Армения примет полноценное участие в интеграционных процессах таможенного союза. Ереван пошел по пути киева, но его остановили
Таможенный союз действует на основании Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.
Создание Таможенного союза, как написано в Преамбуле Договора, отражает необходимость координации подходов входящих в него государств при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Данная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.
Участниками Таможенного союза на данный момент являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Однако, Таможенный союз открыт для присоединения к нему любого государства. Такая возможность прямо предусмотрена в ст. 63 Договора.
В настоящее время о возможности вступить в Таможенный союз и присоединиться к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. заявила Армения.
Как отмечают эксперты (информация сайта www.vesti.ru) «Армения готова вступить в Таможенный союз, даже не имея общих границ с его участниками. Товарооборот Армении с Россией составляет чуть больше миллиарда долларов в год. Цифра почти незаметная на фоне других участников союза. Товарооборот России и Казахстана – 24 миллиарда долларов. С Белоруссией - в два раза больше. Особой экономической выгоды от вступления в Таможенный союз Армения не получит…
Скорее, решение Еревана - это политическая победа России в создании общего евразийского пространства, особенно на фоне натянутых отношений с Украиной и Белоруссией.
Причиной вступления Армении в Таможенный союз эксперты сайта www.vesti.ru называют так же стоимость энергоносителей. Весной 2013 г. «пришла новость о повышении цены на газ для Армении со 189 до 270 долларов за тысячу кубометров.
Участникам Таможенного союза Россия продает газ по 150 долларов.
Но есть и другие причины для сближения с Россией и Белоруссией. "Это вопрос безопасности. Дело в том, что Армения граничит на западе с Турцией, с которой ее связывают давние противоречия. А на востоке - граница с Азербайджаном, где не урегулирован конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Армения заинтересована в сотрудничестве с Россией с точки зрения политики", - отмечает Станислав Савинов».
По информации экспертов сайта www.vedomosti.ru «Экономическая выгода Армении, перед которой, как перед Казахстаном, не стояла проблема китайского ширпотреба, будет в том, что российские предприятия начнут, наконец, модернизацию принадлежащих им в стране предприятий, теперь ее будут политически мотивировать….
Всего, по данным В.В.Путина, в Армении работают около 1300 российских компаний. О первом проекте В.В.Путин объявил вчера в присутствии Саргсяна: РЖД готова инвестировать вармянскую железную дорогу около 15 млрд. руб. Серьезной оппозиции это решение в армянском обществе не встретит, там, наоборот, сетуют на недостаточное присутствие России…».
Основанием для присоединения к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. согласно ст. 63, является:
- признание новым участником принципов Договора;
- готовность принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.
Поскольку Таможенный союз направлен на формирование Единого экономического пространства, оно предполагает, что на территории присоединяющейся Стороны будут функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, будет существовать единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно - кредитная, валютно - финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Общий принцип присоединения к Договору установлен в ст. 63. Он состоит в том, что заинтересованная Сторона направляет соответствующую просьбу в Межгосударственный Совет через депозитария.
Примечание
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества является высшим органом Евразийского экономического сообщества и действует в соответствии с Положением о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества, утв. Решением № 3 от 31 мая 2001 г.
Депозитарием принимаемых Межгоссоветом документов и решений является Интеграционный Комитет.
Конкретные условия присоединения к Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного Совета.
Западные СМИ опасаются за ядерное оружие США в Турции Ряд западных журналистов обратил внимание на то, что американское ядерное оружие, расположенное на военной базе Инджирлик, которую используют ВВС США и Турции, может попасть не в те руки.Внимание западной прессы приковано сегодня к событиям в Турции, где введено чрезвычайное положение. Официальный Запад не только скорбит по неудавшемуся госперевороту в этой стране, но и справедливо озабочен судьбой ядерного арсенала, расположенного на базе ВВС НАТО в Инджирлике. Однако в тени остаются события в соседней Армении, в которой ситуация грозится .
С моей точки зрения, армянский мятеж — своего рода компенсация Запада (спецслужбы которого, я уверен, стоят как за попыткой мятежа в Турции, так и за операцией по захвату заложников в Армении) неудачи в Анкаре.
Так что не случайно сегодня западные политики не замечают особо действия террористов в Ереване, ожидая, как я полагаю, выгодной для себя развязки в этой стране.
"Армения попала в капкан", — отмечает издание "Sputnikаrmeniya.ru ". В капкан, добавлю, устроенный властям этой страны современными данайцами. Армянское общество, увы, пока не готово к жестким мерам противодействия тем хитро закрученным провокациям, которые раз за разом преподносят Еревану эмиссары от различных евро-американских структур, действующих в связке с отдельными представителями армянской диаспоры в Европе и США.
Данайская технология на марше
Все знают, что в отношении населения стран, "приглянувшихся" Западу, используется одна и та же технология "цветной революции", когда посредством стимулируемых извне антиправительственных сил, активное меньшинство, маскирующееся под народное большинство, поднимается на борьбу с "коррумпированной" властью.
Но как-то особо не обсуждается, что по отношению к туземным элитам западный колонизатор всегда использует один и тот же данайский способ — так задобрить ничего не стоящими подарками вождей местных племен, чтобы напрочь отбить у них инстинкт самосохранения.
Эсминец ВМС США вошел в Черное море для участия в учениях с Украиной Двусторонние учения Sea Breeze-2016 должны были начаться 18 июля, но из-за неготовности украинской стороны морская часть учений была отложена на неопределенный срок.По отношению к постсоветским туземцам, в силу их чрезвычайной развращенности благами советской патерналистской системы, Запад использовал минимум подарков и максимум обещаний. Той же Украине достаточно было пообещать статус европейской державы, как 40-миллионная страна, обладающая мощнейшим научно-техническим и культурным потенциалом (превосходящим по своему уровню большинство европейских стран), не просто рухнула к ногам евро-американской империи, но поклялась дядюшке Сэму принести ему на блюдце голову главного врага Госдепа (и своего старшего брата) — России.
Чтобы завоевать постсоветское пространство без единого выстрела, евро-американская империя соорудила глобального троянского коня — проект "Восточное партнерство", который и был подарен постсоветским элитам как средство "оцивилизовывания" этих элит.
Только сейчас кое-кто (часть Украины, к примеру) начинает догадываться, что названный проект был запущен не для раздачи его участникам подарков и преференций, но для раздачи чего-то принципиально иного.
Россия - НАТО: говорить с дееспособными, успокаивать слабых В российских интересах, чтобы дееспособные страны НАТО продолжали оставаться прагматиками, а слабые постепенно отходили от антироссийских фобий, считает Андрей Сушенцов.Украина получила от данайцев войну, разруху, миллиардные долги и тотальное мародерство. Грузия — войну и колониальную зависимость. Молдова — нищету и десуверенизацию. Киргизия — несколько разрушительных и бессмысленных госпереворотов. И даже Казахстан, который всегда придерживался многовекторной политики, получил от Запада удар под дых в виде поддержки им несистемной оппозиции.
Сегодня троянский конь "партнерства" с Европой забрасывается в Белоруссию, Азербайджан и особенно в Армению. Ведь Армения — член ОДКБ и ближайший союзник России в Закавказье.
Армяне должны понять, кто их враг, а кто друг
Вспомним, что происходило в Армении и вокруг неё в последние три с половиной месяца — сразу же после того, как 1 апреля этого года на границе с Азербайджаном вспыхнули бои.
В начале апреля Еревану показали, что Азербайджан готов к войне, что его поддерживают такие силы, как Турция, ИГ (запрещенная в России группировка) НАТО и США, а значит, соглашение по Нагорному Карабаху может быть пересмотрено силовым путем.
© Ruptly
Россия предотвратила возможное перерастание приграничного конфликта в полномасштабную войну. Однако Запад развязал на армянском направлении информационные атаки, в результате чего ему удалось убедить часть армянского общества, что Россия-де не способна защитить Армению в случае начала войны с Азербайджаном, а значит, нужно дружить не со "слабой" Россией, а с "сильным" Западом.
Бундестаг признал геноцидом преступления против армян в 1915 году Резолюцию одобрило большинство депутатов, один парламентарий проголосовал против, еще один воздержался. В преддверии голосования в Турции заявили, что признание геноцида осложнит отношения двух стран.В Армению были направлены не только деньги на поддержку прозападных НКО и западных журналистов, но и разного рода военспецы. Так, 26 мая Армению посетила представительная делегация военных и дипломатов США во главе с самим командующим сухопутными силами США в Европе . А в начале июня чуть ли не целующаяся с Эрдоганом Германия в лице своего бундестага внезапно признала геноцид армян 1915 года.
Понятно, что такое серьезное решение, после которого, кстати, и закончилась дружба Турции с Германией, не могло быть принято без подсказки Госдепа. Однако многие армянские политики приняли решение бундестага за чистую монету (за разворот в сторону Армении), не понимая, что Запад этим решением подтолкнул Ереван в пасть удава НАТО.
Затем, уже в конце июня, в Армению прибыл папа римский Франциск I. Официально (кто бы сомневался?) — почтить память геноцида армян. А неофициально?
Наконец, в начале июля президент Армении Серж Саргсян был приглашен на саммит НАТО в Варшаву.
Должен ли он был отказать папе римскому в визите? Вряд ли. Но Ереван, как я считаю, должен был понять, что визит папы, как и решение бундестага, — это "дары", за которыми неизбежно последует расплата. Так что приглашение в Варшаву было уже ультиматумом, хотя и в традиционной для Европы данайской форме. И потому от участия в саммите НАТО Ереван должен был отказаться — предвидя, что Армению готовятся принести в жертву.
Армении нужно выбираться из капкана
Переворот в Турции (крупнейшей стране НАТО) начался через три дня после саммита альянса. И практически одновременно с ним начался мятеж в Армении.
Армении повезло, что турецкий мятеж провалился. В противном случае антиправительственные силы захватили бы в Ереване не только полицейский участок.
У меня нет сомнений в том, что перевороты в Армении и Турции планировались в единой схеме. Не случайно захватившие заложников террористы из "Учредительного парламента" не выдвинули каких-либо требований, кроме тех, что были заготовлены для переворота: Саргсяна в отставку, Сефиляна — на свободу.
Впрочем, главная проблема Армении не в том, что в ней нашлась группа националистов, готовых пожертвовать своей страной ради денег от кураторов из-за океана. Она в том, что им верит часть населения, и число таких верующих, как правило, резко возрастает, если власть не проявляет решительности и не предлагает обществу ясной перспективы.
Ереванская полиция разогнала толпу и арестовала лидеров несистемной оппозиции. Однако этого недостаточно для оздоровления обстановки в стране. В армянском обществе сегодня немало представителей данайцев, днем требующих примирения, а ночью забрасывающих камнями полицию.
Власти Армении обещают сделать все для разрешения ситуации в Ереване В минувшее воскресенье группа неизвестных проникла на территорию патрульно-постового полка полиции Армении и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей.Вот и чиновники ЕС, сразу же после того, как были арестованы зачинщики беспорядков, призвали власти и оппозицию воздержаться от насилия.
Понятно, что призыв этот адресован к власти, а не к террористам. В противном случае чиновники ЕС должны были осудить захват заложников в Ереване и потребовать от террористов их освобождения — чего чиновники ЕС не делают, показывая тем самым, на чьей они стороне.
Таким образом, власть в Армении сегодня должна делать прямо противоположное тому, к чему призывают данайцы из ЕС. Пора прекратить вестись на болтовню о "демократии", под которой Запад понимает исключительно свои собственные интересы.
В Армении опровергли информацию СМИ о возможной отставке правительства Ранее ряд армянских СМИ сообщили, что власти Армении обсуждают возможность отправить в отставку правительство на фоне событий с захватом заложников в здании полиции.Полагаю, что армянские власти должны не только подавить бунт, но и осуществить в стране кадровую чистку. А армянские элиты должны понять, что действия западных политиков — в какие бы красивые обертки и льстивые слова они не рядились — всегда будут направлены против суверенитета этой страны.
Пора прекратить играть с Западом в его игры. Пора начинать жить своим умом и собственными интересами.
Самое непримиримое противостояние происходит, безусловно, между западным миром во главе с США и Россией, которая пытается восстановить утраченные в конце прошлого века позиции. Политологи давно окрестили эту конфронтацию новой «холодной войной», признавая при этом, что ситуация складывается еще более рискованная.
НАТО – это НАДО
Ведущие институты Запада, включая и НАТО, являются главными геополитическими оппонентами России. А главная задача политики Путина, нацеленной на восстановление Россией былого могущества, состоит в том, чтобы держать НАТО как можно дальше от своих границ.
И Россия на сегодня добилась неплохих результатов. Во всяком случае, начавшаяся в конце прошлого века стремительная экспансия НАТО на восток, подразумевавшая вхождение в блок нескольких постсоветских стран и окружение России своими базами, приостановлена.
Но НАТО не сдается, объявляет одним из своих приоритетов республики Южного Кавказа и уже добился значительного продвижения в Грузии. Кульминацией закрепления блока в этой стране стала середина 2000-х, когда грузинский президент Михаил Саакашвили официально обратился в альянс с просьбой принять Грузию в НАТО.
Россия, естественно, не могла спокойно наблюдать, как вслед за Прибалтикой НАТО пытается установить контроль над всем Южным Кавказом, и августовская война 2008 года вынудила Грузию отложить свои планы по членству в НАТО.
Что касается Азербайджана, который изначально не ставил перед собой цель вступления в Североатлантический блок и оставался верен своему внешнеполитическому курсу неприсоединения, то он, напротив, стал ограничивать свои контакты с альянсом с учетом геополитических перемен в регионе.
Армения же, являясь по сути форпостом России в регионе, вообще не могла рассчитывать на сотрудничество с НАТО, и все ее контакты носили лишь формальный характер.
Но все начало меняться
Форпост России на Южном Кавказе неожиданно свернул на прозападный курс и стал сближаться с НАТО и Евросоюзом. Haqqin.az уже сообщал, что осенью этого года Армения готовится подписать соглашение о расширенном сотрудничестве с Евросоюзом. И это несмотря на попытки ЕС расширить экономические и политические связи с постсоветскими странами, вызывающие не меньшее раздражение России, чем приближение к ее границам НАТО. Правда, по последней информации разных источников, сближение Армении с Евросоюзом проходит в согласованной с Россией форме, но серьезных доказательств этому нет.
В любом случае шаги Армении в сторону ЕС и с НАТО, учитывая ее вассальное по отношению к России положение, вызывают немалое удивление мировой общественности. И дело зашло так далеко, что политические круги в Ереване и представители НАТО всерьез говорят о возможностях вступления Армении в военный альянс. А ведь недавно, даже когда позиции Запада в регионе были более устойчивы, в Ереване и мечтать не могли о подобном. А сейчас Армения пытается позиционировать себя главным партнером НАТО в регионе и активно участвует в программах блока. Достаточно взглянуть на хронику событий последних нескольких месяцев и даже недель.
Хроника необъявленной Арменией войны России
Военные из Армении приняли участие в учениях НАТО Saber Guardian, которые проходили в Румынии с 11 по 20 июля. Это самые крупные учения НАТО из состоявшихся в 2017 году.
В первой декаде августа в Грузии стартуют учения НАТО под названием Noble Рartner. За маневрами будет лично наблюдать вице-президент США Майкл Пенс. И Армения решила отправить туда довольно внушительный военный контингент.
А в сентябре в Германии стартуют учения Combined Resolve IX, где плечом к плечу с натовскими военными будут условно воевать 112 военнослужащих из Армении. Стоит отметить, что Азербайджана на этих учениях не будет.
Саргсян на встрече с Джеймсом Аппатураем
Армения планирует расширять свое сотрудничество с НАТО и в 2018 году, приняв участие как минимум в четырех учениях.
Заметно участились и дипломатические контакты между НАТО и Арменией. В прошлом месяце спецпредставитель блока по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай был с визитом в Ереване. Его встречали на самом высоком уровне, включая президента Армении Сержа Саргсяна, спикера парламента Ара Баблояна и руководства Минобороны.
На всех встречах обсуждался один вопрос – расширение сотрудничества Армении с НАТО, а президент Саргсян даже пригласил в Ереван генсека альянса. В то же время министр обороны Армении Виген Саргсян заверил высокопоставленного гостя в том, что его страна намерена увеличить свой контингент в Афганистане, где осуществляется миссия блока.
Там же, в Ереване, Джеймс Аппатурай пообещал, что НАТО будет разрабатывать «новые программы, представляющие интерес для Армении». Это интригующее заявление Аппатурая вызвало серьезный ажиотаж в экспертных кругах Армении.
Представитель НАТО счел нужным приветствовать соглашение, которое Армения должна подписать в сентябре с Евросоюзом, отметив, что «Запад хочет сблизиться с Арменией».
А на днях спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в то же время глава офиса альянса в Тбилиси Уильям Лахью и вовсе заговорил о возможном членстве Армении в НАТО. Дипломат в открытой форме признался, что в НАТО не оставили своих планов по расширению на восток, и если Армения примет решение вступить в Североатлантический союз, это увеличит возможности сотрудничества.
«Армения должна сама выбрать, насколько может расширить сотрудничество с альянсом», – добавил дипломат.
Уильям Лахью
Официальной реакции России на происходящие события пока не было, но нетрудно догадаться, какое замешательство все это вызвало в Кремле. Еще бы, ведь гипотетическое вступление Армении в НАТО подразумевает приостановку членства этой страны в ОДКБ и вывод с ее территории российских военных баз.
Тем временем Уильям Лахью, подливая масла в огонь, делает заявление за заявлением, способные вконец разозлить Россию. По его словам, отношения НАТО с Арменией находятся на «очень высоком уровне» и дальнейшее их развитие требует «серьезного политического решения». Если верить словам дипломата, то политическое руководство Армении стоит перед выбором: отвернуться от России и выбрать Запад или оставить все как есть.
«Армения – суверенное государство и само принимает решение, как ей строить отношения с соседними странами», – сказал дипломат.
Надо сказать, что это совершенно новый политический ход НАТО, потому что до сих пор отношения с Россией и Ираном, а также неурегулированныйкарабах ский конфликт были одним из основных факторов, определяющих сотрудничество альянса со странами региона.
Другой высокопоставленный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, чтобы подтолкнуть Армению к сотрудничеству, заметил, что членство в ОДКБ не является препятствием для этого. «Армения может быть членом ОДКБ и одновременно быть надежным партнером НАТО», – сказал Аппатурай журналистам в Ереване.
29 июня министр обороны Армении Виген Саргсян отправился на переговоры с НАТО в Брюссель и принял участие в совещании министров обороны стран-участниц миссии альянса в Афганистане. Министерство обороны Азербайджана принимало участие в совещании на менее высоком уровне.
После совещания В.Саргсян встретился с заместителем генсека НАТО Роуз Геттемюллер и обсудил вопросы расширения сотрудничества и перевод вооруженных сил Армении на натовские стандарты.
Другую встречу министр обороны Армении провел с руководителем военного комитета Евросоюза генералом Михаилом Костанакосом, обсудив возможности военного сотрудничества между Арменией и Евросоюзом.
Виген Саркисян на встрече с руководством НАТО
Свой вклад в укрепление контактов с НАТО вносят и гражданские институты Армении, все чаще присоединяющиеся к различным программам блока.
К примеру, в середине прошлого месяца при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и Североатлантического блока для журналистов в Армении был организован семинар на тему «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развитие в регионе». Принимавший в нем участие высокопоставленный представитель Минобороны Армении Мгер Исраэлян назвал отношения между Арменией и НАТО «стратегическими» и отметил, что они будут и впредь углубляться.
Ничем, кроме как бунтом вассала против своего хозяина, эти события не назовешь. Рассчитала ли Армения возможные последствия своего самовольства и реакцию России?
Вконтакте
Одноклассники
Предстоящее подписание соглашения об ассоциации между Арменией и ЕС больше не тревожит РФ, сообщает эксперт Ирина Алкснис.
Болезненные для Москвы пункты, которые стали главным камнем преткновения в 2013 году, исключены, полагает аналитик Ирина Алкснис.
В ноябре 2013 года во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе должно было состояться подписание Соглашения об ассоциации Республики Армения с Европейским союзом. Но в начале сентября того года состоялись визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву и его встреча с главой российского государства, после чего армянский лидер сказал о выборе в пользу Евразийского экономического союза, а тема соглашения с ЕС была закрыта.
Через 4 года ситуация повторяется (вплоть до крайней схожести событийного ряда), но результат на этот раз будет, вероятнее всего, совершенно иным.
Спустя неделю, 24 ноября 2017 года, на брюссельском саммите Восточного партнерства прогнозируется подписание соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении и ЕС. Недавно, 15 ноября, состоялся визит Сержа Саргсяна в Москву. Публичная сторона визита была подчеркнуто сосредоточена на гуманитарно-культурной сфере, а основным событием стала передача Владимиром Путиным своему армянскому коллеге акварели Врубеля, которая была похищена более двух десятилетий назад и найдена.
Это дает серьезные основания полагать, что на этот раз во время заключения нового соглашения Армении с ЕС не возникнет препятствий, и через несколько дней оно будет благополучно подписано в Брюсселе. В свою очередь, это заставляет попытаться понять причины случившегося - очень кардинального - изменения.
Хотя текст соглашения был опубликован менее месяца назад и представляет собой более чем 350-страничный документ, специалисты уже достаточно давно говорили о том, что вероятнее всего новое соглашение не вызовет возражений Москвы и будет подписано. Причем по очень простой причине: инсайдеры отмечали, что из текста убрали положения, которые категорически не устраивали Россию и могли поставить под сомнение ее позиции в Армении.
Главным камнем преткновения на тот момент, в 2013 году, был предполагавшийся режим свободной торговли между Арменией и Евросоюзом. То есть тот же пункт, что вызвал разногласия с Москвой в договоре об Ассоциации Украины с ЕС, так как делал Таможенный союз уязвимым для европейской торговой экспансии.
В новой же версии соглашения этот и другие болезненные для Москвы пункты отсутствуют.
Говорит ли это о том, что проект соглашения носит абсолютно бесконфликтный характер и не имеет никаких подводных камней? Нет. На поверхности находится как минимум одна тема, которая может стать предметом будущих конфликтных ситуаций.
Европа настаивает на небезопасности станции, а также ее закрытии, а в качестве замены предлагает Армении развивать альтернативную энергетику. Данному вопросу посвящен целый раздел в тексте соглашения.
Срок эксплуатации единственного работающего энергоблока (второй был остановлен в результате землетрясения в Спитаке в 1988 году) продлен правительством Армении до 2026 года. При этом, учитывая, что АЭС является важным российско-армянским проектом, а в целом атомно-энергетическая экспансия выступает значимым приоритетом для Москвы, именно Россия выделила на данные цели государственный экспортный кредит (270 млн. долларов) и грант (30 млн. долларов).
Теоретически Москву должны были бы обеспокоить положения соглашения об ориентации на закрытие Мецаморской АЭС. НО в реальности этого не произошло.
Причины такого положения вещей видятся очень понятными.
Суть в том, что Мецаморская АЭС обеспечивает чуть ли не половину (до 45%) потребностей Армении в электроэнергии. При этом, в отличие от других постсоветских стран, Армения не понаслышке знает о том, что такое энергодефицит. В начале 1990-х годов стране пришлось пережить несколько кошмарно тяжелых лет в состоянии почти тотальной энергетической блокады, из-за чего население Армении жило фактически без отопления зимой и без электричества круглый год.
По этой причине очень сомнительно, что власти и общество Армении окажутся столь же наивными, как, например, Литва, отказавшаяся от собственной атомной энергогенерации и закрывшая Игналинскую АЭС ради светлого европейского будущего.
Это проблема прежде всего для самой Армении в плане отношений с Европой, а не для России.
Есть и еще одна потенциально конфликтная тема, связанная с заключаемым соглашением, однако она снова-таки касается прежде всего самой Армении. Имеется ввиду приближение армянского законодательства к европейскому. Уже сейчас на повестке дня находится закон о домашнем насилии, который вызвал очень бурную негативную реакцию в обществе.
Учитывая очень либерально-политкорректный курс современной Европы, в приверженном традиционным ценностям обществе Армении закономерно появляются вопросы: а какие еще законы будет навязывать Еревану Брюссель после подписания соглашения?
Однако и это тоже проблема не России, а Армении как суверенной страны и ее отношений с ЕС.
Возможно, именно здесь нужно искать ответ, объясняющий благодушную позицию России в данной ситуации.
Москва последние годы все время отмечает, что она, в отличие от США, просто отдающих приказы своим вассалам-сателлитам, никого из своих партнеров и союзников ни к чему не принуждает. Первые лица российского государства постоянно говорят, что Россия уважает чужой суверенитет и не вмешивается в чужие внутренние дела. Другое дело, что Россия имеет право защищать свои интересы и применяет для этого имеющиеся у неё инструменты.
В 2013 году Россия в ситуации прямой и очень серьезной угрозы своим национальным интересам убедила армянское руководство поменять свою позицию. Можно только предполагать, какие конкретно аргументы выдвинул на тот момент Кремль.
Однако теперь, когда наиболее острые вопросы сняты, Армения может действовать по собственному разумению и желанию.
Стоит отметить, что этой свободой действий обладает страна, которая критически зависит от России в ключевых сферах, - от экономики и энергетики до обороны и безопасности. Америка, как показывает практика, не церемонится в куда менее однозначных случаях.
Россия уважает и принимает желание Армении сохранить многовекторность ее внешней политики. Вместе с тем, армянскому государству нужно будет справляться с вызовами, которые влечет за собой такой подход.
Ситуация тем более любопытная, так как относительно недавние оптимистичные иллюзии большинства младоевропейцев уже рассеялись, зато стали очевидными очень непростые реалии современной Европы и стремящихся влиться в нее стран:
Неоколониалистский характер Европы разных скоростей;
- навязывание актуальных радикально-либеральных установок не готовым к этому традиционным обществам;
- кризисные явления в самом ЕС и усиливающаяся оппозиция Брюсселю внутри Евросоюза со стороны некоторых «ренегатов» (Польша, Венгрия);
- готовность Брюсселя в любой момент сдать назад и лишить предоставленных привилегий (достаточно вспомнить висящий на волоске безвизовый режим с Грузией)
- и т.д. и т.п.
В общем, Армения готова открыть новую страницу отношений с Европой в очень непростой для той период с непонятным исходом. Однако, как было сказано выше, это не проблема России.
С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.
При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:
- достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
- доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
- приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внутренний рынок;
- решение проблемы транспортного тупика Армении;
- решение стратегических задач в энергетике.
Эффект роста ВВП
В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп роста капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).
Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.
Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.
Транспорт
Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:
- создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
- создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
- станет фактором, притягивающим Армению и Грузию к ТС;
- станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.
Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».
Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.
Энергетика
Логика развития энергетической отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить технические возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.
Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:
- строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
- строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
- инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
- строительство новых гидроэлектростанций;
- строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.
Миграция
Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства республики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объема трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствиями для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоустройства, финансовые, языковые проблемы.
Таможенные тарифы
Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.
Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.
Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономические позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.
ПИИ России в Армению
Компания-инвестор |
Объект инвестирования |
Год начала проекта |
Стоимость на конец 2012 г., млн долл. |
«Газпром» |
5-й блок Разданской ТЭС | ||
Интер РАО ЕЭС |
100% ЗАО «Электрические сети Армении» | ||
Интер РАО ЕЭС |
100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока) | ||
80% ЗАО «К-Телеком» | |||
«ВымпелКом» |
100% ЗАО «Арментел» | ||
«Газпром» |
80% в «АрмРосгазпром» | ||
100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» | |||
«Тройка Диалог» |
ЗАО «Америабанк» | ||
«Прометей Сити», |
|
|
|
«Закнефтегазстрой» |
|
|
|
Группа ВТБ |
100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» | ||
Газпромбанк |
100% ЗАО «Арэксимбанк» | ||
100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ» |
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты