Авиационная управляемая ракета Mica (Франция). Зенитные ракетные системы на базе авиационных средств поражения
Зенитные ракетные системы на базе авиационных средств поражения
Саид Аминов, главный редактор интернет-сайта «Вестник ПВО» (ПВО.рф)
Основные положения:
Сегодня ряд компаний активно разрабатывают и продвигают новые комплексы ПВО, основу которых составляют применяемые с наземных пусковых установок авиационные ракеты класса «воздух-воздух»;
Учитывая большое количество авиационных ракет на вооружении разных стран, создание таких ЗРК может быть очень перспективным.
Идея создания зенитных ракетных комплексов на базе авиационных средств поражения не нова. Еще в 1960-е гг. США создали самоходные ЗРК ближнего действия Chaparral с авиационной ракетой Sidewinder и корабельный ЗРК малой дальности Sea Sparrow с авиационной ракетой AIM-7E-2 Sparrow. Эти комплексы получили широкое распространение и применялись в боевых действиях. При этом в Италии был создан наземный ЗРК Spada (и его корабельный вариант Albatros), использующий близкие по конструкции к Sparrow зенитные управляемые ракеты Aspide.
В наши дни США вернулись к проектированию «гибридных» систем ПВО на базе авиационной ракеты Raytheon AIM-120 AMRAAM. Создаваемый уже длительное время ЗРК SLAMRAAM, призванный дополнить в сухопутных войсках и корпусе морской пехоты США комплекс Avenger, теоретически может стать одним из самых продаваемых на внешних рынках, учитывая число стран имеющих на вооружении авиационные ракеты AIM-120. Примером может служить уже завоевавший популярность американо-норвежский ЗРК NASAMS, созданный также на базе ракетs AIM-120.
Европейская группа MBDA продвигает ЗРК вертикального старта на основе французской авиационной ракеты MICA, а германская компания Diehl BGT Defence - на основе ракеты IRIS-T.
Россия также не стоит в стороне - в 2005 г. корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) представила на авиасалоне МАКС информацию о применении в ПВО авиационной ракеты средней дальности РВВ-АЕ. Эта ракета с активной радиолокационной системой наведения предназначена для применения с самолетов четвертого поколения, имеет дальность поражения 80 км и экспортировалась в больших количествах в составе истребителей семейства Су-30МК и МиГ-29 в Китай, Алжир, Индию и другие страны. Правда информации о развитии зенитного варианта РВВ-АЕ в последнее время не поступало.
Chaparral (США)
Самоходный всепогодный ЗРК Chaparral был разработан компанией Ford на базе авиационной ракеты Sidewinder 1С (AIM-9D) . Комплекс был принят на вооружение американской армии в 1969 г., и с тех пор неоднократно модернизировался. В боевых условиях Chaparral был впервые применен израильской армией на Голанских высотах в 1973 г., а в последующем применялся Израилем в 1982 г. во время израильской оккупации Ливана. Однако уже к началу 1990-х гг. ЗРК Chaparral безнадежно устарел и был снят с вооружения США, а затем и Израиля. Ныне он остался в эксплуатации лишь в Египте, Колумбии, Марокко, Португалии, Тунисе и на Тайване.
Sea Sparrow (США)
Sea Sparrow является одним из самых массовых корабельных ЗРК малой дальности ВМС стран НАТО. Комплекс был создан на базе ракеты RIM-7 - модифицированного варианта ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7F Sparrow . Испытания начались 1967 г., а с 1971 г. комплекс стал поступать на вооружение ВМС США.
В 1968 г. Дания, Италия и Норвегия пришли к соглашению с ВМС США о совместных работах по модернизации ЗРК Sea Sparrow в рамках международной кооперации. В результате был разработан унифицированный комплекс ПВО надводных кораблей стран НАТО NSSMS (NATO Sea Sparrow Missile System), серийное производство которого ведется с 1973 г.
Сейчас для ЗРК Sea Sparrow предлагается новая зенитная ракета RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missiles), разработка которой началась в 1995 г. международным консорциумом во главе с американской компанией Raytheon. В состав консорциума входят компании из Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Греции, Голландии, Италии, Норвегии, Португалии и Турции. Новая ракета может стартовать как с наклонных, так и из вертикальных пусковых установок. Зенитная ракета RIM-162 ESSM состоит на вооружении с 2004 года. Доработанную зенитную ракету RIM-162 ESSM также планируется использовать в американском сухопутном ЗРК SLAMRAAM ER (см. ниже).
РВВ-АЕ-ЗРК (Россия)
В нашей стране научно-исследовательские работы (НИР) по применению авиационных ракет в ЗРК начались в середине 1980-х гг. В НИР «Клеенка» специалисты ГосМКБ «Вымпел» (сегодня входит в КТРВ) подтвердили возможность и целесообразность применения в составе ЗРК ракеты Р-27П, а в начале 1990-х гг. НИР «Ельник» показала возможность применения авиационной ракеты класса «воздух-воздух» типа РВВ-АЕ (Р-77) в ЗРК с вертикальным стартом. Макет модифицированной ракеты под обозначением РВВ-АЕ-ЗРК демонстрировался в 1996 г. на международной выставке Defendory в Афинах на стенде ГосМКБ «Вымпел» . Однако до 2005 г. новых упоминаний о зенитном варианте РВВ-АЕ не появлялось.
Возможная пусковая установка перспективного ЗРК на артповозке зенитной пушки С-60 ГосМКБ "Вымпел"
Во время авиасалона МАКС-2005 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представила зенитный вариант ракеты РВВ-АЕ без внешних изменений от авиационной ракеты. Ракета РВВ-АЕ была размещена в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и имела вертикальный старт. По информации разработчика, ракету предлагается применять по воздушным целям с наземных пусковых установок, входящих в состав зенитных ракетных или зенитных артиллерийских комплексов. В частности были распространены схемы размещения четырех ТПК с РВВ-АЕ на повозке зенитной пушки С-60, а также предлагалось модернизировать ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант ЗРК «Куб») путем размещения на пусковой установке ТПК с РВВ-АЕ.
Зенитная ракета РВВ-АЕ в транспортно-пусковом контейнере в экспозиции ГосМКБ "Вымпел" (Корпорация "Тактическое ракетное вооружение") на выставке МАКС-2005 Саид Аминов
В связи с тем, что по составу оборудования зенитный вариант РВВ-АЕ почти не отличается от авиационного и отсутствует стартовый ускоритель, пуск производится при помощи маршевого двигателя из транспортно-пускового контейнера. Из-за этого максимальная дальность пуска снизилась с 80 до 12 км. Зенитный вариант РВВ-АЕ создавался в сотрудничестве с концерном ПВО «Алмаз-Антей».
После МАКС-2005 сообщений о реализации этого проекта из открытых источников не поступало. Сейчас авиационный вариант РВВ-АЕ состоит на вооружении Алжира, Индии, Китая, Вьетнама, Малайзии и других стран, в ряде которых также имеется советские артиллерийские и ракетные комплексы ПВО.
Pracka (Югославия)
Первые примеры использования авиационных ракет в роли зенитных в Югославии относятся к середине 1990-х гг., когда армия боснийских сербов создала ЗРК на шасси грузовика TAM-150 с двумя направляющими для ракет советской разработки Р-13 с инфракрасным наведением. Это была «кустарная» модификация и, похоже, никогда не имела официального обозначения.
Самоходная зенитная установка на базе ракет R-3 (AA-2 "Atoll") впервые была показана на публике в 1995 (Источник Vojske Krajine)
Другая упрощенная система, известная как Pracka («Праща»), представляла собой ракету Р-60 с инфракрасным наведением на импровизированной пусковой установке на базе лафета буксируемой 20-мм зенитной пушки M55. Реальная боевая эффективность такой системы, похоже, была низкой, учитывая такой недостаток, как очень небольшая дальность пуска.
Буксируемый кустарный ЗРК "Праща" с ракетой на базе авиационных ракет класса "воздух-воздух" с ИК головкой самононаведения Р-60
Начало воздушной кампании НАТО против Югославии в 1999 г. подтолкнуло инженеров этой страны к созданию в срочном порядке зенитных ракетных комплексов. Специалисты военно-технического института VTI и воздушно-испытательного центра VTO оперативно разработали самоходные ЗРК Pracka RL-2 и RL-4, вооруженные двухступенчатыми ракетами. Прототипы обеих систем создавались на базе шасси самоходной зенитной установки с 30-мм двуствольной пушкой чешского производства типа M53/59, более 100 которых состояло на вооружении Югославии.
Новые варианты ЗРК "Праща" с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет Р-73 и Р-60 на выставке в Белграде в декабре 2004 г. Vukasin Milosevic, 2004
Система RL-2 была создана на базе советской ракеты Р-60МК с первой ступенью в виде ускорителя аналогичного калибра. Ускоритель, по-видимому, был создан комбинацией двигателя 128-мм ракеты реактивной системы залпового огня и больших хвостовых стабилизаторов установленных крестообразно.
Vukasin Milosevic, 2004
Ракета RL-4 была создана на базе советской ракеты Р-73, также оснащенной ускорителем. Возможно, что ускорители для RL-4
создавались на базе советских 57-мм авиационных неуправляемых авиационных ракет типа С-5 (пакет из шести ракет в едином корпусе). Неназванный сербский источник в беседе с представителем западной прессы заявлял о том, что этот ЗРК оказался успешным. Ракеты Р-73 значительно превосходят Р-60 по чувствительности головки самонаведения и досягаемости по дальности и высоте, представляя значительную угрозу самолетам НАТО.
Vukasin Milosevic, 2004
Вряд ли RL-2 и RL-4 имели большие шансы самостоятельно проводить успешные стрельбы по внезапно появившимся целям. Эти ЗРК зависят от командных пунктов ПВО или передового пункта наблюдения, чтобы иметь хотя бы некоторое представление о направлении на цель и примерном времени ее появления.
Vukasin Milosevic, 2004
Оба прототипа были созданы персоналом VTO и VTI, и в открытых источниках нет информации о том, сколько пробных запусков было проведено (и проводились ли они вообще). Прототипы оставались на службе в течение всей бомбардировочной кампании НАТО в 1999 г. Неофициальные отчеты предполагают, что RL-4 могла применяться в боевых действиях, но нет никаких подтверждений того, что ракеты RL-2 запускались по самолетам НАТО. После завершения конфликта обе системы были сняты с вооружения и возвращены в VTI.
SPYDER (Израиль)
Израильские компании Rafael и IAI разработали и продвигают на внешних рынках ЗРК малой дальности SPYDER на базе авиационных ракет Rafael Python 4 или 5 и Derby соответственно с инфракрасным и активным радиолокационным наведением. Впервые новый комплекс был представлен в 2004 г. на индийской выставке вооружений Defexpo.
Опытная ПУ ЗРК SPYDER, на которой Rafael отрабатывал комплекс Jane"s
ЗРК SPYDER способен поражать воздушные цели на дальности до 15 км и на высотах до 9 км. На вооружении SPYDER - четыре ракеты Python и Derby в ТПК на шасси повышенной проходимости Tatra-815 с колесной формулой 8x8. Пуск ракет наклонный.
Индийский вариант ЗРК SPYDER на авиасалоне в Бурже в 2007 году Саид Аминов
Ракеты Derby, Python-5 и Iron Dome на выставке Defexpo-2012
Основным экспортным заказчиком ЗРК малой дальности SPYDER является Индия. В 2005 г. Rafael одержала победу в соответствующем тендере индийских ВВС, при этом конкурентами выступали компании из России и ЮАР. В 2006 г. в Индию были направлены четыре пусковые установки ЗРК SPYDER для проведения испытаний, которые были успешно закончены в 2007 г. Финальный контракт на поставку 18 комплексов SPYDER на общую сумму 1 млрд долл. был подписан в 2008 г. Планируется, что системы будут поставлены в 2011-2012 гг. Также ЗРК SPYDER был закуплен Сингапуром.
ЗРК SPYDER ВВС Сингапура
По окончании боевых действий в Грузии в августе 2008 г. на интернет-форумах появились свидетельства наличия одной батареи ЗРК SPYDER у грузинских военных, а также их применения против российской авиации. Так, например, в сентябре 2008 г. была опубликована фотография головной части ракеты Python 4 с серийным номером 11219. Позже появились две фотографии, датированные 19 августа 2008 г., захваченной российскими или южноосетинскими военными пусковой установки ЗРК SPYDER с четырьмя ракетами Python 4 на шасси румынского производства Roman 6x6. На одной из ракет виден серийный номер 11219.
Грузинский ЗРК SPYDER
VL MICA (Европа)
Европейский концерн MBDA с 2000 г. продвигает ЗРК VL MICA, основу вооружения которого составляют авиационные ракеты MICA . Первая демонстрация нового комплекса состоялась в феврале 2000 г. на выставке Asian Aerospace в Сингапуре. А уже в 2001 г. начались испытания на французском полигоне в Ландах. В декабре 2005 г. концерн MBDA получил контракт на создание ЗРК VL MICA для вооруженных сил Франции. Планировалось, что эти комплексы будут обеспечивать объектовую ПВО авиационных баз, частей в боевых порядках сухопутных войск и использоваться в качестве корабельной ПВО. Однако до настоящего времени закупки комплекса вооруженными силами Франции не начались. Авиационный вариант ракеты MICA состоит на вооружении французских ВВС и ВМС (ими оснащены истребители Rafale и Mirage 2000), кроме того MICA имеется на вооружении ВВС ОАЭ, Греции и Тайваня (Mirage 2000).
Макет корабельной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013
Сухопутный вариант VL MICA включает командный пункт, трехкоординатный радиолокатор обнаружения и от трех до шести пусковых установок с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами. Компоненты VL MICA могут быть установлены на стандартных автомобилях повышенной проходимости. Зенитные ракеты комплекса могут быть с инфракрасной или активной радиолокационной головкой самонаведения, полностью идентичные авиационным вариантам. ТПК для сухопутного варианта VL MICA идентичен ТПК для корабельной модификации VL MICA. В базовой конфигурации корабельного ЗРК VL MICA пусковая установка представляет собой восемь ТПК с ракетами MICA в различной комбинации головок самонаведения.
Макет самоходной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013
В декабре 2007 г. ЗРК VL MICA были заказаны Оманом (для трех строящихся в Великобритании корветов проекта Khareef), в последующем эти комплексы закупили ВМС Марокко (для трех строящихся в Нидерландах корветов проекта SIGMA) и ОАЭ (для двух законтрактованных в Италии малых ракетных корветов проекта Falaj 2) . В 2009 г. на парижском авиасалоне Румыния объявила о приобретении у концерна MBDA комплексов VL MICA и Mistral для ВВС страны, хотя до настоящего времени поставки румынам на начались.
IRIS-T (Европа)
В рамках европейской инициативы по созданию перспективной авиационной ракеты малой дальности взамен американской AIM-9 Sidewinder консорциум стран во главе с Германией создал ракету IRIS-T с дальностью поражения до 25 км. Разработку и производство осуществляет компания Diehl BGT Defence в партнерстве с предприятиями Италии, Швеции, Греции, Норвегии и Испании. На вооружение стран-участниц ракета была принята в декабре 2005 г. Ракета IRIS-T может применяться с широкого спектра истребительной авиации, включая самолеты Typhoon, Tornado, Gripen, F-16, F-18. Первым экспортным заказчиком IRIS-T выступила Австрия, позднее ракету заказали ЮАР и Саудовская Аравия.
Макет самоходной пусковой установки Iris-T на выставке в Бурже-2007
В 2004 г. компания Diehl BGT Defence приступила к разработке перспективного ЗРК с использованием авиационной ракеты IRIS-T. Комплекс IRIS-T SLS с 2008 г. проходит полигонные испытания, в основном на южноафриканском полигоне Overberg. Ракета IRIS-T запускается вертикально с пусковой установки, смонтированной на шасси малотоннажного грузовика повышенной проходимости. Обнаружение воздушных целей обеспечивает РЛС кругового обзора Giraffe AMB разработки шведской компании Saab. Максимальная дальность поражения превышает 10 км.
В 2008 году на выставке ILA в Берлине демострировалась модернизированная ПУ
В 2009 г. компания Diehl BGT Defence представила модернизированный вариант ЗРК IRIS-T SL с новой ракетой, максимальная дальность поражения которого должна составить 25 км. Ракета оснащена усовершенствованным ракетным двигателем, а также системами автоматической передачи данных и GPS-навигации. Испытания усовершенствованного комплекса проводились в конце 2009 г. на южно-африканском полигоне.
Пусковая установка немецкого ЗРК IRIS-T SL 25.6.2011 на авиабазе Dubendorf Miroslav Gyürösi
В соответствии с решением властей Германии новый вариант ЗРК планировалось интегрировать в перспективный ЗРК MEADS (создаваемый совместно с США и Италией), а также обеспечить взаимодействие с ЗРК Patriot PAC-3 . Однако объявленный выход США и Германии в 2011 г. из программы ЗРК MEADS делает крайне неопределенными перспективы как самого MEADS, так и планировавшегося к интеграции в его состав зенитного варианта ракеты IRIS-T. Комплекс может быть предложен странам-операторам авиационных ракет IRIS-T.
NASAMS (США, Норвегия)
Концепция ЗРК, использующего авиационную ракету AIM-120, была предложена в начале 1990-х гг. американской компанией Hughes Aircraft (сейчас входит в Raytheon) при создании перспективного ЗРК по программе AdSAMS . В 1992 г. комплекс AdSAMS вышел на испытания, но в дальнейшем этот проект не получил развития. В 1994 г. компания Hughes Aircraft заключила контракт на разработку ЗРК NASAMS (Norwegian Advanced Surface-to-Air Missile System) , архитектура которого во многом повторяла проект AdSAMS. Разработка комплекса NASAMS совместно с компанией Norsk Forsvarteknologia (сейчас входит в группу Kongsberg Defence) была успешно завершена, и в 1995 г. было начато его производство для ВВС Норвегии.
ЗРК NASAMS состоит из командного пункта, трехкоординатной РЛС Raytheon AN/TPQ-36A и трех перевозимых пусковых установок. На пусковой установке размещено шесть ракет AIM-120.
В 2005 г. компания Kongsberg получила контракт на полную интеграцию норвежских ЗРК NASAMS в объединенную систему управления ПВО НАТО. Модернизированный ЗРК под обозначением NASAMS II поступил на вооружение норвежских ВВС в 2007 г.
ЗРК NASAMS II Минобороны Норвегии
Для сухопутных войск Испании в 2003 г. было поставлено четыре ЗРК NASAMS, а также один ЗРК был передан США. В декабре 2006 г. сухопутные войска Нидерландов заказали шесть модернизированных ЗРК NASAMS II, поставки начались в 2009 г. В апреле 2009 г. Финляндия решила заменить три дивизиона российских ЗРК «Бук-М1» на NASAMS II . Ориентировочная стоимость финского контракта - 500 млн евро.
Сейчас компании Raytheon и Kongsberg ведут совместную разработку ЗРК HAWK-AMRAAM, используя в ЗРК I-HAWK авиационные ракеты AIM-120 на универсальных пусковых установках и РЛС обнаружения Sentinel.
Пусковая High Mobility Launcher NASAMS AMRAAM на шасси FMTV Raytheon
CLAWS / SLAMRAAM (США)
С начала 2000-х гг. в США разрабатывается перспективный мобильный ЗРК на базе авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM , схожей по своим характеристикам с российской ракетой средней дальности РВВ-АЕ (Р-77). Головным разработчиком и производителем ракет является корпорация Raytheon. Компания Boeing выступает субподрядчиком и отвечает за разработку и производство командного пункта для управления огнем ЗРК.
В 2001 г. корпус морской пехоты США заключил контракт с корпорацией Raytheon на создание ЗРК CLAWS (Complementary Low-Altitude Weapon System, также известен как HUMRAAM). Этот ЗРК представлял собой мобильный комплекс ПВО, в основе которого была пусковая установка на базе армейского автомобиля повышенной проходимости HMMWV с четырьмя авиационными ракетами AIM-120 AMRAAM, запускаемых с наклонных направляющих. Отработка комплекса крайне затянулась ввиду неоднократного свертывания финансирования и отсутствия у Пентагона четких взглядов на необходимость его приобретения.
В 2004 г. армия США заказала корпорации Raytheon разработку ЗРК SLAMRAAM (Surface-Launched AMRAAM). С 2008 г. начались испытания ЗРК SLAMRAAM на полигонах, в ходе которых также осуществлялась отработка взаимодействия с ЗРК Patriot и Avenger. При этом армия в итоге отказалась от использования легкого шасси HMMWV, и последний вариант SLAMRAAM отрабатывался уже на шасси грузового автомобиля FMTV. В целом отработка системы также шла вяло, хотя и ожидалось, что новый комплекс поступит на вооружение в 2012 г.
В сентябре 2008 г. появилась информация о том, что ОАЭ подали заявку на приобретение некоторого количества ЗРК SLAMRAAM . Кроме того, этот ЗРК планировался к приобретению Египтом.
В 2007 г. корпорация Raytheon предложила существенно улучшить боевые возможности ЗРК SLAMRAAM, дополнив состав его вооружения двумя новыми ракетами - авиационной ракетой малой дальности с инфракрасным наведением AIM-9X и более дальнобойной ракетой SLAMRAAM-ER. Таким образом, модернизированный комплекс должен был получить возможность применять с одной пусковой установки два вида ракет малой дальности: AMRAAM (до 25 км) и AIM-9X (до 10 км). За счет использования ракеты SLAMRAAM-ER максимальная дальность поражения комплекса возрастала до 40 км. Ракета SLAMRAAM-ER разрабатывается компанией Raytheon в инициативном порядке и представляет собой доработанную корабельную зенитную ракету ESSM с головкой самонаведения и системой управления от авиационной ракеты AMRAAM. Первые испытания новой ракеты SL-AMRAAM-ER были проведены в Норвегии в 2008 г.
Между тем в январе 2011 г. появилась информация о том, что Пентагон окончательно решил не приобретать ЗРК SLAMRAAM ни для армии, ни для морской пехоты в связи с сокращением бюджетных расходов, несмотря на отсутствие перспектив по модернизации ЗРК Avenger. Это, видимо, означает завершение программы и делает сомнительными ее возможные экспортные перспективы.
Тактико-технические характеристики ЗРК на базе авиационных ракет
Наименование ЗРК | Компания-разработчик | Зенитная ракета | Тип головки самонаведения | Дальность поражения ЗРК, км | Дальность поражения авиационного комплекса, км |
Chaparral | Lockheed Martin (США) | Sidewinder 1C (AIM-9D) - MIM-72A | ИК AN/DAW-2 розеточного сканирования (Rosette Scan Seeker) - MIM-72G | От 0,5 до 9,0 (MIM-72G) | До 18 (AIM-9D ) |
ЗРК на базе РВВ-АЕ | КТРВ (Россия) | РВВ-АЕ | АРЛ | От 1,2 до 12 | От 0,3 до 80 |
Pracka - RL-2 | Югославия | Р-60МК | ИК | н/д | До 8 |
Pracka - RL-4 | Р-73 | ИК | н/д | До 20 | |
SPYDER | Rafael , IAI (Израиль) | Python 5 | ИК | От 1 до 15 (SPYDER-SR) | До 15 |
Derby | АРЛ ГСН | От 1 до 35 (до 50) (SPYDER-MR) | До 63 | ||
VL Mica | MBDA (Европа ) | IR Mica | ИК ГСН | До 10 | От 0,5 до 60 |
RF Mica | АРЛ ГСН | ||||
SL-AMRAAM / CLAWS / NASAMS | Raytheon (США), Kongsberg (Норвегия) | AIM-120 AMRAAM | АРЛ ГСН | От 2,5 до 25 | До 48 |
AIM-9X Sidewinder | ИК ГСН | До 10 | До 18,2 | ||
SL-AMRAAM ER | АРЛ ГСН | До 40 | Нет аналога | ||
Sea Sparrow | Raytheon (США) | AIM-7F Sparrow | ПАРЛ ГСН | До 19 | 50 |
ESSM | ПАРЛ ГСН | До 50 | Нет аналога | ||
IRIS - T SL | Diehl BGT Defence (Германия) | IRIS - T | ИК ГСН | До 15 км (оценочно) | 25 |
Авиационная ракета MICA "двойного назначения" (малой/средней дальности) предназначена для перехвата и уничтожения высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств противника днем и ночью, с любых направлений, в переднюю и заднюю полусферы, на фоне земли и при активном радиоэлектронном противодействии.
Разработка управляемой ракеты (УР) MICA (Missile d" Interception et de Combat Aerien) была начата в инициативном порядке фирмой "Matra" в 1982 году. Данная система вооружения создавалась как единая для замены ракет малой дальности "Magic-2" и средней дальности "Super 530D/F". Полномасштабные работы по программе MICA в соответствии с заданием ВВС и ВМФ Франции были развернуты с 1987 г.
Ракета проектировалась как универсальная платформа для размещения различных взаимозаменяемых (модульных) систем самонаведения. В зависимости от варианта MICA может оснащаться активной импульсно-доплеровской головкой самонаведения (MICA-EM) или тепловизионной (MICA-IR). При создании ракеты большое внимание уделялось увеличению максимальной баллистической и гарантированной дальностей полета. Как ракета малой дальности MICA имеет относительно малую стартовую массу, высокую маневренность, систему газодинамического управления, возможность применения с пусковых устройств ракет AIM-9. Так же, как и ракеты средней дальности, эта ракета имеет инерциально-корректируемую систему наведения и большую системную дальность пуска, свойственную ракетам этого типа. Ввиду общей тенденции расширения областей боевого применения современных ракет "воздух-воздух" ракета MICA может быть условно отнесена к ракетам "двойного назначения" - малой/средней дальности.
Летные испытания УР MICA начались в 1991 году. Ракета была принята на вооружение в варианте MICA-IR в 1998 г. и в варианте MICA-EM в 1999 г. Ракетой вооружены самолеты "Mirage" 2000-5/9, "Rafale-M", "Mirage-F1", "Mirage-III", "Mirage-V", "Harrier", "Jaguar". Возможна также ее установка на самолеты "Hawk", F-16.
Совмещение в ракете MICA функций оружия средней дальности и оружия ближнего маневренного боя, наличие модификаций с различными головками самонаведения, реализация автономных режимов применения в соответствии с принципом "пустил-забыл", малые габаритные размеры и масса делают ракету весьма привлекательной на рынках вооружений, особенно в регионах Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Ракета MICA может составить реальную конкуренцию российским ракетам РВВ-АЕ и модернизированной Р-73 . Вопрос сопряжения с носителями российского производства является решаемой технической задачей.
С 1994 года фирмы "Matra" и ONERA ведут совместные исследования по разработке прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ВРД) для УР MICA. Применение ВРД может в перспективе обеспечить значительное увеличение дальности полета.
На базе авиационной УР MICA разработан комплекс ПВО VL-MICA .
В настоящее время УР MICA состоит на вооружении ВВС Франции, Греции, Катара, Тайваня, ОАЭ и др.
Состав
Ракета обеспечивает решение следующих задач:
перехват;
ведение дальнего воздушного боя за пределами визуальной видимости цели (режим BVR - "Beyond Visual Range");
ведение ближнего маневренного воздушного боя;
противоракетную самооборону самолетов-носителей.
Ракета MICA выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен РДТТ фирмы "Protac", снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. РДТТ обеспечивает максимальную скорость полета ракеты равную M=3.5-4. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) (см. фото ) и приемник линии передачи данных. СУВТ включается сразу после схода ракеты с пусковой направляющей и вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с перегрузкой до 50g.
Боевая часть - осколочно-фугасная, взрыватель - активный радиолокационный.
Для подвески ракеты служат подкрыльевые рельсовые пусковые установки, обеспечивающие запуск с перегрузкой до 9g, или пневматические катапультные, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя (до 4g). Электрические разъемы и узлы подвески УР MICA совместимы с ракетами AIM-9, "Super 530" и "Magic".
Для управления ракетой используется комбинированная система управления: командно-инерциальная система на начальном участке траектории и система самонаведения на конечном участке. В зависимости от варианта ракета может оснащаться активной импульсно-доплеровской ГСН (MICA EM) или тепловизионной ГСН (MICA IR). Ракета MICA может применяется в следующих режимах:
- Пуск по цели за пределами визуальной видимости с захватом цели головкой самонаведения на траектории по целеуказанию от инерциальной системы и получением команд коррекции с самолета-носителя в случае изменения траектории цели.
- Пуск по цели за пределами визуальной видимости с захватом цели головкой самонаведения на траектории без использования линии передачи данных. В этом режиме ракета применяется в соответствии с принципом "пустил—забыл", траектория полета на маршевом участке оптимизирована для достижения максимальной дальности.
- Пуск с захватом цели ГСН ракеты на подвеске самолета-носителя по информации от прицельных систем носителя, носитель после пуска - автономен.
- Пуск с захватом визуально наблюдаемой цели ГСН ракеты на подвеске самолета-носителя с использованием нашлемной системы целеуказания (НЛЦ).
На участке самонаведения ракета MICA EM управляется активной импульсно-доплеровской ГСН AD4A (12-18 ГГц), разработанной фирмами "Dassault Electronique" и "GEC-Marconi". ГСН AD4A способна самостоятельно захватывать цель на траектории и обеспечивает поражение целей с любого направления, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности. ГСН AD4A размещается в носовом отсеке ракеты под радиопрозрачным керамическим обтекателем. Модифицированный вариант AD4A используется также в составе зенитной ракеты "Aster" комплексов SAMP-T и PAAMS .
Биспектральная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) УР MICA-IR, работающая в диапазоне 3-5 и 8-12мкм, разработана фирмой "Sagem Defense Segurite". ТГСН содержит матрицу чувствительных элементов, установленную в фокальной плоскости, электронный блок цифровой обработки сигналов, встроенную криогенную систему охлаждения матрицы замкнутого типа. Система охлаждения ТГСН обеспечивает автономное функционирование приемника в течении 10 часов. Высокая разрешающая способность и комплексные алгоритмы позволяют ТГСН эффективно сопровождать цели на больших дистанциях и отсеивать тепловые ловушки. ТГСН обладает способностью захвата цели на траектории после запуска ракеты, сопрягается с инерциальной системой управления и линией передачи данных, что позволяет получить большие дальности пусков и обеспечивает возможность применения при пеленгах, превосходящих углы прокачки координатора. ТГСН построена на цифровой элементной базе, что позволяет перепрограммировать алгоритмы работы. Сопряжение с бортом самолета по стандарту MIL-STD-1553.
Технические характеристики ТГСН:
- время активации ТГСН: менее 120с
- угол прокачки координатора: ± 60°
- угловая скорость линии визирования цели: более 30град/c
- длина: 625мм
- диаметр: 160мм
- вес: 11кг
- напряжение питания: ± 21В
- потребляемая мощность: 110Вт
- температурный диапазон эксплуатации: от -46° до 71°C
MICA-EM: 1999 год
Разработка ракеты MICA была начата французской фирмой Matra в 1982 году (в настоящее время ракетное производство находится в составе концерна MBDA - совместного предприятия EADS , BAE Systems и Finmeccanica специализирующегося на разработке и производстве ракетной техники), проект вёлся совместно с американской компанией McDonnell Douglas и позиционировался как конкурирующий с AMRAAM в конкурсе на перевооружение истребителей ВВС США . Ракета была принята на вооружение ВВС Франции в варианте MICA-IR в 1998 году.
В настоящее время УР MICA состоит на вооружении ВВС Франции, Катара, Греции, Тайваня, ОАЭ.
Модификации [ | ]
УРВВ ближней дальности [ | ]
MICASRAAM - ракета-гибрид MICA и ASRAAM ближней дальности, разрабатывалась совместно французской компанией Matra и британской Marconi, макет в натуральную величину был представлен мировой прессе 2-8 сентября 1990 года на ежегодной международной выставке вооружения и военной техники Фарнборо .
Зенитная управляемая ракета [ | ]
Основная статья:
SHORAD (Short-Range Air-Defence - «зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия») - ЗРК, оснащённый ракетами класса «поверхность-воздух» на основе «Мики», модифицированными для стрельбы по воздушным целям с земли и установленными на пусковую установку, монтируемую на палубе корабля, либо на башне колёсной или гусеничной бронетехники и представляющую собой универсальный вариант пусковой установки британского корабельного ЗРК «Си Вулф » был разработан французской компанией MATRA совместно с британской BAE Dynamics в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ , осуществлявшихся в 1996-2000 гг. группой компаниями ракетной отрасли военной промышленности ряда европейских государств-членов НАТО (Великобритании, Германии, Испании, Италии, Турции, Франции). Программа работ предполагала разработку средств ПВО, которые согласно предварительному плану должны были поступить на вооружение европейских армий и флотов в 2015-2020 гг. Пусковая установка оснащалась подвесной панелью, обеспечивающей подвеску от 8 до 16 ракет. Комплекс позиционировался изготовителями как эффективное средство ПВО кораблей и сухопутной бронетехники в доступной ценовой категории, среди заявленных качеств подчёркивалась его надёжность и простота в эксплуатации. В сухопутном варианте базирования, комплекс мог изготавливаться как для размещения на бронетехнике или автотранспортных средствах (Vehicle-Launched Missile , сокр. VL MICA ), так и для размещения на стационарных позициях объектовой ПВО. Комплекс предлагался на рынке вооружений для развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона . Система управления ракетой двухрежимная: 1) самонаведение - тепловизизонная головка самонаведения (Imaging Infrared ), либо 2) радиокомандное наведение (CLOS ) с борта корабля или бронетехники - радиолокационная подсветка цели при помощи бортовой РЛС наведения. Выбор режима оператором зависит от конкретных условий боевой обстановки , что позволяет осуществить обстрел цели как с сопровождением её в полёте оператором, так и по принципу «выстрелил и забыл ». Система управления вектором тяги позволяет осуществлять пуск ракеты по вертикальной траектории, что значительно сокращает область непростреливаемого пространства над занимаемой огневой позицией, аэродинамические качества ракеты позволяют ей быстро выйти из вертикального набора высоты на горизонтальную или наклонную траекторию перехвата .
Тактико-технические характеристики [ | ]
- Дальность стрельбы: эффективная 10 - 20 км
- Скорость 3 М
- Потолок 9 км
- Длина: 3100 мм
- Диаметр: 160 мм
- Размах крыльев: 560 мм
- Масса: 112 кг
- Боевая часть: осколочно-фугасная с радиолокационным взрывателем, 12 кг
- Система наведения:
- биспектральная тепловизионная головка самонаведения (MICA-IR), охлаждение замкнутого типа
- активная импульсно-доплеровская ГСН AD4A (MICA-EM)
Сравнительная характеристика [ | ]
Ракета | Изображение | Год | Дальность, км | Скорость, число М | Длина, м | Диаметр, м | Размах крыла, м | Размах рулей, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип БЧ | Тип двигателя | Тип наведения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-7F | 1975 | 70 | 4М | 3,66 | 0,203 | 1,02 | 0,81 | 231 | 39 | ОФ | РДТТ | ПАР ГСН | |
AIM-54C | 1986 | 184 | 5М | 4,01 | 0,38 | 0,925 | 0,925 | 462 | 60 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120A | 1991 | 50-70 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,533 | 0,635 | 157 | 23 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120C-7 | 2006 | 120 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,445 | 0,447 | 161,5 | 20,5 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
MICA-IR | 1998 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+ТП ГСН | ||
MICA-EM: 1999 год
Разработка ракеты MICA была начата французской фирмой Matra в 1982 году (в настоящее время ракетное производство находится в составе концерна MBDA - совместного предприятия EADS , BAE Systems и Finmeccanica специализирующегося на разработке и производстве ракетной техники), проект вёлся совместно с американской компанией McDonnell Douglas и позиционировался как конкурирующий с AMRAAM в конкурсе на перевооружение истребителей ВВС США . Ракета была принята на вооружение ВВС Франции в варианте MICA-IR в 1998 году.
В настоящее время УР MICA состоит на вооружении ВВС Франции, Катара, Греции, Тайваня, ОАЭ.
Модификации
УРВВ ближней дальности
MICASRAAM - ракета-гибрид MICA и ASRAAM ближней дальности, разрабатывалась совместно французской компанией Matra и британской Marconi, макет в натуральную величину был представлен мировой прессе 2-8 сентября 1990 года на ежегодной международной выставке вооружения и военной техники Фарнборо .
Зенитная управляемая ракета
Основная статья: VL MICA
SHORAD (Short-Range Air-Defence - «зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия») - ЗРК, оснащённый ракетами класса «поверхность-воздух» на основе «Мики», модифицированными для стрельбы по воздушным целям с земли и установленными на пусковую установку, монтируемую на палубе корабля, либо на башне колёсной или гусеничной бронетехники и представляющую собой универсальный вариант пусковой установки британского корабельного ЗРК «Си Вулф » был разработан французской компанией MATRA совместно с британской BAE Dynamics в рамках одноименной программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ , осуществлявшихся в 1996-2000 гг. группой компаниями ракетной отрасли военной промышленности ряда европейских государств-членов НАТО (Великобритании, Германии, Испании, Италии, Турции, Франции). Программа работ предполагала разработку средств ПВО, которые согласно предварительному плану должны были поступить на вооружение европейских армий и флотов в 2015-2020 гг. Пусковая установка оснащалась подвесной панелью, обеспечивающей подвеску от 8 до 16 ракет. Комплекс позиционировался изготовителями как эффективное средство ПВО кораблей и сухопутной бронетехники в доступной ценовой категории, среди заявленных качеств подчёркивалась его надёжность и простота в эксплуатации. В сухопутном варианте базирования, комплекс мог изготавливаться как для размещения на бронетехнике или автотранспортных средствах (Vehicle-Launched Missile , сокр. VL MICA ), так и для размещения на стационарных позициях объектовой ПВО. Комплекс предлагался на рынке вооружений для развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона . Система управления ракетой двухрежимная: 1) самонаведение - тепловизизонная головка самонаведения (Imaging Infrared ), либо 2) радиокомандное наведение (CLOS ) с борта корабля или бронетехники - радиолокационная подсветка цели при помощи бортовой РЛС наведения. Выбор режима оператором зависит от конкретных условий боевой обстановки , что позволяет осуществить обстрел цели как с сопровождением её в полёте оператором, так и по принципу «выстрелил и забыл ». Система управления вектором тяги позволяет осуществлять пуск ракеты по вертикальной траектории, что значительно сокращает область непростреливаемого пространства над занимаемой огневой позицией, аэродинамические качества ракеты позволяют ей быстро выйти из вертикального набора высоты на горизонтальную или наклонную траекторию перехвата .
Тактико-технические характеристики
- Дальность стрельбы: эффективная 10 - 20 км
- Скорость 3 М
- Потолок 9 км
- Длина: 3100 мм
- Диаметр: 160 мм
- Размах крыльев: 560 мм
- Масса: 112 кг
- Боевая часть: осколочно-фугасная с радиолокационным взрывателем, 12 кг
- Система наведения:
- биспектральная тепловизионная головка самонаведения (MICA-IR), охлаждение замкнутого типа
- активная импульсно-доплеровская ГСН AD4A (MICA-EM)
Сравнительная характеристика
Ракета | Изображение | Год | Дальность, км | Скорость, число М | Длина, м | Диаметр, м | Размах крыла, м | Размах рулей, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип БЧ | Тип двигателя | Тип наведения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-7F | 1975 | 70 | 4М | 3,66 | 0,203 | 1,02 | 0,81 | 231 | 39 | ОФ | РДТТ | ПАР ГСН | |
AIM-54C | 1986 | 184 | 5М | 4,01 | 0,38 | 0,925 | 0,925 | 462 | 60 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120A | 1991 | 50-70 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,533 | 0,635 | 157 | 23 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120C-7 | 2006 | 120 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,445 | 0,447 | 161,5 | 20,5 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
Зенитный ракетный комплекс ближнего действия VL MICA (Vertical Launch MICA) различного исполнения используется в качестве средства противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск, авиабаз, командных пунктов и надводных кораблей от ударов крылатых ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов днем и ночью в любых погодных условиях. ЗРК Зенитно-ракетные комплексы VL MICA разработан фирмой MBDA на базе управляемой ракеты MICA класса "воздух-воздух". Комплекс отличается компактностью, высокой эффективностью и по своим боевым возможностям занимает промежуточное положение между ЗРК Зенитно-ракетные комплексы малой дальности "Mistral" и большой дальности PAAMS.
Модульная конструкция ракеты MICA позволяет иметь в боекомплекте комплекса средства поражения с различными системами самонаведения и использовать их достоинства в зависимости от боевой обстановки. Ракета MICA может оснащаться активной импульсно-доплеровской радиолокационной головкой самонаведения (MICA-EM) или тепловизионной (MICA-IR). Радиолокационная ГСН Головка самонаведения обеспечивает всепогодность комплекса и эффективно применяется против боевых средств противника с низкой ИК-сигнатурой (например, управляемые авиационные бомбы). Тепловизионному варианту отдается предпочтение при использовании для поражения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания, в т.ч. небольших скоростных надводных целей.
Наземный вариант комплекса был впервые представлен в феврале 2000г. в Сингапуре на выставке Asian Aerospace. Испытания комплекса начались в испытательном центре CELM (Centre d’Essai de Lancement des Missiles - Франция) в 2001г. В феврале 2005г. была успешно проведена демонстрация возможностей нового комплекса с применением стандартной серийной ракеты MICA-IR, при этом была поражена цель на дальности около 10км. К январю 2006г. был осуществлен пуск 11 ракет VL MICA в различных вариантах комплектации.
Работы по системе корабельной ПВО Противо-воздушная оборона на основе ракеты вертикального пуска VL MICA фирма MBDA в инициативном порядке начала в 2000г. Морской вариант комплекса VL MICA позиционируется, в первую очередь, как средство ПВО Противо-воздушная оборона надводных кораблей небольшого водоизмещений, для которых существенны весогабаритные ограничения размещаемого вооружения, а также для усиления противовоздушной обороны крупных кораблей на ближних дистанциях. В апреле 2006г. в испытательном центре CELM успешно испытан ЗРК Зенитно-ракетные комплексы VL MICA с морской пусковой установки. В ходе испытаний VL Mica прямым попаданием поразила цель, имитирующую низколетящую противокорабельную ракету на дальности 10км. При испытательных пусках в октябре 2008 года прямым попаданием была поражена цель (БПЛА Беспилотный летательный аппарат Banshee) на расстоянии 12 км.
В декабре 2005г. Управление по вооружению DGA (Delegation Generale pour l’Armement) министерства обороны Франции заключило с фирмой MBDA контракт на два года на поставку зенитной управляемой ракеты VL MICA для всех родов войск. В рамках контракта MBDA выполняет работы по комплексированию ЗУР Зенитная управляемая ракета VL MICA с системами командования и управления СЕТАТ и МARTHA военно-воздушных и сухопутных сил Франции.
Ракета MICA выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен РДТТ Ракетный Двигатель Твердого Топлива фирмы "Protac", снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. Двигатель обеспечивает максимальную скорость полета ракеты VL MICA М=3. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) и приемник линии передачи данных. СУВТ вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с перегрузкой до 50g на дальности до 7км и с перегрузкой до 30g на дальности 10км. Боевая часть - осколочно-фугасная направленного действия весом 12кг, взрыватель - активный доплеровский радиолокационный.
Ракета MICA EM оснащается активной импульсно-доплеровской ГСН Головка самонаведения AD4A (12-18 ГГц), разработанной фирмами "Dassault Electronique" и "GEC-Marconi". ГСН Головка самонаведения AD4A способна самостоятельно захватывать цель на траектории и обеспечивает поражение целей с любого направления, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности. ГСН Головка самонаведения AD4A размещается в носовом отсеке ракеты под радиопрозрачным керамическим обтекателем. Модифицированный вариант AD4A используется также в составе зенитной ракеты "Aster" комплексов SAMP-T и PAAMS.
Биспектральная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) ракеты MICA-IR, работающая в диапазоне 3-5 и 8-12мкм, разработана фирмой "Sagem Defense Segurite". ТГСН содержит матрицу чувствительных элементов, установленную в фокальной плоскости, электронный блок цифровой обработки сигналов, встроенную криогенную систему охлаждения матрицы замкнутого типа. Система охлаждения ТГСН обеспечивает автономное функционирование приемника в течении 10 часов. Высокая разрешающая способность и комплексные алгоритмы позволяют ТГСН эффективно сопровождать цели на больших дистанциях и отсеивать тепловые ловушки.
Ракета запускается вертикально с последующим склонением в сторону цели помощью СУВТ. ЗУР Зенитная управляемая ракета VL MICA применяется в режиме захвата цели ГСН Головка самонаведения после пуска и имеет максимальную дальность более 10км (по ряду источников до 20км). До захвата цели головкой самонаведения ракета управляется инерциальной системой управления до данным первичного целеуказания, переданным на ракету. Линия передачи данных используется для передачи команд коррекции на ракету на среднем участке траектории до захвата цели головкой самонаведения. Использование принципа "выстрелил-забыл" позволяет эффективно противодействовать насыщению системы ПВО Противо-воздушная оборона объекта при массированных атаках средств воздушного нападения противника. Темп стрельбы составляет две секунды.
Для обнаружения воздушных целей и выдачи целеуказания могут использоваться оптико-электронные средства, общекорабельные системы обнаружения (для морского варианта) или любые трехкоординатные РЛС Радио-локационная станция типа "Giraffe-100" фирмы "Ericsson", RAC 3-D фирмы "Thales Raytheon Systems" и TRML-3D фирмы EADS (для сухопутногого варианта). Оценка угрозы (боевого средства противника) осуществляется боевой информационно-управляющей системы корабля-носителя или командным пунктом комплекса, которая затем передает результаты целераспределения на блок сопряжения с ракетой.
Для размещения ЗРК Зенитно-ракетные комплексы VL MICA на надводных кораблях могут использоваться оригинальные пусковые установки, пусковые установки
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты