Иль дуче сверхтяжелый танк. Самый большой танк второй мировой войны
На протяжении многих лет человека преследовал средневековый принцип «Больше — значит сильнее». Как никого другого, это убеждение коснулось разработчиков танков — ими были спроектированы и построены десятки моделей танков-монстров. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных экземплярах самых больших танков мира.
Первые танки Первой мировой
С началом Первой мировой войны стала очевидной необходимость создания принципиально новых средств для прорыва вражеских укреплений. Впервые идея создания такого оружия была озвучена в Англии в декабре 1914 года капитаном Морисом Хэнки, а полгода спустя, полковник инженерных войск Эрнест Суитон предложил свою концепцию создания бронированных перевозчиков пулеметов, которая воплотилась в танк Mark I.Британский Mark I
Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.
В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.
Немецкий танк A7V с экипажем
От Царь-пушки к Царь-танку
Идея создания российского колесного супертанка принадлежит начальнику опытной лаборатории военного министерства капитану Н. Н. Лебеденко. Его детище впоследствии назвали «царь-танк».Царь-танк Лебеденко
Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире.
Между Первой и Второй
Стало очевидным, что следующая война будет войной моторов. В Европе начался танковый бум. Строились в основном легкие танки. И все же велик был соблазн создать танк-монстр, безраздельно доминирующий на поле боя.Тяжелый танк FCM F-1 был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. Этот гигант весом около 145 тонн был вооружен двумя пушками 90 и 47 мм и шестью пулеметами. Экипаж танка – 8 человек. Но повоевать ему так и не пришлось. В мае 1940 года Франция капитулировала.
Семейство «Тигров»
К началу Второй мировой войны у Германии не было тяжелых танков. «Тигры» — это ее ответ легендарному Т-34, который на тот момент был вне конкуренции. Разработку тяжелого танка на конкурсной основе Гитлер поручил фирме «Хеншель» и известному инженеру-автомобилестроителю Фердинанду Порше. В результате победила фирма «Хеншель» ввиду более надежной ходовой части, на которую позже установили башню танка Ф. Порше с мощной 88 мм пушкой.При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.
Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.
Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte
В 30-е годы на вооружение Советской Армии был принят 50-тонный тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35. Следующие в этом списке — танки серии КВ. При достаточно скромных для тяжелых танков габаритах они имели мощную броню и вооружение, и в начальный период войны им не было равных. Продолжением стали танки серии «ИС». Так, ИС-2, созданный в 1943 году, поставил жирную точку в соперничестве с «Тиграми». Советский танк при весе всего около 45 тонн, благодаря своей 122-мм пушке, как орех раскалывал броню «Тигра» на расстоянии 1,5 км.Вскоре после войны тенденция строить большие танки, как и термин «тяжелый танк», ушли в историю. Сегодня это просто танки, оснащенные мощными двигателями, новейшей электроникой, уникальным оружием, средствами динамической защиты и интеллектом.
"У кого дубина больше, тот и сильней". Этот примитивный принцип времен пещерных людей оказался невероятно живуч и неотступно следовал за человеком через века и страны. Стоило появиться на свет новому орудию уничтожения, как почти сразу же предлагались его монстрообразные варианты, один вид которых должен был вселить необъятный ужас в умы и сердца врагов.
Первая «ласточка»
К началу Первой мировой войны в арсенале истребления человека человеком появилось сразу несколько новинок, определивших путь развития военной техники на многие десятилетия вперед. Именно на фронтах Первой мировой впервые серьезно заявили о себе бронированные боевые машины - танки. И тут же в конструкторских бюро ведущих в техническом отношении стран словно устроили соревнование - кто изобретет самый большой танк в мире.
В марте 1917 года командование германских войск поручило инженерам разработать танк, способный прорвать французские позиции на западном фронте. В результате получилась конструкция некоего "подвижного форта". Два двигателя буквально волочили по шоссе со скоростью 7,5 км/ч корпус с 30-мм броней, защищавшей экипаж из 18 человек, которые могли вести огонь из четырех пушек, четырех пулеметов и двух огнеметов. Весил K-Wagen 150 тонн. Постройка танков началась весной 1918 года. Вскоре Германия потерпела поражение, и все недостроенные "железные капуты" были отправлены на переплавку.
Затем наступила мирная пауза, в течение которой как-то обходились обычными танками. Но стоило разгореться пламени Второй мировой - и вновь конструкторы начали проектировать самый мощный танк.
Терпя поражения и одерживая победы
Интересно, что первыми предложили их создать в странах, ставших жертвами гитлеровской агрессии. Было это в 1940 году. Во Франции попытались ввести в строй FCM F1 - самый тяжелый танк в мире, спроектированный не в нацистской Германии. С 90 мм и 47 мм пушками, шестью пулеметами и восемью танкистами FCM F1 весил до 145 тонн. Работы по супертанку прекратились буквально за несколько дней до капитуляции Франции.
Одновременно сверхтяжелый танк пытались создать и в Великобритании. Получился TOG - нечто, напоминавшее первые английские танки. Был даже построен прототип с 76 мм пушкой и весом за 80 тонн. Но проект заморозили в пользу уже готовившегося в серию "Черчилля".
Забегая по времени вперед: под конец Второй мировой на Островах повторили попытку, спроектировав для будущего "второго фронта" сверхтяжелый штурмовой танк A39 Tortoise. Он весил немного меньше, чем TOG, - 78 тонн, но имел 96 мм пушку, на испытаниях крушившую толстенную броню на мишенях. Однако медлительность "Черепахи" и головная боль с ее транспортировкой решили судьбу бронированного монстра.
И, прежде чем мы перейдем к детищам Третьего рейха, - еще два гиганта, которых разделил Тихий океан. Страна Восходящего Солнца тоже решила не отставать от общего безумства. Однако, в отличие от прочих, сведения о проекте O-I чрезвычайно скупы. Известно, что этот 130-тонный танк должен был иметь три башни с 105 мм "главного калибра", еще одной пушкой и тремя пулеметами. Проект так и не был реализован.
Американский Т-28, на 45 тонн легче "японца", имел такую же пушку, но без поворотной башни, из-за чего более подходил на роль "зверобоя" - истребителя танков. Очень интересная деталь: у этого супертяжа были две парные гусеницы вместо одной пары.
Чудовища со свастикой
Обозревая монстров из "Панцерваффе", начнем с самых "легких".
E-100 Maus. Вес - 140 тонн, экипаж - 5 человек. Вооружение: пушка 128 мм, пушка 75 мм. Доведен до стадии опытного образца. Его начали строить в 1944 году, но установить башню уже не успели.
Panzerkampfwagen VIII Maus. Вес - 188 тонн, экипаж - 6 человек. Предшественник E-100 с тем же вооружением. Самый крупный в мире танк, воплощенный в металле. Два танка, построенные до окончания войны, ничего не решали и решить не могли.
Landkreuzer P. 1000 Ratte. Тридцатипятиметровое тысячетонное чудовище, на которое вместо танковой башни собирались установить корабельную, оснащенную двумя пушками 280 мм. "Крысу" с экипажем из 20 человек предполагалось также вооружить 128 мм пушкой, восемью 20 мм зенитными орудиями и пулеметами.
И наконец, абсолютный лидер семейства "самые большие танки в мире" - Landkreuzer P. 1500 Monster. Из 2,5 тысячи тонн веса часть приходилась на гигантское 800 мм орудие Круппа, способное отправить 7-тонный снаряд за 37 км от места выстрела. Управлять "Монстром" предстояло целому экипажу из 100 человек. Как и "Крыса", он остался на бумаге.
Из-за своей вопиющей неповоротливости, неэффективности, и в гораздо большей степени - из-за уязвимости к несоизмеримо дешевому оружию, сверхтяжелые танки с самого момента своей задумки превратились в тупиковую ветвь эволюции бронетанковой техники. Что они теперь? Не более, чем курьез? Или повод поразмыслить, до каких чудовищных размеров может дойти желание человека истреблять себе подобных?
РАЗРАБОТКА СВЕРХТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ В ДРУГИХ СТРАНАХ
В соответствии с тактико-техническими требованиями, выданными УММ РККА в 1929 году ОКМО завода «Большевик» в Ленинграде к концу 1930 года разработало проект тяжелого танка Т-30. По проекту танк должен был иметь массу 50 т, броневую защиту толщиной 40 - 60 мм, вооружение из одной 76-мм дивизионной пушки и одной 37-мм пушки большой мощности, размещенных в двух конических башнях, а также 6–7 пулеметов. На танк предполагалось установить карбюраторный двигатель мощностью 730 или 850 л.с. Расчетная максимальная скорость должна была составить около 30 км/ч. Танк сочли очень сложным и дальнейшее проектирование прекратили.
В марте 1931 года, уже упоминавшийся немецкий инженер Э.Гроте, работавший тогда в СССР, предложил два варианта 1000-тонного танка с вооружением в трех или шести башнях. Вооружение должно было включать в себя батарею из двух 305-мм, четырех 152- и 76-мм орудий, двух 45-мм пушек. Броневая защита лобовой части корпуса и башни согласно проекту достигала 300 мм, бортов - 250 мм. Экипаж этого сухопутного дредноута должен был состоять из 40 человек. На машине предполагалось установить несколько двигателей суммарной мощностью 24 000 л.с. и гидромеханическую трансмиссию, которые обеспечивали бы танку скорость движения до 60 км/ч. В ходовой части должны были использоваться тройные гусеницы и гидравлическая подвеска.
Проект сверхтяжелого танка ТГ-5 конструкции Э.Гроте
При рассмотрении эскизного проекта машины, именуемой в ряде источников ТГ-5, было признано, что конструкция танка будет чрезвычайно громоздкой и сложной в производстве.
В том же 1931 году Авто-танковый дизельный отдел Экономического управления ОГПУ (в этой структуре работали арестованные специалисты) приступил к проектированию танка прорыва ТП-1. Танк имел боевую массу 75 - 80 т и броневую защиту до 45 мм. Были рассмотрены несколько вариантов вооружения, в том числе состоявшего из одной 152-мм, двух 37-мм пушек и шести пулеметов, или 107-мм и двух 76-мм пушек и шести пулеметов. Экипаж танка должен был состоять из 12 человек. На машине предполагалось установить Х-образный 24-цилиндровый дизель ФЭД-8 (ФЭД - Фэликс Эдмундович Дзержинский) мощностью 2000 л.с., который позволил бы танку развивать скорость до 30 км/ч. Опытный образец двигателя был изготовлен в ЦИАМ, но испытаний не выдержал. В марте 1932 года все работы по двигателю и по танку были прекращены из-за слишком высокой стоимости.
Однако эстафетную палочку вновь подхватил Э.Гроте. Им был разработан проект танка ТГ-6, который должен был иметь массу 75 т. Вооружение предполагалось в составе трех пушек: одной 100-мм (или 76-мм) и двух 45-мм, а также шести пулеметов ДТ. Броневая защита: 60 - 70 мм. Двигатель М-34 мощностью 850 л.с. по мнению Гроте позволил бы танку развивать скорость до 30 км/ч при запасе хода 120 - 150 км. Экипаж - 10 человек.
На основе этого проекта разработали проект тяжелого танка Т-42 с расчетной массой до 100 т и броней лобовой части до 70 мм. Предполагалось разместить в главной башне 107-мм пушку, в передней башне - 76-мм, в кормовой - 45-мм. Для этого танка Гроте спроектировал двигатель мощностью 2000 л.с. для управления бортовыми фрикционами должны были использоваться пневматические и электромеханические приводы. В ходовой части предусматривалась индивидуальная подвеска, а для герметизации корпуса и башен при преодолении глубокого брода (до 2 м)- «пневматические подушки».
В 1932 году по советскому заказу в соответствии с тактико-техническими требованиями предоставленными УММ итальянская фирма «Ансальдо» разработала проект тяжелого танка массой 65 - 70 т. Эта машина должна была оснащаться электромеханической трансмиссией и вспомогательным карбюраторным двигателем для обеспечения энергоснабжения и вентиляции танка. Пуск основного двигателя предполагалось осуществлять сжатым воздухом от специального компрессора. Использовались и некоторые другие оригинальные решения. В итоге СССР получил от фирмы «Ансальдо» полный комплект документации: чертежи, схемы и расчеты. Эти материалы в январе 1933 года были переданы в ОКМО и в ЭКУ ОГПУ для использования их при проектировании новых образцов тяжелых танков. От дальнейших же услуг фирмы «Ансальдо», равно как и от изготовления опытного образца советская сторона отказалась.
Еще один вариант танка Т-39, вооруженный четырьмя 107-мм пушками - деревянный макет в 1/10 натуральной величины
Деревянная модель танка Т-39 (7-й вариант) со 152-мм и двумя 107-мм пушками (вверху) и Т-39 (8-й вариант) со 152-мм и тремя 45-мм пушками (внизу)
Но гонка за сверхтяжелым танком продолжалась. В том же году Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина (ВАММ) было поручено разработать 400 - 600-тонный танк с броней, обеспечивавшей защиту как от снарядов полевой артиллерии, так и от тяжелой (орудия калибром до 150 мм). Танк должен был вооружаться 152- или 203-мм орудием, а также двумя пушками калибром 76 и 45 мм. Экипаж танка - 40 человек, максимальная скорость движения - до 30 км/ч.
В начале 1933 года на заводе «Большевик» в Ленинграде разработали проект тяжелого танка прорыва массой 85 т. Главное вооружение - 107-мм пушка - было установлено в любой части корпуса. Из-за выступавших вперед гусениц сектор его обстрела ограничивался 20°. Кроме того, на танке должны были устанавливаться две 45-мм пушки в двух башнях и 76-мм пушка в кормовой башне. Максимальная толщина брони должна была достигать 80 мм. Двигатель мощностью 1500 л.с. по замыслу разработчиков должен был разгонять машину до 30 км/ч.
В том же году в ВАММ спроектировали сверхтяжелый танк боевой массой 500 т. Эта машина была вооружена двумя 107-мм, двумя 76-мм и двумя 45-мм пушками, 12 пулеметами ДТ, тремя огнеметами и минометом (Удивительно, как не догадались оснастить этот танк еще и аэропланом на катапульте!). Дабы машина смогла развить скорость 30 км/ч планировалось установить на ней два двигателя суммарной мощностью 6000 л.с.!
По своим размерам и массе тяжелый танк Т-35 в начале 1930-х годов мог считаться сверхтяжелым. Правда, гипотетическая встреча с «Маусом» не сулила ему ничего хорошего
Сравнительные размеры танков «Маус» и Т-35
В конце 1933 года Штаб и УММ РККА приняли решение повысить боевые возможности танков прорыва путем установки как минимум двух тяжелых орудий калибра 107- или 152 мм. Даже самые предварительные расчеты показали, что разместить такое мощное вооружение в танке, защищенном 40 - 60-мм броней и уложиться при этом в 75 т невозможно. Так что лимит массы быстро достиг 90 т. На танк планировалось установить двигатель М-34, форсированный до 970 л.с. или импортный «Испано-Сюиза 18» мощностью 1150 л.с.
Танк получил обозначение Т-39. Его проектирование велось в ОКМО с учетом материалов, полученных от фирмы «Ансальдо», а также эскизных проектов танков ТП-1 и Т-42. Всего было разработано восемь вариантов. Два из них признали удачными и даже изготовили деревянные макеты в масштабе 1:10. последние вместе с пояснительной запиской отправили на утверждение наркому обороны К.Е.Ворошилову.
Советские двухбашенные танки СМК (вверху) и Т-100 (снизу) предназначались для замены Т-35. Имея массу в пределах 60 т, эти машины не относились к категории сверхтяжелых танков, но нам интересно иное по сравнению с «Маусом» расположение основного и вспомогательного вооружения. При всех недостатках двухбашенной схемы оно явно лучше
Признаться, картина вырисовывается поразительная. Больше всего удивляет размах работ по тяжелым и сверхтяжелым (а в начале 1930-х годов машина массой свыше 50 - 60 т уже могла считаться сверхтяжелой) танкам и привлечение к ней ведущих проектантов страны. Все делалось всерьез, по всерьез же разработанным УММ техзаданиям и техтребованиям. Можно только догадываться, что творилось в душе у инженеров ОКМО и ЭКУ ОГПУ, когда они их получали и были вынуждены заниматься по большей части ненужной и абсолютно бессмысленной работой. Им-то были хорошо известны возможности отечественной промышленности тех лет. Какие там 500- или 1000-тонные танки! С огромным трудом шло освоение выпуска 50-тонного танка Т-35 на Харьковском паровозостроительном заводе. Да что там Т-35, «со скрипом», более того - «со скрежетом», стартовало производство легких танков Т-26 и БТ-2, масса которых не превышала 13 т! Первые несколько сот машин обоих типов представляли собой сплошной брак.
Сравнительные размеры танков Maus и СМК
Проект тяжелого танка T-100Z, вооруженного 152-мм гаубицей и 4 5 - мм пушкой
Проект японского сверхтяжелого танка «О-и»
Ну а что же, руководство Главного штаба РККА (так в те годы именовался Генеральный штаб) и Управления механизации и моторизации этого не знали? Знали, конечно, но вот оценить степень реальности того или иного проекта вряд ли могли. Да и кому было оценивать? Пост начальника вооружений РККА в то время занимал поручик царской армии М.Н.Тухачевский. Управление механизации и моторизации возглавлял телеграфист И.А.Халепский, ну а во главе оборонного ведомства стоял рабочий-железнодорожник К.Е.Ворошилов с образованием в виде четырех классов церковно-приходской школы. Впрочем, они не сильно выделялись среди советских государственных и военных руководителей тех лет. Высшее образование из них имели единицы, да и среднее в современном понимании очень немногие. Что уж говорить о высшем техническом!
Французский тяжелый танк FCM 2С и часть его экипажа (полный экипаж состоял из 12 человек)
Неудивительно, что на этих людей производили впечатление разнообразные бронированные монстры, проекты которых им подбрасывали деятели типа Гроте. В определенной степени увлекался ими и И.В.Сталин, уровень образования которого тоже оставлял желать лучшего. Так что размаху проектирования тяжелых и сверхтяжелых танков в СССР тоже способствовал личностный фактор.
В период с 1934 по 1940 год проектирование сверхтяжелых танков в СССР практически не велось. Все конструкторские силы были заняты обеспечением серийного производства нескольких типов танков. Много времени уделялось и модернизации уже существующих боевых машин. Проектирование новых тяжелых танков началось в 1938 году в рамках работ по замене тяжелого танка Т-35. Спустя два года возобновилось и проектирование сверхтяжелых машин. Считается, что толчок этому процессу отчасти дала война с Финляндией, а отчасти - предположение о наличии у Германии новых тяжелых танков с мощным вооружением. Правда, ни то, ни другое не объясняет, например, появление в 1940 году проектов сверхтяжелых танков ВЛ-С1, ВЛ-С2 и ВЛ-СЗ (ВЛ - Владимир Ленин), масса которых в зависимости от установленного вооружения колебалась от 260 до 430 т («Маус» отдыхает!). Один вариант вооружения предполагал установку в главной башне 130-мм морской пушки Б-13 или 305-мм орудия Б-23, а в двух других - 76-мм пушек. Вариант ВЛ-СЗ, который предназначался только для борьбы с дотами, вооружения в виде 76-мм пушек не имел. Экипаж танка состоял из 15 человек.
В проекте предусматривалось использование электромеханической трансмиссии и двигателя мощностью 2000 л.с. Гусеничный движитель имел две гусеницы на борт с самостоятельным приводом на каждую.
У внутренних пар гусениц ведущие колеса находились впереди, а у наружных - сзади. Для транспортировки по железной дороге танк должен был разбираться на пять частей: главная башня, малые башни, ходовая часть и две разъемные половины корпуса. К счастью, после оценки проекта, работы по нему были прекращены по причине нереальности его осуществления в металле.
Идее создания сверхтанков отдали дань и японские танкостроители. Дальше макетов дело у них, правда, не пошло - тогдашний уровень японского танкостроения просто не позволил продвинуться дальше.
Проект, разработанный в 1939 году, представлял собой трехбашенную 100-тонную машину. В главной башне размещалась 105-мм пушка и два пулемета, в малых - 37-мм пушки. Толщина брони составляла 35 - 75 мм. Экипаж состоял из 11 человек. Машина получила индекс «Тип 100» и название «О-и» - «большой первый». Был разработан еще один вариант этого танка. Толщина брони возросла до 200 мм, а масса до 120 т. Основное вооружение составили длинноствольные 100- и 47-мм пушки. Машину предполагалось оснастить двумя двигателями BMW мощностью по 550 л.с. каждый.
Сравнительные размеры танков Maus и FCM
Схема (вверху) и деревянный макет в натуральную величину (внизу) сверхтяжелого танка FCM F1
Отметились на этой ниве и французы. У них уже был опыт создания сверхтяжелых машин. К этой категории смело можно отнести танк прорыва 2С, разработанный фирмой FCM в конце Первой мировой войны. Конструктивно и технологически эта машина соответствовала своему времени: клепаные корпус и башни, гусеничный обвод вокруг корпуса и т. д. Башни располагались продольно - в передней была установлена 75-мм пушка, в кормовой - пулемет. Два двигателя Maybach общей мощностью 500 л.с. позволяли 70-тонной боевой машине развивать скорость до 12 км/ч. Любопытно отметить, что танк оснащался электротрансмиссией.
Танки 2С, предназначенные для прорыва укрепленных линий вражеской обороны, находились на вооружении французской армии весь межвоенный период. Правда, в основном они стояли на хранении, а не эксплуатировались. В конце 1940 года часть танков получила дополнительную броневую защиту. Толщину лобовой брони довели до 90 мм, бортов - до 65 мм. В результате масса машины достигла 75 т.
В июне 1940 года шесть танков 2С отправили на фронт. 16 июня 1940 года при приближении немцев они были подорваны экипажами из-за невозможности выгрузки с железнодорожных платформ. Четыре неисправных танка на фронт не отправлялись и были захвачены немцами. Один из захваченных танков был доставлен на Куммерсдорфский полигон, отремонтирован, и осенью 1940 года проходил испытания. Особый интерес у немцев вызвала электротрансмиссия.
В 1938 году французы начали разработку сверхтяжелого танка F1. Конструкторское бюро ARL и фирма FCM предложили несколько вариантов.
В общих чертах FCM F1 был аналогичен советским тяжелым танкам СМК и Т-100, но французы, как обычно, внесли свою «изюминку» в проект. На F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управления, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой - боевое с главной башней, в которой была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1 превзошел бы все танки того времени - его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая - 120 мм!
Первый прототип тяжелого танка КВ. Обращает на себя внимание спаренная установка вооружения - 76- и 45-мм пушки смонтированы в одной маске. От такого решения вскоре отказались, ну а немцы наступили на наши грабли…
Советское чудо-оружие 1941 года - тяжелый КВ-2, вооруженный 152-мм гаубицей
Сравнительные размеры танков Maus и КВ-2
Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений, а ведь танк задумывался для прорыва Линии Зигфрида. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Дополнительное пулеметное вооружение размещалось следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам под главной башней, в кормовой части главной башни.
Что бы сдвинуть с места сверхтяжелый танк, масса которого достигла 140 т, в средней части корпуса расположили два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией. По предварительным расчетам максимальная скорость при движении по шоссе составила бы 24 км/ч.
Оценив собственные проектные возможности фирма FCM объявила, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 года, а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941-го. 17 января 1940 года фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытного образца танка F1 и его конкурентов - танков ARL и АМХ Tracteur С (двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками). Впрочем, вскоре выяснилось, что фирма АМХ не способна уложиться в отведенные ей сроки изготовления Tracteur С. Спустя месяц эту программу закрыли, а все усилия сосредоточили на танке F1, деревянный макет которого был представлен 12 апреля 1940 года. От танка фирмы ARL в скором времени тоже отказались - при сравнении обоих проектов наиболее привлекательно смотрелся именно F1. Кроме того, макет танка был выполнен с максимально возможной детализацией, что в итоге сыграло важную роль.
Техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 года, а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3–4 единицы в месяц. Также было выдвинуто условие довести бортовое бронирование до 120 мм, что повысило бы массу танка ещё примерно на 5 т, а скорость снизилась бы до 20 км/ч.
Понятно, что ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 изготовлено не было. Все работы были прекращены в середине июня 1940 года, а заготовки уничтожены техническим персоналом.
Что касается СССР, то дальнейшие работы по сверхтяжелым танкам здесь были связаны с появлением тяжелого танка КВ. Именно в развитие его конструкции появились новые образцы сверхтяжелых машин. По уже упоминавшимся выше причинам броневую защиту и вооружение танка КВ в 1940 году сочли недостаточным. Поэтому одна за другой появились две машины: 50-тонный Т-150 (КВ-3), отличавшийся более мощной броней, доходившей до 90 мм, и 65-тонный Т-220 (КВ-220), имевший броню толщиной 100 мм и 85-мм пушку Ф-30. Начались их испытания. Однако в марте 1941 года командование Красной Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии ведется проектирование новых тяжелых танков 40-тонного класса (речь могла идти о 45-тонном VK 4501(Р) и 36-тонном VК 3601(Н). Для борьбы с ними советским военным, по-видимому, показалось недостаточно не только тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, но и КВ-3 с КВ-220. 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление, в котором определялись новые ТТХ танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5.
Тяжелый танк Т-150. Внешне эта машина отличалась от КВ-1 только наличием командирской башенки
60-тонный КВ-220 имел удлиненную на один каток ходовую часть и 85-мм пушку Ф-30 в массивной башне
У танка КВ-3 планировалось использовать лобовую броню до 120 мм и 107-мм пушку ЗИС-6. Танк КВ-4 должен был вооружаться такой же пушкой, но бронирование увеличивалось до 130 мм. Проектирование КВ-4 велось на Кировском заводе в апреле 1941 года. Начальник СКБ-2 Ж.Я.Котин привлек к разработке этого танка почти всех инженеров своего КБ и поставил этот процесс на конкурсную основу. Согласно уточненным ТТТ вооружение танка должно было состоять из двух орудий: 107- и 45-мм. Масса танка определялась в 90 т. Большую проблему представляла собой сварка бронелистов большой толщины, так как в то время с трудом справлялись со сваркой 75-мм брони. Не было двигателей нужной мощности, надежных КП, бортовых передач и многого другого. Впрочем, все это не останавливало заказчика в начале 1930-х годов, не остановило и в начале 1940-х.
Деревянный макет танка КВ-3 в натуральную величину. Весна 1941 года
Фотокопия проектного чертежа танка КВ-4. Вариант инженера Н.Струкова
Всего в апреле - мае 1941 года было разработано 20 эскизных проектов КВ-4. Самый легкий имел расчетную массу 82,5 т, самый тяжелый - 107 т. Победителем был признан проект Н.Ф.Шашмурина, который совместил установленную в корпусе 107-мм пушку с 76-мм пушкой во вращающейся башне, заимствованной у КВ-1. В июне работы по КВ-4 были прекращены в пользу КВ-5.
Последний разрабатывался на основе эскизного проекта КВ-4 Н.В.Цейца. Сохранив общую компоновку КВ-4, проект переделали так, чтобы использовать максимум элементов от КВ-1.
Главной особенностью КВ-5, отличавшей его от остальных КВ (за исключением КВ-2), была большая и высокая башня ромбовидной формы. Такая башня позволяла решить сразу несколько компоновочных проблем. Во-первых, казенник пушки при любых углах возвышения оставался в башне, во-вторых, командир танка и наводчик также целиком находились в башне и не были зажаты между казенником и погоном. Все это давало возможность обойтись сравнительно небольшим башенным погоном диаметром 1840 мм, от которого требовалось воспринимать лишь нагрузку от выстрела. Возросшую высоту танка можно было уменьшить за счет высоты корпуса в районе боевого отделения.
Фотокопии проектных чертежей танка КВ-4. Варианты Н. Шашмурина (вверху) и К.Буганова (внизу)
Фотокопия проектного чертежа танка КВ-4. Вариант инженера М.Цейца
Тяжелый танк КВ-5.Чертеж выполнил В.Мальгинов
Сравнительные размеры танков Maus и КВ-5
У КВ-5 корпус в районе боевого отделения и отделения управления имел высоту всего 920 мм и повышался до 1300 мм в районе моторно-трансмиссионного отделения. Однако высоты 920 мм для размещения механика-водителя и стрелка-радиста не хватало. Поэтому над головой механика-водителя установили бронированный откидной колпак со смотровыми щелями, обеспечивавший обзор, лучший, чем на обычном КВ. Толщина брони колпака была как у лобового листа башни - 180 мм. На марше колпак приподнимался - так же как на прототипах Т-35. Стрелок-радист имел в своем распоряжении башенку с пулеметом ДТ, установленную на постаменте так, что огонь можно было вести поверх колпака механика-водителя. Допускала она и возможность стрельбы по воздушным целям. Вторая такая башенка размещалась на крыше башни. Установленный в ней пулемет обслуживался заряжающим.
В боевом отделении корпуса размещалась укладка с частью боекомплекта 107-мм пушки. Основной боекомплект находился в нише башни.
Справа от пушки располагался командир танка. В его распоряжении имелась полноценная командирская башенка с пятью смотровыми приборами и небольшим перископом, который позволял вести наблюдение поверх пулеметной башенки. Слева от пушки находился наводчик, а в кормовой части башни - два заряжающих, наличие которых в составе экипажа, учитывая массу 107-мм унитарных выстрелов, было отнюдь не лишним, тем более, что в перспективе часть танков могла вооружаться 152-мм гаубицей-пушкой.
В моторно-трансмиссионном отделении параллельно устанавливались два дизеля В-2К мощностью по 600 л.с. каждый. Переход на двухдвигательную схему был вынужденной мерой, так как с началом войны шансов довести до работоспособного уровня более мощные варианты В-2 уже не было. Не было и возможности получить в приемлемых количествах авиадизели М-30 или М-40.
Корпус КВ-5, в отличие от других КВ, не имел гнутых деталей (за исключением кормового нижнего листа). Бронелисты соединялись друг с другом гужонами и электросваркой. Толщина бортов и кормы корпуса достигала 150 мм, крыши и днища - 40 мм. Поскольку при изготовлении штампованной башни КВ-3 возникло множество проблем, для КВ-5 башню решили изготовить из катаной брони. Лобовой 180-мм лист крепился к башне гужонами, а все остальные листы соединялись между собой шпоночным соединением «двойной ласточкин хвост». Такое соединение ни до, ни после не применялось в отечественном танкостроении, зато так собирался главный броневой пояс линкоров типа «Советский Союз». Оно было трудоемким, заставило установить бортовые листы башни вертикально, но обеспечило почти монолитную ее прочность.
К августу 1941 года проект КВ-5 был практически полностью завершен, началось изготовление ряда узлов и агрегатов танка. Но из-за тяжелой обстановки на фронте под Ленинградом все опытные работы на Кировском заводе прекратили и освободившиеся силы бросили на увеличение выпуска серийных КВ. Самая поздняя дата, обнаруженная на сохранившихся чертежах КВ-5 - 15 августа 1941 года, когда бои уже шли под Лугой и Крсногвардейском. К сожалению, не удалось обнаружить данных о расчетной массе танка КВ-5. Исходя из массы КВ-4 (вариант Н.В.Цейца) - 90 т - можно определить массу КВ-5, имевшего более толстую броню, в 110 - 120 т.
Оценивая проект КВ-5, можно сказать, что для 1941 года он был реально выполним и технически и технологически. Правда, с тактической точки зрения этот танк был совсем не нужен, у него просто не было противника, как, впрочем, и у всех танков семейства КВ. Достойным противником для КВ-5 стал бы только «Тигр», причем советский танк имел бы над немецким явное превосходство в броневой защите и вооружении. 107-мм пушка могла пробить лобовую броню «Тигра» на дистанции до 1000 м, при этом КВ-5 оставался бы неуязвим для 88-мм пушки КwК 36. Правда неуязвимость эта решалась бы за счет вдвое большей массы по сравнению с «Тигром». А вот с «Королевским тигром» дело обстояло бы уже сложнее. 107-мм пушка была слишком слабой для борьбы с ним. Лобовую броню этого танка она пробить не могла даже с дистанции 500 м, а вот 88-мм пушка КwК 43 «протыкала» бы КВ-5 даже с 1000 м. Еще хуже для КВ-5 выглядит сравнение с «Маусом». Советский сверхтанк превосходил бы своего немецкого оппонента только по характеристикам подвижности. Впрочем, все это чистой воды теория. Будь КВ-5 реально построен и сохранись он до 1945 года, то его вооружение уж как-нибудь постарались бы усовершенствовать. В качестве альтернативы 107-мм пушке прекрасно подошли бы 122 - 152-мм пушки большой мощности, испытывавшиеся в 1944 - 1945 годах. Все эти орудия пробивали броню толщиной 200 мм на дистанции 1500 - 2000 м. Они, конечно, были опытными, но и КВ-5 был бы скорее всего только единичным образцом. Сконструированный исходя из принципов дифференцированной броневой защиты КВ-5 был более сбалансированным танком, чем «Маус», но в целом таким же бесполезным.
Штурмовой танк А39 Tortoise
Тяжелый танк Т-28
Необходимо отметить, что активные работы над сверхтяжелыми танками велись практически только в двух странах - Германии и СССР. Это не случайно. Тут сказывался уже упоминавшийся личностный фактор - система принятия решений замкнутая на одного не слишком образованного человека, которому никто не смел перечить. В странах с иной системой принятий решений даже очень популярный национальный лидер не мог просто так тратить бюджетные стредства. Во всяком случае, без согласия конгресса или палаты общин. А военным было нужно доказывать и обсновывать необходимость того или иного приобретения. В итоге в двух других ведущих танкостроительных государствах - США и Великобритании - такой очевидной ерундой как сверхтяжелые танки не занимались. За время Второй мировой войны в этих странах были созданы всего лишь два образца подобных машин, ни по размерам, ни по массе не идущих ни в какое сравнение с «Маусом».
В Великобритании в рамках начавшейся в 1942 году подготовки к вторжению на Европейский континент начали проявлять интерес к так называемому «штурмовому танку» - тяжелой бронированной машине, способной эффективно поражать фортификационные сооружения, выдерживая при этом большое число попаданий. Весной 1943 года началось проектирование такой машины, завершившееся в 1944 году созданием проекта штурмового танка А39 Tortoise («Черепаха»). Эта машина относилась к классу безбашенных танков (по сути - САУ). В массивной литой рубке больших размеров устанавливалась 32-фунтовая пушка Mk I, созданная на основе 3,7-дюймового зенитного орудия. Угол горизонтального наведения ограничивался 20° влево и вправо от продольной оси орудия. Вспомогательное вооружение состояло из трех пулеметов BESA: один устанавливался в маске пушки слева от орудия, два - в пулеметной башенке на крыше рубки. Помимо самообороны эти пулеметы могли вести огонь и по воздушным целям. Толщина лобовой брони рубки составляла 225 мм (по другим данным - 279 мм), бортов - 152 мм. Масса «Черепахи» составляла 78 т, экипаж - 7 человек. Двигатель Meteor V мощностью 650 л.с. позволял танку двигаться с максимальной скоростью 19,2 км/ч.
Сборка первой машины началась в мае 1945 года, когда ее применение было более чем проблематичным. Выпуск всей серии из шести машин (первоначально планировалось 25) завершился в 1947 году.
В сентябре 1943 года в США также началась разработка тяжелых боевых машин. Исследования, проведенные департаментом вооружения, показали, что подобная техника может понадобиться в Европе для преодоления укрепленных линий типа немецкого «Западного вала». На танке планировалось использовать новую 105-мм пушку, 200-мм броню и электротрансмиссию. Пушка обладала высокой начальной скорость снаряда и могла эффективно поражать бетонные укрепления. После долгих согласований в марте 1945 года были заказаны пять танков, получивших обозначение Т28. При этом бронирование было усилено до 305 мм, а боевая масса увеличена до 95 т.
Как и в случае с британской «Черепахой» предполагалось создать приземистый, безбашенный танк. При этом 105-мм пушка монтировалась в лобовом листе с углами наведения по горизонту 10°. Экипаж состоял из четырех человек. Водитель и командир имели в своем распоряжении наблюдательные башенки. Последняя оборудовалась турельной установкой 12,7-мм пулемета.
В марте 1945 года «танковое» наименование с Т28 сменилось на «самоходное» Т95. Летом 1945 года компания Pacific Car and Foundry Company приступила к изготовлению машины. После окончания войны на Тихом океане количество опытных машин было сокращено в заказе до двух. Первая из них была отгружена на Абердинский полигон 21 декабря 1945 года, а вторая - 10 января 1946-го.
Двигатель Т95 был практически идентичен установленному на танке М26 «Першинг», хотя последний был в два раза легче. Неудивительно, что скорость Т95 оказалась не выше 12 км/ч. Реально рекомендовалось двигаться со скорость не более 10 км/ч. Большая масса заставила особое внимание уделить снижению удельного давления на грунт. Решение этой проблемы было достигнуто установкой двух пар гусениц - по паре на борт. Внешние гусеницы вместе с бортовым 100-мм экраном могли демонтироваться для движения танка по твердому грунту. Снятые гусеницы при этом буксировались за самоходкой. Снятие внешних гусениц уменьшало ширину машины с 4,56 м до 3,15 м. В Абердине на испытаниях четыре члена экипажа снимали внешние гусеницы с первой попытки за 4 ч., столько же требовалось для их монтажа. С третьей попытки обе эти операции заняли 2,5 ч.
Тяжело бронированная, с мощным вооружением самоходка Т95 не вписывалась в концепцию бронетанковых вооружений армии США. Танки должны были иметь башню, а самоходки - легко бронировались для достижения максимальной мобильности. Т95 в эту систему не вписывался. В результате в июне 1946 года название было вновь изменено - машина стала тяжелым танком Т28. Посчитали, что мощное вооружение и тяжелое бронирование больше подходит для танка. Т28 (Т95) продолжал испытываться на Абердинском полигоне до конца 1947 года - определялась живучесть деталей и узлов при эксплуатации столь тяжелой машины.
В заключение следует подчеркнуть, что Т28 при своей реальной боевой массе 86,3 т занимает вторую после «Мауса» строчку в рейтинге изготовленных в металле сверхтяжелых боевых машин.
Литература
Архипов B.C. Время танковых атак. - М., Воениздат, 1981.
Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Советские тяжелые послевоенные танки. - М., ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 1996.
Барятинский М.Б. «Тигры» в бою. - М., «Яуза», «Эксмо», 2007.
Барятинский М.Б. «Тигр». Первая полная энциклопедия. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. Бронетанковые войска армии США. Сборник статей из американских военных журналов. - М.: Воениздат, 1956.
Буров С.С. Конструкция и расчет танков. - М., Издание ВАБТВ, 1973. Труды академии. Сборник № 1 (25). - М., Издание ВАБТВ, 1945.
Коломиец М., Мальгинов В. Советские супертанки. - М., ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2002.
Коломиец М. Противотанковая артиллерия Вермахта. 1939 - 1945 гг. - М.: «Стратегия КМ», 2006.
Макаров М., Пронин А. Противотанковая артиллерия Красной Армии. 1941 - 1945 гг. - М.: «Стратегия КМ», 2003.
Павлов И., Павлов М. Сверхтяжелый танк «Маус». - М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2004. Сверхтяжелый немецкий танк «Maus» («Мышь»), Описание и обзор конструкций. - НИБТ ПОЛИГОН ГБТУ ВС, 1946.
Свирин М. Артиллерийское вооружение советских танков 1940 - 1945. - М., Экспринт, 1999.
Свирин М.Н. Броня крепка. История советского танка. 1919 - 1937. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.
Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937 - 1943. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. Свирин М.Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943 - 1955. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. Советские танковые войска 1941 - 1945. Военно-исторический очерк. - М., Воениздат, 1973.
Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Г. Отечественные бронированные машины. XX век (т.1). -М., Экспринт, 2002.
Федосеев С. Танки кайзера (Германские танки 1-й мировой войны). - М., ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 1996.
Шейн Д.В. Танки ведет Рыбалко. Боевой путь 3-й гвардейской танковой армии. - М.: Яуза, Эксмо, 2007. M.Sawondy, K.Bracher. Maus and other German Armored Projects. - Schiffer Publishing Ltd, 1989.
W.Trojca. Maus. - Warszawa, Wydawnictwo Militaria, 1995.
W.FIeischer. Die deutschen Kampfwagenkanonen 1935 - 1945. - Podzun-Pallas-Verlag, 1996.
F.Hahn. Waffen und Geheimwaffen des Deutschen Heeres 1933 - 1945. - Bonn, 1992.
W.J. Spielberger, U.Feist. Sonderpanzer. German Special Purpose Vehicles. - Fallbrook, California, Aero Publishers, Inc.
M.Sawondy. German Armored Rarities 1935 - 1945. - Schiffer Publishing Ltd, 1998.
6. Организация немцев в нейтральных странах. <...> А. Швеция В сопредельной с Россией Швеции германское правительство развило необычно энергичную деятельность, мобилизовав для этого при посредстве германских банков и гамбургского «Комми-Ферейна» не только шведских
Из книги И-16 боевой «Ишак» сталинских соколов Часть 2 автора Иванов С. В.Разработка и модификации Параллельно с проектированием новых типов истребителей в Москве, на заводе № 21 в Горьком со второй половины 1936 г. широким фронтом развернулись работы по совершенствованию самолета И-16. Одной из приоритетных задач завода являлась разработка и
Из книги Hs 129 истребитель советских танков автора Иванов С. В.Разработка Oberbefehlshaber der Luftwaffe Герман Геринг долгое время считал, что авиация не способна выполнять роль «воздушной артиллерии»: ее воздействие на передний край обороны противника будет иметь скорее чисто моральный эффект, нежели военный. Анализ опыта первых месяцев
Из книги Техника и вооружение 2013 04 автора Из книги Техника и вооружение 2013 05 автораТ-34 в странах южных славян Часть 2 Светозар ЙокановичИспользованы фото фотоцентра ЮНА. из коллекции Димитрия Остойича. Михаила Никольского и автора.Вверху: танки «Возило А» на параде 1950 г.Послевоенное развитиеНаибольшие проблемы в эксплуатации испытывали бригады и
Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 3 автора Иванов С. В.Использование Як-7 и -9 в других странах Кроме советской авиации истребители Як-7 использовались так же в авиации Польши, Болгарии и Югославии. Что касается двух последних стран то, вероятно, это были только учебные самолеты. По приказу Сталина, Болгария получила в апреле 1945
Из книги F6F Hellcat Часть 1 автора Иванов С. В.Окраска самолетов в других странах Остальные государства получили истребители «Hellcat» уже после войны. Как правило, самолеты сохраняли американскую окраску.Во время Суэцкого конфликта истребители F6F-5 красили блестящей темно-синей краской, а на хвостовой части и крыльях
Из книги Тяжёлый танк КВ-2 автора Коломиец Максим ВикторовичРАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО Опытный образец танка КВ (№ У-0) с первым образцом большой башни со 152-мм гаубицей. Февраль 1940 года. Отличие этой машины от серийных - расположение антенного ввода, смещённого от борта ближе к люку-пробке механика-водителя и отсутствие пробки
Из книги Су-25 «Грач» автора Иванов С. В.«Грачи» в странах СНГ АбхазияОфициальным прикрытием действий российских штурмовиков по грузинским вооруженным формированиям являлась защита санатория № 24 МО РФ в Эшерах. В районе Эшер нередко располагались пушки абхазов, грузины их обстреливали, задевая санаторий.
Из книги Линейные корабли типа “Севастополь” (1907-1914 гг.) Часть I проектирование и строительство автора Цветков Игорь ФедоровичРАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В начале 1907 г. начался второй этап проектирования броненосца дредноутного типа. Одновременно с требованиями к новому боевому кораблю МГШ разработал и обосновал программу строительства флота, без которой не могли быть отпущены
Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович2.4. Разработка «Проекта Балашка» «Сообщаем для вашего сведения,- говорилось в письме РСО от 24 июля 1913 г. в адрес правления завода в Николаеве,- что в дальнейшем в корреспонденции по вопросу о легких крейсерах мы будем применять условные названия, а именно: вместо „легкие
Из книги «Венгерская рапсодия» ГРУ автора Попов Евгений ВладимировичЗОНДАЖ В НЕЙТРАЛЬНЫХ СТРАНАХ Лиссабон В январе 1943 г. в Лиссабон с секретной миссией прибыл бывший венгерский посланник в США Гика. Но не всегда можно утаить секреты от прессы. Агентство «Оверис Ньюс» раструбило на весь мир, что Гика пытается получить визу для поездки в
Из книги «Маус» и другие [Сверхтяжелые танки Второй Мировой] автора Барятинский МихаилИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГЕРМАНСКИХ СВЕРХТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ Первые шаги Создание сверхтяжелых танков в Германии обычно связывается с личностью Гитлера, а точнее - с его стремлением заполучить некое чудо-оружие, превратившемся со временем в навязчивую идею. Это не совсем верно. То
Из книги Очерки истории российской внешней разведки. Том 3 автора Примаков Евгений Максимович18. Борьба разведки за безопасность СССР в странах Среднего Востока Отношения России со странами Среднего Востока, особенно с Ираном и Турцией, уходят в глубь веков. Южные соседи Российского государства всегда находились в сфере его повышенного внимания и
Из книги Арсенал-Коллекция 2013 № 08 (14) автора Коллектив авторовВоинские звания ВВС и морской авиации Франции и их примерные аналоги в других странах В книге "Французские истребители Второй Мировой" по техническим причинам пропало "Приложение 2", содержащее таблицу сравнения воинских званий французской авиации с ВВС других стран. Мы
С того момента, как впервые на поля сражений вышли тяжелые бронированные машины, в дальнейшем названные танками, работа по их совершенствованию никогда не останавливалась. Лучше всего это просматривается, если вспомнить самые большие танки. В мире, наряду с удачными образцами, получившими широкую известность и серийно изготавливавшимися, имелись архаичные конструкции, не соответствующие духу времени, сложные проекты, воплотить которые в металле было экономически и технологически очень сложно.
Самые лучшие танки в мире выпускались и фашистской Германией, которые были основными противниками в период Второй мировой войны. Следует отметить, что болезненная слабость Адольфа Гитлера к гигантским кораблям, самолетам и танкам послужила своего рода катализатором деятельности конструкторов. Во многих ведущих государствах также имелись свои наработки, но большая часть из них даже не вышла за пределы начального проектирования.
Сейчас большинство разработанных образцов можно рассматривать лишь как курьез, но тогда они угрожали взорвать весь мир. Танки тогда и сейчас рассматриваются как основная ударная сила любой сухопутной группировки войск, одинаково эффективная при наступательных и оборонительных действиях. Однако рассмотрим основных претендентов на роль предводителей бронесил.
Landkreuzer R1500 «Monster» создавался как сверхтяжелый танк, планируемый для 800-миллиметрового с дальностью поражения целей до 37 км и весом самого снаряда в 7 тонн, а также двух 150-миллиметровых гаубиц SFH18 и большого числа малокалиберных зенитных пушек. Общий вес вместе с орудийной установкой предполагался до 2500 тонн. Основными причинами отказа от производства «монстра» стали следующие: невозможность транспортировки по дорогам, большая уязвимость от авиационного налета (спрятать такую махину просто невозможно) и при эксплуатации четырех двигателей, аналогичных использовавшимся на субмаринах типа VIII.
Чуть меньшим проектом стал Landkreuzer R1000 «Ratte» (крыса), вес которого предусматривался в пределах 900-1000 тонн, с длиной в 39 метров и высотой в 11 метров. На него планировалась установка одной переделанной корабельной башни от с двумя орудиями калибра 180 мм и двадцатью зенитными автоматами, размещенными по всему корпусу. Расчетная численность экипажа определялась в 100 человек.
Самые большие танки в мире из построенных увидели свет в Одним из них является Panzer VIII «Maus».
Его вес многократно превышал любой из серийно выпускавшихся тяжелых танков Германии, СССР, Великобритании или США, составляя более 180 тонн. Вооружение «мыши» включал одно 128-миллиметровое и одно 75-миллиметровое орудия. Проектирование завершилось в середие 1942 года. Было начато производство, однако до окончания войны было завершено лишь 2 прототипа, которые захватили советские подразделения. В дальнейшем их разобрали и перевезли трофейными командами в СССР, одна из машин и сейчас экспонируется в Кубинке.
Проект FCM F1 стал самым тяжелым и самым большим танком нефашистского происхождения. Однако до поражения Франции данный образец не был построен. Его оснащение предусматривало пушки калибра 90 и 47 мм, а также 6 пулеметов. Французские конструкторы включали возможность его транспортировки железнодорожным способом, а массо-габаритные показатели были следующими: длина - 10-11 м, ширина - 3 м, вес - до 140 тонн.
Английские конструкторы, работавшие над созданием машин поддержки пехоты, также развивавшие эту тему, создали свои образцы. Это не самые большие танки в мире, но достаточно экзотичные. Так, в 1941 году был построен один прототип танка TOG2 весом в 80 тонн, однако ввиду архаичной и сложной конструкции, а также слабого артиллерийского вооружения, работы по нему были заморожены. Другой машиной стал А39, имеющий массу 78 тонн и пушку калибра 96 мм, который также не пошел в серию из-за занятости заводов изготовлением танков «Черчилль».
В СССР был разработан трехбашенный (или «объект 225»). Из-за начавшейся войны в проект вносились частые изменения, связанные с необходимостью удешевления и улучшения технического обслуживания. Работы по данному образцу велись на Ленинградским заводом имени С.М. Кирова. В связи с угрозой выхода врага к городу, в конце лета 1941 года проект был свернут, а силы брошены на доработку КВ-1. Вес танка предусматривал 100 тонн, основное вооружение - орудие ЗИС-6 с калибром 107 мм, по три пулемета 7,62 мм и 12,7 мм.
Созданные в разных странах, самые большие танки в мире имели зачастую футуристический внешний вид, однако возможности по боевому применению крайне ограничивались, и сейчас большинство из них можно увидеть лишь на изображениях, а также в компьютерных играх.
ТОП 10 самых больших танков в мире
Современные военные танки становятся все более маневренными, легкими и портативными. На первый план при создании такой техники выходит подавляющая огневая мощь, высокая проходимость, а также возможность быстро восстанавливать поврежденные модули. Тем не менее, еще совсем недавно при конструировании танков главными параметрами были солидные габариты и толстая броня, что позволило создать настоящих «монстров» инженерной мысли.
Десятку самых больших танков в мире открывает «Объект 279», созданный 1957 году. Машина весила свыше 60 тонн, а ее длина составила 9,8 м, при высоте в 3,6 м. Корпус модели был максимально сплюснут и внешне походил на летающую тарелку. Агрегат оснастили двойными гусеницами с каждой стороны наряду с системой гидравлической подвески, которая помогла снизить нагрузку на почву. Из-за плохой маневренности танк не был допущен к техническим испытаниям.
Девятая позиция досталась британскому танку TOG І, созданному в 1940 году. При конструировании машины применялись устаревшие технологии, поэтому единственный экземпляр оказался малоэффективным при ведении боевых действий. Максимальная скорость машины не превышала 8 км/ч, длина танка составила 10,1 м, ширина – 3,1 м, высота – 3 м. Боевая масса машины оценивалась в 65 тонн, при этом бронирование TOG І оставляло желать лучшего.
Восьмую строчку занимает американский танк Т-28 Turtle («Черепаха»). Его создание началось еще в 1943 году, когда США активно готовились к вступлению в войну. Масса рассматриваемой машины составила 86 тонн, а ее длина превысила 10 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,8 м. Бронированная лобовая часть должна была помочь союзникам в борьбе с «Тиграми» и «Пантерами», однако из-за бюрократических проволочек Т-28 (позднее переименованный в модель Т-95) так и не поступил на вооружении американской армии.
Седьмая строчка принадлежит британскому танку А-30 Tortoise («Черепаха»), первый прототип которого был создан в 1943 году. Его боевая масса не превышала 78 тонн, длина оценивалась в 10 м, ширина – в 3,9 м, высота – в 3 м. Максимальная скорость машины не превышала 19 км/ч. Разработка танка велась крайне медленно, а после окончания военных действий в Европе все работы по созданию «Черепахи» были свернуты.
На шестой позиции оказался тяжелый немецкий танк Е-100. Разработка этого агрегата продвинулась дальше всего, однако из-за поражения Германии все испытания были свернуты. Масса прототипа составила 140 тонн, при этом в качестве основного вооружения была выбрана 150-мм пушка. Длина корпуса Е-100 превышала 12 м, ширина – 4 м, а высота – 3,2 м.
На пятом месте оказался еще один немецкий танк времен Второй мировой войны – Maus («Мышь»). Он был сконструирован по личному указанию Гитлера, который хотел усилить свою армию несколькими десятками таких гигантов. Размеры танка действительно впечатляли: длина составила – 10,2 м, ширина – 3,5 м, а высота – 3, 6 м. Боевая масса машины оценивалась в 180 тонн. Два опытных экземпляра «Мыши» были захвачены советскими войсками и переправлены в СССР, где впоследствии из них была собрана одна машина, которая была выставлена Бронетанковом музее Кубинки.
Четвертое место принадлежит французскому танку FCM F1, разработка которого началась в 1939 году. Машина получила две башни, располагавшиеся на разных уровнях, лобовую броню в 120 мм и боевую массу в 145 тонн. Длина «монстра» должна была составить более 12 м, а ширина – превысить 3,6 м, однако из-за стремительного наступления немецких войск разработка машины была свернута, а судьба единственного прототипа осталась неизвестной.
Тройку лидеров открывает немецкий танк K-Wagen, главной задачей которого стал прорыв вражеских оборонительных линий. В 1918 году был собран опытный образец, но после продвижения войск Антанты к заводу было принято решение его уничтожить. Масса машины составила 150 тонн, а длина – порядка 13 м, ширина – 3 м, высота – 3,5 м.
На второй позиции оказался французский танк Char 2C – самая большая машина, когда-либо запущенная в серийное производство. По замыслу создателей эта 75-тонная машина должна была прорывать любые заградительные линии противника. Преодолению преград способствовали внушительные размеры «монстра»: длина составила 10,2 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Огромный расход топлива (более 1000 литров на 100 км), а также неповоротливость машины предопределили снятие машины с вооружения в 1940 году.
Безоговорочным лидером по габаритам стал российский «Царь-танк», созданный в 1915 году. Его длина должна была составить 17,8 метра, ширина – 12 м, высота – 9 м, а заметить такого «монстра» можно было с расстояния в несколько километров. Боевая масса машины превысила бы 60 тонн, однако планы разработчиков остались нереализованными. Внешний вид прототипа представлял собой орудийную башню, установленную на лафет, поддерживаемый двумя огромными колесами.
В итоге, современные танки значительно уступают в габаритах историческим моделям, созданным в эпоху Первой и Второй мировой войны. Эти уникальные «монстры» до сих пор поражают воображение своими размерами, массой и толщиной брони.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты