Чем вооружены, как экипированы и какая техника стоит на вооружении российских десантников (фотоотчет). Отечественное оружие и военная техника
БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-Д (ОБЪЕКТ 925)
ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-D (OBJECT 925)
19.04.2018
18.04.2018 – единый день приемки военной продукции. Российское военное ведомство проводит его каждые три месяца. В это время оборонные предприятия по всей стране передают в Вооруженные силы корабли, самолеты, ракеты и другую продукцию, а также отчитываются о выполнении гособоронзаказа.
Уралвагонзавод сегодня отправил в войска партию обновленных десантных БТР. Машины «привели в чувство» на 144 БТРЗ Екатеринбурга. Эта техника способна на многое: сбить с первого выстрела самолет, вертолет или ударный беспилотник. Так же ей по зубам уничтожение легкобронированных целей или хорошо укрепленных огневых точек противника.
На 144 бронетанковом заводе десантные бронетранспортеры полностью отремонтировали и модернизировали. Об этом министру обороны Сергею Шойгу в Национальный центр управления обороной по видеотрансляции доложит лично директор предприятия Владимир Гулин.
Ремонт проверенной временем техники гарантирует, что у крылатой пехоты появится не только надежное транспортное средство, но и мощные комплексы огневой поддержки способные бороться практически с любыми целями на земле и в воздухе.
http://t-digest.ru
Как и БМД-1, БТР-Д стал уникальной машиной, практически не имеющей аналогов за рубежом. Правда, лет за десять до начала его разработки в США планировали создание семейства транспортно-боевых и специальных машин на шасси авиадесантной 90-мм самоходной пушки М56 «Скорпион», но эти планы не были реализованы.
Появление бронетранспортера десантного
Боевая машина десанта БМД-1 не только дала начало принципиально новому типу БТВТ, но и изменила облик советских ВДВ, придав им качественно новые возможности. С развитием средств вооруженной борьбы бой в тылу противника все более принимал общевойсковой характер с его динамизмом, пространственным размахом, быстрыми изменениями обстановки. Боевые машины десанта позволяли парашютно-десантным подразделениям вести такие боевые действия, но при ограниченной вместимости и грузоподъемности не могли решить проблему повышения мобильности частей десанта с противотанковыми и зенитными подразделениями, подразделениями управления и обеспечения. Возраставшие огневые возможности войск не позволяли обходиться здесь незащищенными автомобилями. Артиллерия ВДВ на механической (автомобильной) тяге также переставала соответствовать требованиям времени. Для повышения подвижности и защищенности массового воздушного десанта, использования разнообразного вооружения и средств управления в дополнение к БМД-1 требовалась более вместительная бронемашина. При этом сохранялись жесткие ограничения по массе и габаритам, возможности десантирования парашютным способом, подвижности и защищенности, равных БМД.
14 мая 1969 г. (всего через месяц после принятия на вооружение БМД-1) Военно-промышленная комиссия Совмина СССР приняла решение (подготовленное с участием НТК ВДВ) о создании опытных образцов бронетранспортера и комплекса командно-штабных машин для Воздушно-десантных войск. Речь шла о семействе десантных бронемашин различного назначения.
Работы над новым бронетранспортером начались в ОКБ Волгоградского тракторного завода под руководством А.В. Шабалина (сменившего ушедшего с завода И.В. Гавалова). В основу новой разработки положили принцип максимального использования узлов и агрегатов базовой машины и сохранение общей схемы компоновки БМД-1 (можно вспомнить, что на ВгТЗ уже проделали подобную трансформацию — создали гусеничный БТР-50 на базе танка ПТ-76). Долгие споры между заказчиком и исполнителем вызвало решение последнего увеличить длину корпуса машины. При сохранении длины БМД не удавалось существенно увеличить вместимость, разместить внутри корпуса необходимую аппаратуру, имущество, предназначенное к перевозке, или раненных на носилках. С другой стороны, увеличение габаритов машины затрудняло использование имеющихся парашютных платформ и ограничивало возможности размещения машины на платформе в фюзеляже использовавшегося тогда самолета Ан-12.
Продвижение работ над военно-транспортным самолетом Ил-76 и бесплатформенными парашютно-реактивными десантными системами позволило согласовать увеличение длины и массы десантного бронетранспортера, получившего обозначение «объект 925». Параллельно создавался и «гражданский» небронированный транспортер, известный как «транспортер 925Г».
В ходе его испытаний в условиях среднеазиатских пустынь и Заполярья была опробована и предложенная конструкторами удлиненная ходовая часть.
Плавающий десантный «объект 925» был представлен на Государственные испытания в середине 1973 г. После внесения ряда изменений по замечаниям заказчика он был рекомендован к принятию на вооружение, что и сделали в 1974 г. Машина получила обозначение БТР-Д (бронетранспортер десантный) и предназначалась для перевозки личного состава, эвакуации раненых, транспортировки вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и других военных грузов.
На парашютно-десантную роту на БМД приходится один БТР-Д, решающий в основном транспортные задачи. В инженерно-саперных подразделениях БТР-Д используются и для транспортировки инженерного имущества и боеприпасов.
БТР-Д перевозится самолетами военно-транспортной авиации и вертолетами. Десантирование БТР-Д может производится как посадочным способом, так и выброской на многокупольных или парашютно-реактивных системах. Самолеты Ан-12 могли взять на борт только по одному-два БТР-Д. Но в 1974 г. (в один год с принятием на вооружение БТР-Д) в части военно-транспортной авиации начал поступать новый военно-транспортный самолет Ил-76 с повышенными возможностями доставки грузов (вся номенклатура техники воздушно-десантной дивизии) на большие расстояния и их выброски.
Ил-76 поднимает на борт три БТР-Д со средствами десантирования, Ан-22 - четыре. Первоначально для десантирования БТР-Д, как и БМД-1, служили десантные платформы П-7 и П-7М с многокупольными парашютными системами. Позднее для десантирования БТР-Д и машин БТР-ЗД и БТР-РД с самолетов типа Ил-76 и Ан-22 появилась парашютно-реактивная система ПРСМ-925.
БМД, БТР-Д и машины на их базе могут перебрасываться и тяжелыми транспортными вертолетами. Вертолеты Ми-26 и Ми-6 берут на борт по одной машине.
Более подробно о конструкции БТР-Д и его модификациях будет рассказано в следующих номерах журнала.
|
|
Год начала выпуска | |
Боевая масса, кг | |
Экипаж (десант), чел. | |
Высота (по крыше грузовой кабины), мм | |
Длина (по корпусу при опущенном волноотражательном щите), мм | |
Ширина (по гусеницам), мм | |
Клиренс, мм | |
Длина опорной поверхности, мм | |
Пулеметы, количество х марка | |
Калибр, мм | |
Боекомплект, патронов | |
Двигатель, тип Быстроходный бескомпрессорный дизельный,
6-цилиндровый V-образный, со струйным распыливанием топлива и жидкостным охлаждением - марка - рабочий объем цилиндров, л - мощность, кВт (л.с.) |
5Д20-240
|
Удельная мощность, л.с./т | |
Силовая передача - главный фрикцион (двухдисковая муфта сухого трения);
- четырехскоростная механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на III и IV передачах; - бортовые фрикционы (многодисковые сухого трения, с плавающими ленточными тормозами); - планетарные соосные бортовые редукторы |
|
Подвеска опорных катков |
Индивидуальная гидропневматическая |
Тип гусеничной цепи |
Металлическая, мелкозвенчатая, цевочного зацепления |
Число траков в гусеничной цепи | |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | |
Средняя скорость по шоссе, км/ч | |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч | |
Максимальная скорость на плаву (на переднем ходу), км/ч | |
Запас хода по шоссе, км | |
Запас хода по сухой грунтовой дороге, км | |
Общая емкость топливных баков, л | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 | |
Прибор радиационной (химической) разведки ПРХР | |
Навигационная аппаратура | |
Радиостанция, количество х марка |
1хР123М или Р-173 |
Преодолеваемые препятствия:
|
32
|
Краткое техническое описание БТР-Д
БТР-Д представляет собой боевую бронированную гусеничную плавающую машину массой 8 т с грузоподъемностью 1400 кг, экипаж и десант составляют 14 человек. В передней части корпуса машины расположено отделение управления, в средней - десантное отделение (грузовая кабина), в кормовой - силовое (моторно-трансмиссионное) отделение. Сварной закрытый корпус выполнен из алюминиевого броневого сплава и обеспечивает уровень защиты, аналогичный БМД-1 (защита от 12,7-мм бронебойных пуль в лобовой проекции и круговая защита от 7,62-мм пуль). На верхнем лобовом листе перед приборами наблюдения механика-водителя установлена ребристая панель для улавливания свинцовых брызг и мелких осколков при попадании пуль (из-за чего ее иногда именуют «пулеотражателем» или даже «пулеулавливателем»). Башня с вооружением отсутствует, в средней части корпуса выполнена закрытая бронированная рубка. Для увеличения жесткости корпуса между отделением управления и средним отделением установлены два пиллерса (вертикальные стойки), днище корпуса, сваренное из нескольких листов, усилено тремя продольными зигами и пятью поперечными балками.
На опытном варианте БТР-Д в средней части рубки монтировалась поворотная башенка с дистанционно-управляемым 7,62-мм пулеметом, а в передней части корпуса оставался только правый курсовой пулемет. Командир, располагавшийся в левой части отделения управления, был освобожден от обязанностей пулеметчика (такую машину сегодня можно увидеть в Военно-историческом музее БТВТ в Кубинке). Однако установка пулемета над крышей затрудняла посадку-высадку десанта, ее боекомплект мешал размещению грузов внутри рубки, перезаряжание пулемета было неудобно. Огневая мощь 7,62-мм пулемета не уравновешивала этих недостатков, поэтому в серийной машине вернулись к прежнему варианту с двумя курсовыми пулеметами ПКТ в скулах передней части корпуса, а место командира вместе с радиостанцией переместилось в рубку.
Пулемет ПКТ (ПКТМ) крепится на раме с рукоятками управления и электроспуском, установка снабжена пружинным уравновешивающим устройством, рамкой для патронной коробки, гильзозвеньеотводом, бункером для сбора гильз и звеньев ленты. Углы обстрела установки по горизонтали 21 град, по вертикали - от -3 до +7 град, прицельная дальность стрельбы - до 1000 м. Компоновка передней части корпуса осталась той же, что и у БМД-1, что было выгодно с точки зрения производства. Боекомплект пулеметов - 2000 патронов - размещен в восьми патронных коробках с лентами по 250 патронов: пять коробок закреплены в отделении управления на правом и левом бортах, одна - справа от левого пулеметчика и две коробки - на курсовых пулеметных установках.
Гранаты Ф-1 боекомплекта укладываются в двух сумках по пять штук, закрепленных на кронштейне укладки патронной коробки, расположенной слева от механика-водителя.
Для стрельбы из автоматов десанта БТР-Д имеет пять амбразур с броневыми заслонками и шаровыми опорами (по две в бортах и одна в кормовом десантном люке). Возможности стрельбы через амбразуры из ручного пулемета РПКС в БТР-Д, как и в БМД, нет.
В среднем отделении размещены укладки для двух ручных противотанковых гранатометов (РПГ-16 или РПГ-7Д) и выстрелов к ним, двух ручных пулеметов (РПКС) и двух переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) типа «Стрела-2» или «Игла». Один РПГ закрепляется в нише на левом и правом передних пиллерсах, другой - на левой нише у перегородки силового отделения. 21 выстрел к гранатометам размещается в шести двухместных и трех трехместных сумках-укладках, из которых две трехместные и три двухместные укладки находятся на левом борту среднего отделения, одна трехместная и три двухместные укладки - на правой нише среднего отделения. Один ручной пулемет размещается в укладке на левом переднем пиллерсе, другой закрепляется на нише левого борта в среднем отделении. Пять снаряженных магазинов к ручным пулеметам размещаются в укладке, находящейся на нижнем лобовом листе слева от места механика-водителя. Автоматы экипажа закрепляются: один в укладке на левом переднем пиллерсе, а другой - на нише левого борта. Остальные автоматы находятся при десантниках. Снаряженные магазины к автоматам укладываются в четыре сумки - по две сумки на правом и левом борту среднего отделения. Патроны к 26-мм сигнальному пистолету уложены в четыре сумки (по пять штук) - по две на левом и правом бортах среднего отделения. Также на правом и левом бортах среднего отделения имеются укладки для двух ракет ПЗРК. Укладка состоит из трех кронштейнов, два из которых служат для закрепления транспортно-пускового контейнера ракеты, а третий (переносной) - для поддержания источника питания. Кронштейн для поддержания источника питания должен переставляться в зависимости от того, ракета какого комплекса укладывается на кронштейны.
В отделении управления по оси корпуса расположено сиденье механика-водителя (имеет возможность продольного перемещения), по бокам от него - сиденья двух пулеметчиков. На рабочем месте механика-водителя смонтированы рычаги и педали управления (кулиса с рычагом переключения передач, рычаг реверса, рычаг включения водометных движителей, рычаги управления бортовыми фрикционами с тормозами, рычаги управления заслонками водометных движителей, педаль и рукоятка для управления топливным насосом, педаль остановочных тормозов), органы управления подвеской и механизмами натяжения гусениц, привод управления волноотражательным щитом, щиток с контрольно-измерительными приборами, распределительный щиток. За спинкой сиденья механика-водителя на стенке, отгораживающей отделение управления от среднего отделения, крепится в нерабочем положении защитный колпак механика-водителя. При необходимости этот колпак устанавливается на люк механика-водителя, для вождения в зимнее время имеет обогреватель переднего стекла.
В крыше отделения управления выполнен люк механика-водителя, перед которым смонтированы три призменных прибора ТНПО-170 (ТНПО-170А). Центральный прибор наблюдения имеет систему воздушно-жидкостной очистки, при необходимости заменяется обогреваемым перископом ТНП-350Б с перископичностью 350 мм (для наблюдения поверх волноотражательного щита при движении на плаву) или ночным бесподстветным прибором наблюдения ТВНЕ-4Б (для ночного вождения). Прибор ТВНЕ-4Б - усилительного типа, бинокулярный, перископический, может работать при естественной освещенности (пассивный режим) или с подсветкой фарой ФГ-125 с ИК-фильтром (активный режим). Перед пулеметчиками установлены поворотные перископические приборы прицеливания и наблюдения ТНПП-220А с прицельной сеткой в ветви прицела (увеличение ветви прицела - 1,5х). Электрообогрев входных и выходных окон приборов устраняет их запотевание или обледенение.
В среднем отделении впереди находится место командира машины с сиденьем, регулируемым по высоте и перемещаемым вдоль оси БТР-Д. В рубке могут размещаться десантники (на восьми складывающихся быстросъемных сиденьях - по три в ряд с каждого борта и одно сдвоенное сиденье заднего ряда), груз (ящики с боеприпасами, тара с ГСМ, продовольствием и другими грузами) или четверо раненных на носилках. При перевозке грузов сиденья десантников снимаются. Для крепления грузов и санитарных носилок в отделении имеются специальные узлы. В крыше рубки в передней части установлена вращающаяся командирская башенка с двумя обогреваемыми приборами наблюдения ТНПО-170А, комбинированным прибором наблюдения ТКН-3Б и осветителем инфракрасного света ОУ-3ГА2 (или ОУ-3ГА2М, электрическая фара с ИК-фильтром). Прибор ТКН-3Б - бинокулярный перископический усилительного типа, обеспечивает 5-кратное увеличение в дневной и 4,2-кратное в ночной ветвях. Дальность видения бортовой проекции танка ночью с осветителем составляет 400 м, лобовой проекции - 300 м. Командирская башенка вращается на шаровом погоне, имеет люк с откидной крышкой, для измерения угла поворота относительно корпуса БТР-Д снабжена неподвижным кольцевым лимбом и подвижным нониусом. В передней стенке рубки выполнены два световых окна с поднимаемыми броневыми крышками. В случае необходимости можно поднять стекла этих люков для стрельбы из оружия десанта. Позади башенки в крыше рубки выполнены два люка для посадки и высадки десанта. Кормовой десантный люк остался таким же, как на БМД-1. Над установками вооружения смонтированы приборы наблюдения ТНПО-170 (в бортах) и МК-4С (в крышке кормового люка).
Силовое отделение отделено от среднего перегородкой. В силовом отделении размещены: дизельный двигатель 5Д20-240 с обеспечивающими системами, агрегаты силовой передачи, гидравлической системы изменения клиренса и натяжения гусениц, водометные движители, два водооткачивающих насоса (производительность одного насоса - 60 л/мин), оборудование системы дымопуска (термодымовая аппаратура), вытяжной вентилятор и вентилятор охлаждения генератора.
Двигатель развивает мощность 240 л.с. при 2400 об./мин. Это дает высокое значение удельной мощности - 30 л.с./т при полной комплектации машины (для сравнения, у танка Т-80У - 27,2, у БМП-2 - 21,5 л.с./т). Эксплуатационная частота вращения коленвала - 1400-2400 об./мин, максимальный крутящий момент при 1400-1500 об./мин - 95 кгс.м.
Средний расход топлива - до 60 л на 100 км по шоссе и до 85 л на сухой грунтовой дороге. Топливо размещено в нескольких баках в силовом отделении - правый верхний топливный бак вмещает 50 л, правый нижний - 110 л, левый бак - 120 л. Топливный насос - центробежный с электроприводом. Система охлаждения двигателя - жидкостная закрытая, с пластинчато-трубчатым радиатором, центробежным водяным насосом и эжекционным прососом охлаждающего воздуха через радиатор. Теплая жидкость системы охлаждения двигателя используется для обогрева среднего отделения. От попадания воды на плаву двигатель защищает рычажно-клапанный механизм с автоматическим управлением. Запуск двигателя производится электростартером С5-2С или сжатым воздухом от компрессора АК-150 МКВ. Система смазки двигателя комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Имеется форсуночный подогреватель.
Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы с тормозами объединены в силовой блок, установленный на трех опорах. Коробка передач - механическая четырехвальная, с постоянным зацеплением зубьев шестерен. По днищу среднего и силового отделений проходят тяги приводов управления, проложены трубопроводы и установлены агрегаты гидросистемы, прикрытые листами пола. Над крышей силового отделения расположены поворотная воздухозаборная труба системы воздухоочистки двигателя (поворачивается в вертикальное положении при преодолении водных преград, рукоятка управления трубой расположена в среднем отделении), клапаны системы водооткачки и вентилятора.
Соответственно увеличению длины корпуса удлинена на один каток ходовая часть - на каждый борт установлено шесть опорных и пять поддерживающих катков. Конструкция гусениц, катков и узлы подвески аналогичны БМД и менялись по ходу производства. Симметричный профиль зубьев ведущих колес позволяет переставлять их с одного борта на другой. Каждый опорный и поддерживающий каток установлен на своей оси на двух шарикоподшипниках. Направляющее колесо посажено на ось кривошипа механизма натяжения гусеницы на двух роликоподшипниках. На БТР-Д использованы штампованные траки гусениц с приваренным клыком фигурной формы, позволявшей надежно крепить к гусенице тросами бревно для самовытаскивания. Спереди и сзади гусеницы прикрыты резиновыми грязевыми щитками.
Средства связи БТР-Д, как и приборы наблюдения, унифицированы с базовой машиной - радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124. УКВ-радиостанция Р-123М (мощность передатчика - 20 Вт) с амортизационной рамой установлена перед сиденьем командира под командирской башенкой. На среднепересеченной местности при работе на штыревую антенну высотой 4 м и скорости движения до 40 км/ч радиостанция обеспечивает телефонную связь на дальности не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном подавителе. При высоте антенны 1 м дальность связи сокращается до 8 км. Вывод антенны выполнен в крыше силового отделения перед левым эжектором. ТПУ включает аппарат командира, три аппарата в отделении управления и еще один на левом борту среднего отделения у перегородки силового отделения.
Для вождения в условиях, когда ориентирование затруднено, машина оснащена навигационным прибором (гирополукомпасом) ГПК-59. Электрическая бортовая сеть выполнена по однопроводной схеме, напряжение сети - 22-24 В, имеются генератор ВГ-7500Н мощностью 5 кВт и аккумуляторная батарея емкостью 70 А-ч.
Снаружи на корпусе установлены фары (ФГ-127 со светомаскировкой, ФГ-125 слева и справа на передних бортовых листах), звуковой сигнал С-314Г, габаритные фонари, откидной волноотражательный щит, поручни, заслонки водометных движителей, антенна радиостанции, узлы крепления звеньев подвесной системы средств авиадесантирования, оборудование для крепления при транспортировке воздушным и железнодорожным транспортом, буксирные крюки (по два спереди и сзади), тягово-сцепное устройство, два ящика с ЗИП (часть ЗИП перевозится внутри корпуса). Кроме того, снаружи машины уложены брезент, лом, лопата, кувалда, буй.
В термодымовой аппаратуре в качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Продолжительность непрерывного дымопуска - до 10 мин.
Средства защиты экипажа и десанта БТР-Д от оружия массового поражения включают: прибор радиационной и химической разведки ГО-27 (комплект аппаратуры ПРХР размещен в отделении управления), коммутационный блок, фильтронагнетающее устройство (ФНУ), узлы герметизации, механизм остановки двигателя, дегазационный комплект ТДП (в укладке в задней части среднего отделения слева). ФНУ предназначена для очистки воздуха и создания избыточного давления, смонтирована в среднем отделении, клапан ФНУ с защитным грибком расположен на крыше корпуса у правого борта. Средства защиты от ОМП срабатывают автоматически по сигналу ПРХР иди при нажатии одной из кнопок на коммутационном блоке. В среднем отделении находятся автомат и баллон с хладоном системы противопожарного оборудования (ППО), центробежный вентилятор с системой трубопроводов и отопителем. Четыре термодатчика ППО установлены в наиболее пожароопасных местах - по одному перед двигателем и над двигателем, два на нижнем кормовом листе. Включается ППО автоматически от датчиков или вручную кнопкой, хладон по трубопроводам с распылителями подается к источнику пожара.
Стоит описать подготовку БТР-Д для транспортировки раненных и грузов. Используются только детали и приспособления из комплекта БТР-Д. Комплект для перевозки раненных состоит из несъемной (постоянно установленной на машине) и съемной частей. Для размещения четырех раненных на санитарных носилках в среднем отделении снимаются по три сиденья правого и левого бортовых рядов и сдвоенное сиденье заднего ряда, одно из снятых сидений устанавливается в пазы кронштейна среднего ряда у перегородки силового отделения. Далее в пазы гнезд устанавливаются кронштейны для носилок и крепятся стопорами. Гнезда под кронштейны расположены на подкрылках и на полу среднего отделения машины, причем два кронштейна с хомутами монтируются в гнезда, имеющиеся на подкрылках у перегородки силового отделения. Носилки располагаются в два яруса вдоль правого и левого бортов. Ручки носилок верхнего яруса с одной стороны закрепляются в кронштейнах, а с другой подвешиваются на ремнях и фиксируются от перемещения с помощью оттяжных ремней и хомутов кронштейнов. Носилки нижнего яруса закрепляются своей передней частью в кронштейнах на полу, а задние ножки этих носилок устанавливаются в гнезда листов пола. Ручки носилок нижнего яруса, обращенные к перегородке, закрепляются ремнями. На неснятых сиденьях среднего ряда размещаются легкораненые и медперсонал.
Перевозимый груз могут составить двенадцать ящиков с боеприпасами или две 200-литровые бочки с ГСМ. В среднем отделении БТР-Д демонтируются все сиденья кроме трех сиденьев переднего ряда и устанавливаются два ограничителя на днище отделения, после чего крепежные цепи подсоединяются к кронштейнам, расположенным на левом борту. К левым и правым концам ограничителей подсоединяются две стойки, которые закрепляются при помощи цепей. На ограничители укладываются 12 ящиков с боеприпасами в три ряда, при этом планки ящиков нижнего яруса должны входить в пазы ограничителей. На углах ящиков верхнего яруса монтируются предохранительные уголки, через кольца которых пропускаются цепи. Закрепленные цепи при помощи муфт стяжек натягиваются и фиксируют ящики от перемещения.
Погрузка бочек с горючим и смазочными материалами производится при минимальном клиренсе. Сиденья среднего отделения снимаются в таком же порядке, как и при перевозке ящиков с боеприпасами. Далее на машину устанавливаются две аппарели. Основание каждой аппарели закрепляется на полу среднего отделения четырьмя специальными болтами. Затем концы цепей, имеющих кольцо, закрепляются за кронштейны, находящиеся слева и справа на входе в среднее отделение через кормовой люк, после чего свободные концы цепей расстилаются на грунте и на них накатывают бочку. Экипаж БТР-Д, находясь на крыше машины, затягивает за свободные концы цепей бочки на крышу и закатывает бочку по наклонной части аппарелей на их основание до соприкосновения с упорами аппарелей. Аналогично происходит погрузка второй бочки, после чего свободные концы обеих крепежных цепей поверх бочек соединяются с крючками стяжек на кронштейнах впереди бочек и натягиваются стяжками. Выгрузка из машины осуществляется с помощью цепей аналогичным способом, но в обратной последовательности.
Семейство боевых и специальных машин на базе БТР-Д
На шасси БТР-Д разработали семейство машин различного назначения, поступивших в минометные батареи, артиллерийские, противотанковые и зенитные дивизионы, штабные, медицинские и другие подразделения Воздушно-десантных войск.
В звено полк-бригада в 1975 г. на вооружение поступила БМД-1КШ «Сорока». Для размещения в корпусе дополнительного оборудования изъяли курсовые пулеметные установки, амбразур для стрельбы из автоматов в корпусе также нет. Рядом с люком механика-водителя появились люки для посадки офицеров, перенесенные с крыши среднего отделения. Командирскую башенку сдвинули назад и сместили к левому борту. В лобовом листе броневой рубки среднего отделения выполнены три световых окна с бронекрышками (как на опытном «объекте 925») для улучшения условий работы офицеров штаба.
«Сороку» оснастили двумя радиостанциями Р-123 (Р-123М), двумя Р-111, радиостанцией КВ диапазона Р-130 (дальность связи до 50 км при работе на 4-м штыревую антенну, для увеличения дальности можно использовать радиомачту). УКВ станции Р-123М и
Р-111 имеют возможность автоматической настройки любых четырех заранее подготовленных (фиксированных) частот. Радиостанции могут работать независимо и одновременно при выборе частот по таблице вариантов рабочих частот. Снаружи на корпусе размещены складные антенные устройства. Для питания оборудования установлен автономный бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30. Имеются два съемных столика для работы офицеров штаба.
Машина дальней радиосвязи БМД-1Р оборудована радиостанцией УКВ-КВ диапазона средней мощности Р-161А2М, обеспечивающей связь на дальность до 2000 км на стоянке. Необходимость дальней радиосвязи для десанта в тылу противника очевидна.
На шасси БТР-Д смонтирована станция космической (спутниковой) связи Р-440 ОДБ «Кристалл-БД». Эта станция, поступившая на вооружение в 1989 г., включена в единую систему спутниковой связи Министерства обороны, функционирует через ретрансляторы связи космических аппаратов, расположенных на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Ее складная направленная антенна установлена на крыше среднего отделения БТР-Д. Позже была принята станция Р-440 ОДБМ.
Превращение БТР-Д в санитарный (для использования в медицинской роте) и грузовой варианты описано выше.
В 1979 г. бронетранспортеры БТР-Д подверглись первой небольшой модернизации - их оснастили системой 902Г «Туча» для дистанционной установки дымовых завес. На задней наклонной стенке среднего отделения были установлены два кронштейна для четырех (по два с каждого борта) 81-мм нарезных гранатометов. Пульт управления системы пуска дымовых гранат разместили в отделении управления с левой стороны от левого прибора наблюдения механика-водителя. Стрельба ведется дымовыми гранатами 3Д6 со временем эффективного дымообразования 60-130 с. Дальность постановки дымовой завесы - 300 м, ширина фронта завесы - 60 м.
Разумеется, изучался вопрос и о самоходном орудии непосредственной огневой поддержки десантных подразделений. Первоначально на шасси БМД-1 выполнили 122-мм самоходную гаубицу 2С2 «Фиалка» и 120-мм миномет 2С8 «Ландыш». Но из-за перегрузки ходовой части на вооружение их не приняли. В 1975 г. началась разработка принципиально нового универсального самоходного артиллерийского орудия (САО). В ЦНИИ Точмаш (г. Климовск) провели проработку нового комплекса «орудие-выстрел».
ЦНИИ Точмаш, ГНПО «Базальт» (г. Москва) и «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь) в кооперации разработали 120-мм орудие 2А51 «Нона». Орудие установили в поворотной башне на шасси «объект 926», созданное на базе БТР-Д. САО, поступившее на вооружение в 1981 г., получило название «Нона-С» и индекс 2С9. Так появилось уникальное самоходное орудие, способное решать задачи гаубицы, миномета и в какой-то мере противотанковой пушки. Для размещения в корпусе боекомплекта курсовые пулеметные установки убрали. Максимальная дальность стрельбы «Ноны» обычным осколочно-фугасным снарядом составляет 8,89 км (активно-реактивным - до 13,1 км), минимальная - 1,7 км, миной - соответственно 7,1 и 0,43 км. Скорострельность - от 4 до 10 выстр./мин. Подробно о самоходном орудии 2С9 «Нона-С», ставшем основой артиллерии ВДВ, будет рассказано в следующих номерах журнала «Техника и вооружение».
Параллельно с созданием САО велись опытно-конструкторские работы по командной машине управления самоходной артиллерийской батареи (именуемой иначе пунктом разведки и управления огнем артиллерии) и самоходному противотанковому ракетному комплексу. Таким образом, почти всю артиллерию воздушно-десантной дивизии обновляли и переводили на шасси БТР-Д.
Пункт разведки и управления огнем батареи орудий 2С9 был разработан во ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров) под шифром «Реостат» и поступил на вооружение в 1982 г, получив индекс 1В119. Машина имеет экипаж 5 человек, оснащена РЛС разведки наземных целей 1РЛ133-1 (дальность обнаружения до 14 км), лазерным дальномером ДАК-2 («дальномер артиллерийский квантовый», дальность действия до 8 км), артиллерийской буссолью ПАБ-2АМ, дневными прибором наблюдения ПВ-1, прибором ночного видения ННП-21, аппаратурой топопривязки 1Т121-1, прибором управления огнем ПУО-9М, бортовой ЭВМ, двумя УКВ радиостанциями Р-123М, одной Р-107М, переговорным устройством. Экипаж размещается в увеличенной рубке, приборы установлены во вращающейся башенке и прикрыты откидными крышками. В машине может перевозиться ПЗРК, три РПГ типа «Муха». Сбоку от кормового десантного люка установлены нарезные дымовые гранатометы. Машины 1В119, как и базовый БТР-Д, поставлялись в разведывательные роты (для ведения оптической и радиолокационной разведки).
В 2006 г. намечалось поступление на вооружение ВДВ нескольких экземпляров новой машины разведки и управления огнем артиллерии 1В119-1 «Реостат-1» с усовершенствованной аппаратурой разведки, связи и управления, новым программным обеспечением. Машина обеспечивает наряду с разведкой автоматизированное определение координат целей и разрывов своих снарядов днем и ночью, пристрелку целей, наблюдение за полем боя, стрельбу корректируемыми (управляемыми) боеприпасами и оценку результатов. Для применения батареями орудий «Нона» управляемых снарядов «Китолов-2» машину «Реостат-1» оснастили лазерным целеуказателем-дальномером 1Д22. Дальность «подсветки» цели типа «танк» лазерным лучом - от 300 до 7000 м, диапазон измерения дальности до целей - от 120 до 20000 м с погрешностью измерения не более 10 м.
В качестве истребителя танков служит разработанный в 1979 г. Волгоградским тракторным заводом и принятый на вооружение в 1983 г. БТР-РД (шифр «Робот» или «Робот-1»). Под крышей рубки машины крепится подъемная пусковая установка ПТУР «Конкурс» (конструкции тульского ЦКБ-14) с дальностью стрельбы от 75 до 4000 м. Наведение ПТУР на цель - полуавтоматическое, по водостойкой проводной линии связи (масса провода для стрельбы на 4000 м - 740 г), скорострельность - два пуска в минуту. Средняя скорость полета ракеты - 208 м/с. Масса ракеты 9М113 в транспортно-пусковом контейнере - 25,2 кг, диаметр - 125 мм, бронепробиваемость по нормали - 500 мм. Боекомплект составляет 12 ПТУР. Может устанавливаться ночной прицел. Пуском ПТУР оператор может управлять с выносного пульта. Кроме того, в машине перевозится переносной ПТРК «Фагот» (масса ПТРК - 21 кг) с боекомплектом 12 ПТУР. Этот ПТРК может вести стрельбу непосредственно с машины или с грунта с пусковой установки 9П135М. Кроме основного полуавтоматического в комплексах «Конкурс» и «Фагот» предусмотрен резервный режим ручного наведения, используемый в условиях применения противником оптических помех для срыва автоматического сопровождения ракеты по бортовому источнику света. «Робот» имеет массу 8 т, экипаж 6 человек, скорость до 60 км/ч. Сохранены два курсовых пулемета ПКТ. В артиллерийском полку воздушно-десантной дивизии БТР-РД пришел на смену самоходной установке СУ-85 и 85-мм пушке СД-44.
БТР-ЗД (шифр «Скрежет»), поступивший на вооружение в 1984 г., представляет собой транспортер переносных зенитных ракетных комплексов. Внутри корпуса разместили две многоярусные укладки для 20 ПЗРК типа «Стрела-2М» (9К32М), «Стрела-3» (9К34) или «Игла-1» (9К310). Все эти комплексы разработаны в КБ Машиностроения (г. Коломна), производство вел Завод им. В.А. Дегтярева (г. Ковров). Все ПЗРК включают ЗУР с тепловыми пассивными головками самонаведения, пуск производится с плеча оператора.
Необходимо отметить, что для основного зенитного средства ВДВ - 23-мм спаренной автоматической зенитной установки ЗУ-23-2 - штатным транспортером служил автомобиль ГАЗ-66 в десантном варианте. Но на практике для транспортировки ЗУ-23-2 стали использовать БТР-Д. Поначалу предполагалось, что БТР-Д станет для буксируемой колесной ЗУ-23-2 тягачом-транспортером. Однако на учениях десантники начали устанавливать ЗУ-23-2 прямо на плоскую крышу корпуса и даже вели огонь по условным целям - сначала на переправах, затем и в других видах боя. Так, несмотря на возражения представителей завода-изготовителя машин, появилась зенитная самоходная установка с ЗУ-23, смонтированной открыто на крыше и способной вести огонь как с шасси, так и с грунта. Разумеется, десантирование БТР-Д с ЗУ-23-2 производится раздельно. Совместное десантирование исключено, в том числе из-за того, что установка ЗУ-23-2 занимает место для площадки с блоками многокупольной или парашютно-реактивной системы.
По-своему «узаконили» самодельные зенитные самоходные установки боевые действия в Афганистане и в Чечне, где выброски в район боевых действий не производилось, машины двигались туда своим ходом, использовались для сопровождения колонн.
ЗУ-23-2 устанавливается на крыше бронетранспортера на деревянных подставках и закрепляется с помощью тросовых растяжек. Впрочем, встречаются и другие «самоделки». Так, в Псковской воздушно-десантной дивизии ЗУ-23-2 установили на крыше среднего отделения, а в Тульской дивизии разместили над силовым отделением. Надо отметить, что «псковский» вариант выглядит лучше, поскольку дополнительная нагрузка расположена в зоне грузовой кабины БТР-Д, где предусмотрено крепление груза в полторы тонны. «Тульский» же вариант заметно увеличивает нагрузку на задние катки, и без того нагруженные. Тем не менее «симбиозы» ЗУ-23-2 и БТР-Д в целом показали себя как грозное и эффективное оружие. Появился и заводской вариант установки с более прочным креплением ЗУ-23-2 на корпусе, а также с бронезащитой расчета ЗУ.
Досягаемость ЗУ-23-2 по дальности - 2500 м, по высоте - 2000 м, темп стрельбы - 2000 выстр./мин. Эту зенитную установку принято относить к устаревшим орудиям, но за счет установки оптико-электронной системы с лазерным дальномером и телевизионным каналом, цифрового баллистического вычислителя, автомата сопровождения цели, нового коллиматорного прицела, электромеханических приводов наведения ее эффективность надеются повысить, обеспечив всесуточночть и всепогодность применения по низколетящим целям.
С середины 1980-х гг. на БТР-Д и машинах, созданных на его базе, вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М устанавливают средства связи нового, третьего поколения - УКВ радиостанции Р-173 и радиоприемники Р-173П на полупроводниковых комплектующих. При работе на штыревую антенну высотой 3 м радиостанция обеспечивает двустороннюю телефонную связь подвижных объектов на среднепересеченной местности на любой из десяти заранее подготовленных (фиксированных) частот на 15-20 км. Станция имеет подавитель импульсных помех, цифровой канал, набор фиксированных частот). Кроме того, машины оснастили новым переговорным устройством (ТПУ) Р-174.
В том же 1984 г. на базе БТР-Д была создана 8-тонная десантная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д в качестве подвижного средства технического обеспечения в боевых условиях подразделений, на вооружении которых находились БМД-1, БМД-2 и машины на их базе. Серийное производство БРЭМ-Д смогли поставить только в 1989 г. Машина предназначена для эвакуации поврежденных БМД и образцов, созданных на их базе, из зоны действия огня противника на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, эвакуации застрявших объектов и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании БМД в полевых условиях. Экипаж - 3 человека: место механика-водителя находится в центре отделения управления, слева от него размещается специалист по электрооборудованию, а за ним - командир машины. Сиденье справа от механика-водителя является запасным. БРЭМ-Д оснащена грузоподъемной крановой стрелой, тяговой лебедкой с длиной троса до 100 м и усилием на тросе 3,5-4 тс, блоками полиспастов, буксирным приспособлением, электросварочным оборудованием с длиной кабелей 10м. Складывающаяся крановая стрела с вылетом 2 м размещена на верхней части корпуса, имеет привод от гидравлической системы базовой машины, поворачивается на 150о, в походном положении укладывается вдоль левого борта, для десантирования складывается пополам на крыше. Привод крана - от гидросистемы базового шасси, при неработающем двигателе можно использовать насос с ручным приводом. Полиспаст дает стреле грузоподъемность в 1000, 1500 и 3000 кгс, соответственно при подвеске крюка на две, четыре и шесть ветвей (с креплением растяжек к корпусу). В последнем случае можно производить полуподъем ремонтируемой или эвакуируемой машины за борт, нос или корму. Перед грузоподъемом подвеска БРЭМ-Д блокируется.
Машина оснащена сошником-бульдозером в передней части корпуса для закрепления на месте при работе тяговой лебедкой и проведения земляных работ, комплектом инструмента и приспособлений для ремонта БМД, несет ящики с комплектом запасных частей. Комплект такелажного оборудования позволяет увеличивать усилие на тросе лебедки до 12 тс и вытаскивать машины БМД-1 или БМД-2, имеющие среднее застревание. Полужесткое буксирное приспособление размещено на кормовом листе корпуса и состоит из двух телескопических штанг с внутренней амортизацией. Источником питания для электросварочного оборудования является штатный генератор ВГ-7500. Сварка алюминиевых сплавов осуществляется специальными электродами. Вооружение БРЭМ-Д - курсовой ПКТ с боекомплектом 1000 патронов. Имеются четыре дымовых гранатомета, радиостанция, ТПУ. БРЭМ-Д вместе с обычными БТР-Д вошла в штат ремонтных рот.
На шасси БТР-Д выполнена также пусковая установка и наземный пункт дистанционного управления дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА) «Пчела-1» комплекса «Строй-П», также требующего отдельного рассказа. Укажем только, что комплекс предназначен для телевизионного или инфракрасного наблюдения за полем боя и целями в реальном масштабе времени на ударениях до 50 км от места старта ДПЛА. Государственные испытания этого комплекса, рассчитанного на применение воздушно-десантными соединениями, закончились в 1990 г.
Таким образом, уже через пять лет после принятия на вооружение БМД-1 появились десантный БТР и КШМ, а всего в течение полутора десятков лет (с 1969 по 1984 г.) на вооружение ВДВ поступило обширное семейство бронемашин, включающее более 15 модификаций с единой силовой установкой, трансмиссией, агрегатами и узлами ходовой части, приборами наблюдения, аппаратурой связи и т.п. Номенклатура этого семейства обеспечивает десанту возможность автономного ведения активных боевых действий в тылу противника в течение длительного времени.
Предложено несколько вариантов довооружения БТР-Д, явно порожденных опытом локальных конфликтов на территории бывшего СССР. Речь идет о сочетании автоматического гранатомета и единого либо крупнокалиберного пулемета - типов коллективного автоматического оружия, заслуживших в этих конфликтах признание войск. В одном из вариантов на вертлюжных установках на крыше корпуса установлены 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» перед левым верхним десантным люком и 7,62-мм пулемет ПКМ (или ПКМБ) - перед правым. АГ-17 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М на дальности до 1730 м, темп стрельбы - переключаемый, от 50-100 до 420 выстр./мин, емкость ленты - 29 выстрелов. Пулемет ПКМ выполнен под патрон 7,62х54R, имеет сменный ствол, темп стрельбы 650 выстр./мин, боевую скорострельность до 250 выстр./мин, прицельную дальность стрельбы до 1500 м, емкость ленты - 100, 200 или 250 патронов.
Другой вариант дополнительного вооружения БТР-Д, представленный в 2006 г., включает продукцию Завода им. В.А. Дегтярева (г. Ковров) - 12,7-мм пулемет «Корд» перед левым десантным люком и 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 - перед правым. АГС-30 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М и ВОГ-30 с темпом 400 выстр./мин на дальности до 1700 м. Темп стрельбы пулемета «Корд» (патрон 12,7х107 ДШК) - около 600 выстр./мин, прицельная дальность - до 2000 м. Если вертлюжная установка гранатомета выполнена на крыше рубки, то кронштейн под вертлюг пулемета (видимо, в силу его длины) приварен к бронекрышке левого светового окна, что не очень надежно. Стрельба из пулемета с большими углами возвышения весьма затруднительна. Характерно, что «Корд» крепится на вертлюг вместе со станком 6Т19 (с сошкой), а АГС-30 - с верхней частью станка, т.е. оба образца могут быть быстро сняты для ведения огня с грунта.
Представлен и новый вариант БТР-РД, вооруженный ПТРК «Корнет». В этом комплексе, разработанном в КБ Приборостроения (г. Тула), реализован принцип прямой атаки цели во фронтальную проекцию с полуавтоматической системой управления и наведения по прямому лазерному лучу. ПТУР оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, способной поразить большинство современных основных танков (бронепробиваемость по нормали - до 1200 мм гомогенной стальной брони), в том числе имеющие динамическую защиту. Калибр ПТУР - 152 мм, масса ПТУР с ТПК - 29,0 кг, длина ПТУР с ТПК - 1210 мм. Кроме дневного прицела-прибора наведения 1П45М (1П45М-1) ПТРК может оснащаться тепловизионным прицелом 1ПН80 («Корнет-ТП», дальность обнаружения цели типа танк до 5000 м, распознавания до 3500 м), позволяющими вести стрельбу в различных условиях. Лазерный канал наведения способствовал увеличению максимальной дальности стрельбы в 1,5 раза, по сравнению с близким по классу ПТРК второго поколения «Конкурс-М». Максимальная дальность стрельбы ПТРК «Корнет» составляет 5500 м днем и 3500 м ночью, минимальная дальность - 100 м. Техническая скорострельность - 2-3 выстр./мин.
Стоит упомянуть и «гражданские» модификации машины. Упомянутый уже «объект 925Г» производства ВгТЗ, создававшийся параллельно с «объектом 925», предназначен для перевозки людей и доставки грузов в условиях бездорожья. По габаритам, массе (8 т), вместимости (14 чел.) и грузоподъемности (1400 кг) он аналогичен БТР-Д, имеет те же ходовые качества и авиатраспортабельность. Погрузка людей и грузов производится при минимальном клиренсе с использованием аппарелей, входящих в комплект машины (по типу БТР-Д).
В рамках конверсионной программы на базе БТР-Д создали 10-местную плавающую транспортную машину «Исеть-1» для перевозки ремонтных бригад и грузов в труднодоступные районы, а также для буксировки транспортной техники. Масса машины - те же 8 т. БТР-Д переделывались в транспортные машины на 144-м бронетанковом ремонтном заводе в Екатеринбурге.
Об опыте боевого применения
Судьба машин семейства БМД-БТР-Д сложилась так, что по своему прямому назначению они не использовались. В боевых десантах они не разу не применялись, но, будучи штатными машинами частей ВДВ, работали в качестве «обычных» БМП и БТР. Во времена, когда создавались БМД и БТР-Д, предполагались войны и военные конфликты, в ходе которых друг другу будут противостоять сверхдержавы, а боевые действия будут одновременно разворачиваться на больших пространствах. Бронемашины десанта разрабатывались отнюдь не для прорыва подготовленной обороны противника или поддержки десантников в позиционных, по сути, боях, а для внезапной и стремительной атаки объектов в тылу противника, ведения дерзких рейдов и уничтожения вновь выявленных объектов.
Однако на рубеже XX и XXI веков на первый план вышли локальные конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, антитеррористические операции, борьба с наркомафией и пиратством, охрана границ и стратегических объектов, требующие немедленной переброски частей и соединений в район конфликта. Связанные с этим события разворачиваются в труднодоступных районах горной местности, в пустынях, на побережье. Как правило, в них задействовано местное население, которое запугано либо враждебно настроено к войскам и обеспечивает поддержку бандформированиям. Противник действует небольшими группами, которые хорошо вооружены (в том числе легкими противотанковыми средствами), отлично знают местность, располагают разветвленной сетью баз и укрытий. Очевидно, что эффективно противостоять такому противнику и в таких условиях могут только универсальные подразделения, приспособленные для самостоятельных действий, усиленные комплексом легкой авиатранспортабельной техники повышенной проходимости, обладающей достаточной огневой мощью. И такую технику наши десантники применяют уже более тридцати лет.
И в Дагестане, и в Чечне БМД и БТР-Д оставались настоящими «рабочими лошадками» ВДВ. По критерию «экономичность-эффективность» существующая сейчас техника ВДВ превосходит все мировые аналоги. Единая база позволяет резко сократить возимые запасы оборудования, запасных частей, горючего и смазочных материалов, упрощает обслуживание и обучение личного состава (что крайне важно при использовании техники в локальных операциях, в отрыве от тыловых частей). К этому следует добавить возможность доставки всей номенклатуры техники при помощи транспортных самолетов и вертолетов в любую точку с последующим десантированием, в том числе - с экипажем внутри машины. Имеющаяся боевая техника позволяет вести боевые действия в горах до 3500 м, преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов и дает возможность захода на десантный корабль из воды. БМД-БТР-Д отлично «тянут» даже в тяжелых дорожных условиях и в горах, достаточно надежны. «Нона-С» и БТР-Д с ЗУ-23-2 успешно решали задачи непосредственной огневой поддержки подразделений.
Но, несмотря на все эти положительные качества, существующая боевая техника ВДВ давно нуждается в модернизации вооружения и ходовой части. Кроме того, подразделениям часто приходится действовать в стесненных условиях, когда сказывается слабая защищенность машин семейства БМД-БТР-Д от поражения легкими противотанковыми средствами, крупнокалиберным стрелковым оружием или подрыва, связанная с жесткими ограничениями по массе и размерам. Проблема повышения защищенности бортов при необходимости решается путем навешивания на них, например, ящиков из-под патронов, заполненных песком или щебнем, но устойчивость легкой машины от подрыва на мине или фугасе остается прежней. В Афганистане и в ходе чеченских кампаний подразделения ВДВ пересаживали на БМП и БТР-70 (80). Разработки новых комплектов ДЗ с ослабленным зарядом или с невзрывным наполнителем (например разработки НИИ стали) дают надежду на повышение защищенности БМД-БТР-Д без превышения массогабаритных ограничений. О попытках повышения огневой мощи БТР-Д сказано выше.
Остается надеяться также, что на вооружение нашей «крылатой пехоты» все же скоро поступит новая более совершенная боевая техника, созданная с учетом недостатков и достоинств, свойственных первому поколению боевых машин десанта, бронетранспортеров десантных и специальных машин, созданных на их базе. А пока «алюминиевые старушки», пройдя плановый капремонт или очередную модернизацию, продолжают верой и правдой служить Отечеству.
Литература
1. Авдеев Ю. Всем машинам - «машина» // «Красная звезда». 11.06.2005.
2. Бронетанковая техника. - М.: «Гончаръ», 1994.
3. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. - М.: ГАБТУ, Военное издательство, 1988.
4. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. - Кубинка: ГАБТУ МО РФ, 2001.
5. Бронетранспортер БТР-Д. Инструкция по эксплуатации. - М.: Военное издательство, 1988.
6. Вараксин Ю.Н., Бах И.В., Вигодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР (1920-1974). - М.: ЦНИИ информации, 1981.
7. Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 гг.). - СПб.: Невский бастион, 1996.
8. Костин Б.А. Маргелов. Серия ЖЗЛ. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2005.
9. Петухов С.И., Шестов И.В. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России, ч.1 и 2. - М.: Издательство ВПК, 1998.
10. Потапов Ю.М. О жизни и службе в XX веке. М., Редакционно-издательский центр МО РФ, 2005.
11. Саенко М. БТР-Д // М-Хобби. 2004, №9.
12. Степанов А.П. Плавающая бронетехника России. Иллюстрированный справочник. - М.: АСТ Астрель, 2002.
13. Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2006. Тематический сборник. М., «Информационный мост», 2006.
14. Творцы бронетанковой техники // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005, №8.
15. Федосеев С.Л. Десантное семейство // «Братишка», электронная версия.
Максим Саенко, Семен Федосеев
В распоряжении ВДВ имеется машина, плоская крыша которой не имеет башни с вооружением и пригодна для размещения на ней «рогатки» - зенитной установки. Это бронетранспортер десанта - БТР-Д, представляющий собой удлиненную на один каток БМД, лишенную штатного артвооружения. БТР-Д с установленной на его крыше ЗУ-23 получил название БТР-ЗД, то есть – «зенитный».
Необходимо отметить, что для основного зенитного средства ВДВ - 23-мм спаренной автоматической зенитной установки ЗУ-23 - штатным транспортером служил автомобиль ГАЗ-66 в десантном варианте. Но на практике для транспортировки ЗУ-23 стали использовать БТР-Д. Поначалу предполагалось, что БТР-Д станет для буксируемой колесной ЗУ-23 тягачом-транспортером. Однако на учениях десантники начали устанавливать ЗУ-23 прямо на плоскую крышу корпуса и даже вели огонь по условным целям - сначала на переправах, затем и в других видах боя. Так, несмотря на возражения представителей завода-изготовителя машин, появилась зенитная самоходная установка с ЗУ-23, смонтированной открыто на крыше и способной вести огонь как с шасси, так и с грунта. Разумеется, десантирование БТР-Д с ЗУ-23 производится раздельно. Совместное десантирование исключено, в том числе из-за того, что установка ЗУ-23 занимает место для площадки с блоками многокупольной или парашютно-реактивной системы.
По-своему «узаконили» самодельные зенитные самоходные установки боевые действия в Афганистане и в Чечне, где выброски в район боевых действий не производилось, машины двигались туда своим ходом, использовались для сопровождения колонн.
ЗУ-23 устанавливается на крыше бронетранспортера на деревянных подставках и закрепляется с помощью тросовых растяжек. Впрочем, встречаются и другие «самоделки». Так, в Псковской воздушно-десантной дивизии ЗУ-23 установили на крыше среднего отделения, а в Тульской дивизии разместили над силовым отделением. Надо отметить, что «псковский» вариант выглядит лучше, поскольку дополнительная нагрузка расположена в зоне грузовой кабины БТР-Д, где предусмотрено крепление груза в полторы тонны. «Тульский» же вариант заметно увеличивает нагрузку на задние катки, и без того нагруженные. Тем не менее «симбиозы» ЗУ-23 и БТР-Д в целом показали себя как грозное и эффективное оружие. Появился и заводской вариант установки с более прочным креплением ЗУ-23 на корпусе, а также с бронезащитой расчета ЗУ.
Досягаемость ЗУ-23 по дальности - 2500 м, по высоте - 2000 м, темп стрельбы - 2000 выстр./мин. Эту зенитную установку принято относить к устаревшим орудиям, но за счет установки оптико-электронной системы с лазерным дальномером и телевизионным каналом, цифрового баллистического вычислителя, автомата сопровождения цели, нового коллиматорного прицела, электромеханических приводов наведения ее эффективность надеются повысить, обеспечив всесуточность и всепогодность применения по низко летящим целям.
(командирская модификация; см.в тексте , 1971/78 гг.)
БМД-1 с БМ «Кобра» (вынесенная 30-мм пушка; 2003 г.)
Машины созданные на базе БМД-1:
БМД-2 «Будка» (об.916) (новый вариант с 30-мм пушкой в одноместной башне, 1985 г.)
БТР-Д (об.925) (десантный бронетранспортер с увеличенной базой, 1974 г.)
БМД-КШМ «Синица» (командно-штабная машина)
КШМ-Д «Сорока» (командно-штабная машина)
БТР-РД «Робот» (самоходный ПТРК, 1979 г.)
БТР-ЗД «Скрежет» (зенитный вариант БТР с ПЗРК, 1984 г.)
БТР-Д с ЗУ-23 (зенитный вариант БТР с установкой 23-мм ЗУ)
2С2 «Фиалка» (об.924) (опытное 122-мм самоходное орудие)
2С8 «Ландыш» (проект 120-мм казнозарядного самоходного миномета)
2С9 «Нона-С» (об.925С) (120-мм самоходное орудие)
2С9-1 «Свиристелка» (модификация 2С9 для Морской пехоты)
«Гром» (80-мм 12-ствольная опытная РСЗО)
«Реостат» (1В116/1В118/1В119) (машина управления огнем артиллерии)
БРЭМ-Д (об.932) (ремонтно-эвакуационная машина)
«Стерх» (самоходная пусковая установка БЛА «Пчела-1Т»)
«Малахит» (самоходная пусковая установка БЛА «Шмель-1»)
«Гермес» (проект 2-ствольной ЗСУ)
«Объект 925Г» (грузовой вездеход для народного хозяйства)
Разработка первой в мире специализированной боевой машины воздушно-десантных войск, предназначенной для десантирования как парашютным, так и посадочным способом, началась в 1965 году в КБ Волгоградского тракторного завода. Ведущим инженером-конструктором по всем вопросам обеспечения водоходности этой машины (и всех других машин ВгТЗ с 1960 г.) был А.И.Русанов. По своим огневым возможностям она была идентична боевой машине пехоты . БМД-1 (объект 915 ) была принята на вооружение в 1969 году. Серийное производство осуществлялось на том же ВгТЗ с 1968 года. Машины БМД-1 поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии в качестве основного средства для транспортировки личного состава и поддержки его огнем. Они применялись советскими войсками в боевых операциях в Афганистане, а Российской Армией – в Чечне. Кроме того, эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье. На экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество машин этого типа получила Куба, которая применяла их в Анголе, также некоторое количество таких машин имеет Ирак. После вывода кубинских войск с африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск и, судя по фотографиям, участвовали в крупном сражении с войсками УНИТА у г.Мовинга в 1990 году.
БМД-1 имеет следующие конструктивные особенности: герметичный корпус небольшой массы с противопульным бронированием листами из специальных легких алюминиевых сплавов, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку отделения управления, боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях.
Масса БМД-1 в боевом снаряжении, равна 7,2 т, а в положении для десантирования – 6,7 т. Сварной корпус из алюминиевого сплава позволил при той же жесткости и прочности конструкции, что и у стальной, несколько снизить общую массу. Коническая сварная башня с установленным в ней комплексом вооружения заимствована у . Необычным является размещение экипажа. Механик-водитель сидит в передней части корпуса по центру. Слева от него находится место командира, а справа – стрелок-пулеметчик, у каждого из них имеется свой люк в крыше. Наводчик-оператор располагается в одноместной башне, а остальные трое десантников – позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО. В задней части оборудован специальный большой люк для выхода наружу по крыше МТО.
Основным вооружением БМД-1 является 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с концентрически расположенными противооткатными устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Заряжание орудия полуавтоматическое – вращающийся конвейер, в котором размещен весь боекомплект из 40 выстрелов, с помощью электрического привода подает выстрелы на линию заряжания. Приводы наведения электрические и ручные. На башне установлен пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», доступ к которому осуществляется через специальный люк в крыше. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом. Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 об./с. Всего в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к пулеметам.
Огонь из орудия, спаренного пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для прицеливания он использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дневная ветвь прибора имеет кратность увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов. Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов. Кроме прицела наводчик пользуется 4 перископическими приборами ТНПО-170.
В амбразурах по краям лобовой части корпуса установлены два курсовых пулемета ПКТ. В бортах и в крышке кормового люка расположены три шаровые установки для ведения огня из личного оружия десанта.
У командира машины установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора наблюдения углы обзора по вертикали 21, по горизонту 87 градусов соответственно. Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).
В машине используется V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного охлаждения, близкий по конструкции двигателю УТД-20, применяемому на , но меньшей мощности. Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха. Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий попадание воды в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.
Трансмиссия механическая, состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок.
Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Гусеница с открытым металлическим шарниром состоит из 87 траков. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса, используемой, в частности, при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.
Движение и управление машиной на плаву обеспечивается водометным движителем, состоящим из двух водометов с заслонками. Для откачки воды имеются два насоса с электродвигателями. При движении по воде в носовой части корпуса поднимается волноотбойный щиток с пневмоприводом.
В конце 1970-х гг. БМД-1 подвергались некоторым изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы «Туча», на других заменялись катки на более новые (позднее такие катки появились на БМД-2 ). На базе линейных машин выпускались командирские БМД-1К (позже БМД-1ПК ). Они отличались наличием дополнительной радиостанции Р-123 и еще одной антенны на корме корпуса, перекомпоновкой боевого отделения, внутри корпуса устанавливался зарядный агрегат АБ-0,5-П/30. Масса этой модификации выросла до 7,6 тонн, экипаж составлял 6 человек, вооружение осталось прежним, как на базовой машине.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Боевая масса, кг |
|
Экипаж (десант), чел. |
|
Основные размерения, мм: |
|
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
|
– Ширина |
|
– Высота |
|
– Клиренс |
|
– База х Колея |
нет данных |
– Ширина гусеницы (шаг трака) |
нет данных |
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см |
|
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
– 73-мм пушка 2А28 «Гром» – 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ – 7,62-мм курсовой пулемет ПКТ – ПУ ПТРК 9М14М «Малютка» |
1 (4 000 общий) |
Углы вертикального наведения, град. |
|
Стабилизатор вооружения |
|
Механизм заряжания |
электромеханический |
Приборы прицеливания |
(перископич., днев./ноч.) |
Приборы наблюдения |
|
Количество амбразур (из них для пулеметов) |
|
Средства постановки дымзавесы |
|
Тип и марка двигателя |
дизель 5Д20 |
Максимальная мощность, л.с.(кВт) |
|
Количество цилиндров |
|
Удельная мощность, л.с./т |
|
Емкость топливных баков, л |
|
Трансмиссия |
однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная механическая коробка передач (4+1), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи |
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: |
|
Запас хода, км |
|
Преодолеваемые препятствия: |
|
– подъем, град. |
|
– крен, град. |
|
– стенка, м |
|
– брод, м |
|
Бронирование, мм |
противопульное |
Радиостанция |
|
Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 г. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А.Шабалина и предназначен прежде всего для транспортирования личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом.
При создании бронетранспортёра в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена: в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортёра.
Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе эта броня защищает экипаж и десант от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1 длина корпуса бронетранспортёра увеличена на 483 мм.
В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулеметчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.
Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7,62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимся го десанта. Имеются также бронетранспортёры, у которых вместо этих пулеметов на крыше десантного отделения установлена на вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулеметом ПКТ, бронетранспортёры с установленными открыто на лобовом листе двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС или одним автоматическим 30-мм гранатометом АГС-17 «Пламя».
Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осущеЯ ствляются через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется еще одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения.
В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортёра установлен такой же, как на БМД-1, V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением 5Д20. Максимальная мощность двигателя 240 л.с. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в силовой блок.
В ходовой части с каждого борта установлено по шести обрезиненных опорных и по пять поддерживающих катков. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 100 до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1 стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометал-лическим шарниром, Ведущие колеса расположены сзади.
Бронетранспортер БТР-Д обладает хорошими скоростя ными характеристиками и высокой проходимостью на пересеченной местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Водные преграды бронетранспортёр преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя.
В качестве средств связи на всех бронетранспортёрах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В «Туча». Бронетранспортер оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты.
Шасси бронетранспортёра БТР-Д широко используется для создания различных бронированных боевых и вспомогательных машин.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты