Как мы ни бились отличить. Смотреть что такое "не отличить" в других словарях
- Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.
- Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:
- При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть... (т.е. должен упомянуть), нельзя не сознаться... (т.е. надо сознаться).
- В вопросительных и восклицательных предложениях частица не
примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не
, кто не
, кто только не
, где не
, где только не
, чем не
, чего не
, чего только не
и т.п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не
- ли
, например:
Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов).
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин).
Чем ты не молодец? (Пушкин).
Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов).
Да не изволишь ли сенца? (Крылов).
- В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду ;
- Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не , чуть ли не , вряд ли не , обозначающих предположение, далеко не , отнюдь не , ничуть не , нисколько не , вовсе не , обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок , чуть ли не в пять часов утра , отнюдь не справедливое решение , вовсе не плохой товар , далеко не надёжное средствo ;
- Частица не
входит в состав сочинительных союзов:
не то
;
не то - не то
;
не только - но
;
не то что не - а
;
не то чтобы не - а
,
например:
Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин).
Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся (Чехов).
У партизан были не только винтовки , но и пулемёты (Ставский).
- Частица ни
употребляется для усиления отрицания, например:
Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов).
На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев).
Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев).
В деревне теперь ни души: все в пoлe (Фадеев).
- а) Частица ни
употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например:
Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин).
Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин).
Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков).
Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).
- б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места , ни шагу далee , ни слова и т.п.
- в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто , никого (ни у кого) и т.д.; ничто , ничего (ни до чего ) и т.д.; никакой , никакого (ни у какого ) и т.д.; ничей , ничьего (ни у чьего ) и т.д. и наречий: никогда , нигде , никуда , ниоткуда , никак , нисколько , нипочём , ничуть , а также в состав частицы -нибудь .
- г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мёртв; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т.п.
Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например:
Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов).
Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного друга (Пушкин).
Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов).
Я не знаю ни кто вы , ни кто он (Тургенев).
Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни :
Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни , кто бы ни , что ни , что бы ни , как ни , как бы ни , сколько ни , сколько бы ни , куда ни , куда бы ни , где ни , где бы ни , какой ни , какой бы ни , чей ни , чей бы ни , когда ни , когда бы ни и т.п.
Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло , откуда ни возьмись , во что бы то ни стало и т.п.
Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чём , остался ни с чем , пропал ни за что .
«Как мы ни бились…»
Бывая на собраниях литературных объединений, гостиных, клубов Ижевска, я заметила интересную особенность в выступлениях поэтов и прозаиков, посещающих такие собрания: отсутствие элементарных знаний по теории стиха и общим особенностям произведений словесного искусства и присутствие непоколебимой уверенности писать как пишется, уверенности., основанной на том, что все написанное – плод «божественного вдохновения», «космической энергии», это «надиктовано свыше».Стойкость убеждения, что писать стихи могут все, кто буквы знает, особенно забавно проявляет себя в полемике, когда предлагаешь оппоненту сыграть на рояле, а он. не подозревая, что выставляет ослиные уши, конечно же, говорит, что не умеет. Понятно продолжение мысли: стихи писать можно сразу, не мороча себе голову умением и обучением. Оставим в стороне вопросы одаренности, поэтического таланта, чувства ритма, чуткости к слову звучащему.Оставим, потому что для тех, кому эти вещи даны, быть может, действительно неактуальны вопросы теории стиха. Но почему они неактуальны для тех, кто «ямба от хорея» не только не отличает, но и чуть ли не гордится этим, как орденом? Вот, дескать, да, не умею отличать, но пишу же, три сборника издал! Это воинствующее невежество неопасно для русской поэзии, опасно для самих невежд. На подобные заявления можно ответить одним: и очень жаль, что не отличаете! Ведь все отличие, если на то пошло, заключается всего лишь в ударении на первом или втором слоге. Ларчик просто открывался. Это арифметика. Продолжая аналогию с математикой, хотелось бы спросить авторов, дающих своим опусам жанровые обозначения: сонет, ода, - возможно ли изучение интегральных уравнений теми, кто алгебру не изучал и этим гордится?
Цель сравнения с музыкой и математикой заключается прежде всего в уточнении позиции: не в ямбе и хорее дело, важно убеждение в том, что творчество идет об руку с наитием, вдохновением, а знание здесь неуместно и даже лишает необходимой прелести порыва, эмоционального подъема.
Картина вдохновенного творчества вызывает в памяти страницы из романа Виктора Пелевина «Ампир В26
«…Но через несколько минут у меня начала чесаться кожа между пальцами, а потом захотелось писать стихи. Я взял ручку и блокнот. Но желание, к сожалению, не означало, что у меня открылся поэтический дар; строчки лезли друг на друга, но не желали отливаться во что-то законченное и цельное.
Исчеркав полблокнота, я родил следующее:
За калину твою,
За твой пиленый тендер с откатом,
За твой снег голубой,
За мигалок твоих купола…
После этого вдохновение вдруг наткнулось на непреодолимый барьер. Вступление подразумевало какое - -то ответное « я тебе…»А с этим было непросто. Действительно, думал я, пытаясь взглянуть на ситуацию глазами постороннего, - что, собственно. « я тебе» за пиленый тендер с откатом? Приходило в голову много достойных ответов на народном языке, но в стихах они неуместны.
Я решил, что поэтический эксперимент на этом закончен и встал с дивана. Вдруг у меня возникло ощущение какой – то назревающей в груди счастливой волны, которая должна была вот – вот вырваться наружу и обдать сверкающей пеной все человечество. Я глубоко вздохнул и позволил ей выплеснуться наружу. После этого рука моя написала:
My sister, do you still recall
The blue Hasan and Khalkin – Gol?
И это было все. Напоследок только хлопнуло в голове какое – то бредовое трехступенчатое восклицание вроде «хлобысь хламида хакамада», и лампа музы угасла».
Отмечу в скобках несчастную судьбу вынесенных в название строк Пушкина, не единственных, свободно толкуемых вне контекста: « Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», - сказано, как известно, не о поэте. В романе в стихах « Евгений Онегин» это сказано о герое, о его легковесном и поверхностном(в традициях дворянского образования того времени) знании из всех областей. Автор «Евгения Онегина» отнюдь не призывает всех причастных к поэтическому творчеству к невежеству, не ставит отсутствие необычайно простых, как дважды два, знаний по поэтике, условием вдохновения и создания истинно лирических строк. Мне приходилось видеть на стене маникюрного салона строки из того же произведения Пушкина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», - с указанием автора строк. Я думаю, не нужно объяснять, что Александр Сергеевич не призывал посещать маникюрного мастера, да и вообще здесь комментарии излишни.
Убеждение в том, что знать теорию стиха не нужно, легко опровергнуть обращением к наследию лучших поэтов России, оставивших глубокие теоретические работы. Это и Гумилев, и А.Белый, это интереснейшие исследование «поэт о поэте»,проникающие в самые «тайны ремесла»:Ахматова о Данте, Цветаева о Пушкине и др. При этом мы говорим об одареннейших авторах, воистину писавших « под диктовку»!И не в вину в отсутствии знаний узких, специальных(чем отличается антиспаст от хориямба), а знаний необходимы, элементарных, которые позволят скорректировать ритмические погрешности из – за отсутствия природного восприятия звучания стиха, не в вину ставим мы своим оппонентам. В формальном отношении(исключая лиризм) ритмика прежде всего создает стих, недаром английский просветитель семнадцатого века Джон Локк писал в одной из своих работ: «Неправильная постановка ударения в стихе должны навлекать суровое наказание плеткой на благонравного и прилежного мальчика так же неизбежно, как злостный проступок - на упрямого и испорченного ослушника». Наказывать плеткой мы не будем, да и делать сие надо было в детстве, а вот с убеждением., что стих « деревенеет».когда автор его считает слоги и ударения, необходимо поспорить. К тому же не оставляет меня каверзный вопрос: а не был ли стих и до этого деревянным?
Автор этих строк предложила всем желающим приходить в библиотеку для пополнения своих знаний о стихосложении. В течение 2011 года в Центре удмуртской культуры и краеведческой литературы – библиотеке имени В.Азина собирались от трех до пятнадцати человек. информация для слушателей была строго отобрана, она была тесно связана с практикой художественного творчества. Это не цех, где обучают ремеслу.Скорее. это клубное собрание. на котором кипели споры (и еще долго продолжались о «вреде» сухой теории!),на котором обязательно звучали стихи участников встреч. Да и примеры (если позволяла тема)были подготовлены из личных сборников, из коллективных сборников литературного объединения «Прикосновение» (руководитель Васильев Леонид Петрович.ИжГТУ),этих сборников уже издано одиннадцать. Начло все же не обошлось без пресловутого ямба и хорея, поскольку говорить о свободном стихе, сочетающем,например, анапест и хорей, без арифметики все же затруднительно, да и в русской поэзии, достижениями которой мы справедливо гордимся, 85 % стихов написаны ямбом. Конечно, посвятили занятия видам рифм, способам рифмовки, строфике(акростих, фигурные стихи, венок сонетов, одиннадцатистишная строфа Лермонтова).Все эти вопросы представляются многим самыми важными, да и участники встреч в азинской библиотеке на вопрос об отличии стихов от прозы в первую очередь, к сожалению. называют рифму и размер(не ритмику даже).Быть может, поэтому такие горячие споры вызвала тема об отличии стихов от прозы. Отражение мира в стихах и прозе, изображение человека в стихах в отличие от прозы не является аргументом в отстаивании своей точки зрения, а наличие ритма в прозе (помимо собственно стихотворений в прозе) представляется маловажным.
Это вызывает особенное сожаление, потому что во время такого системного курса прозвучали и темы о художественном пространстве и времени, о лирическом герое, о тропах и фигурах, о выразительных возможностях русской фразеологии, лексики, о словарном богатстве русского языка.
Меньше всего схоластика витала в библиотеке: использование венка сонетов показано на примере опубликованного в сборнике «С юбилеем, институт!» венка сонетов Л.Васильева, ритмическая организация стиха на примере стихов В. Правилова, Р.Семакина и др., лирический герой стихотворения на примере стихов А. Хамитова, герой лирического стихотворения – на стихах С.Арсентьевой(у авторов в каждом случае бралось разрешение).Конечно, не для всех тем можно подобрать иллюстративный материал из стихов участников литературных клубов, но примеры на использование архаизмов и омонимов, синонимов и профессионализмов приводились из поэтических произведений. Каждый из посещавших встречи в библиотеке унес целую папку материалов. Пусть она лежит без движения, в конце концов не в ямбе и хорее дело и не в умении их друг от друга отличать. Мне представляется гораздо глубже корень этой проблемы, и лежит он в прошлом веке. Разрыв многих традиций привел к тому, что врачи не собирали медицинскую библиотеку, а учителя покупали вместо текстов произведений так называемые методички, по которым можно провести «хороший « урок. Удивительно ли, что человек имеет небольшой интерес к тому, чем он занят не «профессионально» (на службе, за зарплату), а в часы досуга, любительски? Для меня лично это неразрешимая загадка: как не иметь самого широкого интереса к тому, чему посвящаешь именно досуг, чем занимаешься с интересом, не считаясь с недостатком времени, усталостью и прочим? Коренное отличие области знаний от области творчества является значительным, как мне кажется, только в начале, а в дальнейшем творческое познание мира и создание стихов о познании мира и людей сближаются.
Конечно, далеко не все участники литобъединений пишут собственно стихи, как пишет их Валерий Килеев. Другие пишут творческий дневник, дневник духовного развития в стихотворной форме (Геннадий Русских). Я высоко ценю человека, который посвящает досуг и недосужее время творчеству. Считаю глубоко, принципиально неверным отграничение так называемых самодеятельных от профессиональных поэтов. Само прилагательное так и отдает советским новоязом. Если стихи хорошие и если будут у них читатели, то и смысла на подобное деление нет. Время рассудит. Но избегать, как черт ладана, знания поэтики, считая, что это обеспечит не формальный, сухой, а истинно творческий подход к написанию стихов – поэзия шаткая, уязвимая.
Здравствуйте уважаемые.
Продолжем с Вами читать вместе "Евгения Онегина". В прошлый раз остановились вот тут вот:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
То, что Евгений не мог отличить ямба от хорея говорит о том, что все-таки в его образовании были пробелы, а главное, он был чужд стихосложению, и всего того, что с ним связано. И ямб и хорей - это стихотворные размеры. Ямб - самый простой размер, который широко и всячески распространенный. Это двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Вот пример пятистопного ямба:
Волчица ты! Тебя я презираю!
К Птибурдукову ты уходишь от меня!
У Хорея же, ударение идет на первый слог. Пример:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное
метрические стопы
Кто такой Гомер, я думаю, объяснять не надо (Его фамилия не Симпсон - сразу же говорю), а вот с Феокритом, думаю, знакомы немногие. Тоже грек, тоже поэт, который прославился своими идилиями. Я более подробно узнал о нем, когда был на прекрасном греческом острове Кос, где и творил этот поэт при храме Асклепия. И знаете, проникся. Место там такое, правильное…
Феокрит на Косе
Адам Смит - это фактически пророк и апостол современной экономической теории. Если у Вас в ВУЗе была экономика - вы читали работы этого шотландца. Ну хотя бы работу «О богатстве народов», которая была крайне популярна в те времена. Евгений, прочел оную (причем естественно на французском, ибо английский был не в чести) - и стал себя считать видным знатоком и учить отца.
Адам Смит
Кстати, судя по всему название этой книги Пушкин обыграл намеряно «мог судить о том как государство богатеет". Простой продукт - это земля, и это уже теории французских экономистов того времени. Тут Пушкин нам, видимо показывает, этакий конфликт более эрудированного сына с более патриархальным отцом. Но по сути, никакого конфликта нет,ибо автор иронизирует, называя Евгения «глубоким» знатоком. Да и мог ли юноша, поверхностно нахватавшийся знаний в основах экономики помочь избежать разорения своему отцу? Нет конечно, только в теории.
Но давайте процитируем на сегодня последнюю часть.
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
Овидий.
В общем, был Онегин не только сибарит и ленивый белоручка, но и коварный соблазнитель. О чем мы еще убедимся позже. Не только любитель, но и настоящий профи:-)
Не все знают, кто такой Назон, но уж точно хоть раз слышали имя Овидий. Это один и тот же человек. Полное имя Публий Овидий Назон. Древнеримский поэт и острослов, один из самых известных и популярных, живший на рубеже 1 века н.э. Если не читали его метаморфозы - очень советую. И интересно, и они выступили примером для подражания для кучи авторов. Тот же Пушкин, насколько я знаю, очень любил и ценил Овидия. Науку страсти нежной он воспел, скорее всего, в другом своем известном крупном произведении «Науки любить». Или быть может в любовных элегиях.
Это я обнаружил, читая "Науку любви" в книге Издательства «Янтарный сказ», Калининград, 2002
При императоре Августе, фиг его знает почему, крайне популярный поэт был сослан в ссылку в Причерноморье в город Томы (ныне Констанца). Прикол в том. Что никакая это не Молдавия, а Добруджа, и более того, этот город на берегу моря, а не в степях. Бывшему в Кишиневе в ссылке Пушкину, сие абсолютно четко известно. Зачем он допустил осознанную ошибку - неясно. Хотя, смотря на его оценки по географии в Лицее, может быть ошибка была и неосознанная:-)
Продолжение следует…
Приятного времени суток
ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ
§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни . Частицы эти различаются по значению и употреблению.
1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.
Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:
а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть... (т. е. «должен упомянуть» ), нельзя не сознаться... (т. е. «надо сознаться» ).
б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не – ли , например: Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин). Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов). Да не изволишь ли сенца? (Крылов).
в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду .
г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не , обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не , обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средствo .
д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а , например: Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин). Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов). У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский).
2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов). На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев). Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев). В деревне теперь ни души: все в noлe (Фадеев).
Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов). Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга (Пушкин). Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов). Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).
Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни :
а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).
Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.
Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.
б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.
в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто , никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть , а также в состав частицы -нибудь .
Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за что .
г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.
1.2.2. Каким предстает внутренний мир героя стихотворения А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.
V Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. VI Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale, Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха. Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли: Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. VII Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог. VIII Всего, что знал еще Евгений, Пересказать мне недосуг; Но в чем он истинный был гений, Что знал он тверже всех наук, Что было для него измлада И труд, и мука, и отрада, Что занимало целый день Его тоскующую лень, - Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон, За что страдальцем кончил он Свой век блестящий и мятежный В Молдавии, в глуши степей, Вдали Италии своей. |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.
*** О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Вино и страсть терзали жизнь мою... И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. |
А. А. Блок
1.1.1. Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?
1.2.1. Какую смысловую нагрузку несут многоточия в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»?
Пояснение.
1.1.1. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.
1.2.1. Использование многоточия в художественном тексте является одним из синтаксических средств выразительности. В стихотворении Блока многоточие используется четырежды.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою... -
многоточие означает недосказанность о жизненных перипетиях, выпавших на долю героя в «страшном мире».
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою... -
многоточие возникает, чтобы показать невозможность возвращения в прошлое. Герой вспоминает это прошлое и надеется быть услышанным.
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Опять многоточие. На сей раз как окончательное осознание того, что любимая не вернется. Его зов останется без ответа.
Пояснение.
1.1.2. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.
1.2.2. Любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты