10 грехов по библии. Духовное · Сердце
10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов в Православии на русском
10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов в Православии на русском языке читать, что такое, как покаяться, как исправить грехи. Полный список 10 заповедей и пояснение
Список
Разница между заповедями и грехами
Заповеди Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.
Смертных семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех - это невыполнение определенного запрета.
Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).
Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.
10 заповедей Божиих на русском языке, в оригинале из Библии, можно пояснить следующим образом:
Три первые заповеди рассказывают нам, как относиться к Богу: поклоняться только Ему, не верить в богов иных религий, языческих богов, не поклоняться темным и неизвестным духам. Не делать кумиров, то есть не поклоняться как Богу ничему земному. Не призывать Имя Божие просто в разговоре, не нарушать клятвы перед лицом Божиим:
1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2. Не делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им…
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Четвертая заповедь призывает отдавать часть времени служению Богу и ближнему, работать с усердием, старанием. Не лениться, но и не предаваться разгулу, веселью с забвением других и излишествами.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…
Пятая заповедь - относиться с уважением, заботиться материально и душевно о родителях, давать им любовь и поддержку, хотя бы молиться о них Богу, если у вас сложные отношения.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Шестая заповедь запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Самоубийство - также страшный грех; мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими - жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.
6. Не убивай.
Седьмая заповедь запрещает половые отношения вне брака. Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека.
7. Не прелюбодействуй.
Восьмой заповедью Господь наставляет нас, что нельзя не только брать чужого имущества, но, что важно для современного мира, обсчитывать и «обвешивать», совершать мошеннические сделки, брать взятки.
8. Не кради.
Девятая заповедь запрещает любую ложь и обман. Зачастую люди, недавно пришедшие в церковь, спрашивают, нужно ли всегда на все вопросы говорить только правду. Разумеется, заповедь нужно исполнять разумно. Если вы храните чужой секрет или говорить правду неудобно - честно скажите, что не можете сейчас ответить на вопрос по ряду причин. И, конечно, эта заповедь запрещает клевету и интриги.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Десятой заповедью Бог благословляет нас радоваться тому, что есть у нас, не завидовать и не роптать на устроение своей жизни и жизни ближнего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.
Кроме 10 заповедей, Церковь называет 7 смертных пригрешений, частично указанных в Заповедях. Название «смертный» означает, что совершение этого преступления, а особенно привычка к нему - страсть (например, человек не просто вступил в половую связь вне семьи, а имел ее долгое время; не просто разгневался, а делает это регулярно и не борется с собой) ведет к смерти души, необратимому ее изменению. Это значит, что если человек не исповедует свои согрешения в земной жизни священнику в Таинстве Исповеди, они врастут в его душу, станут своеобразным духовным наркотиком. После смерти не столько Божие наказание, сколько сам человек вынужден будет отправить в ад - туда, куда ведут его дела.
Список 7 смертных грехов
- Гордыня;
- Завистливость;
- Гнев;
- Лень;
- Алчность (жадность, обожание денег);
- Чревоугодие (постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее);
- Блуд и прелюбодеяние (половые отношения до брака и измена в браке).
Зачастую можно услышать, что самый страшный грех - гордыня. Так говорят потому, что гордыня застилает глаза, нам кажется, что никаких пригрешений у нас нет, а если мы что-то и сделали - то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем повинны в очень многих согрешения даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя выполоть его из души, словно сорняки, исповедью.
Таинство Исповеди - очищение от всех ошибок и грехов
Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику - но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник - лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них - священникам, их преемникам, власть отпускать пригрешения: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать согрешения! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.
Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от согрешений. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.
Правила подготовки к исповеди: какие грехи на исповеди нужно называть
Подготовка к исповеди - это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:
Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов - голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде - это воровство, злоба и гнев, предательство.
Записывайте все согрешения, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.
Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются пригрешениями: роман или связь с замужней женщиной - прелюбодеяние, секс вне брака - блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь - обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.
Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги - «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.
Хорошая привычка - анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи - благодарите Бога и Его помощь за них.
Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.
Вот одна из покаянных молитв - исповедание согрешений ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:
«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».
Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее.
Покаяние - это:
- Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;
- Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств - неправедны и являются пргрешениями;
- Твердое намерение более не грешить, не повторять их, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;
- Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;
- Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.
Как проходит исповедь и что нужно делать на исповеди
Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.
В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) - кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.
На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).
Священник выйдет к месту исповеди - обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря - и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов - на случай, если вы забыли некоторые грехи - священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.
Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом - задайте его после перечисления грехов, до отпущения.
После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», - или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, - назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.
Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).
Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника - подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.
Таинство Причастия - благословение Божие и преображение человека
Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.
Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.
Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии - подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.
Да хранит вас Господь Своей благодатью!
Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.
10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .
Десять заповедей Божьих на русском языке.
Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?
Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:
… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()
Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.
10 заповедей – толкование заповедей.
- Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.
Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?
Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:
- атеизм;
- суеверия и эзотерика;
- многобожие;
- магия и колдовство,
- ложное толкование религии - секты и лжеучения
- Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.
Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.
- Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.
- Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.
- Не укради.
Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
Нарушением восьмой заповеди считается:
- присвоение чужой собственности,
- грабеж или кража,
- обман в делах, подкуп, взяточничество
- всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
- Не лжесвидетельствуй.
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
- Не пожелай ничего чужого.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.
Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.
Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.
Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.
Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.
Первая Божья заповедь была дана Адаму и Еве ещё в раю. Нарушив её, наши прародители лишились первозданных условий жизни и непосредственного общения с Творцом. Утратив Божью благодать, человеческое естество оказалось незащищённым и уязвимым грехом. Но Господь не оставил своё любимое творение на произвол судьбы, всячески оберегая человека и наставляя его на истинный путь .
Внутренний духовный закон , изначально заложенный Богом и контролируемый совестью , уже не мог оставаться для людей мощным сдерживающим фактором. Поэтому необходим был закон внешний, который бы координировал поступки людей и упорядочивал их образ жизни.
Как описывается в Ветхом Завете , Господь установил для человека ряд определённых требований, которые передал израильскому народу через пророка Моисея. Это произошло после освобождения евреев из египетского рабства по дороге в землю Ханаанскую у горы Синай.
Правила человеческой жизни или заповеди были начертаны Самим Господом на двух скрижалях (каменных досках). Такое разделение Закона Божия на две части неслучайно. Первые четыре пункта определяют обязанности человека по отношению к Богу, остальные шесть содержат указания, формирующие гармоничные отношения между людьми.
Всего заповедей Божьих 10 . Православие рассматривает их как жизненный ориентир и руководство ко спасению . Они заключаются в следующем:
- Поклоняться Единому Истинному Богу .
- Не создавать себе кумиров .
- Не произносить имя Господа Бога напрасно .
- Чтить выходной день недели: шесть дней трудиться, а седьмой посвящать Богу .
- Почитать отца и мать, что даст благополучие и долголетие в земной жизни .
- Не убивать .
- Не прелюбодействовать .
- Не красть .
- Не лжесвидетельствовать .
- Не завидовать .
Толкование десяти Божьих заповедей в православии
Раскрыть смысл и значение каждого пункта Закона Божия помогает изучение Священного Писания , апостольских трудов и святоотеческой литературы.
Первая заповедь
В ней Господь указывает на Самого Себя и повелевает человеку познавать и почитать только Его , а также стремиться к Нему как к Единому Истинному Богу. Следовательно, люди должны:
- Заниматься богопознанием: слушать поучения о Боге в церкви, читать Библию и творения святых отцов.
- Проявлять внутреннее почитание Бога: веровать в Него, бояться и благоговеть перед Ним, надеяться на Бога, любить Его, повиноваться и поклоняться Ему, прославлять, благодарить и призывать Его имя.
- Выражать внешнее почитание Бога: исповедовать Пресвятую Троицу, не отрекаясь от своей веры даже под угрозой смерти; участвовать в церковных богослужениях и Таинствах, установленных Самим Богом.
Грехи, нарушающие первую заповедь:
- безбожие, т. е. отрицание существования Бога;
- многобожие – поклонение мнимым божествам;
- неверие в Божье провидение и откровение;
- ересь – выражение мнений, противоречащих Божественной истине;
- раскол – уклонение от единства Православной Церкви;
- богоотступление – отречение от истинной веры;
- отчаяние – потеря надежды на спасение;
- волшебство – обращение за помощью к тёмным силам;
- суеверие, при котором обычной вещи придаётся магическое значение;
- леность в исполнении обязанностей благочестия;
- бóльшее проявление любви к твари, нежели ко Творцу;
- человекоугодие вместо угождения Богу;
- человеконадеяние – надежда на силы человеческие, а не на помощь Божью.
Вторая заповедь
Предостерегает от поклонения идолам – языческим божествам, а также тем предметам, к которым привязываются все мысли и желания человека.
В современных развитых странах, не подверженных языческому влиянию, нарушения этой заповеди довольно часто встречаются в повседневной жизни.
Грехи, нарушающие вторую заповедь:
- гордость, лицемерие;
- сребролюбие, любостяжание – любовь к наживе;
- – чрезмерное наслаждение пищей и употребление её в больших количествах;
- пьянство, наркомания;
- компьютерная зависимость.
В противовес перечисленным грехам данное Божье наставление учит смирению, щедрости и воздержанию.
Следует отметить, что почитание святых икон в православном христианстве не противоречит этому предписанию. Слово икона в переводе с греческого обозначает образ , или изображение. В своей молитве человек обращается не к иконе, а к образу, запечатлённому на ней. Сам Господь повелел Моисею установить в скинии золотые изображения Херувимов, причём в той части храма, к которой обращался народ для молитвы Богу.
Третья заповедь
Запрещает произносить имя Божие напрасно, без особой нужды и благоговения, в бесполезных и суетных разговорах.
Грехи, нарушающие третью заповедь:
- богохульство, т. е. слова, оскорбляющие Бога;
- – поругание священных предметов или насмешливое отношение к ним;
- ропот – недовольство жизненными обстоятельствами;
- ложная клятва, утверждающая то, чего нет на самом деле;
- клятвопреступление – нарушение законной клятвы;
- невыполнение обещаний, данных Богу;
- божба – легкомысленная клятва в обычных разговорах;
- невнимательная молитва.
В Священном Писании Спаситель предостерегает людей от всякого рода божбы: А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 34 и 37).
Здесь не идёт речь о клятве, предусмотренной общественным законом в особо важных случаях. Законную клятву и присягу необходимо давать и оставаться ей верным до конца, не нарушая ни при каких условиях.
Четвёртая заповедь
Учит людей седьмой день недели посвящать Творцу. В Библии описывается, как Бог шесть дней творил мир, а на седьмой почил, закончив свою работу. Ветхозаветная Церковь почитала день субботний, который является седьмым днём недели. После Светлого Христова Воскресения стал почитаться Воскресный день – первый день седмицы, следующий за шестью рабочими днями.
Для соблюдения четвёртой заповеди и освящения Воскресного дня необходимо:
- Воздерживаться от работы и мирских дел.
- Посещать храм Божий, участвуя в церковных службах.
- Посвящать часть времени чтению Священного Писания и духовной литературы.
- Служить Богу делами милосердия, посещая больных, заключённых, раздавая милостыню.
Следует отметить, что шесть дней в неделю Господь заповедал трудиться, поэтому безделье и расслабленность в предназначенное для работы время является прямым нарушением Божьей заповеди.
Пятая заповедь
Говоря о необходимости почитания родителей, Господь указывает на обязанности детей по отношению к ним. Исполняя долг перед отцом и матерью, каждый христианин должен:
- Относиться к ним с уважением.
- Находиться в повиновении у них.
- Ухаживать за ними во время болезни и старости.
- Молиться об их здравии при жизни и об упокоении их душ после смерти.
На основе пятой заповеди строятся семейные и общественные отношения. Поэтому, учитывая её важность для формирования порядка в сферах взаимного сосуществования, Господь обещает в награду за выполнение этого требования благополучную и долгую земную жизнь.
Относиться с почитанием следует также к наставникам, начальству, людям преклонного возраста. С самого детства ребёнку нужно прививать уважительное отношение не только к маме и папе, но и воспитателям, учителям, представителям старшего поколения, демонстрируя такое поведение на собственном примере.
Шестая заповедь
Предостерегает от совершения убийства. Жизнь – бесценный Божий дар, который никто не вправе отнять, кроме Самого Творца. Каждый человек создан по образу и подобию Божию. Поэтому покушение на человеческую жизнь является дерзким кощунственным преступлением, за которое придётся отвечать по всей строгости не только в этой жизни, но и будущей.
Грехи, нарушающие шестую заповедь:
- непосредственное убийство другого человека;
- руководство действиями, которые привели к кровопролитию;
- доведение до самоубийства;
- неоказание своевременной возможной помощи умирающему;
- укрывательство преступника, совершившего убийство;
- нанесение вреда здоровью ближнего;
- вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);
- самоубийство.
Следует отметить, что последний из всех перечисленных грехов является самым тяжким. Самовольно уходя из жизни, человек дерзает распоряжаться тем, что ему не принадлежит, отвергая дар Божий и тем самым отворачиваясь от Создателя. Самоубийца не имеет возможности принести покаяние и каким-либо способом изменить свою участь. Церковь не молится за ушедших из жизни таким способом.
Не является нарушением шестой заповеди:
- Наказание преступника по правосудию.
- Уничтожение неприятеля при защите Отечества.
Седьмая заповедь
Через неё Господь призывает всех к телесной чистоте и целомудрию.
Священное Писание учит, что тело христианина должно стать храмом Святаго Духа, поэтому недопустимо его осквернять незаконными и противоестественными связями.
Грехи, нарушающие седьмую заповедь:
- блуд – близкие отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке;
- прелюбодеяние – супружеская измена;
- кровосмешение – плотская связь между родственниками;
- однополые связи и другие формы сексуальных извращений.
В Новом Завете Спаситель излагает более тонкое объяснение этого наставления: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф. 5, 28). Этими словами Господь даёт понять, что люди должны не только поступать по Закону, но и тщательно следить за чистотой своих мыслей.
Восьмая заповедь
Запрещает присвоение человеком того, что по праву принадлежит другому.
Грехи, нарушающие восьмую заповедь:
- грабительство – лишение человека его собственной вещи с применением насилия;
- воровство – тайное похищение чего-либо;
- присвоение чужих средств или имущества с помощью обмана;
- вымогательство;
- взяточничество;
- тунеядство;
- нежелание отдавать долги.
В противовес этим грехам выступают такие добродетели, как милосердие, бескорыстие, щедрость.
Девятая заповедь
Требует от людей быть честными по отношению друг к другу.
Грехи, нарушающие девятую заповедь:
- дача ложных показаний в суде;
- клевета в обыденной жизни;
- несправедливое порицание;
- любая ложь.
В православном христианстве также считается непозволительным укорять или осуждать ближнего за его пороки, если это не допускается определёнными обязанностями: Не суд ú те, да не судимы будете (Мф. 7, 1).
Десятая заповедь
Предостерегает людей от недобрых желаний и помышлений, которые впоследствии приводят к греховным поступкам. Необходимо пресекать любые нечистые помыслы, чтобы они не подпитывали и не давали разрастаться губительной страсти под названием зависть . Для противодействия этому душевному недугу необходимо:
- Хранить сердечную чистоту.
- Довольствоваться тем, что есть.
- За всё благодарить Бога.
Фундаментом, заложенным в основу Закона Божия, является любовь . На вопрос о том, какая заповедь в Законе считается наибольшей, Господь отвечает: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 36–40).
Смертные грехи
Поступки человека, противоречащие Божьему замыслу о нём и отделяющие его от Творца, что приводит к неминуемой гибели человеческой души, именуются смертными грехами . Их принято условно разделять на семь групп в зависимости от страсти , которая лежит в основе тех или иных поступков. Впервые такая классификация была предложена в 590 году святителем Григорием Великим.
Семь смертных грехов, или страстей:
- Гордость – страсть, лежащая в основе всех грехов. Она послужила причиной того, что приближённый к Богу херувим по имени Денница, посчитав себя равным Самому Творцу, был низвергнут с Неба в преисподнюю вместе с другими ангелами, вставшими на его стороне.
- Зависть – греховное чувство, подтолкнувшее Каина к убийству своего родного брата Авеля. Зависть явилась основной причиной осуждения и распятия Спасителя.
- Чревоугодие – патологическое состояние человека, когда удовлетворение естественных потребностей в еде заменяется обжорством. Чревоугодие порождает другие грехи – леность, расслабленность, невнимание.
- Блуд – страсть, способная полностью одурманить человеческий разум, побуждая свою жертву к супружеским изменам, беспорядочным половым связям и всякого рода извращениям. За эти грехи люди подверглись страшной Божьей каре, когда на Содом и Гоморру пролился огненный дождь.
- Гнев – разрушительное чувство, способное целиком овладеть человеком и подтолкнуть на самые страшные поступки, вплоть до совершения убийства.
- Алчность , или корыстолюбие – непреодолимое желание обладать материальными благами. Эта страсть основывается на подмене жизненных ценностей, когда человек тратит свои силы на приобретение земного достояния, пренебрегая обретением богатства вечного.
- – грех, в основе которого лежит душевное и телесное расслабление, парализующее волю человека. Уныние переходит в ропот , который проявляется в недовольстве имеющимися обстоятельствами, когда желаемое несоответствует действительности.
Впадение в смертный грех губит человеческую природу и влечёт за собой трагичные последствия. Но даже при совершении самого тяжёлого преступления нельзя впадать в отчаяние и терять надежду на милосердие Божие, уподобляясь в этом Иуде. Пока человек жив, он имеет возможность очистить свою душу искренним покаянием и вновь заключить союз с Богом, соединившись с Ним в Таинстве Святого Причащения.
Воспитание ребёнка по Божьим заповедям
Основой православного воспитания в семье всегда был и остаётся Закон Божий , открывающий перед ребёнком реальную картину жизни и формирующий у него правильное отношение к окружающему миру, людям и самому себе. Семена православной веры, посеянные в детской душе, обязательно принесут свои плоды в зрелом возрасте.
Чтобы воспитательный процесс проходил в доступной и интересной для ребёнка форме, специальными издательствами было выпущено большое количество православной детской литературы, включая Закон Божий и Библию для детей , а также отдельные издания, представляющие десять заповедей в картинках на русском языке.
Не умеющий читать малыш сможет освоить азы православия не только с родительской помощью, но и самостоятельно, попросту рассматривая рисунки. Для ребёнка, владеющего чтением, книга с изложением Божьих заповедей должна стать настольной, чтобы в любой жизненной ситуации юный христианин научился руководствоваться вечными истинами.
Но сколько бы ни было приложено усилий к просвещению и наставлению родного чада, главной и определяющей частью православного воспитания должен стать личный пример родителей, чтущих Закон Божий и на деле стремящихся к соблюдению всех заповедей Творца.
Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:
- Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
- Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
- Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
- Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
- Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
- Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
- Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.
Десять заповедей
Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Согласно библейским рассказам, этот список был вручен самим Иисусом в руки Моисея. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.
- Верь в единственного Бога — в первую очередь эта заповедь была направлена на борьбу с еретиками и язычниками, но с тех пор потеряло такую актуальность, ведь большинство верований направлены на чтение единого Господа.
- Не создавай себе кумира — изначально данное выражение употреблялось по отношению к поклонникам идолов. Сейчас же заповедь трактуется, как отказ от всего, что может отвлекать от веры в единого Господа.
- Не произноси имени Господа понапрасну — нельзя просто так упоминать о Бога мимолетно и бессмысленно, это касается выражений «О, Боже», «Ей Богу» и т.д., употребляющихся в диалоге с другим человеком.
- Помни о выходном дне — это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В этот день, в православной церкви это зачастую воскресенье, нужно посвятить себя Богу, молитвам к нему, раздумьям о Всевышнем и т. д.
- Почитай своих родителей , ведь именно они после Господа подарили тебе жизнь.
- Не убивай — согласно заповеди только Бог может отнять жизнь у человека, которому сам ее и дал.
- Не прелюбодействуй — каждый мужчина и женщина должны жить в моногамном браке.
- Не кради — согласно заповеди только Бог дает все блага, которые именно он и может отнять.
- Не лги — нельзя клеветать на ближнего своего.
- Не завидуй — нельзя желать чужого, причем это касается не только предметов, вещей, богатств, но и супругов, домашних животных и т. д.
Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.
В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.
Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.
Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди . В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.
Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.
Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей , на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).
Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.
Рассмотрим десять заповедей закона Божиего :
- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Первая заповедь
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.
Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.
Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.
Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.
Грехами против первой заповеди являются:
- атеизм (отрицание Бога);
- маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
- язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
- ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
- отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.
Вторая заповедь
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью... и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22-23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.
Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.
Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.
Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание... есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.
К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.
Третья заповедь
Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.
Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.
Святитель Николай Сербский. Притча
Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:
— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!
Паломник миролюбиво ответил:
— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?
Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Четвертая заповедь
Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).
В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.
Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.
Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.
Пятая заповедь
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.
Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.
Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.
Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача ) скрепляют общество, делают народ сильным.
Шестая заповедь
Не убивай.
Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.
Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.
Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.
Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.
Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.
Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.
Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».
Седьмая заповедь
Не прелюбодействуй.
Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.
Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.
То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).
Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.
Восьмая заповедь
Не кради.
Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.
«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.
К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).
Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.
Девятая заповедь
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.
Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.
Рассказ преподобного Иоанна Савваитского
Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.
Вот как страшно выносить суждение о человеке.
Десятая заповедь
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.
Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.
- 1с предприятие 8.3 закрытие месяца. Как закрывать квартал начинающему бухгалтеру пошаговая инструкция. Настройка учетной политики организации
- Продажа ос в 1с 8.3 бухгалтерия. Как в «1с» отразить продажу основных средств и мнма. Продажа основного средства с восстановлением амортизационной премии
- Расчет и калькуляции себестоимости продукции Расчет себестоимости путем распределения расходов
- Самые счастливые люди на Земле: особенности и интересные факты