История создания легендарной «Катюши. Катюша: Величайшее оружие Второй мировой войны
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Подъельск
«Катюша» - оружие Победы
Исполнитель: Королёв Адриан
Ученик 5 класса
Руководитель: учитель истории
Падалко Валентина Александровна
Подъельск
2013 г.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Первый бой «Катюши»…………………………………………………….......4
2.Создание «Катюши» …………………….………...…………………………4-5
3. Почему называется «Катюша»………………………………………………..5
4. «Катюши» на фронте …….………………………………………………….5-6
Заключение…………………………………………………………………….......7
Источники…………………………..…………………………………………......7
Приложения……………………………………………………………………..8-9
Введение
Актуальность темы:
На разгадку тайны «Катюши» были брошены лучшие немецкие ученые оружейники. Работавшие над захваченными русскими реактивными снарядами немецкие ученые не могли никак понять принципа ужасного огневого воздействия. Им так и не удалось решить «загадку «Катюши» до самого конца войны. Реактивный миномет "Катюша" является ярким символом Победы.
Объект исследования : история реактивного миномета - «Катюши»
Предмет исследования : создание и участие в Великой Отечественной войне реактивных минометов «Катюши».
Цель исследования : узнать о реактивных минометах «Катюшах»
Задачи исследования :
1.Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
2.Оформить результаты исследования в форме презентации и исследовательской работы.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ, обобщение;
1.Первый бой «Катюши»
Впервые во время войны "Катюши" вступили в бой 14 июля 1941 года. Батарея капитана Ивана Андреевича Флерова одним залпом уничтожила несколько эшелонов с топливом, боеприпасами и бронетехникой на станции Орша. Станция буквально перестала существовать. В дальнейшем капитан Флеров погиб после того как его часть попала в окружение. Бойцы реактивной батареи подорвали машины и стали прорываться из "котла". Капитан получил тяжелое ранение и скончался. Однако тогда в 1941 году он написал в рапорте: "Сплошное море огня". Этот первый бой показал высокую эффективность нового оружия. «Катюша» на все последующие годы войны стала грозой для врага.
Эффект для находившихся там немецких войск, только что захвативших станцию Орша, оказался просто ошеломительным - им показалось, что накрыл чудовищный смерч, оставлявший после себя смерть и огонь. Хваленные гитлеровские вояки, победным маршем двигавшиеся вглубь советской территории, срывали с себя знаки отличия, бросали оружие и бежали в тыл - подальше от ужасного русского чудо-оружия. В то утро под Оршей немцы потеряли до батальона пехоты.
Почти сразу же фашистское руководство начало охоту за русским чудо-оружием. Гитлер требовал как можно скорее оснастить свою армию подобными «автоматическими многоствольными огнеметными пушками».
Какое новейшее оружие навело ужас на врага?
2.Создание Катюши
Реактивные снаряды для «Катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев. В 1938-1941 годы А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. 25 декабря 1939 г. реактивный снаряд М-13 и пусковая установка, позднее получившая название "Боевая машина 13" (БМ-13) были одобрены Артиллерийским управлением Красной Армии. БМ-13 была принята на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». БМ-13 заряжалась 16 реактивными снарядами калибра 132 мм. Залп выполнялся в течение 15-20 секунд. Дальность стрельбы – 8-8,5 км. Скорость БМ-13 по хорошей дороге достигала 50-60 км/ч. За час одна боевая машина могла сделать 10 залпов и выпустить 160 снарядов. Экипаж состоял из 5 - 7 человек: командир орудия - 1; наводчик - 1; водитель - 1; заряжающий - 2-4.
После осмотра образцов ракетного оружия Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей. За три с лишним года произвели почти 30 тысяч «Катюш» и 12 миллионов реактивных снарядов
3.Почему называется «Катюша»
Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Вот одна из них - по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Докладывая в штаб о выполнении Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично». Значение только что придуманного кодового слова в штабе батальона поняли, и слово это пошло сначала в штаб дивизии, а потом и в штаб армии. Так после первого же боевого применения за установкой БМ-13-16 закрепилось название «Катюша».
Н аиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна).
4.Катюши на фронте
Легендарные "Катюши" во время Великой Отечественной войны участвовали во всех крупных операциях.
Реактивная артиллерия использовалась для усиления стрелковых дивизий, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в бою.
В сентябре 1943 года в полосе целого фронта - 250 километров во время артподготовки было израсходовано 6000 реактивных снарядов.
В конце июля у станицы Мечетинская боевые машины столкнулись с главными силами 1-й немецкой танковой армии генерал-полковника Эвальда Клейста. Разведка донесла, что движется колонна танков и мотопехоты. Когда появились мотоциклисты, за ними машины и танки, батарейными залпами колонна была накрыта на всю глубину, подбитые и дымящиеся машины останавливались, на них, как слепые, налетали танки и сами загорались. Продвижение противника по этой дороге приостановилось. Группа капитана Пузика за два дня боёв уничтожила 15 вражеских танков и 35 автомашин.
Залпы "Катюш" возвестили о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом.
В 1945 году во время наступления советское командование стягивало на один километр фронта в среднем, 15-20 боевых машин реактивной артиллерии. Традиционно "Катюши" завершали артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Зачастую после нескольких залпов "Катюш" пехотинцы входили в опустевший населенный пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления.
«Катюши» успешно применялись до самого окончания Великой Отечественной войны, заслужив любовь и уважение советских солдат и офицеров и ненависть фашистов. Она стала одним из символов победы.
Заключение.
Выводы.
Таким образом, занимаясь исследовательской работой по данной теме, мы узнали, что во время Великой Отечественной войны применялось самое совершенное оружие – реактивные миномёты - «Катюши»;
Именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша»;
Они стали на всё время войны грозным оружием для врага.
Результаты исследования.
Собранный материал может использоваться на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Источники.
1.Катюша (оружие) - http://ru.wikipedia.org/
2. Боевые реактивные пусковые установки "Катюши"- http://ria.ru/
3. Катюша - http://opoccuu.com/avto-katusha.htm
Приложение
Владимир Андреевич Артемьев – конструктор БМ-13 (боевая машина 13)
Одна из первых установок «Катюши»
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-8
Реактивные снаряды БМ-8
Командир батареи «Катюш» капитан И.А. Флёров.
В состав БМ-13 "Катюша" входят следующие боевые средства:
- Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1);
- Реактивные снаряды.
Катюша ракетная установка - Тактико-технические характеристики
Реактивный снаряд M-13 |
|
Калибр, мм |
|
Масса снаряда, кг |
|
Масса БЧ, кг |
|
Масса взрывчатого вещества, кг |
|
Дальность стрельбы (максимальная), км |
|
Время производства залпа, сек |
|
Боевая машина МУ-2 |
|
Масса БМ, т |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
Число направляющих |
|
Угол вертикального обстрела, град |
от +4 до +45 |
Угол горизонтального обстрела, град |
|
Расчет, чел. |
|
Год принятия на вооружение |
Первая батарея Катюш
Первая батарея полевой реактивных минометов Катюша, отправлена на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года. Командир первой батареи Катюш - капитан И.А.Флеров. Батарея состояла из семи установок БМ 13 Катюша. Первый залп Катюши прогремел в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года. Батарея обстреляла железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем Советскими эшелонами с топливом. Сделано это было чтобы горючее не досталось наступающим гитлеровским войскам.
История Катюши
Отличная эффективность действий капитана И. А. Флерова с его установками Катюша. И сформированных а последствии еще семи точно таких батарей послужили толчком к быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения БМ Катюша. Через несколько месяцев, примерно с осени 1941 года на фронте несли службу 45 дивизионов трех-батарейного состава по четыре системы Катюша в батарее. Для их оснащения в течении 1941 года было изготовлено 593 системы Катюша БМ-13. По мере поступления орудия Катюша формировались полки реактивной артиллерии. Каждый состоял из 3х дивизионов, вооруженных установками реактивного залпового огня БМ-13 и одного зенитного дивизиона. В каждом полку насчитывалось 1414 человек личного состава, 36 зенитных установок Катюша, и 12 зенитных 37-ми мм. пушек. За один залп полк выпускал 576 снарядов 132 мм калибра. Один залп уничтожал боевую технику и живую силу на площади примерно 100 гектаров. Такие полки имели официальное название – Гвардейские минометные полки артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
Оружие Катюша – алтарь победы. Создание Катюши.
В 1937 году на вооружение авиации были приняты 82-ух мм реактивные снаряды РС-82 и в 1938 году 132-ух мм реактивные снаряды РС-132. Главное артиллерийское управление ставит задачу разработки полевой системы залпового огня на основе этих боеприпасов.
В полном соответствии с заданием через год, летом 1939 года был разработан осколочно-фугасный снаряд, в дальнейшем названный М-13. В сравнении с авиационным предшественником этот снаряд имел большую дальность полета, и гораздо большую боевую часть. Снаряд также имел более аэродинамические параметры, что позволило добиться большей точности попадания.
Также была разработана многозарядная самоходная пусковая установка. Первый вариант был создан на базе грузовика ЗИС-5 и назван МУ-1. С декабря 1938 года по февраль 1939 года проводились полигонные испытания, которые выявили не полное соответствие требованиям. С учетом ошибок была создана новая пусковая установка МУ-2. Этот вариант в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением на полигонные испытания. Спустя два месяца испытаний, было заказано еще пять пусковых установок для проведения уже войсковых испытаний. Еще одну установку заказало для использования в системе береговой обороне Артиллерийское управление военно-морского флота.
21 июня 1941 года произведена демонстрация БМ Катюша руководству ВКП(б) и Советскому правительству. Буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, принято решение о налаживании серийного выпуска реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13.
Производство происходило на 2ух предприятиях, на московском заводе «Компрессор», и воронежском заводе им. Коминтерна. Основным заводом по выпуску реактивных снарядов являлся московский завод им. Владимира Ильича.
В связи с тем что в ходе войны в срочном порядке на нескольких других предприятиях было развернуто производство пусковых установок, в конструкцию вносились различные изменения. Из-за этой причины в войсках насчитывалось порядка десяти модификаций пусковой установки БМ-13. Это затрудняло обучение личного состава, и вносило ряд неудобств в эксплуатацию. В апреле 1943 года на вооружение принимают унифицированную, пусковую установку БМ-13Н.
Происхождение названия установки Катюша
Существует порядка шести версий происхождения названия миномета Катюша. Самым распространенным, но и возможно самым не точным является происхождение от ставшей популярной перед войной песни Блантера Матвея Исааковича на слова Михаила Исаковского - «Катюша».
Известная фраза: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая камнями и палками» принадлежит Альберту Эйнштейну. Пожалуй, всем понятно, что имел ввиду великий ученый.
Процесс развития и совершенствования вооружений, идущий нога в ногу с достижениями науки и техники, ведет, в конечном счете, к массовому уничтожению людей. Каким может быть итог афористично объяснил отец «теории относительности». О чем тут можно спорить…?
Но вот парадокс. Понимая, что любое оружие предназначено для уничтожения человека (глупость про летальное и не летальное повторять не стоит) люди с уважением сохраняют память об отдельных его видах.
«Оружие победы»: танк Т-34 или реактивная установка «Катюша».
Кто не слышал о трехлинейке Мосина или знаменитом пулемете Максим. Разве не заслуженно носят звание «Оружие победы» танк Т-34 или реактивная установка «Катюша». Все так. И пока «голуби мира» уступают «ястребам», оружие будут производить.
Как создавалось оружие Победы
Реактивные снаряды, принцип действия которых основан на пороховых ракетах, пытались использовать во многих армиях е ще в XIX веке. Более того, к концу позапрошлого столетия от них, как от неэффективных, даже отказались. Обосновывалось это следующим:
- существовала опасность поражения своего личного состава при несанкционированном взрыве таких снарядов;
- большое рассеивание и недостаточная точность стрельбы;
- небольшая дальность полета, практически не отличающаяся от этого показателя у ствольной артиллерии.
Причиной недостатков было использование некачественного ракетного топлива. Черный (дымный пороха) не подходил, а другого и не было. И почти на полвека о ракетах забыли. Но как выяснилось, не навсегда.
В Советском Союзе к работам по созданию новых снарядов приступили в начале 20-х годов. Возглавили этот процесс инженеры Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев.
к концу года после многочисленных испытаний для авиации были созданы 82-х и 132-х миллиметровые снаряды системы воздух-земля
Результаты испытаний они показали неплохие. Дальность полета составила 5 и 6 км соответственно. Но большое рассеивание сводило эффект выстрела на нет.
Как и в других сферах жизни страны, многие инженеры и конструкторы — авторы новых видов вооружения, испытали на себе «прелести» репрессий. Тем не менее в 1937-38 гг. были разработаны и приняты на вооружение для бомбардировочной авиации реактивные снаряды РС-82 и РС-132
Одновременно велась работа по созданию аналогичных боеприпасов, но для артиллерии. Наиболее удачным вариантом оказался модифицированный РС-132, который стал называться М-13.
После проведенных 21 июня 1945 г. очередных испытаний, новый снаряд М-13 отправили в серийное производство. Соответственно начали производить и пусковые установки БМ-13 — оружие победы «Катюша».
Военная машина Катюша БМ-13 с пусковой установкой
Первым укомплектованным новыми системами подразделением, прибывшим на фронт, стала батарея, в составе 7 пусковых установок на базе грузовиков ЗиС-6. Командовал подразделением капитан Флеров.
Первый залп Катюша произвела 16 июля 1941 г. по железнодорожному узлу станции Орша, где находилось большое количеству вражеских войск. Эффект оказался впечатляющим. Взрывы и пламя уничтожили все. После нанесения первого сокрушительного удара Катюша стала главным оружием ВОВ.
Успешные результаты применения реактивных минометов (вслед за подразделением капитана Флёрова, были сформированы еще 7 батарей) способствовали наращиванию темпов производства нового вооружения.
Уже к осени 1941 г. оборонная промышленность смогла поставить на фронт около 600 БМ-13, что позволило сформировать 45 дивизионов. В составе каждого три батареи по четыре пусковые установки. Эти подразделения укомплектовывались боевой техникой и личным составом в первую очередь и на 100%.
Позднее началось реорганизация реактивной артиллерии, объединившая отдельные дивизионы в полки. Полки были четырех дивизионного состава (кроме трёх реактивных был один зенитный дивизион). На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток (37 мм калибра).
На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток.
В штатном расписании каждого полка было 1414 человек личного состава. Сформированным полкам сразу же присваивали звания гвардейских и их официально называли полками гвардейских минометов.
В ходе войны для создателей реактивной артиллерии, несмотря на достигнутые результаты, неизменными сохранялись боевые задачи: добиться увеличение дальности стрельбы, усилить мощность боевой части ракеты, повысить точность и кучность ведения огня.
Для их решения одновременно велись работы и по усовершенствованию ракетного заряда, и по увеличению боевых возможностей ракетного снаряда в целом. Наряду со снарядами, принятыми на вооружение еще до войны, был разработан и начал серийно выпускаться вариант М-31.
БМ-13 на Студебекере
Характеристики реактивных снарядов
Параметры | M-13 | М-8 | M-31 |
Масса корпуса ракетного двигателя, кг | 14 | 4,1 | 29 |
Внутренний диаметр корпуса, мм | 123,5 | 73 | 128 |
Толщина стенки корпуса, мм | 4 | 3,5 | 5 |
Диаметр критического сечения сопла α кр, мм | 37,5 | 19 | 45 |
Диаметр соплового раструба α а, мм | 75 | 43 | 76,5 |
Отношение α а /α кр | 2 | 2,26 | 1,7 |
Критерий Победоносцева | 170 | 100 | 160 |
Плотность заряжения, г/см 3 | 1,15 | 1,0 | 1,0 |
Коэффициент массового совершенства двигателя α | 1,95 | 3,5 | 2,6 |
Показатель интенсивности двигателя β, кгс.с/кг | 95 | 55 | 70 |
Немцы ужасно боялись этого нашего смертоносного оружия, называя его «сталинскими органами». Реактивные снаряды чаще всего применяли для подавления наступающего противника. Обычно после нанесения ракетного удара пехота и танки прекращали движение вперед и долго не проявляли активности на данном участке фронта.
Поэтому и не нуждается в объяснении стремительное развитие реактивной артиллерии в ходе войны.
пусковых установок и 12 млн. ракетных снарядов выпустила оборонная промышленность страны в период с 1941-1945 год
Основная масса установок базировалась сначала на автомобилях ЗиС-6, а после поставок по «ленд-лизу» на американских машинах «Студебекерах». Использовались и другие транспортные средства: мотоциклы, аэросани, бронекатера, железнодорожные платформы и даже отдельные виды танков. Но БМ-13, «Катюша» была самой эффективной установкой.
Секрет названия реактивной установки БМ-13 — «Катюша»
Практика присвоения официальных и неофициальных имен отдельным видам вооружения известна давно. Существует она во многих странах мира.
В Красной Армии некоторые модели танков носили имена государственных деятелей (КВ – Климент Ворошилов, ИС – Иосиф Сталин), самолеты именовались по фамилиям их создателей (Ла –Лавочкин, Пе- Петляков).
А вот к заводским аббревиатурам артиллерийских систем, с учетом их особенностей, имена собственные добавляла солдатская выдумка (Например, гаубицу М-30 величали «Матушкой»).
Существует несколько версий о том, почему артиллерийская установка «Катюша» получила именно такое название:
- Имя ракетной установки связывают с популярной песней М. Исаковского и М. Блантера «Катюшей». Первый залп реактивной батареи производился с возвышенности. Вот и возникла ассоциация со строчкой из песни…
- На корпусе миномета красовалась буква «К», обозначавшая завод им. Коминтерна. Не исключено, что первая буква имени и стала причиной присвоения его ракетной установке.
- Существует еще версия. В боях на Халхин-Голе бомбардировочная авиация использовала снаряды М-132, сухопутным аналогом которого стал боеприпас для «Катюши» М-13. А эти самолеты иногда называли «Катюшами».
В любом случае, самым массовым, известным и заслужившим звания «оружие Победы», реактивным минометом (а во время войны он был не единственным) стала «Катюша».
Модификации военной техники Катюша
Еще в годы войны, немецкие специалисты пытались получить описание, характеристики, схемы, технические тонкости, связанные с грозным советским оружием. Одному из эпизодов войны, связанному с повышенной секретностью, окружавшей БМ-13 был посвящен художественный фильм «Отряд особого назначения».
Как уже отмечалось во время войны было создано несколько модификаций реактивных минометов. Среди них стоит выделить:
К особенности этой установки относится наличие спиралевидных направляющих. Такое новшество способствовала повышению точности выстрела.
Военная техника Катюша БМ-13-СН (фото)
БМ-8-48
Здесь происходила проверка взаимосвязи количества и качества. Применялся менее мощный, снаряд М-8 и одновременно увеличивалось количество направляющих до 48.
По цифрам видно, что для данной установки применяли более мощный 310мм боеприпас М-31.
Но, судя по всему, разработчики новых вариантов, пытаясь усовершенствовать БМ-13, приходили к банальному выводу, лучшее враг хорошего. Характеристики, представленные в таблице подчеркивают главное достоинство гвардейского миномета — его простоту.
Тактико-технические характеристики БМ-13
Характеристика пусковой установки БМ-13 |
Характеристика реактивного снаряда М-13 |
||
Шасси | ЗиС-6 | Калибр (мм) | 132 |
Количество направляющих | 16 | Размах лопастей стабилизатора (мм) | 300 |
Длина направляющих | 5 | Длина (мм) | 1465 |
Угол вертикальной наводки (град) | +4/+ 45 | Вес (кг) | |
Угол горизонтальной наводки (град) | -10/+10 | снаряженного боеприпаса | 42,36 |
Длина в походном положении (м) | 6,7 | снаряженной головной части | 21,3 |
Ширина (м) | 2,3 | разрывного заряда | 4,9 |
Высота в походном положении (м) | 2,8 | снаряженного реактивного двигателя | 20,8 |
Вес без снарядов (кг) | 7200 | Скорость снаряда (м/сек) | |
Мощность двигателя (л.с.) | 73 | при сходе с направляющей | 70 |
Скорость (км/час) | 50 | максимальная | 355 |
Экипаж (чел.) | 7 | Длина активного участка траектории (м) | 1125 |
Переход из походного полож. в боевое (мин) | 2-3 | Максимальная дальность стрельбы (м) | 8470 |
Время заряжания установки (мин) | 5-10 | ||
Время полного залпа — 7-10 минут |
Преимущества и недостатки
Несложное устройство Катюши и ее пусковой установки — главный козырь в оценке батарей БМ-13. Артиллерийская часть состоит из восьми пятиметровых двутавровых направляющих, рамы, поворотного механизма и пускового электрооборудования.
В ходе технических доработок на установке появились подъемный механизм и прицельное устройство.
В составе экипажа было 5-7 человек.
Реактивный снаряд Катюши состоял из двух частей: боевой, схожей с осколочно-фугасным артвыстрелом и реактивного порохового снаряда.
Боеприпас был также достаточно простым и недорогим. Словом, наряду с эффективностью боевого применения, простота и дешевизна системы смело могут быть отнесены к преимуществам «Катюши».
Объективности ради надо указать и на недостатки БМ-13:
- низкая точность и рассеивание снарядов при осуществлении залпа. С появлением спиралевидных направляющих эта проблема была частично решена. Между прочим, и у современных РСЗО эти недостатки в какой-то мере сохраняются;
- малая, по сравнению со ствольной артиллерией, дальность боевого применения;
- сильная задымленность, появляющаяся во время стрельбы, демаскировала боевую позицию подразделения;
- осколочно-фугасный эффект реактивного снаряда не представлял особой опасности для находящихся в долговременных укрытиях или в бронетехнике;
- тактика действий дивизионов БМ-13 предусматривала их быстрое перемещение с одной на другую огневые позиции. Повышенный центр тяжести автомобилей, нередко приводил к их перевертыванию на марше.
Послевоенная история системы залпового огня
После победы, история создания Катюши продолжилась. Работы по совершенствованию установки залпового огня не прекратились. Продолжались они и в мирное время. Основной моделью стала реактивная система БМ-13-СН, совершенствование и испытание которой с разной степенью успеха продолжались несколько лет.
Интересно, что реактивная система залпового огня «Катюша» в почти неизменном виде (менялось только шасси) оставалась востребованной вплоть до 1991 года. СССР продавал РСЗО практически всем социалистическим и некоторым развивающимся странам. А Иран, Китай, Чехословакия и Северная Корея производили их.
Если абстрагироваться от сложных технических новшеств, то все послевоенные РСЗО, известные под названиями: БМ-24, БМ-21 «Град», 220 мм «Ураган», «Смерчь», без сомнения могут считать своей «проматерью» знаменитую во всем мире «Катюшу».
Испытания нового оружия произ-вели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Действительно, окутанные дымом и пламенем боевые машины зa несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что виднелись мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далекий горизонт багровым заревом.
Так проходила демонстрация необычной боевой техники высшему командованию РККА во главе с наркомом обороны маршалом С. К. Тимошенко. Было это в середине мая 1941 года, а уже через неделю после начала Великой Отечественной войны была сформирована экспериментальная отдельная батарея реактивной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Еще через несколько дней производство начало сдавать армии первые серийные БМ-13-16 - знаменитые «катюши».
История создания гвардей-ского реактивного миномета ведет свое качало с двадца-тых годов. Уже тогда советская военная наука виде-ла будущие боевые операции маневренными, с широким использованием моторизован-ных войск и современной техники - танков, самолетов, автомобилей. И в эту целост-ную картину с трудом вписы-валась классическая ствольная
артиллерия. Гораздо более соответствовали ей легкие и подвижные реактивные уста-новки. Отсутствие отдачи при выстреле, малый вес и просто-та конструкции позволяли обойтись без традиционных тяжелых лафетов и станин. Вместо них - легкие и ажурные направляющие из труб, кото-рые можно было смонтировать на любом грузовике. Правда, более низкая, чем у пушек, кучность и невысокая даль-ность стрельбы
препятствовали принятию реактивной артиллерии на вооружение.
На первых порах у газодинамической лаборато-рии, где создавалось ракетное оружие, трудностей и неудач было больше, чем успехов. Однако энтузиасты - инже-неры Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, а затем и Г. Э. Лангеман и Б. С. Петропавловский упорно совершенствовали свое «детище», твердо веря в успех дела. Потребовались обширные теоретические разработки и бесчисленные эксперименты, которые в итоге привели к созданию в конце 1927 года 82-мм осколочного реактивного снаряда с пороховым двигателем, а вслед за ним и более мощного, калибром 132 мм. Испытательные стрельбы, проведенные под Ленинградом в марте 1928 года, обнадеживали - дальность составляла уже 5-6 км, хотя рассеивание по-прежнему было большим. Долгие годы его не удавалось значительно снизить: изначальная концепция предполагала снаряд с оперением, не выходящим за его калибр. Ведь направляющей для него служила труба - простая, легкая, удобная для монтажа.
В 1933 году инженер И. Т. Клейменов предложил делать более развитое оперение, значительно (более чем в 2 раза) превышающее по своему размаху калибр снаряда. Кучность стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полета, но пришлось конструировать новые открытые - в частности, рельсовые - направляющие для снарядов. И снова годы экспериментов, поисков...
К 1938 году основные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии были преодолены. Сотрудники московского РНИИ Ю. А. Победоносцев, Ф. Н. Пойда, Л. Э. Шварц и другие разработали 82-мм осколочные, осколочно-фугасные и термитные снаряды (PC) с твердотопливным (пороховым) двигателем, который запускался дистанционным электрозапалом.
Боевое крещение РС-82, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли летом 1939 года на реке
Халхин-Гол, показав там высокую боевую эффективность - в воздушных боях было сбито несколько японских самолетов. В то же время для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили несколько вариантов мобильных многозарядных пусковых установок залпового огня (по площадям). В их создании под руководством А. Г. Костикова принимали участие инженеры В. Н. Галковский, И. И. Гвай, А. П. Павленко, А. С. Попов.
Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов (масса каждого 42,5 кг) фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси трехтонки - распространенного тогда грузового автомобиля ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным - при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало кучность боя.
В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп (за 8-10 с!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.
В 1940 году после доработок первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня, получившая название М-132, успешно прошла заводские и полигонные испытания. К началу 1941 года уже изготовили их опытную партию. Она получила армейское обозначение БМ-13-16, или просто БМ-13, и было принято решение о ее промышленном производстве. Одновременно одобрили и приняли на вооружение легкую подвижную установку массированного огня БМ-82-43, на направляющих которой размещались 48 82-мм реактивных снарядов с дальностью стрельбы 5500 м. Чаще ее называли коротко - БМ-8. Такого мощного оружия тогда не имела ни одна армия мира.
История создания ЗИС-6
Не меньший интерес представляет собой история создания ЗИС-6, ставшего базой для легендарных «катюш». Проводимая в 30-е годы механизация и моторизация Красной Армии настоятельно требовала производства трехосных автомобилей повышенной проходимости для использования их в качестве транспортных машин, тягачей для артиллерии, для монтажа различных установок. В начале 30-х годов для работы в тяжелых дорожных условиях, в первую очередь для использования в армии, отечественная автомобильная промышленность начала разрабатывать трехосные автомобили с двумя задними ведущими осями (6 X 4) на основе стандартных двухосных грузовиков. Добавление еще одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало грузоподъемность машины, снижая одновременно нагрузку на колеса. Это способствовало повышению проходимости по слабым грунтам - сырой луговине, песку, пашне. А увеличенный сцепной вес позволял развить большую тягу, для чего машины снабжались дополнительной двух-, трехступенчатой коробкой передач - демультипликатором с диапазоном передаточных отношений 1,4-2,05. В феврале 1931 года было принято решение об организации в СССР массового производства трехосных автомобилей тремя автозаводами страны на основе принятых к производству базовых машин грузоподъемностью 1,5, 2,5 и 5 т.
В 1931-1932 годах в конструкторском бюро московского автозавода АМО под руководством начальника КБ Е. И. Важинского велось проектирование трехосного грузовика АМО-6 (конструкторы А. С. Айзенберг, Кьян Ке Мин, А. И. Скорджиев и другие) одновременно с другими автомобилями нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8, с широкой их унификацией. Прототипами для первых амовских трехосок послужили английские грузовики ВД («Вар Департамент»), а также отечественная разработка АМО-3-НАТИ.
Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 испытывались 25 июня - 4 июля 1938 года в пробеге Москва - Минск - Москва. Спустя год завод приступил к изготовлению опытной партии этих машин, получивших название ЗИС-6. В сентябре они участвовали в испытательном пробеге Москва - Киев - Харьков - Москва, а в декабре началось их серийное производство. Всего за 1933 год изготовили 20 «трехосок». После реконструкции завода производство ЗИС-6 возрастало (вплоть до 1939 года, когда изготовили 4460 машин), и продолжалось до 16 октября 1941 года - дня эвакуации завода. Всего за это время было выпущено 21239 ЗИС-6.
Машина была максимально унифицирована с базовой моделью трехтонного ЗИС-5 и даже имела такие же наружные габариты. На ней стоял тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л. с., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колеса, рулевое управление, кабина, оперение. Отличались рама, задние мосты, задняя подвеска, привод тормозов. За стандартной четырехступенчатой коробкой передач стоял двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей (1,53) передачами. Далее крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты с червячной передачей, изготовленные по типу фирмы «Тимкен». Ведущие червяки располагались сверху, снизу - червячные колеса, изготовленные из специальной бронзы. (Правда, еще в 1932 году были построены два грузовика ЗИС-6Р с шестеренчатыми двухступенчатыми задними мостами, обладавшими значительно лучшими характеристиками. Но в автомобилестроении в то время было увлечение червячными передачами, и это решило дело. А к шестеренчатым передачам вернулись только осенью 1940 года на экспериментальных трехосных полноприводных (6 X 6) грузовиках ЗИС-36). В трансмиссии ЗИС-6 было три карданных вала с открытыми карданными шарнирами типа «Кливленд», требовавшими регулярной смазки.
Тележка задних мостов имела балансирную рессорную подвеску типа ВД. С каждой стороны стояло по две рессоры с одним подрессорником, шарнирно связанным с рамой. Крутящие моменты от мостов передавались на раму верхними реактивными тягами и рессорами, они же передавали толкающие усилия.
Серийные ЗИС-6 имели механический привод тормозов на все колеса с вакуумными усилителями, в то время как на опытных образцах применялись тормоза с гидроприводом. Ручной тормоз - центральный, на трансмиссию, причем сначала он был ленточным, а потом заменен колодочным. По сравнению с базовым ЗИС-5 у ЗИС-6 были усилены радиатор системы охлаждения, генератор; установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (всего на 105 л горючего).
Собственный вес ЗИС-6 составлял 4230 кг. По хорошим дорогам он мог перевозить до 4 т груза, по плохим - 2,5 т. Максимальная скорость - 50-55 км/ч, средняя скорость по бездорожью 10 км/ч. Машина могла преодолевать подъем 20° и брод глубиной до 0,65 м.
В целом ЗИС-6 представлял собой достаточно надежную машину, хотя из-за малой мощности перегруженного двигателя имел плохую динамику, большой расход топлива (по шоссе 40-41 л на 100 км пути, по проселку - до 70) и неважную проходимость.
Как грузовой транспортный автомобиль в армии его практически не использовали, а применяли в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, мастерские, бензовозы, пожарные лестницы, краны. В 1935 году на шасси ЗИС-6 смонтировали тяжелый бронеавтомобиль БА-5, оказавшийся неудачным, а в конце 1939 года на укороченном шасси, с двигателем повышенной мощности более удачный БА-11. Но наибольшую известность ЗИС-6 приобрел как носитель первых реактивных установок БМ-13.
В ночь на 30 июня 1941 года на запад под командованием капитана И. А. Флерова отправилась первая экспериментальная батарея реактивных минометов, состоявшая из семи опытных установок БМ-13 (с 8 тысячами снарядов) и пристрелочной 122-мм гаубицы.
А через две недели, 14 июля 1941 года, батарея Флерова, соблюдая полную секретность - двигались в основном ночью, проселками, избегая людных магистралей, - прибыла в район реки Оршицы. Накануне немцы ударом с юга захватили город Оршу и теперь, ни на минуту не сомневаясь в успехе, переходили на восточный берег Оршицы. Но вот небо озарили яркие вспышки: со скрежетом и оглушающим шипеньем ракетные снаряды обрушились на переправу. Мгновенье спустя они рванули в гуще двигающегося потока фашистских войск. Каждый реактивный снаряд образовывал в земле восьмиметровую воронку глубиной полтора метра. Ничего подобного фашисты прежде не видели. Страх и паника охватили ряды гитлеровцев...
Ошеломляющий для противника дебют реактивного оружия побудил нашу промышленность форсировать серийный выпуск нового миномета. Однако для «катюш» поначалу не хватало самоходных шасси - носителей реактивных установок. Попытались восстановить производство ЗИС-6 на Ульяновском автозаводе, куда в октябре 1941 года эвакуировали московский ЗИС, но отсутствие специализированного оборудования для производства червячных мостов не позволило сделать это. В октябре 1941 года на вооружение был принят танк Т-60 (без башни) со смонтированной на нем установкой БМ-8-24.
Реактивными пусковыми установками оснащались также гусеничные тягачи СТЗ-5, получаемые по ленд-лизу автомобили повышенной проходимости «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси» и «Остин». Но наибольшее число «катюш» монтировалось на полноприводные трехосные автомобили фирмы «Студебеккер», в том числе с 1944 года и новые, более мощные БМ-31-12 - с 12 минами М-30 и М-31 калибра 300 мм, весом по 91,5 кг (дальность стрельбы - до 4325 м). Для повышения кучности стрельбы были созданы и освоены поворачивающиеся в полете снаряды М-13УК и М-31УК улучшенной кучности.
Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны постоянно возрастал. Если в ноябре 1941 года было сформировано 45 дивизионов «катюш», то и 1 января 1942 года их насчитывалось уже 87, в октябре 1942 года - 350, а в начале 1945-го - 519. В течение только одного 1941 года промышленность изготовила 593 установки и обеспечила их снарядами в количестве 25-26 залпов на каждую машину. Части реактивных минометов получили почетное звание гвардейских. Отдельные установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 прослужили всю войну и дошли до Берлина и Праги. Одна из них, № 3354, которой командовал гвардии сержант Машарин, сейчас находится в экспозиции Ленинградского музея артиллерии, инженерных войск и средств связи.
К сожалению, все памятники гвардейским минометам, установленные в их честь в Москве, Мценске, Орше, Рудине, базируются на имитации шасси ЗИС-6. Но в памяти ветеранов Великой Отечественной «катюша» сохранилась как угловатый, старомодный трехосный автомобиль со смонтированным на нем грозным оружием, которое сыграло огромную роль в деле разгрома фашизма.
Тактико-технические характеристики БМ-13 «Катюша»:
Характеристики |
|
Год выпуска | 1940 год |
Масса без снарядов | 7200 кг |
Масса со снарядами | 7880 кг |
Вооружение |
|
число направляющих | 16 |
Ракетное | 132-мм М-13 |
Максимальная дальность стрельбы | 8470 м |
вес снаряда | 42,5 кг |
калибр снаряда | 132 мм |
время залпа | 7-10 с |
угол вертикального обстрела | от 7° до 45° |
угол горизонтального обстрела | 20° |
Ходовые характеристики |
|
Двигатель | ЗИС |
Мощность | 73 л.с. |
Тип | карбюраторный |
Скорость по дороге | 50 км/ч |
Что русскому «катюша», то немцу — «адское пламя». Прозвище, которое солдаты вермахта дали советской боевой машине реактивной артиллерии, вполне себя оправдывало. Всего за 8 секунд полк из 36 мобильных установок БМ-13 выпускал по противнику 576 снарядов. Особенностью залпового огня являлось то, что одна взрывная волна накладывалась на другую, вступал в силу закон сложения импульсов, что в разы усиливало разрушительный эффект. Осколки сотен мин, разогретых до 800 градусов, уничтожали всё вокруг. В результате территория площадью в 100 гектаров превращалась в выжженное поле, изрешечённое воронками от попадания снарядов. Спастись удавалось лишь тем гитлеровцам, кому в момент залпа посчастливилось оказаться в надёжно укреплённом блиндаже. Фашисты такое времяпрепровождение называли «концертом». Дело в том, что залпы «катюш» сопровождались страшным рёвом, за этот звук солдаты вермахта наградили реактивные миномёты ещё одним прозвищем — «сталинские орга’ны».
Смотрите в инфографике АиФ.ru, как выглядела система реактивной артиллерии БМ-13.
Рождение «катюши»
В СССР было принято говорить, что «катюшу» создал не какой-то отдельный конструктор, а советский народ. Над разработкой боевых машин действительно трудились лучшие умы страны. К созданию реактивных снарядов на бездымном порохе в 1921 году приступили сотрудники ленинградской Газодинамической лаборатории Н. Тихомиров и В. Артемьев . В 1922 году Артемьева обвинили в шпионаже и в следующем году отправили отбывать срок на Соловки, в 1925 году он вернулся обратно в лабораторию.
В 1937 году реактивные снаряды РС-82, которые разрабатывали Артемьев, Тихомиров и присоединившийся к ним Г. Лангемак , были приняты на вооружение Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота. В том же году в связи с делом Тухачевского все, кто работал над новыми видами вооружений, подверглись «чистке» со стороны органов НКВД. Лангемака арестовали как немецкого шпиона и в 1938 году расстреляли. Летом 1939 года разработанные при его участии авиационные реактивные снаряды были успешно применены в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол.
С 1939 по 1941 гг. сотрудники московского Реактивного научно-исследовательского института И. Гвай , Н. Галковский , А. Павленко , А. Попов работали над созданием самоходной многозарядной установки реактивного огня. 17 июня 1941 года она приняла участие в демонстрации новейших образцов артиллерийского вооружения. На испытаниях присутствовали нарком обороны Семён Тимошенко , его заместитель Григорий Кулик и начальник Генерального штаба Георгий Жуков .
Самоходные установки реактивного огня показывали последними, и сперва грузовики с закреплёнными сверху железными направляющими никакого впечатления на уставших представителей комиссии не произвели. Но сам залп запомнился им надолго: по свидетельствам очевидцев, военачальники, увидев поднявшийся столб пламени, на некоторое время впали в ступор. Первым в себя пришёл Тимошенко, он в резкой форме обратился к своему заму: «Почему о наличии такого оружия молчали и не докладывали?». Кулик пытался оправдаться тем, что эта артсистема просто до недавнего времени была не до конца доработана. 21 июня 1941 года, буквально за несколько часов до начала войны, после осмотра реактивных миномётов принял решение о развёртывании их серийного производства.
Подвиг капитана Флёрова
Первым командиром первой батареи «катюш» стал капитан Иван Андреевич Флёров . Руководство страны выбрало Флёрова для испытания сверхсекретного оружия в том числе потому, что он отлично себя зарекомендовал во время советско-финской войны. В то время он командовал батареей 94-го гаубичного артиллерийского полка, огню которого удалось прорвать . За проявленный героизм в боях у озера Саунаярви Флёров был отмечен орденом Красной Звезды.
Полноценное боевое крещение «катюш» произошло 14 июля 1941 года. Машины реактивной артиллерии под руководством Флёрова произвели залпы по железнодорожной станции Орша, на которой было сосредоточено большое количество живой силы, техники и провианта противника. Вот что об этих залпах написал в своём дневнике начальник генерального штаба Вермахта Франц Гальдер : «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжёг железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».
Адольф Гитлер встретил новость о появлении нового чудо-оружия русских очень болезненно. Шеф Вильгельм Франц Канарис получил от фюрера взбучку за то, что его ведомство ещё не выкрало чертежи реактивных установок. В результате на «катюши» была объявлена самая настоящая охота, к которой привлекли главного диверсанта Третьего Рейха Отто Скорцени .
Батарея Флёрова же тем временем продолжала громить врага. После Орши последовали успешные операции под Ельней и Рославлем. 7 октября Флёров и его «катюши» оказались в окружении в вяземском котле. Командир сделал всё, чтобы спасти батарею и прорваться к своим, но в итоге попал в засаду у деревни Богатырь. Оказавшись в безвыходном положении, и его бойцы приняли неравный бой. «Катюши» выпустили по врагу все снаряды, после чего Флёров совершил самоподрыв реактивной установки, примеру командира последовали остальные батарейцы. Взять пленных, равно как и получить «железный крест» за захват сверхсекретной техники, гитлеровцам в том бою не удалось.
Флёров был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. К 50-летию Победы командиру первой батареи «катюш» присвоено звание Героя России.
«Катюша» против «ишака»
Вдоль линии фронтов Великой Отечественной войны «катюше» нередко приходилось обмениваться залпами с небельверфером (нем. Nebelwerfer — «туманомёт») — немецкой реактивной установкой. За характерный звук, который этот шестиствольный 150-миллиметровый миномёт издавал при стрельбе, советские солдаты прозвали его «ишаком». Впрочем, когда бойцы Красной армии отбивали вражескую технику, презрительная кличка забывалась — на службе нашей артиллерии трофей сразу же превращался в «ванюшу». Правда, нежных чувств к этому оружию советские солдаты не питали. Дело в том, что установка не являлась самоходной, 540-килограммовый реактивный миномёт приходилось буксировать. При стрельбе его снаряды оставляли в небе густой шлейф дыма, что демаскировало позиции артиллеристов, которых мог тут же накрыть огонь вражеских гаубиц.
Небельверфер. Немецкая реактивная установка. Фото: Commons.wikimedia.org
Сконструировать свой аналог «катюши» лучшие конструкторы Третьего Рейха до конца войны так и не сумели. Немецкие разработки либо взрывались во время испытаний на полигоне, либо не отличались точностью стрельбы.
Почему систему залпового огня прозвали «катюшей»?
Солдаты на фронте любили давать имена оружию. Например, гаубицу М-30 называли «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». БМ-13 же поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», так фронтовики расшифровали сокращение РС (реактивный снаряд). Кто и почему первым назвал реактивный миномёт «катюшей», доподлинно неизвестно. Наиболее распространённые версии связывают появление прозвища:
- c популярной в военные годы песней М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша»;
- с буквой «К», выбитой на раме установки. Таким образом свою продукцию маркировал завод имени Коминтерна;
- с именем возлюбленной одного из бойцов, которое он написал на своей БМ-13.
*Линия Маннергейма — комплекс оборонительных сооружений длиной 135 км на Карельском перешейке.
**Абвер — (нем. Abwehr — «оборона», «отражение») — орган военной разведки и контрразведки Германии в 1919-1944 годах. Входил в состав Верховного командования Вермахта.
***Последнее боевое донесение капитана Флёрова : «7 окт. 1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте, товарищи».
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты