем полосу квадратного сечения, рубим на бруски и складываем из них первичный пакет. После проварки первичного пакета, набираем до 20 слоев, и после поворота на 90 , еще 16-32 слоя.
Итак, что мы получили?
* послойно выстроенное волокно;
* диффузионную и кузнечную сварку в одном пакете;
* перемежающиеся волокна.
Внешне металл получился еще более похожим на японский муар, прекрасно калится, позволяя достичь множества старинных эффектов на hamon, прекрасно держит удар и вообще очень хорош и очень близок к классике, но все же что-то выдает в нем новодел. Необходимо провести эксперименты по подбору химического состава начальной стали (булата). Видимо, придется добавить всевозможный металлургический «мусор», поиграть с лигатурой, флюсом и т.п., но этот эксперимент еще не завершен.
В начале разговора об исследовании японского муара мы задали себе вопрос: как влияет волокнистая структура стали на качество клинка катаны? Исходя из опыта практической эксплуатации волокнистых клинков мастерской, Tetsuge в российских клубах laido (японское искусство владения мечом), можно с уверенностью сказать, что волокно обеспечивает ощутимо большую i прочность и надежность клинка по сравнению со слоистыми и гомогенными сталями. Режущие характеристики неоднородного волокна вообще вне конкуренции. На этом примере лишний раз можно восхититься японским умением сочетать красоту и практику.
Практика и красота булата в катане (продолжение поиска в чистом булате)
Вот уже около пятнадцати лет я занимаюсь исследованием булата. Правда, с годами работы в этой области меня все чаще посещает одна мысль: чем больше я узнаю о булате, тем меньше знаю о нем. Что ж, все и начиналось ради процесса. Думаю, любые результаты всегда останутся промежуточными фазами некоего бесконечного эксперимента. Булат уже давно стал для меня не целью, не идеей и не мечтой, а скорее особой атмосферой, в которой я привык работать и думать.
Япония же - моя давнишняя любовь, возникшая в моей душе гораздо раньше иных привязанностей. Этой первой любви было отдано немало драгоценных дней юности в dodzo (зал для занятий боевыми искусствами), библиотеке и в лесу во время по-японски простого и по-юношески категоричного «созерцания» природы. Увлечение Японией «заразило» меня эстетикой и практикой Дзэн, позже - индийской философией и культурой Индии, полюбив которые, я воспринял европейскую философию, герметизм и алхимию.... Но как бы ни складывалась жизнь дальше, Япония, наверное, уже навсегда останется для меня любимой, зовущей сказкой.
Рано или поздно два этих пути должны были пересечься. Так появились клинки катан, выкованные из литого булата, на хвостовиках которых аккуратно выводятся иероглифы Tetsu (железо, железный) Ge (в сочетаниях - клык).
Это название я придумал по аналогии с любимым в детстве мультфильмом «Маугли». Помните, с каким восхищением и трепетом берет Маугли в руки старинный кинжал? Как благоговейно произносит его имя: «Железный зуб»? Каллиграфическое написание этих иероглифов, ставшее нашей подписью, принадлежит кисти нашего товарища и моего коллеги по Институту Твердых Сплавов (ВНИИТС) Борису Анатольевичу Устюжанину, который в совершенстве знает китайский язык, и вообще, - человек неординарный и знающий. Пользуясь случаем, хочу еще раз сказать ему спасибо.
С годами мое отношение к булату, мечам и Японии не изменилось. Я также, как и герой любимого мультфильма, трепетно отношусь к клинку. Надеюсь, это ощущение не пройдет никогда. В этом плане мне очень бы не хотелось стать «циничным профессионалом», лучше уж всегда оставаться искренним любителем.
За три-четыре года до образования мастерской Tetsuge мной неоднократно предпринимались попытки создать клинок катаны из булата. Обучаясь по ходу дела премудростям закалки и подвигая своего отца к изучению японской полировки, я хорошо понимал, что для катаны нужен особый, специально для нее сваренный булат.
Водная закалка стала настоящей преградой на этом пути. Классический булат иранского типа с 1,5-2% углерода не выдерживал такой жесткой операции. Слишком много и слишком быстро выпадал мартенсит. При закалке клинки гнуло чуть ли не в колесо, и они разламывались чуть ли не на тысячи частей. Закалка же в масло, во-первых, не отвечала моим внутренним потребностям (не по-японски, т.е. не по-настоящему), а во-вторых, линия hamon получалась лишенная той красоты, которая так прельщает ценителей всего мира.
На пути к «японскому булату» мною было опробовано множество хитрых приемов и методов, включая и такие фунда ментальные, как термодинамический удар в стали (закалка со скачкообразно изменяемой скоростью охлаждения). Получались по-своему очень красивые и качественные вещи, однако себя не обманешь, это было не то, о чем мечталось.
Итак, в 2001 г., вследствие возобновления работ по легированию булата молибденом с одновременным понижением содержания углерода до 0,6-0,8%, удалось получить заново булат, получивший «фирменное» обозначение М-05 или по-домашнему - «Эмка». Почему пришлось открывать его заново? Дело в том, что в свое время из-за глупой, в общем-то, ошибки на стадии полировки и кислотного травления похожий сплав был «списан» нами в брак.
Существенным отличием «Эмки» от всего, что делалось мною раньше, можно считать три его важных свойства:
* способность выдержать закалку с первой водной фазой, затем масло (на первой фазе образуются все знаменитые эффекты hamon, в то время как вторая, масляная фаза предохранят клинок от чрезмерных механических нагрузок);
* способность к кузнечной сварке (причем свариваемость происходит на довольно-таки низких температурах 900-1100°С);
* сохранение булатного «узора» даже при многократных нагревах до сварочных температур и выше (до 1200°С).
Был получен материал, с которого, собственно, и началась «наша Япония» от Tetsuge. «Эмка» может выступать в разных ролях: в качестве tamahagane (если плавка велась с большим количеством флюса и специально внесенных в тигель шлаков); в качестве прослойки между слоями сыродутной стали; и, наконец, самое важное - в качестве естественного, природного волокна, из которого отковывается клинок.
Цельнокованный клинок катаны из булата М-05, с применением некоторых хитрых (да простят меня читатели, секретных) приемов ковки, позволяющих получить подобие сварочных швов на всю глубину полосы, безусловно - лучшее, на сегодняшний день, чего нам удалось достичь в «японской теме».
Основной причиной, по которой был приостановлен эксперимент, описанный ранее как «метод четвертым», стал прорыв в расковке М-05, открывший гораздо более заманчивые перспективы, нежели все перечисленные выше методы.
Прочность булатного клинка всегда поражала воображение, однако, если этот клинок - катана с зонной закалкой, начинаются просто какие-то чудеса! Получив первые удачные образцы цельных булатных «японских» клинков, я и мои коллеги быстро убедились, что традиционные методы тестирования на прочность уже не годятся, нужно изобретать что-то пожестче.
По этой новой для нас технологии было изготовлено несколько мечей, которые одно время составляли цельную коллекцию и были показаны широкой публике в ноябре 2004 г. в ЦДХ на выставке «Клинок - традиции и современность». Сейчас некоторые из них тестируются опытными мастерами laido и Kendo. Пока что мы получаем от них только положительные отзывы.
Один из клинков уже начал порождать легенды (подарен нами в 2004 г. мастеру японского фехтования Федору Алексеевскому). За свою короткую жизнь он уже успел побывать и в руках похитителей и на оценке японских профессионалов, и на приемах в посольствах... А недавно какой-то не слишком деликатный посетитель выставки в Воронеже взял да и разрубил им (без спросу) пополам дюралевый профиль витрины вместе со стеклом, при этом не причинив клинку никакого ущерба. Так что, похоже, и в случае с катаной булат стремится занять лидирующее, если не сказать господствующее положение. Легенды накапливаются, а тесты продолжаются.
Последние образцы клинков позволяют предположить, что уже в ближайшем будущем нам может «покориться» водная (без масляной фазы) закалка литого булата. Кто бы мог такое предположить еще пять лет назад! Структура стали hada, с каждым экспериментом, приближается к знаменитому «японскому муару». Однако, несмотря на все эти, возможно весьма условные, успехи, я уверен, что и этот результат не станет последним. Как уже было сказано, процесс для нас, все же, важнее любых результатов, а загадок на этом длинном пути становится только больше. Что же, тем интереснее.
Вместо заключения
В исследовательской, или отчетной, части данной статьи мы познакомились всего лишь с одним, очень узким (хотя, и важным) аспектом технологии изготовления клинка катаны. Волокнистая сталь - далеко не единственная «загадка» японских клинков высшего уровня.
Подумайте, как много тем для изучения предстает перед настоящим коллекционером! Жесткий, отшлифованный временем, канон не только не превратил катану в мертвое искусство, но скорее наоборот, открыл через нее путь к познаванию бесконечности глубин совершенства.
Откровенно говоря, сейчас мы больше заняты иными темами. Работая над катанами мы скорее просто отдыхаем душой от изнурительных поисков и экспериментов. Но вот однажды, совсем недавно, позвонили друзья-соратники из «Гильдии мастеров-оружейников» и попросили написать о японских мечах. Манящая, прекрасная и непостижимая, Япония опять напомнила о себе. Разве можно было ей отказать?
Во всяком случае, я попытался показать неисчерпаемость этой мудрой, древней, но вместе с тем вечно юной и современной красоты. Как учит нас Дзэн, мы постарались внимательно присмотреться к песчинке на берегу, чтобы через это мимолетное созерцание мысленно заглянуть в глубины океана.
Хотелось бы, чтобы на фоне этой бездны, мои, не всегда удачные, скромные опыты вдохновляли начинающих мастеров-оружейников к самостоятельному творческому поиску. Поиску, основанному не только на любознательности и самолюбии, но и на трепетном, уважительном отношении к древним культурам и их знаниям.
Катана неисчерпаема. Так много особенностей и премудростей соединил в себе этот удивительный меч! Мы совершенно опустили тему конструкции клинка, который по классике должен состоять из разнородных частей (лезвие, обух, боковые обкладки), не рассматривали процесс закалки. Прошли мимо секретов приготовления защитных флюсов, подготовки среды закалки и методов правки клинка, а также его отпуска и полировки. Тема изготовления оправы катаны, искусство лаковой росписи ножен, символизм и мистицизм японского меча, внутренняя философия образного ряда koshirae и многое другое требует отдельного обстоятельного разговора.
Может быть, в другой раз...
. Родился в 1968 г. В 1989-1991 гг. изучал структуры литого булата на кафедре металловедения МАТИ. В 1991 -1995 гг. - частные исследования технологии получения литого булата «иранского» типа. В 1995-2001 гг. - практические эксперименты и производство литого булата на промышленном оборудовании предприятий твердосплавной промышленности. 8 2001-2004 гг. в ранге заместителя директора ВНИИТС (Всероссийский научно-исследовательский институт твердых сплавов и тугоплавких металлов) занимался изучением физикомеханических, химических и электромагнитных свойств литого булата.
Участие в выставках:
- «Наши имена» в Государственном историческом музее в Москве, 1998 г.;
- «Клинки России-2000» в Оружейной палате Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»;
- «Шедевры и раритеты клинкового оружия» в Военно-морском музее в С.-Петербурге, 2004 г.;
Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.
Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.
Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.
История меча катана
Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.
Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.
Ношение катаны
Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.
Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.
Владение катаной
Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.
Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.
Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:
- Дзедан — меч находится на верхнем уровне
- Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
- Гэдан — меч находится на нижнем уровне
Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.
Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:
- Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
- Тюдан — средний уровень
- Окудэн — закрытый уровень
В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.
Как достигается особая острота Катаны?
Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.
В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.
Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.
Самурайский меч катана в наше время
Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.
Очень часто можно встретить вопрос: «Что такое катана?». Многие интересующиеся не могут найти разницу и считают, что это простой На самом деле катана - очень интересное и непростое оружие, которое необходимо знать немного лучше.
Отличие
В японском языке это слово используется для обозначения формы с одним лезвием. Катаной можно назвать клинок любого происхождения, но она имеет некоторые отличия:
- Одно лезвие.
- Тонкость.
- Квадратная или круглая конструкция защиты руки.
- Рукоять имеет достаточную длину, позволяющую держать меч двумя руками.
- Очень высокая острота.
- Клинок имеет особенный изгиб, который упрощает разрезание.
- Большая разновидность клинков.
История создания
Для того чтобы в полной мере ответить на вопрос, что такое катана, необходимо изучить появление легендарного меча. Клинок был придуман как конкурент прямому тати и берет свое начало в период Камакуры.
В те времена, чтобы выиграть бой, хватало доли секунды. Поэтому катана получила широкое распространение за счет скорости при вынимании из ножен.
Длина меча практически не изменялась. Она стала немного меньше в XV веке, но к концу XVI столетия снова вернулась к своим размерам (70-73 см).
Сегодня настоящие катаны - это серьезное оружие, которое имеет убийственную остроту.
Изготовление
Чтобы понять, как сделать катану, следует внимательно изучить процесс ее изготовления. Он состоит из большого количества этапов:
Использование и хранение
Настоящие катаны являются грозным оружием. Они отличаются уникальной остротой и требуют очень аккуратного обращения. Существует несколько техник фехтования для этого клинка.
- Кэндзюцу. Приходится на IX век и совпадает с появлением отдельного класса воинов в Японии.
- Иайдо. Эта техника основана на внезапных атаках и молниеносных контратаках.
- Баттодзюцу. Акцент ставится на обнажение меча и отражение удара во время быстрого обнажения.
- Iaijutsu. Основана на приемах вытянутой руки.
- Синкэндо. Наиболее молодая техника, появившаяся в 1990 году.
Хранить клинок необходимо только в чехле и в определенном положении, при котором лезвие направлено вверх. При долгом неиспользовании клинок следует отполировать, покрыть маслом и пудрой. Меч не любит долгое хранение, поэтому его необходимо периодически доставать.
Связав воедино все рассмотренные положения, можно ответить на вопрос, что такое катана. Это мощное и грозное оружие, которое в умелых руках может стать смертельным для любого человека. Требуется внимательно относиться к мечу, а также понимать, что без опыта и мастерства он может не только поранить, но даже покалечить простого человека.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты