Финансовый механизм и его содержание в организациях. Финансовый механизм предприятия
Финансовыймеханизм. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, припом ощи которого происходит осуществление всейдеятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
Финансовый механизмподразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство.В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетногоустройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатываетсявся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значениедля реализациивсей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо однаиз сторон этих отношений- агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственныхфинансовых отношений на частных предприятиях.В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направленияих использования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирования, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Типыфинансовой политики. Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейсяразличными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основныхтипа:
1) классическая;
2) регулирующая;
3) планово-директивная.
I. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходови налог ов, обеспечение условий для формированияи исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм
Введение
Важным этапом в развитии человечества является появление денег и товарно-денежных отношений. Деньги – это категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено не только наличием товарно-денежных отношений, но и возникновением государства, которое предоставляет своим гражданам определенные общественные блага. Финансы – это историческая категория, т.е. финансы не только как система, но и отдельные элементы финансовых отношений появляются на определенной стадии развития общества.
Сегодня финансовые отношения являются неотъемлемой частью развития общества. Одной из задач государства является проведение финансовой политики, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика на практике реализуется посредством финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм определяет совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе для обеспечения благоприятных условий социального и экономического развития.
Предметом и объектом данной работы является финансовый механизм. Цель – ознакомиться с понятием финансового механизма, его содержанием и структурой.
При написании использовалась учебная литература и Бюджетный Кодекс РФ.
Понятие и сущность финансового механизма
В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить ее задачи и при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
В других источниках дается такое определение: финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.
На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются:
конкретные виды налоговых платежей: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.
виды неналоговых поступлений: дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.
В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов: на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы.
В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления; некоммерческих организаций - доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 – 77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме налогов юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения, с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Финансовый механизм делится на:
Директивный. Разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование;
Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные и внутрихозяйственные финансовые отношения коммерческих предприятий.
Структурные элементы финансового механизма
Структура финансового механизма состоит из 5 элементов, которые взаимосвязаны между собой:
Финансовые методы – приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);
Финансовые рычаги – инструменты воздействия финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля и т. п.);
Правовое обеспечение – наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления);
Нормативное обеспечение – наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);
Информационное обеспечение – наличие необходимой информации для принятия финансовых решений (разного рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).
К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п., а также сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов, различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Все элементы финансового механизма являются составной частью единого целого и в то же время функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных подразделений финансового механизма является важным условием его функционирования.
Структурные элементы финансового механизма различаются по сложности и разветвленности:
для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования;
в страховых организациях широко развита система резервных фондов;
для финансового механизма предприятий определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений.
Финансовый механизм приводится в действие с помощью установления количественных параметров каждого его элемента, например, определения налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры и способы их определения являются наиболее подвижной частью финансового механизма. Они чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом, чаще подвергаются корректировке.
Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики, являются его наиболее мобильной частью. К ним относятся: способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.
Классификация финансового механизма
Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.
В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:
финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций:
финансовый механизм коммерческих организаций;
финансовый механизм некоммерческих организаций;
финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;
страховой механизм;
механизм функционирования государственных и муниципальных финансов:
бюджетный механизм;
механизм функционирования внебюджетных фондов.
Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений , выделяют три звена:
механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.
Возможна классификация по другим признакам. В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена:
финансовый механизм федерации;
финансовый механизм субъектов федерации;
финансовый механизм местных органов власти.
Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ.
По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:
механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;
механизм финансового регулирования общественного производства;
механизм финансового стимулирования общественного производства.
В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.
Количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу
Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.
Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.
Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
Эффективность финансового механизма
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:
объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений. Использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.
Заключение
Таким образом, финансовый механизм представляет собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Он состоит из таких структурных элементов, как финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Все элементы взаимосвязаны между собой.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.
Успешное проведение финансовой политики и четкое функционирование финансового механизма зависят от установленных юридических норм, соблюдение которых позволяет:
установить единые правила организации финансовых связей;
обеспечить финансовую дисциплину;
проводить единую политику в области финансов.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.
Библиографический список
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон: [от 31.07.1998 №145-ФЗ] // СПС Консультант-Плюс: Законодательство.
Галицкая, С. В. Деньги. Кредит. Финансы. [Текст] : учебник / под ред. Е. Ш. Качаловой. – М. : ЭКСМО, 2005. – 496 с.
Грязнова, А. Г. Финансы. [Текст] : учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 504 с. : ил.
Финансы и кредит [Текст]: конспект лекций / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 206 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Реализация финансовой политики государства осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которая производит и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, обеспечивают производство ВВП.
Финансовый механизм - это совокупность финансовых методов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.
Структура финансового механизма довольно сложная. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов (рис. 1): финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
Рис. 1.
финансовый кризис экономика государственный
Каждая сфера и звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Вместе с тем они функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма.
Финансовый метод можно определить как средство воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: управление движением финансовых ресурсов и рыночными коммерческими отношениями, связанными с изменением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Среди финансовых методов особое место занимает финансовое планирование и прогнозирование.
Финансовое планирование - это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, их корпоративных объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц, стран в целом.
Объектом финансового планирования является финансовые ресурсы, образуемые в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом - различные виды финансовых планов и прогнозов.
Финансовый план - это план формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы имеют форму баланса - приходные и расходные разделы.
Основными задачами финансового планирования являются:
Определение источников и объемов денежных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, их распределение между секторами экономики;
Сосредоточение в руках государства централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для успешного выполнения государственных функций;
Обеспечение необходимых пропорций в распределении и использовании денежных ресурсов;
Стимулирование наиболее эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, снижение себестоимости продукции и выявления внутрипроизводственных резервов.
Выполнение этих задач реализуется через:
1) основной финансовый план государства - Государственный бюджет и бюджеты всех уровней;
2) кредитный и кассовый план Национального банка и коммерческих банков;
3) балансы и отчеты предприятий;
4) сметы учреждений, которые финансируются из бюджета.
Формирование финансовых планов и прогнозов базируется на двух основных принципах:
1) научной обоснованности;
2) предметно-целевом подходе.
Принципы - это основополагающие элементы системы управления. Принципы определяют характер действия как отдельных подсистем и их элементов, так и механизма в целом.
Научная обоснованность планирования предполагает экономическую обоснованность финансовых показателей, отражение реальных процессов экономического и социального развития, сбалансированности финансовых ресурсов.
Предметно-целевой подход предусматривает конкретное целевое назначение.
В финансовом планировании используются специальные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый и метод экономико-математического моделирования.
Суть нормативного метода финансового планирования заключается в том, что при расчете финансовых показателей за основу берутся финансовые нормы и нормативы, к которым относятся нормы амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров (работ, услуг), оборотных средств, ставки заработной платы, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, нормы отчислений в фонды социального назначения и т.п.
Нормативный метод достигает наибольшей эффективности при условии, что нормы и нормативы соответствуют таким требованиям: они должны быть научно-обоснованными; прогрессивными (ориентированными на лучший опыт); длительного действия; стабильными.
Расчетно-аналитический метод финансового планирования основывается на фактических показателях финансовой деятельности в предыдущие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей за прошедшие годы и период, предшествовавший предплановом году, устанавливается исходная база планирования. Затем определяются факторы, которые могут повлиять на финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэффициенты их влияния. На основании базовых показателей, а также коэффициентов, характеризующих финансовые показатели на плановый период. Это достаточно трудоемкий метод, требует значительной аналитической работы, однако на сегодня его применения является самым реальным.
Балансовый метод в финансовом планировании предполагает соответствие расходов источникам их покрытия и взаимосвязь всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана. Сейчас этот метод приобретает особое значение, поскольку все расходы предприятий зависят от заработанных ими средств и предприятия должны рассчитывать только на собственные поступления, а не на помощь государства или министерства.
Весьма перспективным является метод экономико-математического моделирования. Основывается он на разработке математической модели финансовой деятельности предприятия или государства в плановом периоде. Этот метод дает возможность рассчитать несколько вариантов плана с помощью переменных входных показателей и находить оптимальные решения.
Финансовый рычаг является средством действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Привлечение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, проводить единую политику в сфере финансов, обеспечить финансовую дисциплину.
Нормативное обеспечение включает инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, лимиты и резервы.
Информационное обеспечение состоит из разного типа статистической, экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. Сюда относятся сообщения о финансовой устойчивости и платежеспособность партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах на товарном, фондовом, валютном рынках. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.
Основные методы финансового воздействия на социально-экономическое развитие - это финансовое обеспечение и финансовое регулирования.
Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, характеризующие содержание воздействия финансов на различные аспекты развития общества.
Установление приоритетности того или иного метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развития общества и экономики, тем большая роль финансового регулирования.
Структурное строение финансового механизма представлена на рис. 2.
Рис. 2.
Финансовое обеспечение регулируется на основе соответствующей системы функционирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Различные формы финансового обеспечения используют на практике одновременно через установка полученного для определенного этапа развития общества соотношения между ими.
Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы являются распределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути, является методом распределения. Есть два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.
В составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется воздействие на различные стороны общественного развития.
Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно меняется в зависимости от задач финансовой политики.
Управление финансовым механизмом основывается на использовании соответствующих рычагов. По направлению своего действия они делятся на две группы: стимулы и санкции.
Кроме того, рычаги управления финансовым механизмом подразделяются на отдельные виды. Прежде всего это принципы, условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов, порядок осуществления расходов, условия и принципы финансирования и кредитования.
Условия формирования доходов, накоплений и фондов, а также финансирования и кредитования определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.
Надежность финансового механизма определяется достаточным обеспечением потребностей каждого субъекта в средствах на основе оптимизации соотношения между формами финансового обеспечения.
Чрезвычайно важную роль в системе управление финансовым механизмом играют нормы и нормативы, особенно при применении нормативного метода распределительных отношений.
Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.
Эффективность финансового механизма зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их воздействия на отдельные стороны социально-экономического развития.
ТЕМА 6. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
1.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО СОСТАВНЫХ ЗВЕНЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ
В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, стимулы и пр.
Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений , виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм.
Как самостоятельное явление термин «финансовый механизм» был пущен в научный оборот в нашей стране в конце 60-хх годов 20 века.
Финансовый механизм представляет собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.
Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования и использования разнообразных фондов денежных средств . Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его отдельные составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйствующих организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.
В соответствии с территориальным делением РБ следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.
Каждая из рассмотренных сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование), имеющие количественную и качественную определенность.
Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является основой функционирования финансового механизма, т. к. без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставляемых финансовых ресурсов, в каких формах, и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.
Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризует два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетными определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, чем значительнее роль финансовых регуляторов.
Финансовое обеспечение реализуется посредством установления системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.
Особенное место в рыночных условия занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг . Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяют одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций - важнейшая задача финансовых работников всех рангов.
Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед РБ. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки НДС, акцизы и др. налоговых платежей.
Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и создание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.
Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.
При налоговом методе сумма доходов распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов.
Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (НДС, налог на прибыль , акцизы, амортизационные отчисления).
Финансовое обеспечение и регулирование взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих элементов финансового механизма.
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА
Функционирование финансового механизма обеспечивается через определенную организационную структуру .
Организация финансового механизма – это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами.
Организация финансового механизма сводиться прежде всего к объединению людей, совместно реализующих функциональную программу на основе каких-то правил и процедур.
К организационным процедурам относятся: создание органов управления финансами, посторенние структуры аппарата управления , разработка методик, инструкций, норм, нормативов.
Организация финансового механизма отражает также тесную взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через координацию и регулирование.
Координация в финансовом механизме означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых ресурсов.
Регулирование (от лат. – подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом механизме означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.
Планирование в финансовом механизме представляет собой процесс выработки плановых заданий, составление графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами им рабочей силой, контроль за их выполнением. Планирование – это, прежде всего, процесс администрирования. Т. е. он носит директивный характер.
Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов. Стимул – это побуждение к действию. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизация для самофинансирования, налоги, процентные ставки , дивиденды, премии, финансовые санкции.
Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу, творческую активность, производственную дисциплину), так и на эффективность производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала).
Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.
Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно: 1. организация финансовых отношений. 2. управление денежным потоком , движением денежных средств и соответствующей организацией финансовых отношений.
Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности. Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента .
Структуру финансового механизма составляют пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение .
Структура финансового механизма
Финансовый метод представляет собой способ воздействия финансового отношения на хозяйственный процесс, который включает в себя производственную, инвестиционную и финансовую деятельность. Производственная деятельность – это основная деятельность. Производственная деятельность хозяйствующего субъекта включает в себя производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с основной специализацией хозяйствующего субъекта.
Инвестиционная деятельность – это деятельность по вложению каптала в активы, приобретение и продажа имущества и др.
Финансовая деятельность включает в себя взятые кредиты, полученные проценты по вкладам, выплату дивидендов по акциям.
Финансовый метод отвечает на вопрос: «Как воздействовать?». Действие финансового механизма проявляется в образовании и использовании денежных фондов . К финансовым методам относятся планирование, инвестирование, прогнозирование, кредитование, страхование, система расчетов.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. Финансовый рычаг отвечает на вопрос «Чем воздействовать?».
К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы. Амортизационные отчисления, арендная плата , процентные ставки, финансовые санкции, формы расчетов, виды и формы кредита.
Например, кредитование – это финансовый метод, который воздействует на хозяйственный процесс через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции.
Правовое обеспечение финансового механизма включает: законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и др. правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифы, методические указания и разъяснения.
Информационное обеспечение финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.
Информация играет очень важную роль на финансовом рынке. Тот, кто владеет надежной информацией владеет и финансовым рынком. Это обусловлено тем, что надежная информация позволяет принимать безрисковые решения по вложению капитала или решения с минимальным риском потерь.
Одновременно информация является ценным товаром, который имеет свою цену. Информация (например, сведения о поставщиках сырья, о клиентах) может составлять коммерческую тайну , а также являться одним из видов интеллектуальной собственности («ноу-хау»), вносимой в качестве вклада в уставный капитал хозяйствующего субъекта при его создании.
Источником финансовой информации является бухгалтерский, статистический и оперативный учет .
При этом важная роль принадлежит информации, предоставляемой бухгалтерским учетом .
Информация, которую выдает бухгалтерский учет, включает в себя: финансовый бухгалтерский учет, управленческий бухгалтерский учет.
Финансовый бухгалтерский учет отражает финансовое состояние хозяйствующего субъекта за прошедший период. Документом. Показывающим финансовое прошлое данного вида предпринимательства, является бухгалтерский баланс . Бухгалтер смотрит назад. Он ведет учет активов и пассивов хозяйствующего субъекта и его интересует «Куда были израсходованы деньги?».
Управленческий учет предоставляет информацию, используемую при принятии решения в отношении будущего хозяйствующего субъекта и будущих видов инвестиционной и финансовой деятельности. Финансовая информация управленческого учета используется финансовым менеджером. Финансовый менеджер смотрит вперед. Его интересует вопрос: « Куда вложить капитал, чтобы получить большую выгоду? Где больше капиталоотдача?»
Финансовый менеджер всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему и использование их в свою пользу.
Для принятия верного решения нужна качественная информация. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информация очень быстро стареет, поэтому ее следует оценивать оперативно.
1.3.ПЕРЕСТРОЙКА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.
Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности РБ, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многофункциональной экономики.
Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:
Использование эффективных финансовых рычагов (проверенных мировой практикой: налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов)
Стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйствующих форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства.
Развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.
Правительство РБ при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими принципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокращение налоговой нагрузки на юридических лиц в целях стимулирования производства, укреплении доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций.
Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.
Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозяйственных органов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с эти в современных условиях происходит формирование финансового рынка, как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, которое использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.
Финансовый рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционировании фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образование свободных экономических зон.
Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.
Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)
Выделяют два типа финансовых механизмов :
1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства (финансы государственных предприятий).
2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.
12. Управление государственными финансами РФ. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.
Управление государственными финансами
Понятие и принципы управления
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимостизвеньев финансовой системы.
Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:
Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
Распределение функций - на основе распределения власти;
Принцип гласности ;
Принцип плановости ;
Принцип законности ;
Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .
Органы управления
Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.
Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:
Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
Рассматривание законов о налогах и сборах;
Установление размера государственного внутреннего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:
Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.
Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.
Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)
Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Финансовое планирование и прогнозирование
Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.
Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.
Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).
Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.
Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.
Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.
Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.
Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.
Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.
Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.
По длительности действия различают:
Перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);
Текущие (на 1 год);
Оперативные (на квартал, месяц).
Финансовое планирование основано на следующих принципах:
1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;
2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.
Основными методами финансового планирования являются:
Метод экономико-математического моделирования;
Нормативный метод;
Балансовый метод;
Метод коэффициентов;
Метод экстраполяции и др.
Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.
13. Финансовый контроль, содержание, значение, задачи.
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью Целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.
Объектом финансового контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы и т. д.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи.
1. Содействие сбалансированию доходов и расходов.
2. Выявление внутренних резервов.
3. Содействие рациональному использованию выделяемых средств.
4. Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.
Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:
n оценка финансовых результатов;
n оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;
n анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
n организация расчетных дисциплин.
При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.
Для осуществления контроля необходимо и важно вести правильно бухгалтерский учет (на Западе принято ведение двойной системы бухгалтерского учета для системы контроля всех данных. Использование такой системы означает полное, точное и своевременное проведение коммерческих операций по всем бухгалтерским книгам. Существует 2 принципа: нет бухгалтерской записи без документа, обязательна регистрация всех коммерческих операций.)
Двойная запись в бухгалтерском учете введена итальянцем Катрульи в 1458 году. В 1494 году итальянец Пачоли ввел ежегодное состояние бухгалтерских балансов. Назначение бухгалтерского баланса определяется, с одной стороны, проверкой идентичности всех активных и пассивных счетов, с другой стороны - получение количественных данных о деятельности предприятия.
Могут быть различные искажения бухгалтерских данных, например, преднамеренное уменьшение прибыли, занижение выплат по дивидендам, завышение доходов (если надо показать, что предприятие доходно).
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты