Государственная третьяковская галерея генеральный директор. Что кроется за увольнением директора третьяковки ирины лебедевой
«Мои внуки ходят в музеи с раннего детства, потому что у них нет няни»
125 лет назад Третьяковская галерея стала достоянием Москвы. Сколько Павел Михайлович переживал, кто и как будет руководить его детищем… Больше двух лет, судя по показателям, с этим блестяще справляется Зельфира Трегулова. И дело тут, скорее всего, даже не в ее безупречной репутации как специалиста, а в том, что эта личность сверхнеравнодушная. Как к старому искусству, так и к современному, что немаловажно. Вот слушаешь ее, что нам и довелось в эксклюзивном юбилейном интервью, и понимаешь: человек на своем месте.
Зельфира Трегулова. Фото Евгения Алексеева/Третьяковская галерея.
Зельфира Исмаиловна, в связи с датой вспоминаются письма Третьякова критику Стасову, где Павел Михайлович высказывал беспокойство о дальнейшем формировании коллекции галереи. Как этот процесс трансформировался с тех пор?
Эти 125 лет накладываются на 160 лет с момента основания галереи, которые мы отмечали в прошлом году. В последнее время заметно усилился общий интерес к самой фигуре Третьякова. В советские годы о нем предпочитали много не говорить. Никто не отдавал себе отчет, что он собирал самое актуальное и современное искусство на тот момент. Иногда покупал вещи в мастерских еще до того, как они появлялись на выставках. Старался, чтобы самые значительные произведения, создававшиеся на его глазах, попали именно к нему в собрание. Часто покупал то, что ему не особенно нравилось, если понимал, что это имеет значение для истории отечественного искусства. Речь идет и о картинах Верещагина, чью большую ретроспективу мы покажем в следующем году; о работах Ге, которые были запрещены цензурой и которые он не мог выставить при жизни.
"Две" Кузьмы Петрова-Водкина. Фото Msk Agency.
- Из-за чего изменилось отношение к Третьякову?
Появились серьезные труды, анализирующие его дело. Мы начинаем понимать, что Третьяков - крайне современная фигура, а его деятельность стоит воспринимать как руководство к действию. Об этом повествует вышедшая в прошлом году поучительная книга Татьяны Юденковой «Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века». Были периоды, когда галерея активно пополнялась работами совсем молодых художников. Например, Третьяков купил «Девушку, освещенную солнцем» Серова, получив в ответ совершенно невероятное по формулировкам письмо Мясоедова: «С каких это пор, Павел Михайлович, Вы стали прививать своей галерее сифилис?». В 1910 году галерея купила с выставки Союза русских художников первые публично представленные работы Серебряковой. Она была тогда совсем молодой художницей.
"Беление холста" Зинаиды Серебряковой. Фото Msk Agency.
- Что случилось с собранием после октябрьских событий?
Его национализировали, хотя до этого оно уже было общедоступным городским музеем. В него влились произведения частных собраний, а изрядное количество купленных Павлом Михайловичем вещей отправили в региональные музеи, где формировались серьезные коллекции. В советские годы системно покупалось искусство как официальное, так и достаточно далекое от канона. Например, работы Александра Лабаса, которые сейчас показывают на его выставке в Институте русского реалистического искусства. Начиная с 1990-х годов системное формирование коллекции произведениями пусть официальных, но тем не менее современных художников заканчивается. То, что создается в эти годы, оказывается в первую очередь в частных собраниях, а не в собрании галереи. Хотя благодаря коллекционеру Георгию Костаки она в свое время, например, пополнилась невероятной коллекцией авангарда. В 2014-м была получена в дар и частично приобретена коллекция Леонида Талочкина, которая сделала наше собрание искусства нонконформизма среди музейных самым серьезным в стране.
- А что с произведениями молодых современных художников?
Если вы о тех, которые в 1990-е и 2000-е выставлялись на Венецианской биеннале и получали престижные премии, то у нас их нет. Мы стараемся работать с коллекционерами и меценатами, чтобы нам дарили произведения, которые хотя бы в небольшой степени закроют эти лакуны. Еще у нас недостает произведений художников, работавших в 1960–1980-е. Хотя недавно нам подарили уникальную работу Жилинского «Человек с убитой собакой», которую он не хотел продавать. Она хранилась в семье и считается одной из самых главных работ художника.
- Как именно вы продолжаете дело Третьякова?
Пытаемся идти по его стопам и пополнять коллекцию работами современных художников. С радостью приобретали бы произведения мастеров русского авангарда, которых нам не хватает, или художников, плохо представленных в классическом собрании галереи. К сожалению, цены на них сегодня таковы, что трудно найти мецената, готового приобрести для нас работы Кустодиева, Репина, Саврасова, Серова. Их произведения нам недавно предложили для пополнения коллекции. Изрядно поторговавшись, мы будем искать деньги на приобретение этих работ. Сам Третьяков торговался до последнего.
"Портрет А. М. Горького" Валентина Ходасевича и "Архиепископ Антоний" Михаила Нестерова. Фото Msk Agency.
- Торгуетесь лично вы?
Тот, кто ведет переговоры, в том числе и я.
Несколько продавцов живописи на Крымской набережной утверждают, что вы покупали у них картины. На подарок и в свою коллекцию. Это правда?
Боже… В жизни там ничего не покупала. Что касается приобретения мной работ современных художников, то один раз смертельно торговалась с владелицей галереи XL Еленой Селиной за потрясающую работу Константина Звездочетова. В результате она согласилась на мою сумму. Как-то на блошином рынке, который развернули художники на «АРТСтрелке», за какие-то смешные деньги я купила замечательную работу Сергея Шеховцова. Остальные несколько вещей художников этого поколения мне дарили, когда они были еще довольно молодыми. Перед юбилеями и днями рождения встает мучительный вопрос о подарке; понимаешь, что лучше всего преподнести маленькое, но достойное художественное произведение.
К юбилею галереи вы преподнесли нам очередной выставочный блокбастер - «Некто 1917». Проект непростой, многослойный. С чего рекомендуете зрителям начать в него погружаться?
С видеоролика, оживившего одну из визитных карточек выставки - «Старуху-молочницу» Григорьева. Она с суровым, если даже не злобным лицом доит удивительную корову с синим глазом. Это про Россию, живущую спокойной, умеренной жизнью, в которую вторгается всадник революции. Ролик не ставит никаких точек над i, а заставляет задуматься. Люди, пришедшие на выставку, должны заставить себя отрешиться от всех ранее существовавших представлений об искусстве 1917 года.
- С какими сложностями вы столкнулись в момент подготовки проекта?
До конца 1970-х и начала 1980-х живопись бесконечно изображала вождя революции и иллюстрировала иногда вполне мифологические моменты существовавшей тогда версии событий этого переломного года. В процессе работы над выставкой мы осознали, насколько мало было художников, фиксировавших то, что происходило на их глазах. В 1990-е после череды выставок с названиями «Искусство революции», «Авангард и революция», когда привязка к революции обеспечивала возможность показать авангард, создалось представление, что искусство революционного года представляет собой только авангард. А художественная революция произошла года за два до политической - в декабре 1915-го, когда открылась «последняя футуристическая выставка «0,10». Художники авангарда, составлявшие относительно небольшую группу, с невероятным энтузиазмом восприняли политическую революцию. Их воодушевило, что она могла помочь им реализовать все идеи, разрабатываемые с 1914-го. Авангард вышел на улицы городов, площади и стены домов, вошел в повседневную жизнь. Это продолжалось недолго. Когда мастера старой формации осознали, что нет иного пути, кроме как сотрудничество с новой властью, наступил конец всевластия в художественной сфере авангарда. Но мы пошли по другому пути…
"Живописная архитектоника" Любови Поповой. Фото Msk Agency.
- И чем он примечателен?
Мы взглянули на этот период, отбросив все предвзятые точки зрения. Постарались быть максимально объективными. Нам показалось интересным представить художественный срез 1917 года с прекратившим тогда свое существование коммерческим художественным рынком и еще не начавшимся госзаказом. В то время художники делали то, что они хотели или что могли делать, испытывая недостаток в красках и большеформатных холстах. Мы перелопатили почти все музеи, свои собрания и частные, выявив все, что было создано в 1917-м. Что-то в этой картине удивило даже нас самих. Полное отсутствие полотен и живописных работ, отражающих ту реальность, которая происходила за окнами мастерских. Мы нашли, пожалуй, только несколько работ 1917-го, которые напрямую выписывают революционные события. Одна из них - картина «27 февраля 1917 года», где Борис Кустодиев изображает из окон своей питерской мастерской городской пейзаж с грузовиком, на котором красные знамена.
- Это и есть символ «Некто 1917»?
У каждого зрителя он свой. Название выставки взято из альманаха 1912 года «Пощечина общественному вкусу», который завершается фразой Хлебникова: «Некто 1917», неведомый, неизвестный, непонятный, но неотвратимо грядущий». Даже для тех, кто прожил этот год, он остался до конца не узнанным. Художники авангарда творили абстрагированную космическую утопию. А кто-то запирался в своей мастерской и писал прекрасные интерьеры дворянских усадеб, которые скоро запылали на волне крестьянских восстаний. Думал о России и русском народе каждый мастер. И широко известные, Нестеров например, и менее - как Иван Владимиров. Многоголосие этой выставки превращает ее в уникальный проект, где собраны произведения, которые в ближайшие десятилетия никто не увидит рядом. Они не только из частных международных собраний, но и из лондонской Тейт и парижского центра Помпиду. На выставке демонстрируется множество открытий и возможностей задуматься над важнейшими вопросами - например, как искусство соотносится с реальностью.
Это происходит и на другом проекте в Новой Третьяковке - Московской международной биеннале современного искусства. Как на эту нестандартную для галереи историю отреагировал коллектив?
Об этом лучше спросить моих коллег. Многие из них не спали сутками, чтобы все организовать. Это была чудовищная нагрузка, но мы знали, зачем идем на нее. Во-первых, галерея на Крымском Валу долгие годы была «спящим царством». Чтобы перезапустить эту площадку, надо изменить и выставочную политику, и методы общения со зрителем, и характер преподнесения работ. Их надо было оживить, откомментировав современными голосами. Это мы сделали, но главное впереди - реконструкция и реставрация самого здания, в котором до сих пор не проводился капитальный ремонт.
Во-вторых, мы понимали, что если не примем биеннале, то она рискует не осуществиться в этом году, а возможно, и завершиться совсем. Рады, что получился изысканный проект, заставляющий о многом задуматься. Причем самую разную аудиторию. В воскресенье я назначила встречу на Крымском Валу, после которой села выпить кофе в нашем кафе и увидела, сколько молодых родителей с детьми шли на выставку. Слышала, что многие из них у нас впервые, и даже если после биеннале у них не останется сил на основную экспозицию - останется желание вернуться на нее.
Зельфира Трегулова на выставке "Некто 1917". Фото Msk Agency.
- У вас увлеченные искусством внуки. Посоветуйте, как воспитывать в детях интерес к искусству?
Детей надо приводить в музеи с раннего возраста. Я хорошо помню, как меня впервые привели в Эрмитаж. Мне было семь, и это посещение определило мою жизнь. Мои внуки ходят в музеи с самого раннего детства по той простой причине, что их родители хотят посещать выставки вместе, чтобы обмениваться впечатлениями, а детей оставить не с кем - нет няни. При этом они хорошо понимают, а дочь у меня искусствовед, что полученные от искусства впечатления отражаются в детском сознании. Дети вообще очень рано себя помнят. С трех лет - точно. Те впечатления, которые у них возникнут, отличные от их повседневной жизни, проявятся в дальнейшем.
Еще важно заниматься с детьми рисованием, лепкой, строительством из кубиков… Запомните: живопись, скульптура и архитектура. Мой внук очень живой мальчик, всегда готов подраться, чтобы отстоять свою позицию среди одноклассников. Несмотря на это, он часами строит невероятной красоты огромные города из кубиков. Это развивает возможность абстрагированно мыслить. Что бы он ни посмотрел, интересно откликается на новые впечатления. Приходит из школы и рисует, запечатлевает то, что услышал и почувствовал. То же самое делает младшая девочка, которой всего 2,5 года. Понятно, что первые детские художественные опыты - это абстракция.
Самое главное, чтобы этот необычный взгляд на мир не был убит жесткими уроками: «Нарисуй собачку, лошадку, домик». Дети рождаются с креативностью. Задача родителей и тех, кто с ними работает в школе или детских студиях, - развить эту креативность. Такой ребенок будет гораздо более сложным, развитым и интеллектуальным, чем его равнодушные к рисованию, лепке и постройке из кубиков сверстники. И не важно, что он не станет профессиональным архитектором, художником или скульптором.
В Инженерном корпусе показывают выставку удивительного скульптора Николая Андреева. На ней проявляется интерес галереи к эксперименту с выставочной архитектурой. Для вас это принципиальная позиция?
Мы стараемся удивить зрителя, вывести его на диалог и взаимодействие с пространством. На этой выставке показано то, что принято называть классическими пластическими ценностями, которые - в частности за счет расположения на необычных подиумах - не кажутся стандартными произведениями и вызывают у зрителя желание прикоснуться. Здесь понимаешь, что у скульптуры есть различные техники, формы, грани... Рекомендую посмотреть и получить несравненное эстетическое удовольствие.
- Что происходит неподалеку от Инженерного корпуса с новым зданием?
Там сейчас стройка. Мы серьезно размышляли над преобразованием этого квартала в живое и активное место. Это возможно сделать по завершении строительства, потому что когда у тебя идет стройка, о релаксирующей комфортной жизни говорить сложно. Летом мы открыли двор, где находится храм Св. Николая в Толмачах. Пока было тепло, пространство оживало, особенно благодаря мамам с колясками. Видите, детей с раннего возраста приобщают к искусству, пусть и из коляски. А позже мы получим образованное поколение, которое привыкнет ходить в музей и будет приводить сюда уже своих детей…
Ирина Лебедева покидает пост директора. Одного из ведущих специалистов в области авангарда сочли недостаточно эффективным управляющим. Галерею возглавит Зельфира Трегулова, которую называют высококлассным специалистом в области искусства.
Еще недавно она часами бродила по музейным залам и всматривалась в шедевры живописи. Но теперь Зельфира Трегулова на полотна смотрит не просто глазами знаменитого искусствоведа, а директора Государственной Третьяковской галереи. Признается: предложение возглавить музей, который по праву считается национальным символом, обдумывала несколько дней. И наконец решилась - судьбу легендарной Третьяковки взять в свои руки.
"Это было для меня достаточно неожиданным предложением, и не скрою, я взяла какое-то время на размышление, потому что я полтора года работала директором Росизо, и там было запущено большое количество проектов. Тем не менее, я прекрасно понимала, что быть директором Третьяковской галереи – это невероятная честь, но и невероятная степень ответственности", - говорит она.
Она еще не видела, каким будет ее кабинет, но, говорит - это вовсе не важно, главное, чтобы компьютер с интернетом был под рукой. За эту любовь к высоким технологиям, а еще - энергичность и креативность Зельфиру Трегулову в профессиональной среде называют одним из самых эффективных менеджеров в области искусства. Где бы ни работала - в Музее имени Пушкина, в Музеях Московского Кремля, которым отдала десять лет, или в Росизо, продвигала наше искусство за рубежом.
Была организатором выставок отечественных художников от Нью-Йорка до Берлина и каждую экспозицию делала настоящим событием. Один только проект "Казимир Малевич и русский авангард" видели в Амстердаме, Лондоне, Бонне.
Уверена - о выставках в Третьяковке ещё больше будут говорить во всем мире, если возможности музея использовать на все сто процентов.
"В Лаврушинском переулке строится большое здание, и это позволит превратить эту часть Москвы в настоящий музейный портал с иными возможностями, которые можно предложить посетителям", - говорит Зельфира Трегулова.
Она уверена, что музей, который не нуждается в представлении, нуждается в развитии. По словам Зельфиры Трегуловой центром притяжения должен стать не только музейный квартал - его строительство планируют закончить в 2018 году, но и Третьяковка на Крымском валу, куда туристы часто и вовсе не доходят.
"Это здание является частью культурного кластера, разворачивающегося сегодня по обе стороны Крымского моста, и мне кажется, что у Третьяковской галереи есть все возможности стать в значительной степени более привлекательной для посетителей, в том числе, для посетителей молодых", - отмечает Зельфира Трегулова.
Планов на будущее - больше, чем много, - говорит Зельфира Трегулова. Тем более, что наследие досталось не самое простое. О том, что в Третьяковке не все гладко, эксперты говорили не первый год. Темпы строительства нового корпуса недостаточно высоки, его стоимость завышена - эта проблема обсуждалась на заседаниях Правительства, к тому же - методическим центром главный художественный музей так и не стал. И что еще немаловажно - так называемая "комфортная зона" с бесплатным интернетом, кафе и магазинами почти отсутствует.
"Все музеи живут по очень жёстким, серьёзным показателям. И эти показатели не идут вверх и нет программ развития, которые смогут повысить количество посетителей, создать комфорт для посетителей. Это всё сегодня Министерство культуры не удовлетворяет, и, конечно, нужно двигаться вперёд", – говорит директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Брызгалов.
Впрочем, сама Ирина Лебедева уверена - за те семь лет, что была директором, смогла сделать главное - сохранить любовь к Третьяковке.
"Все знают всенародную любовь к Третьяковке, задача наша состояла в том, чтобы любовь сохранить и работать с публикой в новом современном формате", - говорит бывший директор Тертьяковки Ирина Лебедева.
Где после смены руководства революций не будет точно, так это в плане выставок. Он расписан до конца 2016 года. В Третьяковской галерее не сомневаются - все проекты будут реализованы. А значит, в один из главных музеев страны, как обычно, будут километровые очереди.
Биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой сегодня интересна многим. Ведь жизненный путь этой женщины заставляет восхищаться ею и удивляться многочисленным достижениям. Дама с необычной внешностью является кандидатом искусствоведения, авторитетным специалистом международного класса, руководителем неповторимых проектов, которые представляют отечественное искусство за границей. А с 2015 года Трегулова Зельфира Исмаиловна заняла должность генерального директора Третьяковской галереи. В новом амплуа женщина сумела доказать всем окружающим собственный профессионализм и свою преданность искусству.
Биография Зельфиры Трегуловой
Родилась Зельфира 13 июля 1955 года в латвийском городе Рига. Правда, несмотря на место рождения, обозначенное в метрике девочки, она не является латышкой по национальности. Пожалуй, ее яркая сейчас - самое убедительное тому подтверждение. В действительности по национальности Зельфира Трегулова - татарка. Ведь отец ее родом из Татарстана, а мать - из Киргизии. Родители девочки познакомились в российской столице, куда приехали, чтобы поступить в институт кинематографистов. Спустя некоторое время Трегуловы устроились работать в Рижскую киностудию и надолго остались там. Тут и родилась у них дочь, которую счастливые родители назвали Зельфирой.
Детские годы и юность
Отец девочки в те годы был военным оператором на фронте, снимавшим Потсдамскую конференцию, а мать занимала должность звукорежиссера. Так что воспитывалась девочка в довольно-таки творческой атмосфере. Может быть, именно это и подтолкнуло ее отдать предпочтение интеллигентной творческой профессии. С успехом окончив школу, Зельфира Трегулова поступила на искусствоведческий факультет в Московский государственный университет имени Ломоносова. Родители девочки полностью поддержали ее в желании стать искусствоведом и всячески помогали ей во время обучения. С ранних лет биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой тесно переплетается с художниками и их работами. В 1981 году девушка окончила аспирантуру МГУ.
Начало карьеры
Профессиональная деятельность Трегуловой Зельфиры Исмаиловны началась в 1984 году. В это время девушка начинает работу во Всесоюзной художественно-производственной ассоциации. Здесь Трегулова проявила свои координаторские и кураторские качества, занимаясь организацией выставок русского искусства за границей. Чуть позже Зельфире доверили пост ассистента генерального директора компании. Этой деятельности Зельфира посвятила 13 лет своей жизни.
В 1993 году Зельфира Исмаиловна отправилась на заграничную стажировку в Музей Соломона Р. Гуггенхайма, находящийся в столице США. Вернувшись на родину, в 1998 году Зельфира стала заведовать отделом международных связей в Пушкина. Чуть позже Трегулова получила предложение стать куратором музея, в котором несколько лет назад стажировалась.
Деятельность Трегуловой
Всего через несколько лет Зельфира получила новое назначение и заняла пост генерального директора Московского Кремля. На этой должности женщина занималась международными связями и выставочной работой. В Кремле Трегулова проработала целых 11 лет, после чего стала куратором Государственной музейно-выставочной ассоциации "РОСИЗО".
А вот качественно новым этапом своей жизни сама Зельфира Трегулова считает полученную возможность возглавить один из ведущих столичных музеев - Государственную Третьяковскую галерею. Новую перспективную должность искусствовед получила 10 февраля 2015 года.
Кроме основной работы в галерее, Зельфира занимается преподаванием в московской школе бизнеса, обучая галерейной деятельности и арт-менеджменту. Помимо этого, Трегулова состоит в при Министерстве культуры РФ. Вдобавок, кроме навыков искусствоведения и ведения коммерческой деятельности, женщина свободно владеет немецким, итальянским и французским языком.
Творческие достижения
В свое время Зельфира Исмаиловна проявила свое мастерство, будучи куратором самых масштабных выставок в крупнейших музеях мира. Руководила Трегулова такими известными проектами, как "Красноармейская студия", "Казимир Малевич и русский авангард", "Удиви меня", "Россия", "Амазонки авангарда", "Социалистические реализмы" и другими. В каждой своей выставке Зельфира демонстрирует зрителям собственное мировоззрение, лишенное советских оков и стереотипов. За последние годы аудитория смогла насладиться гениальными работами в выставках "Палладио в России" и "Виктор Попков", которые также прошли под руководством талантливого искусствоведа - Зельфиры Трегуловой.
За своими плечами женщина имеет не только множество знаменитых работ, но и многочисленные творческие достижения и награды. К примеру, Зельфира Исмаиловна удостоилась почетных грамот от Министерства культуры РФ, Ордена Звезды Италии за проведение Года итальянской культуры, Ордена Заслуг в виде креста с короной и стала лауреатом премии "Честь и достоинство профессии", вручаемой на Всероссийском фестивале "Интермузей".
Осенью 2016 года Трегулова была награждена золотой медалью имени Николаева. В этом же году Зельфира стала лауреатом премии "Государственный деятель".
К сожалению, женщина предпочитает скрывать свою частную жизнь от прессы и довольно-таки неохотно рассказывает истории из личной жизни. Но кое-что о ее семье все же известно.
Несмотря на то что женщина с малых лет хотела иметь большую семью и множество детишек в лучших традициях азиатских стран, ее мечте не суждено было сбыться. Ведь большую часть своей жизни Трегулова посвятила собственной карьере и любимому делу. Так что в браке Зельфиры на свет появился всего один ребенок - девочка.
Не так давно родители Зельфиры переехали из Риги и сейчас живут с дочерью, помогая растить внуков.
Дочь известного в Москве искусствоведа пошла по стопам матери и выбрала такую же профессию. Сейчас девушка состоит в браке и воспитывает двоих детишек - младшую дочь и старшего сына. Кстати, каждый член семьи наделен творческим талантом и хороший потенциал виден даже у внучки Трегуловой, которой всего лишь 2 года.
Впервые в Могилеве в только что открывшемся после реставрации музее В.Бялыницкого–Бирули представлены 9 полотен из коллекций Третьяковской галереи, а также произведения из собрания Национального художественного музея. Совместный проект «Бялыницкий–Бируля и художники его окружения» стал возможен благодаря неуемной энергии генерального директора НХМ Владимира Прокопцова, способного, по словам генерального директора «Третьяковки» Зельфиры Трегуловой, «снести на своем пути любое препятствие». Зельфира Исмаиловна побывала на открытии выставки в Могилеве, восхитилась новым музеем - похожий особняк Третьяковых после ремонтных работ скоро откроется в Москве и будет принимать первых посетителей. С директором Третьяковской галереи мы поговорили о новых совместных проектах с НХМ, статусе Марка Шагала и вспомнили один ленинский завет.
- Зельфира Исмаиловна, не могу не выразить восторга по поводу тех выставок, которые вы делаете в последнее время в «Третьяковке» на Крымском Валу, в галерее современного искусства. От Бьорк Digital до тотальных инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых, вам удается собирать в своих стенах самые актуальные проекты.
ФОТО RU.WIKIPEDIA.ORG
- Это правда, в последние годы мы действительно стараемся не лениться и позитивно отвечать на все запросы, участвовать в обменных выставках, представлять себя в крупнейших музеях мира. Но есть серьезная проблема. Вот мы сейчас ходим с вами по замечательному могилевскому музею Витольда Бялыницкого–Бирули, и за каждой картиной, за каждым предметом стоит история о том, как это все собиралось, приводилось в порядок, музеефицировалось. И все делалось ради того, чтобы имя большого белорусского художника сохранить для потомков, чтобы произведения его находились в самых лучших из возможных условий. Среди 9 полотен, которые мы привезли на сегодняшнюю выставку, есть одно из самых ранних произведений Бялыницкого–Бирули «Из окрестностей Пятигорска», работа тогда еще 20–летнего студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества, купленная немедленно Павлом Третьяковым. И есть множество примеров тому, что солидный коллекционер Третьяков, который никогда не отличался какими–то эксцентричными эскападами, покупал работы совсем молодых художников с удивительной прозорливостью, предвидя в их ранних полотнах в будущем очень серьезных мастеров. Так вот, повторюсь, у нас есть проблема: в девяностые годы и нулевые наша галерея не покупала картин современных художников - традиция Павла Третьякова пополнять коллекции была утрачена. У нас до сих пор в собрании нет ни одной инсталляции Ильи Кабакова, говорю об этом с огромным сожалением, нет произведений Эрика Булатова, также картин чрезвычайно плодовитого дуэта современных художников Дубосарского - Виноградова.О, я видела прямой эфир телепрограммы «Агора», где вы лично предлагали Владимиру Дубосарскому подарить Третьяковской галерее несколько работ, и, по–моему, он замялся.
Да, он замялся со всей очевидностью. В девяностые, когда проходили их первые сногсшибательные выставки с Виноградовым, их работы нарасхват раскупали все частные коллекционеры, тогда с невероятным энтузиазмом формировавшие свои первые собрания современного искусства. У нашей галереи в то время не было ни сил, ни средств соперничать с молодыми, энергичными и состоятельными.
- А на какие средства вы стали приобретать произведения в последние годы?
Сейчас на деньги дарителей и меценатов. Таким образом, например, нам недавно была подарена феноменальная коллекция работ Гелия Коржева, долгое время считавшегося представителем «официального искусства», и только сейчас мы начинаем осознавать, что в его работах, как, например, и в произведениях живописца Виктора Попова, зашифровано серьезное раздумье о том, что происходит.
В вашей недавней выставке «Некто 1917» многие художники прозвучали иначе, в частности, я открыла там для себя нового Марка Шагала - дачные зарисовки в столь лихую годину - 1917 год, неожиданный эскапизм.
Да, это была потрясающая выставка, посвященная тому, как художники отреагировали на революционные события - и те из них, кто оставался в рамках фигуративной живописи, и те, кто шел по пути беспредметничества. Зрительский получился проект. А сейчас, к моей радости, у нас стоит очередь на выставку Архипа Куинджи, которую мы сделали совместно в том числе и с вашим Национальным художественным музеем - 4 работы из вашей коллекции. Все это свидетельствует о том, что мы научились отечественное искусство преподносить так, что оно вызывает интерес, и не тем, что это нечто экзотическое, знаете, некий курьез, а тем, что мы действительно с помощью современных приемов и кураторской работы открываем новые горизонты, имена и художественные явления.
Проект «Бялыницкий–Бируля и художники его окружения» объединил профессионалов - музейщиков из России и Беларуси.
- Ваша боль - Булатов и Кабаков, а наша - Шагал. Сегодня во всех крупных музеях мира и Европы встречаются его работы, везде, кроме Витебска.Ну вот так случилось, да. Зато у вас есть работы Юдэля Пэна, его учителя. К сожалению, могу сказать, что, если бы не цикл панно Шагала для Еврейского театра, которые в какой–то момент оказались в запасниках Третьяковской галереи, наша коллекция его работ тоже была бы не столь впечатляюща.
Зная вашу творческую смелость и энергию Владимира Прокопцова, может быть, стоит сделать такой вызов самим себе и открыть интересную выставку в Витебске: Шагал, Лисицкий, Малевич, чтобы в трамваях «путешествовали» их работы, плакаты вышли на улицы, как встарь, а в музее были бы выставлены самые значимые произведения.
Это очень интересная идея. На самом деле мы - вместе и уже работали с НХМ в любопытнейшем проекте, который открылся в марте этого года в центре Помпиду в Париже - выставка «Шагал, Малевич, Лисицкий. Витебская школа». На нее были собраны действительно лучшие работы этих художников, созданные в период УНОВИСа в Витебске. Было очень приятно с коллегами из Беларуси участвовать в этом проекте наравне с крупными музеями мира. Сейчас несколько сокращенная версия той парижской выставки проходит в Еврейском музее в Нью–Йорке, и насколько я знаю - с большим успехом.
- Да, но снова не у нас. Зельфира Исмаиловна, а вы лично считаете Шагала белорусским художником?
Вы знаете, нет. Наверное, я отвечаю на ваш вопрос политически некорректно, но я не считаю Шагала витебским художником, точно как ни московским, ни парижским. Я думаю, что в отношении таких мастеров попытка их локально к чему–то привязать - это самый неправильный путь. Художники его уровня говорят об общечеловеческих проблемах, поэтому их произведения волнуют всех. Говоря о Шагале, я могу с уверенностью отметить, что ранний парижский период и русский период с 1914 по 1921 год - были самыми значимыми в его творчестве, думаю, с этим никто не будет спорить. И еще раз повторяю, я против пришпиливания любого великого художника к какой–то точке на карте мира.
Адрес нового музея в Могилеве: Ленинская улица, 37.
ФОТО ОЛЬГИ КИСЛЯК.
- Недавно вы были награждены орденом Франциска Скорины, стала ли наша высокая награда для вас неожиданностью?
Честно - да, неожиданностью, хотя и очень приятной. Мы действительно серьезно сотрудничаем с НХМ. До моего прихода в Третьяковскую галерею сделали замечательную выставку «Пленники красоты». Затем православные иконы. В 2015 году - пейзажи: от реализма к импрессионизму. Сейчас вот в Могилеве показываем картины Бялыницкого–Бирули и готовы продолжать разговор о сотрудничестве. Хочу сказать, что ваш Национальный художественный музей обладает фантастической коллекцией русского искусства и каждый раз, когда бываю в Минске и меня спрашивают, чем бы я хотела заняться до открытия выставки, я всегда отвечаю: «Посмотреть вашу экспозицию». За последние годы Третьяковская галерея сделала много ретроспектив больших русских художников, и почти в каждой из них, за редчайшим исключением, принимал участие ваш музей - это выставки Михаила Нестерова, Ивана Шишкина, Александра Головина, Валентина Серова, Архипа Куинджи. Не было случая, чтобы нам в чем–то отказали минские коллеги, и мы готовы отвечать им тем же.
Я заметила здесь, в Могилеве, что многие наши современные художники пытаются оказаться в орбите вашего внимания. Дайте совет, как им попасть в коллекцию Третьяковской галереи или хотя бы выставиться у вас на время?
Совет простой, ленинский: работать, работать и еще раз работать.
Зельфира Трегулова родилась 13 июля 1955 года в городе Рига, Латвия. Ее мать работала звукорежиссером, а отец - кинооператором, в годы войны был фронтовым оператором, снимал Потсдамскую конференцию.
Со студенческих лет жизнь Трегуловой тесно связана с художественным творчеством. В 1977 году Зельфира окончила искусствоведческое отделение Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а в 1981 году - аспирантуру МГУ.
В 1984 году начинается профессиональная деятельность Зельфиры Исмаиловны. Около 13-ти лет Трегулова посвятила себя работе во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича. Была координатором и куратором международных выставок русского искусства за рубежом, в последние годы - помощником генерального директора.
В 1993-1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. С 1998 года по 2000 год заведовала отделом зарубежных связей и выставок в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Затем была приглашенным выставочным куратором, в том числе в Музее Соломона Р. Гуггенхайма.
С 2002 года по 2013 год Трегулова Зельфира являлась генеральным директором по выставочной работе и международным связям музеев Московского Кремля. Последующие пару лет, с 14 августа 2013 года, была руководителем Государственного музейно-выставочного объединения «РОСИЗО».
Зельфира Исмаиловна 10 феврале 2015 года Трегулова возглавила один из трех ведущих музеев российской столицы - ФГБУК «Всероссийское музейное объединение - Государственная Третьяковская галерея». Это стало новым этапом в карьере музееведа.
Помимо основной деятельности, Трегулова Зельфира преподает на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA в Москве. Свободно владеет английским языком, владеет французским, немецким и итальянским языками. Является членом Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.
Куратор крупных международных выставок в ведущих музеях России и мира, в том числе «Амазонки авангарда», «Художники «Бубнового валета», «Россия!», «Красноармейская студия», «Удиви меня!», «Социалистические реализмы», выставки «Казимир Малевич и русский авангард» и другие. Среди последних проектов, осуществленных под руководством Трегуловой - «Виктор Попков. 1932-1974» и «Палладио в России. От барокко до модернизма».
Зельфира Исмаиловна награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации, Орденом Звезды Италии степени кавалера за заслуги в проведении Года итальянской культуры и итальянского языка в России, крестом с короной ордена Заслуг pro Merito Melitensi. Лауреат премии «Честь и достоинство профессии» VII Всероссийского фестиваля «Интермузей».
Трегулова Зельфира имеет огромный опыт организации выставочной деятельности. Занималась этим и в Пушкинском музее и в музее Кремля и до этого, в Советские времена, в других учреждениях. Кандидат искусствоведения, авторитетный специалист международного масштаба. Людей такого уровня в стране единицы. Человек с подобным опытом действительно может многое «предложить Третьяковской галерее».
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты