Армии постсоветских республик Центральной Азии: военная мощь с американским акцентом. Смогут ли армии стран средней азии дать отпор китаю и талибам
Постепенное нагнетание обстановки у границ Узбекистана с Киргизией и Таджикистаном может привести к конфликту, причём не только из-за сложнейшего этнического ферганского вопроса, но и из-за гидроресурсов. На виртуальных полях интернета уже начинаются гипотетические баталии среднеазиатских государств, однако эти кампании происходят при очень скудных вводных. Попытаемся немного осветить этот вопрос, проанализировать потенциальный сценарий развития вооружённого конфликта. Итак, начнём с вооружённых сил вышеуказанных республик.
Вооружённые силы сторон
Численность сухопутных войск Узбекистана по состоянию на 2006-2007 гг. оценивалась в 40 тыс. человек. В их составе насчитывалось: пять мотострелковых бригад, танковая бригада, горнострелковая бригада, бригада спецназначения, десантно-штурмовая бригада, артиллерийская бригада, реактивная артиллерийская бригада и два батальона специального назначения.
Численность ВВС и войск ПВО Узбекистана по состоянию на 2006-2007 гг. — 13,7-15 тыс. человек.
Также не следует сбрасывать со счетов возможную передачу вооружения и боевой техники Североатлантическим альянсом (против чего Узбекистан очень даже не против) при выводе войск из Афганистана, запланированного на 2014 год.
Численность войск и сил, подчинённых минобороны Киргизии по состоянию на 2007 год оценивалась в 12,5 тыс. человек, в составе мотострелковой дивизии, двух мотострелковых бригад, трёх артиллерийско-пулемётных батальонов, горнострелковой бригады, бригады специального назначения, пяти пограничных отрядов и двух отдельных батальонов специального назначения.
Силы воздушной обороны, объединившие ВВС и ПВО, имеют порядка 4 тыс. человек личного состава.
Отражая современное состояние таджикского общества, вооружённые силы представляют собой не единое целое, а конгломерат вооружённых формирований под вывеской различных ведомств, являющихся де-факто силовыми структурами тех или иных клановых группировок с большей или меньшей степенью управляемости со стороны центрального правительства.
Значительную часть личного состава (в т.ч. офицерского) этих формирований составляют «бывшие» боевики так называемой «объединённой таджикской оппозиции» (антиправительственного исламистско-племенного «альянса»), участвовавшей в кровопролитной гражданской войне 1992-1997 годов.
Армия Таджикистана (подведомственная министерству обороны) по состоянию на 2007 год составила примерно 7,6 тыс. человек, в том числе сухопутные войска — 6,8 тыс. (в составе двух мотострелковых бригад, горнострелковой бригады, десантно-штурмовой бригады и отряда специального назначения), ВВС и войска ПВО — 800 человек.
Пограничные войска Комитета по охране государственной границы включают две бригады в составе нескольких погранотрядов численностью до 1,5 тыс. человек в каждом. Численность военнослужащих Комитета по охране государствен-ной границы разные источники оценивают в 5-5,3 тыс. человек. Министерство внутренних дел насчитывает 15 тыс. сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих ВВ.
Возможный ход боевых действий и характер предполагаемого театра военных действий и дополнительные факторы
При таком раскладе вооружённых сил Узбекистан действительно представляется грозной силой в регионе. Даже совместно Таджикистан и Киргизия будут уступать возможному противнику почти в два раза по пехоте (мобилизационный потенциал Узбекистана вообще в 3,5 раза превосходит своих соседей), на треть меньше танков и боевых машин, примерно одинаковое количество артиллерии и ПВО, при господстве узбекских ВВС.
Но тут возникают два фактора, которые сводят это преимущество на нет. Причём о России я речь пока не веду, оба фактора находятся в пределах региона.
Первый фактор — географический. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, что Узбекистан в основном ― равнина (4/5 территории), горы занимают намного меньшую часть.
Киргизия и Таджикистан, напротив, — горные государства, основной характер местности — хребты и долины. Направления гипотетического наступления армии Узбекистана невелики — от Термеза в южные районы Таджикистана вдоль Амударьи, от Денау на Душанбе и вдоль рек Нарын и Чаткал вглубь Киргизии. Непосредственно под удар попадут лишь западная часть Таджикистана и южная часть Киргизии (Ош — Джалал-Абад). Таким образом, построив подвижную оборону и заслоны на перевалах, можно измотать противника, задержать его. Причём основную массу в структуре войск Узбекистана занимают мотострелковые части. Для сражения в горных республиках архиважны горнострелковые и десантные части, а их в войсках Узбекистана не так много (горнострелковая бригада, десантно-штурмовая бригада, 15-я бригада спецназа, два батальона спецназначения).
Второй фактор находится несколько севернее, имя ему — Республика Казахстан. Точный количественный и качественный состав ВС РК является секретной информацией. Все данные о структуре, численности и вооружении ВС РК основаны на информации, представленной в статье российского военного эксперта А. Цыганка. Однако по силе Казахстан не уступает своему северному соседу. При численности сухопутных войск 40 тыс. человек, имея на вооружении свыше 1500 танков, около 2800 боевых бронированных машин, свыше 2 тыс. орудий калибром свыше 100 мм, 150 единиц РСЗО, столько же миномётов калибра свыше 100 мм, РК заставит Узбекистан действовать с оглядкой. И часть сил неизбежно будет оставлена на границе с Казахстаном. Не будем забывать, что граница между двумя республиками проходит по полупустынным равнинам и пескам Кызылкума, наступать подвижными соединениями будет удобно, а вот прикрыть от возможного (или реального) удара — весьма затруднительно.
Если Казахстан в рамках ОДКБ вступает в конфликт, то помимо возможного удара в северных и центральных областях на Узбекистан обрушиваются ещё две напасти:
1. практически полная блокада. Он будет окружён фронтами, кроме замкнутого в себе Туркменистана и узкого коридора с Афганистаном через Сурхандарьинскую область. Нет нужды дополнительно объяснять сомнительность этих экономических коридоров;
2. ВВС Казахстана, которые являются одними из лучших по уровню подготовки в СНГ. Средний налёт на одного лётчика свыше 100 часов, что сопоставимо с налётом лётчиков в странах НАТО. ВВС Республики Казахстан — вторые по численности на постсоветском пространстве после ВВС России. В их распоряжении находятся более 400 боевых самолётов, 80 транспортных самолётов и 300 вертолётов различного назначения.
При таком варианте развития событий Узбекистан теряет своё преимущество в авиации, живой силе и бронетехнике, более того, перевес будет у держав ОДКБ. Помимо огромного по протяжённости фронта (на востоке застревающего в горах) и угрозы получить нокаутирующий танковый удар где-нибудь в Бухарской области скажется практически полная блокада.
Я умышленно не стал брать в расчёт вооружённые силы Российской Федерации, стремясь показать, что даже без их прямого (или косвенного) вмешательства, победа Узбекистана в таком конфликте очень призрачна.
10:27 — REGNUM
Один из любимых мифов современности про Среднюю Азию — то, что она постоянно нуждается во внешней защите: то от вторжения афганских талибов, то от ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), то еще от кого-нибудь. Вероятность того, что страны региона могут отразить опасность сами, обычно не рассматривается.
При этом обычно упускается из виду, что рассказы о невиданной боевой эффективности афганцев и «кладбище империй» — это просто пропагандистские штампы, придуманные в США. Между тем Британская империя проиграла только первую войну с афганцами, а следующие две выиграла, независимость Афганистан получил только в 1747 году, а до этого он находился под пятой или западных, или северных соседей, и набеги всегда были с севера на юг, а не с юга на север.
Точно так же с разговорами про ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) забывают и про роль дезертиров из разгромленной армии Саддама Хусейна , и про роль местных суннитских племен, ведь на виду только иностранные муджахиды.
Но вернемся к странам региона. Могут ли они отразить акт агрессии какой-либо стороны — другой страны или организации? Для этого стоит проанализировать разные аспекты их военного потенциала: численность вооруженных сил, их оснащенность, боевой опыт и т.д.
Надо в любом случае отметить, что, судя как по сценариям учений, так и по производимым закупкам боевой техники, страны региона учитывают в своих стратегиях опыт военных конфликтов как в Афганистане, так и в Ираке и Сирии. И понимание современных способов ведения локальных войн есть.
Тип | Количество по странам | ||||
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |
Глобальный индекс милитаризации за 2015 год, ранг (152 страны) | 76 | 54 | 123 | ||
55 | 108 | 112 | 86 | 48 | |
72 | 111 | 118 | 119 | 101 | |
94 | 84 | 56 | 130 | 117 |
Численность вооруженных сил
Численность населения региона примерно 70 миллионов человек: Узбекистан — 32 миллиона, Казахстан — 18 миллионов, Таджикистан — 8,6 миллиона, Киргизия — 6 миллионов, Туркмения — 5,5 миллиона. Численность вооруженных сил составляет всего 211,7 тысячи человек, что в принципе немного.
При этом треть из них — это парамилитарные соединения (национальная гвардия, пограничники, служба государственной охраны и т.д.). По величине армии на первом месте Узбекистан, затем Казахстан и Туркмения. Таджикистан и Киргизия не могут содержать большие армии из-за бедности.
Вооруженные силы
Тип | Количество по странам | ||||
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |
Армия, включая | 39 000 | 10 900 | 8 800 | 36 500 | 48 000 |
Сухопутные войска | 20 000 | 8 500 | 7 300 | 33 000 | 24 500 |
Флот | 3 000 | 500 | 7 500 | ||
Авиацию | 12 000 | 2 400 | 1 500 | 3 000 | |
ПВО | 4 000 | ||||
Парамилитарные соединения | 31 500 | 9 500 | 7 500 | 20 000 | |
Всего | 70 500 | 20 400 | 16 300 | 36 500 | 68 000 |
Вооружение и боевая техника
Ниже приведены данные по имеющемуся у стран региона вооружению. Однако надо понимать, что декларируемые цифры — одно, а реальность — совсем другое. Скорее всего, данные надо несколько преуменьшить — не вся техника в хорошем состоянии, и вряд ли 100% техники выйдет по тревоге, кроме самолетов. Так что при рассмотрении данных цифр надо брать в учет способность обеспечить ремонт техники и даже наличие горюче-смазочных материалов в принципе. Также большинству видов боевой техники нужен подготовленный личный состав.
Надо помнить, что формирование арсеналов происходило несколькими способами:
- остатки от Туркестанского (Туркмения и Узбекистан) и Среднеазиатского (Казахстан, Киргизия, Таджикистан) военных округов;
- часть вооружения Объединенного контингента советских войск в Афганистане (в основном досталась Туркмении и Узбекистану);
- безвозмездная помощь иностранных государств;
- поставки в рамках ОДКБ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, некоторое время Узбекистан);
- собственные покупки, которые часто диктуются политической, а не военной необходимостью.
Вследствие этого, набор боевой техники довольно разнообразен и часто мало совместим друг с другом.
Но перейдем к перечню вооружений. Флот в учет не берем — вероятность боевых столкновений на море равна нулю, а чтобы бороться с терроризмом там, ракетных катеров не надо.
Первым идет основа сухопутных сил — бронетехника. Бесспорным лидером по ее количеству является Туркмения, на втором месте Казахстан, а дальше Узбекистан. У Таджикистана танков мало, впрочем, учитывая гористый характер местности, они не очень там и нужны. По танкам в Киргизии есть сомнения в исправности такого количества.
Отдельно заметим, что нельзя недооценивать Т-62, находящиеся на вооружении у Узбекистана, — это отличные танки, прекрасно показавшие себя как в Афганистане, так и в Чечне, потому что они надежные, простые и легко ремонтируются. Вот Т-64 более проблемные.
У Казахстана есть три БМПТ, что говорит о возможности провести боевую операцию в городских условиях, как вместе с танками, так и без — если у противника нет тяжелого вооружения.
Бронетехника
Тип | Количество по странам | ||||
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |
Т-62 | 7 | 170 | |||
Т-64 | 100 | ||||
Т-72БА | 300 | ||||
Т-72 | 150 | 30 | 650 | 70 | |
Т-90С | 4 | ||||
БРДМ-2 | 40 | 30 | 200 | 13 | |
БРМ | 60 | 60 | 6 | ||
БМП-1 | 230 | 8 | 600 | ||
БМП-2 | 500 | 90 | 15 | 430 | 270 |
БМП-3 | 4 | ||||
БМД-1 | 8 | 120 | |||
БМД-2 | 9 | ||||
БТР-Д | 50 | ||||
БТР-60 | 120 | 24 | |||
БТР-70 | 35 | 23 | 300 | ||
БТР-80 | 10 | 450 | 210 | ||
БТР-80А | 107 | 4 | |||
БТР-ЗЕ | 2 | ||||
БТР-80 | 190 | ||||
Бронемашина Cobra | 17 | ||||
МТЛБ | 150 | ||||
БМПТ | 3 | ||||
БТР-82А | 70 |
По данным The Military Balance 2016
Как показал опыт локальных войн последних лет, наиболее грозным родом войск является артиллерия, особенно самоходная, и реактивные системы залпового огня. Дело в том, что она позволяет наносить урон противнику с закрытых позиций, не вступая с ним в непосредственное столкновение, воздействие очень мощное — особенно у крупнокалиберных гаубиц и РСЗО калибра 220−300 мм. Также она намного дешевле авиации.
Несмотря на то, что у Киргизии, Таджикистана и Туркмении на вооружении стоит ряд пушек, гаубиц и минометов времен 40-х годов, не стоит их недооценивать — они вполне еще боеспособны. Безусловным лидером по артиллерии выглядит Казахстан — у него больше всего самоходных артиллерийских установок и, что особенно важно, 152-мм САУ 2С3 «Акация», а также РСЗО. Сочетания большой огневой мощи, дальности стрельбы и мобильности тут хватит на любой конфликт.
Однако у Узбекистана есть отдельный козырь — САУ 2С7 «Пион» калибра 203 мм. В принципе, в регионе не так много сооружений, которые выдержат хотя бы одно попадание снаряда этой артиллерийской установки. В горной местности их применение будет еще более эффективно.
Артиллерия
Тип | Количество по странам | ||||
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |
САУ 2С1 «Гвоздика» | 120 | 18 | 40 | 18 | |
САУ «Семсер» | 6 | ||||
САУ 2С3 «Акация» | 120 | 17 | |||
САУ 2С7 «Пион» | 48 | ||||
Пушка БС-3 | 18 | ||||
Пушка М-46 | 6 | ||||
Гаубица Д-30 | 100 (300 еще на хранении) | 72 | 10 | 350 | 60 |
Гаубица М-30 | 35 | ||||
Гаубица Д-1 | 16 | 17 | |||
Гаубица Д-20 | 72 | ||||
Гаубица 2А36 | 6 | 140 | |||
Гаубица 2А65 | 50 | 6 | |||
САУ 2С9 «Нона» | 25 | 12 | 17 | 54 | |
РСЗО 9К55 «Град» | 18 | 24 | |||
РСЗО БМ-21 «Град» | 100 (100 на хранении) | 15 | 3 | 70 | |
РСЗО ТОС-1А «Солнцепек» | 3 | ||||
РСЗО БМ-30 «Смерч» | 6 | 6 | |||
РСЗО Lynx | 18 | ||||
РСЗО БМ-9П140 «Ураган» | (180 на хранении) | 6 | 60 | 48 | |
Миномет РМ-38 | 66 | ||||
Миномет БМ-37 | 31 | ||||
Миномет 2Б11 | 45 | 5 | |||
Миномет CARDOM | 18 | ||||
Миномет 2С12 | 6 | ||||
Миномет РМ-120 | 48 | 18 | |||
Противотанковая пушка МТ-12 | 68 | 18 | 60 | 36 |
По данным The Military Balance 2016
У двух стран региона есть ракетные комплексы, причем у Туркмении они гораздо мощнее. Правда, трудно представить локальный конфликт, в котором бы понадобилось их применение, — это оружие больше для войн с равным по оснащенности противником, как минимум.
Ракетные комплексы
По данным The Military Balance 2016
Теперь переходим к авиации. Тут есть данные по самолетам и вертолетам, пока количество ударных беспилотников не подлежит публикации, однако у некоторых стран региона они уже есть.
По сути дела, боевые самолеты есть только у трех стран — Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а у Киргизии и Таджикистана есть только транспортники. Безусловным лидером тут является Казахстан — у него самая мощная авиация. А учитывая контракты на поставки еще Су-30СМ и тяжелого транспортника Ил-76, она в принципе сможет решать любые необходимые задачи.
Самолеты
Тип | Количество по странам | ||||
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |
МиГ-29 | 12 | 22 | 12 (18 на хранении) | ||
МиГ-29УБ | 2 | 2 | |||
Миг-27 | 12 | ||||
МиГ-27УБ | 2 | ||||
Су-17 | (26 на хранении) | ||||
Су-27 | 21 | 13 (11 на хранении) | |||
Су-27УБ | 4 | ||||
Су-30СМ | 4 | ||||
Су-25 | 12 | 12 | 20 | ||
Су-25УБ | 2 | ||||
Ан-30 | 1 | ||||
АН-12 | 2 | 26 | |||
Ан-24 | 1 | ||||
Ан-26 | 6 | 2 | 1 | 13 | |
Ан-72 | 2 | ||||
С-295 | 4 | ||||
Ту-134 | 2 | 1 | 1 | ||
Ту-154 | 1 | ||||
Аэро Л-39 «Альбатрос» | 17 | 4 | 4 | 2 | 14 |
АН-2 | 6 | ||||
Як-52 | 1 |
По данным The Military Balance 2016
Если самолеты более применимы в условиях степей и пустынь, то для гор нужнее вертолеты. Тут лидером выступает Узбекистан — у него гораздо больше транспортных вертолетов. Если имеющиеся у него Ми-6 находятся в эксплуатации, то он может провести достаточно крупную операцию в горной местности без всяких проблем, доставив с помощью этих вертолетов как технику, так и личный состав. Правда, учитывая снятие их с производства и отказ от поддержки в самой России, это маловероятно.
У Казахстана достаточное количество ударных вертолетов, но транспортных мало — возможно, будут еще закупки Ми-26. Если их число довести до 10−12, это позволит проводить любую операцию в горах.
Вертолеты
Тип | Количество по странам | ||||
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |
Ми-24 | 4 | 10 | 24 | ||
Ми-24В | 20 | 2 | |||
Ми-17В-5 | 20 | ||||
Ми-26 | 4 | 1 | |||
Белл-205 | 6 | ||||
Н145 | 6 | ||||
Ми-8 | 2 | 11 | 8 | 52 | |
Ми-6 | 26 | ||||
Ми-6АЯ | 2 |
По данным The Military Balance 2016
Участие в боевых действиях и операциях невоенного типа
Самый большой опыт боевых действий в регионе имеет Таджикистан, однако это был опыт гражданской войны, и самым молодым участникам тех событий уже за 40 лет. Сохранили или вооруженные силы Таджикистана данный опыт или они больше полагаются на дислоцированную в стране 201-ю дивизию России, неизвестно.
У вооруженных сил Казахстана есть опыт участия в боевых действиях в рамках миротворческой операции СНГ в Таджикистане, а также во вспомогательных операциях в Ираке без непосредственного участия в боевых действиях. Надо отметить возрастание частоты и увеличение масштабов проводимых в стране учений.
Вооруженные силы Киргизии имеют опыт только небольшого участия в миротворческой операции в Таджикистане, плюс опыт столкновений с террористами в Баткене. Офицеры и сержанты ВС Казахстана и Киргизии принимают участие в миротворческих операциях ООН, но как наблюдатели — это хотя и опыт, но в основном личный.
Туркмения в силу нейтрального статуса в зарубежных операциях участия не принимала, а различные столкновения на границе на реальный боевой опыт не тянут.
У Узбекистана есть большой опыт поддержки Народного фронта в гражданской войне в Таджикистане, затем участие в миротворческой операции там же, затем длительное взаимодействие с Афганистаном и силами там, а также подавление боевиков в Баткене. Кроме того, надо учесть определенный опыт антитеррористической борьбы.
Но фактически из-за постоянной ротации личного состава и изменения боеспособности вооруженных сил весь этот опыт может быть нивелирован. Настоящую боеготовность покажут только боевые действия и ничего больше.
Военный бюджет
Не все страны подают публично данные о своем военном бюджете, однако надо предполагать, что военный бюджет Туркмении составляет около 200−300 миллионов долларов, а военный бюджет Узбекистана — в районе 500−700 миллионов долларов.
Пока военные бюджеты из-за проблем в экономике сокращаются, но они возрастут, если в регионе будет реальная опасность.
Военный бюджет, млн долларов США
Год | Количество по странам | ||||
Казахстан | Киргизия | Таджикистан | Туркмения | Узбекистан | |
2012 | 2178 | 212 | 76,3 | ||
2013 | 2551 | 234 | |||
2014 | 2306 | 252 | 104 | ||
2015 | 2046 | 231 | 95,8 | ||
2016 | 1102 | 206 |
По данным SIPRI
Выводы
- Несмотря на стереотипы, вооруженные силы стран региона неплохо оснащены и имеют достаточную для текущих задач численность.
- Вооруженные силы стран региона довольно четко отслеживают актуальные тренды в вооружении и тактике, которые проявляются в современных локальных войнах.
- Учитывая, что основная опасность для региона — это проникновение на их территорию группировок боевиков численностью примерно до 300 человек, то действующего военного потенциала вполне хватает.
- Возможный недостаток профессионализма может вполне компенсироваться огневой мощью артиллерии и авиации, что даже в крупных населенных пунктах вроде иракского Мосула приводит к успеху.
В Средней Азии готовятся к войне всех против всех, полагает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Из пяти стран Центральной Азии наиболее сильной и стабильной в военном отношении является Казахстан. Его вооруженные силы (ВС) делятся на четыре командования («Астана», «Восток», «Запад» и «Юг»). Сухопутные войска включают десять механизированных, четыре десантно-штурмовые, одну ракетную, семь артиллерийских, две реактивно-артиллерийские, две противотанковые, три инженерно-саперные, одну береговой обороны, одну миротворческую бригаду. На вооружении состоит до 1 тысячи танков (Т-80, Т-72 и Т-62), несколько БМПТ (Казахстан стал первой и пока единственной страной, купившей эту машину), до 2 тысяч БМП и БТР, до 250 САУ, до 700 буксируемых артиллерийских орудий, до 400 РСЗО «Ураган» и «Град».
Казахстан даст отпор узбекским агрессорам
В составе казахстанских ВВС и ПВО десять авиационных и зенитно-ракетных полков. Они включают 15 бомбардировщиков и 12 разведчиков Су-24, более 25 истребителей Су-27 и 40 МиГ-29, более 40 перехватчиков МиГ-31 (Казахстан является единственной в мире страной, кроме России, эксплуатирующей этот очень мощный и очень сложный самолет) и 15 их предшественников МиГ-25, несколько истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (эти самолеты устарели и выводятся из состава ВВС), до 15 штурмовиков Су-25, до 40 транспортных самолетов, 90 вертолетов, в том числе не менее 40 ударных Ми-24 и 12 тяжелых транспортных Ми-26, несколько десятков ЗРК различных типов, в том числе С-300П.
ВМС Казахстана состоят из полутора десятков сторожевых катеров российской, южнокорейской, американской, немецкой и собственной (по российским проектам) постройки. Планируется начать строительство ракетных катеров. Уровень подготовки военнослужащих весьма высок, очень большое внимание, в частности, уделяется сержантскому составу.
Астана стремится ни от кого слишком сильно не зависеть в плане развития ВС, стараясь импортировать вооружение и технику из разных стран, а также создавать собственный ВПК, причем технологически также завязанный на разные страны. В Казахстане будет организовано (либо уже начато) производство турецких бронеавтомобилей «Кобра», европейских многоцелевых вертолетов ЕС-145, закуплены восемь европейских транспортных самолетов С-295 вместо устаревших Ан-26. На вооружении имеются американские «Хаммеры» и британские «Лендроверы». Тем не менее пока сохраняется преимущественная ориентация на Россию.
Казахстан гораздо более европеизирован и гораздо более экономически благополучен, чем его южные соседи. Кроме того, здесь гораздо выше доля славянского населения, да и сами казахи гораздо менее исламизированы, чем жители других стран Центральной Азии. Тем не менее определенная «ползучая» исламизация все же происходит. Этот процесс будет развиваться, видимо, не очень быстро, но неуклонно. Он может существенно ускориться после ухода войск США и НАТО из Афганистана, после чего будет очень высока вероятность экспансии талибов на север.
«Классическими» военными угрозами для Казахстана являются, во-первых, Узбекистан, во-вторых, в относительно отдаленном будущем, Китай. Вариант войны между Казахстаном и Узбекистаном (не в случае, если в Узбекистане происходит исламская революция, а нынешним, светским) кажется откровенно сюрреалистическим, но в Астане к нему относятся всерьез. Демографический потенциал Узбекистана почти вдвое выше, чем у Казахстана, а социальное напряжение очень велико. Для тоталитарных режимов (типа режима Каримова) в некоторых случаях внешняя агрессия оказывается вариантом более предпочтительным, чем гражданская война. Если же к власти в Узбекистане приходят исламисты, война становится почти неизбежной.
Что касается Китая, то для него Казахстан является идеальным направлением экспансии, поскольку эта страна имеет очень большую территорию при небольшом населении, а также огромное количество природных ресурсов. Кроме того, взяв под контроль Казахстан, Пекин ставит геополитический «мат» Москве. При этом ясно, что оказать серьезное сопротивление НОАК вооруженные силы Казахстана в одиночку не смогут. В связи с этим возникает чрезвычайно интересный вопрос: придет ли Москва на помощь Астане в случае китайской агрессии? К сожалению, ответить «да» со стопроцентной уверенностью не получается. В связи с этим Казахстан пытается развивать связи с НАТО, видя в нем дополнительную антикитайскую страховку. Здесь Астана делает грубую ошибку (хотя распространенную). Если на вопрос, придет ли на помощь Россия, нельзя с уверенностью ответить «да», то на аналогичный вопрос применительно к НАТО можно с 1000-процентной уверенностью ответить «нет». На постсоветском пространстве никак не могут осознать, что на самом деле представляет собой сегодняшнее НАТО. В частности, никто не сделал выводов из августовской войны 2008 годы, когда альянс не пришел на помощь истово прогибавшейся перед ним Грузии.
Узбекистан опасен в любом виде
Узбекистан обладает вторыми по мощи ВС в Центральной Азии, при этом граничит со всеми остальными странами региона. ВС Узбекистана включают четыре военных округа (Северо-Западный, Центральный, Восточный и Юго-Западный), а также Оперативное командование (отвечает за оборону Ташкента). В их составе одиннадцать мотострелковых, одна танковая, одна реактивно-артиллерийская, одна спецназа, одна горная, одна воздушно-десантная, три воздушно-штурмовые, пять инженерных бригад. На вооружении состоит 340 танков (из них половина - устаревшие Т-62; на хранении, по-видимому, находится еще до 2 тысяч танков), 400 БМП и БМД, более 500 БТР, до 140 САУ, не менее 200 буксируемых орудий, более 100 РСЗО, включая полсотни «Ураганов». В ВВС числится до 30 бомбардировщиков и разведчиков Су-24, 20 штурмовиков Су-25 (а также до 30 устаревших Су-17), 30 истребителей МиГ-29 и 25 Су-27, не менее 40 транспортных самолетов, от 30 до 50 ударных вертолетов Ми-24, до 90 транспортных и многоцелевых вертолетов. Далеко не вся техника находится в боеспособном состоянии. Например, истребителей Су-27 боеспособно всего шесть-семь единиц.
Общая численность личного состава - около 70 тысяч человек, еще не менее 20 тысяч - в других силовых структурах. Уровень боевой подготовки считается достаточно высоким, офицеры проходят подготовку в учебных заведениях как стран СНГ, так и на Западе. Впрочем, это относится в основном к элитным частям. В отличие от Казахстана, Узбекистан не способен производить вооружение и технику (даже по иностранным лицензиям). Единственное серьезное предприятие ВПК, доставшееся от СССР, Ташкентский авиазавод, производивший транспортные Ил-76, был уничтожен.
В стране установлен жесткий авторитарный режим, очень высок уровень коррупции. Светская демократическая оппозиция Каримову полностью задавлена и зачищена, поэтому единственной реальной оппозицией ташкентскому режиму являются радикальные исламисты. В первую очередь - хорошо известная панисламистская организация «Хизб-ут-Тахрир». Хотя основана она была еще в 1953 году в Иерусалиме, в настоящее время именно Узбекистан стал одним из основных ее оплотов. Не менее знаменито «Исламское движение Узбекистана». Из представителей народов бывшего СССР именно узбеки и чеченцы больше всех «отметились» в горячих точках, активно воюя в рядах талибов в Афганистане и среди боевиков «Аль-Каиды» в Ираке. Поэтому страна очень уязвима для возможной в будущем талибской экспансии.
Бишкек, Душанбе и Астана с большим подозрением относятся к амбициям Ташкента. А Ферганская долина, граничащая и с Казахстаном, и с Киргизией, и с Таджикистаном, является «пороховым погребом» Центральной Азии. Здесь имеет место высочайшая плотность населения, высокий уровень безработицы, в первую очередь среди молодежи. Это делает население долины очень уязвимым для пропаганды исламских радикалов. А поскольку рядом соседние страны, где имеются весьма значительные узбекские общины, то крупный мятеж в Ферганской долине взорвет не только сам Узбекистан, но и три соседние страны. Причем если большой и мощный Казахстан такой взрыв пережить сможет, то для маленьких несостоявшихся Киргизии и Таджикистана это будет поистине смерти подобно.
С другой стороны, благодаря своему экономическому, демографическому и военному потенциалу, географическому положению и наличию узбекских общин в соседних странах, Узбекистан имеет возможность активно воздействовать на все остальные страны Центральной Азии, добиваясь своего доминирования в регионе. То есть для соседей опасен и Узбекистан мощный и стабильный, и Узбекистан, впавший в хаос. И в том и в другом случае существует угроза военного конфликта.
У Киргизии и Таджикистана от армии осталось только название
Несостоявшиеся государства Киргизия и Таджикистан крайне уязвимы и для узбекской, и для талибской угрозы, а про китайскую угрозу даже нет смысла говорить, настолько легко при желании раздавит Китай обе эти страны. ВС этих двух стран очень слабы.
В составе ВС Киргизии имеется одна мотострелковая дивизия, одна горная, две спецназа, две ПВО бригады, ряд других частей и подразделений. На вооружении - от 150 до 200 танков, примерно 450 БМП и БТР, до 250 артсистем (в том числе по 20 САУ и РСЗО), около 30 устаревших истребителей МиГ-21 (не факт, что хотя бы один из них способен подняться в воздух), 10 ударных вертолетов Ми-24, более 20 транспортных Ми-8. Численность личного состава ВС - 11 тысяч человек, еще примерно столько же - в других силовых структурах.
На территории Киргизии находится 999-я авиабаза ВВС РФ и ряд других российских военных объектов.
В составе ВС Таджикистана - две мотострелковые, одна десантно-штурмовая, одна артиллерийская бригада. На вооружении таджикской армии - около 40 танков, до 100 БМП и БТР, около 30 артсистем (включая несколько «Градов»), около двух десятков вертолетов Ми-24 и Ми-8. Численность личного состава всех силовых структур не достигает 20 тысяч человек.
На территории Таджикистана находится российская 201-я военная база, чей боевой потенциал выше, чем у всех ВС Таджикистана. Как и 999-я авиабаза в Киргизии, она организационно входит в состав ЦВО РФ. Только эти базы в реальности и обеспечивают безопасность обеих стран. В связи с этим как минимум странно выглядит ситуация, когда Бишкек или Душанбе начинают шантажировать базами Москву. Вдвойне удивительно, что Москва регулярно ведется на этот шантаж, как будто нам базы нужны больше, чем Киргизии и Таджикистану.
Уровень боевой и морально-психологической подготовки в обеих армиях весьма низок. В обеих странах имеют место острые внутренние конфликты, этнические, социальные и конфессиональные. В Таджикистане основным является конфликт между властью и исламской оппозицией, в Киргизии - между Севером и Югом и между киргизами и узбеками. Поэтому армии не только слабы, но и не отличаются внутренним единством.
Нейтральная армия Туркмении
Не входящая в ОДКБ и чисто формально числящаяся в СНГ Туркмения живет в некоем «параллельном пространстве». Политический и военный нейтралитет здесь возведен в абсолют (например, главная государственная русскоязычная газета страны называется «Нейтральный Туркменистан»). Хотя откровенный сюрреализм эпохи «Туркменбаши Великого», то есть Сапармурада Ниязова, при новом президенте Гурбангулы Бердымухамедове ушел в прошлое, ничьим союзником и противником эта страна действительно быть не собирается. Кстати, можно вспомнить, что когда Афганистан на 90 % контролировался талибами, Ашхабад прекрасно находил с Кабулом общий язык. Что, впрочем, отнюдь не гарантирует стране отсутствие талибской экспансии на ее новом этапе. В 2002 году у Туркмении возник пограничный конфликт с Узбекистаном по поводу дележа газовых месторождений, но в войну он не перерос.
ВС Туркмении насчитывают в сухопутных войсках три мотострелковые дивизии, по две ПВО и мотострелковые, артиллерийскую и ракетную бригады. На вооружении 700 танков (в том числе 10 Т-90С), от 700 до 1000 БМП, более 800 БТР, около 600 артсистем (в том числе 130 РСЗО, из них 60 «Ураганов» и 6 «Смерчей»). В ВВС - более 20 истребителей МиГ-29, до 100 штурмовиков Су-17 и Су-25, 10 ударных вертолетов Ми-24.
Туркменский флот кроме десятка российских, украинских, американских и турецких сторожевых катеров с символическим вооружением имеет два ракетных катера пр. 12418, каждый из которых несет по 16 ПКР «Уран». Численность личного состава ВС - около 20 тысяч человек. Благодаря очень высоким нефтегазовым доходам при небольшой численности населения Ашхабад в последние годы начал закупки в России новейших вооружений (танки Т-90С, РСЗО «Смерч», ракетные катера). Пока, правда, всего этого приобретается немного. Тем не менее теоретически Туркмения способна по своему военному потенциалу обойти Узбекистан, где особого развития ВС пока не наблюдается.
Таким образом, в регионе Центральной Азии имеется множество внутригосударственных и межгосударственных латентных конфликтов, а также внешние угрозы со стороны талибов (и, возможно, стоящего за ними Пакистана) и Китая (который, кстати, является основным стратегическим союзником Пакистана). До сих пор эти конфликты проявлялись относительно ограниченно. Однако почти неизбежная экспансия талибов на север после 2014 года станет сильнейшим катализатором для всех этих конфликтов с совершенно непредсказуемыми последствиями. Кроме того, горячими точками в любой момент могут стать Киргизия и Таджикистан из-за их перманентных социальных проблем.
Портал Global Firepower опубликовал свой очередной «Рейтинг военной силы» за 2017 год. В него вошли 133 государства, в том числе и страны Центральной Азии. Самый защищенный в нашем регионе – Узбекистан, самый слабый – Таджикистан, остальные республики, понятное дело, располагаются между ними.
«Открытая Азия онлайн» разобрала основные данные рейтинга.
Исследования портала Global Firepower Index вызывают разные оценки у экспертов: многие специалисты сомневаются в объективности представленных данных, другие же считают этот рейтинг авторитетным. Цель базы данных портала - сбор информации о вооруженных силах мира, ее анализ и подведение итогов. Но составители рейтинга объясняют, что их выводы не опираются на простую сумму вооружения и техники; оно учитывает разнообразие и характер военного арсенала, и еще кучу различных факторов. Авторы исследования уверены, что можно иметь большее количество вооружения и при этом уступить другому государству, у которого его меньше, но оно лучшего качества.
В своих последних исследованиях авторы изучили военную силу в 133 странах мира. Первое место в исследованиях 2017 года заняли США, второе - Россия, третье - Китай. В десятку сильнейших вооруженных сил мира также вошли Индия, Франция, Великобритания, Япония, Турция, Германия и Египет. В нашем регионе самый лучший результат у Узбекистана – 48 место, за ним идет Казахстан – 55 место, Туркменистан на 86 позиции, Кыргызстан – на 108-й. И замыкает список Таджикистан - эта республика заняла 122 место в списке из 133 стран мира.
Человеческие ресурсы
Первый параметр, который оценивают исследователи Global Firepower Index – это человеческие ресурсы. Количество военнообязанных в странах авторы рейтинга приводят в сравнении с общим числом населения страны. В нашем регионе самое большое население в Узбекистане, а количество военных больше всего в Казахстане.Военно-воздушные силы
Важным критерием для составления своего рейтинга авторы Global Firepower Index называют оценку военно-воздушных сил. Они приводят количество всех самолетов (истребителей, бомбардировщиков), которыми располагает страна, а также число военных воздушных кораблей и военных вертолетов. Увы, Кыргызстану и Таджикистану толком нечем похвастаться: в этих республиках нет ни истребитлей, ни бомбардировщиков.
Листайте наименование техникиВооружение сухопутных войск
Оценивали исследователи и вооружение сухопутных войск: танки, бронированные машины и различные виды артиллерии. Самое большое количество танков в Центральной Азии у Туркменистана (712 единиц), меньшее у Таджикистана – всего 37 танков.
Листайте наименование техники
Финансы
И куда же без финансов? Одними из главных показателей финансовой состоятельности стран авторы рейтинга взяли общие годовые расходы на оборону, а также общий внешний долг. Больше всего на свою оборону в Центральной Азии тратит Казахстан – $2,4 млрд., меньше всех Узбекистан – $70 млн.
Главное фото: tengrinews.kz
7 мая в Казахстане отмечают День защитника Отечества, а национальная армия празднует очередную дату своего рождения, отсчет которой ведется с 1992 года. Чем казахстанские вооруженные силы отличаются от подразделений Минобороны стран-соседей по Центральной Азии, и в чем они схожи? Какие у нас общие задачи, и что будет происходить в случае возникновения военной угрозы?
“Открытая Азия онлайн” поговорила об этом с кандидатом военных наук, полковником запаса, бывшим сотрудником Министерства обороны, а ныне преподавателем Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Альбертом Мухаметовым.
1. Численный состав армии
По мировой практике, численность Вооруженных сил составляет в среднем 1% от всего населения той или иной страны. Фактические данные последнего десятилетия указывают на то, что все пять стран региона не дотягивают до этой цифры почти наполовину, - говорит Альберт Мухаметов. - К примеру, если в Казахстане на 1 декабря 2016 проживает 17,7 млн человек, то численность армии должна бы составить порядка 170 тыс. чел. В реальности это не более 80 тысяч. То же самое можно сказать и о других центральноазиатских государствах. В Узбекистане при населении в 26 млн человек на военной службе в армии - 65 тысяч человек. В Туркменистане при населении более чем в 5 млн человек воинскую службу несут 22 тысячи человек. В Кыргызстане на 5 млн человек - не более 17 500 военнослужащих. В Таджикистане на 8 млн населения военнослужащих около 15 тысяч. Это говорит о том, что ни одно государство Центральной Азии не рассматривает себя как агрессора, а своих соседей как противников. Все проводят миролюбивую политику. Система подготовки военнослужащих почти во всех странах одинаковая.
Призыв в армию во всех республиках Центральной Азии осуществляется, как и прежде, два раза в год. Кроме Узбекистана. Там условия прохождения службы были сильно изменены. В 2003 году срок служения сократился с 18 до 12 месяцев, а с 2008 года призыв на срочную военную службу стал осуществляться раз в год - весной. В Кыргызстане в 2015 году заговорили о внедрении так называемой краткосрочной службы стоимостью 60 тыс. сомов ($870) и длительностью в 40 дней, однако пока это дело практически не начато.
2. Военный бюджет и вооружение
Сказать - сильная армия или нет, сложно, пока ты не увидишь ее в действии, - продолжает Альберт Мухаметов. - К счастью, проверить этот постулат в масштабном военном конфликте пока не приходилось. Поэтому оценивать силу и мощь армии любой страны можно по бюджету, который в стране выделяют на оборону, по фактической численности армии, по наличию и количеству новых образцов техники, по возможностям военной промышленности, то есть по критериям, по которым можно оценивать военный потенциал государства. Этот потенциал у всех центральноазиатских стран различен.
Что касается военных бюджетов, то на сегодня самым крупным оборонным бюджетом в абсолютном исчислении обладает Казахстан. Уровень затрат на оборону в 1% от ВВП закреплен в казахстанской Военной доктрине.
Военные бюджеты стран ЦА
Качество подготовки военнослужащих достаточно высокое в каждой из стран. Но военно-техническое оборудование у всех разное. В казахстанской армии на вооружении - авиационный комплекс МиГ-31, Су-27, МиГ-29. В 2015 году были закуплены новейшие самолеты поколения «4++» Су-30, которые были продемонстрированы на военном параде. Казахстан обладает передовыми комплексами противовоздушной обороны, такими как С-300. И МиГ-31, и С-300 способны действовать в системе противоракетной обороны. Авиапарк Казахстана пополняется не только боевыми самолетами, но военно-транспортной авиацией типа С-295 европейского авиационного концерна Airbus. В Астане налажено производство вертолетов "Еврокоптер ЕС-145". Парк бронетанковой техники составляют танки Т-72Б с управляемым ракетным оружием, современные боевые машины пехоты БМП-2, закупаются новые образцы, такие как БТР-82, БТР-80а, боевая разведывательная машина “Кобра” казахстанско-турецкого производства. Военно-морским силам тоже есть, чем гордиться: по Каспию ходят боевые корабли казахстанской постройки.
Хорошим потенциалом военной техники обладает Узбекистан. Но какую технику он закупает - вопрос, покрытый вуалью неопределенности. По данным российских СМИ, особый акцент в Узбекистане делается на закупку средств противовоздушной обороны и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи. США в 2015 году завершили передачу Узбекистану более 300 крупногабаритных бронемашин с усиленной противоминной защитой, 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин и 20 полноприводных автомобилей MAN для подразделений пограничных войск. Южная Корея сообщала о договоренностях с Узбекистаном по продаже ему 12 учебных сверхзвуковых самолетов Т-50 Golden Eagle стоимостью 400 млн долл. Но узбекистанская сторона никак не комментировала эти события, поэтому оценивать позиции здесь достаточно сложно.
Что касается Кыргызстана, то в свое время ему военную помощь оказывал и Казахстан. Таджикистан усиливает свою военную мощь с помощью Российской Федерации, частично техника и вооружение поставляются в армию из дислоцированной в стране 201-й российской военной базы.
Согласно данным IISS The Military Balance, в 2012 году в таджикской армии насчитывалось 30 танков Т-72 и 7 танков Т-62, 8 машин боевой пехоты БМП-1 и 15 машин БМП-2, а также 23 бронетранспортера различных модификаций. Об этом писал сайт "Азия плюс". В распоряжении таджикской армии имеются три установки реактивного залпового огня БМ-21 Град, а также по десять установок артиллерийских систем ПМ-38 и 122-миллиметровых гаубиц Д-30. В системе ПВО таджикская армия имеет на вооружении зенитно-ракетные комплексы - советские «Стрела-2», ЗРК малой дальности С-125 и американские «Стингеры» FIM-92. Также у них есть 21 самоходный зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-75.
С авиацией - слабо: 4 боевых вертолета Ми-24 (еще 8 числятся на консервации) и 13 транспортных «вертушек» Ми-8 и Ми-17. До недавнего времени считалось, что ВВС Таджикистана не имеют боевых самолётов, но в параде в честь 20-й годовщины независимости Таджикистана в Душанбе в 2011 году приняли участие три учебно-боевых самолета Л-39 и два стратегических бомбардировщика Ту-95.
3. Международные договоры, организации и программы
Ни одна страна в мире не может достичь успеха в обороне в одиночку. Это касается как крупных игроков, так и более мелких, - продолжает знакомить нас с различиями армий Центральной Азии Альберт Мухаметов. - Даже такие сильные в экономическом плане страны, как США, Великобритания, Германия, КНР, Россия, не могут гарантированно нейтрализовать все угрозы безопасности. В Военной Доктрине Казахстана 2007 года указывалось, что государство не рассматривает свое участие в конфликте высокой интенсивности, а в Доктрине 2011 года говорится, что если такой конфликт произойдет, то Казахстаном будут задействоваться коалиционные возможности. Три страны региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности (). Узбекистан вышел из её состава в 2012 году “из-за опасений, что силы организации могут быть использованы для урегулирования внутренних конфликтов”. Независимую политику ведет Туркменистан. Другими международными организациями, связывающими и страны Центральной Азии, являются, прежде всего, ООН, СВМДА, . В последнюю входят Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Результатом работы стало подписание соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Участие в таких организациях, обсуждение проблем на площадках высокого уровня, безусловно, благотворно отражаются на обеспечении безопасности государств Центральной Азии.
Следите за нашими новостями на
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты