Интеллектуальная викторина «Что мы знаем о зиме». Подготовительная группа
Долго гостит в России зимушка-зима. И метелям даст свой нрав показать и снега не пожалеет, и холодному ветру позволит разгуляться. Сегодня мы подробнее поговорим о зиме. Всё ли мы о ней знаем? На все вопросы викторины «Зима» даны ответы.
1. Световой день зимой…
Короткий +
Длинный
Средний
2. Земля зимой получает тепла…
Много
Мало +
Иногда много, иногда мало
3. Какие осадки обычно идут зимой?
Снег +
Град
Дождь
4. Как мы говорим?
Снег поёт
Снег скрипит +
Снег щебечет
5. От чего зависит скорость падения снежинок на землю?
От массы снежинок +
Формы снежинок +
Размера снежинок +
6. Отметьте правильные примеры зимних явлений в неживой природе:
Изморозь +
Ливень
Вьюга +
7. Почему семена растений не вымерзают за зиму?
Потому что под снегом температура выше, чем на голой земле +
Потому что семена закалённые
Потому что семена как будто «спят»
8. Как животные готовятся к зиме?
Делают съестные запасы +
Утепляют свои норы +
Накапливают жировой слой +
9. Укажите правильные высказывания:
Зимой шкура зайца имеет белый окрас +
Зимой шубка белки более тёплая +
Ёж зимой меняет колючки
10. Можно ли зимой под снегом увидеть зелёные травянистые растения?
Да +
Нет
Зависит от погоды
11. Какой зверь спит зимой?
Медведь +
Рысь
Ёж +
12. Какие утверждения верны?
«К зиме лоси готовят себе постоянное жилище»
«Хомяки принадлежат к типу самых запасливых животных» +
«Медведи зимой поют тихую песню»
13. Будет мороз, если
Кошка поёт песни
Кошка свернулась клубочком +
Кошка прячет мордочку
14. При каких температурах идёт снег с дождём?
При температурах, близких к нулю +
При температуре минус 5
При температуре минус 10
Название:
Интеллектуальная викторина «Что мы знаем о зиме»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, викторины, Подготовительная группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Ёлочка»
Месторасположение: г. Кудымкар Коми-Пермяцкий автономный округ Пермский край
Викторина «Что мы знает о зиме» в подготовительной группе.
Цель: Формировать умение детей содействовать и сотрудничать в условиях командной игры.
Задачи:
Закреплять знания детей о зиме, природных явлениях, народных приметах.
Развивать мышление, внимание, память.
Активизировать словарный запас, формировать культуру речи.
Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Предварительная работа : наблюдение за природой, отгадывание загадок о зимних явлениях природы, знакомство с пословицами и народными приметами, прослушивание музыкальных произведений «Метель», «Декабрь», «Январь», «На Тройке».
Ход занятия:
Участники викторины, дети подготовительной группы, заранее делятся на команды и выбирают капитана. По жребию команда выбирает тему из 3 предложенных — «Приметы зимы», «Животные и птицы», «Сказочная зима ». Жюри оценивает ответы команд и за каждый правильный ответ присуждает 1 очко. Первой начинает команда, придумавшая больше прилагательных к слову «зима» (снежная, злая, вьюжная и т.п.)
Тема «Приметы Зимы»
1.Какой месяц год кончает, а зиму начинает?(декабрь)
2. Назовите зимние месяцы в календарной последовательности (декабрь, январь, февраль)
3. Какие былые мухи появляются зимой в природе?(снег)
4.Сколько лучей у снежинки? (6)
5. Какой правитель придумал празднование Нового года в России зимой?(Петр 1)
6. Какой месяц в народе называли «студень», «сечень» и «просинец»? (январь)
7. Закончи поговорку «В декабре день помер, а в январе …» (воскрес)
8. Закончи поговорку «Много снега – много …» (хлеба)
9. О каком месяце говорят: сеет, веет, мутит, крутит, рвет и метет? (февраль)
10. Какие праздники отмечают зимой? (Новый год, Рождество, День Святого Валентина, День Защитника Отечества)
Тема «Животные и птицы»
- Чем зимой медведь на ежа похож? (впадают в спячку оба)
- Чем бурый медведь запасается на зиму? (подкожным жиром)
- Какое из лесых животных каждую зиму сбрасывает рога? (лось)
- Какая птица выводит птенцов в феврале? (клест)
- Чем питается зимой заяц? (веточками и корой деревьев)
- Кто из лесных жителей умеет петлять?(заяц)
- Кто из лесных жителей мышкует? (Лиса)
- Какие запасы делает на зиму белка? (орехи, грибы, ягоды)
- Какие животные на зиму меняют окрас? (заяц)
- Какая птица глотает камешки, чтоб перетирать грубую пищу? (глухарь)
Тема «Зима в сказках»
- Назовите автора стихотворения «Белая береза» (С.Есенин)
- Какое произведение Г. Х. Андерсена описывает повелительницу снега и льда, похитившую мальчика? (Снежная Королева)
- В какой сказке действие происходит зимой: Теремок, По-щучьему велению, Гуси-лебеди?(По щучьему велению)
- В какой сказке волк ловил хвостом рыбу в проруби? (Лиса и волк)
- Какие животные устроили зимовье? (Бык, баран, свинья, гусь, петух)
- У кого была ледяная избушка? (лиса)
- Какая девочка во время русской народной забавы превратилась в облако? (Снегурочка)
- Назовите родину Деда Мороза? (Великий устюг)
- С кем сравнивает зимние деревья К. Чолиев в стихе «Деревья спят» (деревья спят совсем как люди)
- Назовите автора сказки «Мороз Иванович»? (Владимир Одоевский)
Итог: Подсчитывается количество очков у каждой команды и определяется победитель. Вручаются заранее подготовленные грамоты и сладкие призы.
Игровое и познавательное развлечение
Цель: создать атмосферу соревнования, сплочённости детей.
Задачи: обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.
Оборудование: материал для рисования (листы ватмана, гуашь, кисти), картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением диких животных, грамоты и призы.
Ход игры-викторины
В викторине участвуют 2 команды со своими группами поддержки. С помощью жеребьёвки определяется очерёдность ответов каждой команды: №1, №2. Команды рассаживаются за столы. Объявляется состав жюри. Жюри внимательно следит за выполнением заданий и за правильный ответ ставит по 1 баллу.(корзина со снежками, кто больше наберет снежков).
Ведущий читает стихотворение «Вы узнаете зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метёт и кружится пурга
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы.
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
Чтение стихотворения (Карина):
Приходит в шубке белой
Красавица зима
Ступает королевой,
На шапке бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд
Платком она помашет-
Снежинки полетят.
Ведущий: Ребята сегодня вы будете участвовать в игре викторине «Как узнать зиму?»
Сейчас вы сформируете команды.
1 команда: «Снеговики»
2 команда: «Снежинки»
За правильные ответы будет даваться снежок в вашу корзинку.
Представление жюрию
Задание №1. «Назови признаки зимы»
Ведущий: Каждая команда по очереди перечисляет признаки зимы. (По каким признакам мы узнаем зиму?)
*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
*Солнце стоит высоко и греет мало.
*Небо часто серое.
*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
*Реки и озёра покрыты льдом.
*На окнах мороз рисует причудливые узоры.
*Деревья и кусты стоят без листьев.
*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.
*Остались только зимующие птицы.
*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.
*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.
*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.
*На полях делают снегозадержание.
*Люди носят зимнюю одежду и т.д.
Задание №2. «Расскажи стихотворение»
Ведущий: Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов писать музыку, поэтов – стихи. Недаром зиму называют «волшебница, кудесница, кружевница, красавица».
Кирилл: Что за гостья к нам пришла?
Запах хвои принесла
А на ней огни, гирлянды,
До чего ж они нарядны!
Богдан: Здравствуй, елочка лесная,
Серебристая, густая!
Ты под солнышком росла
И на праздник к нам пришла.
Витя: Ты пришла на радость детям,
Новый год с тобой мы встретим
Дружно песню заведем,
Весело плясать пойдем!
Ведущий предлагает каждой команде рассказать стихи о зиме, о елочке. В это время группа поддержки рисует «Елочку».
Ведущий: Ребята, а вот наша елочка, но она не нарядная, грустная давайте её украсим.Команды вместе украшают елочку.
Музыкальная пауза хоровод: «Елочка» (дети под музыкальное сопровождение имитируют движения, соотнося их с текстом песни)
Все вокруг запорошило
Вьюга кутерьма
Красотой своей пленила зимушка – зима
Мы из сказочного леса елочку несем
Весело все вместе мы песенку споем
припев
Кружево из инея на твоих иголочках
Самая красивая будет наша елочка
Мы тебя окутаем дождиком из серебра
Станет наша елочка совсем волшебная!
Скоро волшебство случиться,
Только подожди
Ты его поймай в ладоши и не упусти
Скоро яркие гирлянды елочка зажжет
И веселой песней пляской к нам Рождество придет!
Задание №3. «Подбери слово»
Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.
1 команда. Заданное слово «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д.
2 команда. Заданное слово « СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т.д.
Женя: Снежок порхает кружится
На улице бело
И превратились лужицы
В холодное стекло
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири!
Задание №4. «Назови птицу»
Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание командам:
а) по очереди перечислить зимующих птиц,
б) узнать на картинках и назвать зимующих птиц.
Задание №5. «Скажи слово»
а) Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:
1 команда. - Заяц зимой белый, а летом…
Белка живёт в дупле, а ёж …
У лисы хвост длинный, а у зайца …
2 команда. - Заяц пушистый, а ёж …
Белка зимой серая, а летом …
Лиса живёт в норе, а волк …
б) Ведущий: Мы перешли к диким животным. Предлагаю вам узнать диких животных на картинках и назвать.
в) Ведущий: Я называю слово – признак, а вы должны определить к какому животному или птице это относится, например: мудрая – сова.
1 команда. Трусливый… (заяц)
Голодный… (волк)
2 команда. Хитрая… (лиса)
Косолапый… (медведь)
Задание №6. «Загадки»
Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.
1. Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
2. Кто поляны белит белым.
И на спинах пишет мелом.
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)
3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима)
4. Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – уголки,
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (снежная баба)
5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за верёвку вожу (санки)
6. Деревянные кони
По снегу бегут,
А в снег не проваливаются (лыжи)
7. Два коня у меня, два коня,
По льду они возят меня,
А лёд твёрдый, каменный (коньки)
8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)
9. Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала – сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да пёрышки (снежная туча)
10. Подморозило вчера
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белыми дворы (снег)
Задание №7. «Игра в слова» (Можно выполнять стоя около столов).
Ведущий: Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слово, которое подходит к заданному слову. Например: заданное слово – волк. Я перечисляю слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышали слово, которое подходит к волку – «пушистая» не подходит, «берлога» тоже не подходит, «голодный» - подходит, значит нужно хлопнуть в ладоши.
1 команда: Заданное слово «лиса».
Рыжая (хлопок), скачет, колючий, воет, волчонок, пушистая (хлопок), нора (хлопок), лисёнок (хлопок), хитрая (хлопок) и т.д.
2 команда: Заданное слово «ёж».
Маленький (хлопок), длинноухий, колючий (хлопок), медвежонок, фыркает (хлопок), косолапый, ежонок (хлопок) и т.д.
3команда. Заданное слово «заяц».
Белый (хлопок), хищник, сильный, зайчонок (хлопок), бегает (хлопок), логово, неуклюжий, скачет (хлопок) и т. д.
Ведущий: Задания закончились. Команды справились со своими заданиями. Жюри подсчитывает результаты, а я хочу закончить нашу викторину стихотворением.
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние.
Теплом растопит солнышко
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса заколыхаются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые!
Жюри объявляет результаты и начинается награждение победителей
Викторина для детей «Зима»
1. Название месяца, начинающего новый календарный год.
2. Что зимой длиннее ночь или день?
3. Как называются зимние осадки.
4. Продолжи пословицу: «Два друга — …».
5. Какого оттенка крепкий лед?
6. Как называется жилье изо льда у эскимосов?
7. Что такое наст?
8. Как облегчить жизнь зимующим птицам?
9. Что будет с птицами, если в кормушку перестать сыпать корм?
10. Впадают ли птицы в спячку?
11. Что происходит с шерстью у белки, лисы и зайца с приходом зимы?
12. Отгадай: белый комок спрятался в стог.
13. Какое дерево лишнее и почему: сосна, лиственница, ель?
14. При какой температуре воздуха снег начинает таять?
15. Какое из явлений не относится к зиме: метель, гроза, вьюга, снегопад, гололед?
16. В какое время года самый чистый воздух?
17. Чем необычен февраль?
18. Получится ли слепить снеговика из пушистого снега?
19. Какое растение является символом новогодних праздников?
20. Какой волшебный предмет всегда носит с собой Дед Мороз?
Ответы: 1. Январь. 2. Ночь. 3. Снег. 4. Метель да вьюга. 5. Зеленоватого. 6. Иглу. 7. Плотная снежная корка. 8. Вывесить кормушки. 9. Они погибнут в ожидании еды. 10. Нет. 11. Она становится гуще и меняет цвет. 12. Заяц. 13. Лиственница. Сбрасывает хвою. 14. При 0. 15. Гроза. 16. Зимой. 17. Разное количество дней. 18. Нет. 19. Ель. 20. Посох.
Викторина «Природа зимой»
1. Можно ли утверждать, что зимний воздух самый чистый?
2. По какой причине почва в лесу промерзает не так глубоко как на поле?
3. Назови дату дня зимнего солнцестояния.
4. Продолжи: «Много снега …».
5. С каким предметом связывают происхождение слова «метель»?
6. Почему зайцы зимой укрываются под елями?
7. Холод или голод приближающейся зимы пугает перелетных птиц?
8. Сколько месяцев спят ежи, барсуки и медведи?
9. Летом змеи любят лежать под солнышком, а зимой они …
10. Какие деревья в зимнее время дают больше всего корма птицам?
11. Где зимуют тритоны?
12. Почему клесты выводят птенцов не весной, а зимой?
13. Снежинка «рождается» из капельки воды или льдинки-кристалла?
14. Чего каждую зиму лишается лось?
15. Впадают ли бобры зимой в спячку?
Ответы: 1. Можно. 2. Она покрыта слоем опавших листьев и толстым снежным покровом. 3. Декабрь 22 числа. 4. Много хлеба. 5. Метла. 6. Там теплее и безопаснее. 7. Голод. 8. Около 6. 9. Находятся в оцепенении. 10. Сосны и ели. 11. На суше. 12. Зимой есть корм. 13. Из льдинки-кристалла. 14. Рогов. 15. Нет.
Развивающие задания по теме «Зима»
1. Что происходит зимой?
а) Идет снег.
б) Прилетают птицы.
в) Рождаются клесты.
г) Медведь разыскивает берлогу
д) Поскрипывают во время сна деревья
е) Собирают грибы.
ж) Появляются подснежники.
з) Замерзают лужи.
и) Белка запасается орехами.
к) Ледоход.
л) Насекомые спят.
2. Какие из праздников зимние?
а) Международный женский день.
б) День защитника Отечества.
в) День защиты детей.
г) Новый год.
д) День смеха.
е) Рождество Христово.
з) Масленица.
и) День космонавтики.
к) День знаний.
л) День Святого Валентина.
3. «Да-Нет»
Зимой начинается листопад?
Крот зимой спит?
Трескается ледяная корка на воде?
Птицы строят гнезда?
Все покрывается снегом?
Насекомые просыпаются?
Февраль – это второй зимний месяц?
Реже светит солнце?
Зимой ночи длинные?
Наст – это корка на снежном покрове?
Оценок: 1 средняя: 5,00
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты